8 (800) 700-95-46  Бесплатная консультация с юристом

Изменение вида разрешенного использования земельного участка: порядок перевода, пример заявления, а также расчет стоимости и сроки процедуры

Главная » Земля » Образец заявления об изменении вида разрешенного использования земельного участка

Приобретая земельный участок, каждый гражданин понимает, что использовать землю получится только в рамках действий, допустимых видом разрешенного использования земли. Чтобы иметь возможность применять участок земли на свое усмотрение, владелец должен осуществить процедуру смены ВРИ участка земли. Учтите, что изменить ВРИ можно только в соответствии с действующими правилами застройки и землепользования, одобренными администрацией муниципального образования.

Содержание

Какие бывают виды разрешенного использования земельного участка

Учтите, что законодательно термина ВРИ земельного участка не существует, хотя данная характеристика земли является важной и основной для земельного участка. Чтобы понять суть данного термина, изучите всю информацию, систематизируйте ее.

Вид допустимого применения земельного участка – это одна из основных характеристик участка территории, которая непосредственно влияет на формирование юридических оснований применения территории и земельных ресурсов. Правила, которые регулируют ВРИ, определяются нормами распределения территории на зоны целевого использования.

Согласно правилам зонирования территории владелец участка получает право использовать землю в строгом соответствии обозначенным видам допустимого использования территории. При этом в правилах четко прописано, что допустимо делать на участке земли, в какой ВРИ земли перевести собственность, кроме этого, прописано, какие действия с земельными ресурсами на территории участка недопустимы для любого пользователя или собственника.

Основная задача формулирования ВРИ заключается в том, чтобы определить функциональные ограничения по применению участка земли.

Законодательство определяет три важные категории видов разрешенного применения земельного участка:

  • Основные – на основании таких ВРИ собственник имеет право применять земельные ресурсы в границах своей территории без получения дополнительных документов или разрешений на осуществление деятельности, без прохождения процедуры согласования с уполномоченными органами. Список основных видов допустимого землепользования формируется градостроительными регламентами, которые распространяются в пределах территории расположения земельного участка;
  • Условно разрешенные – виды применения земли, которые разрешены к использованию, но могут быть применены только после прохождения процесса общественного согласования. А это значит, что после проведения соответствующих мероприятий владелец должен получить документ, разрешающий применять определенный ВРИ земли в качестве основного. Существует специальный алгоритм действий для осуществления процедуры согласования, согласно ГрК РФ:
  • Инициатор подает заявление в специальный комитет, имеющий право принимать и рассматривать для вынесения решения заявления с требованиями провести процедуру согласования;
  • Учтите, что в тексте заявления необходимо указать точный вид условно разрешенного использования земли, которое требуется установить в отношении территории собственника;
  • Далее, в соответствии с нормами и правилами осуществления общественных слушаний организуется такое мероприятие, на котором выносится на обсуждение вопрос присвоения вида условно разрешенного использования земли в отношении участка заявителя;
  • После озвучивания повестки принимается решение о том, чтобы присвоить запрашиваемый вид условно разрешенного применения земли участку собственника или отказать в этом. Знайте, что в случае отрицательного решения после проведения общественных слушаний можно обратиться в суд и отстаивать право на изменение ВРИ в отношении собственного участка;
  • Вспомогательные – такие виды допустимого использования ресурсов земли устанавливаются в отношении территории, которой уже присвоен основной ВРИ или условно разрешенный. При этом вспомогательный вид использования земельного ресурса присваивается с целью обеспечения условий максимально полной эксплуатации участка земли в соответствии с целевым назначением земельного ресурса.

Внимательно изучите примеры, чтобы наглядно понять, каким образом формируется ВРИ любого участка и территории.

Для условно взятой для примера территории с установленной категорией землепользования существуют следующие варианты применения ресурсов земли:

  • Основной ВРИ предусматривает право на возведение объектов ИЖС, что дает возможность собственнику возводить жилые здания без получения специальных разрешений на строительство таких объектов в границах данной территории;
  • Условно-разрешенный ВРИ позволяет возводить жилые помещения общей площадью, не превышающей 100 квадратных метров, что подразумевает получение дополнительного разрешения на право возводить объекты нежилого назначения, если есть у собственника намерение возвести магазин или иной объект для осуществления определенного вида деятельности;
  • Вспомогательный ВРИ подразумевает возможность без дополнительных разрешений строить автостоянки для легкового автомобильного транспорта. Учтите, что автомобильную стоянку без дополнительных разрешений и согласований разрешается возводить только после того, как будет построено хотя бы одно здание на территории. В таком случае автостоянка будет считаться объектом, созданным для обслуживания строительства.

Чтобы понять, с каким количеством территориальных зон можно столкнуться на практике, изучите основной перечень:

  • Для жилищного строительства;
  • Промышленные зоны;
  • Восстановительные ресурсы;
  • Территории общественного и делового строительства;
  • Инженерные;
  • Специального назначения;
  • Зоны для возведения строений в ведомстве ВС РФ;
  • Зона транспортной отрасли и всех объектов инфраструктуры;
  • Земли сельхоз назначения;
  • Зоны другого типа.

Учтите, что каждая зона формируется таким образом, чтобы любой участок земли располагался в конкретной зоне, не допуская пересечения границ. Территориальная зона определенного назначения, в пределах которой располагается участок, формирует основной вид допустимого использования участка земли.

Зачем нужно менять вид разрешенного использования земельного участка

Приобретая землю в собственность у государства, гражданин приобретает участок с установленным типом допустимого использования земельного ресурса. При этом поймите, что после приобретения участка земли меняется собственник, а не ВРИ.

В качестве примера рассмотрите несколько ситуаций:

  • На землях для сельхозназначения не разрешается строить автозаправку;
  • На участке земли под дачное строительство нельзя возводить многоэтажные дома.

Чтобы применять землю для осуществления деятельности, не разрешенной в отношении участка земли, допускается осуществить процедуру смены ВРИ.

Рассмотрите основные причины для проведения смены ВРИ:

  • Увеличение стоимости участка земли перед заключением сделки купли-продажи участка, обусловлена такая причина тем, что земли сельхоз назначения стоят дешевле по рыночной стоимости земель муниципальных образований;
  • Оформление на территории прав на осуществление коммерческой деятельности с целью получения прибыли. Чаще всего такая деятельность осуществляется путем возведения торгового помещения или помещений, сдаваемых в аренду для торговой деятельности или производства товаров;
  • Возведение многоэтажного здания на территории, которая официально по бумагам предназначена для осуществления деятельности в пределах подсобного хозяйства;
  • Планирование возвести жилой квартал из многоэтажных жилых зданий на территории земель сельхоз назначения.

Довольно часто собственники земель не обращают внимание на подготовку документов, на ограничения в виде допустимого использования земли. При этом осуществляют хозяйственную деятельность с нарушениями.

Знайте, что за нарушение правил использования земель виновному грозит административная ответственность и штрафы:

  • Если участок земли использовался не по целевому назначению, то необходимо собственнику оплатить штраф в размере 1% от кадастровой стоимости участка, где выявлено нарушение. При этом сумма штрафа не может быть меньше 10.000 рублей;
  • Если участок земли, выделенный под сельскохозяйственную деятельность, не используется по прямому назначению, тогда собственник заплатит штраф в размере 0,5% от стоимости, зафиксированной в кадастре. Сумма штрафа не может быть меньше 3000 рублей;
  • Если на территории участка, выделенного под возведение частных жилых построек, не планируется и не осуществляется строительная деятельность, а объектов жилой собственности на участке нет.

Правовое регулирование изменения вида разрешенного использования

Чтобы ориентироваться в правилах и порядке смены ВРИ, необходимо изучить следующие документы, регулирующие данный вопрос:

  • ЗК России, содержащий основные аспекты правового регулирования земельных отношений;
  • Градостроительный кодекс России;
  • ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»;
  • Закон о вступлении в силу ГрК РФ в действующей редакции.

Как выбрать вид разрешенного использования земельного участка

Приобретая участок земли, заранее ознакомьтесь с перечнем ВРИ, которые допускается применять в отношении указанного участка. Применяйте правила использования земли и градостроительный регламент муниципального образования, в границах которого располагается земельный участок.

Такого типа документация должна быть размещена на официальном ресурсе администрации в интернете. Доступ к этой информации должен быть открытый и свободный.

Несоблюдение обязанностей чиновниками может привести к тому, что информацию найти не получится, тогда обратитесь с требованием предоставить вышеперечисленные данные в администрацию поселения.

В одобренных муниципалитетом правилах застройки территории поселения существует глава или раздел с подробным описанием всех градостроительных норм и регламентов для конкретных территориальных зон. В таком разделе содержится информация о том, какая территориальная зона является основной для указанного участка земли, какие виды землепользования могут быть присвоены участку при смене ВРИ.

Если сложно сориентироваться по тексту документа, примените графический раздел градостроительного регламента, найдите участок земли, определите, к какой территориальной зоне он относится.

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков 2018.

О категориях земель и видах разрешенного использования читайте тут.

Обратите внимание на то, что данные о ВРИ в регламентах и правилах застройки и землепользования должны совпадать со сведениями классификатора, одобренного для систематизации видов допустимого применения земли. Знайте, что правила и нормы, которые были утверждены раньше даты принятия классификатора ВРИ, имеют законную силу.

Изучите следующие сведения, которые можете найти в градостроительных регламентах и нормах застройки территории:

  • Зафиксирован минимальный и максимальный размер участка, расположенного в конкретной территориальной зоне, в зависимости от типа территории;
  • Количество застроенной территории, которое высчитано в процентах от общего размера территории;
  • Перечень документации и ссылки на оригинальные нормативные акты.
Это интересно:  Налоговый вычет по месту работы 2020 - как получить, документы, заявление

Порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка

Существует определенная последовательность внесения изменений в виды допустимого применения земли:

  • Сбор документов, необходимых для проведения процедуры, которые необходимо оформить, найти или восстановить заранее:
    • Документы на участок земли;
    • Личные документы;
    • Любые приложения и дополнительная документация, которая может быть применена для принятия решения;
    • Убедитесь в администрации поселения, что существует постановление муниципалитета о том, что в отношении указанного участка земли допустимо проводить изменение ВРИ (Для получения этих сведений обратитесь в администрацию муниципального образования).

Имейте в виду, что обращаться в администрацию необходимо лично со всеми подготовленными бумагами, данными и заявлением. Если заявитель желает воспользоваться услугами представителя, то должен предоставить последнему доверенность с подписью и печатью нотариуса. При этом в доверенности должен быть прописан перечень возможностей и ограничения в ответственности представителя.

Знайте, что после подачи документов в администрацию, сотрудник, принимающий бумаги и заявление, должен выдать расписку с перечнем прилагаемых документов и описанием заявления. Проверьте, есть ли дата и подпись сотрудника администрации в расписке.

Заявление рассматривается в двух вариантах:

  • Если есть необходимость проведения общественных слушаний, то период рассмотрения составит 2 месяца;
  • Если нет необходимости в публичных слушаниях, то срок сокращается до 1 месяца.

Знайте, что не существует федерального законодательства, в котором определен факт необходимости взимания государственной пошлины за смену ВРИ. Однако, если в муниципалитете принято решение о формировании размера пошлины за данную услугу с целью внесения средств в бюджет, то это не является незаконным.

Далее следует получение результата после подачи заявления. После рассмотрения специальной комиссией всех документов, которые представляет заявитель, глава администрации муниципального образования принимает решение разрешить или запретить изменение ВРИ в отношении конкретного участка земли. Чтобы получить письменное решение любого характера, приезжайте в администрацию, предъявите сотруднику паспорт или доверенность (если применялись услуги представителя), заберите решение.

Учтите, что отказное решение должно содержать полный текст мотивации, на основании которой глава администрации отказал заявителю. Если собственник участка уверен, что отказом администрация нарушила его права, то с письменным решением обратитесь в суд.

Если решение положительное, то сведения в Росреестр подает администрация поселения, изменения вносятся в ЕГРН.

После этого следует внесение изменений в ЕГРН, это происходит в период 15 суток, но не более. Течение срока начинается с момента передачи администрацией документов в Росреестр. Такой порядок действий осуществляется в рамках межведомственного взаимодействия. После внесения изменений в ЕГРН собственник участка должен получить об этом сообщение в срок не позднее 5 суток. Информационное письмо отправляется по указанному собственником земли адресу.

Если владелец не оповещен об изменении запись в ЕГРН в отношении участка, отправляйтесь в Росреестр лично и подайте заявление о внесении изменений в ЕГРН. 3 суток нужно сотрудникам ЕГРН для отправления запросов в местные органы исполнительной власти, затем, еще 5 суток для уведомления владельца земли об изменениях.

Знайте, что после изменения ВРИ стоимость земельного участка может сильно измениться, чаще всего в сторону увеличения. Это может привести к сильному увеличению суммы земельного налога. Если владелец считает, что кадастровая стоимость участка после смены ВРИ неоправданно завышена, то эту ситуацию можно оспорить в Росреестре или в порядке судебного разбирательства.

Образец заявления об изменении вида разрешенного использования земли

Порядок осуществления смены ВРИ прописан в ГрК РФ, начинается процесс с подачи собственником или представителем заявления в органы местного самоуправления на имя главы администрации поселения.

Далее собственник вносит сведения о себе, включая паспортные данные, адрес проживания, контактные данные.

Подача документов обычно осуществляется лично, но существует возможность отправить по почте с составленной описью документов в момент отправления письма.

Образец декларации о смене разрешенного использования земельного участка

Декларация об изменении ВРИ участка земли должна быть в качестве приложения к заявлению передана в администрацию вместе с заявлением. Такая декларация является основным документом, но разрешается ее заполнять в свободной форме.

Декларация подтверждает письменно право собственника выбрать вид разрешенного применения земли из существующих в отношении данного участка.

ВРИ после изменения выбирается собственником самостоятельно. Образцы декларации существуют в свободном доступе в интернете, допускается составить документ в своем варианте.

Главное, чтобы в тексте имели место следующие данные:

  • Информация о государственной структуре, куда направляет заявитель декларацию;
  • Название документа;
  • Личные и паспортные данные заявителя;
  • Перечень основных характеристик участка;
  • Информация о категории землепользования;
  • Описание документов, на основании которых участок приобретен собственником;
  • Затем необходимо вписать фразу такого типа: «Разрешите внести изменения или поправки в кадастр, которые обоснованы сменой основного ВРИ ЗУ – на условно-разрешенный, по причине …»;
  • Указать, что существует разрешение из администрации на смену ВРИ участка, соседи согласны с внесениями изменений и составили письменное согласие;
  • В конце документа оставить подпись с расшифровкой, указать дату составления.

Знайте, что заявление и декларация отличаются друг от друга. В заявлении гражданин просит разрешить осуществить изменение ВРИ участка, а в декларации фиксируется разрешение по уже одобренному и подписанному заявлению. Фактически декларация вступает в силу после подписания заявления, далее, этот документ применяется для получения акта об изменении записи в кадастре.

Документы для изменения вида разрешенного использования земельного участка

Запомните перечень бумаг, необходимых для изменения вида допустимого применения земельного участка:

  • Заявление владельца участка в администрацию с просьбой разрешить изменить ВРИ участка;
  • Подтверждающие личность документы на заявителя;
  • Выписка из ЕГРЮЛ, если заявление подает юридическое лицо;
  • В случае применения услуг посредника, необходимо представить копию его паспорта, нотариальную доверенность и перечень полномочий, указанных в этой доверенности;
  • Выписка из ЕГРН на участок и договор, на основании которого владелец земли получил право собственности;
  • Необходим адресный план участка с окружающими его территориями, чтобы определить местоположение земли фактически;
  • Если инициатор смены ВРИ земли подает документы самостоятельно, а участок при этом состоит в долгосрочной аренде, то необходимо представить письменное согласие арендатора на смену ВРИ;
  • В случае расположения на участке объектов недвижимости, необходимо представить на каждый из них правоустанавливающие документы;
  • Проект территориальной зоны, в состав которой входит данный участок.

Для получения исчерпывающего списка требований и документов заранее обратитесь в администрацию поселения.

Решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка

Если слушания состоялись, то письменный ответ о результатах заявитель получит не позднее 3 суток с момента завершения слушаний. Если решение в пользу заявителя, то администрация поселения начнет составлять акт о согласовании планов землепользователя в отношении участка с измененным ВРИ. Это займет время.

После получения на руки акта о том, что планы собственника согласованы и администрация дает разрешение на внесение изменений во ВРИ с занесением изменений в кадастровый реестр, отправляйтесь с этой бумагой в Росреестр.

При себе необходимо иметь:

  • Пакет документов, которые собирались ранее и подавались с заявлением;
  • Выписку из результатов публичного слушания по данному вопросу;
  • Акт о смене основного ВРИ на условно разрешенный ВРИ.

Стоимость изменения вида разрешенного использования земельного участка

Проводя процесс изменения данных в любом реестре, необходимо оплатить соответствующую государственную пошлину за услуги должностных лиц и организаций.

За внесение изменений во ВРИ нужно оплатить 350 рублей.

Документы подавать необходимо вместе с заявлением и квитанцией об оплате госуслуги в администрацию лично, чтобы ускорить процесс. Допустимо отправить документы по почте. При личной явке в администрацию сотрудники выдадут расписку за те документы, которые примут.

После осуществления регистрации измененного ВРИ в отношении участка земли, можно будет распоряжаться в полном праве участком в соответствии с новыми возможностями.

Сроки изменения вида разрешенного использования земельного участка

Если рассуждать о минимально возможных сроках проведения процесса смены ВРИ участка земли, то знайте, что 2 – 3 недели осуществляется процедура. В теории на решение всех административных вопросов для вынесения решения не должно пройти более 45 дней. На практике получается так, что процедура затягивается на 2 месяца.

Кто устанавливает смену целевого назначения ЗУ и какой порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка собственником?

Владельцы земельных участков (ЗУ) нередко сталкиваются с потребностью в расширении полномочий по использованию надела. Для этого требуется внести изменение разрешенного использования земельного участка собственником.

Кто устанавливает и изменяет?

Выясним, кто устанавливает вид разрешенного использования земельного участка.

При выкупе (приватизации) участка, находящегося в аренде у муниципального образования, при его выделе или приобретении с торгов, вид разрешённого использования должен указываться в сопроводительной документации.

Виды использования ЗУ

Перед тем, как поменять вид разрешенного использования земельного участка узнаем, какие существуют классификаторы использования надела:

  • основной;
  • условно разрешённый;
  • дополнительный.

На основании регламента Приказа Минэкономразвития РФ № 540, от 01.09.14 г., основной вид использования отражает нормы, применимые к целевому назначению ЗУ, указанные в соответствующем классификаторе.

Это означает, что надел допускает использования исключительно в пределах регламента, который ориентирован на код целевого назначения. То есть, если земли сельскохозяйственного назначения предусматривают посадку огорода, бахчи и т.п. – здесь не допускается возведение капитального строения.

Дополнительный вид разрешённого использования всегда идёт приложением к иным видам и не требует специального оформления. На его основании допускаются незначительные самостоятельные действия, не требующие регистрации или иного юридического оформления.

Исходя из представленного примера, собственник, в том числе индивидуальный предприниматель, вправе поставить лишь временную постройку для хранения сменной одежды или инвентаря.

Если же оформлен условно разрешённый вид использования – собственник вправе применить действия, существенно улучшающие качество имеющегося участка. При этом его действия:

  1. Требуют согласования с администрацией.
  2. Должны полностью соответствовать целевому назначению ЗУ (узнать об ответственности за нецелевое использование ЗУ можете здесь).
  3. Не нарушать регламента использования окружающего массива.
Это интересно:  Кто может быть членом ТСЖ, в чем отличия в правах, полномочиях, ответственности и обязанностях, как написать заявление о вступлении в членство по образцу, и нужно ли платить вступительный взнос?

Например, на землях, предоставленных под насаждение сада (огорода), собственник вправе возвести небольшое капитальное строение под овощехранилище.

Но как поменять разрешенное использование земельного участка? Ответ на этот вопрос дан ниже.

Порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка

Причины и условия внесения изменений

Если владелец ЗУ не переоформлял, но ему требуется произвести перевод вида разрешенного использования земельного участка – следует действовать в соответствии с указанным ниже алгоритмом. Однако следует учитывать, что согласие административного органа предоставляется только по его усмотрению, при комиссионном рассмотрении и принятии решения большинством голосов.

Основными причинами изменения вида использования земельного участка могут служить потребность в расширении прав владельца ЗУ. Например, при обозначенном регламенте на возведённое жилое строение, заказчик планирует строительство культурно-спортивного комплекса. Либо планируется место для парковки, которая будет использоваться в коммерческих целях.

Если речь идёт о землях сельскохозяйственного и промышленного назначения, окружающий ландшафт и плодородие почв не должны пострадать. Так же учитывается соблюдение противопожарных и санитарно-эпидемиологических норм при переводе разрешенного использования земельного участка.

Чтобы произошла смена вида разрешенного использования земельного участка необходимо написать специальное заявление. Пишется на имя начальника департамента по градостроительству и архитектуре – для жителей столицы, а также – областных и краевых центров, подаётся в земельный отдел уполномоченному лицу, с регистрацией документа.

В заявлении указывают:

  • сведения о земельном участке;
  • место расположения;
  • сроки владения;
  • форму собственности;
  • кадастровые и технические характеристики.

В основном тексте указываются причины, согласно которым требуется процедура изменения вида разрешенного использования земельного участка. Делается акцент, что вносимые изменения допускаются без ущерба для градостроительного контекста или окружающего массива земель и соответствуют целевому назначению земель, расширяя предусмотренный перечень допустимых действий в пределах установленных законодательством норм. В завершение ставится дата и подпись с расшифровкой.

Декларация

К заявлению прилагается заполненная декларация о смене разрешенного использования земельного участка. Она, как и заявление, составляется в свободной форме.

Вносимые сведения частично повторяются. Но декларация выполняет иную функцию.

Поэтому, кроме указанных сведений об участке и его собственнике, здесь требуется внести формулировку с просьбой о передаче сведений об изменении разрешённого использования земельного участка в регистрирующий орган населённого пункта.

Предварительно в тексте указывается просьба о замене основного вида разрешённого использования на условно разрешённый, с указанием причин. В завершение так же ставится дата и подпись заявителя.

Перед тем как изменить вид разрешенного использования земельного участка необходимо приложить:

Обозначенные документы подаются в виде копий. Исходя из нюансов ситуации, могут потребоваться справки или акты:

  • из отдела градостроительства и архитектуры;
  • из Росреестра;
  • от экспертов и иных уполномоченных инстанций.

Изменение вида разрешенного использования земельного участка

Заявление рассматривается в течение 5 дней, после чего принимается решение о его отклонении или принятии к рассмотрению запроса заявителя. В случае отклонения составляется мотивированная выписка, в которой перечисляются основания отказа, с опорой на нормы законодательства.

Решение по запросу принимается административной комиссией на публичных слушаниях. Предварительно в СМИ публикуется дата слушаний, на которых рассматривается установление разрешенного использования земельного участка. Здесь же указывается повестка дня, с указанием тематики рассматриваемых заявлений.

При положительном исходе слушания по вопросу, правообладатель ЗУ получает административный акт, в котором указывается вынесенное решение, с указанием законодательных постановлений, на которые таковое опиралось. Этот акт прилагается к собранному ранее пакету документации, для обращения в регистрирующий орган на основании Федерального закона № 122-ФЗ от 27.07.97 г.

После получения выписки из протокола о разрешении переоформления вида использования, удостоверенного администрацией, требуется внести изменения в Росреестр. Для регистрации требуется обращение в отделение многофункционального центра по месту расположения ЗУ с заявлением и документальным приложением.

Процедура слушаний занимает период от 1 до 1,5 месяцев. Регистрация внесения изменений в Росреестр занимает не более 1 месяца.

Узнав, как сменить вид разрешенного использования земельного участка следует рассмотреть финансовые затраты и причины отказа.

Оплата пошлины

Все административные услуги исполняются безвозмездно и не требуют оплаты пошлины. Однако некоторые виды документов, требующиеся для приложения к заявлению, могут выполняться за соразмерную плату.

При регистрации в службе одного окна следует оплатить пошлину в размере 350 рублей. Квитанция об оплате прилагается к пакету документации, подаваемой регистратору.

Основания для отказа

Наличие нарушений регламента земельного или градостроительного законодательства, а также административных актов и нормативов – послужат причиной отказа. В иных случаях отказать могут на основании официальных заявлений, сделанных представителями организаций, на публичных слушаниях.

Иногда заявление возвращается до принятия в производство, с требованием переоформить его или внести дополнительные сведения. Также допускается требование дооформления поданного пакета документации или замены того или иного документа. В этом случае допускается повторная подача документации.

Главными основаниями для отказа являются:

  1. С обращением обратилось неправоспособное лицо.
  2. Сособственники или соседи заявителя высказали претензию.
  3. Недостаток документации.
  4. Документ имеет неправоспособный (испорченный) вид.

В целом основания отказа делятся на два типа:

  • исправимые, подлежащие восстановлению правоспособности;
  • категоричные, не допускающие получения разрешения.

Теперь вам известно, как изменить разрешенное использование земельного участка. Как показано в статье, изменение допускается, при соблюдении норм законодательства и алгоритма обращения к уполномоченным должностным лицам.

Как оформить изменение вида разрешенного использования земельного участка: подробная инструкция и пошаговый порядок

Такой дорогостоящий вид деятельности как строительство требует не только тщательной подготовки проектной документации, но и надлежащего оформления права пользования земельным участком.

Возведение постройки на участке для этого не предназначенном — основание для признания здания самостроем и начала процедуры по его демонтажу.

ВРИ земельного участка — это законодательно установленное разрешение использовать землю в строго определенных целях.

Рассмотрим случаи его смены и порядок проведения процедуры подробнее.

Зачем изменять ВРИ земли

Смена ВРИ земельного участка производится для получения законной возможности использования надела в целях, не указанных в кадастровом реестре.

С началом строительства могут открыться следующие несоответствия:

  • Земельный участок выделен под ИЖС, а в планах застройщика возведение многоквартирного жилого дома.
  • Намерение возвести капитальное строение на землях для садоводства или огородничества.
  • Строительство на землях ЛПХ зданий и сооружений, имеющих цель использования получение прибыли.

Необходимо помнить, что совершение каких-либо сделок:

  • дарение,
  • продажа,
  • завещание,
  • использование в качестве залогового фонда

потребует надлежащего решения земельного вопроса.

Не удастся прописаться в доме, построенном на участке, не предназначенном для строительства жилья.

Чтобы добиться законной регистрации на собственной жилплощади придется получить положительное решение суда.

При обращении в судебную инстанцию следует учитывать Российские реалии — на землях сельхозназначения, как правило, узаконить жилую постройку не получится.

Могут возникнуть сложности и при оформлении дачного дома на сельхозземлях. На некоторых участках полностью запрещено возведение каких-либо построек и изменить ситуацию можно либо сменой целевого использования надела, либо более простым способом — сменить ВРИ участка.

Смена ВРИ земли поможет избежать штрафных санкций со стороны контролирующих органов при обнаружении нецелевого использования надела.

Также это возможность легально развивать свой бизнес на земле, максимально используя преимущества ее расположения.

Законодательная основа

Возможность смены ВРИ земли установлена на законодательном уровне.

Вопрос регламентируется следующими НПА:

  • Земельный кодекс РФ
  • Федеральный закон от 21.04.2004 года №172-ФЗ.
  • Градостроительный кодекс РФ Статья 37.
  • Федеральный закон от 23.06.2014 года №171-ФЗ.
  • Приказ Минэкономразвития РФ от 01.09.2014 г. №540.
  • Федеральный закон от 30.12.2015 года №221-ФЗ.
  • Федеральный закон от 01.02.2017 года №218-ФЗ.
  • Нормативно-правовые акты муниципальных образований, производящие утверждение ПЗЗ территорий.

Общий порядок смены

Существуют два способа поменять ВРИ земли:

  • Простая подача заявления в администрацию с перечнем подтверждающих документов — смена ВРИ на вспомогательный вид, предусмотренный местным ПЗЗ.
  • Общественные слушания — открытие нового ВРИ, не предусмотренного ПЗЗ территории или смена ВРИ на условно-разрешенный.

Кто может устанавливать вид разрешенного использования земельного участка при его смене на новый?

Градостроительным кодексом РФ установлено, что право принимать решение о смене ВРИ земли принадлежит главе администрации поселения или населенного пункта, в ведении которого находится земельный участок.

Решение принимается на основании общественных слушаний — исключение составляют новые ВРИ, предусматривающие возможность жилищного строительства.

Последовательность процедур по смене ВРИ участка земли закреплена в административном регламенте по оказанию одноименной муниципальной услуги. С текстом регламента можно ознакомиться на официальном сайте соответствующей администрации.

В общих чертах алгоритм действий выглядит следующим образом:

  • Пишется ходатайство на имя главы уполномоченного органа о смене одного ВРИ на другой. В тексте заявления необходимо обосновать причину инициируемой процедуры.
  • Собирается пакет прописанных в законе документов – паспорт заявителя, документы, подтверждающие право пользования земучастком и строениями на нем размещенными, планы и схемы, позволяющие позиционировать надел на местности, выписка из ЕГРН. Перечень документов может быть дополнен и другими документами по решению органа власти. Ознакомьтесь с перечнем требуемой документации заранее.
  • Получение решения о смене ВРИ земельного участка или отказ, выраженный в письменной форме. Отрицательное решение может быть обжаловано в судебном порядке.
  • Администрацией муниципального образования решение о смене ВРИ земли направляется в орган Росреестра. Изменение сведений в Госреестре производится в течение 15 рабочих дней, о чем не позднее пятидневного срока и уведомляется правообладатель.
  • Если по какой-то причине в установленный законом срок изменения в реестр не внесены, вы имеете право самостоятельно направить декларацию в ведомство, где и будет завершена процедура смены ВРИ.

Если на земельном наделе расположено и зарегистрировано какое-либо капитальное строение, то смене ВРИ должна предшествовать смена функционального назначения зданий на вид, соответствующий новой цели использования земли.

Поменять ВРИ «Огородничество» на «ИЖС» можно только со сменой категории земель. И здесь действовать начинает закон, регламентирующий перевод земли из одной категории в другую.

Ходатайство о переводе одной категории земельного надела в другую с перечнем требуемых документов подается в соответствующий орган власти, уполномоченный на проведение такой процедуры.

Это интересно:  Заявление судебным приставам о взыскании долга по алиментам: образец и инструкция, как написать и подать иск, в том числе об оплате неустойки

Подробная инструкция

Обратиться с заявлением на изменение вида разрешенного использования земельного участка имеют право собственники земли, а также арендаторы при условии получения согласия собственника надела, если он меняет не самостоятельно.

Как поменять на вспомогательный вид использования

Подготовка к смене ВРИ земли начинается с изучения перечня возможных целей использования земельных наделов, закрепленных действующими на территории вашего муниципалитета градостроительными регламентами и ПЗЗ.

Получить искомую информацию можно на официальном сайте Росреестра или при личном визите в офис ведомства.

Процедура подготовки заявления

Выбрав наиболее подходящий к цели предполагаемого использования новый ВРИ земли, займитесь подготовкой пакета сопроводительных документов, необходимых для подачи заявки в местную администрацию.

Пример заявления можно скачать тут.

Бланк заявления составляется по типовой форме и условно разделяется на следующие части:

  • Описательная. Помимо адресации заявления, содержит Ф.И.О. заявителя, его паспортные данные и контактную информацию.
  • Просительная. Выражает просьбу заявителя о смене ВРИ земли с описанием параметров надела – почтовый адрес, категория земли и присвоенный кадастровый номер, вид права, на котором осуществляется пользование землей, прежний и желаемый ВРИ участка, его площадь. В случае, направления заявки лицом, арендующим земельный участок, необходимо указать в заявлении о согласии владельца земли на проведение процедуры.
  • Мотивировочная. Содержит указания на законы и другие основания для изменения ВРИ земли. Здесь можно сослаться на действующий Градрегламент, а также перспективный план развития территории. Убедительным доводом будет предоставление подробного плана использования участка, подтверждающего положительные изменения местности.

Удостоверяющие личность заявителя документы. Нотариальное заверение копии документа законом не предусмотрено. В дополнение к копии паспорта может потребоваться заполнение разрешения на обработку персональных данных.

У юридических лиц и индивидуальных предпринимателей может быть затребована выписка из Госреестров, подтверждающая факт регистрации в налоговом органе.

Доверенность

Документ необходим при невозможности заявителю самостоятельно представлять свои интересы при получении государственной услуги. Нотариальное заверение доверенности для граждан не требуется, но для предотвращения возможных разногласий необходимо проставить в документе следующие реквизиты:

  • Наименование документа и номер.
  • Место составления и дата.
  • Паспортные данные заявителя и уполномоченного лица.
  • Подробный перечень полномочий.
  • Период действия.
  • Подписи с расшифровкой.

Документы на землю

В качестве документации устанавливающей права на участок можно предоставить:

  • Договора
  • Свидетельства.
  • Решения суда.
  • Акты госорганов власти.
  • Постановление (распоряжение) муниципалитета о выделении земельного участка.
  • Картографический материал, позволяющий точно позиционировать местонахождение участка и его положение по отношению к соседним объектам.

В качестве такой документации могут быть представлены:

  • Ситуационный план. Представляет собой схему, изображающую участок с высоты птичьего полета. Помимо соседних участков в плане указываются близрасположенные инфраструктурные сети, здания с указанием периода постройки. При наличии информации о кадастровом номере земли, документ может быть заказан в Центре услуг. Услуга предоставляется на бесплатной основе в течение трех дней.
  • Адресный план, являющийся своего рода реестром участков, которые могут быть использованы в качестве инвестиционных площадок.
  • Межевой план (при наличии).

Кадастровые документы

В состав документации включаются выписки по формам — КВ.1, КВ.2 и КВ.3.

Для упрощения процедуры взаимодействия с кадастровым ведомством, подать заявление на изготовление выписок можно через МФЦ (далее — Центр услуг) или воспользовавшись сервисом «Госуслуги».

К заявлению на оказание услуг потребуется приложить следующую документацию:

  • Правоустанавливающие документы на землю.
  • Квитанция на оплату госпошлины.

Срок оказание услуг — не дольше 3 рабочих дней с момента оплаты пошлины. При заказе документов через Центр услуг срок их получения может увеличиться на 2-3 дня.

Выписки из ЕГРН предоставляются как в бумажном, так и электронном виде. От формы предоставления готового документа зависит размер пошлины.

Для физических лиц электронная форма выписки будет стоить 300 руб., бумажная — 750 руб. Изготовление документа для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей оплачивается в сумме 600 руб. — электронная выписка, 2200 руб. — бумажная.

Согласие собственника земли, в случае, когда заявление подается арендодателем. Бланк согласия заполняется в простой письменной форме.

Документ должен содержать следующие позиции:

  • Указание получателя и заявителя в правом верхнем углу бланка.
  • Наименование документа.
  • Ф.И.О. собственника или наименование правообладателя земли, с указанием адреса расположения, кадастрового номера участка, правоустанавливающего документа.
  • Ссылка на статью 37 Град. кодекса РФ.
  • Фраза «заявляет о согласии на смену ВРИ (указать старый вид использования) вышеуказанного земельного участка на (указать новый вид использования)».
  • Подпись правообладателя и дата заполнения документа.
  • В нижней части документа целесообразно перечислить возможные виды ВРИ земли, установленные Приказом Минэкономразвития РФ №540 от 01.09.2014 г.

Документы, удостоверяющие право собственности и подтверждающие цель использования капитальных строений, расположенных на земельном наделе:

  • договора,
  • свидетельства,
  • акты ввода в эксплуатацию.

Проект планировки территории, в черте которой расположен земельный надел, утвержденный главой муниципалитета.

Для его получения необходимо обратиться с заявлением в местную администрацию.

Проект изготавливается за счет бюджетных средств, хотя законом и не запрещено привлечение внебюджетных источников.

Срок выполнения работ устанавливается административным регламентом.

Заявление с собранным пакетом документов может быть представлено лично, либо путем отправки почтового сообщения с описью вложений.

При отправке документов почтой, вложение доверенности на представителя не требуется.

Срок рассмотрения заявления не должен превышать 30 дней.

Вынесение решения

По итогам рассмотрения обращения заявителя уполномоченным органом власти выносится распорядительный акт о смене ВРИ земучастка либо мотивированный отказ в предоставлении услуги.

Положительное решение является законным основанием для внесения изменений в информационную базу Госкадастра недвижимости.

Корректировка данных в базе Госкадастра

Факт изменения и корректировки ВРИ земельного надела должен быть зафиксирован в базе данных подведомственной Росреестру кадастровой палаты.

Подать заявление в ведомство можно:

  • лично,
  • через Центр услуг (МФЦ),
  • сайт Госуслуги
  • или отправив электронный запрос на официальный сайт Росреестра.

При предоставлении услуги в электронном виде в дополнение к бланку заявления потребуется направить электронный вид плана межевания, подписанного ЭП изготовившего его специалиста. При этом план предоставляется в формате XML, либо в виде отсканированной версии бумажной формы плана.

В случае личного обращения в ведомство и подаче заявки через Центр услуг, заявление дополняется следующими документами:

  • Решение муниципалитета о смене ВРИ земли (по собственной инициативе).
  • Правоустанавливающий документ на землю.

При отсутствии возможности у заявителя предоставить заявление лично, документы подаются доверенным лицом с обязательным приложением оформленной на его имя доверенности.

Срок рассмотрения заявления и изготовления кадастровой выписки не превышает 13 рабочих дней, при направлении обращения через Центр услуг срок увеличивается на 2-3 дня.

За предоставление услуги установлен размер государственной пошлины.

Для физических лиц — 350 руб., для предприятий — 1000 руб. Сэкономить можно, запросив предоставление услуги в электронном виде. В этом случае размер госпошлины снижается на 30%.

Как сменить с проведением общественных слушаний

Смена ВРИ по 39 статье Градостроительного кодекса РФ предполагает коллегиальное принятие решения, после проведения общественных слушаний. Пакет собираемых документов при этом остается прежним, а срок рассмотрения документов увеличивается с 30 до 60 дней.

Плата за рассмотрение документов не взимается.

Для участия в публичных слушаниях приглашаются владельцы смежных участков и другие заинтересованные лица, в число которых могут входить арендаторы этой территории. Каждый участник имеет право на высказывание своих предложений, которые публикуются в источнике, выбранном для освещения слушаний.

Все предложения рассматриваются членами комиссии и при достаточном обосновании влияют на принимаемое ими решение.

По результатам слушаний рабочая комиссия формирует свои рекомендации и направляет их главе администрации муниципального образования для принятия решения.

Отрицательное решение муниципалитета может быть обжаловано в судебной инстанции.

При хорошо налаженном межведомственном взаимодействии, перечень запрашиваемых документов значительно сокращается. Все недостающие документы, находящиеся в ведении государственных структур, запрашиваются органами власти самостоятельно.

Причины отказа

Исчерпывающий перечень причин для отказа в смене ВРИ надела определен законами РФ. Как правило, это:

  • Несогласие участников слушаний с будущей сменой характеристики земли.
  • Отсутствие правовых оснований для проведения процедуры.
  • Выявленный недостаток необходимых документов.

Что делать, если в предоставлении госуслуги отказали?

Полный перечень причин для отказа в оказании госуслуги приводится в тексте административного регламента по ее предоставлению.

Наиболее часто встречаемые:

  • Заявление заполнено не по форме регламента либо не поддается прочтению.
  • Заявка подписана лицом, не имеющим на это право.
  • На участок наложены ограничения в силу закона, либо он является изъятым из оборота.
  • Сведения в представленных документах противоречивы.
  • Выявленное при анализе документов отсутствие прав на земучасток.
  • Испрашиваемый вид использования надела не соответствует видам, предусмотренным ПЗЗ.
  • Отзыв заявления.

Отказать в оказании услуги органы власти могут по любому из этих оснований. Причина отказа обязательно указывается в тексте решения. После устранения причины отказа, заявление может быть подано повторно.

Если у вас не принимают заявление, или после его рассмотрения сотрудники уполномоченного органа власти отказываются оказать госуслугу, вы можете в тридцатидневный срок обжаловать их действия в досудебном порядке. Лицом, рассматривающим жалобы по таким основаниям, является глава уполномоченного органа.

Сбор некоторых документов, проведение административных процедур потребует финансовых расходов. Приведем в таблице основные статьи затрат.

Статья написана по материалам сайтов: uropora.ru, myrealproperty.ru, stroim-domik.org.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector