+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

90-дневный срок на заявление ФНС в суд о признании банкротом должника

Вопрос: Вправе ли уполномоченный орган обратиться с заявлением о признании должника — организации, имеющей задолженность по налогам, банкротом по истечении 90-дневного срока с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления налогового органа о взыскании налога, сбора, страховых взносов за счет имущества должника?

Ответ: Само по себе нарушение уполномоченным органом 90-дневного срока на принятие решения о направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом не влияет на возможность признания такого заявления обоснованным и введения процедуры банкротства.
Необоснованным заявление может быть признано при утрате уполномоченным органом возможности принудительного исполнения к моменту обращения в суд.

М.Ю. Мордасов
ООО «СевИнтелИнвест»
24.04.2017

Содержание

Когда о банкротстве должника заявляет ИФНС

Налоговый орган может начать процедуру банкротства, если компания крупно задолжала бюджету. Однако у ИФНС нет цели обанкротить реально работающую организацию. И если она намерена погасить долг, но денег для этого пока нет, самое время вступить с налоговиками в переговоры.

— По общему правилу кредитор может инициировать процедуру банкротства должника, если его требования подтверждены судебным решением. Однако из этого правила есть исключения.

В частности, ИФНС вправе подать заявление о банкротстве должника в упрощенном порядке, то есть в отсутствие судебного решения о взыскании долга. Но при условии, что в отношении просроченной задолженности вынесены решения о ее взыскании за счет денежных средств на счетах компании и эти решения не исполнены в течение 30 дней. Это следует из взаимосвязанного толкования норм Закона о банкротстве и Постановления Правительства об обеспечении интересов РФ в делах о банкротстве. Если же обязательные платежи взыскиваются в судебном порядке, то ИФНС может подать заявление о банкротстве также только через 30 дней после аналогичного обращения к взысканию по исполнительному листу.

— А есть ли какие-то сроки, ограничивающие право налоговиков на обращение в суд?

— Да, есть. В том же Постановлении № 257 говорится, что решение о направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом должно быть принято не позднее чем через 90 дней с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления о взыскании налога, сбора, страховых взносов за счет имущества должника. Направить заявление в суд налоговики должны в течение 5 рабочих дней со дня принятия этого решения.

Однако эти сроки носят организационный характер и не являются пресекательными, о чем недавно напомнил и Верховный суд. То есть пропуск 90-дневного срока не влияет на возможность признания заявления ИФНС обоснованным и введения процедуры банкротства.

— Если компания намерена погасить налоговую задолженность, но на текущий момент не располагает необходимой для этого суммой, можно ли просить ИФНС отложить подачу заявления о признании организации банкротом?

— Налоговый орган откладывает подачу заявления на срок до 6 месяцев в случае, когда должник до истечения 90-дневного срока представил решение суда о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате долгов по требованиям РФ. Или документы, свидетельствующие о том, что он намерен взыскать просроченную дебиторскую задолженность, сумма которой превышает сумму долга по обязательным платежам. Одновременно с документами, подтверждающими попытки взыскать дебиторку, должник обязан представить график погашения задолженности по налогам.

Нужно учитывать, что наличие решения суда о взыскании с контрагента в пользу должника просроченной дебиторки свидетельствует только о возможном погашении налоговой задолженности. И не доказывает, что деньги действительно поступят. На это обращают внимание и суды.

Кроме того, ИФНС может, но не обязана отложить подачу заявления о признании должника банкротом не более чем на 2 месяца, если он обжаловал решение или действия налоговиков в вышестоящий налоговый орган. И на полтора года, если нет сведений об имуществе должника, достаточном для покрытия судебных расходов по делу о банкротстве.

Отмечу, что сейчас в каждой ситуации угрозы банкротства налоговые органы до инициирования процедуры формируют концепцию, которая отвечает на вопросы, как и за счет чего будет погашаться задолженность, какие меры необходимо принять.

Если по концепции будет очевидно, что отложение подачи заявления может способствовать погашению долга, несомненно, такое решение будет принято. В противном случае формальные признаки наличия оснований не станут препятствием для подачи заявления.

— Можно ли подать в инспекцию заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате задолженности, чтобы избежать подачи заявления о признании должника банкротом?

— Подать такое заявление можно. Но нужно четко понимать, есть ли основания для вынесения решения об изменении срока уплаты налогов. Если речь идет о наиболее часто используемом основании — угрозе возникновения признаков банкротства, то должны, в частности, соблюдаться все критерии, установленные методикой Минэкономразвития.

Кроме того, отмечу, что факт подачи налоговым органом заявления о банкротстве не исключает возможности дальнейших согласительных процедур. У нас никогда не было задачи добиться признания должника банкротом. Эта процедура используется только как метод взыскания долга. В связи с этим, если добросовестный должник готов в полном объеме погасить задолженность перед бюджетом, но ему нужна рассрочка, при наличии возбужденного дела о банкротстве есть возможность заключения мирового соглашения.

Кстати, проектом Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов запланирована такая мера, как упрощение процедуры получения отсрочки (рассрочки) по уплате налогов. К тому же предполагается, что рассрочкой можно будет воспользоваться в отношении налогов, доначисленных по результатам налоговых проверок, если единовременная уплата «проверочной» задолженности для компании затруднительна.

Хотя и действующая редакция НК РФ не препятствует подаче заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате как налога по ненаступившим срокам уплаты, так и недоимки по налогу.

— А можно ли ходатайствовать в суде о переносе рассмотрения заявления инспекции, если в ближайшее время компания рассчитывает изыскать средства для погашения задолженности?

— Полагаю, что в суде компания может заявить ходатайство о переносе рассмотрения заявления ИФНС, обязавшись погасить задолженность, ставшую причиной подачи этого заявления, в конкретный срок, допустим, в течение 30 дней. На практике такое случается, и суд может пойти навстречу. Кроме того, суд может отложить рассмотрение заявления, если стороны заявят о намерении провести переговоры по поводу погашения задолженности, в том числе о заключении мирового соглашения. Однако если обстоятельства будут свидетельствовать о том, что ходатайство об отложении заседания подается не для реального урегулирования спора, а для затягивания процесса или в целях иных злоупотреблений (например, после подачи заявления компания выводит активы), это будет доведено до суда и мы будем возражать против переноса сроков судебного разбирательства.

— Допустим, что компания частично погасила задолженность по обязательным платежам. Но в заявлении ИФНС о признании должника банкротом указаны и другие суммы задолженности, по которым на дату подачи заявления еще не были приняты решения о взыскании за счет иного имущества должника. Будет ли в этом случае прекращено дело о банкротстве?

— Если все требования из реестра кредиторов компании удалось погасить при проведении процедур банкротства, прекратит ли суд дело о банкротстве, при условии что к этому времени у компании образовалась задолженность по текущим платежам?

— Да, в таком случае дело может быть прекращено на основании п. 1 ст. 57 Закона о банкротстве в связи с удовлетворением всех требований кредиторов. Другое дело, что сразу встает вопрос о том, насколько такая ситуация возможна, поскольку по общему правилу гасить за счет конкурсной массы реестровые требования до погашения текущих обязательств запрещено. Если такое нарушение очередности имеет место, то в рамках дела о банкротстве об этом будет заявлено.

В уникальном же случае, когда очередность не будет нарушена (например, при погашении реестровых требований третьим лицом), дело действительно будет прекращено. Но нужно понимать, что непогашение в дальнейшем текущего долга вновь может привести к инициированию процедуры банкротства налоговым органом.

— Может ли суд прекратить дело о банкротстве из-за отсутствия у должника имущества, достаточного для погашения расходов по оплате процедур банкротства, если налоговый орган возражает против прекращения дела и готов профинансировать банкротство? Вправе ли ИФНС принимать на себя эти расходы?

— Нет, у нас не стоит задача участвовать в банкротстве любой ценой, в том числе затрачивая бюджетные средства на финансирование экономически нецелесообразной процедуры. При отсутствии у должника средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, суд прекращает производство по делу.

Это интересно:  Выплата пособия по беременности и родам ФСС в 2019 году: образец расчета, заявление и документы

Главный вопрос здесь: есть ли доказательства наличия у должника имущества достаточной стоимости, на которое может быть обращено взыскание, либо возможность его обнаружения? Если мы его найдем, то, конечно, будем возражать против завершения процедуры банкротства. Если же возможности самоокупаемости для процедуры нет, мы, наоборот, сами будем просить суд прекратить дело.

Нет для нас больше и мотивации удерживать процедуру банкротства в целях привлечения к субсидиарной ответственности руководства или собственников должника, противоправные или неразумные действия которых привели к несостоятельности компании. Изменения, внесенные в Закон о банкротстве, позволяют использовать этот механизм погашения задолженности и вне банкротства. Как раз одним из таких случаев является прекращение производства по делу ввиду отсутствия возможности финансирования процедуры. В такой ситуации мы, так же как и при наличии определения о возврате заявления уполномоченного органа о признании должника банкротом, сможем привлекать лиц, контролирующих компанию, к субсидиарной ответственности и без банкротства. Это касается оп ре делений, которые будут вынесены после 1 сентября 2017 г.

Для нас это приоритетная ситуация, поскольку не надо будет за счет денежных средств, полученных от привлечения к субсидиарной ответственности, финансировать банкротство должника. То есть все деньги в этой ситуации будут поступать напрямую в бюджет, а не на пополнение конкурсной массы, как это было бы при привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности в ходе процедуры банкротства.

Новостная рассылка для бухгалтера

Ежедневно мы отбираем важные для работы бухгалтера новости, экономя ваше время.

Получайте бесплатную рассылку бухгалтерских новостей на электронную почту.

Подача заявления на банкротство налоговым органом на основании требований по обязательным платежам

Высший Арбитражный Суд РФ своим постановлением от 22 июня 2006 г. № 25 дал разъяснения относительно вопросов, связанных с возбуждением дела о банкротстве посредством заявления уполномоченного органа, основанному на требованиях по обязательным платежам.

Каковы требования к заявлению уполномоченного органа в арбитражный суд о признании должника банкротом?

Заявление специального органа для признания должника банкротом подлежит подобным требованиям, что и для заявления кредитора на основании п. 1 ст. 41 Федерального закона «О несостоятельности «банкротстве» №127.

Таким образом, заявление должно содержать доказательства причин возникновения задолженности и приложены документы, подтверждающие обязательства должника с размером задолженности по ним. Указанные требования необходимы быть подтверждены налоговым (таможенным) органом в виде его решения о взыскании данной недоимки по имеющимся обязательствам, которое должно быть приложено к заявлению.

Но в случае заявления обоснованных возражений со стороны должника, уполномоченный орган должен представить доказательства относительно оснований, момента возникновения и размера задолженности, т.к. вынесенное решение о взыскании недоимки за счет должника, а также тот факт, что оно не было оспорено не являются исчерпывающими доказательствами обоснованности данных требований.

Каким образом происходит уведомление должника о начале процедуры принудительного взыскания задолженности за счет его имущества?

Данная обязанность возложена на судебного пристава-исполнителя, который после получения решения о принудительном взыскании задолженности от налогового органа, отправляет уведомление о данном решении должнику.

Также согласно п.3 ст. 40 и п. 1 ст. 41 ФЗ «О банкротстве» заявление уполномоченного органа обязано быть сопровождено доказательством отправки копии решения налогового (таможенного) органа о взыскании задолженности за счет имущества должника самому должнику, что позволяет предварительно проинформировать должника о подаче данного заявления.

Каковы условия возбуждения арбитражным судом дела о банкротстве?

Во-первых, согласно п.2 ст. 3 Закона о банкротстве одним из признаков банкротства является неисполнение денежных обязательств более трех месяцев. Данный критерий является также условием и для возбуждения судебного производства по делу о банкротстве.

Во-вторых, сумма недоимки по обязательным платежам, относительно которой принято решение о возмещении за счет имущества должника, должна представлять собой сумму, не меньшую ста тысяч руб. в соответствии с п.2 ст. 6 Закона о несостоятельности (банкротстве).

В условиях, когда после принятия арбитражным судом заявления от уполномоченного лица должник частично исполнил свои обязательства, в следствии чего денежная сумма стала меньше указанной в законе, судом выносится определение об отказе в вводе наблюдения, и тогда заявление остается без рассмотрения, либо же о прекращении производства по делу. То же касается заявления по задолженности по авансовому платежу по налогу, когда на момент рассмотрения дела в суде данная сумма не соответствует п. 2 ст. 6 №127-ФЗ.

Каковы требования относительно сведений о задолженности по обязательным платежам, прилагаемым вместе с заявлением уполномоченного органа?

Сумма требований, указанная в заявлении, не должна превышать ту сумму, на которую имеются сведения в виде решения налогового (таможенного) органа о взыскании задолженности по имеющимся требованиям за счет имеющегося имущества у должника. В противном случае суд возвращает данное заявление в следствии неподтверждения заявленных требований на основании ст.41 и ст. 44 Закона о банкротстве.

Сведения о задолженности, не подкрепленные данным решением о взыскании задолженности за счет имущества должника будут иметь лишь справочный характер.

Каковы сроки для подачи заявления о признании должника банкротом уполномоченным органом?

Согласно п. 2 ст. 7 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» право на подачу такого заявления возникает по истечении тридцати дней после принятия решения о взыскании недоимки по обязательным платежам налоговым (таможенным) органом.

Но в силу принятия постановления Правительства РФ от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и процедурах банкротства» судам при определении сроков подачи заявления уполномоченным органом следует руководствоваться пунктами 2 и 7 настоявшего постановления, в соответствии с которыми срок для подачи заявления уполномоченным органом наступает не ранее чем через тридцать дней и не позднее девяноста дней с даты направления постановления налогового органа о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника судебному приставу-исполнителю.

При каких условиях заявление уполномоченного лица о признании должника банкротом остается без движения?

Если на стадии принятия такого заявления выявляются обстоятельства, предписанные п. 4 Положения о порядке предъявления требований, в соответствии с которыми уполномоченному органу следует отложить подачу заявления, суд вынужден возвратить данное заявление и вынести определение о его оставлении без движения согласно п.1 ст. 44 ФЗ «О несостоятельности».

Если же данные обстоятельства будут выявлены на стадии рассмотрения судом обоснованности требований, изложенных в заявлении уполномоченного органа, судом выносится определение об отказе во введении наблюдения и оставлении заявления без рассмотра (или завершения производства по делу о банкротстве).

В условиях, последующих принятию заявления, когда должником в установленном порядке оспаривается решение налогового (таможенного) органа в сторону уменьшения взыскиваемой суммы до размера менее ста тысяч рублей, суд вправе приостановить производство по данному делу.

Рекомендации по возможности отложения уполномоченным органом подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом

Знание нижеприведенных нормативных актов позволит предприятиям, имеющим временные финансовые затруднения, предварительно подготовить необходимые документы и использовать возможность получения отсрочек по подаче заявления в арбитражный суд о несостоятельности (банкротстве), предоставляемых налоговой службой в рамках действующего законодательства, что в свою очередь даст время для устранения временных экономических проблем и предостережет предприятие от банкротства.

Рекомендации по возможности отложения уполномоченным органом подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом

Налоговая служба, выполняя фискальную функцию, наделена полномочиями инициировать в отношении недобросовестных налогоплательщиков – должников по налогам и сборам, возбуждение дел о банкротстве путем подачи в арбитражный суд заявлений о признании должников банкротами.

Более 90 процентов должников, в отношении которых судом рассматриваются дела о банкротстве, имеют задолженность по обязательным платежам, денежным обязательствам и текущим платежам перед Российской Федерацией. В отношении большинства из них производство возбуждено по заявлениям налоговых органов.

Однако, для налоговой службы, как органа, выполняющего также и регулирующую функцию, представляет интерес сохранение субъекта налогообложения.

Деятельность налоговой службы и службы судебных приставов, наделенных правом применения мер принудительного взыскания, строго регламентирована нормативно-правовыми актами, в том числе и по срокам направления в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.

В большинстве случаев подача уполномоченным органом в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом является неизбежной необходимостью в силу глубокого финансово-хозяйственного кризиса должника. Но в некоторых случаях, как показывает практика, имеет смысл принятие налоговым органом решения об отложении подачи такого заявления ввиду возможности восстановления платежеспособности должника, полного погашения недоимки в бюджет и сохранения налогоплательщика.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику налоговым органом не позднее 3-х месяцев со дня выявления недоимки и должно быть исполнено им в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (ст. ст. 45,69,70 НК РФ).

Это интересно:  Куда жаловаться на управляющую компанию и как правильно оформить заявление

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном ст. ст. 46 и 47 НК РФ с применением мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, а также в судебном порядке.

Так, во внесудебном порядке, по решению налогового органа в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, направляется поручение налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Поручение налогового органа направляется в банк, в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика, а также при отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со ст. 47 НК РФ.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика производится по решению налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Исполнительные действия должны быть совершены и требования, содержащиеся в постановлении, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления.

В случае неисполнения должником требований Российской Федерации в размере, установленном Федеральным законом -ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», уполномоченный орган не ранее чем через 30 дней, но не позднее чем через 90 дней с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления налогового органа о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника или соответствующего исполнительного листа принимает решение о направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Заявление о признании должника банкротом должно быть направлено в арбитражный суд в 5-дневный срок со дня принятия решения об его направлении.

Правовой основой отложения подачи в суд заявления о признании должника банкротом является Постановление Правительства РФ «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства» и принятые в целях его реализации и единообразного применения приказ МЭРТа РФ «О Порядке отложения органом, уполномоченным представлять в делах о банкротстве и впроцедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом», письмо ФССП России и ФНС РФ /НВ/ММ-6-1/157 «Порядке отложения уполномоченным органом подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом в случае обращения Федеральной службы судебных приставов», а также приказ ФНС России от 01.01.2001 № САЭ-3-19/2@ «Об утверждении порядка разграничения полномочий уполномоченного органа по представлению интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и процедурах банкротства между центральным аппаратом ФНС России и территориальными органами ФНС России».

Согласно указанным документам уполномоченный орган вправе отложить подачу заявления в суд на 6 или 2 месяца.

Решения об отложении подачи заявления в суд на 6 месяцев принимаются ФНС России в отношении организаций первой и второй группы, по организациям третьей группы – Управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации (разбивка по группам осуществляется в соответствии с приказом ФНС России от 01.01.2001 № САЭ-3-19/2@).

Проект решения инспекции об отложении подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом в отношении организаций первой и второй групп согласуется с ФНС России, третьей группы — с Управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации.

Решение об отложении подачи заявления в суд на 6 месяцев принимается в следующих случаях:

    по требованиям Российской Федерации по денежным обязательствам при наличии вступившего в силу решения суда, установившего предоставление должнику отсрочки или рассрочки их исполнения. по требованиям об уплате обязательных платежей при наличии документов, подтверждающих осуществление должником взыскания просроченной дебиторской задолженности, сумма которой превышает сумму кредиторской задолженности по требованиям об уплате обязательных платежей, а также график погашения задолженности по требованиям об уплате обязательных платежей и требованиям Российской Федерации по денежным обязательствам.

В указанных случаях инспекциями при принятии решения анализируются следующие документы:

    заверенная арбитражным судом копия вступившего в силу решения суда, установившего предоставление должнику отсрочки или рассрочки их исполнения; акт сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом; справка о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом по федеральным, региональным и местным налогам; расшифровка просроченной дебиторской задолженности должника с нормативным обоснованием и документальным подтверждением возможности взыскания указанной задолженности в разрезе крупных дебиторов (договора, акты приема-передачи и т. п.); заверенные в установленном порядке копии: счетов-фактур, претензионных писем, исковых заявлений с отметкой арбитражного суда о принятии, решений арбитражных судов, связанных с взысканием задолженности, исполнительных листов.

Уполномоченный орган вправе отложить подачу заявления о признании должника банкротом на 2 месяца на следующих условиях:

    в связи с подачей должником в вышестоящий налоговый орган или суд жалобы (искового заявления) об обжаловании требований Российской Федерации к должнику по обязательным платежам при условии, что обжалование указанных требований может привести к прекращению оснований для подачи уполномоченным органом заявления в суд; в связи с подачей должником в вышестоящий налоговый орган или суд жалобы (искового заявления) на действия (бездействия) налоговых, таможенных или иных органов власти, которые, по мнению должника, создали предпосылки для появления признаков несостоятельности (банкротства).

Для согласования проекта решения в качестве обоснования отложения подачи заявления в суд в названных случаях представляются:

    копии жалобы (искового заявления) должника об обжаловании
    требований Российской Федерации к должнику по обязательным платежам с
    отметкой налогового органа или суда о принятии к рассмотрению; копии жалобы (искового заявления) должника об обжаловании
    действия (бездействия) (на действия (бездействие)) должностных лиц
    налоговых органов, таможенных или иных органов власти, которые, по
    мнению должника, создали предпосылки для появления признаков
    несостоятельности (банкротства) с отметкой налогового органа, таможенных
    или иных органов власти или суда о принятии к рассмотрению.

Решение об отложении подачи заявления в суд должно приниматься в сроки, установленные для принятия решения о подаче заявления в суд (не ранее чем через 30 дней, но не позднее чем через 90 дней с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления налогового органа о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника или соответствующего исполнительного листа).

Помимо этого, приказом Минэкономразвития определены обстоятельства идокументы, необходимые для обоснования отложения подачи заявления в суд на срок до 2 месяцев, такие как:

    факты, объективно свидетельствующие о возможности восстановления платежеспособности должника в течение 2 месяцев и подтверждающиеся копиями заверенных в установленном порядке акта о выполнении работ и соответствующих счетов-фактур; кредитного договора (договора займа); договора купли-продажи и платежного поручения о перечислении денежных средств; банковской гарантией и т. п.; принятые или принимаемые должником, собственником имущества должника или третьим лицом меры, в результате которых могут быть в течение двух месяцев устранены основания для подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом: предоставление денежных средств должнику по договору займа (кредита) на условиях, позволяющих исполнить текущие требования должника; предоставление поручительств и (или) банковских гарантией должнику, позволяющих должнику привлечь относительно недорогие дополнительные денежные ресурсы, обеспечить заключение сделок на условиях отсрочки или рассрочки платежа на выгодных условиях; предоставление отсрочки и (или) рассрочки платежа; отказ от распределения прибыли юридического лица и направление ее на устранение финансовой неустойчивости; дополнительные взносы в уставный капитал организации и т. п.; наличие на балансе должника ликвидного имущества (в т. ч. права требования и ценные бумаги), от реализации которого могут быть получены в течение 2-х месяцев с момента принятия решения денежные средства в сумме, достаточной для погашения всей имеющейся задолженности по обязательным платежам и денежным обязательствам перед Российской Федерацией. При этом необходимо представление письменного обязательства должника реализовать указанное имущество, либо взыскать дебиторскую задолженность и направить вырученные средства на погашение задолженности перед Российской Федерацией; возбуждение в отношении должника исполнительного производства и осуществление мер принудительного исполнения (арест и реализация имущества должника, а также иные меры), применение которых позволит в течение 2 месяцев с момента принятия решения погасить задолженность перед Российской Федерацией в полном объеме.

В данном случае при обращении судебного пристава-исполнителя с заявлением об отложении подачи заявления в суд о признании должника банкротом должны соблюдаться требования, установленные совместным письмом ФНС России и ФССП России от 01.01.2001 №12/НВ/ММ-6-1/157. К заявлению необходимо прилагать копию постановления о принятии судебным приставом-исполнителем результатов оценки имущества должника с указанием конкретной организации-оценщика, а также копию договора на реализацию арестованного имущества, копию постановления о передаче арестованного имущества на реализацию с указанием конкретной организации — реализатора.

Это интересно:  В какие дни можно подать заявление на развод в загс

Банкротство юридического лица по инициативе федеральной налоговой службы

Оскорд-аудит приглашает юристов, аудиторов, финансистов на тренинг управления влиянием в деловых переговорах! Подробности во вкладке Блог . Необходима предварительная регистрация

Выполним экспертный анализ процесса банкротства должника по инициативе самого должника, конкурсного кредитора, уполномоченного органа, а также работника, бывшего работника должника, имеющие требования о выплате выходных пособий и оплате труда.

Закажите у нас индивидуальную консультацию, чтобы узнать нюансы практики банкротства или АФС

Право на обращение в арбитражный суд возникает у налогового органа по обязательным платежам по истечении тридцати дней с даты принятия решения – требования об уплате обязательных платежей (абз.2 п.3 ст. 6, абз.2 п.3 ст.7 Закона о банкротстве), а также не ранее чем через 30 дней, но не позднее чем через 90 дней с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления налогового органа о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника или соответствующего исполнительного листа (п.2 Порядка представления требований РФ при подачи заявления о признании должника банкротом, утв. Постановление Правительства РФ от 29.05.2004 № 257).

Например, согласно ст. 69 Налогового кодекса РФ ФНС 04.04.2016 направило по почте требование налогоплательщику об уплате налогов и сборов. Срок исполнения указанного требования 8 дней с даты его получения (абз.4 п.4. ст.69 Налогового кодекса РФ). Датой получения указанного требования будет считаться 10.04.2016., а датой исполнения обязательств – 17.04.2016. Если налогоплательщик в добровольном порядке не погасил в установленный срок задолженность, то ФНС в соответствии со ст. 46 и 47 Налогового кодекса РФ выносит решение о взыскании задолженности по налогам и сборам за счет денежных средств должника или если их недостаточно – за счет прочего имущества должника. Обязательно: требование сначала выноситься в отношении денежных средств и только после отсутствия денежных средств на расчетном счете или их недостаточности – за счет имущества. Допустим, такое решение вынесено 18.04.2016 и направлено налогоплательщику почтой, датой получения банком и налогоплательщиком указанного письма будет считаться 24.04.2016. При отсутствии денежных средств или их недостаточности, ФНС может вынести решение на наложение взыскания на имущество налогоплательщика и направляет в течении трех дней Постановление о взыскании судебным приставам-исполнителям. Исполнительные требования должны быть исполнены в течении двух месяцев. Итак, общий срок с момента вынесения решения о взыскании задолженности по налогам и сборам за счет имущества составит от 10 до 60 дней и крайний срок взыскания может быть 04.07.2016.

Таким образом, срок в течении которого ФНС может обратиться в арбитражный суд по признанию налогоплательщика-должника банкротом составляет от 30 до 90 дней в зависимости от фактического наличия у налогоплательщика-должника денежных средств на расчетных счетах и имущества.

Заявление о признании должника банкротом должно быть направлено ФНС в арбитражный суд в пятидневный срок со дня принятия соответствующего решения.

ФНС имеет право отложить подачу заявления о признании должника банкротом на срок до шести месяцев, если до истечения срока, установленного п. 2 Положения, должником представлены:

— по требованиям Российской Федерации по денежным обязательствам — заверенная арбитражным судом копия вступившего в силу решения суда, установившего предоставление должнику отсрочки или рассрочки их исполнения;

— по требованиям об уплате обязательных платежей — документы, подтверждающие осуществление должником взыскания просроченной дебиторской задолженности, сумма которой превышает сумму кредиторской задолженности по требованиям об уплате обязательных платежей, а также график погашения задолженности по требованиям об уплате обязательных платежей и требованиям Российской Федерации по денежным обязательствам.

ФНС также вправе отложить подачу заявления о признании должника банкротом:

— если им получены документы, подтверждающие подачу должником в вышестоящий налоговый орган или суд в пределах сроков — не ранее чем через 30 дней, но не позднее чем через 90 дней с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления налогового органа о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника или соответствующего исполнительного листа, жалобы (иска) об обжаловании требований, при условии что такое обжалование может привести к прекращению оснований для подачи соответствующего заявления в суд, — до вынесения соответствующего решения, но не более чем на два месяца;

— если им получены документы, подтверждающие подачу в пределах сроков, указанных выше, должником в вышестоящий налоговый (таможенный) орган или суд жалобы (иска) об обжаловании действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов, которые, по мнению должника, создали предпосылки для появления признаков несостоятельности (банкротства), либо подачу жалобы на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов, которые, по мнению должника, создали предпосылки для появления признаков несостоятельности (банкротства), — до вынесения соответствующего решения, но не более чем на два месяца;

— по решению уполномоченного органа в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления.

Таким образом, процесс от выставления ФНС требований о погашении задолженности об уплате налогов, штрафов и пени, с блокировки расчетного счета до подачи заявления в арбитражный суд о признания должника банкротом может растянуться с 30 дней до одного года.

Приоритетов в отношении погашения задолженности по обязательным платежам у ФНС нет, данные обязательства будут погашаться в соответствии с общей очередностью, установленной ст.134 закона о банкротстве, то есть в третью очередь – со всеми остальными кредиторами, оплата которым не связана с выплатами по причинению вреда жизни и здоровью гражданам, а также выходных пособий и оплатой труда. При этом, размер задолженности значения не имеет. Единственное преимущество ФНС в данной ситуации – налоговый орган может предложить свою кандидатура арбитражного управляющего.

Текущие налоговые платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, гасятся в последнюю, пятую очередь (ст.134 Закона о банкротстве).

Важно! После принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и вынесения определения о введении в отношении должника процедуры наблюдения, ФНС лишается права вне процедуры банкротства налагать арест на имущество налогоплательщика, а также принимать иные ограничительные меры, например, приостановление операций по счетам, принимать решения о принудительном взыскании налогов.

По общему правилу, учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом либо учредительными документами юридического лица, например Устава (п.2 ст.56 Гражданского кодекса РФ). Однако, при недостаточности конкурсной массы руководитель компании солидарно с другими контролирующими ее лицами (учредителем или участником) несет субсидиарную ответственность по денежным обязательствам компании, по требованиям о возмещении вреда, причиненного имущественным правам кредиторов в результате исполнения указаний руководителя (п.4 ст. 10 Закона о банкротстве). При этом, доказывать отсутствие своей вины в несостоятельности (банкротство) юридического лица указанным лицам придется в суде самостоятельно.

15 апреля 2016 года.

Основания на дату публикации статьи :

1. Федеральный закон от 26.10. 2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

2. Постановление Правительства РФ от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве» (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.01.2016 № 17).

3. Обязательные платежи – это налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы (ст.2 Федерального закона от 26.10. 2002 № 127-ФЗ).

Опубликована новая статья о банкростве и роли аудитора в процедуре.

Статья написана по материалам сайтов: obrazcidogovorov.ru, glavkniga.ru, arbir.ru, pandia.ru, www.oskord-audit.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector