+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 6.32 КоАП РФ. Нарушение требований законодательства в сфере охраны здоровья при проведении искусственного прерывания беременности

Штраф за нарушение требований законодательства в сфере охраны здоровья при проведении искусственного прерывания беременности является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается частью 1 статьей 6.32. КоАП РФ, которой предусмотрен как размер штрафа, так и список лиц, которые могут быть привлечены за указанное административное правонарушение.

Содержание

Размер штрафа

Статья 6.32. Нарушение требований законодательства в сфере охраны здоровья при проведении искусственного прерывания беременности
1. Нарушение требований законодательства в сфере охраны здоровья о получении информированного добровольного согласия, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до ста тысяч рублей.

Важно знать

  • лицо подлежит административной ответственности за нарушение требований законодательства в сфере охраны здоровья при проведении искусственного прерывания беременности только в случае, если установлена его вина | ст. 1.5 КоАП РФ;
  • при применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство | ст. 1.6 КоАП РФ;
  • лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения | ст. 1.7 КоАП РФ;
  • закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу | ст. 1.7 КоАП РФ;
  • закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет | ст. 1.7 КоАП РФ;
  • юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению | ст. 2.1 КоАП РФ.

Возраст, по достижении которого могут назначить штраф

Штраф за нарушение требований законодательства в сфере охраны здоровья при проведении искусственного прерывания беременности могут назначить лицу, которое достигло к моменту совершения правонарушения возраста шестнадцати лет | ст. 2.3 КоАП РФ.

При этом лицо в возрасте от 16 до 18 лет может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних

Исключение ответственности за нарушение законодательства о рекламе

Невменяемость

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения правонарушения находилось в состоянии невменяемости | ст. 2.8 КоАП РФ:

  • то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими;
  • вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Крайняя необходимость

Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам | ст. 2.8 КоАП РФ:

  • для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Малозначительность

Также, лицо может быть освобождено от административной ответственности и ограничиться устным замечанием при малозначительности деяния | ст. 2.9 КоАП РФ.
Освободить имеют право:

  • судья;
  • орган;
  • должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении.

Что такое малозначительность

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям | ст. 2.9 КоАП РФ.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

К ним, в частности, относятся следующие административные правонарушения:

  • управление ТС в состоянии опьянения | ст. 12.8 КоАП РФ;
  • отказ от прохождения медицинского освидетельствования | ст. 12.26 КоАП РФ.
  • личность;
  • имущественное положение;
  • добровольное устранение последствий;
  • возмещение причиненного ущерба.

Что смягчает ответственность

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело при назначении штрафа за нарушение требований законодательства в сфере охраны здоровья при проведении искусственного прерывания беременности, могут признать смягчающими следующие обстоятельства | ст. 4.2 КоАП РФ:

  • раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
  • добровольное прекращение противоправного поведения;
  • добровольное сообщение о совершенном административном правонарушении;
  • оказание содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
  • предотвращение вредных последствий административного правонарушения;
  • добровольное возмещение причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;
  • добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении предписания об устранении допущенного нарушения;
  • совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
  • совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка;
  • судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими иные обстоятельства.

Что отягчает ответственность

Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут признать следующие обстоятельства отягчающими | ст. 4.3 КоАП РФ:

  • продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
  • повторное совершение однородного административного правонарушения;
  • вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
  • совершение административного правонарушения группой лиц;
  • совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
  • совершение административного правонарушения в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения.

Задайте свой вопрос и получите комментарий эксперта

Ответственность в сфере охраны здоровья (административная ответственность)

В предыдущих материалах была рассмотрена уголовная и гражданско – правовая ответственность медицинского работника.

Предметом настоящего материала является административная ответственность.

Если уголовное наказание наступает за совершение преступления, предусмотренного особенной частью Уголовного кодекса РФ, то административная ответственность наступает за совершение административного правонарушения, предусмотренного Кодексом об административных правонарушениях РФ (далее – КоАП РФ) или законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Понятие административного правонарушения содержится в ч.1 ст.2.1. КоАП РФ.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административная ответственность в отличие от уголовной может применяться как в отношении медицинского работника, так и в отношении медицинской организации как юридического лица. Это следует из ч.ч.2, 3 ст. 2.1. КоАП РФ. Уголовная ответственность наступает только в отношении физического лица – медицинского работника.

При этом, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Составы административных правонарушений, посягающие на здоровье, санитарно – эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность предусмотрены в главе 6 КоАП РФ.

Перечислим составы данных правонарушений:

  • Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст.6.3. КоАП РФ);

Ответственность по данной статье наступает в отношении граждан, должностных лиц, юридических лиц. Ответственность наступает в виде предупреждения, штрафа, приостановления деятельности.

  • Нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров либо хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (ст.6.16. КоАП РФ);

Ответственность по данной статье наступает в отношении юридических лиц. Ответственность наступает в виде штрафа с конфискацией или приостановления деятельности.

  • Нарушение установленных правил в сфере обращения медицинских изделий (ст.6.28. КоАП РФ);

Ответственность по данной статье наступает в отношении граждан, должностных лиц, юридических лиц. Ответственность наступает в виде штрафа.

  • Невыполнение обязанностей о представлении информации о конфликте интересов при осуществлении медицинской деятельности и фармацевтической деятельности (ст.6.29. КоАП РФ);

Ответственность по данной статье наступает в виде штрафа. Ответственность применяется в отношении медицинского работника (ч.1), руководителя медицинской организации (ч.2), индивидуального предпринимателя, занимающегося медицинской деятельностью (ч.3).

  • Невыполнение обязанностей об информировании граждан о получении медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ст.6.30.КоАП РФ);

Ответственность по данной статье наступает в отношении должностного лица и юридического лица. Ответственность наступает в виде назначения административного штрафа.

  • Нарушение законодательства о донорстве крови и ее компонентов (ст.6.31КоАП РФ);

Ответственность по данной статье наступает в отношении должностного лица и юридического лица. Ответственность наступает в виде предупреждения или назначения административного штрафа.

  • Нарушение требований законодательства в сфере охраны здоровья при проведении искусственного прерывания беременности (ст.6.32. КоАП РФ);

Ответственность по данной статье применяется в отношении граждан, должностных лиц, юридических лиц. В целях статьи 6.32. КоАП РФ под гражданами понимаются медицинские работники, не являющиеся должностными лицами. Ответственность наступает в виде штрафа.

Обращение фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок (ст.6.33.КоАП РФ).

Ответственность по данной статье применяется в отношении должностных лиц и юридического лица. Ответственность наступает в виде штрафа (ч.1), в виде административного приостановления деятельности (ч.2).

Таким образом, в отношении составов административных правонарушений, установленных главой 6 КоАП РФ, ответственность наступает:

  • в отношении медицинских работников по составу правонарушения ст. 6.29 КоАП РФ и ст.6.32. КоАП РФ;
  • в отношении должностных лиц медицинской организации по всем составам, кроме 6.29. КоАП РФ и ст.6.32. КоАП РФ;
  • в отношении медицинской организации по всем составам, кроме 6.29.КоАП РФ и ст.6.32. КоАП РФ.
Это интересно:  Статья 14.15.3 КоАП РФ. Реализация поддельных входных билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2019 года ..

Составы административных правонарушений, предусмотренные главой 6 КоАП РФ – это далеко не полный перечень оснований для административной ответственности должностных лиц медицинской организации и медицинской организации как юридического лица.

Административная ответственность в отношении должностных лиц медицинской организации, а также медицинской организации как юридического лица также может наступать по отдельным статьям раздела 14 КоАП РФ, например, по ст.14.1 КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)»; ст.14.8 КоАП РФ «Нарушение иных прав потребителей».

Примеры из судебной практики.

В ходе проверки надзорным органом выявлено, что АО «Комиавиатранс» не размещает информацию для граждан о возможности получения медицинской помощи в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Коми на 2015 г. и плановый период 2016 и 2017 года. Программа утверждена Постановлением Правительства Республики Коми от 25.12.2014 № 545. Тем самым нарушаются требования пункта 3 части 1 статьи 79 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011.

При рассмотрении дела об административном правонарушении Верховный суд республики Коми согласился с тем, что действия АО «Комиавиатранс» надлежит квалифицировать по ч.1 ст. 6.30 КоАП РФ.

Интерес представляет также Решение № 7-556/2016 от 5 декабря 2016 г. по делу № 7-556/2016 Верховного суда Удмуртской республики. Суд рассматривал обоснованность привлечения к административной ответственности за отсутствие информации о возможности получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи и пр. В ходе рассмотрения данного дела судом сделан вывод о необходимости переквалификции правонарушения с ч.1 ст.14.8 КоАП РФ на ч.1 ст. 6.30 КоАП РФ.

В силу ч.ч.2, 3 ст.56 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» искусственное прерывание беременности по желанию женщины проводится при сроке беременности до двенадцати недель. Искусственное прерывание беременности проводится не ранее 48 часов с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности а) при сроке беременности четвертая — седьмая недели; б) при сроке беременности одиннадцатая — двенадцатая недели, но не позднее окончания двенадцатой недели беременности.

Как следует из материалов дела и установлено руководителем Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Томской области в ходе проведения внеплановой документарной проверки главный врач ООО «Здоровье» Калинкин Д.Е. допустил нарушение установленного законом срока с момента обращения пациента и проведения искусственного прерывания беременности.

Совершенное Калинкиным Д.Е. деяние, по мнению суда, не может быть признано малозначительным, поскольку создает угрозу для жизни и здоровья граждан.

Постановление руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Томской области признано законным.

Статья 6.32 КоАП РФ. Нарушение требований законодательства в сфере охраны здоровья при проведении искусственного прерывания беременности

1. Нарушение требований законодательства в сфере охраны здоровья о получении информированного добровольного согласия, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до ста тысяч рублей.

2. Нарушение сроков (в том числе при наличии медицинских и социальных показаний, а также учитывая сроки с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности), установленных законодательством в сфере охраны здоровья для проведения искусственного прерывания беременности, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Примечание. В целях настоящей статьи под гражданами понимаются медицинские работники, не являющиеся должностными лицами.

Изменения — КоАП РФ

Редакция от 22.12.2014

(вступающая в силу с 24.02.2015)

Изменение части 1 статьи 3.5. || Абзац второй статьи 11.26 — изложен в новой редакции. || Изменение наименования статьи 11.29. || Часть 1 статьи 11.29 — изложена в новой редакции. || Часть 2 статьи 11.29 — изложена в новой редакции. || Дополнение статьи 11.29 частью 3. || Часть 1 статьи 27.13 — изложена в новой редакции. || Изменение части 3 статьи 31.5. || Дополнение статьи 32.2 частью 1.2.

Редакция от 22.12.2014

(вступающая в силу с 05.02.2015)

Изменение пункта 1 части 2 статьи 28.3.

Редакция от 22.12.2014

(вступающая в силу с 22.01.2015)

Изменение части 1 статьи 3.5. || Наименование статьи 7.14.1 — изложено в новой редакции. || Дополнение статьи 7.14.1 частью 3. || Изменение абзаца первого статьи 7.14.2. || Наименование статьи 23.57 — изложено в новой редакции. || Изменение части 1 статьи 23.57. || Изменение абзаца первого части 2 статьи 23.57. || Изменение пункта 1 статьи 23.57. || Изменение пункта 2 статьи 23.57. || Изменение пункта 3 статьи 23.57. || Изменение пункта 4 статьи 23.57. || Изменение пункта 72 части 2 статьи 28.3.

Редакция от 22.12.2014

Изменение части 2 статьи 1.4. || Изменение части 1 статьи 2.5. || Изменение части 2 статьи 3.9. || Изменение части 3 статьи 3.13. || Изменение части 1 статьи 4.5. || Абзац второй статьи 6.6 — изложен в новой редакции. || Статья 14.1.1 — изложена в новой редакции. || Изменение абзаца второго статьи 17.7. || Дополнение статьи 17.7 примечанием. || Абзац второй части 1 статьи 18.2 — изложен в новой редакции. || Дополнение статьи 18.2 частью 1.1. || Абзац второй части 2 статьи 18.2 — изложен в новой редакции. || Абзац второй части 1 статьи 18.3 — изложен в новой редакции. || Абзац второй части 2 статьи 18.3 — изложен в новой редакции. || Абзац второй части 1 статьи 18.4 — изложен в новой редакции. || Абзац второй части 2 статьи 18.4 — изложен в новой редакции. || Статья 19.6.1 — изложена в новой редакции. || Изменение части 2 статьи 23.1. || Изменение абзаца второго части 3 статьи 23.1. || Изменение пункта 13 части 2 статьи 23.10. || Изменение части 3 статьи 23.10. || Изменение части 1 статьи 23.48. || Изменение части 1 статьи 23.74. || Изменение пункта 2 части 2 статьи 23.74. || Изменение пункта 3 части 2 статьи 23.74. || Изменение пункта 5 части 2 статьи 28.3. || Изменение пункта 1 статьи 32.9.

Редакция от 24.11.2014

(вступающая в силу с 01.01.2015)

Изменение примечания статьи 2.4. || Изменение абзаца первого части 1 статьи 3.5. || Изменение части 1 статьи 4.5. || Статья 5.27 — изложена в новой редакции. || Дополнение статьей 5.27.1. || Дополнение статьей 7.23.3. || Изменение абзаца первого статьи 8.5. || Изменение абзаца второго статьи 8.5. || Дополнение статьей 8.28.1. || Дополнение главы 8 статьей 8.46. || Дополнение статьей 14.1.3. || Дополнение статьи 14.8 частью 4. || Дополнение статьей 14.54. || Изменение абзаца первого части 1 статьи 18.10. || Дополнение статьи 18.10 частью 4. || Изменение абзаца первого части 1 статьи 18.15. || Изменение абзаца первого части 3 статьи 18.15. || Изменение абзаца первого части 5 статьи 18.15. || Изменение абзаца первого части 2 статьи 18.16. || Дополнение статьей 18.20. || Дополнение статьи 19.5 частью 23. || Дополнение статьи 19.5 частью 24. || Дополнение статьей 19.6.2. || Изменение части 1 статьи 23.1. || Изменение части 2 статьи 23.1. || Изменение части 1 статьи 23.12. || Изменение части 1 статьи 23.29. || Изменение части 1 статьи 23.67. || Изменение пункта 1 части 2 статьи 28.3. || Изменение пункта 5 части 2 статьи 28.3. || Изменение пункта 16 части 2 статьи 28.3. || Изменение пункта 32 части 2 статьи 28.3. || Изменение пункта 69 части 2 статьи 28.3. || Изменение пункта 87 части 2 статьи 28.3. || Дополнение части 3 статьи 28.3 абзацем. || Изменение части 1 статьи 28.7.

Редакция от 24.11.2014

(вступающая в силу с 06.12.2014)

Изменение абзаца первого части 1 статьи 3.5. || Изменение наименования статьи 8.33. || Дополнение статьи 13.15 частью 5. || Изменение абзаца первого статьи 19.7. || Наименование статьи 20.8 — изложено в новой редакции. || Часть 1 статьи 20.8 — изложена в новой редакции. || Изменение пункта 1 части 2 статьи 28.3.

Редакция от 24.11.2014

Изменение абзаца первого части 1 статьи 3.5. || Изменение части 1 статьи 4.5. || Изменение абзаца первого части 2 статьи 5.3. || Изменение абзаца второго статьи 5.16. || Изменение абзаца второго части 1 статьи 5.17. || Изменение абзаца второго части 2 статьи 5.17. || Абзац второй статьи 5.18 — изложен в новой редакции. || Изменение абзаца первого статьи 5.19. || Абзац второй статьи 5.19 — изложен в новой редакции. || Изменение наименования статьи 5.20. || Изменение абзаца второго статьи 5.20. || Изменение абзаца второго статьи 5.21. || Изменение абзаца второго статьи 5.50. || Дополнение статьей 5.64. || Дополнение статьей 5.65. || Дополнение статьей 5.66. || Дополнение статьей 5.67. || Дополнение статьей 5.68. || Изменение части 1 статьи 23.1. || Пункт 5 части 2 статьи 23.25 — изложен в новой редакции. || Пункт 6 части 2 статьи 23.25 — изложен в новой редакции. || Изменение пункта 1 части 5 статьи 28.3. || Изменение пункта 10 части 5 статьи 28.3.

Редакция от 04.11.2014

Статья 20.3 — изложена в новой редакции.

Редакция от 22.10.2014

(вступающая в силу с 15.11.2014)

Незаконное производство аборта

Рубрика: Государство и право

Статья просмотрена: 728 раз

Библиографическое описание:

Важное место в структуре насильственной преступности занимает незаконное производство аборта, классифицируемое по ст. 123 Уголовного Кодекса РФ. На сегодняшний день правовое регулирование, такой сферы жизни женщины, как репродуктивная, является малоизученной. Актуальность выбранной темы состоит в том, что несоблюдение правил, которые установлены органами здравоохранения чаще всего влечет за собой значимые последствия для женского здоровья. Учитывая демографический спад в нашем государстве, ст. 123 УК РФ стоит на страже защиты здоровья женщины, как отдельного индивидуума, так и как элемента всего здоровья нации. Проблема абортов (их запрета, разрешения, ограничения) является отражением состояния общества и восходит на государственный уровень, поскольку вопросы демографии и увеличения рождаемости в настоящий период в России, безусловно, выходят на первый план, выступая в качестве основных национальных приоритетов.

Репродуктивную политику государства определяют два основных фактора: демографическая ситуация в стране и степень влияния религии на государственную и общественную жизнь. Несомненно, современная государственная демографическая политика, основанная на существующей практике и призывах научной юридической общественности, должна негативно воспринимать практику искусственного прерывания беременности.

Это интересно:  Статья 73.4 ФЗ № 229-ФЗ. Особенности обращения взыскания на денежные средства должника, находящиеся на публичном депозитном счете

В России демографическая политика нацелена на прирост населения. Но каждая женщина, имеет возможность решать участвовать ли в репродуктивной жизнедеятельности страны или остаться в стороне, так же женщинам дана законом возможность прервать нежелательную беременность. Особенно законодательство обращает внимание на то, что прерывание беременности должно происходить только в рамках медицинских учреждений, которые обладают соответствующей лицензией. Так как государство заботится о здоровье женщин, процедура искусственного прерывания беременности регламентируется законодательством Российской Федерации, а его незаконное проведение рассматривается как уголовное преступление.

Аборт- это искусственное прерывание беременности, и в зависимости от того, при каких обстоятельствах он проводится, он может быть законным (правомерным) или незаконным (криминальным). Уголовно наказуемым искусственное прерывание беременности признается только в том случае, если оно проведено лицом, не имеющим соответствующего медицинского образования (хирургом-гинекологом, акушером). Соответственно, проведение искусственного прерывания беременности врачом-гинекологом вне специального медицинского учреждения или в иные сроки, чем предусмотрено законодательством, не является уголовно наказуемым деянием.

Квалифицированный состав (ч.3 ст.123 УК РФ):

– Объектом является жизнь, здоровье беременной женщины;

– Объективная сторона — деяние, предусмотренное ч.1 ст.123 УК РФ, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей либо причинение тяжкого вреда ее здоровью;

– Обязательный признак — наступление последствия в виде смерти или тяжкого вреда здоровью потерпевшей. Состав материальный.

Субъективная сторона характеризуется двумя формами вины:

– прямым умыслом в отношении искусственного прерывания беременности;

– неосторожностью (легкомыслие или небрежность) в отношении наступления последствий.

Отдельно следует сказать о согласии женщины на прерывание беременности. Статья 123 УК РФ (незаконное проведение искусственного прерывания беременности) касается лишь тех случаев, когда пациентка идет на аборт добровольно. Ситуации, в которых процедура производится против воли потерпевшей, квалифицируются по 111 статье (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью). Для 123 статьи не имеет значения, каким способом был проведен аборт, и допустим ли он был по срокам. Главное, это факт незаконности проведения данных действий обвиняемым лицом и последствия для здоровья женщины.

В соответствии со ст. 123 УК РФ Проведение искусственного прерывания беременности лицом, не имеющим высшего медицинского образования соответствующего профиля, -наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

Если искусственное проведение беременности, повлекло по неосторожности смерть потерпевшей либо причинение тяжкого вреда ее здоровью, — наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

В соответствии со ст. 56 “Искусственное прерывание беременности”, ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Каждая женщина самостоятельно решает вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при наличии информированного добровольного согласия. Искусственное прерывание беременности по желанию женщины проводится при сроке беременности до двенадцати недель.

Искусственное прерывание беременности проводится:

1) не ранее 48 часов с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности:

а) при сроке беременности четвертая — седьмая недели;

б) при сроке беременности одиннадцатая — двенадцатая недели, но не позднее окончания двенадцатой недели беременности;

2) не ранее семи дней с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности при сроке беременности восьмая — десятая недели беременности.

Искусственное прерывание беременности по социальным показаниям проводится при сроке беременности до двадцати двух недель, а при наличии медицинских показаний — независимо от срока беременности.

Социальные показания для искусственного прерывания беременности определяются Правительством Российской Федерации.

Перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Искусственное прерывание беременности у совершеннолетней, признанной в установленном законом порядке недееспособной, если она по своему состоянию не способна выразить свою волю, возможно по решению суда, принимаемому по заявлению ее законного представителя и с участием совершеннолетней, признанной в установленном законом порядке недееспособной.

Незаконное проведение искусственного прерывания беременности влечет за собой административную или уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

При отсутствии именно осведомлять добровольного согласия на проведение искусственного прерывания беременности (оформление которого осуществляется в письменной форме и подписывается пациентом и медицинским работником) в отношении виновного лица наступает административная ответственность по ст. 6.32 КоАП РФ. В случае же отсутствия согласия беременной женщины на проведение прерывания беременности как такового, ответственность должна наступать за причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшей (ст. 111 УК РФ), так как согласие потерпевшей является конструктивным признаком состава преступления, предусмотренного ст. 123 УК РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 6.32 КоАП РФ ответственность наступает за нарушение сроков (в том числе при наличии медицинских и социальных показаний, а также учитывая сроки с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности), установленных законодательством в сфере охраны здоровья для проведения искусственного прерывания беременности. Так, искусственное прерывание беременности по желанию женщины проводится при сроке беременности до 12 недель (включительно), так как свыше этого срока очень высока опасность тяжелых осложнений.

Самым тяжелым последствием хирургического вмешательства при прерывании беременности может быть перфорация (прободение) стенки матки. Такая травма вызывает сильнейшее внутреннее кровотечение. Чтобы остановить его проводиться полная ампутация матки. О последствиях такого исхода и говорить не приходится. Женщина теряет свою самую важную функцию (репродуктивную) навсегда. Из исходов искусственного прерывания беременности на сроке беременности более 12 недель также часто встречаются:

– заражение крови из-за нарушения правил антисептики

– гнойное воспаление внутренних половых органов

– отравление лекарственными средствами, ядами и другими веществами, введенными в полость матки

– химический ожог внутренних половых органов

– смерть от попадания воздуха полость сердца и крупных кровеносных сосудов через разрушенные вены матки.

Осложнения после абортов могут развиться у женщины спустя некоторое время (через нескольких месяцев и даже несколько лет). У 18 % женщин через два месяца после сделанного аборта разовьется хроническое воспаление придатков матки, у 11 % — эрозия шейки матки, у 7 % — эндоцервицит, у 4 % — различные нарушения менструального цикла. Спустя два года после сделанного аборта эти показатели увеличиваются в несколько раз.

Данные факты приводят к мысли о необходимости разумного подхода в решении проблемы регулирования производства абортов, для того чтобы не допустить таких серьезных последствий.

Если в результате нарушения сроков проведения искусственного прерывания беременности, потерпевшей был причинен по неосторожности тяжкий вред здоровью или смерть, то в таких случаях действия лица, проводившего соответствующее медицинское вмешательство, надлежит квалифицировать по ч. 2 ст. 118, 109 УК РФ, как причинение тяжкого вреда здоровью или смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей. В случае же совершения тождественного деяния должностным лицом с использованием своего служебного положения, его следует квалифицировать по ч. 2 ст. 293 УК РФ, как халатность, повлекшую по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека.

Исходя из тяжести возможных последствий для здоровья беременной женщины, и той опасности, которой подвергается ее жизнь, целесообразно было предусмотреть наказуемость указанных форм незаконного прерывания беременности именно по уголовному законодательству, а не по административному.

К таким противозаконным формам искусственного прерывания беременности относятся:

1) проведение искусственного прерывания беременности вне медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая услуги по «акушерству и гинекологии»;

2) проведение искусственного прерывания беременности при наличии противопоказаний (т. е. при наличии заболеваний, состояний, при которых прерывание беременности угрожает жизни или может нанести серьезный ущерб здоровью);

3) искусственное прерывание беременности при отсутствии условий для оказания специализированной (в том числе реанимационной) помощи женщине.

В судебной практике не редко встречаются примеры совершения незаконного прерывание беременности специалистами, хотя и с соответствующей профессиональной подготовкой, но в нарушение иных требований к проведению искусственного прерывания беременности.

Однако некоторые гинекологи и педиатры утверждают, что количество реальных прерываний беременности вместе с нелегальными абортами намного превышают данные Минздрава.

Аборт является крайне опасной по своим последствиям процедурой, незаконное прерывание беременности производится очень часто. Среди причин такого поступка можно выделить:

– низкий социальный статус женщины (отсутствие документов или денег на оплату аборта в специальном учреждении);

– возраст (несовершеннолетние женщины боятся сообщать о беременности родителям);

– большой срок (когда плоду больше 12 недель, в аборте, как правило, отказывают);

Довольно часто незаконно и непрофессионально проведенный аборт приводит к смерти женщины.

Например, даже когда дело не заканчивается смертью, избежать наказания не получиться. Так, вынесением приговора об исправительных мерах закончилось рассмотрение дела о незаконном аборте в Волгоградском суде.

Подсудимая по просьбе, потерпевшей принялась за производство аборта, не имея медицинского образования по соответствующей специальности. Она ввела беременной несколько инъекций препарата, используемого ветеринарами, в результате чего женщина родила мертвого ребенка. Причиной смерти плода стал ателектаз легких.

Свою вину обвиняемая признала. Попросила суд об особом порядке рассмотрения дела, на что было дано согласие. В результате, обвиняемая была осуждена по 1 части статьи 123 УК РФ.

Незаконные аборты, равно как и незаконное изъятие органов и тканей человека, нарушение врачебной тайны и отказы от предоставления помощи больному. И только грамотное регулирование этой системы отношений, а также наказание виновных способны излечить наше государство от такого «недуга».

Количество абортов в России в 2016 году снизилось на 96,3 тысячи, то есть на 13 %. В предыдущие годы, число абортов в среднем снижалось на 8 %. При этом отмечено снижение числа абортов по желанию женщины без медицинских показаний на 72 тысячи в 2016 году.

Согласно новой редакции государственной программы «Развитие здравоохранения», опубликованной Минздравом, количество абортов планируется к 2020 году снизить до 18,5 случая на тысячу женщин в возрасте 15–49 лет. В 2015 году этот показатель составил 20,9 случая. Всего в 2015 году, согласно данным Минздрава, было сделано 450 тысяч абортов.

Современная реальность такова, что производство аборта в медицинских условиях не является проблемой, так как услуга эта вполне доступна каждому. Но живучесть незаконного аборта просто поразительна, несмотря на строгость вменяемого за наказания.

Это интересно:  Статья 1421 ГК РФ. Исключительное право на селекционное достижение

Кроме того, для привлечения к уголовной ответственности за незаконное производство абортов врачей-гинекологов необходимо доказать прямую причинную связь между преступными действиями врача и наступившими общественно опасными последствиями. Специалисты, проводящие судебно-медицинские экспертизы по таким делам, в большинстве случаев категоричных выводов не делают, объясняя это особенностями организма потерпевшей. Заключение эксперта для суда, прокурора, следователя и лица, производящего дознание, не имеет заранее установленной силы и подлежит оценке в совокупности с другими собранными по делу доказательствами по правилам ст. 88 УПК РФ.

Как видим, уголовное законодательство, предусматривающее ответственность за незаконное прерывание беременности, нуждается в дальнейшем совершенствовании. В настоящее время этот вопрос для России становится особенно актуальным, поскольку имеет непосредственное отношение к решению важнейшей социальной проблемы. В условиях, когда на протяжении длительного времени в стране смертность значительно превышает рождаемость, государство вправе более эффективно использовать правовые средства (в том числе путем усиления уголовной ответственности за производство криминальных абортов) для решения вопросов регулирования демографической ситуации в стране.

Искусственное прерывание беременности — это умерщвление плода до наступления родов, а не умерщвление рождающегося или родившего, но не начавшего дышать ребенка. Умерщвление рождающегося или родившегося ребенка, безусловно, посягает на его жизнь. Поэтому, можно сделать вывод, что разница объектом убийства матерью новорожденного ребенка и объектом незаконного производства аборта существенная.

На основании вышеизложенного, хотелось бы отметить одну из важных проблем нашего государства-материнства и детства. Они оставлены без материальной и моральной поддержки государства.

Во всем мире проблема производства абортов, в том числе и незаконных, приобретает все большее значение, при этом уровень жизни населения и благосостояние государства, где на государственном уровне рассматриваются новые подходы к законодательному регулированию аборта, не имеет принципиального значения. Определяющим фактором при рассмотрении данного вопроса в первую очередь, как правило, являются политические цели, во вторую очередь экономические факторы и лишь в конце принимаются во внимание религиозные взгляды, мораль и нравственность населения.

Является ли аборт уголовно-наказуемым деянием?

Добрый день. Учусь на юриста, и один из наших преподавателей сказал, что аборт после 12 недель (не по принуждению, а по собственному желанию матери) — уголовно-наказуемое деяние как для матери, так и для врача, который его делал. Перерыла весь УК и не нашла статью, указывающую это. Скажите, это действительно так и в какой статье об этом говориться? Заранее спасибо.

Ответы юристов (4)

Вот такая есть статья в УК:

Статья 123. Незаконное проведение искусственного прерывания беременности

1. Проведение искусственного прерывания беременности лицом, не имеющим высшего медицинского образования соответствующего профиля, — (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.
(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 07.03.2011 N 26-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
2. Утратила силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ.
3. То же деяние, если оно повлекло по неосторожности смерть потерпевшей либо причинение тяжкого вреда ее здоровью, — (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Также, в силу ст. 56 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан РФ» — 1. Каждая женщина самостоятельно решает вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при наличии информированного добровольного согласия.

2. Искусственное прерывание беременности по желанию женщины проводится при сроке беременности до двенадцати недель.

Есть вопрос к юристу?

Нет, это не уголовно-наказуемое деяние, а административное правонарушение:

Статья 6.32. Нарушение требований законодательства в сфере охраны здоровья при проведении искусственного прерывания беременности
1. Нарушение требований законодательства в сфере охраны здоровья о получении информированного добровольного согласия, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до ста тысяч рублей.
2. Нарушение сроков (в том числе при наличии медицинских и социальных показаний, а также учитывая сроки с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности), установленных законодательством в сфере охраны здоровья для проведения искусственного прерывания беременности, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Примечание. В целях настоящей статьи под гражданами понимаются медицинские работники, не являющиеся должностными лицами.

Дополню, что в силу той же статьи — 4. Искусственное прерывание беременности по социальным показаниям проводится при сроке беременности до двадцати двух недель, а при наличии медицинских показаний — независимо от срока беременности.

Таким образом, речь не идет о том, на каком сроке проведен аборт.

Смотрите ст. 123 УК РФ. там перечислены основания для привлечения к уголовной ответственности, независимо от сроков беременности.

Здравствуйте, не знаю откуда у преподавателя подобная информация, поэтому скажу свою точку зрения, так согласно ст. 56 ФЗ Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, который действует в настоящий момент, аборт производится по желанию женщины при сроки беременности до 12 недель, при более позднем сроке аборт производится лишь при наличии определенных медицинских показателей, между тем согласно этой же статье незаконное прерывание беременности влечет уголовную либо административную ответственность предусмотренную законодательством РФ.

Статья 56. Искусственное прерывание беременности

1. Каждая женщина самостоятельно решает вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при наличии информированного добровольного согласия.
2. Искусственное прерывание беременности по желанию женщины проводится при сроке беременности до двенадцати недель.
3. Искусственное прерывание беременности проводится:
1) не ранее 48 часов с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности:
а) при сроке беременности четвертая — седьмая недели;
б) при сроке беременности одиннадцатая — двенадцатая недели, но не позднее окончания двенадцатой недели беременности;
2) не ранее семи дней с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности при сроке беременности восьмая — десятая недели беременности.
4. Искусственное прерывание беременности по социальным показаниям проводится при сроке беременности до двадцати двух недель, а при наличии медицинских показаний — независимо от срока беременности.
5. Социальные показания для искусственного прерывания беременности определяются Правительством Российской Федерации.
6. Перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
7. Искусственное прерывание беременности у совершеннолетней, признанной в установленном законом порядке
недееспособной, если она по своему состоянию не способна выразить свою
волю, возможно по решению суда, принимаемому по заявлению ее законного представителя и с участием совершеннолетней, признанной в установленном законом порядке недееспособной.
8. Незаконное проведение искусственного прерывания беременности влечет за собой административную или уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Уголовный кодекс предусматривает уголовную ответственность, а именно ст. 123, УК

Статья 123. Незаконное проведение искусственного прерывания беременности(в

1.
Проведение искусственного прерывания беременности лицом, не имеющим
высшего медицинского образования соответствующего профиля, — наказывается
штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной
платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо
обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо
исправительными работами на срок до двух лет.

3. То же деяние, если оно повлекло по неосторожности смерть потерпевшей либо причинение тяжкого вреда ее здоровью, — наказывается
принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать
определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок
до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с
лишением права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Как видите здесь специальный субьект, то есть лицо не имеющее специального образования, то есть срок особого значения не имеет. между тем Кодекс РФ об административной ответственности так же не остался в стороне, обратите внимание на статью

Статья 6.32. Нарушение требований законодательства в сфере охраны здоровья при проведении искусственного прерывания беременности

1. Нарушение требований законодательства в сфере охраны здоровья о получении информированного добровольного согласия, — влечет
наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи
до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти
тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до ста тысяч рублей.
2. Нарушение сроков
(в том числе при наличии медицинских и социальных показаний, а также
учитывая сроки с момента обращения женщины в медицинскую организацию для
искусственного прерывания беременности), установленных законодательством в сфере охраны здоровья для проведения искусственного прерывания беременности, — влечет
наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех
тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до
тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до ста
пятидесяти тысяч рублей.
Примечание. В целях настоящей статьи под гражданами понимаются медицинские работники, не являющиеся должностными лицами.

то есть согласно п. 2 данной статьи, врач может быть привлечен к административной ответственности, но никак не к уголовной

Статья написана по материалам сайтов: insulaw.ru, rosco.su, city-advokat.ru, moluch.ru, pravoved.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector