+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 56. Особенности осуществления государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок..

1. Заключенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для:
1) перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности;
2) прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком;
3) досрочного прекращения договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком;
4) прекращения права оперативного управления или права хозяйственного ведения на объекты недвижимого имущества, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и расположенные на изымаемом земельном участке, либо досрочного расторжения договора аренды или договора безвозмездного пользования такими объектами недвижимого имущества;
5) возникновения прав в соответствии с настоящим Кодексом на земельные участки, образуемые в результате перераспределения земельных участков или перераспределения земель и земельных участков;
6) государственной регистрации возникновения, прекращения или перехода прав на изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества;
7) сноса объектов недвижимого имущества, расположенных на изъятом земельном участке, за исключением сооружений, размещение которых на таком земельном участке не противоречит цели изъятия.

2. В случае, если соглашением об изъятии недвижимости либо вступившим в законную силу решением суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества предусмотрено полное или частичное возмещение за изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в денежной форме, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи последствия наступают только после предоставления указанного возмещения.Предоставление возмещения за изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в денежной форме подтверждается платежным поручением о внесении денежных средств на расчетный счет правообладателя изымаемой недвижимости или о внесении таких денежных средств в депозит нотариуса, иными документами, подтверждающими в соответствии с законодательством Российской Федерации выплату таких денежных средств.

3. Права на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества прекращаются с момента государственной регистрации прекращения данных прав, если законодательством Российской Федерации не установлено иное.
4. С момента прекращения права частной собственности на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества на них возникает право собственности:
1) Российской Федерации в случае, если такой земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества изъяты для государственных нужд Российской Федерации;
2) субъекта Российской Федерации в случае, если такой земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества изъяты для государственных нужд субъекта Российской Федерации;
3) муниципального образования в случае, если такой земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества изъяты для муниципальных нужд;
4) организации, которая подала ходатайство об изъятии, на основании которого принято решение об изъятии такого земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества, и которая предоставила за изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в полном объеме возмещение, предусмотренное соглашением об изъятии недвижимости или вступившим в законную силу решением суда, либо предоставила другое недвижимое имущество взамен изымаемого недвижимого имущества, за исключением случаев, если приобретение такого земельного участка в частную собственность не допускается на основании федерального закона.

5. В случае, если изъятие земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества осуществляется на основании ходатайства об изъятии, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса, и приобретение такого земельного участка в частную собственность не допускается на основании федерального закона, на такой земельный участок возникает право собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в соответствии с подпунктами 1-3 пункта 4 настоящей статьи.

6. Если договор аренды изымаемого земельного участка, договор безвозмездного пользования изымаемым земельным участком либо право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения изымаемым земельным участком не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, а в случае, если изъятие осуществляется на основании ходатайства об изъятии, организация, подавшая это ходатайство, направляют уведомление о прекращении указанных прав в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса. При этом принятие решения о прекращении указанных прав либо расторжение договора аренды или договора безвозмездного пользования таким земельным участком не требуется.

7. В случае, если изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд делает невозможным исполнение правообладателем изымаемой недвижимости обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных правообладателем изымаемой недвижимости с такими лицами договорах, прежний правообладатель изымаемой недвижимости вправе расторгнуть в одностороннем порядке заключенные им договоры при условии, что их исполнение станет невозможным в связи с изъятием указанной недвижимости.

8. Правообладатель изымаемой недвижимости осуществляет самостоятельно расчет с лицами, обременения на изымаемую недвижимость в пользу которых или договоры с которыми прекращены на основании заключенного соглашения об изъятии недвижимости либо вступившего в законную силу решения суда, а также с лицами, договоры с которыми расторгнуты в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи.

Содержание

Комментарий к статье 56.11 ЗК РФ

Комментируемая статья определяет правовые последствия заключения соглашения об изъятии недвижимости или вступления в законную силу решения суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

Прежде всего такими последствиями являются переход права собственности на изъятые земельные участки и расположенные на них объекты недвижимости, а также прекращение иных вещных прав прежних правообладателей такой недвижимости, досрочное расторжение договоров, заключенных в отношении такой недвижимости.

Аналогичные нормы содержатся и в ст. 279 ГК РФ.

Согласно п.2 ст. 8.1, п.1 ст. 131 Гражданского Кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре.

Особенности государственной регистрации прав на недвижимое имущество при его изъятии для государственных или муниципальных нужд установлены ст. 25.7 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В целях оптимизации процесса изъятия, сокращения дополнительных расходов п.6 комментируемой статьи предусмотрены особенности расторжения договора аренды, безвозмездного пользования изымаемым земельным участком, прекращения права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения изымаемым земельным участком, не зарегистрированных в ЕГРП. При этом исходя из содержания п.7 ст. 25.7 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в данном случае государственной регистрации прекращения соответствующих прав не требуется.

В целях обеспечения защиты прав и законных интересов правообладателей изымаемой недвижимости п.2 комментируемой статьи увязывает наступление правовых последствий изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд с предоставлением возмещения, предусмотренного соглашением об изъятии или решением суда, в денежной форме. Такой подход в наибольшей степени соответствует конституционному требованию о предварительности возмещения за изымаемое недвижимое имущество (ч.3 ст. 35 Конституции РФ).

Что касается возмещения в натуральной форме (передача иного земельного участка или иного объекта недвижимого имущества), закон аналогичного требования не устанавливает, что обусловлено многообразием ситуаций (например, строительство объекта, передаваемого взамен изъятого), а также особенностями предоставления недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (например, регламентированные сроки предоставления земельного участка в аренду). В этом случае необходимость предоставления такого возмещения для наступления правовых последствий, предусмотренных п.1 комментируемой статьи, или возможность последующего предоставления такого возмещения должны определяться соглашением сторон об изъятии или решением суда.

Механизм реализации данных норм заложен в п.2 ст. 25.7 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», устанавливающем обязанность предоставлять для государственной регистрации возникновения, прекращения или перехода прав на изъятые для государственных или муниципальных нужд земельный участок и (или) расположенные на таком земельном участке объекты недвижимого имущества документы, подтверждающие предоставление возмещения за изымаемый земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества, если соглашением об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд не установлено иное.

Пунктом 4 комментируемой статьи установлены правила перехода права собственности на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества. Так, с момента прекращения на них права частной собственности возникает право того публично-правового образования, для чьих нужд осуществлялось изъятие, либо право собственности организации, которая подала ходатайство об изъятии, на основании которого принято решение об изъятии.

Данное нововведение является, пожалуй, одним из наиболее дискуссионных. Однако при его оценке необходимо учитывать следующее. Во-первых, изъятие земельного участка осуществляется хоть и в пользу конкретной организации, но для осуществления деятельности в публичном интересе, для общего блага. Во-вторых, установлен ограниченный перечень организаций, на основании ходатайств которых может быть принято решение об изъятии (см. комментарий к ст. 56.4 ЗК РФ). В-третьих, размещение объектов федерального, регионального или местного значения, строительство которых планируется данными организациями и для которых осуществляется изъятие, должно быть предусмотрено утвержденными документами территориального планирования и документацией по планировке территории. В-четвертых, эта организация несла расходы, связанные с выявлением правообладателей подлежащей изъятию недвижимости, подготовкой соглашения об изъятии и предоставила за изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в полном объеме возмещение либо предоставила другое недвижимое имущество взамен изымаемого недвижимого имущества.

Кроме того, закрепленный подход направлен на исключение необоснованных временных и финансовых затрат, неизменно возникающих при первоначальной передаче изъятого земельного участка в публичную собственность с последующим предоставлением организации для строительства объекта, в целях размещения которого был изъят земельный участок.

Вместе с тем в случае если приобретение указанного земельного участка в частную собственность не допускается на основании федерального закона, на такой земельный участок возникает право публичной собственности. Так, например, ограниченными в обороте являются земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения (подп.7 п.4 ст. 27 ЗК РФ). В таком случае предоставление земельного участка данной организации осуществляется по правилам, установленным главой 5.1 ЗК РФ.

Часть 11 ст. 26 Закона N 499-ФЗ распространяет правило, установленное п.4 комментируемой статьи о возникновении права публичной собственности или собственности организации, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого принято решение об изъятии такого земельного участка, на случаи, когда для государственных или муниципальных нужд изымается земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который предоставлен гражданину или юридическому лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Это интересно:  Статья 1 ТК РФ. Цели и задачи трудового законодательства

В целях создания условий для скорейшего использования изъятого земельного участка для реализации государственного или муниципального проекта урегулирован вопрос о сносе объектов недвижимого имущества, расположенных на изъятом земельном участке. Так, основанием для сноса таких объектов (за исключением сооружений, размещение которых на таком земельном участке не противоречит цели изъятия) является заключенное соглашение об изъятии недвижимости либо вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии (подп.7 п.1 комментируемой статьи).

В соответствии с ч.12 ст. 26 Закона N 499-ФЗ снос указанных объектов осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об их изъятии, либо лицом, которому предоставлен земельный участок, на котором расположены указанные объекты недвижимости. Принятие решения о таком сносе не требуется. В случае если указанные объекты недвижимости были изъяты в собственность Российской Федерации, внесение сведений о них в реестр федерального имущества не осуществляется. В случае если ранее права на указанные объекты недвижимости не были зарегистрированы, государственная регистрация прав перехода, прекращения прав не осуществляется.

Консультации и комментарии юристов по ст 56.11 ЗК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 56.11 ЗК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Проблемы, связанные с проведением государственной регистрацией прав на земельные участки

Особенности государственной регистрации прав на земельные участки

В ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» содержится ст. 25.2 «Особенности государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства», а в Законе также ст. 22.2 «Особенности государственной регистрации прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков». Нашли своё отражение в законе и особенности, возникающие в связи с наличием различных категорий земель.

Одним из наиболее актуальных вопросов, возникающих при осуществлении государственной регистрации прав на недвижимость, как отмечают представители Росреестра, является вопрос о государственной регистрации прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков.

Актуальность данного вопроса заключается том, что в условиях стремительно развивающихся правоотношений по поводу собственности на недвижимое земельные участки, в том числе в связи с их отчуждением на основании договоров купли-продажи, мены, иных договоров, — лица, имеющие в общей долевой собственности земельные участки, стремятся режим общей долевой собственности на земельный участок перевести в режим собственности.

Действующим законодательством Российской Федерации правообладателям земельных участков предоставлено право образовывать из них путем разделения, объединения, перераспределения или выделения новые земельные участки.

Заключительным этапом образования земельных участков является государственная регистрация прав на образованные в результате раздела, объединения, перераспределения, выдела земельные участки. Именно с указанного момента сведения, внесенные в государственный кадастр, утрачивают временный характер, а земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование. Следовательно, с указанного момента вновь образованный земельный участок считается юридически существующим.

Раздел земельного участка влечёт за собой образование из целого двух и более земельных участков и, вместе с тем, одновременно прекращает своё существование целый земельный участок. Принадлежность целого участка на праве собственности лицу, знаменует и наличие у него права собственности на вновь образованные земельные участки. В случае раздела земельного участка, находящегося в общей собственности, участники общей собственности сохраняют такое право на все образуемые в результате раздела земельные участки, если иное не определено соглашением между ними.

Объединение участков влечёт за собой прекращение существования объединяемых участков с одновременным возникновением целого земельного участка. Принадлежность объединяемых участков на праве собственности лицу их объединяющему также означает наличие у него права собственности на вновь образованный объединённый участок. В случае объединения земельных участков, принадлежащих разным лицам, у таких лиц возникает право общей долевой собственности на образуемый земельный участок.

Практическим примером объединения участков через суд является следующий.

Так, Майкопский городской суд Республики Адыгея Решением от 12 июля 2011 года по иску об объединении земельных участков и признании права общей долевой собственности на земельный участок установил:

Пряжников В.А. обратился в суд с иском к Орлову А.И. и администрации муниципального образования «Город Майкоп» и в его обоснование указал, что ранее он приобрел 2/5 доли домовладения. Собственником 3/5 доли домовладения является Орлов А.И. Указанный земельный участок находится в общей собственности, порядок пользования земельным участком был определен путем установления забора. Он не предпринимал никаких мер по оформлению права собственности на земельный участок. В конце 2010 года он решил продать часть принадлежащего ему жилого дома. При оформлении документов стало известно, что земельный участок, который должен находиться в долевой собственности, приобретен ответчиком в собственность. Истец полагает, что земельный участок был передан ответчику незаконно, поскольку он, как собственник доли жилого дома, имеет право на соответствующую долю земельного участка. В силу вышеизложенного, просил отменить Постановление главы администрации г. Майкопа, а также отменить свидетельство о праве собственности на землю, объединить земельный участок, и установить на него долевую собственность, признав за Орловым А.И. право собственности на 35 доли, за Пряжниковым В.А. — на 25 доли.

Как установлено в судебном заседании, истец Пряжников В.А. на основании договора купли-продажи является собственником 2/5 доли жилого одноэтажного дома, а так же служебных строений и сооружений, расположенных на земельном участке. Ответчику Орлову А.И. на основании свидетельства о праве на наследство по закону принадлежит 35 доли домовладения.

Доводы истца о том, что земельный участок не подлежал разделу, нашли свое подтверждение в судебном заседании.

Согласно положениям ст. 37 Земельного кодекса РСФСР (действовавшего на момент предоставления Орловой З.С. (матерью Орлова) в собственности части спорного земельного участка) при переходе права собственности на строение, сооружение к нескольким собственникам указанные права на землю переходят, как правило, в размере пропорционально долям собственности на строение, сооружение.

На момент рассмотрения данного дела правоотношения между истцом и ответчиком регулируются ГК России с диапазоном действия с 01.01.1995 года и по настоящее время и ЗК России, действующим с 30.10.2001 года по настоящее время.

Применяя положения исследованных судом актов и доказательств к данным правоотношениям, суд приходит к выводу о том, что спорный земельный участок является неделимым и, соответственно, он может быть только объектом общей долевой собственности истца Пряжникова В.А. и ответчика Орлова А.И.

Анализируя представленные в судебное заседание доказательства в их совокупности, суд считает необходимым признать недействительным свидетельство о праве собственности на землю, выданное Орловой Зине Сергеевне, в части установления права собственности часть земельного участка, а так же признать недействительным свидетельство о государственной регистрации права, выданное Орлову Андрею Ивановичу в части установления права собственности на земельный участок.

Для восстановления нарушенного права истца, суд считает необходимым объединить земельные участки, находящиеся в пользовании Пряжникова В.А. и Орлова А.И. и признать на образованный земельный участок право общей долевой собственности за Пряжниковым В.А. — на 2/5 доли, за Орловым А.И. — на 3/5 доли.

При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков и существование первоначальных участков прекращается. При перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие вновь образованные участки согласно соглашению между такими собственниками об образовании земельных участков. При этом необходимо отметить, что перераспределение может заключать в себе и объединение, и раздел. В итоге перераспределения может сохраниться как первоначальное количество земельных участков, так и увеличиться или уменьшиться.

Государственная регистрация права на земельный участок, образуемый при выделе его в счет доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в общей долевой собственности более чем пяти лиц (земельная доля), может быть осуществлена на основании заявления, поданного лицом, уполномоченным общим собранием участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Свои полномочия данное лиц подтверждает выпиской из протокола общего собрания, заверенной уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления.

Общее собрание участников долевой собственности проводится по инициативе сельскохозяйственной организации, имеющей правовые основания на использование этого земельного участка, или по предложению участника долевой собственности на этот земельный участок. Орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться к сельскохозяйственной организации, использующей этот земельный участок, с предложением о созыве общего собрания участников долевой собственности на земельный участок. Общее собрание участников долевой собственности считается правомочным, если на нем присутствуют участники долевой собственности, составляющие не менее чем 20% их общего их числа или владеющие более чем 50% долей в праве общей собственности на этот земельный участок. Решение считается принятым, если за него проголосовали участники долевой собственности на этот земельный участок, присутствующие на таком собрании и владеющие в совокупности более чем 50% долей в праве общей собственности на этот земельный участок от общего числа долей, которыми обладают присутствующие на таком собрании участники долевой собственности. Принятое общим собранием решение оформляется протоколом. К протоколу прилагается список присутствующих и реквизиты документов, подтверждающие их права на землю.

Указанный протокол оформляется в трех экземплярах, один из которых хранится у председателя общего собрания, второй — у лица, по предложению которого проводилось это собрание, третий — в органе местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, находящегося в долевой собственности.

В соответствии со ст. 22.2 Закона о регистрации, основанием для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, является:

· решение о разделе или об объединении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков;

· соглашение о разделе, об объединении, о перераспределении земельных участков или о выделе из земельных участков;

· иной документ, на основании которого в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами осуществляется образование земельных участков.

Государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе или объединении земельных участков, находящихся в собственности одного лица, осуществляется на основании заявления такого лица. Государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении или перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти, органа местного самоуправления или действующего по их поручению лица либо на основании заявления лиц, которым такие земельные участки предоставлены в соответствии с ЗК России.

Обязательными приложениями к предоставляемым документам, являются:

1) правоустанавливающий документ на земельный участок, из которого образованы земельные участки (представление правоустанавливающего документа не требуется в случае, если право на соответствующий земельный участок ранее было зарегистрировано в установленном законом порядке);

Это интересно:  Статья 983 ГК РФ. Последствия неодобрения заинтересованным лицом действий в его интересе

2) согласие (землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей) в письменной форме лиц на образование земельных участков в случае, если необходимость такого согласия предусмотрена ЗК России.

Одной из особенностей государственной регистрации прав на такие земельные участки, в соответствии с п. 4 ст. 22.2 Закона о регистрации, является то, что государственная регистрация прав осуществляется одновременно в отношении всех земельных участков, образуемых при разделе, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков.

В таком случае может возникнуть определённые затруднения, если в результате сложившихся к моменту регистрации обстоятельств на один из образуемых участков свои права заявит третье лицо. Исходя из п. 4 ст. 22.2 следует, что пока конфликт с ним не будет улажен, иные земельные участки не смогут быть зарегистрированы. А конфликты, связанные с правом собственности на объекты недвижимости могут длиться годами.

Положения настоящего пункта не применяются при государственной регистрации прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении земельных участков или выделе из земельных участков, предоставленных садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, а также на земельные участки, образуемые при выделе из земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей долевой собственности более чем пяти лиц.

Таким образом, для осуществления действий по одновременной государственной регистрации в отношении всех, образуемых при разделе (выделе, перераспределении) земельных участков, — заявления и необходимые документы должны быть поданы всеми собственниками вновь образованных земельных участков (или их представителями, действующими по доверенности, удостоверенной в соответствии с действующим законодательством). Так же в случае, если права на земельный участок (земельные участки), из которого (которых) образованы новые земельные участки были зарегистрированы в Едином государственном реестре прав, то одновременно должны быть поданы и заявления, документы на прекращение прав и ликвидацию такого участка (участков).

Еще одна особенность осуществления государственной регистрации прав на вновь образованные участки из ранее существовавшего участка (участков), изложена в п. 7 ст. 22.2 Закона о регистрации, — одновременно с заявлением о государственной регистрации прав на образуемые земельные участки может быть подано заявление о государственной регистрации перехода или прекращения прав на такие земельные участки. В этом случае государственная регистрация перехода или прекращения прав на такие земельные участки осуществляется одновременно с государственной регистрацией прав на образуемые земельные участки.

Государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 25.2 Закона о государственной регистрации прав.

Среди особенностей государственной регистрации прав на обозначенный земельный участок закон называет:

· не допускается государственная регистрация права собственности гражданина на указанный земельный участок в случае, если такой земельный участок в соответствии с федеральным законом не может быть предоставлен в частную собственность;

· истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в п. 1, 2, 7 ст. 25.2 земельный участок не допускается;

Документы, являющиеся основанием для государственной регистрации прав и указанные в п. 2 ст. 25.2 выделять как особенность, на наш взгляд, не представляется целесообразным, так как предоставление указанных документов вполне охватывается п. 1 ст. 17 Закона о государственной регистрации прав в части «иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав».

Основания прекращения права собственности на земельный участок

Прекращение права собственности на земельные участки возможно в добровольном или принудительном порядке.

Важным фактором в жизни каждого члена гражданского общества, который является гарантом надежности и уверенности, многие юристы и финансовые специалисты заслуженно считают недвижимое имущество.

Особым приоритетом в любые времена пользовалась земля. Это универсальный вид недвижимого имущества, который можно использовать в любых личных целях: для строительства жилья и постоянного проживания, для постройки подсобных, производственных зданий, с целью организации фермерского, садового или огородного хозяйства бытового или профессионального уровня.

Также выгодной для законных владельцев территории станет продажа участка или же заключение договора для сдачи имущества в аренду.

Однако нарушение правил использования земли может повлечь за собой изъятие земельного участка принудительно, что может обернуться для владельца неприятными правовыми последствиями. Поэтому каждый гражданин, который имеет земельные участки в своем личном владении или распоряжении, должен знать способы и причины изъятия участков земли.

Понятие прекращения права собственности на земельный участок

Согласно с конституционными актами в сфере земельных правовых отношений установлено, что земля как природный ресурс может находиться в пользовании государственных, муниципальных органов или же частных лиц. Объектом права собственности в данном случае выступает конкретная территория, которая включает поверхностный слой земли, плодородную почву, а также все водные ресурсы и полезные ископаемые.

Право собственности на какой-либо земельный участок заключается в возможности владеть им, пользоваться в личных целях, а также распоряжаться по собственному смотрению личным недвижимым имуществом. Обратной стороной данного понятия является прекращение права собственности на землю, которое заключается в изъятии участка из владения гражданского лица.

Данная правовая операция возможна в случае добровольного отчуждения владельцем собственной земли в пользу других лиц, при выражении добровольного отказа собственника от права владения земельным участком, после принудительного изъятия недвижимого имущества (земли) в судебном или гражданском порядке.

Основания прекращения права собственности на земельный участок

Земли, которые находятся в распоряжении государственных или муниципальных органов, на законных основаниях предоставляются в пользование и собственность физических и юридических лиц.

Юридические лица иностранного происхождения, граждане других стран, а также лица без какого-либо гражданства не имеют удостоверенного действующим законом права на владение собственными земельными территориями, которые находятся в пограничных пределах, а также покупать недвижимое имущество в форме земельных участков для дальнейшей фермерской или садовой деятельности.

Существует несколько различных форм прав владения участками земли, которые отличаются между собой правовой стороной вопроса. Соответственно, граждане могут получать право постоянного или безвозмездного срочного пользования, пожизненного наследуемого владения, а также право на частный или публичный сервитуты.

Однако при нарушении правил обращения с земельными участками, предусмотренных законодательством, могут возникнуть серьезные причины для принудительного изымания территорий или добровольного отказа от пользования. Существуют следующие причины прекращения права собственности на земельный участок:

  • добровольное отчуждение земельного участка собственниками в пользу иных лиц;
  • добровольный отказ собственника от законного права собственности на землю;
  • изъятие земельного участка какими-либо государственными или муниципальными органами у собственников принудительно.

Отчуждение земельного участка собственником

Отчуждение земельного имущества – это особая форма распоряжения недвижимостью, которая заключается в возможности реализации собственником земли своих полномочий, чтобы распоряжаться принадлежащим ему на законных основаниях имуществом. Отчуждение заключается в передаче владельцем своего имущества в законную собственность другого гражданина.

Существуют различные формы отчуждения земельных участков, которые отличаются между собой, а именно:

  • возмездное отчуждение земли, которое может реализоваться в форме купли или продажи;
  • безвозмездное отчуждение участка, например, дарение.

Помимо добровольных случаев отчуждения земельных участков, законов предусматриваются принудительные случаи отчуждения, которые осуществляются без изъявления воли собственника для проведения конфискации, осуществления реквизиции или же для использования участка при государственных или муниципальных нуждах.

В процессах по отчуждению земельных участков существуют важные особенности, которые предусматриваются гражданским законодательством. Например, земли, которые были изъяты из общего оборота, не могут на законных основаниях предоставляться для пользования частным лицам или быть основными объектами любых сделок.

Помимо этого, отчуждение земель, пригодных для осуществления сельскохозяйственных и фермерских работ, организации садоводства или огородничества, а также строительства личного жилья или подсобных построек происходит в соответствии со специализированными актами гражданского законодательства.

Отказ собственника от права собственности на участок

Чтобы в законном порядке осуществить добровольный отказ от земельного участка, собственнику земли стоит подать соответствующее заявление, в котором будет изложено желание. Обращаться с таким документом нужно в государственный орган, который проводит государственную регистрацию прав на любое недвижимое имущество и контролирует проведение любых сделок с недвижимостью.

В случае полного соблюдение процедуры право собственности на конкретный участок полностью будет прекращено с момента государственной регистрации факта прекращения права собственности на участок. Для принятия исполнительным или судебным органом решения о прекращении собственности на любой земельный участок владельцу земли стоит подать следующий пакет документов в государственный или муниципальный орган:

  • заявление с выражением отказа от прав собственности на конкретный участок;
  • копию документов, подтверждающих личность заявителя или факт государственной регистрации юридического лица в специальном реестре;
  • кадастровый паспорт участка земли, если в государственном земельном кадастре присутствуют данные о конкретном участке;
  • если присутствуют в наличии у собственника документы, которые подтверждают права собственности на участок;
  • если документов о собственности на участок нет, то нужно предоставить документы, которые свидетельствуют о предоставлении земельного участка муниципальным или государственным органом.

Принудительное изъятие земельного участка

Государственные или муниципальные органы имеют законное право и возможность принудительно изъять земли из личного владения физических лиц. Такой процесс возможен в том случае, если хозяин участка не заключил добровольного соглашения об изъятии земли или же он не согласен с подобным судебным решением. В таком случае законом предусматривается принудительное изъятие имущества.

Изъятие участков возможно только при вынесении судебного решения. Судебный иск предъявляется в судебные органы в течение всего срока действия решения об изъятии земли, однако данный документ не может быть подан в суд ранее трех месяцев с момента получения собственником земли подобного проекта будущего соглашения на осуществление изъятия.

Пакет документов у собственника запрашивается, если необходимые бумаги отсутствуют в распоряжении исполнительного органа или имеющихся данных оказывается недостаточно для вынесения решения о принудительном изъятии.

Таким образом, прекращение права собственности на земельные участки возможно в добровольном или принудительном порядке при наличии соответствующей документации или судебных решений.

Как происходит процедура прекращения права собственности на земельный участок

Право собственности на земельные участки регламентируется Конституцией РФ, гражданским и земельным законодательством, предоставляя гражданам различные имущественные гарантии. Однако, законом установлен и ряд условий, влекущих прекращение прав на земли.

Право собственности может прекратиться по разным основаниям, начиная с добровольного отказа и доходя до чрезвычайных ситуаций. Чаще всего изъятие земельного надела с возмещением или без него можно оспорить в суде при несогласии собственника с решением муниципалитета или государства.

Что нужно знать

Обладание землей порождает юридический нюанс, обусловленный возможностью потери права собственности на нее. Главное основание такого поворота событий установлено ст. 44 ЗК РФ – желание владельца добровольно отдать надел родственнику или передать третьему лицу. Но изъятие имущества может произойти и принудительно независимо от воли собственника.

Каждый владелец земельного участка наделен правом собственности на него, являющегося юридической гарантией возможности распоряжения этим имуществом (эксплуатировать, продавать, менять) на свое усмотрение. Недвижимость может принадлежать одному или сразу нескольким лицам, частному или государственному собственнику.

Право собственности на землю прекращается в случае дарения участка или смерти его обладателя. Существуют и иные основания прекращения такого права, предусматривающие компенсацию за добровольный отказ от надела или полную утрату без возмещения средств.

Как происходит раздел земельного участка — читайте в этой статье.

Это интересно:  Статья 1312 ГК РФ. Обеспечение иска по делам о нарушении смежных прав

Законодательный аспект

Статьей 35 Конституции РФ предусмотрена охрана и защита законом права собственности. Прекратить или признать отсутствующим таковое возможно только по судебному решению. Одновременно законодательством определена возможность отчуждения имущества в добровольном и принудительном порядке с последующим возмещением и без него.

Прекращению прав собственности посвящена отдельная глава Земельного кодекса:

Гражданский кодекс предоставляет гражданам полные права на распоряжение имеющейся собственностью по личному усмотрению, если их действия не противоречат нормам закона. Так, статьей 209 ГК предусмотрена возможность отчуждения имущества в пользу иных лиц, продажи, передачи и пр.

Установленные Гражданским кодексом в 235-й статье основания для прекращения права собственности на земельный участок классифицируются на 4 группы:

Порядок прекращения права собственности на земельный участок

Процедура различается в зависимости от характера прекращения прав: возмездного, безвозмездного, при халатном отношении и игнорировании предупреждений.

Изъятие в пользу государства

Земельный участок может быть изъят у собственника принудительно в случае возникновения необходимости в нем у государства или муниципалитета: прокладки дороги, постройки важного общественного объекта и пр.

Изъятие земли производится на основании следующей документации:

  • акта, вынесенного государственным органом;
  • решения судебной инстанции;
  • муниципального распоряжения.

После проведения процедуры отчуждения земельный участок переходит во владение соответствующих органов. Бывшему хозяину надела предоставляется взамен иная земля или выплачивается компенсация.

Принудительно

Изъятие земли у хозяина в принудительном порядке производится в порядке конфискации. Этот способ предусмотрен только для граждан. Применяется он в качестве основного или дополнительного наказания за совершение преступления, при образовании высокой финансовой задолженности, в случае осуществления иных противоправных деяний.

Порядок прекращения права собственности на земельный участок путем конфискации предусматривает следующие этапы:

  1. На основании вынесенного судом решения составляется и передается судебным приставам исполнительный документ.
  2. На земельный участок накладывается арест. Далее территория передается в распоряжение органа исполнительной власти.
  3. Изъятый надел продается на торгах.

После продажи земли, хозяин утрачивает право на распоряжения имуществом. Территория передается покупателю на аукционе. По окончании процедуры новый владелец регистрирует переход собственнических прав в Росреестре на свое имя.

Добровольный отказ от права владения

Процедура отличается в зависимости от категории инициатора: собственник или нет. Хозяин надела может отказаться от него, подав в регистрирующий орган заявление. С момента прекращения права частной собственности на недвижимый объект земля становится муниципальным имуществом: городского округа, поселения, района.

При нахождении земельной площади в бессрочной эксплуатации или на праве пожизненного наследуемого владения отказное заявление направляется в соответствующий орган вместе с приложением документации, удостоверяющей наличие права на конкретную землю или решения учредителя об отказе (если правообладатель – муниципальное учреждение, унитарное предприятие, фонд наследия, орган государственной или муниципальной власти).

Для рассмотрения заявления отведен месячный срок. По его истечении принятое решение направляется заявителю в течение трех дней.

В течение недели орган, принявший решение, информирует налоговую инспекцию. На прекращение зарегистрированного ранее права он подает заявление в орган, осуществляющий регистрацию недвижимого имущества.

С возмещением и без него

Изъятие земли может производиться с компенсацией, предусматривающей выплату бывшему хозяину выкупной цены, или без нее. В большинстве случаев возмещение осуществляется, если надел изъят для нужд государства или муниципалитета, в результате наступления чрезвычайных событий (эпидемии, техногенной катастрофы), для исполнения международных обязательств.

Изредка участки изымаются у частных владельцев без возмещения. Это возможно при появлении непредвиденного объективного случая. К примеру, надел расположен на острове и некоторая часть имущества утрачена в результате размытия окружающими водами.

В случае возмездного характера изъятия хозяин должен быть трижды предупрежден о планируемом процессе. В последнем извещении содержится приглашение в исполнительный орган власти для заключения соглашения. Владельцу не стоит игнорировать приглашение и попытаться получить максимально выгодный вариант назначения выкупной цены или выбора новой территории.

В соразмерную выкупную стоимость, равную реальной цене, входят дополнительные выплаты в качестве компенсации расходов на переселение и т.п. В случае значительного занижения стоимости необходимо уведомить администрацию, письменно сформулировав основания имеющихся претензий. При невозможности достижения согласия в течение месяца собственник площади может обращаться в судебный орган.

Если право собственности прекращается безвозмездно, администрации должна составить акт с обоснованием причин изъятия: причинение земле вреда, нарушение окружающего ландшафта, несоблюдение норм эксплуатации надела.

На основании акта нарушитель получает предупреждение и административный штраф. Для наведения порядка хозяину участка устанавливается конкретный срок. Игнорирование предупреждения влечет арбитражное решение о лишении владельца земли права собственности.

Читайте здесь о порядке заключения договора аренды лесного участка.

Также мы расскажем, как продлить договор аренды земельного участка.

Земельный
эксперт

Бесплатная горячая линия

Права на землю

Прекращение прав на землю

Содержание статьи:

Отказ от права собственности на земельный участок

Собственник земельного участка имеет право отказаться от своего права распоряжения территорией добровольно. Для этого ему достаточно обратиться с официальным заявлением в административный орган, где он получал землю. Посмотреть и скачать можно здесь: [Заявление физического лица об отказе от права собственности на земельный участок].

Внимание, акция! Получите консультацию юриста по земельным вопросам!

+7 (499) 553-09-05

+7 (812) 448-61-02

+7 (800) 550-38-47

Данный документ является основанием для прекращения прав собственности гражданина на территорию. Прекращение права собственности на земельный участок происходит после официальной регистрации факта отказа гражданина от своих прав.

После того как отказ будет оформлен в законном порядке, гражданин передает земельный участок в распоряжение представителя администрации. Территория должна быть возвращена в надлежащем состоянии, с учетом возможного износа. В свою очередь, гражданин теряет все свои права на данный надел, включая возможность распоряжаться им, эксплуатировать землю по личному усмотрению, передавать его в залог, продавать, обменивать, дарить.

Важно: как права, так и обязанности по уходу за землей и уплате обязательных налогов и коммунальных начислений прекращаются только после приобретения права собственности на участок другим лицом.

Отчуждение земельного участка

Отчуждением принято считать самостоятельную передачу собственником земли в пользу третьего лица. Основаниями для данного действия являются сделки купли-продажи, обмена, дарения.

В процессе каждого соглашения заключается соответствующий договор, где указываются все существенные условия сделки. Обязательной процедурой является межевание участка. Без точного определения границ передать территорию в собственность другому лицу не удастся.

После того как все обязательные подготовительные действия будут завершены и заключен договор, происходит его регистрация в Росреестре. Это обязательная процедура в результате которой и возникает право собственности на земельную территорию у другого лица.

По завершении регистрации новый собственник получает выписку из Единого государственного реестра недвижимости и, соответственно, получает все возможности распоряжаться имуществом.

Помимо прав на гражданина накладываются еще и обязанности по содержанию территории в надлежащем состоянии и использовании ее только по целевому назначению.

Прекращение и ограничение прав на землю

В зависимости от вида ограничения прав, наложенного на участок, существует ряд оснований для прекращения или ограничения прав граждан на территорию. Прекращение прав на землю может иметь характер добровольного отказа и принудительного отъема.

При добровольном отчуждении собственник лично подает заявку об отказе и теряет свои права по мере регистрации заявления.

Принудительное изъятие может быть осуществлено по следующим причинам:

  • нарушение целевого назначения земли;
  • использование территории иррационально;
  • отказ от агротехнических мероприятий, что привело к порче земли;
  • разграничение территории и несоответствие межевых опорных знаков действительности;
  • изъятие надела государством или муниципалитетом;
  • если собственник не пользуется территорией в течение трех лет с момента получения или иного срока, оговоренного в соответствующем акте.

Такие варианты рассматриваются, если установлено право безвозмездного пользования земельным участком.

Право аренды может быть завершено по соглашению между участниками сделки, по окончании срока действия акта, а также в результате нарушения арендатором условий эксплуатации земельного массива в рамках договоренности.

Прекращение права постоянного бессрочного пользования также может происходить несколькими способами: добровольно — по желанию пользователя или на основании соглашения участников; принудительно — по требованию владельца, по окончании срока эксплуатации, а при пользовании служебной площадью — после увольнения работника, за некоторыми исключениями.

Прекращение и ограничение прав на землю при наличии сервитута происходит следующим образом:

  1. В случае прекращения обстоятельств, обусловивших необходимость его установки.
  2. Если собственник площади с данным обременением не имеет возможности пользоваться ей по прямому назначению.

Прекращение сервитута возможно в добровольном порядке по согласию участников и по решению суда.

Изъятие земли для государственных и муниципальных нужд

Надел изымается принудительно при возникновении в этом необходимости у муниципалитета или государства. Причинами для изъятия земель для государственных и муниципальных нужд могут стать: постройка дороги, важного для города объекта, культурная или историческая ценность земельного участка.

Основаниями для изъятия служат такие документы, как:

  • акт государственного органа;
  • судебное решение;
  • распоряжение городского муниципалитета.

Отчуждение участка происходит в стандартном порядке, указанные документы служат основанием для окончания прав собственности владельца. После этого имущество переходит в распоряжение соответствующих органов, а бывший собственник получает денежную компенсацию или другой участок взамен.

Конфискация земельного участка

Принудительное изъятие земельной территории у собственника называется процедурой конфискации. Данный способ предусмотрен лишь в отношении физических лиц и является основной или дополнительной мерой наказания гражданина за совершенные им преступления или наличие задолженности перед банком, а также другие противоправные деяния.
Основанием для совершения такой процедуры является только судебное решение. Без данного документа, конфискация будет считаться незаконной.

Процедура конфискации происходит в соответствии со следующими этапами:

  1. После вынесения решения судом оформляется исполнительный лист и передается приставам.
  2. Сотрудники органа накладывают на территорию арест и передают ее в распоряжение исполнительного органа власти.
  3. Конфискованная площадь реализуется с торгов.

После того как участок был продан, собственник теряет законное право на распоряжение собственностью, а площадь передается лицу, купившему его на аукционе. После совершения сделки, данный переход прав регистрируется в Росреестре.

Реквизиция земельного участка

Отчуждение земельной территории у гражданина по причине возникновения эпидемии, из-за стихийных бедствий, в результате техногенных катастроф называется реквизицией. Такое изъятие может быть временным и зависит от наличия вышеуказанных обстоятельств. Целью реквизиции имущества является охрана здоровья и жизни граждан со стороны государства.

Если земля после негативного воздействия находится в хорошем состоянии и подходит для дальнейшей эксплуатации, то она возвращается собственнику. Если этого сделать нельзя, то гражданин может выбрать денежное возмещение рыночной стоимости участка или получение равноценного надела, но в другом районе.

Реквизиция земельного участка происходит согласно установленному порядку:

  1. После возникновения угрозы, гражданин получает уведомление об изъятии земли.
  2. Собственник обращается в региональный муниципалитет и получает справку с указанием о реквизиции участка и возмещении причиненного ущерба.
  3. После исчезновения оснований для реквизиции, гражданин получает свое имущество назад.
  4. Если это сделать невозможно, то участок оценивается и гражданину выплачивается его стоимость или передается в его пользование равноценная площадь.

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов:

Статья написана по материалам сайтов: ozkrf.ru, studbooks.net, advokat-malov.ru, 1kvartirka.ru, zk-expert.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector