+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 5.18 КоАП РФ. Незаконное использование денежных средств при финансировании избирательной кампании кандидата…

Новая редакция Ст. 5.18 КоАП РФ

Использование кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума при финансировании своей избирательной кампании или кампании референдума денежных средств, не перечисленных в избирательный фонд, фонд референдума, или денежных средств, поступивших в избирательный фонд, фонд референдума с нарушением законодательства о выборах и референдумах, а равно расходование иными лицами в целях достижения определенного результата на выборах, референдуме денежных средств, не перечисленных в избирательный фонд, фонд референдума, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо превышение установленных законом предельных размеров расходования средств избирательного фонда, фонда референдума, либо расходование денежных средств избирательного фонда, фонда референдума на не предусмотренные законодательством о выборах и референдумах цели —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Содержание

Комментарий к Статье 5.18 КоАП РФ

1. Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до их регистрации этой избирательной комиссией, а инициативная группа по проведению референдума — собственный фонд для финансирования своей деятельности по выдвижению инициативы проведения референдума, организации сбора подписей в поддержку этой инициативы, а также деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме.

Средства избирательного фонда имеют целевое назначение. Они могут использоваться только на покрытие расходов, связанных с проведением избирательной кампании. Средства фондов референдума могут использоваться только для деятельности, направленной на выдвижение инициативы проведения референдума, сбор подписей в поддержку этой инициативы и получение определенного результата на референдуме, а иными группами участников референдума — только для деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме.

Средства избирательных фондов, фондов референдума могут использоваться на:

а) финансовое обеспечение организационно-технических мер, направленных на сбор подписей избирателей, участников референдума в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума, в том числе на оплату труда лиц, привлекаемых для сбора подписей избирателей, участников референдума;

б) предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, а также на оплату работ (услуг) информационного и консультационного характера;

в) оплату других работ (услуг), выполненных (оказанных) гражданами или юридическими лицами, а также на покрытие иных расходов, непосредственно связанных с проведением кандидатами, избирательными объединениями своей избирательной кампании, инициативной группой по проведению референдума своей деятельности, направленной на выдвижение инициативы проведения референдума, сбор подписей в поддержку этой инициативы и получение определенного результата на референдуме, иными группами участников референдума своей деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме;

г) внесение избирательного залога.

Предельный размер расходования средств фонда референдума, источники его формирования и предельный размер пожертвований и перечислений в фонд референдума устанавливаются законом.

Кандидаты вправе, а избирательные объединения, инициативная группа по проведению референдума обязаны назначать уполномоченных представителей по финансовым вопросам. Регистрация уполномоченных представителей по финансовым вопросам осуществляется комиссиями в порядке, установленном законом.

Кандидаты, баллотирующиеся только в составе списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, не вправе создавать собственные избирательные фонды.

Избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений могут создаваться за счет: а) собственных средств кандидата, избирательного объединения; б) средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением; в) добровольных пожертвований граждан; г) добровольных пожертвований юридических лиц; д) средств, выделенных кандидату, избирательному объединению, соответствующей избирательной комиссией в случае, если это предусмотрено законом.

Установлены предельные размеры перечисляемых в избирательные фонды собственных средств кандидата, избирательного объединения и средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, добровольных пожертвований граждан и юридических лиц, а также предельные размеры расходования средств избирательных фондов.

Все денежные средства, образующие избирательный фонд, фонд референдума, перечисляются на специальный избирательный счет, специальный счет референдума.

При выборах в федеральные органы государственной власти, референдуме Российской Федерации порядок открытия и ведения указанных счетов, учета средств избирательных фондов, фондов референдума и отчетности по этим средствам устанавливается ЦИК РФ по согласованию с Центральным банком РФ. При выборах в органы государственной власти субъектов Федерации, а также в органы местного самоуправления, референдуме субъекта Федерации, местном референдуме порядок открытия и ведения указанных счетов, учета средств избирательных фондов, фондов референдума и отчетности по этим средствам устанавливается соответствующей избирательной комиссией субъекта Федерации по согласованию с главным управлением (национальным банком) Центрального банка РФ в субъекте Федерации.

Использование в крупных размерах помимо средств соответствующего избирательного фонда финансовой (материальной) поддержки для проведения избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока кандидатом, его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения, избирательного блока, использование в крупных размерах помимо средств соответствующего фонда референдума финансовой (материальной) поддержки для выдвижения инициативы проведения референдума, получения определенного результата на референдуме уполномоченным представителем по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, а также расходование в крупных размерах пожертвований, запрещенных законодательством о выборах и референдумах и перечисленных на специальный избирательный счет, специальный счет фонда референдума является уголовно-наказуемым деянием и квалифицируется по ч. 2 ст. 141.1 Уголовного кодекса.

Объективная сторона правонарушения — это действие (бездействие).

Субъективная сторона правонарушения — умысел или неосторожность.

Другой комментарий к Ст. 5.18 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения, связанные с финансированием выборов (референдума), возникающие по поводу незаконного использования денежных средств на указанное финансирование и регулируемые нормами федерального законодательства, законодательства субъектов РФ и иных нормативных правовых актов.

Кандидат обязан назначить уполномоченных представителей по финансовым вопросам. Уполномоченным представителем может быть только совершеннолетний гражданин.

Кандидатам, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам запрещается использовать иные денежные средства для оплаты работ по сбору подписей избирателей, ведения предвыборной агитации, осуществления других предвыборных мероприятий, кроме средств, поступивших в их избирательные фонды. В случае, если кандидат, зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, избирательный блок при сборе подписей или в период проведения предвыборной агитации, иных предвыборных мероприятий помимо средств собственного избирательного фонда использовали и иные денежные средства, соответствующая избирательная комиссия вправе отменить свое решение о регистрации кандидата (списка кандидатов). В случае, если указанные нарушения обнаружены после опубликования результатов выборов, избирательная комиссия вправе обратиться в суд с представлением о признании избрания кандидата (списка кандидатов) недействительным.

Средства избирательных фондов имеют целевое назначение. Они могут использоваться только на покрытие расходов, связанных с проведением избирательной кампании. Запрещается расходовать средства на иные цели, кроме как на:

финансовое обеспечение организационно-технических мер, направленных на сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата (списка кандидатов), в том числе на оплату труда лиц, привлекаемых для сбора подписей избирателей;

предвыборную агитацию, а также на оплату работ (услуг) информационного и консультационного характера;

оплату других работ (услуг), выполненных (оказанных) юридическими лицами или гражданами РФ, а также иных расходов, непосредственно связанных с проведением избирательной кампании;

внесение избирательного залога.

2. Объективную сторону данного административного правонарушения составляют действия по использованию, вопреки существующим нормам, денежных средств помимо средств избирательного фонда, фонда для участия в референдуме, или по превышению установленных законом предельных сумм расходования, либо по расходованию их на не предусмотренные законом цели при финансировании избирательной кампании или проведении референдума.

3. Субъекты правонарушения указаны в статье. Это — кандидаты, зарегистрированные кандидаты, лица, являвшиеся кандидатами, зарегистрированными кандидатами, лица, избранные депутатами, уполномоченные представители по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума, а также избирательные объединения, избирательные объединения, входящие (входившие) в избирательный блок.

Это интересно:  Статья 105 ЗК РФ. Виды зон с особыми условиями использования территорий

4. Правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности (вина юридических лиц определяется в соответствии с нормами КоАП РФ.)

Статья 5.18. Незаконное использование денежных средств при финансировании избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума

СТ 5.18 КоАП РФ

Использование кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума при финансировании своей избирательной кампании или кампании референдума денежных средств, не перечисленных в избирательный фонд, фонд референдума, или денежных средств, поступивших в избирательный фонд, фонд референдума с нарушением законодательства о выборах и референдумах, а равно расходование иными лицами в целях достижения определенного результата на выборах, референдуме денежных средств, не перечисленных в избирательный фонд, фонд референдума, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо превышение установленных законом предельных размеров расходования средств избирательного фонда, фонда референдума, либо расходование денежных средств избирательного фонда, фонда референдума на не предусмотренные законодательством о выборах и референдумах цели —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Комментарий к Ст. 5.18 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Порядок расходования средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума, иных групп участников референдума определен в ст. 59 Закона об основных гарантиях избирательных прав, в ст. 58 Закона о выборах Президента РФ, в ст. 64 Закона о выборах депутатов. Условия создания иных групп участников референдума предусмотрены п. 2 ст. 42 Закона об основных гарантиях избирательных прав. Под иными лицами, которые в целях достижения определенного результата на выборах, референдуме могут расходовать денежные средства, не перечисленные в избирательные фонды, согласно п. 5 ст. 59 Закона об основных гарантиях избирательных прав понимаются граждане и юридические лица.

2. Следует иметь в виду, что действия граждан и юридических лиц в рамках комментируемой нормы должны квалифицироваться как административное правонарушение, которое следует отличать от уголовно наказуемого деяния. Административная ответственность за использование денежных средств, помимо средств собственного избирательного фонда кандидата, избирательного объединения, а также фонда референдума, наступает только при условии отсутствия в действиях виновного лица признаков состава преступления, предусмотренного ст. 141.1 УК РФ (совершение аналогичного деяния в крупных размерах).

3. Комментируемая статья содержит пять альтернативных составов:

1) использование кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума при финансировании своей избирательной кампании или кампании референдума денежных средств, не перечисленных в избирательный фонд, фонд референдума;

2) использование денежных средств, поступивших в избирательный фонд, фонд референдума с нарушением законодательства о выборах и референдуме;

3) расходование иными лицами в целях достижения определенного результата на выборах, референдуме денежных средств, не перечисленных в избирательный фонд, фонд референдума;

4) превышение установленных законом предельных размеров расходования средств избирательного фонда, фонда референдума;

5) расходование денежных средств избирательного фонда, фонда референдума на не предусмотренные законодательством о выборах и референдумах цели.

Нарушения могут, в частности, состоять в том, что кандидаты, оплачивая из своего избирательного фонда агитационные печатные материалы, фактически агитировали в них за других кандидатов. Это может быть квалифицировано избирательной комиссией и судом как расходование денежных средств на не предусмотренные законом цели, а виновные лица могут быть подвергнуты административному наказанию.

4. Субъектами административной ответственности являются граждане, юридические лица, кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума, иная группа участников референдума.

5. Право на составление протокола об административном правонарушении имеют уполномоченные члены соответствующих комиссий.

Статья 5.18 КоАП РФ. Незаконное использование денежных средств при финансировании избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума

Использование кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума при финансировании своей избирательной кампании или кампании референдума денежных средств, не перечисленных в избирательный фонд, фонд референдума, или денежных средств, поступивших в избирательный фонд, фонд референдума с нарушением законодательства о выборах и референдумах, а равно расходование иными лицами в целях достижения определенного результата на выборах, референдуме денежных средств, не перечисленных в избирательный фонд, фонд референдума, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо превышение установленных законом предельных размеров расходования средств избирательного фонда, фонда референдума, либо расходование денежных средств избирательного фонда, фонда референдума на не предусмотренные законодательством о выборах и референдумах цели —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Комментарии к ст. 5.18 КОАП РФ

1. Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения, связанные с финансированием выборов (референдумов), регламентированные соответствующими федеральными законами (см. п. п. 2 и 4 комментария к ст. 5.1) и законами субъектов РФ.

2. Для участия в избирательной кампании и проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума кандидатами, избирательными объединениями, инициативными группами по проведению референдума инициативными агитационными группами создаются избирательные фонды, фонды референдума, средства которых перечисляются на специально открытые счета.

Мероприятия по подготовке и проведению референдума Российской Федерации финансируются за счет средств федерального бюджета. Фонды референдума создаются инициативными группами по проведению референдума, инициативными агитационными группами за счет средств членов этих инициативных групп, за счет добровольных пожертвований граждан РФ и российских юридических лиц.

Избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений создаются за счет следующих средств: а) собственных средств кандидата, избирательного объединения; б) средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением; в) добровольных пожертвований граждан и юридических лиц; г) средств, выделенных соответствующей избирательной комиссией кандидату, избирательному объединению, после регистрации кандидата или списка кандидатов (из средств соответствующего бюджета, перечисленных избирательной комиссии). Установлены предельные размеры перечисляемых в избирательные фонды денежных средств, указанных в п. п. а», «б», «в».

3. Граждане и юридические лица вправе оказывать финансовую поддержку кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума только через избирательные фонды, фонды референдума. Расходование ими в целях достижения определенного результата на выборах, референдуме денежных средств, не перечисленных в избирательные фонды, фонды референдума, запрещается.

4. Установлены предельные суммы расходования денежных средств из избирательного фонда, фонда референдума. Кандидатам и избирательным объединениям запрещается использовать иные денежные средства для ведения предвыборной агитации, кроме средств, поступивших в их избирательные фонды. Также запрещено использование денежных средств на проведение агитации по вопросам референдума помимо фонда референдума.

5. Средства избирательных фондов (фондов референдума) имеют целевое назначение. Они могут использоваться только на покрытие расходов, связанных с проведением избирательной кампании (кампании референдума), например на предвыборную агитацию (агитацию по вопросам референдума), финансовое обеспечение организации сбора подписей в поддержку кандидата, оплату работ (услуг) информационного или консультационного характера.

6. Объективную сторону рассматриваемого правонарушения составляют действия (бездействие) определенных законом субъектов (см. п. 7 настоящего комментария), состоящие хотя бы в одном из перечисленных случаях: а) использование денежных средств, не перечисленных в избирательный фонд, фонд референдума; б) использование денежных средств, поступивших в избирательный фонд (фонд референдума), иным образом, нарушающее законодательство о выборах и референдумах, если это нарушение не влечет ответственности по ст. 5.50 (см. комментарий к ней). Например, использование неизрасходованных во время избирательной кампании средств избирательного фонда после официального опубликования результатов выборов, когда у кандидатов, лиц, избранных депутатами, избирательных объединений возникает обязанность перечислить эти неизрасходованные средства, находящиеся на избирательных счетах, гражданам и юридическим лицам, внесшим добровольные пожертвования; в) расходование иными лицами в целях достижения определенного результата на выборах, референдуме денежных средств, не перечисленных в избирательный фонд, фонд референдума; г) превышение установленных законом предельных сумм расходования денежных средств из избирательного фонда, фонда референдума; д) расходование денежных средств избирательного фонда, фонда референдума на не предусмотренные законом цели.

Если использование денежных средств в случаях, перечисленных в п. п. «а», «б», «в» абз. 1 п. 6 данного комментария, осуществляется в крупных размерах, то это деяние квалифицируется как преступление по ч. 2 ст. 141.1 УК РФ.

Это интересно:  Статья 845 ГК РФ. Договор банковского счета

7. Возможные субъекты ответственности по данной статье — кандидат, уполномоченный представитель по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума или иной (инициативной, агитационной) группы участников референдума, иные физические лица, а также юридические лица — избирательное объединение либо инициативная группа по проведению референдума, иная группа участников референдума.

8. Данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи (ст. 23.1) в пятидневный срок (ч. 3 ст. 29.6). Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, уполномоченные этими комиссиями (ч. 5 ст. 28.3).

Статья 5.18. Незаконное использование денежных средств при финансировании избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума

Использование кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума при финансировании своей избирательной кампании или кампании референдума денежных средств, не перечисленных в избирательный фонд, фонд референдума, или денежных средств, поступивших в избирательный фонд, фонд референдума с нарушением законодательства о выборах и референдумах, а равно расходование иными лицами в целях достижения определенного результата на выборах, референдуме денежных средств, не перечисленных в избирательный фонд, фонд референдума, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо превышение установленных законом предельных размеров расходования средств избирательного фонда, фонда референдума, либо расходование денежных средств избирательного фонда, фонда референдума на не предусмотренные законодательством о выборах и референдумах цели —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Комментарий к Ст. 5.18 КоАП РФ

1. Общим объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов. Родовым объектом выступают общественные отношения, связанные с финансовым обеспечением избирательных кампаний (кампаний референдума) кандидатов, избирательных объединений (инициативных и иных групп по проведению референдума). Непосредственный объект — установленные законом ограничения и запреты на расходование (использование) кандидатами, избирательными объединениями, инициативными и иными группами по проведению референдума денежных средств, поступающих в их специальные фонды.

Порядок финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения в ходе подготовки и проведения выборов (в том числе порядок расходования (использования) ими денежных средств, поступающих в избирательные фонды) устанавливается Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ, другими федеральными законами, законами субъектов РФ. Что касается расходования (использования)денежных средств инициативными и иными группами по проведению референдума, то, помимо названного Федерального закона, эти отношения (в зависимости от вида референдума — федеральный, региональный или местный) регулируются соответственно Федеральным конституционным законом от 28.06.2004 N 5-ФКЗ и законами субъектов РФ.

Законодательство предусматривает, что кандидаты и избирательные объединения (инициативные и иные группы по проведению референдума) обязаны создавать собственные избирательные фонды (фонды референдума) для финансирования избирательной (референдумной) кампании. Выполнение данного требования заключается в открытии указанными субъектами в учреждении (отделении) Сбербанка РФ (или в другой кредитной организации) специального банковского счета на период избирательной (референдумной) кампании (п. п. 1, 2, 11 ст. 58 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

Порядок открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов (счетов фонда референдума), все финансовые операции (поступление и расходование средств) со специальными банковскими счетами кандидатов, избирательных объединений (инициативных и иных групп по проведению референдума), открываемыми ими для формирования избирательных фондов (фондов референдума), регулируются (применительно к уровню проводимых выборов (референдумов) нормативными актами (инструкциями и т.п.) Центральной избирательной комиссии РФ по согласованию с Центральным банком РФ и избирательными комиссиями субъектов РФ по согласованию с соответствующими региональными подразделениями (управлениями) Центробанка России.

Граждане и юридические лица вправе оказывать финансовую поддержку кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума, но только через избирательные фонды (фонды референдума). Расходование указанными лицами иных денежных средств, не перечисленных в избирательные фонды (фонды референдума), запрещается (п. п. 5, 6 ст. 59 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

Средства избирательных фондов (фондов референдума) имеют целевое назначение. Они могут использоваться только на оплату работ, услуг, непосредственно связанных с проведением избирательной кампании (кампании референдума), например на финансовое обеспечение организации сбора подписей в поддержку кандидатов (инициативы проведения референдума), предвыборную агитацию (агитацию по вопросам референдума), оплату работ (услуг) информационного или консультационного характера и т.п. (п. 3 ст. 59 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

Помимо запретов соответствующими федеральными или региональными законами о выборах и референдумах устанавливаются не только предельные размеры (лимиты) перечисляемых в избирательные фонды (фонды референдума) денежных средств в виде добровольных пожертвований граждан и юридических лиц, но и предельные размеры расходования этих средств (п. 10 ст. 58 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

Правонарушающие действия, влекущие административную ответственность по данной статье, квалифицируются как незаконное использование денежных средств. Поэтому речь в ней не идет об ответственности за незаконное использование каких-то иных материальных ценностей. Под использованием понимается расходование денежных средств специального избирательного фонда (фонда референдума) путем их банковского перечисления (оплаты, перевода), как правило, в безналичной форме на счета граждан или юридических лиц за оказанные услуги или выполненные работы.

2. Объективная сторона правонарушения выражается в совершении хотя бы одного из незаконных действий, указанных в диспозиции комментируемой нормы:

— использование денежных средств, неперечисленных в избирательный фонд (фонд референдума), т.е. использование денежных средств помимо специального банковского счета. Подобное использование возможно как через передачу денег в наличной форме, так и в безналичном порядке — путем, например, перечисления денег с банковского счета, не являющегося специальным избирательным (референдумным) счетом на счет юридического лица за выполнение работы, оказание услуги и т.п.;

— использование денежных средств, поступивших в избирательный фонд (фонд референдума) в нарушение установленного законом порядка (если это нарушение не влечет ответственности по ст. 5.50 КоАП РФ). Например, это использование средств, перечисленных в избирательный фонд (фонд референдума) теми лицами, которые не имеют права вносить пожертвования (см. п. 6 ст. 58 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ);

— превышение установленных законом предельных размеров (сумм) расходования денежных средств из избирательного фонда (фонда референдума);

— расходование денежных средств избирательного фонда (фонда референдума) на непредусмотренные законом цели. Имеются в виду цели, которые по действующему законодательству не связаны с выборами, это, например, использование их на организацию увеселительных мероприятий, посещение музыкального концерта и т.п.

Перечисленные действия совершаются кандидатами, избирательными объединениями, инициативными и иными группами участников референдума. Еще одно правонарушающее действие (расходование денежных средств, не перечисленных в избирательный фонд (фонд референдума)), возможно со стороны иных лиц (не являющихся непосредственными участниками (субъектами) избирательного (референдумного) процесса).

Правонарушение окончено с момента использования указанной финансовой поддержки, независимо от достижения целей, ради которых они совершались.

3. Возможные субъекты административной ответственности указаны в комментируемой статье. Им может быть, прежде всего, кандидат, ведущий избирательную кампанию. Согласно закону это лицо, выдвинутое в установленном законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления либо зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата (п. 35 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ). Именно кандидату принадлежит исключительное право распоряжаться средствами своего избирательного фонда (п. 1 ст. 59 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

Другими субъектами данных правонарушений могут быть:

— уполномоченный представитель кандидата по финансовым вопросам (если таковой назначен);

— уполномоченный представитель по финансовым вопросам избирательного объединения (политической партии);

— при проведении референдума — уполномоченный представитель по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума.

Подтверждением статуса указанных лиц является соответствующий документ (решение, утвержденный список) избирательной комиссии (комиссии референдума).

Из юридических лиц субъектом ответственности за данное правонарушение является только избирательное объединение (главным образом, политическая партия). Инициативная группа по проведению референдума, иная группа участников референдума юридическим лицом не является, поэтому к ответственности может быть привлечен только ее уполномоченный представитель по финансовым вопросам.

Что касается упомянутых в статье «иных лиц», то это любое вменяемое физическое лицо, достигшее восемнадцатилетнего возраста, которое может самостоятельно израсходовать денежные средства на выполнение работ, оказание услуг, связанных с выборами (или референдумами) соответственно в интересах избирательной кампании того или иного кандидата, избирательного объединения (группы участников референдума).

Это интересно:  Статья 919 ГК РФ. Хранение в ломбарде

4. Субъективная сторона анализируемого правонарушения характеризуется умышленной формой вины (прямой умысел). Лицо осознает, что в нарушение установленного порядка использует (расходует, тратит) денежные средства в ходе избирательной кампании (кампании референдума) и желает выполнить соответствующие действия.

Судя по диспозиции комментируемой статьи, обязательным признаком субъективной стороны правонарушения, является специальная цель — достижение определенного результата на выборах (референдуме). Однако представляется, что для данного правонарушения (в отличие от ст. 5.20 КоАП РФ) это излишний квалифицирующий признак, не влияющий на его характер и последствия. Такая цель в виде определенного результата на выборах (референдуме) при использовании денежных средств официально и публично не декларируется и поэтому на практике ее очень трудно доказывать. Из диспозиции комментируемой статьи вытекает, что для состава правонарушения достаточно самого факта использования незаконной материальной поддержки в ходе избирательной кампании (кампании референдума), вне зависимости от достижения или недостижения определенного результата на выборах (референдуме).

Анализ диспозиции комментируемой статьи показывает, что административная ответственность по данной статье наступает, если вышеуказанные действия не содержат состава уголовного преступления. Если же незаконные операции по финансированию участников выборов или референдума осуществляются в крупном размере (свыше одной десятой всех расходов средств избирательного (референдумного) фонда), то возможна уголовная ответственность по ч. 2 ст. 141.1 УК РФ.

Данное правонарушение следует отграничивать от предусмотренного ст. 5.19 КоАП РФ, которая устанавливает ответственность за незаконную материальную (а не денежную!) поддержку участников избирательного (референдумного) процесса.

Статья 5.18 КоАП РФ. Незаконное использование денежных средств при финансировании избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума

Текущая редакция ст. 5.18 КоАП РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

Использование кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума при финансировании своей избирательной кампании или кампании референдума денежных средств, не перечисленных в избирательный фонд, фонд референдума, или денежных средств, поступивших в избирательный фонд, фонд референдума с нарушением законодательства о выборах и референдумах, а равно расходование иными лицами в целях достижения определенного результата на выборах, референдуме денежных средств, не перечисленных в избирательный фонд, фонд референдума, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо превышение установленных законом предельных размеров расходования средств избирательного фонда, фонда референдума, либо расходование денежных средств избирательного фонда, фонда референдума на не предусмотренные законодательством о выборах и референдумах цели —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 ноября 2014 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 355-ФЗ.

(Статья в редакции, введенной в действие с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ.

Комментарий к статье 5.18 КоАП РФ

1. Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения, связанные с финансированием выборов (референдумов), регламентированные соответствующими федеральными законами (см. п. п. 2 и 4 комментария к ст. 5.1) и законами субъектов РФ.

2. Для участия в избирательной кампании и проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума кандидатами, избирательными объединениями, инициативными группами по проведению референдума инициативными агитационными группами создаются избирательные фонды, фонды референдума, средства которых перечисляются на специально открытые счета.

Мероприятия по подготовке и проведению референдума Российской Федерации финансируются за счет средств федерального бюджета. Фонды референдума создаются инициативными группами по проведению референдума, инициативными агитационными группами за счет средств членов этих инициативных групп, за счет добровольных пожертвований граждан РФ и российских юридических лиц.

Избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений создаются за счет следующих средств: а) собственных средств кандидата, избирательного объединения; б) средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением; в) добровольных пожертвований граждан и юридических лиц; г) средств, выделенных соответствующей избирательной комиссией кандидату, избирательному объединению, после регистрации кандидата или списка кандидатов (из средств соответствующего бюджета, перечисленных избирательной комиссии). Установлены предельные размеры перечисляемых в избирательные фонды денежных средств, указанных в п. п. «а», «б», «в».

3. Граждане и юридические лица вправе оказывать финансовую поддержку кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума только через избирательные фонды, фонды референдума. Расходование ими в целях достижения определенного результата на выборах, референдуме денежных средств, не перечисленных в избирательные фонды, фонды референдума, запрещается.

4. Установлены предельные суммы расходования денежных средств из избирательного фонда, фонда референдума. Кандидатам и избирательным объединениям запрещается использовать иные денежные средства для ведения предвыборной агитации, кроме средств, поступивших в их избирательные фонды. Также запрещено использование денежных средств на проведение агитации по вопросам референдума помимо фонда референдума.

5. Средства избирательных фондов (фондов референдума) имеют целевое назначение. Они могут использоваться только на покрытие расходов, связанных с проведением избирательной кампании (кампании референдума), например на предвыборную агитацию (агитацию по вопросам референдума), финансовое обеспечение организации сбора подписей в поддержку кандидата, оплату работ (услуг) информационного или консультационного характера.

6. Объективную сторону рассматриваемого правонарушения составляют действия (бездействие) определенных законом субъектов (см. п. 7 настоящего комментария), состоящие хотя бы в одном из перечисленных случаях: а) использование денежных средств, не перечисленных в избирательный фонд, фонд референдума; б) использование денежных средств, поступивших в избирательный фонд (фонд референдума), иным образом, нарушающее законодательство о выборах и референдумах, если это нарушение не влечет ответственности по ст. 5.50 (см. комментарий к ней). Например, использование неизрасходованных во время избирательной кампании средств избирательного фонда после официального опубликования результатов выборов, когда у кандидатов, лиц, избранных депутатами, избирательных объединений возникает обязанность перечислить эти неизрасходованные средства, находящиеся на избирательных счетах, гражданам и юридическим лицам, внесшим добровольные пожертвования; в) расходование иными лицами в целях достижения определенного результата на выборах, референдуме денежных средств, не перечисленных в избирательный фонд, фонд референдума; г) превышение установленных законом предельных сумм расходования денежных средств из избирательного фонда, фонда референдума; д) расходование денежных средств избирательного фонда, фонда референдума на не предусмотренные законом цели.

Если использование денежных средств в случаях, перечисленных в п. п. «а», «б», «в» абз. 1 п. 6 данного комментария, осуществляется в крупных размерах, то это деяние квалифицируется как преступление по ч. 2 ст. 141.1 УК РФ.

7. Возможные субъекты ответственности по данной статье — кандидат, уполномоченный представитель по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума или иной (инициативной, агитационной) группы участников референдума, иные физические лица, а также юридические лица — избирательное объединение либо инициативная группа по проведению референдума, иная группа участников референдума.

8. Данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи (ст. 23.1) в пятидневный срок (ч. 3 ст. 29.6). Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, уполномоченные этими комиссиями (ч. 5 ст. 28.3).

Консультации и комментарии юристов по ст 5.18 КоАП РФ

Если у вас остались вопросы по статье 5.18 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья написана по материалам сайтов: koapkodeksrf.ru, www.kodap.ru, rulaws.ru, stkoaprf.ru, okoaprf.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector