+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Статья 328 ТК РФ. Прием на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств

Текущая редакция ст. 328 ТК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

Работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны пройти профессиональный отбор и профессиональное обучение в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.
Прием работника на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, производится после обязательного предварительного медицинского осмотра в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.
(Часть в редакции, введенной в действие с 6 октября 2006 года Федеральным законом от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 25 ноября 2013 года N 317-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

Комментарий к статье 328 ТК РФ

Комментируемая статья устанавливает требования к лицам, принимаемым на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств.

Эти требования предполагают, что такие работники должны пройти:
— профессиональный отбор. Например, Постановлением Минтруда РФ от 17 июня 2003 года N 36 Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (конвейерный, трубопроводный и другие транспортные средства непрерывного действия)» установлены соответствующие требования к профессиональному отбору работников;
— профессиональное обучение. Согласно положениям ФЗ «Об образовании в РФ» профессиональное обучение — это вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий);
— обязательный предварительный медицинский осмотр. Приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 года N 835н утвержден Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров. Данный Порядок устанавливает, что обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб. Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.

Снежанская Н.Н. отмечает, что возможность занятия некоторых должностей при приеме на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, обусловливается наличием либо отсутствием у претендента ряда определенных в законодательстве характеристик. Часть из них относится к общепризнанным и общепринятым требованиям, предъявляемым к работникам разных профессий, а часть предполагает необходимость выполнения довольно специфических требований, воспринимаемых в отношении большинства работников как дискриминационные (наличие гражданства РФ, достижение определенного возраста, отсутствие судимости, знание языка и законов другого государства и др.). Эти требования предусматриваются специальным законодательством, регулирующим осуществление деятельности на транспортных средствах.

________________
См.: Снежанская Н.Н. Специфика содержания трудового договора работников транспорта // Юрист. 2012. N 13. С.27-32.

Консультации и комментарии юристов по ст 328 ТК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 328 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 328 ТК РФ. Прием на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств

Работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны пройти профессиональный отбор и профессиональное обучение в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.

Прием работника на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, производится после обязательного предварительного медицинского осмотра в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.

Комментарии к ст. 328 ТК РФ

1. Особенности положения работников, связанных с движением транспортных средств, рассматриваются в ряде конвенций МОТ: N 185 (пересмотренной) «Об удостоверениях личности моряков» (2003 г.), N 92 (пересмотренной) «О помещениях для экипажа на борту судов» (1949 г.), N 73 «О медицинском освидетельствовании моряков» (1946 г.), N 69 «О выдаче судовым поварам свидетельств о квалификации» (1946 г.).

Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2007 г. N 876 утв. Положение о подготовке и допуске водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов.

Гражданин может быть временно (на срок не более 5 лет и с правом последующего переосвидетельствования) признан непригодным вследствие психического расстройства к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Такое решение принимается врачебной комиссией, уполномоченной на то органом здравоохранения, на основании оценки состояния психического здоровья гражданина в соответствии с перечнем медицинских психиатрических противопоказаний и может быть обжаловано в суд.

Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утверждается Правительством РФ и периодически (не реже 1 раза в 5 лет) пересматривается с учетом накопленного опыта и научных достижений (Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утв. Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. N 377).

3. В ст. 52 ВзК дается понятие авиационного персонала. К авиационному персоналу относятся лица, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство) и осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельность по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения.

Перечни должностей авиационного персонала утверждаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Авиационный персонал включает в себя авиационный персонал гражданской авиации, авиационный персонал государственной авиации и авиационный персонал экспериментальной авиации.

В ст. 53 ВзК установлен порядок допуска лиц из числа авиационного персонала к деятельности: лица из числа авиационного персонала гражданской авиации допускаются к деятельности при наличии сертификата (свидетельства).

Требования, предъявляемые к авиационному персоналу гражданской авиации, устанавливаются федеральными авиационными правилами.

В ст. 54 ВзК установлен порядок подготовки специалистов соответствующего уровня согласно перечню должностей авиационного персонала гражданской авиации. Подготовка специалистов проводится в образовательных учреждениях, имеющих выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации сертификаты.

Приказом ФАС России от 29 января 1999 г. N 23 введены в действие Федеральные авиационные правила «Сертификация авиационных учебных центров».

Статья 55 ВзК закрепляет порядок признания сертификата (свидетельства) иностранного государства, выданного лицу из числа авиационного персонала. Сертификат (свидетельство) признается в Российской Федерации действительным при условии, если этот сертификат (свидетельство) соответствует международным авиационным стандартам, признаваемым Российской Федерацией, и федеральным авиационным правилам.

4. В гл. V КВВТ устанавливаются требования к экипажу судна. Согласно ст. 26 КВВТ в состав экипажа судна входят лица командного состава судна, судовая команда, а в состав экипажа пассажирского судна — также и работники, обслуживающие пассажиров судна.

К командному составу судна относятся капитан судна, командир дноуглубительного или дноочистительного снаряда, их помощники, механики и электромеханики, помощники механиков и электромехаников, радиоспециалисты и врачи.

Судовая команда состоит из работающих на судне лиц, которые не относятся к командному составу судна и обслуживающим пассажиров судна работникам.

Минимальный состав экипажа самоходного транспортного судна в соответствии с требованиями эксплуатации судна определенного типа устанавливается положением о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (см. Положение о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов, утв. Приказом Минтранса России от 1 ноября 2002 г. N 138).

Лица, входящие в состав экипажа судна, должны быть включены в список членов экипажа судна, ведение которого является обязанностью капитана судна.

К работе на судне допускаются лица, годные к такой работе по состоянию здоровья.

Иностранные граждане и лица без гражданства, входящие в состав экипажа судна, не могут назначаться на должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалистов. Условия, на которых иностранные граждане и лица без гражданства могут входить в состав экипажа судна, определяются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

К работе на судне, осуществляющем судоходство, связанное с пересечением Государственной границы РФ, допускаются лица, имеющие паспорт моряка, оформленный в соответствии с законодательством РФ.

Трудовые отношения на судне регулируются ст. 28 КВВТ. Назначение членов экипажа судна осуществляется судовладельцем только с согласия капитана судна.

Судовладелец или иное осуществляющее прием на работу членов экипажа судна лицо обязаны за свой счет застраховать принимаемых на работу членов экипажа судна на случай возможного причинения вреда их жизни и здоровью при исполнении ими служебных обязанностей. Порядок и условия такого страхования устанавливаются законодательством РФ (ст. 934 ГК).

Это интересно:  Служебная командировка и служебная поездка. Положения по трудовому кодексу РФ — Статьи и очерки по трудовому праву

Капитаном судна (ст. 30 КВВТ) должен быть гражданин РФ. На капитана судна возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, поддержанию порядка на судне, защите водной среды, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу.

К занятию должностей членов экипажа судна (ст. 54 КТМ), за исключением должностей членов экипажа судна, используемого для промысла водных биологических ресурсов, допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные Положением о дипломировании членов экипажей судов, утв. уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (Положение о дипломировании членов экипажей морских судов утв. Постановлением Правительства РФ от 4 августа 1999 г. N 900).

К занятию должностей членов экипажа судна, используемого для промысла водных биологических ресурсов, допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные Положением о дипломировании членов экипажей судов, используемых для промысла водных биологических ресурсов, утв. уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (Положение о дипломировании персонала судов рыбопромыслового флота Российской Федерации утв. Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2000 г. N 576).

Дипломы и квалификационные свидетельства членам экипажей судов выдаются капитанами морских портов при соответствии членов экипажей судов требованиям к стажу работы на судне, возрасту, состоянию здоровья, профессиональной подготовке и по результатам проверки знаний квалификационными комиссиями.

Дипломы капитанов судов, дипломы лиц командного состава судов, дипломы и квалификационные свидетельства членов экипажей судов, используемых для промысла водных биологических ресурсов, считаются действительными при наличии подтверждений капитанов морских портов, удостоверяющих выдачу таких дипломов и квалификационных свидетельств в соответствии с установленными требованиями.

Дипломы и квалификационные свидетельства могут быть изъяты или аннулированы либо их действие может быть приостановлено соответственно федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в случаях прямой угрозы жизни людей, сохранности имущества на море или причинения ущерба морской среде вследствие некомпетентности, действий или бездействия членов экипажей судов при исполнении ими обязанностей в соответствии с их дипломами и квалификационными свидетельствами, а также в целях предотвращения обмана.

Подтверждения теряют силу по истечении срока действия подтвержденных диплома, квалификационного свидетельства, при их изъятии или аннулировании либо приостановлении их действия.

К работе на судне допускаются (ст. 55 КТМ) лица, имеющие свидетельства, удостоверяющие их годность к такой работе по состоянию здоровья.

В состав экипажа судна (ст. 56 КТМ), плавающего под Государственным флагом РФ, кроме граждан РФ могут входить иностранные граждане и лица без гражданства, которые не могут занимать должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста.

Условия, на которых иностранные граждане и лица без гражданства могут входить в состав экипажа судна, за исключением судна рыбопромыслового флота, определяются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, в состав экипажа судна рыбопромыслового флота — федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в соответствии с законодательством РФ о привлечении и об использовании в Российской Федерации труда иностранных граждан и лиц без гражданства (Условия, на которых иностранные граждане и лица без гражданства могут входить в состав экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, за исключением судна рыбопромыслового флота, утв. Приказом Минтранса России от 25 января 2001 г. N 14; Условия, на которых иностранные граждане и лица без гражданства могут входить в состав экипажа судна рыбопромыслового флота, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, утв. Приказом Госкомрыболовства России от 29 июля 2002 г. N 299).

5. В соответствии со ст. 57 КТМ порядок приема на работу членов экипажа судна, их права и обязанности, условия труда и оплаты труда, а также порядок и основания их увольнения определяются законодательством РФ о труде, КТМ, уставами службы на судах и уставами о дисциплине, генеральными и отраслевыми тарифными соглашениями, коллективными договорами и трудовыми договорами.

Никто из членов экипажа судна не может быть принят на работу на судно без согласия капитана судна.

Устав службы на судах, за исключением судов рыбопромыслового флота, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, устав службы на судах рыбопромыслового флота — федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, уставы о дисциплине — Правительством РФ.

6. В соответствии с гл. 5 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» трудовые отношения работников железнодорожного транспорта общего пользования, в том числе особенности приема их на работу, предоставление гарантий и компенсаций работникам железнодорожного транспорта общего пользования, регулируются названным Законом, трудовым законодательством, отраслевым тарифным соглашением и коллективными договорами.

Об организации системы заработной платы работников, занятых в основной деятельности железных дорог, сказано в Приказе МПС России от 15 декабря 1997 г. N 24Ц «О совершенствовании системы организации заработной платы работников, занятых в основной деятельности железных дорог».

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом мнения соответствующего профсоюза.

Работники, принимаемые на должности, непосредственно связанные с движением поездов, должны пройти профессиональный отбор, иметь соответствующую подготовку и здоровье, необходимые для исполнения должностных обязанностей, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Указанные работники, а также лица, подвергающиеся воздействию вредных и неблагоприятных условий труда, проходят в установленном порядке обязательные медицинские освидетельствования и осмотры.

Перечень профессий и должностей работников, обеспечивающих движение поездов, подлежащих обязательным предварительным, при поступлении на работу, и периодическим медицинским осмотрам, утв. Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 1999 г. N 1020.

Перечень профессий работников, производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожном транспорте общего пользования, подлежащих обязательным предрейсовым или предсменным медицинским осмотрам, утв. Приказом Минтранса России от 28 марта 2007 г. N 36;

Перечень медицинских противопоказаний для осуществления работ, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 19 декабря 2005 г. N 796;

Положение о порядке проведения обязательных предварительных, при поступлении на работу, и периодических медицинских осмотров на федеральном железнодорожном транспорте, утв. Приказом МПС России от 29 марта 1999 г. N 6Ц;

Инструкцию МПС России о порядке организации и проведения предрейсовых медицинских осмотров работников локомотивных бригад от 1 мая 1998 г. N ЦУВС-552.

Работники предприятий и учреждений железнодорожного транспорта, связанные с организацией и обеспечением перевозочного процесса, не могут привлекаться по решениям органов государственной власти для выполнения другой работы, кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Статья 328 ТК РФ. Прием на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств

Новая редакция Ст. 328 ТК РФ

Работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны пройти профессиональный отбор и профессиональное обучение в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.

Прием работника на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, производится после обязательного предварительного медицинского осмотра в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.

Комментарий к Статье 328 ТК РФ

Поскольку транспортные средства представляют собой источники повышенной опасности, трудовое законодательство предъявляет особые требования к приему на работу, рабочему времени, времени отдыха и дисциплине труда лиц, работа которых непосредственно связана с движением транспортных средств. Цель этих требований — свести к минимуму возможность причинения ущерба лицам, пользующимся транспортными средствами, иным лицам и окружающей среде. Необходимостью обеспечения круглосуточной деятельности соответствующих служб, разъездным характером работы, невозможностью ежедневного возвращения к месту постоянного жительства, а также особенностями условий труда обусловлено введение особых режимов труда для данной категории работников.

В законодательстве отсутствует понятие работы, непосредственно связанной с движением транспортных средств. Чаще всего под работой, связанной с движением транспортных средств, понимается работа, состоящая в управлении транспортным средством либо техническом обслуживании транспортного средства, относящегося к железнодорожному, автомобильному, водному, воздушному транспорту или городскому электротранспорту.

Перечень профессий (должностей) и работ, непосредственно связанных с движением транспортных средств, утверждается федеральными органами исполнительной власти в области транспорта по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития (Постановление Правительства от 14 января 2003 г. N 13).

Порядок профессионального отбора и профессиональной подготовки работников, принимаемых на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, определяется федеральным органом исполнительной власти в области соответствующего вида транспорта.

В частности, порядок профессиональной подготовки водителей автомобильного транспорта определяется Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Для железнодорожного транспорта порядок профессионального отбора, определения психофизиологических качеств, профессиональной пригодности установлен Положением о порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств на право управления локомотивом и моторвагонным подвижным составом на российских железных дорогах (Приказ МПС России от 11 ноября 1997 г. N 23Ц). Для помощников машиниста — Положением, утвержденным Приказом МПС России от 28 октября 1999 г. N 39Ц.

Вопросы профессионального отбора и профессиональной подготовки работников авиационного транспорта решаются Воздушным кодексом РФ и системой подзаконных нормативных актов, изданных в развитие положений Кодекса.

Работодатель обязан, при приеме на работу, связанную с движением транспортных средств потребовать от работника документы, подтверждающие уровень его профессиональной подготовки. Таким документом может быть диплом, удостоверение, свидетельство.

Это интересно:  Увольнение в связи с выходом на пенсию в 2019 году - статья по ТК РФ, заявление образец, по собственному желанию

Обязательным условием для заключения трудового договора с лицами, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, является прохождение работником обязательного предварительного медицинского осмотра, в соответствии со статьями 69, 213 ТК.

Лица, не прошедшие предварительный медицинский осмотр в установленном порядке, не могут быть допущены к работе, непосредственно связанной с движением транспортных средств.

Другой комментарий к Ст. 328 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Транспортные средства представляют собой источники повышенной опасности. Поэтому трудовое законодательство предъявляет особые требования к приему на работу, рабочему времени, времени отдыха и дисциплине труда лиц, работа которых непосредственно связана с движением транспортных средств.

2. В общем виде под работой, связанной с движением транспортных средств, следует понимать работу, которая состоит в управлении (вождении, пилотировании и т.п.) транспортным средством либо техническом обслуживании транспортного средства, относящегося к железнодорожному, автомобильному, водному, воздушному транспорту или городскому электротранспорту.

3. Порядок профессионального отбора и профессиональной подготовки работников, принимаемых на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должен определяться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области соответствующего вида транспорта. В настоящее время этот порядок для различных видов транспорта регулируется нормативными правовыми актами разного уровня.

Для железнодорожного транспорта порядок профессионального отбора, в том числе определения психофизиологических качеств и профессиональной пригодности, установлен Положением о порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств на право управления локомотивом и мотор-вагонным подвижным составом на российских железных дорогах (Приказ МПС России от 11 ноября 1997 г. N 23Ц). Аналогичное Положение утверждено Приказом МПС России от 28 октября 1999 г. N 39Ц и для помощников машиниста.

Порядок профессиональной подготовки водителей автомобильного транспорта определяется Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Вопросы профессионального отбора и профессиональной подготовки работников авиационного транспорта решаются Воздушным кодексом РФ и системой подзаконных нормативных актов, изданных в развитие положений Кодекса.

4. По общему правилу при приеме на работу, связанную с движением транспортных средств, работодатель обязан потребовать от работника документы, подтверждающие уровень его профессиональной подготовки (диплом, удостоверение, свидетельство) (см. ст. 65 ТК РФ и комментарий к ней).

Заключение трудового договора с лицами, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, допускается только после прохождения работником обязательного предварительного медицинского осмотра (см. ст. ст. 69, 213 ТК РФ и комментарий к ним).

Лица, не прошедшие в установленном порядке предварительный медицинский осмотр, не могут допускаться к работе, непосредственно связанной с движением транспортных средств.

Статья 328. Прием на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств

Работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны пройти профессиональный отбор и профессиональное обучение в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.

Прием работника на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, производится после обязательного предварительного медицинского осмотра в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.

Комментарий к Ст. 328 ТК РФ

1. Положения настоящей статьи являются отсылочными, поскольку она не содержит конкретных норм, а лишь указывает на то, что работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны пройти профессиональный отбор и профессиональную подготовку в порядке, установленном Минтрансом России (см. Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 395 «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3342).

2. Поскольку такой порядок пока не установлен, то в настоящее время вопросы профессионального отбора и профессиональной подготовки работников на транспорте регулируются различными нормативными правовыми актами применительно к тому или иному виду транспорта.

3. Работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, подлежат обязательному (не только предварительному, но и текущему) медицинскому осмотру (обследованию) с учетом особенностей его проведения на основании специальных нормативных правовых актов для работников соответствующего вида транспорта, а также обязательному (не реже одного раза в пять лет) психиатрическому освидетельствованию.

См. также комментарий к ст. 213 ТК РФ.

4. При регулировании труда работников транспорта следует, кроме того, иметь в виду такие документы, как:

— Постановление Правительства РФ от 26 июня 2008 г. N 475 «Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и Правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством» (СЗ РФ. 2008. N 27. Ст. 3280);

— Приказ Минздрава РФ от 14 июля 2003 г. N 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» (БНА РФ. 2003. N 48).

Второй комментарий к Статье 328 Трудового кодекса

1. Требования ч. 1 ст. 328 ТК РФ о необходимости прохождения профессионального отбора и профессиональной подготовки по соответствующему виду транспорта перед приемом работника на работу относятся лишь к тем категориям работников, трудовая деятельность которых связана с движением транспортных средств. Перечень таких категорий указан в постановлениях министерств и ведомств РФ, курирующих соответствующий вид транспорта.

2. На сегодняшний день соответствующие постановления министерств еще не приняты. До момента вступления в силу ТК РФ указанные документы принимались постановлениями Правительства РФ. Так, Постановлением Правительства РФ от 25 августа 1992 г. было утверждено Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта РФ, с изменениями и дополнениями от 25 декабря 1993 г., в ред. от 8 февраля 1999 г. (САПП РФ. 1992. N 9. Ст. 608; 1999. N 42. Ст. 4008). При таких обстоятельствах следует полагать, что принятые Правительством РФ до введения в действие ТК РФ документы продолжают действовать.

3. Одним из условий приема работников на работу, связанную с движением транспортных средств, является предварительный медицинский осмотр, производимый в специальном порядке, установленном действующим законодательством.

Статья 328. Прием на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств

Работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны пройти профессиональный отбор и профессиональное обучение в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.

Прием работника на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, производится после обязательного предварительного медицинского осмотра в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.

Комментарий к статье 328 Трудового Кодекса РФ

1. Особенности положения работников, связанных с движением транспортных средств, рассматриваются в ряде конвенций МОТ: N 185 (пересмотренной) «Об удостоверениях личности моряков» (2003 г.), N 92 (пересмотренной) «О помещениях для экипажа на борту судов» (1949 г.), N 73 «О медицинском освидетельствовании моряков» (1946 г.), N 69 «О выдаче судовым поварам свидетельств о квалификации» (1946 г.).

Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2007 г. N 876 утв. Положение о подготовке и допуске водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов.

Гражданин может быть временно (на срок не более 5 лет и с правом последующего переосвидетельствования) признан непригодным вследствие психического расстройства к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Такое решение принимается врачебной комиссией, уполномоченной на то органом здравоохранения, на основании оценки состояния психического здоровья гражданина в соответствии с перечнем медицинских психиатрических противопоказаний и может быть обжаловано в суд.

Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утверждается Правительством РФ и периодически (не реже 1 раза в 5 лет) пересматривается с учетом накопленного опыта и научных достижений (Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утв. Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. N 377).

3. В ст. 52 ВзК дается понятие авиационного персонала. К авиационному персоналу относятся лица, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство) и осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельность по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения.

Перечни должностей авиационного персонала утверждаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Авиационный персонал включает в себя авиационный персонал гражданской авиации, авиационный персонал государственной авиации и авиационный персонал экспериментальной авиации.

В ст. 53 ВзК установлен порядок допуска лиц из числа авиационного персонала к деятельности: лица из числа авиационного персонала гражданской авиации допускаются к деятельности при наличии сертификата (свидетельства).

Требования, предъявляемые к авиационному персоналу гражданской авиации, устанавливаются федеральными авиационными правилами.

В ст. 54 ВзК установлен порядок подготовки специалистов соответствующего уровня согласно перечню должностей авиационного персонала гражданской авиации. Подготовка специалистов проводится в образовательных учреждениях, имеющих выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации сертификаты.

Приказом ФАС России от 29 января 1999 г. N 23 введены в действие Федеральные авиационные правила «Сертификация авиационных учебных центров».

Статья 55 ВзК закрепляет порядок признания сертификата (свидетельства) иностранного государства, выданного лицу из числа авиационного персонала. Сертификат (свидетельство) признается в Российской Федерации действительным при условии, если этот сертификат (свидетельство) соответствует международным авиационным стандартам, признаваемым Российской Федерацией, и федеральным авиационным правилам.

Это интересно:  Статья 1251 ГК РФ. Защита личных неимущественных прав

4. В гл. 5 КВВТ устанавливаются требования к экипажу судна. Согласно ст. 26 КВВТ в состав экипажа судна входят лица командного состава судна, судовая команда, а в состав экипажа пассажирского судна — также и работники, обслуживающие пассажиров судна.

К командному составу судна относятся капитан судна, командир дноуглубительного или дноочистительного снаряда, их помощники, механики и электромеханики, помощники механиков и электромехаников, радиоспециалисты и врачи.

Судовая команда состоит из работающих на судне лиц, которые не относятся к командному составу судна и обслуживающим пассажиров судна работникам.

Минимальный состав экипажа самоходного транспортного судна в соответствии с требованиями эксплуатации судна определенного типа устанавливается положением о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (см. Положение о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов, утв. Приказом Минтранса России от 1 ноября 2002 г. N 138).

Лица, входящие в состав экипажа судна, должны быть включены в список членов экипажа судна, ведение которого является обязанностью капитана судна.

К работе на судне допускаются лица, годные к такой работе по состоянию здоровья.

Иностранные граждане и лица без гражданства, входящие в состав экипажа судна, не могут назначаться на должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалистов. Условия, на которых иностранные граждане и лица без гражданства могут входить в состав экипажа судна, определяются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

К работе на судне, осуществляющем судоходство, связанное с пересечением Государственной границы РФ, допускаются лица, имеющие паспорт моряка, оформленный в соответствии с законодательством РФ.

Трудовые отношения на судне регулируются ст. 28 КВВТ. Назначение членов экипажа судна осуществляется судовладельцем только с согласия капитана судна.

Судовладелец или иное осуществляющее прием на работу членов экипажа судна лицо обязаны за свой счет застраховать принимаемых на работу членов экипажа судна на случай возможного причинения вреда их жизни и здоровью при исполнении ими служебных обязанностей. Порядок и условия такого страхования устанавливаются законодательством РФ (ст. 934 ГК РФ).

Капитаном судна (ст. 30 КВВТ) должен быть гражданин РФ. На капитана судна возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, поддержанию порядка на судне, защите водной среды, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу.

К занятию должностей членов экипажа судна (ст. 54 КТМ), за исключением должностей членов экипажа судна, используемого для промысла водных биологических ресурсов, допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные Положением о дипломировании членов экипажей судов, утв. уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (Положение о дипломировании членов экипажей морских судов утв. Постановлением Правительства РФ от 4 августа 1999 г. N 900).

К занятию должностей членов экипажа судна, используемого для промысла водных биологических ресурсов, допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные Положением о дипломировании членов экипажей судов, используемых для промысла водных биологических ресурсов, утв. уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (Положение о дипломировании персонала судов рыбопромыслового флота Российской Федерации утв. Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2000 г. N 576).

Дипломы и квалификационные свидетельства членам экипажей судов выдаются капитанами морских портов при соответствии членов экипажей судов требованиям к стажу работы на судне, возрасту, состоянию здоровья, профессиональной подготовке и по результатам проверки знаний квалификационными комиссиями.

Дипломы капитанов судов, дипломы лиц командного состава судов, дипломы и квалификационные свидетельства членов экипажей судов, используемых для промысла водных биологических ресурсов, считаются действительными при наличии подтверждений капитанов морских портов, удостоверяющих выдачу таких дипломов и квалификационных свидетельств в соответствии с установленными требованиями.

Дипломы и квалификационные свидетельства могут быть изъяты или аннулированы либо их действие может быть приостановлено соответственно федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в случаях прямой угрозы жизни людей, сохранности имущества на море или причинения ущерба морской среде вследствие некомпетентности, действий или бездействия членов экипажей судов при исполнении ими обязанностей в соответствии с их дипломами и квалификационными свидетельствами, а также в целях предотвращения обмана.

Подтверждения теряют силу по истечении срока действия подтвержденных диплома, квалификационного свидетельства, при их изъятии или аннулировании либо приостановлении их действия.

К работе на судне допускаются (ст. 55 КТМ) лица, имеющие свидетельства, удостоверяющие их годность к такой работе по состоянию здоровья.

В состав экипажа судна (ст. 56 КТМ), плавающего под Государственным флагом РФ, кроме граждан РФ могут входить иностранные граждане и лица без гражданства, которые не могут занимать должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста.

Условия, на которых иностранные граждане и лица без гражданства могут входить в состав экипажа судна, за исключением судна рыбопромыслового флота, определяются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, в состав экипажа судна рыбопромыслового флота — федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в соответствии с законодательством РФ о привлечении и об использовании в Российской Федерации труда иностранных граждан и лиц без гражданства (Условия, на которых иностранные граждане и лица без гражданства могут входить в состав экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, за исключением судна рыбопромыслового флота, утв. Приказом Минтранса России от 25 января 2001 г. N 14; Условия, на которых иностранные граждане и лица без гражданства могут входить в состав экипажа судна рыбопромыслового флота, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, утв. Приказом Госкомрыболовства России от 29 июля 2002 г. N 299).

5. В соответствии со ст. 57 КТМ порядок приема на работу членов экипажа судна, их права и обязанности, условия труда и оплаты труда, а также порядок и основания их увольнения определяются законодательством РФ о труде, КТМ, уставами службы на судах и уставами о дисциплине, генеральными и отраслевыми тарифными соглашениями, коллективными договорами и трудовыми договорами.

Никто из членов экипажа судна не может быть принят на работу на судно без согласия капитана судна.

Устав службы на судах, за исключением судов рыбопромыслового флота, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, устав службы на судах рыбопромыслового флота — федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, уставы о дисциплине — Правительством РФ.

6. В соответствии с гл. 5 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» трудовые отношения работников железнодорожного транспорта общего пользования, в том числе особенности приема их на работу, предоставление гарантий и компенсаций работникам железнодорожного транспорта общего пользования, регулируются названным Законом, трудовым законодательством, отраслевым тарифным соглашением и коллективными договорами.

Об организации системы заработной платы работников, занятых в основной деятельности железных дорог, сказано в Приказе МПС России от 15 декабря 1997 г. N 24Ц «О совершенствовании системы организации заработной платы работников, занятых в основной деятельности железных дорог».

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом мнения соответствующего профсоюза.

Работники, принимаемые на должности, непосредственно связанные с движением поездов, должны пройти профессиональный отбор, иметь соответствующую подготовку и здоровье, необходимые для исполнения должностных обязанностей, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Указанные работники, а также лица, подвергающиеся воздействию вредных и неблагоприятных условий труда, проходят в установленном порядке обязательные медицинские освидетельствования и осмотры.

Перечень профессий и должностей работников, обеспечивающих движение поездов, подлежащих обязательным предварительным, при поступлении на работу, и периодическим медицинским осмотрам, утв. Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 1999 г. N 1020.

Перечень профессий работников, производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожном транспорте общего пользования, подлежащих обязательным предрейсовым или предсменным медицинским осмотрам, утв. Приказом Минтранса России от 28 марта 2007 г. N 36;

Перечень медицинских противопоказаний для осуществления работ, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 19 декабря 2005 г. N 796;

Положение о порядке проведения обязательных предварительных, при поступлении на работу, и периодических медицинских осмотров на федеральном железнодорожном транспорте, утв. Приказом МПС России от 29 марта 1999 г. N 6Ц;

Инструкцию МПС России о порядке организации и проведения предрейсовых медицинских осмотров работников локомотивных бригад от 1 мая 1998 г. N ЦУВС-552.

Работники предприятий и учреждений железнодорожного транспорта, связанные с организацией и обеспечением перевозочного процесса, не могут привлекаться по решениям органов государственной власти для выполнения другой работы, кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Статья написана по материалам сайтов: otkrf.ru, rulaws.ru, tkodeksrf.ru, sttkrf.ru, www.gk-rf.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector