+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Статья 28 закона № 35-ФЗ. Государственное регулирование надежности и безопасности в сфере электроэнергетики

Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ
Об электроэнергетике»

С изменениями и дополнениями от:

22 августа, 30 декабря 2004 г., 18 декабря 2006 г., 4 ноября 2007 г., 14 июля, 25 декабря 2008 г., 23 ноября 2009 г., 9 марта, 26, 27 июля, 28 декабря 2010 г., 7 февраля, 8 марта, 4 июня, 18, 19 июля, 6 декабря 2011 г., 25, 29 июня, 30 декабря 2012 г., 5 апреля, 6, 25 ноября 2013 г., 20 апреля, 21 июля, 14 октября, 29 декабря 2014 г., 29 июня, 13 июля, 3 ноября, 30 декабря 2015 г., 30 марта, 1 мая, 23 июня, 3 июля, 28 декабря 2016 г., 30 июня, 18, 29 июля, 29 декабря 2017 г., 29 июня, 19, 29 июля 2018 г.

Принят Государственной Думой 21 февраля 2003 года

Одобрен Советом Федерации 12 марта 2003 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

26 марта 2003 г.

Устанавливаются правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяются полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической и тепловой энергии.

Глава 3 определяет понятие и правовой статус единой национальной (общероссийской) электрической сети. Заключение договоров на оказание услуг по передаче электроэнергии с использованием объектов, входящих в единую национальную электрическую сеть, определение режима использования указанных объектов и вопросов вывода указанных объектов из эксплуатации осуществляется централизованно организацией по управлению единой национальной электрической сетью (федеральной сетевой компанией).

Глава 4 определяет понятие, правовой статус и порядок деятельности системы оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, состав субъектов оперативно-диспетчерского управления и их иерархию, основные принципы оперативно-диспетчерского управления, особенности оперативно-диспетчерского управления в аварийных электроэнергетических режимах и в изолированных территориальных электроэнергетических системах.

В главе 5 подробно определяются система и содержание мер государственного воздействия на отношения в отрасли, распределяются полномочия в области государственного регулирования и контроля в электроэнергетике между Правительством РФ и уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти.

Главами 6 и 7 регламентируется оборот электроэнергии на оптовом и розничном рынках. Установлено, что срок вступления в силу правил оптового рынка не может составлять менее чем 90 дней со дня их утверждения Правительством РФ.

Особенности осуществления хозяйственной деятельности в электроэнергетике определены в главе 8.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за некоторыми исключениями.

Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике»

Положения статьи 32 настоящего Федерального закона применяются с учетом особенностей, установленных правилами оптового рынка для купли-продажи электрической энергии и мощности, реализация которых осуществляется по регулируемым ценам (тарифам)

Текст Федерального закона опубликован в «Парламентской газете» от 1 апреля 2003 г. N 59, в «Российской газете» от 1 апреля 2003 г. N 60, в Собрании законодательства Российской Федерации от 31 марта 2003 г. N 13 ст. 1177

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 272-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 271-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 254-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 208-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

Федеральный закон от 29 июня 2018 г. N 172-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 июня 2018 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 451-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 273-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 176-ФЗ

Изменения вступают в силу с 19 июля 2017 г.

Федеральный закон от 30 июня 2017 г. N 129-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 508-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 268-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 196-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 мая 2016 г. N 132-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 марта 2016 г. N 74-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 450-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. N 307-ФЗ

Изменения распространяются на отношения, возникшие из заключенных до дня вступления в силу названного Федерального закона договоров купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 466-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 217-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 апреля 2014 г. N 83-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 ноября 2013 г. N 308-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 35-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 291-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2013 г., за исключением изменений в пункт 3 статьи 33, вступающих в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2012 г. N 96-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 394-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением положений, для которых статьей 3 названного Федерального закона установлены иные сроки вступления их в силу

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 4 июня 2011 г. N 123-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 марта 2011 г. N 33-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 8-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 401-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 191-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 июля 2010 г. N 189-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 декабря 2010 г.

Федеральный закон от 26 июля 2010 г. N 188-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 июля 2010 г. N 187-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в статью 36 настоящего Федерального закона, вступающих в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 9 марта 2010 г. N 26-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти трех дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 ноября 2007 г. N 250-ФЗ

Изменения вступают в силу согласно статье 5 названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 211-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Это интересно:  Статья 385 ГК РФ. Уведомление должника о переходе права

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Федеральный закон «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 N 35-ФЗ ст 28 (ред. от 19.07.2018)

Статья 28. Государственное регулирование надежности и безопасности в сфере электроэнергетики

1. Целями государственного регулирования надежности и безопасности в сфере электроэнергетики являются обеспечение ее устойчивого, надежного и безопасного функционирования и предотвращение возникновения аварийных ситуаций, связанных с эксплуатацией объектов электроэнергетики и энергетических установок потребителей электрической энергии.

2. В состав мер государственного регулирования надежности и безопасности в сфере электроэнергетики входят принятие нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих требования к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, осуществление федерального государственного энергетического надзора.

Указанными нормативными правовыми актами Российской Федерации устанавливаются требования к:

функционированию электроэнергетических систем, в том числе к обеспечению устойчивости и надежности электроэнергетических систем, режимам и параметрам работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, релейной защите и автоматике, включая противоаварийную и режимную автоматику;

функционированию объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок;

планированию развития электроэнергетических систем;

безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок;

подготовке работников в сфере электроэнергетики к работе на объектах электроэнергетики и энергопринимающих установках.

Требования к оборудованию объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок как к продукции устанавливаются в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации.

3. В целях обеспечения безопасности производства работ на объектах электроэнергетики работники, непосредственно занятые на работах, связанных с обслуживанием указанных объектов, проходят в установленном порядке обязательные периодические медицинские осмотры, а также по требованию работодателей предсменные медицинские осмотры для установления факта употребления алкоголя, наркотического средства или психотропного вещества.

Порядок проведения медицинских осмотров устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в области топливно-энергетического комплекса, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

4. При установлении цен (тарифов) для организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства и (или) иных объектов электроэнергетики, которые не имеют собственника, собственник которых неизвестен или от права собственности на которые собственник отказался, должны учитываться в полном объеме экономически обоснованные расходы, связанные с эксплуатацией таких объектов. Указанные организации несут бремя содержания таких объектов.

Статья 28.1. Подготовка и аттестация работников по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики

Внимание! Это редакция статьи, вступающая в силу 1 января 2019 года.

Это первая редакция статьи. Предыдущих действующих редакций нет.

Статья 28.1. Подготовка и аттестация работников по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики

1. Работники (в том числе руководители организаций, в отношении которых в соответствии со статьёй 29.1 настоящего Федерального закона осуществляется федеральный государственный энергетический надзор в сфере электроэнергетики), осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с эксплуатацией объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, профессиональную деятельность, связанную с реализацией функций по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике (далее — работники), в целях поддержания уровня квалификации и подтверждения знания требований к безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок обязаны не реже одного раза в пять лет проходить аттестацию по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики. Категории таких работников определяются Правительством Российской Федерации.

2. Подготовка работников к работе на объектах электроэнергетики и энергопринимающих установках осуществляется организациями, в отношении которых в соответствии со статьёй 29.1 настоящего Федерального закона осуществляется федеральный государственный энергетический надзор в сфере электроэнергетики, в соответствии с требованиями, установленными пунктом 2 статьи 28 настоящего Федерального закона.

3. Первичная аттестация работников по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики проводится не позднее одного месяца:

  • при назначении на соответствующую должность;
  • при переводе на другую работу, если при исполнении трудовых обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации;
  • при заключении трудового договора с другим работодателем, если при исполнении трудовых обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации.

Внеочередная аттестация работников по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики проводится в случаях, определённых Правительством Российской Федерации.

4. Аттестация работников по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики проводится в объеме требований к безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок при эксплуатации объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, необходимых для исполнения ими трудовых обязанностей.

При аттестации по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики проводится проверка знания требований к безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок при эксплуатации объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок в соответствии с областями аттестации, определяемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора.

5. Аттестация работников по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики проводится аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного энергетического надзора, или аттестационными комиссиями, формируемыми организациями, в отношении которых в соответствии со статьёй 29.1 настоящего Федерального закона осуществляется федеральный государственный энергетический надзор в сфере электроэнергетики.

Категории работников, проходящих аттестацию по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики в аттестационных комиссиях, формируемых федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного энергетического надзора, определяются Правительством Российской Федерации. Аттестация диспетчеров субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики проводится аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного энергетического надзора, дополнительно к аттестации, проводимой аттестационной комиссией, формируемой соответствующим субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.

Если в организации, в отношении которой в соответствии со статьёй 29.1 настоящего Федерального закона осуществляется федеральный государственный энергетический надзор в сфере электроэнергетики, аттестационная комиссия не сформирована, аттестация работников по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики проводится аттестационной комиссией, формируемой соответствующим федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора.

6. Порядок проведения аттестации работников по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики устанавливается Правительством Российской Федерации.

Аттестация диспетчеров субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике проводится в соответствии с едиными аттестационными требованиями к лицам, осуществляющим профессиональную деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

7. Работники, не прошедшие аттестацию по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики, не допускаются к работе на объектах электроэнергетики, энергопринимающих установках, осуществлению профессиональной деятельности, связанной с реализацией функций по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.

Работники, не прошедшие аттестацию по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики, вправе обжаловать решения соответствующей аттестационной комиссии в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

«Комментарий к Федеральному закону «Об электроэнергетике» (постатейный) (Жанэ А.Д.) («Юстицинформ», 2005)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ,
с изм., внесенными Федеральным законом от 30.12.2004
N 211-ФЗ)
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Комментарий к статье 1
1. Электроэнергетика, будучи базовой отраслью экономики Российской Федерации, является неотъемлемым фактором обеспечения цивилизованной жизни всех граждан страны. В этих условиях особую значимость обретают нормы Закона, сфера правового регулирования которого определена настоящей статьей.
2. Как отмечалось разработчиками Закона, предпосылкой его принятия выступала несформированность системной правовой базы, регламентирующей правоотношения в сфере функционирования электроэнергетического комплекса. Отсутствие кодификации энергетического права в условиях динамично развивающейся правовой базы в данной сфере приводило к образованию в законодательстве об энергоснабжении многочисленных пробелов. Особое значение имел вопрос квалификации договорных отношений в этой отрасли.
Предметом правового регулирования § 6 гл. 30 ГК РФ о договоре энергоснабжения является достаточно узкая сфера отношений между энергоснабжающими организациями и потребителями энергии, тогда как к иным специфическим видам правоотношений в электроэнергетике положения ГК РФ о договоре энергоснабжения фактически неприменимы. Под сферу действия отдельных федеральных законов, касающихся отношений в сфере электроэнергетики, подпадают частные вопросы отношений в секторе: ценообразование, лицензирование отдельных видов деятельности, особенности банкротства энергокомпаний, особенности обращения акций организаций электроэнергетики и др. При этом ни один из законодательных актов не дает представления о системе хозяйственных отношений на рынке электроэнергии, участниках рынка, их правах и ответственности, системе управления технологической инфраструктурой рынка.
Отсутствие системного понимания сущности отношений в энергетическом секторе делало возможным произвольное применение отрывочных норм соответствующих федеральных законов.
С учетом необходимости решения сформулированных задач нормы Закона направлены на регламентацию:
1) основ организации электроэнергетики;
2) вопросов функционирования единой национальной (общероссийской) электрической сети;
3) оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;
4) системы государственного регулирования и контроля в электроэнергетике;
5) вопросов функционирования оптового и розничных рынков;
6) особенностей осуществления хозяйственной деятельности в электроэнергетике.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике
Комментарий к статье 2
1. Комментируемая статья определяет круг актов, составляющих законодательство Российской Федерации об электроэнергетике. К таким актам, в частности, отнесены:
1) ГК РФ;
2) Закон;
3) иные федеральные законы, регулирующие отношения в сфере электроэнергетики;
4) указы Президента РФ;
5) постановления Правительства РФ.
Встречающиеся в Законе отсылки к законодательству Российской Федерации об электроэнергетике означают отсылки исключительно к перечисленным актам.
Иные правовые акты в состав законодательства Российской Федерации об электроэнергетике не включены. Вместе с тем определение содержания понятия «законодательство Российской Федерации об электроэнергетике» введено, по всей видимости, в целях облегчения формулирования последующих норм Закона и не должно исключать использование термина «законодательство Российской Федерации об электроэнергетике» в широком смысле для обозначения совокупности всех актов, направленных на регулирование вопросов электроэнергетики.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике носит межотраслевой характер (включает в себя нормы различных отраслей права), что не позволяет однозначно отнести его к ведению Российской Федерации, ее субъектов или совместному ведению Федерации и ее субъектов.
2. Из содержания комментируемой статьи следует, что ГК РФ, Закон и иные федеральные законы, регулирующие отношения в сфере электроэнергетики, занимают главенствующее положение в иерархии актов законодательства Российской Федерации об электроэнергетике, в силу чего нормы указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ не должны им противоречить.
Между тем из этого правила существуют исключения. Так, в соответствии с п. 4 ст. 539 ГК РФ нормы § 6 гл. 30 ГК РФ о договоре энергоснабжения применяются к отношениям по договору снабжения электрической энергией, если законом или иными правовыми актами не установлено иное. Таким образом, закреплен приоритет подзаконных актов перед нормами закона (ГК РФ).
3. Комментируемая статья не позволяет однозначно определить иерархическое соотношение норм федеральных законов (Закона и иных федеральных законов), регулирующих отношения в сфере электроэнергетики. С учетом этого в случае коллизии отдельных положений, содержащихся в различных федеральных законах, необходимо руководствоваться общепринятыми в теории права правилами и методами преодоления конкуренции норм, к которым можно отнести правила:
1) применения акта, изданного позднее;
2) приоритета кодифицированного акта;
3) приоритета специальной нормы перед общей;
4) нормативно установленного приоритета;
5) отраслевого приоритета.
4. Необходимо учитывать, что акты законодательства Российской Федерации об электроэнергетике подлежат применению лишь после официального опубликования.
В соответствии со ст. ст. 4, 6 Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания» официальным опубликованием законодательного акта считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или Собрании законодательства Российской Федерации. Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после

Это интересно:  Статья 22 Закона о защите прав потребителей (ЗоЗПП)

Комментарий к Федеральному закону от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (постатейный)

Предисловие

С 1 апреля 2003 г. вступил в силу Федеральный закон «Об электроэнергетике» за исключением отдельных норм. Его принятие связано с коренными изменениями в политической, социально-экономической жизни страны, непосредственно затрагивающими решение таких важнейших задач, какими являются обеспечение надежного и бесперебойного снабжения электрической энергией потребителей на территории Российской Федерации.

Впервые в российской истории предпринята попытка создать единые правовые основы регулирования отношений в сфере электроснабжения, причем основы универсальные, распространяющиеся на все отношения по снабжению потребителей электрической энергией, независимо от их гражданско-правовой природы, на субъектов оптового и розничных рынков, независимо от их формы собственности и организационно-правовой формы, а также определяющие полномочия регулирующих органов, как государственных, так и муниципальных.

На протяжении всей истории нашей страны энергетические рынки постоянно растут и совершенствуются, усложняются и развиваются договорные отношения их участников, изменяются форматы самих рынков, корректируются их функции. В то же время отчетливо прослеживается тенденция к интеграции таких рынков, как рынок электрической и рынок тепловой энергии, которые вследствие своей общей технологической направленности нуждаются в специфическом регулировании. Отношения, складывающиеся на рынках электрической и тепловой энергии, обладают рядом экономических особенностей, обусловленных технологической спецификой функционирования производственных объектов электро– и теплоэнергетики, что предопределяет общую правовую модель регулирования этих отношений.

Существенной особенностью российского рынка электрической энергии является его тесная связь с рынком тепловой энергии. Анализируя ситуацию на этих рынках, можно констатировать, что общие особенности проистекают из технологической специфики функционирования производственных объектов энергетического хозяйства. На российском рынке определенная доля электрической и тепловой энергии вырабатывается в теплофикационном (комбинированном) цикле, и, как следствие, одни и те же объекты энергетики обеспечивают функционирование как рынка электрической, так и рынка тепловой энергии. Кроме того, в целях снижения вредного воздействия на окружающую среду в 2007 г. Россия присоединилась к декларации лидеров стран G8 по расширению использования технологий по комбинированной выработке тепловой и электрической энергии (когенерации) в национальных энергетических системах. В нашей стране рынок когенерации находится на этапе становления, но необходимо учитывать, что он является составной частью рынков электрической и тепловой энергии.

Одной из главных целей правового регулирования в сфере электроэнергетики является содействие в обеспечении беспрепятственного и бесперебойного энергоснабжения отечественных потребителей.

Комментарий носит научно-практический характер. Его основная цель – разъяснение норм Федерального закона «Об электроэнергетике» для их правильного толкования и применения на практике. Автор не претендует на бесспорность своих суждений, но надеется, что, несмотря на дискуссионность ряда разъяснений, комментарий даст читателям ориентир в сложных вопросах применения Федерального закона «Об электроэнергетике».

Комментарий к Федеральному закону
от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ
«Об электроэнергетике»

Принят Государственной Думой ФС РФ 21 февраля 2003 г. Одобрен Советом Федерации ФС РФ 12 марта 2003 г.

(в ред. федеральных законов от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, от 30 декабря 2004 г. № 211-ФЗ, от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ,

от 4 ноября 2007 г. № 250-ФЗ, от 14 июля 2008 г. № 118-ФЗ,

от 25 декабря 2008 г. № 281-ФЗ, от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ,

от 9 марта 2010 г. № 26-ФЗ, от 26 июля 2010 г. № 187-ФЗ,

от 26 июля 2010 г. № 188-ФЗ, от 26 июля 2010 г. № 189-ФЗ,

от 27 июля 2010 г. № 191-ФЗ, от 28 декабря 2010 г. № 401-ФЗ,

от 8 марта 2011 г. № 33-ФЗ, от 4 июня 2011 г. № 123-ФЗ,

от 18 июля 2011 г. № 242-ФЗ, от 19 июля 2011 г. № 248-ФЗ,

от 6 декабря 2011 г. № 349-ФЗ)

Глава 1
Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.

Комментируемая статья включает в себя положения о предмете регулирования Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике, Закон).

Предметом регулирования Закона об электроэнергетике признается весь комплекс отношений, возникающих при снабжении потребителей электрической энергией. Впервые в российской истории предпринята попытка создать единые правовые основы регулирования отношений в сфере электроэнергетики, причем основы универсальные, распространяющиеся на все отношения по снабжению потребителей электрической энергией, независимо от их гражданско-правовой природы, на энергоснабжающие организации и сетевые организации, независимо от их формы собственности и организационно-правовой формы, а также определяющие полномочия регулирующих органов как на оптовом рынке электрической энергии, так и на розничных рынках.

Комментируемой статьей определяется перечень отношений, которые непосредственно регулируются Законом об электроэнергетике, к числу которых можно отнести:

отношения по подключению энергопринимающих устройств потенциальных потребителей к системам электроснабжения;

отношения между гарантирующими поставщиками, энергосбытовыми организациями, энергоснабжающими организациями и потребителями по снабжению электрической энергией на розничных рынках электрической энергии;

отношения между поставщиками и покупателями по поставке электрической энергии (мощности) на оптовом рынке электрической энергии (мощности);

отношения между гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми организациями, энергоснабжающими организациями), территориальными сетевыми организациями и потребителями по оказанию услуг по передаче электрической энергии;

отношения, связанные с функционированием и развитием объектов электроэнергетики;

отношения по государственному регулированию цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность);

отношения по государственному контролю в сфере электроэнергетики и т. п.

По общему правилу, Закон применяется ко всем отношениям, возникающим при производстве, передаче и потреблении электрической энергии (мощности) с использованием систем электроснабжения на территории Российской Федерации, в том числе и в отношении источников энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике

Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.

Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике (далее – законодательство об электроэнергетике) стало формироваться достаточно активно с начала 1990-х гг., что обусловлено во многом проводимыми в стране экономическими преобразованиями. Интересно отметить, что на протяжении всего советского периода отношения по электроснабжению регулировались подзаконными, в основном ведомственными, нормативными актами. Например, Правила пользования электрической и тепловой энергией, утвержденные впервые Народным комиссариатом электростанций и электропромышленности СССР в 1939 г., опосредовали взаимоотношения энергоснабжающих организаций с потребителями электрической энергии. В дальнейшем Правила пользования электрической и тепловой энергией изменялись в 1951, 1952, 1959, 1969, 1981 гг.

На сегодняшний день законодательство об электроэнергетике представляет собой законы и иные нормативные акты, регулирующие отношения по поводу производства, передачи, распределения и потребления электроэнергии. Основным актом, регулирующим отношения, связанные со снабжением потребителей электрической энергией, является комментируемый Закон. За семилетний период действия комментируемого Закона Федеральное Собрание РФ неоднократно вносило в него изменения и дополнения.

Отношения по поводу производства, передачи, распределения и потребления электрической энергии на федеральном уровне наряду с законодательными актами могут регулироваться нормативными указами Президента РФ, которые не должны противоречить комментируемому Закону и иным федеральным законам. Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы, посвященные обороту электрической энергии как на оптовом рынке, так и на розничных рынках электроэнергии, но только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.

Статья 3. Определение основных понятий

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

электроэнергетика – отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам. Электроэнергетика является основой функционирования экономики и жизнеобеспечения;

Единая энергетическая система России – совокупность производственных и иных имущественных объектов электроэнергетики, связанных единым процессом производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и передачи электрической энергии в условиях централизованного оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;

Это интересно:  Статья 511 ГК РФ. Восполнение недопоставки товаров

субъекты электроэнергетики – лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности;

потребители электрической энергии – лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд;

потребители мощности – лица, приобретающие мощность, в том числе для собственных бытовых и (или) производственных нужд и (или) для последующей продажи, лица, реализующие электрическую энергию на розничных рынках, лица, реализующие электрическую энергию на территориях, на которых располагаются электроэнергетические системы иностранных государств;

оптовый рынок электрической энергии и мощности (далее – оптовый рынок) – сфера обращения особых товаров – электрической энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России в границах единого экономического пространства Российской Федерации с участием крупных производителей и крупных покупателей электрической энергии и мощности, а также иных лиц, получивших статус субъекта оптового рынка и действующих на основе правил оптового рынка, утверждаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом Правительством Российской Федерации. Критерии отнесения производителей и покупателей электрической энергии к категории крупных производителей и крупных покупателей устанавливаются Правительством Российской Федерации;

субъекты оптового рынка – юридические лица, получившие в установленном настоящим Федеральным законом порядке право участвовать в отношениях, связанных с обращением электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке, в соответствии с утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами оптового рынка;

розничные рынки электрической энергии (далее – розничные рынки) – сфера обращения электрической энергии вне оптового рынка с участием потребителей электрической энергии;

объекты электросетевого хозяйства – линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование;

услуги по передаче электрической энергии – комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями;

оперативно-технологическое управление – комплекс мер по управлению технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, если эти объекты и устройства не включены субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в перечень объектов, в отношении которых осуществляется выдача оперативных диспетчерских команд и распоряжений;

оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике – комплекс мер по централизованному управлению технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, если эти объекты и устройства влияют на электроэнергетический режим работы энергетической системы и включены соответствующим субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в перечень объектов, подлежащих такому управлению;

услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике – оперативно-диспетчерское управление, осуществляемое в целях обеспечения надежного энергоснабжения и качества электрической энергии, соответствующих обязательным требованиям;

энергосбытовые организации – организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии;

цены (тарифы) в электроэнергетике – система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность), а также за услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках (далее – цены (тарифы));

социальная норма потребления электрической энергии (мощности) – определенное количество (объем) электрической энергии (мощности), которое потребляется населением и приравненными к нему категориями потребителей, в пределах которого и сверх которого поставки электрической энергии (мощности) осуществляются по различным регулируемым ценам (тарифам);

двусторонний договор купли-продажи электрической энергии – соглашение, в соответствии с которым поставщик обязуется поставить покупателю электрическую энергию, соответствующую обязательным требованиям, в определенном количестве и определенного качества, а покупатель обязуется принять и оплатить электрическую энергию на условиях заключенного в соответствии с правилами оптового рынка и основными положениями функционирования розничных рынков договора;

потребители электрической энергии с управляемой нагрузкой – категория потребителей электрической энергии, которые в силу режимов работы (потребления электрической энергии) влияют на качество электрической энергии, надежность работы Единой энергетической системы России и оказывают в связи с этим на возмездной договорной основе услуги по обеспечению вывода Единой энергетической системы России из аварийных ситуаций. Указанные потребители могут оказывать и иные согласованные с ними услуги на условиях договора;

комбинированная выработка электрической и тепловой энергии – режим работы теплоэлектростанций, при котором производство электрической энергии непосредственно связано с одновременным производством тепловой энергии;

коммерческий учет электрической энергии (мощности) – процесс измерения количества электрической энергии и определения объема мощности, сбора, хранения, обработки, передачи результатов этих измерений и формирования, в том числе расчетным путем, данных о количестве произведенной и потребленной электрической энергии (мощности) для целей взаиморасчетов за поставленные электрическую энергию и мощность, а также за связанные с указанными поставками услуги;

расчетный период – период, единый для целей определения коммерческим оператором цен покупки и продажи электрической энергии, мощности, услуг и иных допускаемых к обращению на оптовом рынке объектов и установленный в соответствии с правилами оптового рынка, утвержденными Правительством Российской Федерации;

ценовые зоны оптового рынка – территории, которые определяются Правительством Российской Федерации и в границах которых происходит формирование равновесной цены оптового рынка в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и правилами оптового рынка;

неценовые зоны оптового рынка – территории, которые определяются Правительством Российской Федерации и в границах которых оптовая торговля электрической энергией (мощностью) осуществляется по регулируемым ценам (тарифам);

технологически изолированные территориальные электроэнергетические системы – энергетические системы, находящиеся на территориях, которые определяются Правительством Российской Федерации и технологическое соединение которых с Единой энергетической системой России отсутствует;

зона свободного перетока электрической энергии (мощности) (далее – зона свободного перетока) – часть Единой энергетической системы России, в пределах которой электрическая энергия и мощность, производимые или планируемые для поставок на генерирующем оборудовании с определенными техническими характеристиками, при определении сбалансированности спроса и предложения на электрическую энергию и мощность, в том числе для целей перспективного планирования, могут быть замещены электрической энергией и мощностью, производимыми или планируемыми для поставок с использованием другого генерирующего оборудования с аналогичными техническими характеристиками в той же зоне свободного перетока, а замена электрической энергией и мощностью, производимыми на генерирующем оборудовании, расположенном в иной зоне свободного перетока, может быть осуществлена только в пределах ограничений перетока электрической энергии и мощности между такими зонами. При этом совокупные технические характеристики генерирующего оборудования в пределах зоны свободного перетока должны соответствовать требованиям, установленным системным оператором и необходимым для обеспечения нормального режима работы соответствующей части энергетической системы;

гарантирующий поставщик электрической энергии (далее – гарантирующий поставщик) – коммерческая организация, обязанная в соответствии с настоящим Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию;

веерное отключение – обусловленное технологическими причинами ограничение (полное или частичное) режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, по причинам, не связанным с исполнением потребителем электрической энергии своих договорных обязательств или техническим состоянием его энергопринимающих устройств и (или) энергетических установок (далее – энергопринимающие устройства);

территориальная сетевая организация – коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, – с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть;

установленная генерирующая мощность – электрическая мощность объектов по производству электрической и тепловой энергии на момент введения в эксплуатацию соответствующего генерирующего объекта;

максимально доступная генерирующая мощность – часть установленной мощности объектов по производству электрической и тепловой энергии, за исключением мощности, не используемой для производства электрической и тепловой энергии по причине технической неисправности таких объектов;

рабочая генерирующая мощность – часть максимально доступной мощности объектов по производству электрической и тепловой энергии, за исключением мощности объектов электроэнергетики, выведенных в установленном порядке в ремонт и из эксплуатации;

объекты электроэнергетики – имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства;

организации коммерческой инфраструктуры – организации, на которые в установленном порядке возложены функции обеспечения коммерческой инфраструктуры;

энергетическая эффективность электроэнергетики – отношение поставленной потребителям электрической энергии к затраченной в этих целях энергии из невозобновляемых источников;

возобновляемые источники энергии – энергия солнца, энергия ветра, энергия вод (в том числе энергия сточных вод), за исключением случаев использования такой энергии на гидроаккумулирующих электроэнергетических станциях, энергия приливов, энергия волн водных объектов, в том числе водоемов, рек, морей, океанов, геотермальная энергия с использованием природных подземных теплоносителей, низкопотенциальная тепловая энергия земли, воздуха, воды с использованием специальных теплоносителей, биомасса, включающая в себя специально выращенные для получения энергии растения, в том числе деревья, а также отходы производства и потребления, за исключением отходов, полученных в процессе использования углеводородного сырья и топлива, биогаз, газ, выделяемый отходами производства и потребления на свалках таких отходов, газ, образующийся на угольных разработках.

Комментируемая статья перечисляет и дает толкование основным терминам, которые вводит законодатель для регулирования отношений, связанных со снабжением потребителей электрической энергией на территории нашей страны. Она содержит 35 основных понятий, посвященных электроснабжению. Разъяснения терминов имеют важное значение для единообразного понимания их смысла в процессе правоприменения.

Статья написана по материалам сайтов: base.garant.ru, fzrf.su, dogovor-urist.ru, www.lawmix.ru, bookz.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector