+7 (499) 928-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Статья 25 закона № 35-ФЗ. Антимонопольное регулирование и контроль на оптовом и розничных рынках

Статья 25. Антимонопольное регулирование и контроль на оптовом и розничных рынках

1. Антимонопольное регулирование и контроль на оптовом и розничных рынках осуществляются в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом и основными положениями функционирования оптового рынка.

2. На оптовом и розничных рынках действует система регулярного контроля за их функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в том числе:

соглашений (согласованных действий) поставщиков электрической энергии, имеющих целью изменение или поддержание цен на нее;

необоснованного отказа от заключения договора купли-продажи электрической энергии;

необоснованного отказа от заключения договора оказания услуг естественно-монопольного характера при наличии технической возможности;

создания дискриминирующих или благоприятствующих условий для деятельности отдельных субъектов оптового и розничных рынков;

возможности субъектов электроэнергетики манипулировать ценами на оптовом и розничных рынках;

злоупотребления отдельными субъектами оптового или розничных рынков своим исключительным положением на таких рынках, позволяющим этим субъектам осуществлять манипулирование ценами без доминирующего положения на таких рынках.

Объектами указанного контроля являются:

уровень экономической концентрации на оптовом рынке (доля товара, поставляемого соответствующим лицом или группой лиц на оптовый рынок или в границах ценовой зоны оптового рынка), в том числе приводящий к обусловленному технологическими причинами временному отсутствию конкуренции в отдельных ценовых зонах оптового рынка;

перераспределение долей (акций) в уставных капиталах субъектов оптового рынка (в том числе путем создания, реорганизации и ликвидации организаций — субъектов оптового рынка) и имущества субъектов оптового рынка;

согласованные действия субъектов оптового или розничных рынков;

суммарная величина установленной генерирующей мощности электростанций, включаемых в состав генерирующих компаний, исходя из требований ограничения рыночной концентрации;

действия субъектов оптового или розничных рынков, занимающих исключительное положение на указанных рынках.

Порядок контроля за указанными показателями и критерии оценки возникновения доминирующего и исключительного положения, в том числе временного, отдельных организаций или групп лиц и ограничения конкуренции на оптовом и розничных рынках устанавливаются в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и основными положениями функционирования оптового рынка.

3. Субъекты оптового и розничных рынков (за исключением потребителей — физических лиц) обязаны:

обеспечивать регулярное представление в федеральный антимонопольный орган (его территориальные управления) информации о своей деятельности в соответствии со стандартами, устанавливаемыми указанным органом;

предоставлять должностным лицам федерального антимонопольного органа (его территориальных управлений) беспрепятственный доступ к любой другой информации о своей деятельности.

4. Федеральный антимонопольный орган обеспечивает контроль за соблюдением администратором торговой системы оптового рынка порядка недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы.

5. Обеспечение недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике контролируется в соответствии с настоящим Федеральным законом, антимонопольным законодательством Российской Федерации, основными положениями функционирования оптового рынка и правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам администратора торговой системы оптового рынка, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

6. В отношении юридического лица — поставщика электрической энергии, одновременно владеющего генерирующим оборудованием, составляющим в совокупности 35 и более процентов установленной генерирующей мощности в границах ценовой зоны оптового рынка, или в отношении юридических лиц — поставщиков электрической энергии, которые одновременно владеют генерирующим оборудованием, составляющим в совокупности такую же долю установленной электрической мощности в границах ценовой зоны оптового рынка, и осуществляют согласованные действия, направленные на ограничение конкуренции, Правительством Российской Федерации могут быть применены следующие меры:

введение государственного регулирования цен (тарифов) на срок до шести месяцев;

принудительное разделение (в случае, если одно лицо одновременно владеет генерирующим оборудованием, составляющим в совокупности 35 и более процентов установленной генерирующей мощности в границах ценовой зоны оптового рынка).

Действующая редакция Статья 25 Антимонопольное регулирование и контроль на оптовом и розничных рынках

Статья 25. Антимонопольное регулирование и контроль на оптовом и розничных рынках

1. Антимонопольное регулирование и контроль на оптовом и розничных рынках осуществляются в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом и основными положениями функционирования оптового рынка.

2. На оптовом и розничных рынках действует система регулярного контроля за их функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в том числе:

соглашений (согласованных действий) поставщиков электрической энергии, имеющих целью изменение или поддержание цен на нее;

необоснованного отказа от заключения договора купли-продажи электрической энергии;

необоснованного отказа от заключения договора оказания услуг естественно-монопольного характера при наличии технической возможности;

создания дискриминирующих или благоприятствующих условий для деятельности отдельных субъектов оптового и розничных рынков;

возможности субъектов электроэнергетики манипулировать ценами на оптовом и розничных рынках;

злоупотребления отдельными субъектами оптового или розничных рынков своим исключительным положением на таких рынках, позволяющим этим субъектам осуществлять манипулирование ценами без доминирующего положения на таких рынках.

Объектами указанного контроля являются:

уровень экономической концентрации на оптовом рынке (доля товара, поставляемого соответствующим лицом или группой лиц на оптовый рынок или в границах ценовой зоны оптового рынка), в том числе приводящий к обусловленному технологическими причинами временному отсутствию конкуренции в отдельных ценовых зонах оптового рынка;

перераспределение долей (акций) в уставных капиталах субъектов оптового рынка (в том числе путем создания, реорганизации и ликвидации организаций — субъектов оптового рынка) и имущества субъектов оптового рынка;

согласованные действия субъектов оптового или розничных рынков;

суммарная величина установленной генерирующей мощности электростанций, включаемых в состав генерирующих компаний, исходя из требований ограничения рыночной концентрации;

действия субъектов оптового или розничных рынков, занимающих исключительное положение на указанных рынках.

Порядок контроля за указанными показателями и критерии оценки возникновения доминирующего и исключительного положения, в том числе временного, отдельных организаций или групп лиц и ограничения конкуренции на оптовом и розничных рынках устанавливаются в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и основными положениями функционирования оптового рынка.

3. Субъекты оптового и розничных рынков (за исключением потребителей — физических лиц) обязаны:

обеспечивать регулярное представление в федеральный антимонопольный орган (его территориальные управления) информации о своей деятельности в соответствии со стандартами, устанавливаемыми указанным органом;

предоставлять должностным лицам федерального антимонопольного органа (его территориальных управлений) беспрепятственный доступ к любой другой информации о своей деятельности.

4. Федеральный антимонопольный орган обеспечивает контроль за соблюдением администратором торговой системы оптового рынка порядка недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы.

5. Обеспечение недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике контролируется в соответствии с настоящим Федеральным законом, антимонопольным законодательством Российской Федерации, основными положениями функционирования оптового рынка и правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам администратора торговой системы оптового рынка, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

6. В отношении юридического лица — поставщика электрической энергии, одновременно владеющего генерирующим оборудованием, составляющим в совокупности 35 и более процентов установленной генерирующей мощности в границах ценовой зоны оптового рынка, или в отношении юридических лиц — поставщиков электрической энергии, которые одновременно владеют генерирующим оборудованием, составляющим в совокупности такую же долю установленной электрической мощности в границах ценовой зоны оптового рынка, и осуществляют согласованные действия, направленные на ограничение конкуренции, Правительством Российской Федерации могут быть применены следующие меры:

введение государственного регулирования цен (тарифов) на срок до шести месяцев;

принудительное разделение (в случае, если одно лицо одновременно владеет генерирующим оборудованием, составляющим в совокупности 35 и более процентов установленной генерирующей мощности в границах ценовой зоны оптового рынка).

ФЗ Об электроэнергетике
Статья 25. Антимонопольное регулирование и контроль на оптовом и розничных рынках

1. Антимонопольное регулирование и контроль на оптовом и розничных рынках осуществляются антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, и принятыми в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации актами федерального антимонопольного органа.

2. На оптовом и розничных рынках действует система регулярного контроля за их функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействия), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в том числе:

Это интересно:  Статья 66 ГК РФ. Основные положения о хозяйственных товариществах и обществах

соглашений (согласованных действий), имеющих целью изменение или поддержание цен на электрическую энергию (мощность);

необоснованного отказа от заключения договора купли-продажи электрической энергии;

необоснованного отказа от заключения договора оказания услуг естественно-монопольного характера при наличии технической возможности;

создания дискриминационных или благоприятных условий для деятельности отдельных субъектов оптового и розничных рынков;

создания препятствий доступу к услугам совета рынка и организаций коммерческой и технологической инфраструктур;

возможности манипулировать ценами на оптовом и розничных рынках;

манипулирования ценами на оптовом и розничных рынках, в том числе с использованием своего доминирующего положения; (В редакции Федерального закона от 06.12.2011 г. N 401-ФЗ)

злоупотребления доминирующим положением на оптовом и розничных рынках. (В редакции Федерального закона от 06.12.2011 г. N 401-ФЗ)

Объектами антимонопольного регулирования и контроля являются:

уровень экономической концентрации на оптовом рынке;

перераспределение долей (акций) в уставных капиталах субъектов оптового рынка (в том числе путем создания, реорганизации и ликвидации организаций — субъектов оптового рынка) и имущества субъектов оптового рынка;

согласованные действия субъектов оптового или розничных рынков;

действия субъектов оптового или розничных рынков, занимающих доминирующее положение на указанных рынках; (В редакции Федерального закона от 06.12.2011 г. N 401-ФЗ)

действия совета рынка и организаций коммерческой и технологической инфраструктур.

Особенности осуществления предусмотренных настоящей статьей регулирования и контроля могут быть установлены в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, антимонопольного законодательства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа.

Порядок определения критериев существенного изменения цен (цены) на электрическую энергию и (или) мощность устанавливается Правительством Российской Федерации. (Абзац дополнен — Федеральный закон от 06.12.2011 г. N 401-ФЗ)

3. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц), если выполняется хотя бы одно из следующих условий:

доля установленной мощности его генерирующего оборудования или доля выработки электрической энергии с использованием указанного оборудования в границах зоны свободного перетока превышает 20 процентов;

доля приобретаемой или потребляемой электрической энергии и (или) мощности в границах соответствующей зоны свободного перетока превышает 20 процентов.

При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации или при осуществлении контроля за экономической концентрацией может быть установлено, что положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) на товарном рынке не является доминирующим, несмотря на превышение указанной в настоящем пункте доли. (Пункт в редакции Федерального закона от 06.12.2011 г. N 401-ФЗ)

4. Антимонопольным органом может быть признано доминирующее положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) с долей меньше 20 процентов исходя из наличия доминирующего положения такого хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рынках топлива и (или) установления факта, что такой хозяйствующий субъект (группа лиц) оказывает или способен оказывать в соответствующих зоне или зонах свободного перетока определяющее влияние на формирование равновесной цены на электрическую энергию в определенный период состояния оптового рынка, характеризующийся отсутствием возможности замены поставляемого таким хозяйствующим субъектом (группой лиц) объема электрической энергии объемом поставок электрической энергии иных хозяйствующих субъектов или замены потребляемого таким хозяйствующим субъектом (группой лиц) объема электрической энергии объемом потребления электрической энергии (мощности) иными потребителями, а также исходя из иных условий, определенных в установленном Правительством Российской Федерации порядке и связанных с обращением электрической энергии и мощности в данной зоне свободного перетока. (В редакции Федерального закона от 06.12.2011 г. N 401-ФЗ)

5. В отношении субъектов оптового рынка, занимающих доминирующее положение либо манипулирующих и (или) имеющих возможность манипулирования ценами на оптовом рынке, в целях предупреждения злоупотреблений и недопущения манипулирования ценами могут быть применены в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, следующие меры: (В редакции Федерального закона от 06.12.2011 г. N 401-ФЗ)

государственное регулирование цен (тарифов);

ограничение цен в ценовых заявках;

введение ограничения в виде условия о подаче только ценопринимающих заявок;

обязательство участника оптового рынка предоставить на оптовый рынок в максимально возможном объеме всю электрическую энергию и мощность, вырабатываемые с использованием принадлежащего ему генерирующего оборудования.

6. В порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, определенных Правительством Российской Федерации, может быть осуществлено принудительное разделение хозяйствующего субъекта в случае неоднократного злоупотребления доминирующим положением, в том числе осуществления таким субъектом манипулирования ценами на оптовом или розничных рынках либо иной монополистической деятельности. (В редакции Федерального закона от 06.12.2011 г. N 401-ФЗ)

7. Субъекты оптового и розничных рынков (за исключением потребителей электрической энергии — физических лиц) обязаны:

обеспечивать регулярное представление в антимонопольный орган информации о своей деятельности в соответствии со стандартами, установленными указанным органом;

предоставлять должностным лицам антимонопольного органа беспрепятственный доступ к любой другой информации о своей деятельности.

8. Федеральный антимонопольный орган обеспечивает контроль за соблюдением организациями коммерческой инфраструктуры порядка недискриминационного доступа к оказываемым ими услугам.

9. Обеспечение недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике контролируется в соответствии с настоящим Федеральным законом, антимонопольным законодательством Российской Федерации и утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами оптового рынка, правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказываемым организациями коммерческой инфраструктуры услугам.

10. Федеральный антимонопольный орган в целях осуществления контроля за состоянием конкуренции на оптовом и розничных рынках принимает участие в процедуре согласования инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, удовлетворяющих критериям (в том числе размеру активов или объему оказываемых услуг), определенным Правительством Российской Федерации в установленном им порядке. (В редакции Федерального закона от 26.07.2010 г. N 187-ФЗ) (Статья в редакции Федерального закона от 04.11.2007 г. N 250-ФЗ)

Антимонопольное законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о защите конкуренции

Нормативно-правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности основано на нормах Конституции РФ и содержится в антимонопольном законодательстве, принятых в соответствии с ним подзаконных нормативных правовых актах.

В Конституции РФ содержатся определяющие положения, регламентирующие основы конкурентного правопорядка. В частности:

гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции (ст.8) ;

вводится запрет на осуществление экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п.2 ст.34) ;

определяется, что установление правовых основ единого рынка находится в ведении Российской Федерации, и, следовательно, антимонопольное законодательство имеет федеральный уровень (п. ж» ст.71) ;

не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на территории Российской Федерации (ст.74) .

Кроме того, в соответствии с п.4 ст.15 Конституции РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Так, Российская Федерация как правопреемница СССР является участницей Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. Согласно ст. 10 bis Конвенции Российская Федерация обязана обеспечить гражданам эффективную защиту от недобросовестной конкуренции (см. в пункте 12. 5 главы). Одним из направлений сотрудничества государств — участников Содружества Независимых Государств является сотрудничество в антимонопольной сфере. В частности, в целях гармонизации отношений в области поддержки и развития конкуренции был подписан Договор о проведении согласованной антимонопольной политики (Москва, 25 января 2000 г.).

Антимонопольное законодательство РФ представляет собой совокупность нормативных правовых актов, содержащих нормы, направленные на защиту конкуренции; на регулирование отношений, связанных с защитой конкуренции, в т. ч. с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют российские и иностранные хозяйствующие субъекты, а также органы и организации, осуществляющие публичные функции.

Конституция РФ и Гражданский кодекс РФ также относятся к антимонопольному законодательству, поскольку содержат нормы, направленные на защиту конкуренции. Вместе с тем указанные нормативные правовые акты определены в качестве основы антимонопольного законодательства, что вполне справедливо, поскольку и в Конституции РФ, и в Гражданском кодексе РФ, как показано в комментарии к предыдущей ст.1, содержатся принципиальные нормы, определяющие экономические основы конституционного строя России (ст. ст.8, 34, 71 Конституции РФ) и основные начала гражданского законодательства (ст.1 Гражданского кодекса РФ).

Основной массив норм, направленных на защиту конкуренции, содержится в Законе о конкуренции, но не исчерпывается им. Выше упоминался также Закон о естественных монополиях, нормы которого, по нашему мнению, целесообразно было бы включить в Закон о конкуренции, поскольку деятельность субъектов естественных монополий попадает в сферу регулирования Закона о конкуренции (кроме регулирования ценообразования и ценоприменения).

Это интересно:  Статья 6.32 КоАП РФ. Нарушение требований законодательства в сфере охраны здоровья при проведении искусственного прерывания беременности

Антимонопольное законодательство состоит из многих других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ст.3 Закона о конкуренции. Например, целями Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация прав потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение и пресечение ненадлежащей рекламы. Контроль в рассматриваемой сфере осуществляется антимонопольными органами.

Законы, регламентирующие деятельность на отдельных рынках, также содержат нормы, направленные на защиту конкуренции на соответствующих рынках. Например, Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» предусмотрены ограничения и запреты на совмещение различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (раздел 2) . В частности, не допускается совмещение деятельности по ведению реестра ценных бумаг с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Ограничения на совмещение видов деятельности и операций с финансовыми инструментами устанавливаются Федеральной службой по финансовым рынкам (ст.10) . Закон содержит также требования по раскрытию информации о выпуске и обращении ценных бумаг (ст. ст.23, 30).

Отношения, указанные в ст.3 Закона о конкуренции, могут регулироваться постановлениями Правительства РФ Постановление Правительства РФ от 9 июня 2007 г. «Об утверждении Условий признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) и Правил установления доминирующего положения финансовой организации (за исключением кредитной организации)» // СЗ РФ. 2007. N 24. Ст. 2926; Постановление Правительства РФ от 26 июня 2007 г. «Об утверждении Условий признания доминирующим положения кредитной организации и Правил установления доминирующего положения кредитной организации» // СЗ РФ. 2007. N 27. Ст. 3296. . Постановлениями Правительства РФ утверждены Положения о Федеральной антимонопольной службе (ФАС России) Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе: Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3259. , осуществляющей антимонопольный контроль, в т. ч. за деятельностью субъектов естественных монополий, и о Федеральной службе по тарифам (ФСТ России) Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. «Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам» // СЗ РФ. 2004. N 29. Ст. 3049. , устанавливающей тарифы на товары и услуги субъектов естественных монополий и осуществляющей контроль за их применением.

Отношения по защите конкуренции могут регулироваться нормативными правовыми актами ФАС России в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (см. комментарий к п.4 ч.2 ст.23 Закона о конкуренции) Приказ ФАС России от 22 декабря 2006 г. N 337 «Об утверждении форм актов, принимаемых комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» // Российская газета. 2007. 31 января. .

Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Законом о конкуренции, применяются правила международного договора РФ.

Например, Соглашением о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства, заключенным между Белоруссией, Казахстаном и Россией 9 декабря 2010 г. , допускается применение мер, оказывающих искажающее воздействие на торговлю, в частности, предусмотрено, что уровень мер, оказывающих искажающее воздействие на торговлю, рассчитываемый как процентное отношение объема государственной поддержки сельского хозяйства к валовой стоимости произведенных сельскохозяйственных товаров в целом, определяемый как разрешенный объем, не должен превышать 10% (ст.6) .

В целях обеспечения единообразных подходов к разрешению вопросов, возникающих у арбитражных судов при применении антимонопольного законодательства, принято Постановление Пленума ВАС РФ от 30 июня 2008 г. N 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства».

При характеристике антимонопольного законодательства необходимо учитывать и тот факт, что определенные сферы экономической деятельности функционируют в условиях государственной либо естественной монополии и подвержены специальному законодательному регулированию. В частности, сферы деятельности субъектов государственных монополий определены в нескольких законодательных актах. В их числе: Федеральный закон от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» и др.

Правовое положение федеральных естественных монополий установлено Федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Подзаконные нормативные правовые акты развивают отдельные положения антимонопольного законодательства. Правовой формой таких нормативных актов являются постановления Правительства РФ и приказы федерального антимонопольного органа.

Следует также обратить внимание, что полномочия антимонопольного органа, которые в настоящее время осуществляет Федеральная антимонопольная служба, определены законами о конкуренции и конкретизированы в подзаконном нормативном акте. Федеральная антимонопольная служба осуществляет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими органами власти и организациями.

Электротехнический-портал.рф

. для студентов ВУЗов электротехнических специальностей и инженеров

5.5. Антимонопольное регулирование рынка электроэнергии

В электроэнергетике, основанной на конкурентных отношениях, кроме нормативного регулирования, по мере расширения сферы применения конкурентного ценообразования и увеличения числа участников рынка возрастает важность организации эффективной системы антимонопольного регулирования и контроля. Это обусловлено тем, что выгоды от внедрения рынка могут быть потеряны из-за возможных проявлений неконкурентного поведения участников. Но следует учитывать, что в период становления конкурентного рынка антимонопольное регулирование должно быть, с одной стороны, достаточно эффективным, с другой стороны – осмысленным и осторожным.

Антимонопольное регулирование и контроль в электроэнергетике осуществляются антимонопольным органом в соответствии с общим антимонопольным законодательством Российской Федерации, Федеральным законом №35-ФЗ «Об электроэнергетике», нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также актами федерального антимонопольного органа. Органами антимонопольного регулирования являются федеральный антимонопольный орган (Федеральная антимонопольная служба — уполномоченный федеральный орган исполнительной власти) и его территориальные органы.

Целью антимонопольного регулирования и контроля на рынке электрической энергии является своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействия), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в том числе:

  • соглашений (согласованных действий), имеющих целью изменение или поддержание цен на электрическую энергию (мощность);
  • возможности манипулировать ценами на оптовом и розничных рынках;
  • манипулирования ценами на оптовом и розничных рынках, в том числе с использованием своего доминирующего и (или) исключительного положения;
  • злоупотребления доминирующим и (или) исключительным положением на оптовом и розничных рынках.

Для целей мониторинга функционирования рынка и анализа монопольной силы участника рынка необходимо определить, на какую часть рынка участник может повлиять. Очевидно, что производитель электроэнергии, расположенный во Владивостоке, любыми своими действиями не затронет потребителей в Петербурге, и надзор за деятельностью производителей электроэнергии Дальнего Востока в целях антимонопольного регулирования на Северо-Западе страны не даст никаких результатов, а приведет только к распылению ресурсов.

Для достижения эффективности антимонопольного контроля разумно деление рынка на «зоны свободного перетока электрической энергии (мощности)» — территории, внутри которых большую часть времени нет существенных ограничений по передаче электрической энергии (мощности) и можно говорить о взаимозаменяемости поставщиков. В перспективе количество зон может меняться: может изменяться конфигурация и сами зоны должны укрупняться за счет сетевого строительства. Выделение зон свободного перетока в целях антимонопольного контроля позволяет объективно отделить влияние неконкурентного поведения участников на рыночные цены от влияния системных условий. Анализ положения участников на рынке осуществляется в границах указанных зон.

Участник рынка имеет возможность управлять ценами на рынке, если он обладает определенным уровнем так называемой рыночной силой. Под рыночной силой генерирующей компании понимается способность поднять цены выше конкурентного уровня на продолжительный период без сопутствующей потери прибыли. Ключевым в этом определении является требование прибыльности в результате изменения цены для лица, по вине которого оно происходит (иначе, например, любая станция, работающая в базовом режиме, обладала бы рыночной силой: как только такая станция сокращает или полностью прекращает производство — цены меняются).

Злоупотребления рыночной силой приводят к неэффективному распределению ресурсов и наносят ущерб рыночному сообществу. Причинами возникновения потенциала для злоупотреблений являются: нерациональная композиция новых участников рынка, возникающих в результате реструктуризации; непродуманная конструкция самого рынка; недостаточный антимонопольный контроль над слияниями и поглощениями. Например, слияние генерирующих компаний может дать возможность поднять цены за счет «увода» мощностей и создания искусственного дефицита.

Еще один тип слияния, которое необходимо рассматривать с точки зрения антимонопольного законодательства, – это слияние генерирующей компании и поставщика топлива. Такое слияние может привести к росту цен на топливо для конкурирующих генерирующих компаний или к злоупотреблениям в результате доступа одной генерирующей компании к конфиденциальной информации о ее конкурентах.

Это интересно:  Статья 46. Особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении единого недвижимого комплекса и предприятия как имущественного комплекса

Многие из слияний и поглощений совершаются с целью приобрести рыночную силу на рынке. В связи с этим, антимонопольный орган уделяет большое внимание контролю экономической концентрации на оптовом рынке электроэнергии и мощности. По сути это является превентивной мерой антимонопольного регулирования. В качестве меры постфактум может быть применено принудительное разделение хозяйствующего субъекта, осуществляющего монополистическую деятельность в сфере электроэнергетики. Правительство РФ в настоящее время рассматривает соответствующий проект Постановления.

Пример анализа рыночной силы. Создание ОГК/ТГК

Состав оптовых генерирующих компаний (ОГК) на этапе их создания определялся на основе ряда соображений, среди которых одним из ключевых был вопрос недопущения создания компании с существенной рыночной силой или монопольным положением в определенном регионе.

При распределении станций по генерирующим компаниям в качестве одного из ограничений было задано следующее условие: суммарная мощность электростанций, включаемых в состав генерирующих компаний, должна определяться исходя из требований ограничения рыночной концентрации производства электроэнергии у отдельных компаний.

Одним из наиболее известных и распространенных индексов, отражающих меру концентрации на рынке, является индекс Херфиндаля-Хиршмана.

Достоинством индекса Херфиндаля-Хиршмана является простота его расчета и минимальное количество необходимых начальных данных. Недостатки – индекс является статическим, не отражающим динамики рынка (особенно это касается рынка электроэнергии).

Общепринятые критерии, основанные на HHI:

HHI 1800 – сильно концентрированный рынок

Для определения рыночной концентрации на оптовом рынке электроэнергии и мощности использовался модифицированный индекс Херфиндаля-Хиршмана, подсчитываемый на основе часовых выработок компаний. Проводились имитационные расчеты рынка «на сутки вперед», при которых использовалась следующая методология. Проводился расчет рынка с конкурентными заявками; далее для электростанций, входящих в генерирующую компанию, рыночная сила которой проверяется, менялись уровни цен в заявках до заведомо большого значения. Вывод о наличии существенной рыночной силы мог быть сделан, если результаты расчета показывали наличие узловых цен, близких к высокой ценовой заявке, подаваемой станциями исследуемой генерирующей компании. Это свидетельствовало о возможности дефицита в регионе из-за смоделированного «увода» мощностей генерирующей компании (система не может обойтись без ее электроэнергии, раз принимает даже по таким ценам).

Применительно к российской практике высокая рыночная сила участников рынка определяется доминирующим и(или) исключительным положением на рынке.

Доминирующим признается положение участника на оптовом рынке, если доля установленной мощности генерирующего оборудования или доля выработки электроэнергии с его использованием более 20% в границах зоны свободного перетока электрической энергии (мощности).

Исключительным признается положение участника в случае наличия способности оказывать определяющее влияние на формирование цены в определенный период состояния рынка (например, при выводе в ремонт сетевого или генерирующего оборудовании), когда отсутствует возможность замены объема электрической энергии, поставляемой данным участником, объемом поставок электрической энергии другого участника.

Кроме того, определяется примерный перечень условий, при наличии которых положение участника может быть признано доминирующим в том случае, если доля установленной мощности его генерирующего оборудования и доля выработки электрической энергии с использованием указанного оборудования в границах зоны свободного перетока не превышает 20 процентов. К таким условиям относится возможность оказывать одностороннее влияние на общие условия обращения товара, в том числе ввиду: частоты возникновения исключительного положения, устойчивости и продолжительности исключительного положения, наличия доминирующего положения на рынках топлива, доли выработки электрической энергии генерирующим оборудованием данного участника в объеме электрической энергии генерирующего оборудования, влияющем на формирование цены на оптовом рынке, вырабатываемом всеми субъектами оптового рынка в данной зоне свободного перетока.

Возможность манипулирования ценами на рынке можно достичь также путем совершения экономически и (или) технологически необоснованных действий, которые приводят к значительному изменению цен (цены) на электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке, в том числе путем: подачи необоснованно завышенных (заниженных) цен в заявках на продажу (покупку) электрической энергии (мощности) и увода мощности с рынка (создания искусственного дефицита).

Выявление злоупотреблений на рынке осуществляется в процессе мониторинга государственным органом функционирования рынка. Рассмотрение случаев и установление фактов злоупотреблений производится по результатам анализа ситуации и в т.ч. рассмотрения заявок участников и их анализа на предмет обоснованности. К участникам, в отношении которых устанавливается факт злоупотребления, могут быть применены меры, указанные ниже.

Методы антимонопольного регулирования

Методы антимонопольного регулирования могут быть превентивными или осуществляться постфактум.

Цель превентивного регулирования энергорынка — недопущение самого факта злоупотребления. Основные инструменты превентивного регулирования — определение соответствующих правил рынка; надзор за композицией возникающих в результате реструктуризации отрасли субъектов рынка; жесткий контроль за слияниями и поглощениями, возможность для модификации заявок участников, не удовлетворяющих критериям, установленным правилами рынка. Здесь очень важна способность быстро реагировать на возникающие злоупотребления с помощью соответствующих изменений правил рынка.

Цель регулирования постфактум — выявление фактов злоупотреблений и наказание виновных. Этой сфере регулирования зачастую уделяется больше внимания, так как ее реализация проще, чем в случае с превентивным регулированием. Результаты злоупотреблений, в первую очередь ценовые всплески, видимы. Однако регулирование постфактум сопряжено с рядом сложностей.

Энергорынки, основанные на маржинальном ценообразовании, такие как рынок «на сутки вперед» и балансирующий рынок в Российской Федерации (см. главу 6), отличаются от обычных товарных рынков, где взаимодействие конкретной пары покупатель-продавец практически не влияет на остальных участников. В рынке, основанном на маржинальном ценообразовании, злоупотребление рыночной силой влияет на всех участников. Завышение рыночной цены вследствие злоупотребления рыночной силой хотя бы в одном узле, хотя бы на один час приносит дополнительный доход всем продавцам электроэнергии, прошедшим конкурентный отбор. Соответственно, применение штрафных санкций к поставщику, признанному злоупотребившим, не может компенсировать убытки всех потребителей, понесенные ими из-за завышения цены, а штрафные санкции не могут лишить остальных поставщиков полученного ими дополнительного дохода. Это создает стимулы для возникновения сговора между поставщиками (они по очереди будут «злоупотреблять» и нести наказание, тогда как остальные будут иметь необоснованные доходы). В силу этого, на энергорынке целесообразно уделять внимание и превентивному контролю.

Одним из методов превентивного контроля рынков может быть ограничение заявок поставщиков или наложение условий о подаче только ценопринимающих заявок. Ограничение цен в заявках может производиться с использованием максимальных ценовых уровней, соответствующих экономически обоснованным расходам на производство электрической энергии (мощности). В правилах антимонопольного регулирования или в правилах оптового рынка должны быть указаны способы определения указанных уровней. Введение указанной меры может осуществляться, например, по результатам рассмотрения дела о злоупотреблении таким участником своим положением на рынке (доминирующим или исключительным), либо применяться к участникам, занимающим исключительное положение на оптовом рынке или являющимся системными генераторами. В течение периода, на который введена данная мера, заявки участника подлежат проверке коммерческой инфраструктурой на предмет непревышения определенного ограничивающего уровня и, при необходимости, корректировке.

Антимонопольное регулирование постфактум

Указанный метод построен на анализе сложившейся на рынке ситуации, и заключается в выявлении злоупотреблений и вынесении соответствующих мер пресечения к «виновному» участнику. В результате такого анализа может быть доказано: злоупотребление участником доминирующем и/или исключительным положением, манипулирование ценами, выявления возможного сговора между участниками.

В результате рассмотрения таких случаев антимонопольный орган принимает решения и выдает обязательные для исполнения предписания. Во-первых, к «виновному» участнику могут быть применены меры с целью пресечения возможностей для дальнейших злоупотреблений в виде условий об ограничении заявок и т.д., во-вторых, в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, возможно привлечение участника к административной ответственности. В-третьих, уже правилами рынка могут быть заданы условия, определяющие особенности расчетов за электроэнергию и мощность для таких участников. На оптовом рынке электроэнергии и мощности России действует правило, о том, что плата за мощность для участника, в отношении которого установлен факт манипулирования ценами, будет снижена (возможно, за несколько периодов) на величину возмещения убытков другим участникам рынка, связанных с «всплеском» цены на электрическую энергию на оптовом рынке.

Статья написана по материалам сайтов: base.garant.ru, www.zakonprost.ru, kodeksy-ru.com, studbooks.net, xn—-8sbnaarbiedfksmiphlmncm1d9b0i.xn--p1ai.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector