+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 201.7 закона о банкротстве

1. В реестр требований о передаче жилых помещений включаются следующие сведения:

1) сумма, уплаченная участником строительства застройщику по договору, предусматривающему передачу жилого помещения, и (или) стоимость переданного застройщику имущества в рублях;

2) размер неисполненных обязательств участника строительства перед застройщиком по договору, предусматривающему передачу жилого помещения, в рублях (в том числе стоимость непереданного имущества, указанная в таком договоре);

3) сведения о жилом помещении (в том числе о его площади), являющемся предметом договора, предусматривающего передачу жилого помещения, а также сведения, идентифицирующие объект строительства в соответствии с таким договором.

2. Правила ведения реестра требований о передаче жилых помещений, в том числе состав сведений, подлежащих включению в этот реестр, и порядок предоставления информации из реестра требований о передаче жилых помещений утверждаются федеральным стандартом в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Судебная практика

В соответствии с пунктом 1 статьи 143 Закона о банкротстве конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.

В соответствии с пунктом 1 статьи 133 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан использовать только один счет должника в банке или иной кредитной организации (основной счет должника), а при его отсутствии или невозможности осуществления операций по имеющимся счетам обязан открыть в ходе конкурсного производства такой счет, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции, оценив представленные в дело доказательства и руководствуясь положениями статей 16, 71 и 100 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ О несостоятельности (банкротстве)», проверив наличие и размер задолженности должника перед заявителем, исходил из того, что лицо, являясь поручителем, исполнило кредитное обязательство должника, в связи с чем само стало кредитором должника. При этом факт исполнения поручителем обязательств перед кредитором по основному обязательству никем из сторон не оспаривался.

Признавая сделку недействительной, суды руководствовались статьями 61.2 и 61.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и разъяснениями, содержащимися в пунктах 5, 6 и 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2010 N 63 «О некоторых вопросах, связанных с применением главы 111.1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

В соответствии разъяснениями, изложенными в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 N 91 «О порядке погашения расходов по делу о банкротстве» при рассмотрении вопроса об обоснованности привлечения лица следует, исходя из пункта 5 статьи 20.7 Закона о банкротстве, учитывать в том числе, направлено ли такое привлечение на достижение целей процедур банкротства и выполнение возложенных на арбитражного управляющего обязанностей, предусмотренных Законом,

Статья 201.5 127-ФЗ — Особенности установления денежных требований участников строительства

1. Открытие конкурсного производства в отношении застройщика является основанием для одностороннего отказа участника строительства от исполнения договора, предусматривающего передачу жилого помещения. О таком отказе может быть заявлено в рамках дела о банкротстве застройщика в процессе установления размера денежного требования участника строительства.

2. При установлении размера денежного требования участника строительства учитывается размер убытков в виде реального ущерба, причиненных нарушением обязательства застройщика по передаче жилого помещения, в виде разницы между стоимостью жилого помещения (определенной на дату введения первой процедуры, применяемой в деле о банкротстве к застройщику), которое должно было быть передано участнику строительства, и суммой денежных средств, уплаченных по договору, предусматривающему передачу жилого помещения, и (или) стоимостью переданного застройщику имущества (определенной договором, предусматривающим передачу жилого помещения). В случае, если обязательство по оплате жилого помещения участником строительства исполнено не в полном объеме, размер указанного реального ущерба учитывается в размере, пропорциональном исполненной части обязательства.

Превышение суммы денежных средств, уплаченных по договору, предусматривающему передачу жилого помещения, и (или) стоимости переданного застройщику имущества над стоимостью жилого помещения (определенной на дату введения первой процедуры, применяемой в деле о банкротстве к застройщику), которое должно было быть передано участнику строительства, не может являться основанием для снижения размера денежных требований участника строительства или повлечь за собой иные негативные последствия для такого участника строительства.

Стоимость переданного застройщику имущества и стоимость жилого помещения, которое должно было быть передано участнику строительства, определяются оценщиком, привлекаемым конкурсным управляющим за счет застройщика. Стоимость жилого помещения рассчитывается исходя из общей площади жилого помещения, подлежащего передаче участнику строительства, и показателя рыночной стоимости одного квадратного метра в соответствующем объекте строительства. Соответствующий отчет об оценке направляется конкурсным управляющим участнику строительства и в арбитражный суд. Участник строительства вправе при установлении его требования доказывать в порядке, предусмотренном статьей 60 настоящего Федерального закона, иной размер стоимости переданного застройщику имущества и стоимости жилого помещения, в том числе на основании иного отчета об оценке.

3. В отношении денежного требования в реестр требований о передаче жилых помещений также включаются сведения о жилом помещении (в том числе о его площади), являющемся предметом договора, предусматривающего передачу жилого помещения.

4. По запросу и за счет страховщика, застраховавшего гражданскую ответственность застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения либо банка, выдавшего поручительство за надлежащее исполнение застройщиком обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве, конкурсный управляющий или реестродержатель направляет выписку из реестра требований кредиторов о размере, составе и об очередности удовлетворения требований участников строительства.

Федеральный закон «О несостоятельности» № 127-ФЗ от 26.10.2002 г. Комментарии

Действие нормативного акта распространяется на все организации, предприятия (в том числе унитарные), кроме казенных предприятий, политических и религиозных объединений. Отношения, возникающие при неспособности граждан, в том числе ИП погасить обязательства перед кредиторами, также регламентируются 127-ФЗ «О несостоятельности «. Нормы о банкротстве физлиц могут присутствовать и в иных правовых актах. Однако они могут применяться только при внесении дополнений/изменений в 127-ФЗ. С комментариями и содержанием некоторых его положений познакомимся далее.

Структура нормативного акта

В Законе «О несостоятельности (банкротстве)» содержится 12 глав, в которых присутствует 233 статьи. Нормативный акт включает в себя:

  • Общие положения. В этой главе раскрываются основные понятия, используемые в тексте, предмет регулирования, обязанности и права обязательственных отношений и пр.
  • Предупреждение банкротства . В этой главе закреплены профилактические мероприятия в отношении должника.
  • Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде . В главе присутствуют нормы, регулирующие процессуальный порядок подготовки и проведения заседаний, субъектный состав.
  • Оспаривание сделок должника . В этой главе закреплены правила подачи требований о признании договоров недействительными, последствия процедуры.
  • Ответственность руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве . В этой главе раскрываются особенности субсидиарной ответственности, дается определение контролирующего лица, закрепляется порядок подачи и рассмотрения заявления на привлечение к ответственности, взыскания убытков.
  • Наблюдение. В нормах главы установлен порядок его введения, ограничения и обязанности для должника, права управляющего, правила определения размеров требований кредиторов, компетенция собрания кредиторов и пр.
  • Оздоровление. В главе закреплены права участников судебного процесса, порядок, график погашения задолженности.
  • Внешнее управление. В этой главе устанавливаются правила его введения, последствия, обязанности и права внешнего управляющего, порядок формирования плана по погашению задолженности.
  • Конкурсное производство. Нормами этой главы определены правила выбора конкурсного управляющего, установлена очередность погашения требований, порядок формирования отчетности, процедура отстранения управляющего от производства.
  • Мировое соглашение. В главе установлен порядок оформления документа, условия признания, оспаривания, расторжения, а также последствия отмены.

Отдельные главы 127-ФЗ «О несостоятельности » посвящены банкротству:

  • Застройщиков.
  • Кредитных структур.
  • Естественных монополий.
  • Стратегических организаций и предприятий.
  • Финансовых структур.
  • Сельскохозяйственных предприятий.
  • Градообразующих организаций.
  • Клиринговых компаний.

О банкротстве граждан говорится в главе 10.

Последние изменения в нормативном акте

В конце 2016 г. в Закон » О несостоятельности (банкротстве )» были внесены поправки, коснувшиеся, в первую очередь, порядка привлечения к ответственности руководства предприятия-должника. Принятые изменения вступили в действие в 2017 г.

Кроме того, в положениях нормативного акта было закреплено право кредитных структур и госучреждений взыскивать имущество с заемщика-банкрота.

Это интересно:  Статья 8 ГПК РФ. Независимость судей

Признаки несостоятельности

Они раскрываются в 3 статье 127 –ФЗ. О несостоятельности физлица свидетельствует его неспособность погасить требования по денежным обязательствам или погасить задолженность по отчислению налоговых и прочих обязательных сумм в течение 3-х мес. с даты, когда их необходимо было исполнить (выплатить суммы). При этом размер задолженности должен превышать общую стоимость имущества физлица.

Организация признается банкротом при неспособности погасить предъявленные денежные требования или уплатить обязательные платежи в течение 3-х мес. с даты, когда соответствующие требования необходимо было удовлетворить.

Разбирательство дел

Как устанавливается в 6 статье 127-ФЗ, рассмотрение дел о банкротстве осуществляет исключительно арбитражный суд.

Если другое не устанавливается в рассматриваемом нормативном акте, производство может быть открыто, если общие требования к должнику-предприятию составляют не меньше 100 тыс. р., а к гражданину – не меньше 10 тыс. р. При этом у ответчиков должны присутствовать признаки банкротства, закрепленные в 3 статье 127-ФЗ «О несостоятельности».

При возбуждении производства по заявлениям конкурсного кредитора, уполномоченного органа во внимание принимаются требования, подтвержденные решением суда (арбитражного, третейского в том числе). При этом оно должно быть вступившим в силу.

Требования уполномоченных структур о выплате обязательных платежей могут приниматься во внимание при открытии судопроизводства, если их подтверждает решение налогового или таможенного органа о взыскании долга за счет имущества обязанного лица.

Особенности обращения в суд

Согласно 7 статье, правом на обращение в арбитражный суд наделяются:

  • Конкурсный кредитор.
  • Должник.
  • Уполномоченные органы.

Не является препятствием для принятия судом заявления частичное погашение требований конкурсного кредитора или уполномоченного органа, если величина непогашенной задолженности составляет не меньше размера, определенного в п. 2 ст. 6.

Права кредиторов и уполномоченных органов: статья 11

Реализация прав уполномоченных органов, конкурсных кредиторов, работников должника (бывших в том числе) осуществляется в порядке, определенном Правительством.

Исполнительные структуры власти, организации, в компетенцию которых входит взыскание задолженности по обязательным отчислениям, могут участвовать в рассмотрении обоснованности требований и оснований их включения в реестр требований.

Обжалование договоров, заключенных должником

Общий порядок оспаривания сделок должника закреплен в ст. 61.1. В норме, в частности, говорится, что договоры, заключенные банкротом или иными лицами от его имени, могут признаваться недействительными по правилам, установленным в ГК.

Для обеспечения реализации положений ФЗ № 127, сделкой, совершаемой под условием, считается соглашение, заключенное при наступлении соответствующих условий.

Правила главы 3.2 могут применяться при обжаловании действий, связанных с исполнением обязательств, вытекающих из семейных, трудовых, гражданских, налоговых, таможенных, процессуальных и иных отношений. Оспариваться могут в том числе и соглашения, приказы о повышении зарплаты, выплате премий или иных сумм в соответствии с ТК.

Данные о направлении в арбитражный суд заявлений о признании недействительности сделок по основаниям, предусмотренным в ФЗ № 127, вынесении акта в результате рассмотрения и пересмотра обращений должны включаться в реестр по правилам, установленным в 28 статье. Внесение информации осуществляется не позже 3-х дней со дня, когда арбитражный управляющий узнал либо должен был узнать о подаче заявления, вынесения соответствующего постановления. Если обращение направляет сам управляющий, то срок сокращается. Указанные выше сведения в таком случае должны быть включены в реестр не позже следующего дня (рабочего) после подачи заявления.

Приведенные правила применяются к обращениям, направленным после 1 октября 2015 г.

Банкротство граждан

Дело о несостоятельности физлица может быть открыто по его заявлению. В обращении в суд гражданин указывает:

  • Сумму и состав задолженности.
  • Сведения о том, что не является индивидуальным предпринимателем. Эту информацию необходимо подтвердить справкой, оформленной в ИФНС.
  • Сведения о том, что средства, взятые в кредит, не использовались для ведения предпринимательской деятельности.
  • Состав имеющегося имущества. Сведения должны подтверждаться правоустанавливающими документами.
  • Состав семьи, количество детей (при наличии).

В заявлении следует также привести данные о неизбежных затратах (на проживание, питание и пр.).

Последствия несостоятельности для физлица

Гражданин, подавший заявление о банкротстве, не может приобретать объекты в собственность. Речь, в частности, о недвижимости, автомобилях и пр. Вместе с тем, физлицо не сможет продать имеющуюся у него собственность.

Все счета, открытые на имя гражданина, будут заморожены, а открыть новый счет будет нельзя. Физлицо-банкрот не вправе выступать в качестве поручителя или гаранта, выезжать за границу.

Положительных последствий несостоятельности не так много. В первую очередь, во время проведения процедур банкротства на задолженность не будут начисляться проценты. Важной конституционной гарантией для должника является то, что у него останутся денежные средства, необходимые для проживания, и жилая недвижимость, если она является единственным местом жительства.

Стадии банкротства юрлиц

Процедура включает в себя следующие этапы:

  • Наблюдение. В ходе этой стадии осуществляется анализ финансового состояния предприятия.
  • Введение внешнего управления. Назначенный в установленном порядке управляющий осуществляет контроль проведения всех процедур, отвечает за сохранность имущества должника во время производства.
  • Оздоровление. На этом этапе исследуется возможность и целесообразность финансового спасения компании.
  • Конкурсное производство. Оно начинается, если оздоровление признано нецелесообразным. В ходе конкурсного производства осуществляется реализация имущества предприятия. За счет вырученных средств удовлетворяются требования кредиторов.

Особенности профилактических мероприятий

При возникновении признаков несостоятельности руководитель предприятия должен направить участникам (учредителям), а также собственнику имущества (если это унитарное предприятие) сведения об этом. Указанные лица обязаны оперативно предпринять меры по недопущению банкротства, направленные на восстановление платежеспособности компании. В реализации соответствующих мероприятий могут участвовать кредиторы или другие субъекты по соглашению с предприятием-должником.

При необходимости к осуществлению мер могут привлекаться федеральные, региональные или местные структуры власти.

Участники/учредители компании, а также в установленных случаях собственник имущества унитарного предприятия, кредиторы и прочие субъекты в рамках проведения профилактики банкротства вправе предоставить должнику финансовую помощь в сумме, достаточной для удовлетворения денежных требований и погашения задолженности по обязательным платежам. При этом должник или другие субъекты могут принять на себя обязательства в пользу лиц, оказавших такую помощь.

Мораторий на погашение требований

Он распространяется на денежные обязательства и задолженность по обязательным платежам, кроме текущих. Мораторий предполагает:

  • Приостановление исполнения документов по имущественным взысканиям, в том числе производимым в бесспорном порядке. Запрещено принудительная реализация требований, установленных в них. Исключением являются документы, выданные в соответствии с судебными решениями, вступившими в действие до введения на предприятии внешнего управления, о выплатах вознаграждений авторам продуктов интеллектуального труда, об истребовании материальных ценностей из незаконного владения, компенсации ущерба здоровью/жизни, выплатах, назначенных сверх них, взыскании долгов по текущим платежам.
  • Приостановление начисления финансовых санкций (пеней, штрафов, неустойки) за неисполнение/ненадлежащее выполнение обязательств, в том числе по налоговым и иным аналогичным платежам, кроме текущих.

На сумму требований, предъявленных конкурсным кредитором, уполномоченным органом, на дату введения в организации внешнего управления начисляются проценты. Если задолженность выражена в нацвалюте РФ, начисление осуществляется в размере ставки ЦБ (ставки рефинансирования), установленной на день введения управления.

В соглашении внешнего управляющего и конкурсного кредитора может предусматриваться меньшая величина % или менее продолжительный период их начисления. Проценты начисляются на требования кредиторов из каждой очереди до даты вынесения судом определения о начале расчетов с ними, до момента удовлетворения требований или принятия постановления о признании предприятия банкротом и начале конкурсного производства.

Закон о банкротстве

Банкротство является одним из важнейших элементов рыночной экономики, поэтому Федеративный закон «О банкротстве» осуществляет контроль над порядком и обстоятельствами применения мер, направленных на предупреждение финансовой несостоятельности, условий и последовательности их проведения.

Распространяется Федеральный закон на юридические лица, которые согласно указаниям Гражданского кодекса Федерации принадлежат к числу банкротов.

Важная миссия

Проведение процедуры банкротства является уникальным инструментом, способствующим решению сложнейших задач, связанных с производством бизнеса, если его использовать квалифицированно.

Данный закон имеет цель упорядочить процедуру банкротство и препятствовать мошенничеству отдельных субъектов.

Федеративный закон «О банкротстве» в качестве законодательного акта позволяет разрешить вопросы, связанные с:

  • ликвидацией, то есть прекращением хозяйственной деятельности экономических субъектов, имеющих значительные долги кредиторам либо бюджетe;
  • предохранением бизнеса, от возможных нападений со стороны кредиторов;
  • осуществлением расчетов с кредиторами путем распродажи имущества юрлица в принудительном порядке или предоставлением дебитору вероятности восстановления своей платежеспособности.

История изменений

За время существования в закон о банкротстве вводились поправки, способствующие более рациональному его применению в экономическом обороте хозяйствующих субъектов для регулирования их деятельности.

Версия закона, изданного в 1992 году, предусматривала применение единых нормативов к предприятиям-банкротам. В нем не присутствовали механизмы, защищающие как кредитора, так и должника от противоправных махинаций, направленных друг на друга. Например, до объявления арбитражным судом юридического лица банкротом кредитор мог внести предложение, чтобы арестовали его имущество, вследствие которого должник был не в состоянии спасти свой бизнес.

Субъектам, заинтересованным в том, чтобы дебитор не смог восстановить свой бизнес, сложившаяся ситуация была выгодна.

Это интересно:  Статья 119. ЖК РФ Председатель правления жилищного кооператива - Жилищный кодекс РФ

Действительным расценивались сделки, осуществляемые должником, поэтому он распоряжался по своему усмотрению имуществом до момента публичного установления банкротства. Система мер, позволяющая улучшить финансовое положение дебитора, предотвращающая состояние банкротства, повышающая конкурентоспособность принадлежала к сфере судебной практики. Заключение мирового соглашение можно было осуществить только после возврата долгов согласно установленной нормами очередности, 35 % иных требований необходимо было погасить в течение двух недель.

В федеративный закон 1998 года были введены изменения, к которым причислены:

  • предоставление банкроту условий, способствующих оздоровлению бизнеса и позволяющих возместить как можно большое число требований, предъявляемых кредиторами;
  • были отменены указания, касающиеся организаций по выдаче кредита в связи с утверждением для них специальных актов;
  • разделение хозяйственной деятельности с применением обособленных мер, зависящих от вида деятельности юрлица;
  • применение ко всем типам организаций, предусматривающих в условиях рыночной экономики получение дохода, за исключением государственных;
  • применение к физическим лицам состояния неплатежеспособности;
  • назначение арбитражного управляющего;
  • полное прекращение действия прав, которыми должником были наделены органы управления;
  • заключение мирового соглашения с удовлетворением требований, которые были выставлены кредиторами в порядке очередности, создание гибких условий погашения долгов с прочими;
  • основанием для огласки сведений по делу о банкротстве служит решение, которое вынесет арбитражный суд;
  • введение процесса «наблюдение» по резолюции, которое принимает арбитражный суд по истечении недельного срока с начала приема заявлений с претензиями от кредиторов;
  • упразднение положения, по которому производилась оплата долгов в период осуществления внешнего управления;
  • размер задолженности должен составлять 500 МРОТ;
  • осуществление работы арбитражного управляющего производится по лицензии, выданной Федеральной службой, занимающейся оздоровлением финансов и банкротством юрлиц.

Следующий вариант закона был принят в 2002 году. Его номер 127-ФЗ и он вместе с поправками, введенными в 2018 году, действует до сих пор.

Скачать 482-ФЗ о внесении изменений можно здесь:

В число правок вошли:

  • учет особенностей в установлении состояния банкротства у отдельных хозяйствующих субъектов, включая ИП;
  • величина МРОТ, применяемая для юрлиц должна быть равна 1000 руб;
  • осуществление мероприятий по предотвращению банкротства юрлиц и его санацией;
  • регламентирование деятельности управляющему по арбитражу возлагалась некоммерческую организацию, которая из числа своих участников назначает управляющего.

Существуют и другие способы альтернативной ликвидации ООО. Подробнее в статье.

Что нового в 2018?

Вновь подписанный закон за номером 482-ФЗ федерального значения направлен на повышение эффективности процедуры банкротства.

Основные поправки, введенные в первоначальный вариант, состоят из положений:

  1. Если требование к юридическому лицу составляет более 300 тыс. рублей, то арбитражным судом возбуждается дело о банкротстве.
  2. Арбитражный управляющий утверждается судом.
  3. Конкурсные кредиторы имеют право возбудить дело по банкротству с момента его наступления, вменяется в обязанность включение сообщения должника в список Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц за 15 дней до подачи заявления в суд.
  4. Кредиторы по залогам приобрели право голоса на общем собрании, где решаются вопросы по кандидатуре арбитражного управляющего и саморегулируемой организации, устранения управляющего по арбитражу, прекращению конкурсного производства с переходом на внешнее управление.
  5. Конкретизирован порядок церемониала продажи имущества, находящегося в залоге, регламентирован режим решения разногласий среди залогового кредитора и арбитражного управляющего, введено правило, касающееся расходов, обеспечивающих сохранность объекта залога, которые будут покрываться за счет средств, полученных в результате реализации объекта залога.
  6. Установлена система, позволяющая просчитать состав и размер денежных обязательств, обязательных платежей.
  7. Компенсационный фонд саморегулируемой организации по новой редакции закона должен составлять не менее 20 млн. рублей, размер взноса, вносимого в СРО членами, установлен в размере 50 тыс. рублей, введен предельный размер выплат, производимых третьим лицам, чтобы возместить убытки.
  8. Временный управляющий обязан определить основания по опровержению сделок, совершенных должником.
  9. Арбитражный управляющий обрел право затребовать более полную информацию о должнике и обо всех участниках его деятельности.
  10. Обязательной публикации подлежат требования кредиторов.
  11. Внедрены новые нормы, контролирующие степень ответственности оператора электронной площадки, осуществляющего торги по реализации имущества должника, введено распоряжение об их обязательном членстве в саморегулируемой организации.

Смотрите видео о банкротстве

Новый закон о банкротстве

Сведения о банкротстве

Кредиторы и хозяйствующие субъекты крайне заинтересованы в информации об осуществлении процедуры банкротства физических и юридических лиц, поэтому она должна публиковаться в периодической печати.

К ним относятся сведения, содержанием которых является:

  • установление стадий несостоятельности;
  • прекращение производства по делу о банкротстве;
  • назначение, устранение, освобождение управляющего по арбитражу;
  • осуществление торгов, их результат;
  • удовлетворение требований по процессу погашения обязательств третьими лицами.

Также необходимо напечатать информацию о банкроте, включая идентифицирующие данные.

Помимо этого, в публикации оглашаются данные об арбитражном суде и расписание проведения судебных заседаний. Информация о несостоятельности должника заносится в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, для чего проводится ее размещение в базе данных электронного портала реестра.

Действия кредиторов

Если должник не исполняет свои обязательства по окончанию трех месяцев с момента наступления срока, когда он должен быть погасить задолженность, то кредитор имеет право подать на него в суд. Но, он должен попытаться разрешить спор до судебного разбирательства.

Его содержанием является требование о выполнении обязательств в течение одной недели. Он подает иск в суд, к нему прилагает документы, удостоверяющие требования к должнику. Кредитор при желании может отозвать свой иск до того, как будет возбуждено дело против должника.

Полномочия арбитражного управляющего

При проведении процедуры банкротства возникает необходимость назначения арбитражного управляющего, который проводить финансовый анализ деятельности дебитора, устанавливает саморегулируемую организацию, из числа членов которых назначается временный управляющий.

В его полномочия входит осуществление обязанностей временного, внешнего, конкурсного управляющего на отдельных этапах производства процедуры банкротства.

Арбитражный управляющий действует в пользу должника, удовлетворяет претензии кредиторов, анализирует хозяйственную деятельность и составляет отчет по его результатам, предоставляет информацию в арбитражный суд.

Отчуждение имущества

Согласно указаниям Гражданского права в процессе отчуждения имущество собственника передается в собственность стороннему лицу, включая его активы, акции, ценные бумаги.

При процедуре банкротства имущество отчуждается с целью погашения долгов, имеющихся у должника, что носит вполне законный характер.

Сделать это можно различными способами, но наиболее популярный сегодня — аукционы.

Особые субъекты

В применении конкурсного права для обычных субъектов не имеет существенного значения характер деятельности, когда рассматривается дело банкротстве. Однако существуют субъекты, характер деятельности которых либо другие факторы весьма важны в его проведении.

К ним относятся субъекты хозяйствования:

  • градообразующие, состояние банкротства, которых влечет за собой социальные и экономически негативные последствия, как для отдельного населенного пункта, так и всего региона;
  • сельскохозяйственные, критериями выделения их в особую категорию являются производство сельскохозяйственной продукции и выручка от его реализации;
  • финансовые организации, к ним отнесены кредитные, страховые организации, лица, профессионально связанные с оказанием услуг на рынке ценных бумаг;
  • стратегические или унитарные организации и субъекты естественных монополий, взаимодействующие в условиях отсутствия конкуренции с большим числом клиентов, связанных с ними практическими интересами в производстве товаров, выполнении работ и оказания услуг. Для них вводится льготный режим, максимально препятствующий применение конкурсных мер, исходя из важности деятельности.

К объектам применяются особенные правила в законе, которые зависят от сущности отношений и их статуса.

Особый статус обусловлен спецификой их положения в экономике страны либо влиянием сторонних обстоятельств, например, социальных. Для таких субъектов разработаны отдельные нормы прохождения процедуры банкротства.

Как открыть мясной магазин правильно? В статье есть полная инструкция.

Могут ли уволить беременную на испытательном сроке? Ответ здесь.

Стоимость и временные рамки процедуры

Федеральным законом предусмотрено осуществление из средств банкрота оплаты стоимости расходов соразмерных с фактическими тратами.

В него входят затраты на:

  • оказание почтовых услуг;
  • выполнение работ или услуг на регистрацию права на собственность, сделок с собственностью;
  • производство судебного заседания;
  • оплаты услуг, которые оказаны оценщиком, реестродержателем, аудитором, оператором электронной площадки согласно указаниям закона;
  • занесение данных в список ЕФРСБ;
  • публикацию сведений в журналах, СМИ;
  • оплату государственной пошлины.

Помощь юридических фирм увеличит сумму минимум на 20 %, но минимизирует риск неудачи и негативных последствий.

Процедура носит затяжной характер, длиться в некоторых случаях до полугода.

Федеральный закон о несостоятельности (банкротстве) физических лиц 127-ФЗ и 154-ФЗ: что нужно знать

С 1 октября 2015 года вступил в силу «Закон о несостоятельности (банкротстве) физических лиц», позволяющий многим гражданам нашей страны на законных основаниях избавиться от накопившихся долгов. Для того чтобы объявить себя банкротом в официальном порядке необходимо знать некоторые особенности процедуры.

Особенности ФЗ-127 «О несостоятельности (банкротстве)»

ФЗ о банкротстве физических лиц: что нужно знать

До октября 2015 года банкротами себя могли объявить только юридические лица, но с принятием закона о банкротстве физических лиц все изменилось: теперь банкротами могут стать индивидуальные предприниматели и обычные граждане.

Для оформления банкротства человек должен задолжать официальным кредиторам не менее 500 тысяч рублей. Просрочка в таком случае должна быть больше 90 дней.

Это интересно:  Закон о защите прав потребителей статья 503

Налоговая служба также вправе подать запрос на признание должника банкротом.

В любом случае первым шагом оформления банкротства является подача соответствующего заявления в суд, а признать себя банкротом можно не чаще одного раза в пятилетку. Банкротом физическое лицо может объявить только суд после рассмотрения его дела.

До завершения процедуры оформления банкротства проблема задолженности может быть решена тремя способами ликвидации долгов с помощью:

  • реструктуризации долга;
  • конфискации имущества;
  • мирового соглашения.

В случае признания гражданина банкротом, судебный орган приставляет к нему финансового управляющего, который получит все права на распоряжение личным имуществом должника.

Финансовый управляющий получает вознаграждение в размере 10 тысяч рублей и 2 процентов от размера удовлетворенных требований кредиторов, которые будут выплачены только в случае пересмотра условий выплаты долга. Выплачивается вознаграждение непосредственно банкротом.

Должника нельзя лишить последнего имущества или единственного жилья.

Кроме того, в счет погашения долга не может быть изъято следующее:

  • предметы домашнего быта;
  • вещи индивидуального использования;
  • продукты;
  • деньги, в размере прожиточного минимума на семью;
  • топливо на обогрев помещения и приготовления пищи;
  • домашние животные и скот;
  • хозяйственный пристрой для содержания животных;
  • памятные и почетные знаки, призы.

Законодательством предусмотрена процедура оспаривания сделок должника, именно поэтому они не имеют возможности переоформить личное имущество на других людей.

За фиктивное объявление банкротства законом предусмотрена уголовная ответственность, подразумевающее лишение свободы на срок до шести лет.

Обусловлено это тем, что многие должники пытаются избежать законных выплат путем признания себя банкротами.

Поэтому в уголовный кодекс были внесены поправки, регламентирующие ответственность за сокрытие имущества и фальсификацию данных для оформления банкротства.

Если человек все же был признан банкротом, то в течение пяти последующих лет он не имеет права оформлять заем или кредит без обязательного указания факта получения банкротства.

Также на обанкротившееся лицо накладывается ряд таких ограничений, как:

  1. невозможность занимать управленческие посты в течение трех последующих лет;
  2. невозможность выезда за границу до момента прекращения судебного производства;
  3. невозможность оформления повторного банкротства в течение пяти лет даже при наличии крупных долгов.

При оформлении банкротства индивидуальных предпринимателей согласно статье 214 Закона о банкротстве физических лиц применяются правила, предусмотренные 10 главой Закона о несостоятельности.

Например, согласно статье 216.1 индивидуальный предприниматель может быть освобожден от долговых обязательств в случае завершения расчета с кредиторами.

Кроме того, в течение пяти лет после оформления финансовой несостоятельности предприниматель, признанный банкротом, как обычный должник, не может заниматься предпринимательской деятельностью или занимать руководящие должности в организациях, а также принимать кредитные обязательства без уведомления кредитора о своем статусе банкрота.

Дело о повторном банкротстве индивидуального предпринимателя также не может быть возбуждено до окончания пятилетнего срока.

Действующая редакция ФЗ-127: где посмотреть текст?

«Консультант-Плюс»

Ознакомиться с официальным текстом закона о банкротстве физических лиц можно, перейдя по ссылке на информационный портал «Консультант-Плюс»: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39331/

В базе данных информационно-правового портала расположен актуальный текст ФЗ о банкротстве физических лиц. Для того, чтобы с ним ознакомиться, необходимо перейти по ссылке: http://ivo.garant.ru/#/document/185181:0

Какими законами регулируется банкротство физических лиц?

Банкротство физических лиц регулируется двумя основными законодательными актами: 127-ФЗ и 154-ФЗ. Рассмотрим подробнее каждый из них.

Федеральный закон ФЗ-127

Все процедуры оформления банкротства регламентируются Федеральным законом №127 «О банкротстве».

Издан он был в октябре 2002 года, но последние изменения были внесены в марте 2016. Согласно ФЗ №127 банкротом может стать физическое лицо на протяжении трех месяцев не справляющееся с долгом свыше полумиллиона рублей.

В некоторых ситуациях возможно смягчение данных требований, но в таком случае необходимо будет доказать, что человек действительно стал банкротом и не сможет погасить свой долг никоим образом.

Для начала процедуры необходимо подать соответствующее заявление в суд.

Если основания для признания финансовой несостоятельности должника в ходе рассмотрения дела окажутся достаточно вескими, то суд назначит арбитражного управляющего, который с этого момента начнет распоряжаться имуществом должника.

Если у гражданина имеются какие-то источники дохода, то судебный орган предоставит должнику возможность избежать реализации имущества путем ежемесячных выплат в фиксированном размере.

Если ситуация крайняя, и реализация собственности должника неизбежна, то продаваться она будет только с помощью электронно-торговых площадок.

Та часть задолженности, которая не будет погашена средствами, вырученными за продажу имущества, списывается.

В 20 статье ФЗ №127 также прописаны требования к арбитражным управляющим. Так как эффективность погашения долгов после признания должника банкротом, зависит именно от управляющего, то согласно закону в его прямые обязанности входит:

  • защита любого имущества должника;
  • ведение точного реестра требований кредиторов;
  • экономная трата средств должника;
  • своевременное заявление о правонарушениях участников процесса.

ФЗ-154 о банкротстве физических лиц

Федеральный закон №154 «О банкротстве физических лиц» с 1 октября 2015 года определяет ряд ограничений для лиц, признанных банкротами:

  • в течение пяти лет с момента оформления банкротства гражданин не вправе обращаться за финансовой помощью в кредитные организации без указания своего банкротства;
  • в течение пяти лет с момента признания себя банкротом, гражданин не может подавать заявление на повторное банкротство;
  • в течение трех лет с момента оформления финансовой несостоятельности человек не сможет занимать должность учредителя или принимать какое-либо участие в управлении компаниями.

Кроме того, финансовый управляющий имеет право:

  • реализовать имущество должника с целью погашения долга;
  • подать заявление на регистрацию перехода или обременения право на личное имущество должника;
  • дать разрешение на погашение задолженности третьим лицом;
  • открывать счета и получать средства для нужд должника.

Все вышеперечисленные действия не могут осуществляться должником лично, при совершении любой финансовой операции должен присутствовать финансовый управляющий.

Постановление пленума о банкротстве физических лиц

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13 октября 2015 года №45 «О некоторых вопросах принятия банкротства физическими лицами» содержит основные направления развития

  • судебной практики:
  • заявление о банкротстве;
  • план реструктуризации;
  • баланс прав должника и кредитора;
  • нормы права к судебным делам.

Кроме того, Постановление объясняет, каким образом необходимо читать закон №154-ФЗ.

Среди основных пунктов следует выделить следующее:

  1. пункт 20: если после перечисления денег с судебного депозита у должника будет обнаружено имущество, то кредитору или другому уполномоченному органу полагается компенсация понесенных расходов в качестве текущего платежа первой очереди.
  2. пункт 23: участвовать в первом собрании «опоздавший» кредитор, которому был восстановлен срок на включение требований в реестр, не может;
  3. пункт 38: на стадии реализации имущества финансовый управляющий действует от имени гражданина, а на этапе реструктуризации — в качестве третьего лица;
  4. пункт 43: факт предоставления должником недостоверных сведений финансовому управляющему может быть установлен с помощью любого судебного акта;
  5. пункт 45: факт противозаконных действий лица может быть установлен в любом судебном процессе по делу о банкротстве.

Данным постановлением руководствуются арбитражные суды, и практика по оформлению банкротства физических лиц складывается на основании этого документа.

Последние изменения

В этом году Федеральный закон «О банкротстве физических лиц» претерпел ряд изменений:

  • графа с общими положениями утратила силу;
  • статьи 215 и 215.1 были убраны из текста;
  • должник может быть признан банкротом посредством прямого обращения к арбитражному управляющему;
  • процедура наблюдения теперь обязательна, если только общая сумма задолженности свыше 500 тысяч рублей.

На федеральном уровне поправки будут приняты до 1 мая 2017 года.

Закон о банкротстве физических лиц регулярно претерпевает изменения, так как принят он был совсем недавно, и некоторые положения нуждаются в явных корректировках.

Именно из-за постоянных изменений документа необходимо внимательно следить за актуальностью закона и регулярно ознакамливаться с действующей редакцией.

Скачать текст закона «О банкротстве (несостоятельности) физических лиц»

Подводя итоги,необходимо отметить, что федеральный закон о банкротстве физических лиц не только позволяет должникам избавиться от накопившихся долгов на законных основаниях, но и защищает права кредиторов, предусматривая привлечение «псевдобанкротов» к уголовной ответственности.

Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам кредитов, долгов и банкротства, рекомендуем сразу обратиться к нашим квалифицированным практикующим юристам:

Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам кредитов, долгов и банкротства, рекомендуем сразу обратиться к нашим квалифицированным практикующим юристам:

Статья написана по материалам сайтов: iddp.ru, kodeks.systecs.ru, www.syl.ru, ipopen.ru, dolg-faq.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector