+7 (499) 928-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Статья 19.21 КоАП РФ. Несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним

Новая редакция Ст. 19.21 КоАП РФ

1. Несоблюдение собственником, арендатором или иным пользователем установленного порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

2. Нарушение наймодателем жилого помещения, нанимателем жилого помещения требований к подаче в установленный срок в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, заявления о государственной регистрации ограничения (обременения) права собственности на жилое помещение, возникающего на основании договора найма жилого помещения, заключенного на срок не менее года, или на основании договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — ста тысяч рублей; на юридических лиц — двухсот тысяч рублей.

3. Нарушение органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными лицами требований к подаче в установленный срок в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, заявления о государственной регистрации ограничения (обременения) права собственности на все помещения в наемном доме или на являющийся наемным домом жилой дом —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере ста тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — ста тысяч рублей; на юридических лиц — четырехсот тысяч рублей.

Содержание

Комментарий к Статье 19.21 КоАП РФ

1. Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в ходе осуществления контроля (надзора) в сфере регистрации прав.

2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, выражается в несоблюдении собственником, арендатором или иным пользователем установленного порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним.

Установленный порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество регламентирован Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

3. Субъектами правонарушения являются граждане, должностные лица, юридические лица.

4. С субъективной стороны правонарушение является умышленным.

5. Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел.

6. Рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.21, судьи.

Другой комментарий к Ст. 19.21 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, является порядок государственной регистрации права на недвижимое имущество или сделок с ним, установленный Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», иными нормативными актами.

2. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним — юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Государственная регистрация прав проводится на всей территории РФ по установленной указанным Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.

Государственная регистрация прав осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа.

Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.

3. Предметом правонарушения является недвижимое имущество (недвижимость), права на которое подлежат государственной регистрации, — земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, леса и многолетние насаждения, кондоминиумы, предприятия как имущественные комплексы.

4. Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.

Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.

Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Порядок государственной регистрации представляет собой совокупность требований, условий, предъявляемых к государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Как вытекает из содержания диспозиции, объективная сторона правонарушения характеризуется действием (бездействием) и выражается в несоблюдении собственником, арендатором или иным пользователем порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество, например, заключение договора аренды без государственной регистрации.

Учитывая бланкетный характер диспозиции, в каждом случае привлечения к административной ответственности виновного лица следует устанавливать, какое правило конкретно было нарушено.

5. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.

6. Субъектом правонарушения выступает физическое лицо, юридическое лицо — собственник, арендатор, или иной пользователь прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Комментарии к СТ 19.21 КоАП РФ

Статья 19.21 КоАП РФ. Несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним

Комментарий к статье 19.21 КоАП РФ:

1. Цель комментируемой статьи — обеспечить методами административного воздействия соблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и тем самым — соблюдение правил поведения на товарном рынке.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, являются общественные отношения в области государственной регистрации прав. Непосредственный предмет посягательства — установленный законом порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (с изм. и доп.) определяют понятие и содержание недвижимого имущества, которое подлежит государственной регистрации, осуществляемой путем принятия юридического акта о признании и подтверждении государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.

Права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Едином государственном реестре прав), правила ведения которого утверждаются Правительством РФ. Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации учреждениями в соответствующем регистрационном округе по месту нахождения недвижимого имущества.

2. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в несоблюдении собственником, арендатором или иным пользователем установленного порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним. Состав этого правонарушения могут образовывать как действия, так и бездействие.

Ответственность по данной статье наступает только за нарушения тех правил (требований) государственной регистрации прав, соблюдение которых входит согласно закону в обязанности собственника, арендатора, иного пользователя недвижимым имуществом (см., например, ч. 1 ст. 131, ч. 1 ст. 164 ГК РФ, ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которые оформлены после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Права, возникшие до вступления в силу этого Закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей (см. п. 1 ст. 6 названного Федерального закона).

Государственная регистрация ограничений (обременений) или иных сделок с незарегистрированным объектом недвижимого имущества, возникших после введения в действие упомянутого Федерального закона, требует регистрации ранее приобретенных прав на данный объект (см. п. 2 ст. 6 названного Федерального закона).

В соответствии со ст. 16 упомянутого Федерального закона от 21 июля 1997 г. государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, стороны договора, уполномоченного лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом. В случае если права возникают на основании акта государственного органа или органа местного самоуправления, заявление о регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты.

При уклонении одной из сторон от регистрации переход права собственности регистрируется на основании решения суда. Лицо, уклоняющееся от регистрации прав, может быть привлечено к административной ответственности в соответствии с комментируемой статьей. Кроме того, оно должно возместить убытки, возникшие в результате приостановления государственной регистрации по его вине.

Статьей 17 упомянутого Федерального закона от 21 июля 1997 г. определены перечень документов, являющихся основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество, и предъявляемые к ним требования.

Представляется, что административные наказания могут назначаться не только за нарушение порядка представления документов на регистрацию и требований к этим документам, но и за нарушение правил обращения (хранения) с зарегистрированными документами (см. ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 21 июля 1997 г.). Указанный Закон предусматривает также дополнительные требования (правила) государственной регистрации отдельных видов прав на недвижимое имущество и сделок с ним (прав на предприятие как имущественный комплекс; на недвижимое имущество в кондоминиумах; права общей собственности на недвижимое имущество; аренды, сервитутов, ипотеки; доверительного управления и др.).

В соответствии с комментируемой статьей к административной ответственности виновные лица могут быть привлечены за несоблюдение общего порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним, а также за нарушение правил регистрации конкретных видов этих прав и сделок.

Необходимо учитывать, что особенности государственной регистрации отдельных видов прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут устанавливаться иными федеральными законами, например законом об ипотеке.

3. С субъективной стороны правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, может быть совершено с умыслом или по неосторожности.

4. Данной статьей определен специальный субъект административного правонарушения — собственник, арендатор или иной пользователь недвижимого имущества. Административное наказание к собственникам, арендаторам, иным пользователям — юридическим лицам применяется с учетом ч. ч. 2, 3 ст. 2.1 и ст. 2.10 Кодекса.

Административной ответственности подлежат также должностные лица, являющиеся представителями юридического лица — собственника, арендатора, иного пользователя и имеющие соответствующие документы, подтверждающие их полномочия действовать от имени данного юридического лица.

5. Субъектами данного правонарушения могут быть также граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица, международные организации (см. ст. 5 Федерального закона от 21 июля 1997 г.).

Это интересно:  Статья 6.24 КоАП РФ. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах

6. Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 9 ч. 2 ст. 28.3).

Проблемы привлечения к административной ответственности за несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Федотов В.В.

Статья посвящена выявлению проблем, возникающих при привлечении физических, юридических и должностных лиц к административной ответственности по ст. 19.21 КоАП РФ. Автором проанализирована сложившаяся практика по рассматриваемому вопросу, сформулирован ряд предложений для преодоления выявленных проблем.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Федотов В.В.,

PROBLEMS OF BRINGING TO ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR VIOLATION OF THE PROCEDURE OF STATE REGISTRATION OF RIGHTS TO IMMOVABLE PROPERTY AND TRANSACTIONS WITH IT

The article is devoted to revealing the problems arising from the involvement of the physical, legal and officials to administrative responsibility under Art. 19.21 the administrative code. The author analyzes the current practice on the matter, a number of proposals to overcome the identified problems.

Текст научной работы на тему «Проблемы привлечения к административной ответственности за несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ ПОРЯДКА

ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ

Статья посвящена выявлению проблем, возникающих при привлечении физических, юридических и должностных лиц к административной ответственности по ст. 19.21 КоАП РФ. Автором проанализирована сложившаяся практика по рассматриваемому вопросу, сформулирован ряд предложений для преодоления выявленных проблем.

PROBLEMS OF BRINGING TO ADMINISTRATIVE

RESPONSIBILITY FOR VIOLATION OF THE PROCEDURE OF STATE REGISTRATION OF RIGHTS TO IMMOVABLE PROPERTY

AND TRANSACTIONS WITH IT

The article is devoted to revealing the problems arising from the involvement of the physical, legal and officials to administrative responsibility under Art. 19.21 the administrative code. The author analyzes the current practice on the matter, a number of proposals to overcome the identified problems.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой юридическое признание и подтверждение государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество и является единственным доказательством существования прав физического или юридического лица на владение, пользование, распоряжение объектами недвижимости.

Государственная регистрация прав собственности на недвижимое имущество ведет к возложению на обладателей недвижимого имущества обязанности по уплате налогов, что способствует существенному увеличению доходной части местных бюджетов. Очевидно, что необходимость упорядочивания процесса государственной регистрации прав на недвижимое имущество на

момент принятия Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях потребовало методов административного воздействия на участников оборота недвижимости. В результате законодателями в КоАП РФ была введена статья 19.21, которая предусматривает административную ответственность граждан, должностных и юридических лиц за несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

С момента установления административной ответственности по указанной статье КоАП РФ прошел достаточно длительный период, чтобы накопилась правоприменительная практика по рассматриваемому составу правонарушения. Анализ источников указывает, что в судах общей юрисдикции, арбитражных судах накоплен значительный материал для исследования правопримени-

тельной практики по ст. 19.21 КоАП РФ, однако какие-либо специальные исследования и систематизация опыта по данному вопросу отечественными исследователями не проводились.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.21 КоАП РФ, являются общественные отношения в области государственной регистрации прав. Непосредственный предмет посягательства — установленный законом порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Объективная сторона правонарушения состоит в том, что виновный не соблюдает порядок государственной регистрации прав на недвижимость или сделок с недвижимостью. Таким образом, ответственность по статье 19.21 наступает только за нарушение тех правил государственной регистрации прав, соблюдение которых входит согласно закону в обязанности собственника, арендатора, иного пользователя недвижимым имуществом [1].

Действительно, в соответствии с п.1 ст. 4 ФЗ от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. Права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которые оформлены после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. «О государ-

ственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при этом права, возникшие до вступления в силу этого Закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей [2]. Из приведенных норм следует, что, во-первых, все права, возникающие с момента введения Закона, подлежат обязательной регистрации, во-вторых, что права, возникшие до принятия закона, не подлежат обязательной регистрации, т.е. регистрация таких прав не является обязательной. Однако как в самом законе о «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», так и в иных действующих нормах права отсутствует указание на конкретный период времени, предоставленный собственнику, арендатору для исполнения обязанности по регистрации возникшего права или сделки с объектом недвижимости.

Единственным нормативным документом, регулирующим вопросы, возникающие при рассмотрении судами дел по ст. 19.21 КоАП РФ, является «Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2005 г.», поэтому имеет смысл привести текст документа полностью. На вопрос«Подлежит ли собственник (арендатор или иной пользователь) привлечению к административной ответственности по ст. 19.21 КоАП РФ за несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество в случае неосуществления им такой регистрации в определенный срок?» следует однозначный ответ. По мнению Верховного Суда, «статья 19.21 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение собственником, арендатором или иным пользователем установленного порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним. Согласно п. 1 и 6 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав,

их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, в порядке, установленном законом о регистрации прав на недвижимое имущество. Как следует из содержания ст. 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в ред. от 30 декабря 2004 г.) вышеназванная регистрация является обязательной. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество проводится на основании заявления правообладателя, стороны (сторон) договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него надлежащим образом оформленной доверенности (ст. 16 Закона). Следовательно, регистрация права на недвижимое имущество осуществляется по инициативе управомоченных лиц и носит заявительный характер. При этом названным Законом не установлен срок для подачи такого заявления. В соответствии с п. 3 ст. 13 Закона государственная регистрация проводится не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации. Таким образом, месячный срок, отнесенный данной нормой к порядку государственной регистрации, установлен только для органа, осуществляющего регистрацию прав на недвижимое имущество» [3].

В настоящее время согласно п. 9 ст. 28.3 КоАП РФ полномочия по возбуждению административного производства, составлению протоколов по выявленным фактам несоблюдения порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним отнесены к исключительной компетенции должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, — Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и кар-

тографии (Росреестра). В соответствии с п. 1 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях по ст. 19.21 КоАП РФ рассматриваются мировыми судьями [4].

На сайтах судебных участков мировых судей Свердловской области среди опубликованных судебных актов сведения об административных производствах, возбужденных по ст. 19.21 КоАП РФ территориальными органами Росреестра по Свердловской области, т.е. органа, непосредственно уполномоченного на составление протоколов, отсутствуют. Очевидно, что есть по крайней мере две основные причины, почему территориальными органами Росреестра не выявляются правонарушения, предусмотренные ст. 19.21 КоАП РФ и не составляются протоколы.

Во-первых, в настоящее время в действующих нормах федерального законодательства, а также на уровне субъектов Российской Федерации, которые регулируют вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделки с ним не установлено требований к участникам сделок в определенный срок осуществить государственную регистрацию перехода прав в отношении недвижимого имущества для выполнения требований ст. 4 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ, в соответствии с которой права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона, подлежат обязательной государственной регистрации. Отсутствие установленных сроков, в течение которых субъекту правоотношений необходимо осуществить государственную регистрацию права собственности или перехода данного права, фактически означает, что субъект правоотношений может подать документы на государственную регистрацию в пределах срока действия договора. Однако с вышеприведенными выводами Верховного Суда РФ о том, что указанный

в п. 3 ст. 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ месячный срок обязателен лишь для органа, осуществляющего регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, нельзя согласиться. Анализ административной статьи показывает, что диспозиция ст. 19.21 КоАП РФ прямо указывает на круг лиц, подлежащих привлечению к ответственности: «Несоблюдение собственником, арендатором или иным пользователем установленного порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», кроме того, круг субъектов, подлежащих привлечению к административной ответственности по указанной статье, включает, помимо должностных лиц, также граждан и юридических лиц. Данное обстоятельство указывает, что государственная регистрация прав, ограничений (обременений) на объекты недвижимого имущества является обязательной для всех субъектов, осуществляющих сделки с объектами недвижимости, и отсутствие в законе указания на срок представления права на регистрацию не может служить причиной отсутствия оснований для привлечения к административной ответственности. Таким образом, вывод Верховного Суда РФ о том, что законом не установлен срок для подачи упра-вомоченным лицом заявления на регистрацию прав на недвижимое имущество, а указанный в п. 3 ст. 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ срок обязателен лишь для органа, осуществляющего регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не соответствует составу административной статьи и ее смыслу, которым руководствовались законодатели, вводя административную ответственность за нарушение порядка регистрации прав.

Второй причиной пассивной позиции территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по выявлению правонарушений, предусмотренных ст. 19. 21

КоАП РФ, является отсутствие механизма по выявлению правонарушений, предусмотренных ст. 19.21 КоАП РФ.

Известно, что КоАП РФ содержит статью 7.1, предусматривающую административную ответственность за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности. Указанная статья активно применяется территориальными органами Росреестра при проведении проверок соблюдения действующего земельного законодательства (государственного земельного надзора). Деятельность территориальных органов Рос-реестра в области государственного земельного контроля (надзора) регулируется, в частности, административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии проведения проверок при осуществлении государственного земельного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, который «определяет порядок, сроки и последовательность действий при проведении проверок Росреест-ром и территориальными органами Росре-естра (далее — территориальные органы) при осуществлении государственного земельного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [5]. Административный регламент последовательно и подробно определяет порядок действий, а также все процедуры подготовки, осуществления и основания проведения проверок соблюдения действующего земельного законодательства.

Это интересно:  Статья 73.4 ФЗ № 229-ФЗ. Особенности обращения взыскания на денежные средства должника, находящиеся на публичном депозитном счете

Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируется Земельным кодексом РФ, в частности статьей 34, в соответствии с которой «Исполнительный орган государственной власти или орган местного само-

управления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения» [6]. Таким образом, Земельным кодексом РФ определен конкретный срок на выполнение действий по оформлению правоустанавливающих документов на земельный участок как объект недвижимости. Буквальная трактовка п. 2 ст. 651 ГК РФ позволяет сделать вывод, что незарегистрированный долгосрочный договор считается незаключенным. В свою очередь, это означает, что он не вступил в силу, не является обязательным для сторон (п. 1 ст. 425 ГК РФ) и к тому же недействителен (ст. 168 ГК РФ), то есть такой договор по своей сути не является договором, поскольку он не заключен и стороны вправе не исполнять свои обязанности по нему. Земельный кодекс РФ в статье 26 установил в порядке исключения, что не подлежат государственной регистрации договоры аренды и субаренды земельного участка, заключенные на срок до одного года. Однако если договор аренды земельного участка был заключен на год и впоследствии пролонгирован сторонами, но при этом не прошел государственную регистрацию, это может быть квалифицировано как занятие земельного участка без наличия соответствующих правоустанавливающих документов [7]. Если проанализировать составы правонарушений статей 7.1 и 19.21 КоАП РФ, то можно обнаружить, что они во многом схожи, за исключением ответственности за самовольное занятие земель-

ного участка. Существенным отличием, которое позволяет однозначно трактовать и применять положения ст. 7.1 КоАП РФ, является то, что в действующем законодательстве в части, касающейся оформления правоустанавливающих документов на земельные участки, определены конкретные сроки, предоставленные собственнику, арендатору для совершения требуемых действий по регистрации своих прав на объекты недвижимости.

В связи с вышеизложенным представляется необходимым внести изменения в п. 3 ст. 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ, а именно конкретизировать срок, в течение которого возникающие права подлежат регистрации в территориальных органах Росреестра. Учитывая положения действующего законодательства, в частности ст. 26 Земельного кодекса РФ, целесообразно установить обязательный срок в один год для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с момента заключения договора.

Для исключения двоякого толкования объективной стороны ст. 19.21 КоАП РФ при рассмотрении судами дел, возбужденных по фактам несоблюдения порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, диспозицию ст. 19.21 КоАП РФ необходимо сформулировать и изложить по аналогии со ст. 7.1 КоАП РФ в следующей редакции: «Уклонение собственника, арендатора, иного пользователя от регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним, а равно использование объектов недвижимого имущества без регистрации прав на недвижимое имущество».

С целью реализации полномочий, предоставленных действующим законодательством, представляется необходимым разработка и принятие дополнений в административный регламент Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, устанавливающих основания,

а также порядок проведения проверок (на плановой и внеплановой основе) соблюдения физическими и юридическими лицами порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Внесение предлагаемых изменений в действующее законодательство будет содействовать соблюдению гражданами и юридическими лицами обязанности осуществлять обязательную государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с Федеральным законом «О государственной

регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997г. №122-ФЗ, а также совершенствованию деятельности Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии при осуществлении своих полномочий, связанных с осуществлением контроля над порядком государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставленных территориальным органам Росреестра действующим Кодексом об административных правонарушениях.

1. Гуев А.Н. Комментарий к Кодексу об административных правонарушениях // СПС «Гарант».

2. Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». М.: Эксмо, 2013.

3. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2005 г. (по гражданским делам), утвержденный постановлениями Президиума Верховного Суда РФ от 4, 11 и 18 мая 2005 г. // СПС «Гарант».

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Комментарий к последним изменениям / Под ред. Г.Ю. Касьяновой. 3-е изд., доп. М.: АБАК, 2011.

6. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // СПС «Гарант».

Статья 19.21 КоАП РФ. Несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним

Текущая редакция ст. 19.21 КоАП РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Несоблюдение собственником, арендатором или иным пользователем установленного порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним —
(Абзац в редакции, введенной в действие с 22 июля 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 217-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

2. Нарушение наймодателем жилого помещения, нанимателем жилого помещения требований к подаче в установленный срок в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, заявления о государственной регистрации ограничения (обременения) права собственности на жилое помещение, возникающего на основании договора найма жилого помещения, заключенного на срок не менее года, или на основании договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — ста тысяч рублей; на юридических лиц — двухсот тысяч рублей.

(Часть дополнительно включена с 22 июля 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 217-ФЗ)
3. Нарушение органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными лицами требований к подаче в установленный срок в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, заявления о государственной регистрации ограничения (обременения) права собственности на все помещения в наемном доме или на являющийся наемным домом жилой дом —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере ста тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — ста тысяч рублей; на юридических лиц — четырехсот тысяч рублей.

(Часть дополнительно включена с 22 июля 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 217-ФЗ)

Комментарий к статье 19.21 КоАП РФ

1. Цель комментируемой статьи — обеспечить методами административного воздействия соблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и тем самым — соблюдение правил поведения на товарном рынке.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, являются общественные отношения в области государственной регистрации прав. Непосредственный предмет посягательства — установленный законом порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (с изм. и доп.) определяют понятие и содержание недвижимого имущества, которое подлежит государственной регистрации, осуществляемой путем принятия юридического акта о признании и подтверждении государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.

Права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Едином государственном реестре прав), правила ведения которого утверждаются Правительством РФ. Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации учреждениями в соответствующем регистрационном округе по месту нахождения недвижимого имущества.

2. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в несоблюдении собственником, арендатором или иным пользователем установленного порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним. Состав этого правонарушения могут образовывать как действия, так и бездействие.

Ответственность по данной статье наступает только за нарушения тех правил (требований) государственной регистрации прав, соблюдение которых входит согласно закону в обязанности собственника, арендатора, иного пользователя недвижимым имуществом (см., например, ч. 1 ст. 131, ч. 1 ст. 164 ГК РФ, ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которые оформлены после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Права, возникшие до вступления в силу этого Закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей (см. п. 1 ст. 6 названного Федерального закона).

Государственная регистрация ограничений (обременений) или иных сделок с незарегистрированным объектом недвижимого имущества, возникших после введения в действие упомянутого Федерального закона, требует регистрации ранее приобретенных прав на данный объект (см. п. 2 ст. 6 названного Федерального закона).

В соответствии со ст. 16 упомянутого Федерального закона от 21 июля 1997 г. государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, стороны договора, уполномоченного лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом. В случае если права возникают на основании акта государственного органа или органа местного самоуправления, заявление о регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты.

При уклонении одной из сторон от регистрации переход права собственности регистрируется на основании решения суда. Лицо, уклоняющееся от регистрации прав, может быть привлечено к административной ответственности в соответствии с комментируемой статьей. Кроме того, оно должно возместить убытки, возникшие в результате приостановления государственной регистрации по его вине.

Статьей 17 упомянутого Федерального закона от 21 июля 1997 г. определены перечень документов, являющихся основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество, и предъявляемые к ним требования.

Представляется, что административные наказания могут назначаться не только за нарушение порядка представления документов на регистрацию и требований к этим документам, но и за нарушение правил обращения (хранения) с зарегистрированными документами (см. ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 21 июля 1997 г.). Указанный Закон предусматривает также дополнительные требования (правила) государственной регистрации отдельных видов прав на недвижимое имущество и сделок с ним (прав на предприятие как имущественный комплекс; на недвижимое имущество в кондоминиумах; права общей собственности на недвижимое имущество; аренды, сервитутов, ипотеки; доверительного управления и др.).

В соответствии с комментируемой статьей к административной ответственности виновные лица могут быть привлечены за несоблюдение общего порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним, а также за нарушение правил регистрации конкретных видов этих прав и сделок.

Необходимо учитывать, что особенности государственной регистрации отдельных видов прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут устанавливаться иными федеральными законами, например законом об ипотеке.

3. С субъективной стороны правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, может быть совершено с умыслом или по неосторожности.

Это интересно:  Виды заработка и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей (статья 82 Семейного кодекса РФ)

4. Данной статьей определен специальный субъект административного правонарушения — собственник, арендатор или иной пользователь недвижимого имущества. Административное наказание к собственникам, арендаторам, иным пользователям — юридическим лицам применяется с учетом ч. ч. 2, 3 ст. 2.1 и ст. 2.10 Кодекса.

Административной ответственности подлежат также должностные лица, являющиеся представителями юридического лица — собственника, арендатора, иного пользователя и имеющие соответствующие документы, подтверждающие их полномочия действовать от имени данного юридического лица.

5. Субъектами данного правонарушения могут быть также граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица, международные организации (см. ст. 5 Федерального закона от 21 июля 1997 г.).

6. Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 9 ч. 2 ст. 28.3).

Консультации и комментарии юристов по ст 19.21 КоАП РФ

Если у вас остались вопросы по статье 19.21 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 19.21. Несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним

1. Несоблюдение собственником, арендатором или иным пользователем установленного порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним —
(Абзац в редакции, введенной в действие с 22 июля 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 217-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

2. Нарушение наймодателем жилого помещения, нанимателем жилого помещения требований к подаче в установленный срок в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, заявления о государственной регистрации ограничения (обременения) права собственности на жилое помещение, возникающего на основании договора найма жилого помещения, заключенного на срок не менее года, или на основании договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — ста тысяч рублей; на юридических лиц — двухсот тысяч рублей.

(Часть дополнительно включена с 22 июля 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 217-ФЗ)
3. Нарушение органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными лицами требований к подаче в установленный срок в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, заявления о государственной регистрации ограничения (обременения) права собственности на все помещения в наемном доме или на являющийся наемным домом жилой дом —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере ста тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — ста тысяч рублей; на юридических лиц — четырехсот тысяч рублей.

(Часть дополнительно включена с 22 июля 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 217-ФЗ)

Комментарий к статье 19.21 КоАП РФ

1. Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в ходе осуществления контроля (надзора) в сфере регистрации прав.

2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, выражается в несоблюдении собственником, арендатором или иным пользователем установленного порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним.

Установленный порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество регламентирован Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

3. Субъектами правонарушения являются граждане, должностные лица, юридические лица.

4. С субъективной стороны правонарушение является умышленным.

5. Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел.

6. Рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.21, судьи.

Другой комментарий к статье 19.21 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции.

Согласно Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в ред. Федерального закона от 12 апреля 2001 г. N 36-ФЗ) под государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним понимается юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения) перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Согласно п. 5 Обзора практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 февраля 2001 г. N 59), государственная регистрация сделок с недвижимым имуществом согласно требованиям ст. 164 и 131 ГК осуществляется только в случаях, установленных законом. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ во всех случаях, когда закон предусматривает государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, такая регистрация является обязательной.

3. Государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:

— прием документов, необходимых для государственной регистрации прав, регистрация таких документов с обязательным приложением документа об оплате регистрации;

— правовая экспертиза документов и проверка законности сделки;

— установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

— внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

— совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

Приказ Минюста РФ N 194, Минимущества РФ N 16, Госстроя РФ N 1, Росземкадастра N 168 от 03.07.2000 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения и выдачи свидетельств о государственной регистрации прав, сообщений об отказах в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и информации о зарегистрированных правах» утратил силу с 20 октября 2003 года в связи с изданием Приказа Минюста РФ N 224, Минимущества РФ N 415, Госстроя РФ N 347, Росземкадастра N П/309 от 26.09.2003 «О признании утратившим силу Приказа Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, Федеральной службы земельного кадастра России от 03.07.2000 N 194/16/1/168 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения и выдачи свидетельств о государственной регистрации прав, сообщений об отказах в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и информации о зарегистрированных правах».

Требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав, определены ст. 18 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ. Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним утверждены Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. N 219 (в ред. Постановления Правительства РФ от 23 декабря 1999 г. N 1429). Инструкция о порядке заполнения и выдачи свидетельств о государственной регистрации прав, сообщений об отказах в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и информации о зарегистрированных правах утверждена Приказом Минюста России, Минимущества России, Госстроя России и Росземкадастра от 3 июля 2000 г. N 194/16/1/168.

4. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2000 г. N 648 «Вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности» при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на недвижимое имущество государственной казны РФ и сделок с ним от имени РФ выступает Минимущество России или по его поручению соответствующий территориальный орган указанного Министерства.

Заявление о государственной регистрации права хозяйственного ведения или оперативного управления на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, подается организацией, за которой недвижимое имущество закреплено на основании акта соответствующего федерального органа государственной власти.

При государственной регистрации права хозяйственного ведения или оперативного управления на указанное недвижимое имущество в качестве документа, подтверждающего отнесение этого имущества к федеральной собственности, представляется свидетельство о внесении его в реестр федерального имущества.

Государственная регистрация права хозяйственного ведения и оперативного управления на данное недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется с указанием Российской Федерации как собственника такого имущества.

5. Согласно Постановлению Правительства РФ от 1 ноября 1997 г. N 1378 «О мерах по реализации Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в ред. Постановления Правительства РФ от 21 февраля 1998 г. N 238, распоряжения Правительства РФ от 23 января 1999 г. N 138-р) и подп. 46 п. 6 Положения о Министерстве юстиции РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 2 августа 1999 г. N 954, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в системе государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним является Минюст России. Примерное положение об учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним утверждено Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 288.

6. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него с одной стороны и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, — с другой.

По смыслу комментируемой статьи КоАП должностное лицо органов юстиции, осуществляющее указанные регистрационные полномочия, не является субъектом рассматриваемого административного правонарушения.

Субъектами рассматриваемого административного правонарушения являются собственник недвижимого имущества — физическое лицо, юридическое лицо, осуществляющее правомочия владения, пользования и распоряжения им, либо иные пользователи указанного имущества.

7. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов, а в случаях, не требующих проведения административного расследования, — мировыми судьями (ср. ч. 1 ст. 23.1 КоАП и абз. 2, 4 ч. 3 данной статьи; о случаях, требующих проведения административного расследования, см. ч. 1 ст. 28.7 КоАП).

8. Индивидуальные предприниматели в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, несут административную ответственность, установленную санкцией комментируемой статьи для должностных лиц.

Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями и не наделенные полномочиями должностного лица, привлекаются к административной ответственности, установленной комментируемой статьей для граждан (о корреляции административно-правового статуса индивидуального предпринимателя и должностного лица см. комментарий к ст. 2.4).

Статья написана по материалам сайтов: koapkodeksrf.ru, www.kodap.ru, cyberleninka.ru, okoaprf.ru, rukoaprf.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector