+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 189.6 закона о банкротстве

Статья предусматривает дополнительные к случаям, указанным в ст. 10 Закона, случаи ответственности кредитного кооператива и его членов, а также СРО кредитных кооперативов. В пункте 1 статьи установлена субсидиарная ответственность в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кредитного кооператива (пайщиков), которую солидарно несут при недостаточности денежных средств кредитного кооператива для погашения задолженности перед его кредиторами, во-первых, члены кредитного кооператива (пайщики) и, во-вторых, лица, членство которых в кредитном кооперативе прекращено в течение шести месяцев до даты подачи заявления в арбитражный суд о признании кредитного кооператива банкротом. Данная норма основана на положении п. 3 ч. 2 ст. 13 Федерального закона О кредитной кооперации», закрепляющем обязанность члена кредитного кооператива (пайщика) солидарно с другими членами кредитного кооператива (пайщиками) нести субсидиарную ответственность по обязательствам кредитного кооператива в пределах невнесенной части дополнительного взноса.

Пункт 2 статьи соответственно нормам ч. 7 ст. 21 и ч. 5 ст. 22 Федерального закона «О кредитной кооперации» предусматривает дополнительно несение субсидиарной ответственности в пределах сумм паенакоплений (паев), подлежащих возврату или возвращенных при прекращении членства в кредитном кооперативе, в отношении членов кредитного кооператива (пайщики), являющихся непосредственно органом управления кредитного кооператива, т.е. единоличным исполнительным органом, а также членами органов управления кредитного кооператива — правления, контрольно-ревизионного органа.

Ответственность указанных лиц наступает в случае, если признаки банкротства кредитного кооператива возникли в результате их виновных действий или бездействия. При этом непосредственно предусмотрено, что указанные лица могут быть признаны виновными при условии, если их решения или действия (в том числе превышение полномочий), повлекшие за собой возникновение признаков банкротства, не соответствовали принципам добросовестности и разумности, установленным гражданским законодательством, уставом кредитного кооператива, обычаями делового оборота. В этом отношении следует отметить, что добросовестность и разумность действий (бездействия) лиц являются оценочными категориями, т.е. в каждом конкретном случае подлежат оценке все обстоятельства, с которыми связаны рассматриваемые действия (бездействие) и наступившие последствия. Необходимо иметь в виду, что в п. 3 ст. 10 части первой ГК РФ установлена презумпция добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений.

В пункте 3 статьи предусмотрена возможность привлечения к субсидиарной ответственности СРО кредитных кооперативов в случаях невыполнения ею обязанностей по направлению в контрольный орган ходатайства о назначении временной администрации кредитного кооператива, ходатайства о необходимости подачи заявления о признании кредитного кооператива банкротом. В части порядка привлечения к ответственности пункт отсылает к норме п. 12 ст. 142 Закона.

§ 5. Банкротство стратегических предприятий

Особенности оспаривания сделок кредитной организации (ст. 189.40 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

Уважаемые коллеги, возник вопрос к содержанию ст. 189.40 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (особенности признания недействительными сделок кредитной организации), а именно п.2 и п.11 данной статьи.

П. 2 обозначенной статьи гласит: «Заявление о признании сделки кредитной организации недействительной может быть подано в арбитражный суд временной администрацией по управлению кредитной организацией, а также Агентством от имени кредитной организации в случае, если Банком России утвержден план участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка».

Вопрос заключается в том, кто все же является полномочным лицом на подачу заявлений об оспаривании сделок банка: сам банк либо временная администрация/агентство? И в течение какого времени могут быть поданы подобные заявления — в течение действия временной администрации, например, если она была утверждена, или в том числе после, если соответствующему банку были выделены кредитные средства, например, от Агентства?

По моему мнению, п. 2 и п. 11 названной выше статьи противоречат друг другу, и все-таки правом на подачу заявлений об оспаривании должны обладать временная администрация/агентство, но не сам банк. Оспаривание сделок по специальным основаниям (если смотреть на общие нормы закона о несостоятельности) возможно только специальным субъектом и при определенных условиях – и в этом смысле содержание п. 2 ст. 189.40 закона о несостоятельности вписывается в эту концепцию. Однако что хотел сказать законодатель в п.11 названной статьи? Означает ли это, что даже после прекращения деятельности временной администрации руководство банка самостоятельно может обратиться с заявлением об оспаривании той или иной сделки? Но в чем тогда смысл п. 2?

Кроме того, возвращаясь к содержанию п. 11 ст. 189.40 закона о несостоятельности. Законодатель оговаривает исчисление периодов, в течение которых сделки могут быть оспорены по специальным основаниям, однако ничего не упоминает о сроках давности для их оспаривания. На мой взгляд, здесь должна применяться аналогия закона – у соответствующего субъекта есть год для подачи заявления с того момента, как он узнал или должен был узнать об обстоятельствах сделки. Тем не менее опять же это лишь предположение.

Буду признательна за Ваши комментарии и мнение.

  • 1621
  • рейтинг 1

Юридические семинары для профессионалов

Видеокурс «Право недвижимости»

Подписка на журналы для юристов

Похожие материалы

Комментарии (3)

Никакого противоречия при соотношении п.2 и п.11 ст. 189.40 Закона о банкротстве нет!
Конечно, если читать только ст. 189.40, то складывается впечатление, что сначала законодатель предоставил право Агентству ОТ ИМЕНИ БАНКА подавать заявления в арбитражный суд по оспариванию сделок по основаниям гл. 3.1 Закона о банкротстве, а потом в п. 11 предоставил такое же право Агентству (но уже НЕ от имени Банка, а самостоятельно) и самому Банку.
Но читать нужно не только эту статью, но и весь закон в целом.
Давайте разбираться)))
Для начала хотелось бы отметить, что мне тоже казалась странной даже структура и хронология расположения права оспаривать сделки в ст. 189.40. Но потом я соотнесла ее с хронологией санации и пазл сложился)
Хронология санации выглядит примерно так (не вся, конечно, а то, что нас интересует): утверждение плана участия АСВ — назначение временной администрации (при этом полномочия органов управления банком приостановлены) — отзыв временной администрации — возобновление полномочий органов правления банка.
В связи с тем, что Агентство по страхованию вкладов, при утверждении плана участия Агентства, осуществляет функции временной администрации (п. 1 ст. 189.34) и полномочия органов управления Банка приостанавливаются (п. 3 ст. 189.34), то согласно п. 2 ст. 189.40 и пп.8 п.2 ст. 189.31 Агентство вправе оспаривать подозрительные сделки ОТ ИМЕНИ БАНКА в арбитражный суд, так как сам Банк в этот период самостоятельно оспорить их не может, а АСВ выступает его представителем.
Однако, когда временная администрация отозвана, и, соответственно, полномочия органов правления Банка возобновлены, то Банк согласно п.11 ст. 189.40 вправе САМОСТОЯТЕЛЬНО оспаривать подозрительные сделки в арбитражный суд, при этом такое же право предоставлено Агентству (но уже не от имени, а самостоятельно) как контролирующему банк лицу.
Таким образом, п. 2 и п.11 ст. 189.40 не противоречат, а дополняют друг друга.

По поводу срока исковой давности:
По общему правилу течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Закон о банкротстве в п.8 ст. 61.9 предусматривает, что срок исковой давности по требованию руководителя временной администрации финансовой организации о признании сделки недействительной по основаниям, предусмотренным статьей 61.2 или 61.3 настоящего Федерального закона, исчисляется со дня, когда временная администрация узнала или должна была узнать о наличии таких оснований, а также о наличии у финансовой организации признаков банкротства, в зависимости от того, какое из событий наступило позднее.
В соответствии со ст. 180 Закона о банкротстве кредитные организации признаются финансовыми организациями.
Согласно п.1 ст. 189.40 Закона о банкротстве сделка, совершенная кредитной организацией (или иными лицами за счет кредитной организации) до даты назначения временной администрации по управлению кредитной организацией либо после такой даты, может быть признана недействительной по заявлению руководителя такой администрации в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, а также Гражданским кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, с учетом особенностей, установленных настоящим параграфом.
То есть при применении п.1 ст. 189.40 Закона о банкротстве применяется порядок определения срока исковой давности, предусмотренный п.8 ст. 61.9.
В соответствии с п.11 ст. 189.40 Закона о банкротстве Банк вправе оспаривать сделки по основаниям, предусмотренным гл. III.1 Закона о банкротстве. При этом к оспариванию таких сделок применяется, в числе прочего, п.1 ст. 189.40 Закона о банкротстве.
Таким образом, срок исковой давности исчисляется с момента, когда временная администрация Банка узнала или должна была узнать о наличии нарушенного права.
Об этом нам твердит к тому же по аналогии п. 32 Постановления Пленума ВАС №63 (ну не может срок для защиты нарушенного права начинать течь ранее появления возможности такое право защищать)
При этом этот срок в любом случае может исчисляться не ранее момента назначения временной администрации (если на момент утверждения временной администрации действовал ФЗ №175) или не ранее момента утверждения плана участия АСВ (если временная администрация назначена после введения гл. 4.1 в Закон о банкротстве, так как с момента утверждения плана, но до введения временной администрации согласно п.11 ст. 189.40 Банк все таки вправе реализовать право на оспаривание сделок).

Это интересно:  Статья 213.31 закона о банкротстве

§ 4.1. Банкротство кредитных организаций

Статья 189.7. Правовое регулирование банкротства кредитных организаций

1. Настоящий параграф устанавливает порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также особенности оснований и порядка признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) и их ликвидации в порядке конкурсного производства.

2. Отношения, связанные с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций и не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

3. Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций и не урегулированные настоящим параграфом, регулируются главами I, III, III.1, VII и XI настоящего Федерального закона, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, нормативными актами Банка России.

Статья 189.8. Несостоятельность (банкротство) кредитной организации

1. Кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение четырнадцати дней после наступления даты их исполнения и (или) стоимость имущества (активов) кредитной организации недостаточна для исполнения ее обязательств перед кредиторами и (или) обязанности по уплате обязательных платежей.

2. В целях настоящего параграфа под обязанностью кредитной организации по уплате обязательных платежей понимается обязанность кредитной организации как самостоятельного налогоплательщика по уплате обязательных платежей в соответствующие бюджеты, которые определены в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также обязанность кредитной организации по исполнению поручений (распоряжений) о перечислении со счетов своих клиентов обязательных платежей в соответствующие бюджеты.

Статья 189.9. Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций

1. В соответствии с настоящим параграфом до дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций реализуются следующие меры по предупреждению банкротства кредитных организаций:

1) финансовое оздоровление кредитной организации. Для целей настоящего параграфа под финансовым оздоровлением кредитной организации понимается осуществление во внесудебном порядке мер, предусмотренных статьей 189.14 настоящего Федерального закона;

2) назначение временной администрации по управлению кредитной организацией, за исключением случая назначения временной администрации в связи с отзывом лицензии на осуществление банковских операций;

3) реорганизация кредитной организации;

4) меры по предупреждению банкротства кредитной организации, имеющей разрешение (лицензию) на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц, выдаваемое Банком России в порядке, установленном Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» (далее — банк), которые осуществляются с участием Банка России или Агентства в соответствии с настоящим параграфом. Меры по предупреждению банкротства банка с участием Банка России осуществляются в соответствии с решением Совета директоров Банка России. От имени Банка России указанные меры осуществляет общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора» (далее — Управляющая компания).

3. Меры по предупреждению банкротства банков, предусмотренные подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, осуществляются при возникновении оснований, установленных статьей 189.47 настоящего Федерального закона.

4. Кредитная организация, ее учредители (участники), члены совета директоров (наблюдательного совета), руководитель кредитной организации, признаваемый таковым в соответствии со статьей 11.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (далее — руководитель кредитной организации), в случае возникновения оснований, указанных в статье 189.10 настоящего Федерального закона, обязаны принимать необходимые и своевременные меры по финансовому оздоровлению и (или) реорганизации кредитной организации.

5. Банк России в порядке, установленном нормативными актами Банка России, в случае возникновения оснований, предусмотренных статьей 189.10 настоящего Федерального закона, вправе потребовать от кредитной организации осуществления мер по ее финансовому оздоровлению, реорганизации, а также назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией.

6. Требование об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации не направляется в случае, если Банк России обязан отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по одному или нескольким основаниям, предусмотренным частью второй статьи 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

Статья 189.10. Основания для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации

1) не удовлетворяет неоднократно на протяжении последних шести месяцев требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в срок до трех дней со дня наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

2) не удовлетворяет требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие три дня с момента наступления даты их удовлетворения и (или) даты их исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

3) допускает абсолютное снижение величины собственных средств (капитала) по сравнению с их максимальной величиной, достигнутой за последние двенадцать месяцев, более чем на двадцать процентов при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов , установленных Банком России;

4) нарушает любой из нормативов достаточности собственных средств (капитала) банка, установленный Банком России;

5) нарушает норматив текущей ликвидности кредитной организации, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на десять процентов;

6) допускает уменьшение величины собственных средств (капитала) по итогам отчетного месяца до уровня ниже размера уставного капитала, определенного учредительными документами кредитной организации, зарегистрированными в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России. В случае возникновения указанного основания в течение первых двух лет со дня выдачи лицензии на осуществление банковских операций к кредитной организации не применяются меры по предупреждению банкротства.

Статья 126. Последствия открытия конкурсного производства

1. С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства:

срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим;

прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также процентов, предусмотренных настоящей статьей;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)

сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющим коммерческую тайну;

совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника или влекущих за собой передачу его имущества третьим лицам в пользование, допускается исключительно в порядке, установленном настоящей главой;

прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур, применяемых в деле о банкротстве, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)

все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, и требований о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства;

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 296-ФЗ, от 29.06.2015 N 186-ФЗ)

исполнительные документы, исполнение по которым прекратилось в соответствии с настоящим Федеральным законом, подлежат передаче судебными приставами — исполнителями конкурсному управляющему в порядке, установленном федеральным законом;

снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника. Основанием для снятия ареста на имущество должника является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается;

исполнение обязательств должника, в том числе по исполнению судебных актов, актов иных органов, должностных лиц, вынесенных в соответствии с гражданским законодательством, уголовным законодательством Российской Федерации, процессуальным законодательством и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, осуществляется конкурсным управляющим в порядке и в случаях, которые установлены настоящей главой.

(в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 144-ФЗ)

2. С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника — унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника).

Это интересно:  Статья 14.37 КоАП РФ. Нарушения требований к установке и (или) эксплуатации рекламной конструкции

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)

Руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.

В случае уклонения от указанной обязанности руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.1. На сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа в размере, установленном в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона, начисляются проценты в порядке и в размере, которые предусмотрены настоящей статьей.

Проценты на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа, выраженную в валюте Российской Федерации, начисляются в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату открытия конкурсного производства.

Соглашением между конкурсным управляющим и конкурсным кредитором может быть предусмотрен меньший размер подлежащих уплате процентов или более короткий срок начисления процентов по сравнению с предусмотренными настоящей статьей размером или сроком.

Подлежащие начислению и уплате в соответствии с настоящей статьей проценты начисляются на сумму требований кредиторов каждой очереди с даты открытия конкурсного производства до даты погашения указанных требований должником.

Начисленные в соответствии с настоящей статьей проценты не учитываются при определении количества голосов, принадлежащих конкурсному кредитору, уполномоченному органу на собраниях кредиторов.

Уплата начисленных в соответствии с настоящей статьей процентов осуществляется одновременно с погашением требований кредиторов по денежным обязательствам и требований к должнику об уплате обязательных платежей в порядке очередности, установленной статьей 134 настоящего Федерального закона.

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 296-ФЗ)

3. Представители собственника имущества должника — унитарного предприятия, а также учредителей (участников) должника в ходе конкурсного производства обладают правами лиц, участвующих в деле о банкротстве.

4. В случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 72 настоящего Федерального закона, в ходе конкурсного производства решения, отнесенные к компетенции собрания кредиторов и комитета кредиторов, могут приниматься арбитражным судом.

(п. 4 введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 186-ФЗ)

Статья 189.6 закона о банкротстве

Статья 17. Комитет кредиторов.

1. Комитет кредиторов представляет законные интересы конкурсных кредиторов, уполномоченных органов и осуществляет контроль за действиями арбитражного управляющего, а также реализует иные предоставленные собранием кредиторов полномочия в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

2. В случае, если количество конкурсных кредиторов, уполномоченных органов составляет менее пятидесяти, собрание кредиторов может не принимать решение об образовании комитета кредиторов.

3. Комитет кредиторов для осуществления возложенных на него функций вправе:

требовать от арбитражного управляющего или руководителя должника предоставить информацию о финансовом состоянии должника и ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве;

обжаловать в арбитражный суд действия арбитражного управляющего;

принимать решения о созыве собрания кредиторов;

принимать решения об обращении к собранию кредиторов с рекомендацией об отстранении арбитражного управляющего от исполнения его обязанностей;

принимать другие решения, а также совершать иные действия в случае предоставления собранием кредиторов таких полномочий в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

4. Количественный состав комитета кредиторов определяется собранием кредиторов, но не может быть менее чем три человека и более чем одиннадцать человек.

5. При решении вопросов на заседании комитета кредиторов каждый член комитета кредиторов обладает одним голосом.

Передача права голоса членом комитета кредиторов иному лицу не допускается.

6. Решения комитета кредиторов принимаются большинством голосов от общего количества членов комитета кредиторов.

7. Комитет кредиторов для реализации своих полномочий вправе избрать своего представителя. Такое решение оформляется протоколом заседания комитета кредиторов.

8. Регламент работы комитета кредиторов определяется комитетом кредиторов.

1. Комитет кредиторов является специальным органом кредиторов, создаваемым с целью представления интересов конкурсных кредиторов, а также осуществления оперативного контроля за действиями арбитражного управляющего.

Комитет, как следует из п. 1 комментируемой статьи, представляет интересы конкурсных кредиторов и уполномоченных органов. Представительство в гражданско-правовом смысле при этом не возникает (комитет – не субъект гражданского права; кроме того, полномочия ему предоставляет не каждый кредитор в отдельности, а собрание, которое тоже не субъект гражданского права). Рассматриваемые отношения могут быть названы конкурсным представительством[58].

2. Комитет кредиторов избирается на первом собрании кредиторов (п. 1 ст. 73 Закона о банкротстве) в целях обеспечения их интересов при проведении процедур банкротства должника. Комитет кредиторов функционирует на любой из стадий конкурсного процесса – наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства. Переход к следующей стадии не является основанием переизбрания комитета кредиторов, но в соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 18 Закона полномочия комитета кредиторов могут быть прекращены досрочно по решению собрания кредиторов.

Вместе с тем комментируемая статья содержит положение, согласно которому собрание кредиторов в том случае, если количество конкурсных кредиторов, уполномоченных органов составляет менее пятидесяти, имеет право не принимать решение об образовании комитета кредиторов. Соответственно при превышении установленного количества конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр на дату проведения собрания, решение данного вопроса является обязательным.

Решение о создании комитета кредиторов является исключительным полномочием собрания кредиторов (п. 2 ст. 12 Закона) и принимается большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, требования которых включены в реестр требований кредиторов (п. 2 ст. 15 Закона).

3. Комитет кредиторов обладает достаточно широкими полномочиями в целях осуществления оперативного контроля за деятельностью арбитражного управляющего:

требовать от арбитражного управляющего или руководителя должника предоставления информации о финансовом состоянии должника и ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве;

требовать от административного управляющего предоставления информации о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;

требовать от внешнего управляющего предоставления информации о реализации мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления;

требовать от конкурсного управляющего предоставления отчета об использовании денежных средств должника;

обжаловать в арбитражный суд действия арбитражного управляющего;

принимать решения о созыве собрания кредиторов. Данное правомочие установлено ч. 3 п. 1 ст. 14 Закона. Кроме того, в случае если арбитражный управляющий в соответствии с требованием комитета не проводит собрание, то в силу п. 5 ст. 12 Закона организовывать и проводить это собрание будет сам комитет;

принимать решения об обращении к собранию кредиторов с рекомендацией об отстранении арбитражного управляющего от исполнения его обязанностей. При этом решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего является исключительным полномочием собрания кредиторов, принимаемых большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, требования которых включены в реестр требований кредиторов (п. 2 ст. 12, п. 2 ст. 15 Закона);

ходатайствовать перед арбитражным судом об отстранении конкурсного управляющего в случае ненадлежащего исполнения им своих обязанностей;

утверждать или отказывать в утверждении крупных сделок должника и сделок должника, в совершении которых имеется заинтересованность;

согласовывать сделки должника, в совершении которых у него имеется заинтересованность или которые связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату, предшествующую дате заключения сделки; которые влекут получение или выдачу займов, выдачу поручительств или гарантий, уступку прав требований, перевод долга, отчуждение или приобретение акций, долей хозяйственных товариществ и обществ, учреждение доверительного управления (п. 2 ст. 82, п. 1 ст. 101 Закона);

согласовывать принятие должником решений о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) (п. 3 ст. 82 Закона);

обжаловать в арбитражный суд действия внешнего и конкурсного управляющих в случаях, предусмотренных комментируемым Законом;

утверждать или отказывать в утверждении сделок должника, влекущих новые денежные обязательства, в случаях, когда размер денежных обязательств должника, возникших после введения внешнего управления, превышает 20% суммы требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов (п. 3 ст. 82, п. 1 ст. 104 Закона);

принимать решения, влекущие увеличение расходов должника на потребление, в том числе на оплату труда работников должника (ст. 105 Закона);

утверждать порядок, сроки и условия продажи имущества должника (п. 7 ст. 110 Закона);

устанавливать начальную цену продажи предприятия, выставляемого на торги (п. 6 ст. 110 Закона);

привлекать в качестве организатора торгов специализированную организацию с оплатой ее услуг за счет имущества должника (п. 8 ст. 110 Закона);

принимать другие решения, а также совершать иные действия в случае предоставления собранием кредиторов таких полномочий в порядке, установленном иными положениями комментируемого Закона.

3. В целях обеспечения деятельности комитета кредиторов в соответствии с п. 4 – 8 комментируемой статьи закрепляются организационные основы его деятельности.

Это интересно:  Статья 6.28 КоАП РФ. Нарушение установленных правил в сфере обращения медицинских изделий

Прежде всего устанавливается, что количественный состав определяется собранием кредиторов и должен составлять не менее трех и не более 11 человек. При этом комитет кредиторов избирается собранием кредиторов из числа физических лиц по предложению конкурсных кредиторов и уполномоченных органов на период проведения наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства (п. 1 ст. 18 Закона). Кворум для проведения заседания комитета кредиторов – присутствие не менее половины от общего числа членов комитета кредиторов. При решении вопросов на заседании комитета кредиторов каждый член комитета кредиторов обладает одним голосом. Передача права голоса членом комитета кредиторов иному лицу не допускается. Следовательно, кредитор, чей представитель был избран в комитет кредиторов, не имеет права отозвать доверенность данного представителя и отправить на заседание комитета другого субъекта. Решения комитета кредиторов принимаются большинством голосов от общего числа членов комитета кредиторов.

Комитет кредиторов для реализации своих полномочий имеет право избрать своего представителя, соответствующее решение должно быть оформлено протоколом заседания комитета. При этом в соответствии с п. 1 ст. 35 Закона представитель комитета кредиторов признается лицом, участвующим в арбитражном процессе по делу о банкротстве, и наделяется соответствующими процессуальными правами.

4. В соответствии с п. 8 устанавливается, что комитет кредиторов собирается и функционирует на основании регламента, который сам принимает и в котором определяются внутренние вопросы деятельности. В частности, регламент может устанавливать количественный состав комитета кредиторов, порядок проведения заседаний (кем проводится – одним из его членов, председателем, представителем, арбитражным управляющим), порядок созыва заседаний комитета, уведомлений членов комитате кредиторов и иные организационные вопросы. При этом комитет кредиторов имеет право избрать из своего состава председателя комитета кредиторов, но при этом данное право может быть и не реализовано (п. 3 ст. 18 Закона).

Статья 18 Избрание комитета кредиторов.

1. Комитет кредиторов избирается собранием кредиторов из числа физических лиц по предложению конкурсных кредиторов и уполномоченных органов на период проведения наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства.

Государственные и муниципальные служащие могут избираться членами комитета кредиторов по предложению уполномоченных органов.

По решению собрания кредиторов полномочия комитета кредиторов могут быть прекращены досрочно.

2. Выборы комитета кредиторов осуществляются кумулятивным голосованием.

При избрании комитета кредиторов каждый конкурсный кредитор и каждый уполномоченный орган обладают числом голосов, равным размеру его требования в рублях, умноженному на число членов комитета кредиторов. Конкурсный кредитор и уполномоченный орган вправе отдать принадлежащие каждому из них голоса за одного кандидата или распределить их между несколькими кандидатами в члены комитета кредиторов.

Избранными в состав комитета кредиторов считаются кандидаты, набравшие наибольшее число голосов.

3. Члены комитета кредиторов избирают из своего состава председателя комитета кредиторов.

4. Протокол заседания комитета кредиторов подписывается председателем комитета кредиторов, если иное не установлено регламентом работы комитета кредиторов.

1. В соответствии с комментируемой статьей определяется порядок избрания комитета кредиторов. Избрание комитета кредиторов является исключительным полномочием собрания кредиторов, реализуемое большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, требования которых включены в реестр требований кредиторов, на дату проведения собрания (п. 2 ст. 12 и п. 2 ст. 15 Закона). Комитет кредиторов избирается из числа физических лиц по предложению конкурсных кредиторов и уполномоченных органов. Государственные и муниципальные служащие могут избираться членами комитета кредиторов по предложению уполномоченных органов.

Закон не отвечает на вопрос о возможности избрания в комитет субъектов, не являющихся кредиторами либо их представителями, например профессионального управленца либо адвоката, одного из учредителей должника, представителя работников. Закон не обязывает потенциального участника комитета присутствовать на заседании собрания и не устанавливает каких-либо ограничений по высказыванию соответствующих предложений кредиторами и уполномоченными органами. При отсутствии специальной регламентации (и названных ограничений) следует положительный ответ на рассматриваемый вопрос, что, пожалуй, соответствует сути отношений – кредиторы вольны избирать в комитет того, кого считают нужным и наиболее целесообразным для представления своих интересов.

При этом лицо, избранное в качестве члена комитета кредиторов, не имеет право передавать право голоса иному лицу (абз. 2 п. 5 ст. 17 Закона). Таким образом, участниками комитета являются не конкурсные кредиторы – юридические лица, а их представители. Иными словами, участие в комитете разрывает юридические связи между физическим лицом – представителем и юридическим лицом – представляемым. Представитель кредитора в комитете действует самостоятельно, от собственного имени. Следовательно, состав комитета будет являться достаточно стабильным (таким образом исключаются ситуации, когда на одно заседание комитета придет один представитель кредитора, а на другое – другой с доверенностью от кредитора)[59].

Комитет кредиторов избирается на период проведения наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства. Вместе с тем по решению собрания кредиторов полномочия комитета кредиторов могут быть прекращены досрочно. Не предусматривается прекращение полномочий одного из членов комитета кредиторов, в случае возникновения необходимости прекращаются полномочия комитета кредиторов в целом.

2. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи устанавливается порядок голосования собрания кредиторов по вопросу об определении количественного состава комитета кредиторов. Данный порядок предусматривает проведение кумулятивного голосования, по правилам которого каждый из конкурсных кредиторов и уполномоченных органов голосует по списку всех кандидатур, предложенных в комитет кредиторов. Количество голосов, принадлежащих каждому конкурсному кредитору и каждому уполномоченному органу, равно размеру его требования в рублях, умноженному на число членов комитета кредиторов. При этом он может отдать все свои голоса за одну или за несколько кандидатур или распределить их по всем кандидатурам. Исходя из утвержденного собранием кредиторов количества членов комитета кредиторов в его состав включаются те из кандидатур, которые наберут наибольшее количество голосов всех конкурсных кредиторов. При этом важно отметить, что общее количество голосов, распределенных в соответствии с проведенным кумулятивным голосованием, должно составлять большинство голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, требования которых включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов, умноженному на число членов комитета кредиторов.

Решение вопроса о количестве членов комитета кредиторов и его полномочиях решается простым голосованием большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, требования которых включены в реестр требований кредиторов.

3. Согласно п. 3 комментируемой статьи устанавливается право комитета кредиторов избрать из своего состава председателя комитета кредиторов. Вместе с тем данное положение не исключает возможности организации деятельности комитета кредиторов без избрания его председателя. Председатель комитета кредиторов избирается членами комитета кредиторов из их числа большинством голосов от общего числа членов комитета кредиторов. Комитет кредиторов вправе в любое время переизбрать своего председателя большинством голосов от общего числа членов комитета кредиторов.

Председатель комитета кредиторов может выполнять функции представителя комитета кредиторов для участия в процессе по делу о банкротстве, вместе с тем в качестве последнего может быть избрано другое лицо (п. 7 ст. 17 Закона). Председатель комитета кредиторов организует его работу, созывает заседания комитета кредиторов и председательствует на них, организует на заседаниях ведение протокола. В случае отсутствия председателя комитета кредиторов его функции осуществляет арбитражный управляющий, который в случае возложения на него проведения заседания комитета кредиторов в соответствии с регламентом комитета кредиторов:

а) уведомляет членов комитета кредиторов о проведении заседания;

б) ведет протокол заседания комитета кредиторов;

в) представляет по решению комитета кредиторов информацию о финансовом состоянии и ходе процедуры банкротства должника[60].

Заседание комитета кредиторов проводится арбитражным управляющим по месту нахождения должника или его органов управления либо в ином месте, определенном арбитражным управляющим по согласованию с комитетом кредиторов.

4. Заседание комитета кредиторов созывается председателем комитета кредиторов по его собственной инициативе, по требованию собрания кредиторов и арбитражного управляющего.

На заседании комитета кредиторов ведется протокол. Протокол заседания комитета кредиторов составляется не позднее трех дней после его проведения. В протоколе заседания указываются:

место и время его проведения;

лица, присутствующие на заседании;

повестка дня заседания;

вопросы, поставленные на голосование, и итоги голосования по ним;

Протокол заседания комитета кредиторов подписывается председателем комитета кредиторов, а в случае его отсутствия – арбитражным управляющим.

Статья написана по материалам сайтов: arbir.ru, zakon.ru, www.interlaw.ru, ipipip.ru, masterbankvklad.ucoz.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector