+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Статья 1517 ГК РФ. Действие исключительного права использования наименования места происхождения товара на территории Российской Федерации

1. На территории Российской Федерации действует исключительное право использования наименования места происхождения товара, зарегистрированное федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также в других случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

2. Государственная регистрация в качестве наименования места происхождения товара наименования географического объекта, который находится в иностранном государстве, допускается, если наименование этого объекта охраняется в качестве такого наименования в стране происхождения товара. Обладателем исключительного права использования наименования указанного места происхождения товара может быть только лицо, право которого на использование такого наименования охраняется в стране происхождения товара.

Комментарий к Ст. 1517 ГК РФ

1. К международным договорам, регулирующим отношения по поводу наименований мест происхождения товаров, относятся Парижская конвенция об охране промышленной собственности 1883 г., Лиссабонское соглашение об охране наименований мест происхождения товаров и их международной регистрации 1958 г., Соглашение ТРИПС 1994 г. Государства СНГ заключили 4 июня 1999 г. Соглашение о мерах по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний (вступило в силу для Российской Федерации 5 ноября 2001 г.), которое имеет целью сотрудничество в вопросах выявления и пресечения фактов использования географических указаний и предупреждения проникновения через свои таможенные границы на территории других договаривающихся сторон товаров с ложными географическими указаниями. Под географическим указанием понимаются обозначения, которые идентифицируют происхождение товара на территории сторон или их регионов, или в местности, где качество, репутация либо другие характеристики товара в значительной степени соотносятся с его географическим происхождением.

Россия участвует в Парижской конвенции об охране промышленной собственности, в ст. 1 которой упоминаются в числе объектов охраны промышленной собственности указания происхождения или наименования места происхождения товара.

2. В п. 1 комментируемой статьи указаны случаи действия исключительного права на наименования мест происхождения товаров на территории РФ:

— регистрация наименования места происхождения Роспатентом;

— другие случаи, предусмотренные международным договором Российской Федерации.

Это положение соответствует общей норме п. 1 ст. 1231 ГК РФ, согласно которой на территории РФ действуют исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации, установленные международными договорами Российской Федерации и настоящим Кодексом.

В настоящее время, учитывая вышеизложенное, исключительное право на наименование места происхождения товара охраняется на территории страны при условии регистрации наименования Роспатентом.

В том случае, если охрана наименования места происхождения товара возникла за рубежом и Роспатентом такое наименование не зарегистрировано, исключительное право не охраняется на территории Российской Федерации независимо от того, кто выступает правообладателем — российский или иностранный гражданин либо юридическое лицо.

Государственная регистрация Роспатентом в качестве наименования места происхождения товара наименования географического объекта, который находится в иностранном государстве, допускается при наличии условий, предусмотренных в п. 2 комментируемой статьи:

— наименование этого объекта охраняется в качестве такого наименования в стране происхождения товара;

— обладателем исключительного права использования наименования указанного места происхождения товара может быть только лицо, право которого на использование такого наименования охраняется в стране происхождения товара.

При наличии этих условий право на наименование географического объекта, находящегося за пределами Российской Федерации, будет охраняться в Российской Федерации.

Статья 1517 ГК РФ. Действие исключительного права использования наименования места происхождения товара на территории Российской Федерации

Текущая редакция ст. 1517 ГК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. На территории Российской Федерации действует исключительное право использования наименования места происхождения товара, зарегистрированное федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также в других случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

2. Государственная регистрация в качестве наименования места происхождения товара наименования географического объекта, который находится в иностранном государстве, допускается, если наименование этого объекта охраняется в качестве такого наименования в стране происхождения товара. Обладателем исключительного права использования наименования указанного места происхождения товара может быть только лицо, право которого на использование такого наименования охраняется в стране происхождения товара.

Комментарий к статье 1517 ГК РФ

1. Основаниями для возникновения правовой охраны наименования места происхождения товара и исключительного права производителя на его использование в Российской Федерации служат:
государственная регистрация наименования места происхождения товара в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности, осуществляемая в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и подзаконными нормативными правовыми актами;
международные договоры, участницей которых является Российская Федерация.

Отметим, что в настоящее время Российская Федерация не участвует ни в одном международном договоре (соглашении), касающемся правовой охраны наименований мест происхождения товаров. Россия пока присоединилась лишь к Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. (пересмотрена в Брюсселе 14 декабря 1900 г., в Вашингтоне 2 июня 1911 г., в Гааге 6 ноября 1925 г., в Лондоне 2 июня 1934 г., в Лиссабоне 31 октября 1958 г., в Стокгольме 14 июля 1967 г. и изменена 2 октября 1979 г.), в которой среди прочих объектов промышленной собственности упоминаются указания происхождения или наименования места происхождения». Парижская конвенция — одно из самых первых международных соглашений в области интеллектуальной собственности, она представляет собой минимальный набор стандартов по ее охране. В связи с этим данная Конвенция является «рамочным» соглашением. Присоединившись к нему, государство — член Конвенции декларирует предоставление на своей территории правовой охраны объектам интеллектуальной собственности, право на которые возникло на территории других государств. Однако особенности такой охраны определяются национальным законодательством и (или) другими заключенными международными соглашениями.

2. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности может произвести государственную регистрацию в качестве наименования места происхождения товара наименования географического объекта, находящегося за пределами Российской Федерации. Условием для такой регистрации является охраняемость названия данного объекта в качестве наименования места происхождения товара в стране происхождения товара.

Аналогичное предписание дано и в отношении возможности приобретения исключительного права использования наименования указанного места происхождения товара — в качестве правообладателя может выступать только то лицо, чье право на использование данного наименования охраняется в стране происхождения товара.

Консультации и комментарии юристов по ст 1517 ГК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 1517 ГК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 1517 ГК РФ. Действие исключительного права использования наименования места происхождения товара на территории Российской Федерации

1. На территории Российской Федерации действует исключительное право использования наименования места происхождения товара, зарегистрированное федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также в других случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

Это интересно:  Статья 56 закона об образовании

2. Государственная регистрация в качестве наименования места происхождения товара наименования географического объекта, который находится в иностранном государстве, допускается, если наименование этого объекта охраняется в качестве такого наименования в стране происхождения товара. Обладателем исключительного права использования наименования указанного места происхождения товара может быть только лицо, право которого на использование такого наименования охраняется в стране происхождения товара.

Комментарии к ст. 1517 ГК РФ

1. Нормы ст. 1517 являются специальными по отношению к общим нормам о действии исключительного права на территории Российской Федерации, содержащимся в ст. 1231 ГК. Устанавливая условия, при которых на территории Российской Федерации «действует», т.е. признается и защищается, исключительное право на наименование места происхождения товара, эти нормы тем самым определяют условия предоставления правовой охраны таким наименованиям по российскому законодательству.

2. В основу правил ст. 1517 положены нормы, содержавшиеся в п. 1 ст. 31 и п. 2 ст. 39 Закона о товарных знаках.

3. В статье 1517 выражен применительно к праву на наименование места происхождения товара принцип территориального действия норм об исключительных правах.

В Кодексе решается вопрос о предоставлении правовой охраны таким наименованиям только на территории Российской Федерации. Условием ее предоставления является государственная регистрация соответствующего наименования в российском федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности по основаниям и в порядке, предусмотренным российским правом — нормами ГК и изданных в его развитие подзаконных нормативных актов. При соблюдении этого условия в принципе не имеет значения, испрашивает правовую охрану наименования места происхождения товара субъект российского или иностранного права. Имевшихся в прежнем Законе правил о предоставлении такой правовой охраны субъектам иностранного права лишь на основе взаимности (ст. 47) в ГК нет. Равным образом, не имеет значения и то, где находится географический объект с соответствующим наименованием — в России или за рубежом. В последнем случае предоставление правовой охраны этому наименованию лишь имеет некоторые особенности (см. ниже, п. 5).

Но точно так же ГК в принципе не допускает действия на территории России такого исключительного права на наименование места происхождения товара, которое возникло вне российской юрисдикции, при отсутствии его государственной регистрации в Российской Федерации. Не допускает Кодекс этого даже в случае, когда такое исключительное право принадлежит российскому гражданину или российскому юридическому лицу. Исключение возможно лишь в «случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации» (см. ниже, п. 5).

4. В отличие от других норм § 3 гл. 76 в п. 1 ст. 1517 говорится не о регистрации наименования места происхождения товара, а о зарегистрированном исключительном праве использования такого наименования, т.е. об исключительном праве конкретного правообладателя, сведения о котором внесены в Государственный реестр наименований мест происхождения товаров (см. подробнее комментарий к ст. ст. 1526 и 1529).

5. Международными договорами Российской Федерации, которыми, как сказано в п. 1 ст. 1517, предусмотрены «другие случаи» действия на территории России исключительных прав на наименование места происхождения товара, являются Парижская конвенция и Минское соглашение . Ни Мадридское, ни Лиссабонское соглашения к числу «международных договоров Российской Федерации» не относятся, поскольку Россия в них не участвует .

Утверждение (В.В. Погуляев) о том, что «в настоящее время Российская Федерация не участвует ни в одном международном договоре (соглашении), касающемся правовой охраны наименований мест происхождения товаров» (Корчагина Н.П., Моргунова Е.А., Погуляев В.В. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации / Под ред. В.В. Погуляева. М.: Юстицинформ, 2008. С. 563), не соответствует действительности.

Мнение (С.П. Гришаев) о том, что «среди упомянутых» в п. 1 ст. 1517 ГК «международных договоров следует учитывать положения Лиссабонской конвенции. » (Гаврилов Э.П., Городов О.А. и др. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть четвертая. М.: Проспект, 2007. С. 717), ошибочно.

Парижская конвенция, как уже сказано выше, относит наименования мест происхождения товаров к объектам промышленной собственности, которым во всех государствах — участниках Конвенции должна предоставляться правовая охрана (п. 2 ст. 1). Обеспечивается такая охрана тем, что по Парижской конвенции субъекты права участвующего в ней государства пользуются во всех других государствах — участниках Конвенции «теми же преимуществами, которые предоставляются в настоящее время или будут предоставлены впоследствии соответствующими законами собственным гражданам, не ущемляя при этом прав, специально предусмотренных настоящей Конвенцией. Исходя из этого, их права будут охраняться так же, как и права граждан данной страны, и они будут пользоваться теми же законными средствами защиты от всякого посягательства на их права, если при этом соблюдены условия и формальности, предписываемые собственным гражданам» (п. 1 ст. 2).

Из этого основного международно-правового обязательства, налагаемого Парижской конвенцией на участвующие в ней государства, следуют важные практические выводы для гражданско-правового регулирования в России отношений по поводу прав на наименования мест происхождения товаров.

Во-первых, в России гражданам и юридическим лицам других государств — участников Парижской конвенции должен предоставляться национальный режим в отношении признания и защиты их прав на наименования мест происхождения товаров. Причем это относится к правам на наименования географических объектов, как находящихся в России, так и расположенных за границей.

Во-вторых, субъекты права других участвующих в Парижской конвенции государств пользуются в России не только национальным режимом, но и «правами, специально предусмотренными Конвенцией». В отличие от прав на иные объекты промышленной собственности, права на наименования мест происхождения товаров регламентированы в Парижской конвенции весьма лапидарно. В основном это регулирование касается ареста товаров в случаях «прямого или косвенного использования ложных указаний о происхождении продуктов» (ст. ст. 9 и 10) и запрета действий, представляющих собой недобросовестную конкуренцию (ст. 10 bis). Тем не менее нет оснований рассматривать Парижскую конвенцию только как «рамочное» соглашение в области интеллектуальной собственности .

См. Корчагина Н.П., Моргунова Е.А., Погуляев В.В. Указ. соч. С. 564 (автор — В.В. Погуляев).

В-третьих, весьма важно, что для того, чтобы граждане и юридические лица других государств могли воспользоваться в России правом на предоставление им национального режима и правами, специально предусмотренными Парижской конвенцией, ими должны быть «соблюдены условия и формальности, предписываемые» российским законодательством собственным гражданам и юридическим лицам, т.е. все правила о государственной регистрации наименования места происхождения товара.

Последнее положение отнесено ст. 1517 ко всем субъектам права независимо от их государственной принадлежности, а не только к гражданам и юридическим лицам участвующих в Парижской конвенции государств, поскольку в силу п. 1 ст. 2 ГК «правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом». При этом для регистрации в России наименований географических объектов, находящихся в иностранных государствах, установлено дополнительное требование: обладателем исключительного права использовать такое наименование может стать только лицо, чье право на его использование уже охраняется в стране происхождения товара (п. 2 ст. 1517), т.е. в государстве, в котором находится соответствующий географический объект. Это объясняется тем, что право на наименование такого объекта не может быть создано только в силу российского законодательства: государственная регистрация в России наименования географического объекта, находящегося в иностранном государстве, имеет вторичный характер и по существу означает признание права на это наименование, возникшего в стране происхождения товара.

Иначе обстоит дело с «действием», т.е. с признанием и защитой в России прав на географические указания на основании Минского соглашения (см. п. 10 комментария к ст. 1516). В тех случаях, в каких такие географические указания не могут рассматриваться как наименования места происхождения товара в смысле ст. 1516 ГК, права на них оказываются вообще не урегулированными российским законодательством и, следовательно, не подпадают ни под общее правило ГК о национальном режиме (п. 1 ст. 2), ни под действие норм ГК о государственной регистрации наименований мест происхождения товаров. Не требует регистрации таких географических указаний и само Минское соглашение, которое лишь обязывает государства — участников Соглашения защищать права на эти указания «в соответствии с национальным законодательством Сторон» (ст. 13). Очевидно, для России в этом случае речь идет о применении по аналогии своих законодательных норм о защите прав на наименования мест происхождения товаров.

Это интересно:  Статья 270 ГПК РФ. Содержание заявления об усыновлении

Энциклопедия судебной практики. Действие исключительного права использования наименования места происхождения товара на территории Российской Федерации (Ст. 1517 ГК)

Энциклопедия судебной практики
Действие исключительного права использования наименования места происхождения товара на территории Российской Федерации
(Ст. 1517 ГК)

1. Нормы об обязательности регистрации «места происхождения товаров» в качестве объекта исключительных прав не применяются к сфере правового регулирования Закона о контрактной системе

Апелляционный суд обсудил и отклонил доводы учреждения о том, что указанное место происхождения товара отсутствует в реестре зарегистрированных наименований мест происхождения товара Федеральной службы по интеллектуальной собственностью, а также ссылки на статьи 1516, 1517, 1518 Гражданского кодекса Российской федерации (далее — ГК РФ). При этом суд обоснованно исходил из того, что нормы об обязательности регистрации «места происхождения товаров» в качестве объекта исключительных прав в порядке, установленном гражданским законодательством, не применяются к сфере правового регулирования Закона о контрактной системе.

2. Установление в документации об аукционе требования об указании в заявке на участие наименования места происхождения товара необходимо лишь для определения национального режима происхождения товара

Как правильно указал суд апелляционной инстанции, из норм Закона о контрактной системе следует, что установление в документации об аукционе требования об указании в заявке на участие наименования места происхождения товара необходимо лишь для определения национального режима происхождения товара.

3. Отсутствие государственной регистрации наименования места происхождения товара не следует расценивать в качестве законного основания для отказа в допуске к участию в аукционе

Правовое регулирование понятия «наименование места происхождения товара» в соответствии с положениями части 4 ГК РФ не относится к сфере применения Закона о контрактной системе, в связи с чем отсутствие государственной регистрации наименования места происхождения товара не следует расценивать в качестве законного основания для отказа в допуске к участию в аукционе.

4. Словосочетания из наименования товара и страны происхождения не являются объектом правовой охраны, и сами по себе не могут выступать в качестве объекта рекламирования, поскольку не позволяют индивидуализировать однородный товар и сформировать к нему интерес у потребителя

Доводам заявителя относительно возможности индивидуализировать товар через наименование страны его происхождения апелляционным судом дана надлежащая правовая оценка. С учетом положений части 1 статьи 1225, части 1 статьи 1516, части 1 статьи 1517 Гражданского кодекса Российской Федерации суд сделал обоснованный вывод о том, что средством индивидуализации товара наименование места его происхождения будет являться лишь после получения правовой охраны в установленном законом порядке.

Словосочетания «итальянский кофе» и «французский кофе» не являются объектом правовой охраны, и сами по себе указанные словосочетания не могут выступать в качестве объекта рекламирования, поскольку не позволяют сузить круг однородных товаров настолько, чтобы это позволило выделить конкретный товар среди однородных и сформировать к нему интерес у потребителя.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В «Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Гражданского кодекса Российской Федерации.

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Материал приводится по состоянию на 1 июля 2018 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

При подготовке «Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ» использованы авторские материалы, предоставленные творческим коллективом под руководством доктора юридических наук, профессора Ю. В. Романца, а также М. Крымкиной, О. Являнской (Части первая и вторая ГК РФ), Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, А. Грешновым, Р. Давлетовым, Е. Ефимовой, М. Зацепиной, Н. Иночкиной, А. Исаковой, Н. Королевой, Е. Костиковой, Ю. Красновой, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, А. Кустовой, О. Лаушкиной, И. Лопуховой, А. Мигелем, А. Назаровой, Т. Самсоновой, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Псаревой, Е. Филипповой, Т. Эльгиной (Часть первая ГК РФ), Н. Даниловой, О. Коротиной, В. Куличенко, Е. Хохловой, А.Чернышевой (Часть вторая ГК РФ), Ю. Раченковой (Часть третья ГК РФ), Д. Доротенко (Часть четвертая ГК РФ), а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, А. Ефременковым, С. Кошелевым, М. Михайлевской.

Статья 1517. Гражданского Кодекса РФ. Действие исключительного права использования наименования места происхождения товара на территории Российской Федерации

1. На территории Российской Федерации действует исключительное право использования наименования места происхождения товара, зарегистрированное федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также в других случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

2. Государственная регистрация в качестве наименования места происхождения товара наименования географического объекта, который находится в иностранном государстве, допускается, если наименование этого объекта охраняется в качестве такого наименования в стране происхождения товара. Обладателем исключительного права использования наименования указанного места происхождения товара может быть только лицо, право которого на использование такого наименования охраняется в стране происхождения товара.

Комментарии к ст. 1517 ГК РФ

1. Нормы ст. 1517 являются специальными по отношению к общим нормам о действии исключительного права на территории Российской Федерации, содержащимся в ст. 1231 ГК. Устанавливая условия, при которых на территории Российской Федерации «действует», т.е. признается и защищается, исключительное право на наименование места происхождения товара, эти нормы тем самым определяют условия предоставления правовой охраны таким наименованиям по российскому законодательству.

2. В основу правил ст. 1517 положены нормы, содержавшиеся в п. 1 ст. 31 и п. 2 ст. 39 Закона о товарных знаках.

3. В статье 1517 выражен применительно к праву на наименование места происхождения товара принцип территориального действия норм об исключительных правах.

В Кодексе решается вопрос о предоставлении правовой охраны таким наименованиям только на территории Российской Федерации. Условием ее предоставления является государственная регистрация соответствующего наименования в российском федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности по основаниям и в порядке, предусмотренным российским правом — нормами ГК и изданных в его развитие подзаконных нормативных актов. При соблюдении этого условия в принципе не имеет значения, испрашивает правовую охрану наименования места происхождения товара субъект российского или иностранного права. Имевшихся в прежнем Законе правил о предоставлении такой правовой охраны субъектам иностранного права лишь на основе взаимности (ст. 47) в ГК нет. Равным образом, не имеет значения и то, где находится географический объект с соответствующим наименованием — в России или за рубежом. В последнем случае предоставление правовой охраны этому наименованию лишь имеет некоторые особенности (см. ниже, п. 5).

Это интересно:  Уголовный процесс. К вопросу о правовой природе досудебного соглашения о сотрудничестве — Статьи и очерки по уголовному праву

Но точно так же ГК в принципе не допускает действия на территории России такого исключительного права на наименование места происхождения товара, которое возникло вне российской юрисдикции, при отсутствии его государственной регистрации в Российской Федерации. Не допускает Кодекс этого даже в случае, когда такое исключительное право принадлежит российскому гражданину или российскому юридическому лицу. Исключение возможно лишь в «случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации» (см. ниже, п. 5).

4. В отличие от других норм § 3 гл. 76 в п. 1 ст. 1517 говорится не о регистрации наименования места происхождения товара, а о зарегистрированном исключительном праве использования такого наименования, т.е. об исключительном праве конкретного правообладателя, сведения о котором внесены в Государственный реестр наименований мест происхождения товаров (см. подробнее комментарий к ст. ст. 1526 и 1529).

5. Международными договорами Российской Федерации, которыми, как сказано в п. 1 ст. 1517, предусмотрены «другие случаи» действия на территории России исключительных прав на наименование места происхождения товара, являются Парижская конвенция и Минское соглашение. Ни Мадридское, ни Лиссабонское соглашения к числу «международных договоров Российской Федерации» не относятся, поскольку Россия в них не участвует.

Утверждение (В.В. Погуляев) о том, что «в настоящее время Российская Федерация не участвует ни в одном международном договоре (соглашении), касающемся правовой охраны наименований мест происхождения товаров» (Корчагина Н.П., Моргунова Е.А., Погуляев В.В. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации / Под ред. В.В. Погуляева. М.: Юстицинформ, 2008. С. 563), не соответствует действительности.

Мнение (С.П. Гришаев) о том, что «среди упомянутых» в п. 1 ст. 1517 ГК «международных договоров следует учитывать положения Лиссабонской конвенции. » (Гаврилов Э.П., Городов О.А. и др. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть четвертая. М.: Проспект, 2007. С. 717), ошибочно.

Парижская конвенция, как уже сказано выше, относит наименования мест происхождения товаров к объектам промышленной собственности, которым во всех государствах — участниках Конвенции должна предоставляться правовая охрана (п. 2 ст. 1). Обеспечивается такая охрана тем, что по Парижской конвенции субъекты права участвующего в ней государства пользуются во всех других государствах — участниках Конвенции «теми же преимуществами, которые предоставляются в настоящее время или будут предоставлены впоследствии соответствующими законами собственным гражданам, не ущемляя при этом прав, специально предусмотренных настоящей Конвенцией. Исходя из этого, их права будут охраняться так же, как и права граждан данной страны, и они будут пользоваться теми же законными средствами защиты от всякого посягательства на их права, если при этом соблюдены условия и формальности, предписываемые собственным гражданам» (п. 1 ст. 2).

Из этого основного международно-правового обязательства, налагаемого Парижской конвенцией на участвующие в ней государства, следуют важные практические выводы для гражданско-правового регулирования в России отношений по поводу прав на наименования мест происхождения товаров.

Во-первых, в России гражданам и юридическим лицам других государств — участников Парижской конвенции должен предоставляться национальный режим в отношении признания и защиты их прав на наименования мест происхождения товаров. Причем это относится к правам на наименования географических объектов, как находящихся в России, так и расположенных за границей.

Во-вторых, субъекты права других участвующих в Парижской конвенции государств пользуются в России не только национальным режимом, но и «правами, специально предусмотренными Конвенцией». В отличие от прав на иные объекты промышленной собственности, права на наименования мест происхождения товаров регламентированы в Парижской конвенции весьма лапидарно. В основном это регулирование касается ареста товаров в случаях «прямого или косвенного использования ложных указаний о происхождении продуктов» (ст. ст. 9 и 10) и запрета действий, представляющих собой недобросовестную конкуренцию (ст. 10 bis). Тем не менее нет оснований рассматривать Парижскую конвенцию только как «рамочное» соглашение в области интеллектуальной собственности.

См. Корчагина Н.П., Моргунова Е.А., Погуляев В.В. Указ. соч. С. 564 (автор — В.В. Погуляев).

В-третьих, весьма важно, что для того, чтобы граждане и юридические лица других государств могли воспользоваться в России правом на предоставление им национального режима и правами, специально предусмотренными Парижской конвенцией, ими должны быть «соблюдены условия и формальности, предписываемые» российским законодательством собственным гражданам и юридическим лицам, т.е. все правила о государственной регистрации наименования места происхождения товара.

Последнее положение отнесено ст. 1517 ко всем субъектам права независимо от их государственной принадлежности, а не только к гражданам и юридическим лицам участвующих в Парижской конвенции государств, поскольку в силу п. 1 ст. 2 ГК «правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом». При этом для регистрации в России наименований географических объектов, находящихся в иностранных государствах, установлено дополнительное требование: обладателем исключительного права использовать такое наименование может стать только лицо, чье право на его использование уже охраняется в стране происхождения товара (п. 2 ст. 1517), т.е. в государстве, в котором находится соответствующий географический объект. Это объясняется тем, что право на наименование такого объекта не может быть создано только в силу российского законодательства: государственная регистрация в России наименования географического объекта, находящегося в иностранном государстве, имеет вторичный характер и по существу означает признание права на это наименование, возникшего в стране происхождения товара.

Иначе обстоит дело с «действием», т.е. с признанием и защитой в России прав на географические указания на основании Минского соглашения (см. п. 10 комментария к ст. 1516). В тех случаях, в каких такие географические указания не могут рассматриваться как наименования места происхождения товара в смысле ст. 1516 ГК, права на них оказываются вообще не урегулированными российским законодательством и, следовательно, не подпадают ни под общее правило ГК о национальном режиме (п. 1 ст. 2), ни под действие норм ГК о государственной регистрации наименований мест происхождения товаров. Не требует регистрации таких географических указаний и само Минское соглашение, которое лишь обязывает государства — участников Соглашения защищать права на эти указания «в соответствии с национальным законодательством Сторон» (ст. 13). Очевидно, для России в этом случае речь идет о применении по аналогии своих законодательных норм о защите прав на наименования мест происхождения товаров.

Если у Вас остались вопросы, то обратитесь за консультацией к нашим юристам.

Для того что бы понять, как действовать в вашем случае, пожалуйста заполните форму обратной. Кратко опишите Вашу ситуацию укажите Ваше Имя город и номер телефона отправьте заявку и получите консультацию в течении 10 минут.

Статья написана по материалам сайтов: stgkrf.ru, ogkrf.ru, rulaws.ru, base.garant.ru, consultant-mos.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector