+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 1442 ГК РФ. Досрочное прекращение действия патента на селекционное достижение

Действие патента на селекционное достижение прекращается досрочно в следующих случаях:

1) селекционное достижение более не соответствует критериям однородности и стабильности;
2) патентообладатель по просьбе федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям в течение двенадцати месяцев не предоставил семена, племенной материал, не представил документы и информацию, которые необходимы для проверки сохранности селекционного достижения, или не предоставил возможность провести инспекцию селекционного достижения на месте в этих целях;
3) патентообладатель подал в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям заявление о досрочном прекращении действия патента;
4) патентообладатель не уплатил в установленный срок пошлину за поддержание патента в силе.

Комментарий к статье 1442 Гражданского Кодекса РФ

В комментируемой статье предусмотрены основания досрочного прекращения действия патента на селекционное достижение. Речь идет о прекращении действия патента на будущее время с момента принятия федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям, т.е. Минсельхозом России (см. комментарий к ст. 1246). В комментируемой статье воспроизведены с некоторыми изменениями (о них сказано ниже) положения ст. 27 Закона 1993 г. о селекционных достижениях об аннулировании патента. В свою очередь, указанная ст. 27 воспроизводила положения ст. 22 Международной конвенции по охране новых сортов растений об аннулировании прав селекционера.

Как видно, в комментируемой статье изменена терминология — вместо аннулирования говорится о досрочном прекращении действия патента. Это представляется удачным, поскольку зачастую федеральный законодатель использует понятие аннулирование» как утрата силы какого-либо документа с момента его издания (выдачи), а не с момента совершения этого действия.

В соответствии с комментируемой статьей основаниями досрочного прекращения действия патента на селекционное достижение являются следующие случаи:
1) селекционное достижение более не соответствует критериям однородности и стабильности.

Однородность и стабильность в соответствии с п. 2 ст. 1413 комментируемой главы наряду с новизной и отличимостью являются критериями охраноспособности селекционного достижения. Случай, когда патент выдан на основании неподтвердившихся данных об однородности и о стабильности селекционного достижения, представленных заявителем, согласно подп. 1 п. 1 ст. 1441 данной главы является основанием для признания патента на селекционное достижение недействительным;
2) патентообладатель по просьбе федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям в течение 12 месяцев не предоставил семена, племенной материал, не представил документы и информацию, которые необходимы для проверки сохранности селекционного достижения, или не предоставил возможность провести инспекцию селекционного достижения на месте в этих целях.

Речь идет о нарушении установленных в п. 2 ст. 1440 комментируемой главы обязанностей патентообладателя по запросу федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям направлять за свой счет семена или племенной материал для проведения контрольных испытаний и предоставлять возможность проводить инспекцию на месте. Как говорилось в комментарии к указанной статье, в ней в отличие от рассматриваемого подпункта не идет речь о предоставлении документов и информации, которые необходимы для проверки сохранности селекционного достижения, что представляется редакционной недоработкой, допущенной при принятии комментируемой части;
3) патентообладатель подал в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям заявление о досрочном прекращении действия патента.

Речь идет о нововведении — ни в ст. 27 Закона 1993 г. о селекционных достижениях, ни в ст. 22 Международной конвенции по охране новых сортов растений такое основание досрочного прекращения действия патента на селекционное достижение не устанавливалось. Вместе с тем волеизъявление патентообладателя о досрочном прекращении действия патента могло быть реализовано по следующему из рассматриваемых оснований, т.е. путем неуплаты пошлины за поддержание патента в силе;
4) патентообладатель не уплатил в установленный срок пошлину за поддержание патента в силе.

Вопросы уплаты пошлины за поддержание патента в силе урегулированы Положением о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на селекционное достижение, с государственной регистрацией перехода исключительного права на селекционное достижение к другим лицам и договоров о распоряжении этим правом, утв. Постановлением Правительства РФ от 14 сентября 2009 г. N 735.

В комментируемую статью не вошло такое предусмотренное в ст. 27 Закона 1993 г. о селекционных достижениях основание для аннулирования патента, как случай, когда аннулируется название селекционного достижения, а патентообладатель не предложил другого подходящего названия. Причина этого представляется не вполне понятной, тем более если учесть, что такое основание для аннулирования права селекционера предусмотрено в ст. 22 Международной конвенции по охране новых сортов растений (подп. b (iii) п. 1).

Перечень оснований досрочного прекращения действия патента на селекционное достижение сформулирован в комментируемой статье исчерпывающим образом, как это было и в ст. 27 Закона 1993 г. о селекционных достижениях. Соответственно, по иным основаниям, нежели непосредственно указанные в комментируемой статье, действие патента на селекционное достижение досрочно прекращено быть не может. Такое правило прямо закреплено в п. 2 «Недопущение других причин для аннулирования права селекционера» упомянутой выше ст. 22 Международной конвенции по охране новых сортов растений: право селекционера не может быть аннулировано в силу причин, отличных от изложенных в п. 1 данной статьи.

Статья 1442. Досрочное прекращение действия патента на селекционное достижение

Действие патента на селекционное достижение прекращается досрочно в следующих случаях:

1) селекционное достижение более не соответствует критериям однородности и стабильности;

2) патентообладатель по просьбе федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям в течение двенадцати месяцев не предоставил семена, племенной материал, не представил документы и информацию, которые необходимы для проверки сохранности селекционного достижения, или не предоставил возможность провести инспекцию селекционного достижения на месте в этих целях;

3) патентообладатель подал в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям заявление о досрочном прекращении действия патента;

4) патентообладатель не уплатил в установленный срок пошлину за поддержание патента в силе.

Комментарий к Ст. 1442 ГК РФ

1. В случаях, предусмотренных комментируемой статьей, течение срока действия исключительного права (ст. 1424 ГК) может прекратиться досрочно. Патент в этих случаях не признается недействительным; все ранее совершенные действия, основанные на факте государственной регистрации охраняемого селекционного достижения, сохраняют свое правовое основание. Лишь последствия истечения срока правовой охраны (ст. 1425 ГК) наступят раньше. Так, в частности, в связи с прекращением исключительного права прекратят свое действие ранее заключенные лицензионные договоры (п. 4 ст. 1235 ГК).

2. Из числа оснований для досрочного прекращения действия патента два могут быть названы «традиционными», они являются общими для всех объектов интеллектуальных прав, охраняемых в рамках регистрационной системы (подп. 3, 4 комментируемой статьи), и, как представляется, не требуют отдельного рассмотрения. Два других основания специфичны именно для селекционных достижений (п. 1, 2 комментируемой статьи).

3. В отличие от любого другого типа объектов интеллектуальных прав селекционное достижение требует постоянных усилий, целенаправленной деятельности по поддержанию охраняемого сорта или породы. Обязанность такого поддержания возложена ГК на патентообладателя (п. 1 ст. 1440). Поскольку Кодекс требует поддержания сорта или породы в течение всего срока правовой охраны, он, совершенно естественно, вынужден допускать и возможность периодической проверки того, осуществляется ли такое поддержание («контрольных испытаний» или «инспекции на месте»; п. 2 ст. 1440).

Контроль распространяется только на текущий результат действий патентообладателя по поддержанию сорта или породы, а не на сам процесс такого поддержания. Проверке подлежит лишь факт сохранности признаков селекционного достижения безотносительно к сути принимаемых для этого мер.

4. Как и соответствие критериям новизны и отличимости, соблюдение в течение всего срока правовой охраны требований однородности и стабильности селекционного достижения презюмируется (см. комментарий к ст. 1441 ГК). Действие патента прекращается досрочно, если будет доказано (if is established; s’il est avere; wenn festgestellt wird), что условия, связанные с однородностью и стабильностью, более не выполняются (are no longer fulfilled, ne sontplus effectivement remplies, nicht mehr erfullt sind; ст. 22 Конвенции UPOV).

5. Ситуация, когда для федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям совершенно невозможно доказать что-либо без содействия оригинатора, а презумпция «работает» в пользу последнего, может провоцировать злоупотребление правом. Посему отказ патентообладателя от сотрудничества с уполномоченным органом, непредоставление возможности провести контрольные мероприятия в течение года с момента получения запроса (подп. 2 комментируемой статьи) оказываются самостоятельным основанием для досрочного прекращения действия патента.

У федерального органа есть две возможности проверить сохранность сорта или породы: запросить семена или племенной материал для проведения контрольных испытаний или же провести инспекционную проверку на месте; и патентообладатель обязан оказать ему содействие в обоих случаях (п. 2 ст. 1440 ГК) . Казалось бы, федеральный орган исполнительной власти вправе сам выбрать, какой из способов контроля предпочесть, а действие патента может быть прекращено, если патентообладатель не выполнил любой из этих обязанностей — «или» не предоставил семена, племенной материал, необходимые документы и информацию, «или» не предоставил возможность провести инспекцию на месте (подп. 2 комментируемой статьи). Этот вывод, однако, представляется неверным.

———————————
Использованная ГК РФ словесная конструкция, по нашему мнению, прямо подчеркивает, что если семена или племенной материал направляются в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям патентообладателем «за свой счет», то инспекция на месте должна проводиться во всяком случае не за счет патентообладателя.

В данном случае ГК РФ должен толковаться с учетом изменений, внесенных в текст Конвенции UPOV Женевским актом 1991 г. Сегодня соответствующее положение сформулировано следующим образом: действие патента может быть прекращено, если по просьбе уполномоченного органа и в течение предписанного срока патентообладатель не предоставит компетентному органу информацию, документы или материал , которые считаются необходимыми для проверки «современного состояния» сорта (verifying the maintenance of the variety, controle du maintien de la variete; ст. 22 Конвенции). При этом упоминание о том, что правообладатель может быть лишен патента, если он не позволяет проверить меры, принятые для сохранения сорта (подп. «а» п. 3 ст. 10 Конвенции UPOV в редакции 1978 г.), из текста Конвенции исключено.

Это интересно:  Статья 101 АПК РФ. Состав судебных расходов

———————————
Конвенция в редакции UPOV 1978 г. предусматривала обязанность правообладателя представить только «материал», позволяющий воспроизвести сорт с требуемыми морфологическими и физиологическими признаками. Упоминание об «информации» и «документах» было добавлено лишь в редакции 1991 г.

Таким образом, аналогичное норме ГК РФ положение о последствиях того, что правообладатель «не предоставил возможность провести инспекцию селекционного достижения на месте», в современном тексте Конвенции UPOV не просто «отсутствует», оно было удалено, сознательно изъято. Следовательно, патент не может быть аннулирован, пока федеральным органом не исчерпаны все имеющиеся у него возможности для исследования сохранности сорта или породы. Если патентообладатель не желает допускать инспекцию на свой опытно-производственный участок, в питомник или на ферму, однако готов предоставить любые необходимые материалы и любую информацию, требования Конвенции соблюдены. Верно и обратное: если патентообладатель не может (или не хочет) направлять что-либо «за свой счет», но предлагает в любое время «приехать и убедиться», он также ничего еще не нарушил, и компетентный государственный орган не вправе отказать ему в правовой охране селекционного достижения.

6. Просрочка уплаты пошлины за поддержание патента на селекционное достижение в силе является самостоятельным основанием прекращения действия патента в силу закона (подп. 4 комментируемой статьи). Спор по этому вопросу исключен; возможность восстановления действия патента при условии уплаты пошлин, как это допускается ГК РФ в отношении изобретений, полезных моделей и промышленных образцов (ст. 1440), для селекционных достижений не предусмотрена.

Таким образом, в случае неуплаты пошлины действие патента прекращается автоматически с момента истечения установленного срока для ее уплаты. Специального решения федерального органа исполнительной власти или суда не требуется.

7. Конвенция UPOV упоминает еще одно основание для досрочного прекращения патента — аннулирование наименования сорта растений «после предоставления права селекционера» (подп. «iii» п. 1 «а» ст. 22).

Гражданский кодекс РФ не предусмотрел самой возможности «переименования» сорта или породы, уже зарегистрированных в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений. Поэтому подобного основания для прекращения патента комментируемая статья не содержит.

8. В отличие от ст. 1441 ГК РФ в комментируемой статье не указаны ни порядок возбуждения спора, ни круг субъектов, правомочных его возбудить, ни порядок и сроки рассмотрения, ни даже сам момент прекращения действия патента. Правила рассмотрения и разрешения споров по защите нарушенных интеллектуальных прав на селекционные достижения, утвержденные Приказом Минсельхоза России от 31 октября 2007 г. N 559, также не регулируют процессуальных вопросов, связанных не с защитой нарушенного исключительного права, а с его досрочным прекращением.

У такого действия, как «признание патента недействительным», есть субъект, который, собственно, и призван его выполнить, — федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям (ст. 1441 ГК). В случаях же, предусмотренных настоящей статьей, действие патента досрочно «прекращается» как бы само собой; у этого действия, точнее — события, нет субъекта. Действие патента прекращено, исключительное право на территории Российской Федерации более не признается и не охраняется, селекционное достижение или уже не существует как таковое, или перешло в общественное достояние вне зависимости от каких-либо действий федерального органа или самого селекционера. Однако спор все равно может, более того, должен возникнуть.

В отношении порядка возбуждения спора о досрочном прекращении действия патента и круга субъектов, имеющих право поднять этот вопрос, в полной мере применима аналогия со ст. 1441 ГК РФ. Порядок и сроки рассмотрения подобных дел должны быть все же установлены Министерством сельского хозяйства РФ (п. 3 ст. 1248 ГК).

Решение федерального органа по вопросу прекращения правовой охраны селекционного достижения вступает в силу со дня принятия (п. 2 ст. 1248 ГК). Как и любое такое решение, оно может быть обжаловано в судебном порядке. Что же касается прекращения собственно исключительного права, то поскольку «в норме» момент прекращения правовой охраны и перехода селекционного достижения в общественное достояние связан ГК РФ непосредственно с истечением срока действия патента (п. 1 ст. 1425), а не с внесением записи об этом в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений (подп. 9 п. 2 ст. 1439 ГК), представляется, что в случаях, предусмотренных подп. 1 — 3 комментируемой статьи, действие патента должно прекращаться досрочно не с момента вступления в законную силу соответствующего решения Минсельхоза России или суда, а непосредственно с того момента, на который был установлен юридический факт, повлекший прекращение правовой охраны. Тем более что патентообладатель, который, во-первых, обязан поддерживать селекционное достижение (ст. 1440 ГК) и, следовательно, просто не может «не заметить» дефектности критериев однородности и стабильности (подп. 1 комментируемой статьи); во-вторых, обязан совершать определенные действия (подп. 2 — 4 комментируемой статьи), не может не знать о наступлении любого из этих фактов и, таким образом, заведомо для себя продолжает реализовывать свое «исключительное право», реально уже не существующее.

9. Сведения о признании патента недействительным подлежат официальному опубликованию (подп. 4 п. 1 ст. 1443 ГК). Сведения о досрочном прекращении действия патента в ст. 1443 прямо не упомянуты. Правда, они должны быть внесены в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений, однако Госреестр как таковой не публикуется.

Представляется, что информация о досрочном прекращении действия патента на селекционное достижение все же должна публиковаться в обязательном порядке в составе «других сведений, касающихся охраны селекционных достижений» (подп. 5 п. 1 ст. 1443 ГК).

Статья 1442 ГК РФ. Досрочное прекращение действия патента на селекционное достижение

Новая редакция Ст. 1442 ГК РФ

Действие патента на селекционное достижение прекращается досрочно в следующих случаях:

1) селекционное достижение более не соответствует критериям однородности и стабильности;

2) патентообладатель по просьбе федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям в течение двенадцати месяцев не предоставил семена, племенной материал, не представил документы и информацию, которые необходимы для проверки сохранности селекционного достижения, или не предоставил возможность провести инспекцию селекционного достижения на месте в этих целях;

3) патентообладатель подал в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям заявление о досрочном прекращении действия патента;

4) патентообладатель не уплатил в установленный срок пошлину за поддержание патента в силе.

Комментарий к Ст. 1442 ГК РФ

Признание патента недействительным и досрочное прекращение действия патента производятся в административном порядке.

Признание патента недействительным производится по заявлению любого заинтересованного лица, которому стало известно о нарушениях, предусмотренных п. 1 ст. 1441 настоящего Кодекса.

Досрочное прекращение действия патента осуществляется по инициативе Госкомиссии по испытанию и охране селекционных достижений в случаях, предусмотренных п. п. 1, 2, 4 ст. 1442 настоящего Кодекса, либо по инициативе патентообладателя (п. 3 ст. 1442 настоящего Кодекса).

Исключительное право прекращает свое действие:

— при признании патента недействительным со дня подачи заявки на выдачу патента;

— при досрочном прекращении действия патента с момента вынесения решения о досрочном прекращении действия патента.

Другой комментарий к Ст. 1442 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. В комментируемой статье, в отличие от ст. 1441 ГК, устанавливаются основания для признания недействительности патента не с даты подачи заявки, а только на будущее время — с момента принятия соответствующего решения. Законодатель вполне обоснованно отказался от использовавшегося в Законе о селекционных достижениях для наименования этого института термина «аннулирование» (заимствованного из русского перевода Женевской конвенции), не имеющего в отечественном правопорядке четкого юридического содержания. Термин «досрочное прекращение действия патента» не только формально соответствует термину «cancellation», используемому в ст. 22 Конвенции, но и отражает юридическую сущность соответствующей процедуры, подчеркивая, что недействительность патента связывается не с дефектами, имевшими место на момент его выдачи, а с обстоятельствами, возникшими после выдачи патента.

2. В то же время трудно согласиться с решением законодателя, отказавшегося от включения в комментируемую статью такого предусмотренного подп. b (iii) п. 1 ст. 22 Женевской конвенции основания досрочного прекращения действия патента, как отказ патентообладателя от предложения подходящего наименования селекционного достижения в случае, когда несоответствие наименования требованиям закона было обнаружено после выдачи патента. Ранее соответствующее основание предусматривалось ст. 27 Закона о селекционных достижениях.

К сожалению, предусмотренное Конвенцией основание не охватывается нормой п. 3 ст. 1419 ГК, в которой неблагоприятные для правообладателя последствия, связанные с уклонением от предложения подходящего наименования селекционного достижения, заключаются в отказе в государственной регистрации селекционного достижения, т.е. рассчитаны на случаи, когда патент на селекционное достижение еще не был выдан. Однако отсутствие в комментируемой статье нормативного аналога подп. b (iii) п. 1 ст. 22 Женевской конвенции не имеет существенного юридического значения, т.к. в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции и с п. 2 ст. 7 ГК указанная конвенционная норма подлежит непосредственному применению независимо от содержания национального законодательства.

3. Еще одна новелла комментируемой статьи по сравнению со ст. 22 Конвенции и соответствующей ей ст. 27 Закона о селекционных достижениях заключается в признании права патентообладателя по собственной инициативе обратиться в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям с заявлением о досрочном прекращении действия патента (подп. 3 комментируемой статьи). Указанное право является проявлением в сфере правового регулирования исключительного права на селекционное достижение более общего принципа гражданского права, предусматривающего приобретение и осуществление гражданами и юридическими лицами гражданских прав «своей волей и в своем интересе» (п. 2 ст. 1 ГК РФ). Кроме того, право патентообладателя заявить о досрочном прекращении патента корреспондирует с принадлежащим заявителю правом отозвать заявку на выдачу патента в любое время до регистрации селекционного достижения в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений (п. 4.1.1 Порядка 2005 г.).

Поскольку в этом случае основанием для досрочного прекращения действия патента является воля патентообладателя, введение подп. 3 комментируемой статьи не должно рассматриваться как нарушение содержащегося в п. 2 ст. 22 Женевской конвенции запрета на введение каких-либо иных, кроме предусмотренных Конвенцией, оснований прекращения патента. Поскольку указанный запрет распространяется только на основания прекращения патента по инициативе компетентного органа, он не может быть опорочен признанием права патентообладателя заявить о прекращении патента по собственной инициативе.

Это интересно:  Статья 235 ТК РФ. Материальная ответственность работодателя за ущерб, причиненный имуществу работника

4. Досрочное прекращение действия патента на селекционное достижение по основаниям, предусмотренным подп. 1, 2 и 4 комментируемой статьи, производится федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям по собственной инициативе, что, хотя прямо комментируемой нормой и не закреплено, недвусмысленно подтверждается отсутствием указания на управомоченных инициировать соответствующие действия лиц. Косвенным образом на это указывает и отсутствие патентной пошлины за досрочное прекращение (аннулирование) патента в Положении о патентных пошлинах на селекционные достижения.

По своему содержанию указанные основания связаны с возникшим после выдачи патента несоответствием селекционного достижения требованиям однородности и стабильности (подп. 1), с приравненным по своим последствиям к такому несоответствию уклонением патентообладателя от содействия федеральному органу исполнительной власти по селекционным достижениям в проведении проверки сохранности селекционного достижения (подп. 2), а также с неисполнением патентообладателем обязанности по уплате в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе (подп. 4).

5. Предусмотренное подп. 2 комментируемой статьи основание досрочного прекращения действия патента корреспондирует с установленной п. 2 ст. 1440 ГК обязанностью патентообладателя по запросу федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям направлять за свой счет семена или племенной материал для проведения контрольных испытаний и предоставлять возможность проводить инспекцию на месте. При этом комментируемой нормой за счет «документов и информации», необходимых для проверки сохранности селекционного достижения, расширяется перечень материалов, предоставление которых относится к обязанности патентообладателя.

При практическом применении предусмотренных подп. 2 комментируемой статьи правил следует иметь в виду, что негативные для патентообладателя последствия, связанные как с непредоставлением семян, племенного материала, документов и информации, так и с непредоставлением «возможности провести инспекцию селекционного достижения на месте», распространяются только на породы животных. Что касается сортов растений, то в соответствии с подп. b (i) п. 1 ст. 22 Женевской конвенции основанием для досрочного прекращения действия патента является только непредоставление в течение установленного срока «информации, документов или материалов», необходимых «для проверки нового сорта».

6. Размер патентной пошлины за поддержание патента в силе, порядок и сроки ее уплаты, нарушение которых патентообладателем является основанием для досрочного прекращения действия патента (подп. 4 комментируемой статьи), а также основания для освобождения от уплаты этой пошлины, уменьшения ее размеров, отсрочки ее уплаты или возврата в соответствии с п. 2 ст. 1249 ГК устанавливаются Правительством Российской Федерации. В настоящее время действует Положение о патентных пошлинах на селекционные достижения (см. п. 5 комментария к ст. 1415).

7. Несмотря на то что в ст. 1443 ГК отсутствует прямое указание об опубликовании в «Официальном бюллетене» решения федерального органа исполнительной власти о досрочном прекращении действия патента (как это предусматривалось подп. «г» п. 1 ст. 30 Закона о селекционных достижениях), есть основания полагать, что это решение должно быть опубликовано в числе других сведений, касающихся охраны селекционных достижений (подп. 5 п. 1 ст. 1443 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 1248 ГК решение федерального органа исполнительной власти о досрочном прекращении патента может быть оспорено патентообладателем в судебном порядке.

Ст 1442 ГК РФ. Досрочное прекращение действия патента на селекционное достижение

Действие патента на селекционное достижение прекращается досрочно в следующих случаях:

1) селекционное достижение более не соответствует критериям однородности и стабильности;

2) патентообладатель по просьбе федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям в течение двенадцати месяцев не предоставил семена, племенной материал, не представил документы и информацию, которые необходимы для проверки сохранности селекционного достижения, или не предоставил возможность провести инспекцию селекционного достижения на месте в этих целях;

3) патентообладатель подал в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям заявление о досрочном прекращении действия патента;

4) патентообладатель не уплатил в установленный срок пошлину за поддержание патента в силе.

Комментарии к ст. 1442 ГК РФ

1. В комментируемой статье, в отличие от ст. 1441 ГК, устанавливаются основания для признания недействительности патента не с даты подачи заявки, а только на будущее время — с момента принятия соответствующего решения. Законодатель вполне обоснованно отказался от использовавшегося в Законе о селекционных достижениях для наименования этого института термина «аннулирование» (заимствованного из русского перевода Женевской конвенции), не имеющего в отечественном правопорядке четкого юридического содержания. Термин «досрочное прекращение действия патента» не только формально соответствует термину «cancellation», используемому в ст. 22 Конвенции, но и отражает юридическую сущность соответствующей процедуры, подчеркивая, что недействительность патента связывается не с дефектами, имевшими место на момент его выдачи, а с обстоятельствами, возникшими после выдачи патента.

2. В то же время трудно согласиться с решением законодателя, отказавшегося от включения в комментируемую статью такого предусмотренного подп. b (iii) п. 1 ст. 22 Женевской конвенции основания досрочного прекращения действия патента, как отказ патентообладателя от предложения подходящего наименования селекционного достижения в случае, когда несоответствие наименования требованиям закона было обнаружено после выдачи патента. Ранее соответствующее основание предусматривалось ст. 27 Закона о селекционных достижениях.

К сожалению, предусмотренное Конвенцией основание не охватывается нормой п. 3 ст. 1419 ГК, в которой неблагоприятные для правообладателя последствия, связанные с уклонением от предложения подходящего наименования селекционного достижения, заключаются в отказе в государственной регистрации селекционного достижения, т.е. рассчитаны на случаи, когда патент на селекционное достижение еще не был выдан. Однако отсутствие в комментируемой статье нормативного аналога подп. b (iii) п. 1 ст. 22 Женевской конвенции не имеет существенного юридического значения, т.к. в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции и с п. 2 ст. 7 ГК указанная конвенционная норма подлежит непосредственному применению независимо от содержания национального законодательства.

3. Еще одна новелла комментируемой статьи по сравнению со ст. 22 Конвенции и соответствующей ей ст. 27 Закона о селекционных достижениях заключается в признании права патентообладателя по собственной инициативе обратиться в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям с заявлением о досрочном прекращении действия патента (подп. 3 комментируемой статьи). Указанное право является проявлением в сфере правового регулирования исключительного права на селекционное достижение более общего принципа гражданского права, предусматривающего приобретение и осуществление гражданами и юридическими лицами гражданских прав «своей волей и в своем интересе» (п. 2 ст. 1 ГК). Кроме того, право патентообладателя заявить о досрочном прекращении патента корреспондирует с принадлежащим заявителю правом отозвать заявку на выдачу патента в любое время до регистрации селекционного достижения в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений (п. 4.1.1 Порядка 2005 г.).

Поскольку в этом случае основанием для досрочного прекращения действия патента является воля патентообладателя, введение подп. 3 комментируемой статьи не должно рассматриваться как нарушение содержащегося в п. 2 ст. 22 Женевской конвенции запрета на введение каких-либо иных, кроме предусмотренных Конвенцией, оснований прекращения патента. Поскольку указанный запрет распространяется только на основания прекращения патента по инициативе компетентного органа, он не может быть опорочен признанием права патентообладателя заявить о прекращении патента по собственной инициативе.

4. Досрочное прекращение действия патента на селекционное достижение по основаниям, предусмотренным подп. 1, 2 и 4 комментируемой статьи, производится федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям по собственной инициативе, что, хотя прямо комментируемой нормой и не закреплено, недвусмысленно подтверждается отсутствием указания на управомоченных инициировать соответствующие действия лиц. Косвенным образом на это указывает и отсутствие патентной пошлины за досрочное прекращение (аннулирование) патента в Положении о патентных пошлинах на селекционные достижения.

По своему содержанию указанные основания связаны с возникшим после выдачи патента несоответствием селекционного достижения требованиям однородности и стабильности (подп. 1), с приравненным по своим последствиям к такому несоответствию уклонением патентообладателя от содействия федеральному органу исполнительной власти по селекционным достижениям в проведении проверки сохранности селекционного достижения (подп. 2), а также с неисполнением патентообладателем обязанности по уплате в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе (подп. 4).

5. Предусмотренное подп. 2 комментируемой статьи основание досрочного прекращения действия патента корреспондирует с установленной п. 2 ст. 1440 ГК обязанностью патентообладателя по запросу федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям направлять за свой счет семена или племенной материал для проведения контрольных испытаний и предоставлять возможность проводить инспекцию на месте. При этом комментируемой нормой за счет «документов и информации», необходимых для проверки сохранности селекционного достижения, расширяется перечень материалов, предоставление которых относится к обязанности патентообладателя.

При практическом применении предусмотренных подп. 2 комментируемой статьи правил следует иметь в виду, что негативные для патентообладателя последствия, связанные как с непредоставлением семян, племенного материала, документов и информации, так и с непредоставлением «возможности провести инспекцию селекционного достижения на месте», распространяются только на породы животных. Что касается сортов растений, то в соответствии с подп. b (i) п. 1 ст. 22 Женевской конвенции основанием для досрочного прекращения действия патента является только непредоставление в течение установленного срока «информации, документов или материалов», необходимых «для проверки нового сорта».

Таким образом, нежелание патентообладателя допустить «возможность проведения инспекции. на месте» для проверки сохранности сорта растений не может служить основанием для досрочного прекращения действия патента. В современной юридической литературе на это положение впервые было указано К.В. Всеволожским , который также объяснил расхождение между текстом Конвенции и содержанием комментируемой нормы тем обстоятельством, что при формулировании ст. 27 Закона о селекционных достижениях (которая в этой части практически дословно воспроизведена в подп. 2 комментируемой статьи) была использована более ранняя редакция Женевской конвенции, в которой упоминалось о возможности прекращения действия патента в случае, когда патентообладатель «не разрешает проверить меры, принятые для сохранения сорта» (ср. подп. «а» п. 3 ст. 10 Конвенции без учета изменений, внесенных Женевским актом 1991 г.).

См.: Всеволожский К.В. Указ. соч. С. 590, 591.

6. Размер патентной пошлины за поддержание патента в силе, порядок и сроки ее уплаты, нарушение которых патентообладателем является основанием для досрочного прекращения действия патента (подп. 4 комментируемой статьи), а также основания для освобождения от уплаты этой пошлины, уменьшения ее размеров, отсрочки ее уплаты или возврата в соответствии с п. 2 ст. 1249 ГК устанавливаются Правительством Российской Федерации. В настоящее время действует Положение о патентных пошлинах на селекционные достижения (см. п. 5 комментария к ст. 1415).

Это интересно:  Статья 16.1. Закона о защите прав потребителей (ЗоЗПП)

7. Несмотря на то что в ст. 1443 ГК отсутствует прямое указание об опубликовании в «Официальном бюллетене» решения федерального органа исполнительной власти о досрочном прекращении действия патента (как это предусматривалось подп. «г» п. 1 ст. 30 Закона о селекционных достижениях), есть основания полагать, что это решение должно быть опубликовано в числе других сведений, касающихся охраны селекционных достижений (подп. 5 п. 1 ст. 1443 ГК).

В соответствии с п. 1 ст. 1248 ГК решение федерального органа исполнительной власти о досрочном прекращении патента может быть оспорено патентообладателем в судебном порядке.

Статья 1442. Досрочное прекращение действия патента на селекционное достижение

Действие патента на селекционное достижение прекращается досрочно в следующих случаях:
1) селекционное достижение более не соответствует критериям однородности и стабильности;
2) патентообладатель по просьбе федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям в течение двенадцати месяцев не предоставил семена, племенной материал, не представил документы и информацию, которые необходимы для проверки сохранности селекционного достижения, или не предоставил возможность провести инспекцию селекционного достижения на месте в этих целях;
3) патентообладатель подал в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям заявление о досрочном прекращении действия патента;
4) патентообладатель не уплатил в установленный срок пошлину за поддержание патента в силе.

Комментарий к статье 1442 ГК РФ

1. В случаях, предусмотренных комментируемой статьей, течение срока действия исключительного права (ст. 1424 ГК) может прекратиться досрочно. Патент при этом не признается недействительным; все ранее совершенные действия, основанные на факте государственной регистрации охраняемого селекционного достижения, сохраняют свое правовое основание. Лишь последствия истечения срока правовой охраны (ст. 1425 ГК) наступят раньше. Так, в частности, в связи с прекращением исключительного права прекратят свое действие ранее заключенные лицензионные договоры (п. 4 ст. 1235 ГК).

2. Из числа оснований для досрочного прекращения действия патента два могут быть названы «традиционными», они являются общими для всех объектов интеллектуальных прав, охраняемых в рамках регистрационной системы (подп. 3, 4 комментируемой статьи), и, как представляется, не требуют отдельного рассмотрения. Два других основания характерны именно для селекционных достижений (п. 1, 2 комментируемой статьи).

3. В отличие от любого другого типа объектов интеллектуальных прав селекционное достижение требует постоянных усилий, целенаправленной деятельности по поддержанию охраняемого сорта или породы. Обязанность такого поддержания возложена ГК РФ на патентообладателя (п. 1 ст. 1440). Поскольку Кодекс требует поддержания сорта или породы в течение всего срока правовой охраны, он, что совершенно естественно, вынужден допускать и возможность периодической проверки того, осуществляется ли такое поддержание («контрольных испытаний» или «инспекции на месте» — п. 2 ст. 1440).

Контроль распространяется только на текущий результат действий патентообладателя по поддержанию сорта или породы, а не на сам процесс такого поддержания. Проверке подлежит лишь факт сохранности признаков селекционного достижения безотносительно к сути принимаемых для этого мер.

4. Как и соответствие критериям новизны и отличимости, соблюдение в течение всего срока правовой охраны требований однородности и стабильности селекционного достижения презюмируется (см. комментарий к ст. 1441 ГК). Действие патента прекращается досрочно, если будет доказано (if is established; s’il est avere; wenn festgestellt wird), что условия, связанные с однородностью и стабильностью, более не выполняются (are no longer fulfilled, ne sont plus effectivement remplies, nicht mehr erfuilt sind — ст. 22 Конвенции UPOV).

5. Ситуация, когда для федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям совершенно невозможно доказать что-либо без содействия оригинатора, а презумпция «работает» в пользу последнего, может провоцировать злоупотребление правом. Посему отказ патентообладателя от сотрудничества с уполномоченным органом, непредоставление возможности провести контрольные мероприятия в течение года с момента получения запроса (подп. 2 комментируемой статьи) оказываются самостоятельным основанием для досрочного прекращения действия патента.

У федерального органа есть две возможности проверить сохранность сорта или породы: запросить семена или племенной материал для проведения контрольных испытаний или же провести инспекционную проверку на месте; и патентообладатель обязан оказать ему содействие в обоих случаях (п. 2 ст. 1440 ГК) . Казалось бы, федеральный орган исполнительной власти вправе сам выбрать, какой из способов контроля предпочесть, а действие патента может быть прекращено, если патентообладатель не выполнил любую из этих обязанностей — или не предоставил семена, племенной материал, необходимые документы и информацию, или не предоставил возможность провести инспекцию на месте (подп. 2 комментируемой статьи). Этот вывод, однако, представляется неверным.

В данном случае ГК РФ должен толковаться с учетом изменений, внесенных в текст Конвенции UPOV Женевским актом 1991 г. В настоящее время соответствующее положение сформулировано следующим образом: действие патента может быть прекращено, если по просьбе уполномоченного органа и в течение предписанного срока патентообладатель не предоставит компетентному органу информацию, документы или материал , которые считаются необходимыми для проверки «современного состояния» сорта (verifying the maintenance of the variety, controle du maintien de la variete — ст. 22 Конвенции). При этом упоминание о том, что правообладатель может быть лишен патента, если он не позволяет проверить меры, принятые для сохранения сорта (подп. «a» п. 3 ст. 10 Конвенции UPOV в редакции 1978 г.), из текста Конвенции исключено.

Таким образом, аналогичное норме ГК РФ положение о последствиях того, что правообладатель «не предоставил возможность провести инспекцию селекционного достижения на месте», в современном тексте Конвенции UPOV не просто «отсутствует», оно было сознательно удалено, изъято. Следовательно, патент не может быть аннулирован, пока федеральным органом не исчерпаны все имеющиеся у него возможности для исследования сохранности сорта или породы. Если патентообладатель не желает допускать инспекцию на свой опытно-производственный участок, в питомник или на ферму, однако готов предоставить любые необходимые материалы и любую информацию, требования Конвенции соблюдены. Верно и обратное: если патентообладатель не может (или не хочет) направлять что-либо «за свой счет», но предлагает в любое время «приехать и убедиться», он также ничего еще не нарушил, и компетентный государственный орган не вправе отказать ему в правовой охране селекционного достижения.

6. Просрочка уплаты пошлины за поддержание патента на селекционное достижение в силе является самостоятельным основанием прекращения действия патента по закону (подп. 4 комментируемой статьи). Спор по этому вопросу исключен; возможность восстановления действия патента при условии уплаты пошлин, как это допускается ГК РФ в отношении изобретений, полезных моделей и промышленных образцов (ст. 1440), для селекционных достижений не предусмотрена.

Таким образом, в случае неуплаты пошлины действие патента прекращается автоматически с момента истечения установленного срока для ее уплаты. Специального решения федерального органа исполнительной власти или суда не требуется.

7. Конвенция UPOV упоминает еще одно основание для досрочного прекращения патента — аннулирование наименования сорта растений «после предоставления права селекционера» (подп. «iii» п. 1 ст. 22).

Гражданский кодекс РФ не предусмотрел самой возможности «переименования» сорта или породы, уже зарегистрированных в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений. Поэтому подобного основания для прекращения патента комментируемая статья не содержит.

8. В отличие от ст. 1441 ГК РФ в комментируемой статье не указаны ни порядок возбуждения спора, ни круг субъектов, правомочных его возбудить, ни порядок и сроки его рассмотрения, ни даже сам момент прекращения действия патента. Правила рассмотрения и разрешения споров по защите нарушенных интеллектуальных прав на селекционные достижения, утвержденные Приказом Минсельхоза России от 31 октября 2007 г. N 559, также не регулируют процессуальные вопросы, связанные не с защитой нарушенного исключительного права, а с его досрочным прекращением.

У такого действия, как «признание патента недействительным», есть субъект, который, собственно, и призван его выполнить, — федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям (ст. 1441 ГК). В случаях же, предусмотренных настоящей статьей, действие патента досрочно «прекращается» как бы само собой; у этого действия, точнее события, нет субъекта. Действие патента прекращено, исключительное право на территории Российской Федерации более не признается и не охраняется, селекционное достижение или уже не существует как таковое, или перешло в общественное достояние вне зависимости от каких-либо действий федерального органа или самого селекционера. Однако спор все равно может, более того, должен возникнуть.

В отношении порядка возбуждения спора о досрочном прекращении действия патента и круга субъектов, имеющих право поднять этот вопрос, в полной мере применима аналогия со ст. 1441 ГК РФ. Порядок и сроки рассмотрения подобных дел должны быть все же установлены Министерством сельского хозяйства РФ (п. 3 ст. 1248 ГК).

9. Сведения о признании патента недействительным подлежат официальному опубликованию (подп. 4 п. 1 ст. 1443 ГК). Сведения о досрочном прекращении действия патента в ст. 1443 Кодекса прямо не упомянуты. Правда, они должны быть внесены в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений, однако Госреестр как таковой не публикуется.

Представляется, что информация о досрочном прекращении действия патента на селекционное достижение все же должна публиковаться в обязательном порядке в составе «других сведений, касающихся охраны селекционных достижений» (подп. 5 п. 1 ст. 1443 ГК).

Другой комментарий к статье 1442 ГК РФ

В комментируемой статье установлены случаи, при наступлении которых действие патента прекращается досрочно.

Перечень случаев носит исчерпывающий характер. К ним относятся:
лишение критериев однородности и стабильности;
непредставление в течение 12 месяцев семян, племенного материала, документов, информации для проверки сохранности селекционного достижения или отсутствия возможности провести проверку селекционного достижения на месте;
подача заявления от патентообладателя о досрочном прекращении патента;
неуплата пошлин в установленные сроки за поддержание патента в силе.

Статья написана по материалам сайтов: www.gk-rf.ru, stgkrf.ru, gkodeksrf.ru, xn—-4-idd9a5e.xn—-8sbonaioadhh3aev2r.xn--p1ai, newgkrf.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector