+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 105 ЗК РФ. Виды зон с особыми условиями использования территорий

Установлены следующие зоны с особыми условиями использования территории:

1) санитарно-защитные зоны предприятий и объектов;

2) водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов;

3) зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения;

4) санитарно-защитные полосы водоводов;

5) охранные зоны объектов электросетевого хозяйства;

6) охранные зоны магистральных газопроводов;

7) зоны особо охраняемых природных территорий (ООПТ);

8) зоны охраны объектов культурного наследия.

Применительно к зонам с особыми условиями использования территории градостроительные регламенты устанавливаются Правилами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1. Санитарно-защитные зоны предприятий и объектов

1.1. В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вокруг объектов и производств, являющихся источниками негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования — санитарно-защитная зона (далее — СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий II класса опасности – как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

1.2. СЗЗ отделяют промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.

1.3. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, разрабатывается проект санитарно-защитной зоны. Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и (или) группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов II – III класса опасности является обязательной.

1.4. Размер санитарно-защитной зоны для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса) устанавливается с учетом суммарных выбросов и физического воздействия источников промышленных объектов и производств, входящих в промышленную зону, промышленный узел (комплекс). Для них устанавливается единая расчетная санитарно-защитная зона, и после подтверждения расчетных параметров данными натурных исследований и измерений, оценки риска для здоровья населения окончательно устанавливается размер санитарно-защитной зоны. Оценка риска для здоровья населения проводится для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса), в состав которых входят объекты I и II классов опасности.

Для промышленных объектов и производств, входящих в состав промышленных зон, промышленных узлов (комплексов), санитарно-защитная зона может быть установлена индивидуально для каждого объекта.

1.5. Установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.

1.6. Проект санитарно-защитной зоны, использование территории санитарно-защитной зоны осуществляется в соответствии с действующим законодательством, санитарными правилами, техническими регламентами.

Регламенты использования территории санитарно-защитных зон предприятий

2. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов

2.1. В соответствии с водным законодательством водоохранной зоной является территория, примыкающая к акватории водного объекта, на которой устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности, в том числе градостроительной, в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод. В пределах водоохранных зон выделяются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

2.2. Согласно водному законодательству вдоль береговой линии водных объектов общего пользования устанавливается полоса земли (береговая полоса), предназначенная для общего пользования шириной 20 м, а для рек, ручьев протяженностью не более 10 км – шириной 5 м. Каждый гражданин вправе пользоваться береговой полосой водных объектов общего пользования посредством передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавательных средств.

Регламенты использования территории водоохранных зон и прибрежных защитных полос

3. Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения

3.1. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения (поверхностных и подземных) организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение – защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

3.2. Организация зоны санитарной охраны осуществляется в соответствии с проектом, разрабатываемым в соответствии с действующими санитарными правилами.

37.1.218.108 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Содержание

Зоны с особыми условиями использования земель земельный кодекс

Зоны с особыми условиями использования территорий это

4. Зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются на землях, прилегающих к объектам, в отношении которых установлены такие зоны (объект, в отношение которого установлена зона, в состав зоны не входит).

Зоны с особыми условиями использования территорий, их границы обозначаются на местности специальными информационными знаками (размер зон либо нормативно определён, либо разрабатывается в проекте).

ЗК РФ, Статья 87

(см. текст в предыдущей редакции )

Об особенностях перевода земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения или земельных участков в составе таких земель в другую категорию см.

Земельный кодекс, N 136-ФЗ

1) земли промышленности;

2) земли энергетики;

3) земли транспорта;

4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;

5) земли для обеспечения космической деятельности;

6) земли обороны и безопасности;

7) земли иного специального назначения.

Особенности правового режима этих земель устанавливаются статьями 88 — 93 настоящего Кодекса и учитываются при проведении зонирования территорий.

Ограничения, связанные с вхождением границ земельного участка в зоны особыми условиями использования территории

Ограничения зоны с особыми условиями использования территорий зависят от ее типа и назначения. Согласно Градостроительному кодексу РФ выделяются следующие типы зон с особыми условиями использования территорий: охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов и иные зоны.

Как устанавливаются границы зоны?

Зона с особыми условиями использования территорий устанавливается на основании нормативно-правового акта органа государственной власти или местного самоуправления, в котором содержатся требования и порядок установления такой зоны, а также перечень ограничений, налагаемых на использование объектов, расположенных в такой зоне.

Каждая зона имеет определенные границы.

1) земли промышленности;

2) земли энергетики;

3) земли транспорта;

4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;

5) земли для обеспечения космической деятельности;

6) земли обороны и безопасности;

7) земли иного специального назначения.

Особенности правового режима этих земель устанавливаются статьями 88 — 93 настоящего Кодекса и учитываются при проведении зонирования территорий.

Информация природоохранной прокуратуры Ленинградской области об установлении зон с особыми условиями использования земель

Так, при установлении зон с особыми условиями использования земель обязательным приложением к решению об установлении зоны с особыми условиями использования территории являются

Ограничения, связанные с вхождением границ земельного участка в зоны особыми условиями использования территории

Что такое зоны с особыми условиями использования территорий?

В соответствии с действующим законодательством правообладатели земельных участков вправе свободно владеть, пользоваться и распоряжаться ими в установленных законом рамках, а также с учетом наложенных ограничений. Зоны с особыми условиями использования территорий как раз и являются одним из видов ограничений прав на землю, при этом в отличие от других ограничений имеют специфический порядок их установления, основанный на императивном начале. Смысл понятия «зоны с особыми условиями использования территорий» заложен в нем самом. Это зоны, расположенные на определенной территории и в границах которых введен особый, отличный от обычного, режим использования. Как правило, такой режим ограничивает возможности использования территории. Может быть установлен запрет на строительство, на размещение объектов, причиняющих вред окружающей среде и т.п.

Ограничения зоны с особыми условиями использования территорий зависят от ее типа и назначения. Согласно Градостроительному кодексу РФ выделяются следующие типы зон с особыми условиями использования территорий: охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов и иные зоны.

Как устанавливаются границы зоны?

Зона с особыми условиями использования территорий устанавливается на основании нормативно-правового акта органа государственной власти или местного самоуправления, в котором содержатся требования и порядок установления такой зоны, а также перечень ограничений, налагаемых на использование объектов, расположенных в такой зоне.

Это интересно:  Разглашение личных данных статья ук рф

Каждая зона имеет определенные границы. Текстовое и графическое описания местоположения границы зон вносятся в государственный кадастр недвижимости (далее – ГКН).

Где содержится информация о зонах (доступные ресурсы)?

Узнать входит ли земельный участок в границу какой-либо зоны с особыми условиями использования территорий можно из кадастрового паспорта/выписки на такой участок, а также с помощью общедоступного сервиса «Публичная кадастровая карта Росреестра» на сайте Росреестра www.rosreestr.ru В связи с ограниченностью информации, размещаемой на ресурсе «Публичная кадастровая карта», в нем содержатся только границы зоны, ее тип и наименование. Сведения о зоне в кадастровом паспорте/выписке сравнительно расширенны.

При этом следует учитывать, что процесс наполнения ГКН сведениями о зонах с особыми условиями использования территорий начат сравнительно недавно и продолжается по сей день. В этой связи кадастровый паспорт/выписка на земельный участок должен быть достаточно «свежим». К примеру, в кадастровом паспорте, полученном в 2010г., такая информация будет отсутствовать.

Также следует учитывать, что основное предназначение зон с особыми условиями использования территорий – это охрана режимного или ценного объекта или защита от объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду и человека. Если вблизи земельного участка расположена линия электропередачи, объект культурного наследия или источник водоснабжения, то это может указывать на то, что ваш земельный участок входит в зону с особыми условиями использования территорий.

Что делать, если участок попал в зону?

Что же делать, если ваш участок находится в зоне? Прежде всего, не стоит думать, что той частью земельного участка, которая вошла в зону с особым условием использования территорий, невозможно пользоваться. Нахождение земельного участка в зоне накладывает на его правообладателя обязательства по соблюдению особого режима использования, но не лишает его прав на землю. В то же время, несоблюдение установленного режима может привести к нежелательным последствиям от административного наказания до невозможности оформления права на созданный объект недвижимости.

Ограничения зоны с особыми условиями использования территории зависят от ее вида. Состав ограничений содержит в нормативно-правовом акте, на основании которого установлена зона, а также в кадастровом паспорте/выписке на земельный участок.

Нахождение земельного участка в границах зоны с особыми условиями использования обозначается в ГКН в виде части земельного участка, если земельный участок полностью находится в зоне, то часть формируется равной по площади земельному участку. В составе кадастрового паспорта/выписки на земельный участок сведения об ограничениях, связанных с установленной зоной с особыми условиями использования территорий, содержатся в характеристике такой части земельного участка в соответствующем разделе кадастрового паспорта/выписке КП3/КВ3.

Земельный кодекс РФ 2018

Глава XVII. Земли особо охраняемых территорий и объектов

Статья 94. Понятие и состав земель особо охраняемых территорий

Примечание:
Об особенностях перевода земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию, а также перевода земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли особо охраняемых территорий и объектов см. Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ.
1. К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
2. К землям особо охраняемых территорий относятся земли:

1) особо охраняемых природных территорий;
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ)
2) природоохранного назначения;
3) рекреационного назначения;
4) историко-культурного назначения;
5) особо ценные земли.
(пп. 5 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ)

3. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов.
4. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
5. Утратил силу. — Федеральный закон от 28.12.2013 N 406-ФЗ.
6. Земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия Российской Федерации, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.

Статья 95. Земли особо охраняемых природных территорий

1. К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ)
2. Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.
3. На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.
(в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ)
На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.
4. Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.
(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 406-ФЗ, от 21.07.2014 N 234-ФЗ)
5. В целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель и об ограничении на них хозяйственной деятельности.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ)
6. Земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.
(в ред. Федеральных законов от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 28.12.2013 N 406-ФЗ, от 21.07.2014 N 234-ФЗ)
7. На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются:

Примечание:
С 1 января 2019 года Федеральным законом от 29.07.2017 N 217-ФЗ подпункт 1 пункта 7 статьи 95 излагается в новой редакции.
1) предоставление садоводческих и дачных участков;
2) строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами;
(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)
3) движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог;
4) иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами.

8. Территории природных парков располагаются на землях, которые предоставлены государственным учреждениям субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление природными парками, в постоянное (бессрочное) пользование; допускается размещение природных парков на землях иных пользователей, а также собственников.
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ)
9. Объявление земель государственным природным заказником допускается как с изъятием так и без такого изъятия земельных участков у их собственников, землепользователей, землевладельцев.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ)
10. Земельные участки, занятые природными комплексами и объектами, объявленными в установленном порядке памятниками природы, могут быть изъяты у собственников этих участков, землепользователей, землевладельцев.

Примечание:
О порядке передачи земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности см. Федеральный закон от 03.12.2008 N 244-ФЗ.
Статья 96. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов

1. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека.
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 219-ФЗ, от 28.12.2013 N 406-ФЗ)
2. В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
3. Земельные участки в границах санитарных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая зона санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов). Земельные участки, находящиеся в частной собственности, подлежат выкупу у их собственников в соответствии со статьей 55 настоящего Кодекса. Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Статья 97. Земли природоохранного назначения

1. К землям природоохранного назначения относятся земли:

1) утратил силу. — Федеральный закон от 03.06.2006 N 73-ФЗ;
2) утратил силу. — Федеральный закон от 28.12.2013 N 406-ФЗ;
3) занятые защитными лесами, предусмотренными лесным законодательством (за исключением защитных лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий);
(в ред. Федеральных законов от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 28.12.2013 N 406-ФЗ)
4) утратил силу. — Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ;
5) иные земли, выполняющие природоохранные функции.

2. На землях природоохранного назначения допускается ограниченная хозяйственная деятельность при соблюдении установленного режима охраны этих земель в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
3. Юридические лица, в интересах которых выделяются земельные участки с особыми условиями использования, обязаны обозначить их границы специальными информационными знаками.
4. В пределах земель природоохранного назначения вводится особый правовой режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель. Земельные участки в пределах этих земель не изымаются и не выкупаются у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
5. В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами о коренных малочисленных народах, могут образовываться территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Порядок природопользования на указанных территориях устанавливается федеральными законами, их границы определяются Правительством Российской Федерации.

Статья 98. Земли рекреационного назначения

1. К землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
2. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
(в ред. Федеральных законов от 14.03.2009 N 32-ФЗ, от 23.06.2016 N 206-ФЗ)
3. Использование учебно-туристических троп и трасс, установленных по соглашению с собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, может осуществляться на основе сервитутов; при этом указанные земельные участки не изымаются из использования.
4. Утратил силу. — Федеральный закон от 14.03.2009 N 32-ФЗ.
5. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.

Статья 99. Земли историко-культурного назначения

1. К землям историко-культурного назначения относятся земли:

1) объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия;
2) достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел;
3) военных и гражданских захоронений.

2. Земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением.
Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.
(в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ)
3. Земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством.
На отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе землях объектов культурного наследия, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность.
4. В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.
(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

Статья 100. Особо ценные земли

1. К особо ценным землям относятся земли, в пределах которых имеются природные объекты и объекты культурного наследия, представляющие особую научную, историко-культурную ценность (типичные или редкие ландшафты, культурные ландшафты, сообщества растительных, животных организмов, редкие геологические образования, земельные участки, предназначенные для осуществления деятельности научно-исследовательских организаций).
2. На собственников таких земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов таких земельных участков возлагаются обязанности по их сохранению.
(в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ)

Особенности землепользования в зонах с особыми условиями использования территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Антропов Дмитрий Владимирович

Автором статьи рассмотрен экономический механизм эффективного землепользования в зонах с особыми условиями использования территорий, определены основные направления формирования такого механизма, показаны различные виды ущерба, причиненного отсутствием в кадастре информации об ограничениях, сформулированы принципы государственного кадастрового учета зон с особыми условиями использования территорий . Актуальность темы обусловлена отсутствием законодательных актов, регулирующих ведение кадастрового учета большинства обременений земель , а также тем, что наличие зон с особым режимом использования не учитывается при проведении кадастровой оценки земель.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Антропов Дмитрий Владимирович,

CHARACTERISTICS OF LAND USE IN ZONES WITH SPECIAL TERMS AND CONDITIONS OF USE AREAS

The author examined the economic mechanism of effective land use in areas with special conditions for land use are given guidelines on the formation of such a mechanism, shows the different types of damage from lack of inventory of the restrictions are the principles of state cadastral zones with special conditions for land use. Relevance of the topic due to the lack of legislation governing the conduct of cadastral most encumbrances land, and that the presence of zones with a special mode of use is not considered during the cadastral valuation.

Текст научной работы на тему «Особенности землепользования в зонах с особыми условиями использования территорий»

Особенности землепользования в зонах с особыми условиями использования территорий

доцент кафедры землепользования и кадастров федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования (ФГБОУ ВПО) «Государственный университет по землеустройству», кандидат экономических наук (г. Москва)

Дмитрий Владимирович Антропов, antropov@zemcad.ru

Размещенные на землях различных категорий объекты природы или человеческой деятельности обладают специфическими признаками, поэтому такие объекты нуждаются в учете и обеспечении особых условий для их эффективного и рационального функционирования, а также для их изоляции от негативного влияния со стороны других объектов и субъектов земельных отношений.

Система государственного кадастра недвижимости должна обеспечивать признание и удостоверение государством факта возникновения, существования или прекращения существования учетных объектов кадастра недвижимости [6], то есть земельных участков, территориальных зон и зон с особыми условиями использования территорий. Отсутствие законодательных актов также затрудняет ведение кадастрового учета большинства обременений в использовании земель. Это приводит к тому, что в кадастровой документации отсутствует большая часть информации об обременениях. Наличие на земельных участках зон с особым режимом использования не учитывается при проведении кадастровой оценки земель.

Изложенное свидетельствует о том, что необходимо решение теоретических и методических вопросов в области формирования зон с особым режимом использования территорий, их постановки на государственный кадастровый учет и эффективного землепользования на таких территориях. Под зонами

с особым режимом использования территорий следует понимать охранные, санитарнозащитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственнобытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации [1-3].

Понятие «землепользование» принято рассматривать в трех аспектах: в экономическом (как процесс хозяйственной деятельности), организационном (как часть территории) и правовом (как объект вещных прав) [6].

Землепользование в зонах с особыми условиями использования территорий должно быть основано на административных, экономических, информационных методах управления земельными ресурсами.

Нами предлагается выделять три группы ограничений для земельных участков в зависимости от особенностей их использования:

1)экологические ограничения (водоохранные зоны и прибрежные полосы, санитарно-защитные зоны предприятий, функциональные зоны особо охраняемых природных территорий и прочие);

2) технологические ограничения — ограничения в хозяйственном использовании (охранные зоны линейных объектов);

3) техногенные и антропогенные ограничения (деградированные земли, земли, ограниченные или выведенные из оборота).

Основными инструментами формирования режима хозяйственного использования земельных участков в Российской Федерации служат целевое назначение, разрешенное использование земель, ограничения на хозяйственную деятельность на земельных участках. Ограничение хозяйственной деятельности осуществляется при установлении обременений в использовании земель для отдельного земельного участка или группы земельных участков при территориальном зонировании. Ограничение прав на использование земельных участков ведет к снижению стоимости недвижимости и должно компенсироваться собственникам земли с помощью выплаты компенсаций, а также посредством снижения налогов. Процедуры возмещения ущерба, возникающего при ограничении прав собственников земли на использование их земельных участков, практически не разработаны, отсутствует единый информационный ресурс (таким ресурсом должен быть кадастр, однако в настоящее время в нем отсутствует большинство информации об ограничениях), что впоследствии приводит к увеличению издержек, ущербов, связанных с существованием ограничений хозяйственной деятельности, к снижению стоимости недвижимости, неполучению каких-либо компенсаций по причине ограничения прав, недобору земельных платежей и т. д. [5, 9].

С учетом предложений профессора С.А. Гальченко [7] сформулируем основные положения экономического механизма эффективного землепользования в зонах с особыми условиями использования территорий.

Экономический механизм эффективного землепользования — это деятельность по реализации экономических инструментов, направленных на формирование зон с особыми условиями использования территорий режимообразующих объектов, оценку

и компенсацию ущерба правообладателям земельных участков в этих зонах, формирование единого информационного ресурса об ограничениях в использовании земель.

Для ведения эффективного землепользования в зонах с особыми условиями использования территорий необходимо принятие оптимального решения, на основании которого возможно максимально эффективно организовать производственный процесс и использовать кадастровые данные в интересах всех участников земельных отношений.

Эффективность землепользования в зонах с особыми условиями использования территорий — это система учетных и организационных действий, проводимых с целью получения определенного вида эффекта от использования земельных ресурсов в условиях ограничения хозяйственной деятельности.

Предлагается выделять следующие виды эффективности:

1) бюджетная (от использования обремененных земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также от товарного производства в границах субъекта Российской Федерации или муниципального образования);

2) хозяйственная (от использования отдельных земельных участков).

Основными направлениями формирования эффективного землепользования являются:

• формирование зон с особыми условиями использования межселенных территорий и территориальных зон в населенных пунктах;

• проведение государственного кадастрового учета зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, а также обременений земельных участков;

• зонирование сельскохозяйственных земель в индустриальных районах с выделением зон по характеру и степени техногенного воздействия на аграрное производство;

• корректировка организации территории сельскохозяйственных предприятий с учетом выделенных зон загрязнения;

• реализация механизма компенсации потерь агарного производства, потерь лесного хозяйства в связи с загрязнением земель.

Экономический эффект землепользования в зонах с особыми условиями использования территорий — это экономический результат производственной деятельности, характеризуемый увеличением производства продукции от оптимизации использования территории; поступлением компенсационных платежей за ограничения хозяйственной деятельности, а также затраты на работы по формированию и кадастровому учету зон с особыми условиями использования территорий.

Эффект предлагаем определять по формуле:

Э = (ДИ + ПК) — (ЗФ + ЗГКУ + ЗОГР),

где ДИ — доходы от рационального использования земель в зоне, р.;

ПК — компенсационные платежи за ограничение хозяйственной деятельности, р.;

ЗФ — затраты правообладателя земельного участка на формирование обременений в использовании земель, р.;

3ГКУ — затраты органа кадастрового учета на постановку на государственный кадастровый учет зон с особыми условиями использования территорий, р.;

ЗОГР — затраты на реорганизацию производства в связи с установлением ограничений в использовании земель, р.

Введение ограничений на использование земельного участка, которые уменьшают его стоимость, должны быть компенсированы правообладателю участка, например снижением земельного налога или арендной платы, установлением платы за сервитут, а также выплатой справедливых компенсацией при изъятии для государственных или муниципальных нужд,

ограничении хозяйственной деятельности. Способы компенсации должны различаться в зависимости от вида режимообразующего объекта, от того, кому принадлежит объект, а также от состава ограничений на использование земельных участков, находящихся в территориальной зоне (охранной, санитарно-защитной и т. п.) объекта. Вопросы регулирования правовых и экономических отношений между юридическими лицами, в чью пользу налагаются ограничения, и собственниками, землевладельцами и землепользователями, чьи земельные участки в результате попадают в зону действия таких ограничений, в настоящее время в земельном законодательстве полностью не отрегулированы.

Если ограничения хозяйственной деятельности не зарегистрированы в соответствующих отраслевых кадастрах, то есть если обременения в использовании земель существуют, но информации о них нет, то существует вероятность появления ущерба для собственников или землепользователей: в любой момент информация о наличии таких обременений может быть обнародована, что может повлечь за собой дополнительные затраты на исполнение возникших обременений.

Размер убытков, причиненных обладателям прав на земельные участки ограничением вещных прав либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц (см. [4, 5, 8]), должен рассчитываться путем сложения:

1) размера реального ущерба;

2) размера упущенной выгоды;

3) расходов на восстановление нарушенных прав;

4) убытков в результате форс-мажорных обстоятельств.

К прямому ущербу относятся убытки, понесенные в результате изъятия земельных участков.

К эксплуатационному ущербу относятся потери от ограничения хозяйственной деятельности в охранных и санитарнозащитных зонах (например в результате за-

прета установки оросительной системы в охранной зоне ЛЭП).

К прямой упущенной выгоде относятся потери продукции на изъятых площадях.

К косвенной упущенной выгоде относятся потери из-за ухудшения экологического состояния земель и качества поверхностного почвенного слоя.

К расходам на восстановление нарушенных прав следует отнести оплату услуг кадастрового инженера, оценщика, адвоката, а также государственные пошлины на кадастровый учет и регистрацию права. К этим расходам следует отнести и расходы, которые возникают в случае отсутствия у правообладателя земельного участка данных об обременении и экологическом состоянии земель (например при отсутствии сведений о загрязнении земельного участка токсичными отходами).

Государственный кадастровый учет должен являться основой для последующей юридической регистрации ограничений в использовании земель, так как режим особого использования земель влечет за собой серьезные экономические последствия для всех участников земельного рынка.

Государственный кадастровый учет зон с особыми условиями использования территорий должен базироваться на следующих принципах:

1) равнозначность государственного кадастрового учета объектов недвижимости и государственного кадастрового учета зон с особыми условиями использования территорий;

2) учет зон с особыми условиями использования территорий и одновременный учет режимного или режимообразующего объекта;

3) следует учитывать зону с особыми условиями использования территорий целиком, а не фрагментарно (по отдельным ограничениям) с уже последующим разбиением ее на части территориальной зоны -земельные участки, попадающие в границу действия территориальной зоны с установленными ограничениями в использовании

земель и земельной регистрацией ограничений по всем участкам единовременно;

4) зона с особыми условиями использования территорий является не объектом недвижимости, а объектом особого режима природопользования;

5) обязательно публичное и индивидуальное информирование собственников объектов недвижимости о вхождении их объектов в границы зон с особыми условиями использования территорий;

6) государственный кадастровый учет зон с особыми условиями использования территорий должен служить инструментом юридического обеспечения ограничений на хозяйственную деятельность;

7) непрерывность ведения государственного кадастрового учета (по мере поступления новых данных);

8) государственный кадастровый учет зон с особыми условиями использования территорий должен проводиться в обязательном порядке, по единой методике, непрерывно и своевременно, обеспечивать должную степень актуализации на всей территории станы, а также включать как семантическую, так и графическую информацию;

9) все сведения о любом объекте недвижимости и территориальных зонах должны быть открыты и прозрачны (за исключением сведений, содержащих государственную и коммерческую тайну) и предоставляться любому лицу в установленном законом порядке.

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ

1. Земельный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 25 октября 2001 года № 136-Ф3. Доступ из справочной правовой системы «Гарант».

2. Градостроительный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «Гарант».

3. О государственной кадастре недвижимости : Федеральный закон от 24 июля

2007года № 221-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «Гарант».

4. Авраменко А. А. Экономическая оценка ущерба, причиненного объектам животного мира загрязнением окружающей среды : дисс. . канд. экон. наук. М., 2004.

5. Басманова В. А. Организационно-экономический механизм формирования и учета в ГЗК территориальных зон с особым режимом использования земель : дисс. . канд. экон. наук. М. : ГУЗ, 2004.

6. Варламов А. А. Управление земельными ресурсами : учебник для студентов вузов (Земельный кадастр в 6 т. / А. А. Варламов.

Т. 1). М. : КолосС, 2005.

7. Гальченко С. А. Эффективность системы государственного земельного кадастра различных административно-территориальных уровней : монография. М. : МГИУ, 2003.

8. Кретинин К. В. Экономическая оценка земель сельскохозяйственного назначения с особым правовым режимом использования : дисс. . канд. экон. наук. Воронеж, 2003.

9. Рулева Н. П. Совершенствование земельного кадастра для территорий с особым режимом использования : дис. . канд. экон. наук. М. : ГУЗ, 2000.

ООО «АКТУАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»

Е.В. Шестакова — генеральный директор ООО «Актуальный менеджмент», кандидат юридических наук

Субсидия в виде имущественного взноса

Информация представляет интерес для автономных некоммерческих организаций

Принято постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1072 «О предоставлении из федерального бюджета субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации организации на аренду помещений, проведение текущего ремонта помещений и оплату услуг по содержанию имущества, в том числе расходов на коммунальные услуги». Этот документ определяет порядок предоставления из федерального бюджета Российской Федерации субсидии в виде имущественного взноса организации на аренду помещений, проведение текущего ремонта в них и оплату услуг по содержанию имущества, в том числе расходов на коммунальные услуги. Субсидия предоставляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Министерством экономического развития Российской Федерации. Предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения, заключаемого Министерством экономического развития Российской Федерации с организацией.

Избежание двойного налогообложения при уплате налога на имущество

Информация может быть полезна компаниям, владеющим иностранной недвижимостью и планирующим приобретение недвижимости за рубежом, а также иностранным компаниям и представительствам — владельцам российской недвижимости

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2012 года № 1097 внесены изменения в Типовое соглашение между Российской Федерацией и иностранными государствами об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество. Предприятия одного договаривающегося государства, капитал которого полностью или частично, прямо или косвенно принадлежит или контролируется одним или несколькими резидентами другого договаривающегося государства, не должны подвергаться в первом указанном договаривающемся государстве любому налогообложению или любому связанному с ним требованию, иному или более обременительному, чем налогообложение и связанные с ним требования.

Это соглашение не распространяется на все страны, поэтому необходимо руководствоваться конкретным соглашением об избежании двойного налогообложения. Кроме того, большинство положений соглашения относятся к налогу на прибыль.

Статья написана по материалам сайтов: studopedia.ru, kinteh.ru, www.rosreestr03.ru, vladrieltor.ru, cyberleninka.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector