+7 (499) 928-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Статья 1 ТК РФ. Цели и задачи трудового законодательства

Новая редакция Ст. 1 ТК РФ

Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

организации труда и управлению трудом;

трудоустройству у данного работодателя;

подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя;

социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;

государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

разрешению трудовых споров;

обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Комментарий к Статье 1 ТК РФ

В статье 1 Трудового кодекса РФ закреплены основные цели и задачи трудового законодательства.

Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Главной задачей трудового законодательства является достижение согласования интересов работника и работодателя, а также государства. Кроме того, трудовое право направлено на регулирование трудовых отношений, а также иных отношений, связанных с трудовыми, например по организации и управлению трудом или по материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда.

Последнее изменение в статью 1 Трудового кодекса было внесено Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ. Этот документ добавил абзац, согласно которому трудовое законодательство направлено также на регулирование отношений по обязательному социальному страхованию.

Другой комментарий к Ст. 1 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Трудовой кодекс Российской Федерации открывается главой 1, статьями которой определяются цели и задачи российского трудового законодательства, основные принципы правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, система источников норм трудового права, их действие во времени и по кругу лиц, а также порядок исчисления сроков.

2. Часть 1 ст. 1, перечисляя конкретные цели трудового законодательства, по сути, придает правовому регулированию труда в нашей стране определенный социальный акцент, который вытекает из самой сущности Российского государства (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ), призванного способствовать созданию в нашей стране благоприятных условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Общая социальная направленность российского трудового законодательства, однако, не означает, что оно является правом исключительно одной стороны трудовых отношений, а именно работника. Провозглашаемая Конституцией цель обеспечения достойной жизни и свободного развития человека предполагает, что не только наемный работник должен иметь реальные гарантии своих прав и свобод, но и работодатель, создающий рабочие места и обеспечивающий людей работой, тоже вправе реализовать предпринимательский интерес в осуществляемой им экономической либо иной деятельности. Под этим углом зрения следует говорить о том, что трудовое законодательство России одновременно призвано выполнять две функции. Во-первых, социальную функцию, общее назначение которой состоит в создании работнику условий труда, его оплаты и охраны, достойных представителя современного человеческого сообщества. Во-вторых, экономическую функцию, направленную на обеспечение соответствия уровня трудовых прав, свобод и гарантий работника экономическим возможностям работодателя, позволяющим ему удовлетворять и свой интерес к достижению наиболее эффективных экономических результатов, создающих материальные предпосылки для реализации трудовых прав работников. Именно на эти идеи опирается ч. 2 ст. 1 ТК, называя одной из основных задач трудового законодательства создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений.

Между тем необходимо учитывать, что соотношение указанных функций характеризуется доминантой социальной функции, наличие которой, в частности, объясняется наибольшим удельным весом, занимаемым наемными работниками в структуре российского общества. К тому же с экономической точки зрения каждый из этих работников, не являясь самостоятельно хозяйствующим субъектом, фактически располагает только личными способностями к определенному труду, которыми он и участвует в экономической или иной деятельности работодателя. Отсюда следует, что все трудовые права и интересы работника в реальности могут осуществиться только благодаря определенным действиям работодателя, который тот далеко не всегда заинтересован совершать. В этом смысле работники действительно нуждаются, причем более, нежели работодатели, в государственно-гарантированной поддержке и защите своих трудовых прав и законных интересов.

Права и экономические интересы работодателя трудовое законодательство, конечно, не игнорирует. Однако, имея в виду способность работодателя к их самостоятельному удовлетворению, оно предоставляет возможность осуществлять правовую защиту этих прав и интересов, как правило, нормам других отраслей права, регулирующих отношения, в которых работодатель фигурирует в качестве субъекта имущественных или неимущественных прав, организатора производства, предпринимателя или собственника, осуществляющего какой-либо вид хозяйственной, культурно-развлекательной, медицинской, образовательной или другой деятельности.

3. Взаимоотношения работодателя с субъектами трудовых и связанных с ними отношений строятся в первую очередь на договорно-правовой основе, однако данное обстоятельство не означает, что правовое регулирование этих отношений осуществляется исключительно в частноправовом порядке, не требующем государственного присутствия, олицетворяющего публично-правовое начало в законодательном регулировании общественных отношений.

Трудовое законодательство проявляет социальную направленность как раз в том, что посредством его норм осуществляется такое правовое регулирование трудовых отношений, которое призвано обеспечить, разумеется, в необходимых и разумных пределах экспансию государства на рынок труда с целью привнесения в его функционирование начал предсказуемости, справедливости и стабильности, позволяющих добиваться экономического прогресса и социального мира в условиях данного способа хозяйствования. В этом аспекте ч. 2 ст. 1 ТК РФ ориентирует правовое регулирование трудовых и связанных с ними отношений и на учет интересов российского государства, современная экономико-правовая политика которого должна быть направлена на достижение некоего всеобщего социального блага.

Сердцевину данного предмета составляют индивидуальные трудовые отношения, складывающиеся между работником и работодателем в связи с заключением и исполнением трудового договора. Непосредственно связанные с ними отношения, хотя не являются трудовыми с точки зрения содержания деятельности участвующих в них субъектов, тем не менее регулируются также трудовым законодательством и включаются в его предмет в силу своей тесной и неразрывной связи с трудовыми отношениями. В отрыве от трудовых отношений их существование в принципе теряет самостоятельное значение, поскольку все они вместе и каждый их вид в отдельности должны способствовать возникновению, развитию и в случае необходимости законному прекращению трудовых правоотношений. Соответственно, правовое регулирование данных отношений подчинено общей идее обеспечения нормального состояния трудовых правоотношений.

Отношения, которые наряду с трудовыми включаются в предмет законодательного регулирования, могут предшествовать, сопутствовать трудовым либо сменять их. Их правовое регулирование довольно разнообразно по направленности. Так, регулирование отношений по трудоустройству, которые предшествуют трудовым, призвано обеспечить свободный выбор труда, а также максимально быстрое и правильное возникновение трудовых правоотношений между гражданином, ищущим подходящую работу, и работодателем, подыскивающим определенного работника.

Регулирование отношений по организации труда и управлению трудом, которые сопутствуют трудовым отношениям, опосредует процесс применения и использования индивидуального и коллективного труда работников, занятых у одного работодателя. Хотя труд работников и относится к экономическим факторам рыночного хозяйствования, которые работодатель приобретает и использует по своему усмотрению, он тем не менее не считается обычным рыночным товаром. На этой идее, в частности, основывается международно-правовое регулирование труда. К примеру, п. а» первого раздела Декларации о целях и задачах МОТ, принятой 10 мая 1944 г. на 26-й сессии Генеральной конференции труда в Филадельфии, говорит: «Труд не является товаром» (Международное Бюро Труда. Женева, 1996. С. 23). Отсюда следует, что наем конкретного труда не рождает для работодателя безграничные возможности по его использованию и распоряжению исключительно в своем интересе. Субъектом индивидуального труда выступает все же человек, а управление им, как, впрочем, и коллективом людей, является разновидностью социальной власти, которая в принципе не может быть безграничной в современном демократическом обществе. С этой точки зрения трудовое законодательство определяет пределы и порядок осуществления данной власти и в первую очередь в области воздействия на работников при осуществлении работодателем локально-нормотворческих, директивно-распорядительных и правоприменительных полномочий.

Законодательное регулирование отношений по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у работодателя, которые в ряде случаев либо предшествуют, либо сопутствуют трудовым отношениям, нацелено на повышение эффективности труда путем обеспечения субъектного состава трудовых отношений наиболее квалифицированными работниками.

Регулирование отношений по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений подчинено цели оптимального согласования интересов сторон индивидуальных и коллективных трудовых отношений как между собой, так и с интересами государства. В совокупности данные отношения относятся к так называемым коллективным трудовым отношениям, которые сопутствуют индивидуальным трудовым отношениям и составляют важный блок предмета законодательного регулирования. Нормальное функционирование и развитие отношений этого блока во многом определяет судьбу социального благополучия российского общества в целом.

Законодательное регулирование сопутствующих трудовым отношений по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства опосредует привлечение работников к процессу организации труда и управления трудом. Соответствующие нормы законодательства предназначены преодолеть отчуждение работников от организационно-управленческой деятельности работодателя и ее результатов путем предоставления представителям работников возможности воздействовать на работодателя в процессе установления условий труда и применения законодательства. В данном случае соответствующие правомочия работников выступают как своеобразный социальный противовес экономической власти работодателя, использование которого способно в определенной мере воспрепятствовать злоупотреблению этой властью.

Это интересно:  Статья 3 закона о защите конкуренции № 135-ФЗ

Законодательное регулирование отношений по надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) должно в целом способствовать обеспечению защиты трудовых прав и законных интересов работников, в том числе и права на здоровые и безопасные условия труда. Такую же направленность имеет и правовое регулирование отношений по разрешению индивидуальных и коллективных трудовых споров, с помощью разрешения которых могут защищаться любые трудовые права работников. Отношения по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства, как правило, сопутствуют трудовым, а отношения по разрешению трудовых споров могут как сопутствовать трудовым отношениям, так и сменять их.

Все отношения, включенные в ч. 2 ст. 1 ТК РФ под общим названием «иные тесно связанные с трудовыми отношения», подразделяются с точки зрения субъектного состава на индивидуальные и коллективные.

К категории индивидуальных относятся отношения по:

трудоустройству у данного работодателя;

профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;

материальной ответственности работников;

разрешению индивидуальных трудовых споров;

обязательному социальному страхованию.

К числу коллективных относятся отношения по:

организации труда и управлению трудом коллектива работников данного работодателя;

социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда);

разрешению коллективных трудовых споров.

В составе коллективных отношений, в свою очередь, следует различать отношения, регулируемые в порядке внешнего нормативно-правового воздействия со стороны государственно-властных органов или лиц, и отношения, строящиеся на началах договорного саморегулирования, осуществляемого самими участниками этих отношений. В первую группу отношений включаются отношения по:

организации труда и управлению трудом, которые регулируются в законодательном, нормативно-правовом и локально-нормативном порядке (см. ст. ст. 6, 8 ТК РФ и комментарий к ним);

Во вторую группу коллективных отношений включаются отношения по:

социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства; профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда);

разрешению коллективных трудовых споров.

Данная группа отношений во многом связана с регулированием коллективных условий труда работника, поэтому она получила название «коллективные трудовые отношения» (см. ст. 9 ТК РФ и комментарий к ней).

Статья 1. Цели и задачи трудового законодательства

СТ 1 ТК РФ.

Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

  • организации труда и управлению трудом;
  • трудоустройству у данного работодателя;
  • подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя;
  • социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
  • участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
  • материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
  • государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • разрешению трудовых споров;
  • обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Комментарий к Ст. 1 Трудового кодекса РФ

1. Часть 1 комментируемой статьи 1ТК РФ, перечисляя конкретные цели трудового законодательства, по сути, придает правовому регулированию труда в нашей стране социальный акцент, который вытекает из самой сущности Российской Федерации как социального государства (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ), призванного способствовать созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Трудовое законодательство исходит также из идеи о том, что труд работников, хотя и относится к экономическим факторам рыночного хозяйствования, которые работодатель приобретает и использует по своему усмотрению, не может все же рассматриваться в качестве обычного рыночного товара. Эта идея положена и в основу международно-правового регулирования труда. К примеру, в Декларации Международной организации труда (далее — МОТ) «О целях и задачах Международной организации труда» (принята в г. Филадельфии 10 мая 1944 г.) сказано: «Труд не является товаром» (п. «а» разд. I). В этом смысле наем конкретного труда не рождает для работодателя безграничных возможностей в его экономической (хозяйской) власти над работником.

Использование наемного труда работников, управление работниками, объединенными в трудовой коллектив, является разновидностью социальной власти, которая в принципе не может быть безграничной в демократическом обществе. В силу этого трудовое законодательство призвано определять пределы и порядок осуществления хозяйской власти работодателя в плане его воздействия на работников в ходе осуществления своих нормотворческих, распорядительных и правоприменительных полномочий.

Вместе с тем общая социальная направленность российского трудового законодательства, проистекающая из ст. 7 КРФ, не означает, что трудовое право должно быть правом только работника. В соответствии со ст. 34 Конституции РФ работодатель вправе свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, поэтому он, как и работник, должен иметь определенные гарантии реализации своих прав и свобод в трудовых отношениях, хотя бы для того, чтобы создавать рабочие места, обеспечивать людей работой и оплачивать их труд. С этой точки зрения у трудового права России следует выделить две функции: 1) социальную, общее назначение которой состоит в создании работнику условий труда, его оплаты и охраны, достойных представителя современного человеческого сообщества; 2) экономическую, направленную на обеспечение удовлетворения хозяйственного интереса работодателя в положительных результатах своей деятельности. Само же правовое регулирование труда должно быть направлено на достижение надлежащего баланса этих функций путем создания необходимых правовых условий для оптимального согласования интересов обеих сторон трудовых отношений и государства.

Необходимо учитывать, что в балансе указанных функций социальная функция обладает некоторым приоритетом, и это объясняется прежде всего явной доминантой численности работников в структуре российского общества. К тому же в экономическом смысле каждый из этих работников, не являясь самостоятельно хозяйствующим субъектом со своими финансовыми средствами и орудиями труда, фактически располагает только личными способностями к конкретному труду, которым он и участвует в экономической или иной деятельности работодателя. По этой причине все трудовые права и интересы работника могут быть осуществлены лишь благодаря действиям работодателя, который далеко не всегда заинтересован их совершать. В этом ракурсе работники признаются экономически более слабой стороной трудовых отношений и потому нуждаются в большей мере, нежели работодатели, в государственно-правовой поддержке и защите своих трудовых прав и законных интересов.

Трудовое законодательство, конечно, не игнорирует права и экономические интересы работодателя, но учитывает, что он в подавляющем большинстве случаев имеет возможность их удовлетворить самостоятельно. По этой причине ему предоставляется возможность осуществлять правовую защиту своих прав и интересов посредством норм других отраслей права, регулирующих те отношения, в которых работодатель фигурирует в качестве субъекта имущественных или неимущественных прав, организатора производства или предпринимателя, осуществляющего конкретный вид хозяйственной, культурно-развлекательной, медицинской, образовательной либо другой деятельности.

2. Взаимоотношения работодателя со своими работниками строятся в первую очередь на договорно-правовой основе. Данное обстоятельство не означает, что правовое регулирование этих отношений осуществляется исключительно в частноправовом порядке, не требующем государственного вмешательства. Напротив, трудовое законодательство, проявляя свою социальную направленность в правовом регулировании трудовых отношений, обеспечивает в необходимых и разумных пределах экспансию государства на рынок труда в целях привнесения в его функционирование начал предсказуемости, справедливости и стабильности, которые позволяли бы одновременно добиваться экономического прогресса и социального мира в нашем обществе. В этом аспекте ч. 2 ст. 1 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) ориентирует правовое регулирование трудовых отношений на учет публичных интересов Российского государства, современная экономико-правовая политика которого должна быть подчинена в том числе достижению всеобщего социального блага.

Основу данного предмета составляют индивидуальные трудовые отношения, складывающиеся между работником и работодателем в связи с заключением и исполнением трудового договора. Непосредственно связанные с ними отношения, хотя и не являются трудовыми с точки зрения содержания деятельности участвующих в них субъектов, также регулируются нормами трудового права и включаются в его предмет в силу своей тесной и неразрывной связи с трудовыми отношениями. В отрыве от трудовых отношений их существование теряет самостоятельное значение, поскольку все они вместе и каждый их вид в отдельности должны способствовать возникновению, развитию и в случае необходимости законному прекращению трудовых правоотношений. Соответственно, правовое регулирование всех этих отношений подчинено общей цели обеспечения нормального состояния трудовых правоотношений.

Отношения, которые наряду с трудовыми включаются в предмет регулирования норм ТК РФ, могут предшествовать, сопутствовать трудовым либо сменять их. Их правовое регулирование довольно разнообразно по направленности. Регулирование отношений по трудоустройству, которые предшествуют трудовым, призвано гарантировать каждому свободный выбор труда, а также обеспечивать максимально быстрое и юридически корректное возникновение трудовых правоотношений между лицом, ищущим подходящую работу, и работодателем, подыскивающим определенного работника.

Регулирование отношений по организации труда и управлению трудом, которые сопутствуют трудовым отношениям, нацелено на упорядочение процесса применения и использования индивидуального и коллективного труда работников, занятых у конкретного работодателя. Регулирование отношений по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у работодателя, которые в ряде случаев либо предшествуют, либо сопутствуют трудовым отношениям, направлено на повышение эффективности труда путем обеспечения субъектного состава трудовых отношений наиболее квалифицированными работниками.

Это интересно:  Могут ли уволить по статье на испытательном сроке за прогул

Регулирование отношений по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений, которые сопутствуют трудовым отношениям, подчинено цели оптимального согласования интересов сторон индивидуальных и коллективных трудовых отношений как между собой, так и с интересами государства. Регулирование отношений по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства, которые также сопутствуют трудовым отношениям, опосредует привлечение работников к процессу организации труда и управления трудом и нацелено на преодоление отчуждения работников от организационно-управленческой деятельности работодателя и ее результатов посредством предоставления представителям работников возможности воздействовать на работодателя в процессе установления условий труда и применения законодательства.

Регулирование отношений по материальной ответственности, которые могут сопутствовать трудовым отношениям или сменять их, подчинено выполнению охранительной функции, основное содержание которой составляет обязанность одной стороны трудового договора возместить ущерб, причиненный другой стороне договора. Регулирование отношений по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства должно в целом способствовать обеспечению защиты трудовых прав и законных интересов работников, включая их право на здоровые и безопасные условия труда. Такую же направленность имеет и правовое регулирование отношений по разрешению трудовых споров, с помощью разрешения которых могут защищаться любые трудовые права работников. Отношения по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства, как правило, сопутствуют трудовым, а отношения по разрешению трудовых споров могут как сопутствовать трудовым отношениям, так и сменять их.

Статья 1 ТК РФ. Цели и задачи трудового законодательства

Текущая редакция ст. 1 ТК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:
организации труда и управлению трудом;
трудоустройству у данного работодателя;
подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя;
социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права ;
разрешению трудовых споров;
обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами .

Комментарий к статье 1 ТК РФ

1. Комментируемая статья посвящена определению целей и задач правового регулирования труда в современных условиях. В таком виде и объеме цели и задачи трудового законодательства сформулированы впервые именно в ТК РФ.

Первые отечественные кодифицированные акты о труде (КЗоТ 1918 года, 1922 года) цели и задачи трудового законодательства не устанавливали. КЗоТ 1971 года в ст. 1 закрепил задачи Кодекса, которые в большей степени являлись принципами социалистического общества, чем задачами законодательства. Среди них, например, «содействие росту производительности труда, улучшение качества работы, повышение эффективности общественного производства и подъем на этой основе материального и культурного уровня жизни трудящихся, укрепление трудовой дисциплины и постепенное превращение труда на благо общества в первую жизненную потребность каждого трудоспособного человека». Лишь во второй части статьи установлены реальные правовые задачи Кодекса — установление высокого уровня условий труда, всемерная охрана трудовых прав работников.

Цели и задачи правового регулирования труда были сформулированы в декларативных актах МОТ. Прежде всего, необходимо выделить Декларацию МОТ «О целях и задачах Международной организации труда» (Принята в г.Филадельфии 10 мая 1944 года на 26-й сессии Генеральной конференции МОТ), где зафиксированы 10 достаточно конкретных целей деятельности МОТ. Согласно разделу 3 указанной Декларации МОТ приняла на себя обязательства способствовать принятию странами мира программ, имеющих целью:
— полную занятость и повышение жизненного уровня;
— занятость трудящихся на таких работах, где они могут получить удовлетворение проявлением в полной мере своего мастерства и навыков и принести наибольший вклад в общее благосостояние;
— обеспечение, в качестве средства достижения этой цели и при соответствующих гарантиях для всех заинтересованных, возможностей обучения и передвижения рабочих, включая миграцию в целях устройства на работу и поселения;
— предоставление возможностей для всех участвовать на равных началах в распределении плодов прогресса в области заработной платы и дополнения к ней, рабочего времени и прочих условий труда, также как и прожиточного минимума заработной платы для всех, кто трудится и нуждается в такой защите;
— эффективное признание права на коллективные переговоры, сотрудничество предпринимателей и рабочей силы в деле постоянного улучшения организации производства и сотрудничество рабочих и предпринимателей в подготовке и применении мер социального и экономического порядка;
— расширение социального обеспечения с тем, чтобы обеспечить основной доход для всех нуждающихся в такой защите и полное медицинское обслуживание;
— необходимую защиту жизни и здоровья рабочих на всех работах;
— защиту благосостояния детей и матерей;
— обеспечение необходимого питания, жилищ и возможностей для отдыха и культуры;
— обеспечение равных возможностей в области общего и профессионального образования.

Зафиксированные в ст. 1 ТК РФ цели и задачи трудового законодательства основаны также на основополагающих принципах и правах в сфере труда, закрепленных, в первую очередь, в Декларации МОТ «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» (принята в г.Женева 18 июня 1998 года), в других актах международного права, а также в Конституции РФ.

В частности, согласно названной Декларации МОТ «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» к принципам, касающимся основополагающих прав, отнесены:
— свобода объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров;
— упразднение всех форм принудительного или обязательного труда;
— действенное запрещение детского труда;
— недопущение дискриминации в области труда и занятий.

2. В ч.1 комментируемой статьи зафиксированы цели трудового законодательства, которыми являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. По сравнению с ранее действовавшим законодательством цели сформулированы более четко, конкретно и выражены в основных функциях трудового права.

Цели трудового законодательства в полной мере соответствуют изменениям в политической, социальной и экономической жизни российского общества и государства в постсоветский период.

С одной стороны, сохраняется традиция жесткого централизованного регулирования трудовых отношений, что необходимо в условиях переходной экономики, нестабильности рынка труда и связано с необходимостью защиты трудовых прав работников. С другой стороны, — многообразие форм собственности и рыночная экономика требуют обращения к новым методам правового регулирования трудовых отношений, усиления договорных начал, необходимости защиты прав и законных интересов не только работников, но и работодателей. Кроме того, новые социальные реалии в условиях глобализации и международного общения предъявляют большие требования к уровню жизни граждан. Именно поэтому наряду с достаточно традиционными целями (установлением государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан и защитой прав работников) ТК РФ провозглашает и новые — создание благоприятных условий труда и защиту прав и интересов работодателей.

Цели трудового законодательства выражены в функциях трудового права, которые можно определить как основные направления воздействия трудового права на общественные отношения, возникающие в процессе труда.

В современной науке трудового права подходы к понятию и перечню функций трудового права во многом схожи. Однако перечень и, соответственно, содержание некоторых функций определяются авторами по-разному.

К.Н.Гусов и В.Н.Толкунова выделяют социальную, защитную, хозяйственно-производственную, воспитательную функции, а также функцию развития производственной демократии.

________________
См.: Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учеб. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. 496 с. С.30-31.

М.О.Буянова называет те же функции за исключением функции развития производственной демократии.

________________
См.: Буянова М.О. Трудовое право: учебное пособие. Москва: Проспект, 2011. 240 с.

В учебнике под редакцией Е.Б.Хохлова и В.А.Сафонова, кроме того, что не указана функция развития производственной демократии, социальная и защитная функции представлены как тождественные.

________________
См.: Трудовое право России: учебник для вузов / А.В.Завгородний, В.В.Коробченко, А.В.Кузьменко и др.; Под общ. ред. Е.Б.Хохлова, В.А.Сафонова. М.: ООО «Юрайт-Издат», 2008. С.69.

На наш взгляд, функции, предложенные К.Н.Гусовым и В.Н.Толкуновой, более полно отражают все цели трудового законодательства.

3. В ч.2 комментируемой статьи определены основные задачи трудового законодательства.

Первой задачей является создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства. К слову, именно эта задача указывает на необходимость выделения такой функции трудового права, как развитие производственной демократии.

Вторая задача — правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, — по сути, фиксирует предмет трудового права.

Наиболее важным элементом предмета трудового права являются трудовые отношения. Их характеристика будет дана в комментарии к ст. 15 ТК РФ.

Отношения, непосредственно связанные с трудовыми, носят вспомогательный характер, а потому многими авторами называются производными от трудовых. Эти отношения в зависимости от соотношения с основным трудовым отношением в науке условно разделяются на отношения:
________________
См., например: Буянова М.О. Указ. соч.

— предшествующие трудовым отношениям — отношения по трудоустройству у данного работодателя, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;
— сопутствующие трудовым отношениям — отношения по организации труда и управлению трудом, по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений, участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях, по материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда, по государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами;
— вытекающие из трудовых отношений — отношения по разрешению трудовых споров.

Это интересно:  Статья 749 ГК РФ. Участие инженера (инженерной организации) в осуществлении прав и выполнении обязанностей заказчика

Необходимо еще раз подчеркнуть, что предложенная классификация условна. Так, отношения по разрешению трудовых споров могут вытекать из трудовых (например, в случае оспаривания увольнения работника) либо сопутствовать трудовым (любые споры между работником и работодателем в период существования трудового отношения), либо даже предшествовать трудовым отношениям (споры об отказе в приеме на работу).

________________
См.: Киселев И.Я. Трудовое право России и зарубежных стран. Международные нормы труда: Учебник / И.Я.Киселев, А.М.Лушников. Под ред. М.В.Лушниковой. Изд. 3-е, перераб. и. доп. М.: Эксмо, 2008. С.86.

Другой комментарий к ст. 1 ТК РФ

1. Часть 1 комментируемой статьи, перечисляя конкретные цели трудового законодательства, по сути, придает правовому регулированию труда в нашей стране социальный акцент, который вытекает из самой сущности Российской Федерации как социального государства (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ), призванного способствовать созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Трудовое законодательство исходит также из идеи о том, что труд работников, хотя и относится к экономическим факторам рыночного хозяйствования, которые работодатель приобретает и использует по своему усмотрению, не может все же рассматриваться в качестве обычного рыночного товара. Эта идея положена и в основу международно-правового регулирования труда. К примеру, в Декларации Международной организации труда (далее — МОТ) «О целях и задачах Международной организации труда» (принята в г. Филадельфии 10 мая 1944 г.) сказано: «Труд не является товаром» (п. «а» разд. I). В этом смысле наем конкретного труда не рождает для работодателя безграничных возможностей в его экономической (хозяйской) власти над работником.

Использование наемного труда работников, управление работниками, объединенными в трудовой коллектив, является разновидностью социальной власти, которая в принципе не может быть безграничной в демократическом обществе. В силу этого трудовое законодательство призвано определять пределы и порядок осуществления хозяйской власти работодателя в плане его воздействия на работников в ходе осуществления своих нормотворческих, распорядительных и правоприменительных полномочий.

Вместе с тем общая социальная направленность российского трудового законодательства, проистекающая из ст. 7 Конституции РФ, не означает, что трудовое право должно быть правом только работника. В соответствии со ст. 34 Конституции РФ работодатель вправе свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, поэтому он, как и работник, должен иметь определенные гарантии реализации своих прав и свобод в трудовых отношениях, хотя бы для того, чтобы создавать рабочие места, обеспечивать людей работой и оплачивать их труд. С этой точки зрения у трудового права России следует выделить две функции: 1) социальную, общее назначение которой состоит в создании работнику условий труда, его оплаты и охраны, достойных представителя современного человеческого сообщества; 2) экономическую, направленную на обеспечение удовлетворения хозяйственного интереса работодателя в положительных результатах своей деятельности. Само же правовое регулирование труда должно быть направлено на достижение надлежащего баланса этих функций путем создания необходимых правовых условий для оптимального согласования интересов обеих сторон трудовых отношений и государства.

Необходимо учитывать, что в балансе указанных функций социальная функция обладает некоторым приоритетом, и это объясняется прежде всего явной доминантой численности работников в структуре российского общества. К тому же в экономическом смысле каждый из этих работников, не являясь самостоятельно хозяйствующим субъектом со своими финансовыми средствами и орудиями труда, фактически располагает только личными способностями к конкретному труду, которым он и участвует в экономической или иной деятельности работодателя. По этой причине все трудовые права и интересы работника могут быть осуществлены лишь благодаря действиям работодателя, который далеко не всегда заинтересован их совершать. В этом ракурсе работники признаются экономически более слабой стороной трудовых отношений и потому нуждаются в большей мере, нежели работодатели, в государственно-правовой поддержке и защите своих трудовых прав и законных интересов.

Трудовое законодательство, конечно, не игнорирует права и экономические интересы работодателя, но учитывает, что он в подавляющем большинстве случаев имеет возможность их удовлетворить самостоятельно. По этой причине ему предоставляется возможность осуществлять правовую защиту своих прав и интересов посредством норм других отраслей права, регулирующих те отношения, в которых работодатель фигурирует в качестве субъекта имущественных или неимущественных прав, организатора производства или предпринимателя, осуществляющего конкретный вид хозяйственной, культурно-развлекательной, медицинской, образовательной либо другой деятельности.

2. Взаимоотношения работодателя со своими работниками строятся в первую очередь на договорно-правовой основе. Данное обстоятельство не означает, что правовое регулирование этих отношений осуществляется исключительно в частноправовом порядке, не требующем государственного вмешательства. Напротив, трудовое законодательство, проявляя свою социальную направленность в правовом регулировании трудовых отношений, обеспечивает в необходимых и разумных пределах экспансию государства на рынок труда в целях привнесения в его функционирование начал предсказуемости, справедливости и стабильности, которые позволяли бы одновременно добиваться экономического прогресса и социального мира в нашем обществе. В этом аспекте ч. 2 ст. 1 Трудового кодекса РФ (далее — ТК) ориентирует правовое регулирование трудовых отношений на учет публичных интересов Российского государства, современная экономико-правовая политика которого должна быть подчинена в том числе достижению всеобщего социального блага.

Основу данного предмета составляют индивидуальные трудовые отношения, складывающиеся между работником и работодателем в связи с заключением и исполнением трудового договора. Непосредственно связанные с ними отношения, хотя и не являются трудовыми с точки зрения содержания деятельности участвующих в них субъектов, также регулируются нормами трудового права и включаются в его предмет в силу своей тесной и неразрывной связи с трудовыми отношениями. В отрыве от трудовых отношений их существование теряет самостоятельное значение, поскольку все они вместе и каждый их вид в отдельности должны способствовать возникновению, развитию и в случае необходимости законному прекращению трудовых правоотношений. Соответственно, правовое регулирование всех этих отношений подчинено общей цели обеспечения нормального состояния трудовых правоотношений.

Отношения, которые наряду с трудовыми включаются в предмет регулирования норм ТК, могут предшествовать, сопутствовать трудовым либо сменять их. Их правовое регулирование довольно разнообразно по направленности. Регулирование отношений по трудоустройству, которые предшествуют трудовым, призвано гарантировать каждому свободный выбор труда, а также обеспечивать максимально быстрое и юридически корректное возникновение трудовых правоотношений между лицом, ищущим подходящую работу, и работодателем, подыскивающим определенного работника.

Регулирование отношений по организации труда и управлению трудом, которые сопутствуют трудовым отношениям, нацелено на упорядочение процесса применения и использования индивидуального и коллективного труда работников, занятых у конкретного работодателя. Регулирование отношений по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у работодателя, которые в ряде случаев либо предшествуют, либо сопутствуют трудовым отношениям, направлено на повышение эффективности труда путем обеспечения субъектного состава трудовых отношений наиболее квалифицированными работниками.

Регулирование отношений по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений, которые сопутствуют трудовым отношениям, подчинено цели оптимального согласования интересов сторон индивидуальных и коллективных трудовых отношений как между собой, так и с интересами государства. Регулирование отношений по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства, которые также сопутствуют трудовым отношениям, опосредует привлечение работников к процессу организации труда и управления трудом и нацелено на преодоление отчуждения работников от организационно-управленческой деятельности работодателя и ее результатов посредством предоставления представителям работников возможности воздействовать на работодателя в процессе установления условий труда и применения законодательства.

Регулирование отношений по материальной ответственности, которые могут сопутствовать трудовым отношениям или сменять их, подчинено выполнению охранительной функции, основное содержание которой составляет обязанность одной стороны трудового договора возместить ущерб, причиненный другой стороне договора. Регулирование отношений по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства должно в целом способствовать обеспечению защиты трудовых прав и законных интересов работников, включая их право на здоровые и безопасные условия труда. Такую же направленность имеет и правовое регулирование отношений по разрешению трудовых споров, с помощью разрешения которых могут защищаться любые трудовые права работников. Отношения по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства, как правило, сопутствуют трудовым, а отношения по разрешению трудовых споров могут как сопутствовать трудовым отношениям, так и сменять их.

Консультации и комментарии юристов по ст 1 ТК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 1 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья написана по материалам сайтов: tkodeksrf.ru, www.trudkod.ru, otkrf.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector