Подкуп избирателей статья ук рф

Текущая редакция ст. 141 УК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, —
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

2. Те же деяния:
а) соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения ;
б) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;
в) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

3. Вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, с целью повлиять на ее решения, а именно требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, подсчета голосов избирателей, участников референдума и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума, а равно неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации Выборы» —
наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Комментарий к статье 141 УК РФ

1. Состав преступления:
1) объект: основной — гарантированные Конституцией РФ — свободное осуществление гражданином своего избирательного права, права на участие в референдуме (в том числе права на тайное голосование), законная деятельность комиссии, осуществляемые в соответствии с законом; дополнительный (в квалифицированном составе, ч.2 ст. 141 УК РФ) — здоровье, неприкосновенность личности, безопасность гражданина.

Потерпевшими от указанных преступных деяний являются граждане РФ, чье избирательное право (или право на участие в референдуме) нарушено, комиссия, отдельные члены комиссий, а при совершении противоправных действий, соединенных с принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения потерпевшими также могут быть близкие родственники членов указанных комиссий;
2) объективная сторона:
— по ч.1 и 2 ст. 141 УК РФ выражается в совершения как минимум одного из трех видов действий, которыми нарушаются избирательные и референдумные права граждан и работа комиссий:
а) воспрепятствование свободному осуществлению гражданином избирательных прав (или права на участие в референдуме);
б) нарушение тайны голосования на выборах (или на референдуме);
в) воспрепятствование работе комиссий либо деятельности члена комиссии, связанной с исполнением им своих обязанностей;
— по ч.3 ст. 141 УК РФ характеризуется вмешательством с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, с целью повлиять на ее решения. При этом вмешательство может быть выражено как требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, подсчета голосов избирателей, участников референдума и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума. Кроме того, как неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы»;
3) субъект: общий, не требуется наличия у него каких-то специальных признаков. Это вменяемое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет. В зависимости от фактических обстоятельств в избирательных правоотношениях это может быть рядовой избиратель, член комиссии, кандидат, наблюдатель и др.

В квалифицированном составе (п.»б» ч.2 ст. 141 УК РФ) — субъект специальный — лицо, которое фактически использует для совершения преступления свое служебное положение. Понятие и признаки должностного лица раскрыты в примечании 1 к ст. 285 УК РФ. Но в ч.2 ст. 141 УК РФ (в отличие от ч.3 этой же статьи) речь идет не только о должностных лицах, но, на наш взгляд, и о рядовых представителях власти, находящихся на государственной (в том числе правоохранительной) и муниципальной службе и, соответственно, имеющих возможности использовать свое служебное положение в противоправных целях;
4) субъективная сторона: характеризуется виной в виде прямого умысла. Виновный осознает, что препятствует гражданину избирать или быть избранным, нарушает тайну голосования, препятствует работе избирательной комиссии, осуществлению полномочий члену комиссии, неправомерно вмешивается в Государственную автоматизированную систему (ГАС) «Выборы», вмешивается в осуществление комиссией ее законных полномочий и желает выполнить такие действия. В квалифицированном составе преступления (ч.2 ст. 141 УК РФ) умыслом виновного должен охватываться также способ совершения преступления (подкуп, обман, принуждение, насилие, использование служебного положения и др.). При совершении преступления в составе группы в содержание умысла должно входить осознание совершения преступления групповым способом (т.е. группой лиц).

Мотив и цель нарушения избирательных прав граждан не влияют на квалификацию преступления по этой статье УК РФ. Если же деяния, предусмотренные ст. 141 УК РФ, совершены по мотивам дискриминации, то они должны квалифицироваться по совокупности ст. 141 и 136 УК РФ.

Преступление считается оконченным с момента совершения указанных в ст. 141 УК РФ действий, независимо от того, наступили ли последствия, на достижение которых они были направлены. То есть, независимо от того, был ли гражданин в результате этих действий лишен возможности реализовать гарантированное ему законом избирательное право (или право на участие в референдуме), была ли остановлена, дезорганизована деятельность (работа) комиссии или нет.

По общему правилу способ совершения преступления, предусмотренного ч.1 ст. 141 УК РФ, не влияет на квалификацию деяния (за исключением случаев, предусмотренных ч.2, 3 ст. 141 УК РФ). Для наличия состава преступления важно, чтобы воспрепятствование существенно затрудняло или делало невозможным участие в выборах или работу комиссии.

В ч.2 ст. 141 УК РФ зафиксированы наиболее опасные способы и обстоятельства совершения данного преступления, отнесенные к его квалифицирующим признакам. Таковыми признаками являются: подкуп, обман, принуждение, применение насилия, угроза применения насилия, использование служебного положения и совершение противоправных деяний, указанных в ч.1 комментируемой статьи, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

Совершение деяния лицом с использованием своего служебного положения толковать, прежде всего, исходя из содержания примечаний к ст. 201 и 285 УК РФ о должностных лицах.

Данное преступление признается совершенным по предварительному сговору группой лиц или организованной группой тогда, когда в нем принимали участие не менее двух лиц, предварительно (т.е. до начала совершения преступления) договорившихся о совместном его совершении либо составляющих группу, организовавшуюся для совершения данного и других преступлений. При этом совершение такого преступления квалифицируется с учетом положений ч.2 и 3 ст. 35 УК РФ.

2. Применимое законодательство:
1) Конституция РФ (ч.2 ст. 32);
2) ФЗ «О референдуме Российской Федерации»;
3) ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»;
4) ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»;
5) ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и др.

3. Судебная практика:
1) постановление ВС РФ от 31.03.2011 N 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
2) отграничение административного правонарушения по ст. 5.16 КоАП РФ (подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах) от состава преступления в виде подкупа избирателей или участников референдума (по п.»а» ч.2 ст. 141 УК РФ) имеет оценочный характер. Поскольку отдельные факты подкупа единичных избирателей, участников референдума не могут повлиять на итоги голосования в целом, они могут расцениваться как административное правонарушение, а в случае подкупа значительного круга избирателей, участников референдума наступает уголовная ответственность (см. Бюллетень судебной практики Свердловского областного суда по делам об административных правонарушениях (второй квартал 2008 года).

________________
URL: http://www.ekboblsud.ru/sudpr_det.php?srazd=10&id=28&page=4.

Консультации и комментарии юристов по ст 141 УК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 141 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Это интересно:  Статья 55.15 ГрК РФ. Применение саморегулируемой организацией мер дисциплинарного воздействия в отношении членов саморегулируемой организации

Уголовная ответственность за подкуп избирателей

Юлия Климова, заведующая кафедрой факультета права и социальных технологий Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент.

С июля 2003 г. по июнь 2006 г. на федеральном уровне выявлено 34 факта подкупа избирателей, на региональном — 82, на муниципальном — 201. При этом 179 таких случаев выявлено после регистрации кандидатов в депутаты, 74 — в день голосования. В 66 случаях деяния квалифицированы административными правонарушениями (ст. 5.16 КоАП), за которые привлечены к ответственности 33 человека. В 19 случаях эти деяния признаны преступлениями, предусмотренными п. «а» ч. 2 ст. 141 УК РФ, за которые осуждены 7 человек. Характерно вместе с тем то, что лишь в 15 случаях подкуп избирателей (из 317 зафиксированных фактов) явился основанием отмены регистрации кандидатов в депутаты. Приведенные данные свидетельствуют о том, что еще существуют проблемы, связанные с реализацией правовых средств противодействия фактам подкупа в избирательном процессе.

Проанализируем в первую очередь положения, содержащиеся в п. «а» ч. 2 ст. 141 УК РФ. Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, соединенное с подкупом, наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Родовым объектом рассматриваемого посягательства являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации политического права на управление государством. В качестве непосредственного объекта выступают общественные отношения, связанные со свободной реализацией как активных, так и пассивных избирательных прав граждан, прав участников избирательного процесса и прав лиц, участвующих в референдуме. Профессор С.М. Шапиев отмечает, что любой подкуп в избирательном процессе — это действие, направленное на воспрепятствование либо осуществлению избирательных прав граждан, либо работе избирательных комиссий, либо деятельности члена комиссии .

См.: Шапиев С.М. Уголовная ответственность за подкуп избирателей и нарушение порядка финансирования избирательной кампании // Журнал о выборах. 2006. N 4. С. 17.

Подкуп в избирательном процессе представляет собой склонение стимулирующими актами к предоставлению возможностей, вытекающих из использования правового статуса участников избирательного процесса, обладающих конституционными активным и пассивным избирательными правами; правами по подготовке, организации, проведению избирательной кампании, а также в ответных деяниях коррумпированных лиц в предоставлении указанных возможностей в личных или групповых интересах в политических, корыстных или иных целях.

Под стимулирующими актами при этом понимаются: получение денег, подарков, предоставление льгот, привилегий, преимуществ, использование иных материальных и нематериальных стимулов. Перечень таких действий установлен в п. 2 ст. 56 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Подкуп может выражаться в следующем: 1) вручение избирателям денежных средств, подарков и иных материальных ценностей; 2) вознаграждение выполнявших указанную организационную работу избирателей в зависимости от итогов голосования или обещание произвести такое вознаграждение; 3) проведение льготной распродажи товаров; 4) бесплатное распространение любых товаров, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании; 5) предоставление услуг безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействие на избирателей посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования); 6) оказание услуг иначе, чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления. В указанных нами в начале данной статьи случаях подкупа избирателей способами такового являлись: вручение материальных ценностей, денежных средств (170), обещания (33), оказание услуг (31), проведение концертов (23), льготная распродажа товаров (20).

Независимо от способа подкупа в избирательном процессе, для квалификации содеянного в качестве подкупа необходимо: во-первых, доказать, что перечисленные деяния совершались при условии голосования подкупаемых избирателей за конкретного кандидата; во-вторых, установить волеизъявление гражданина, выяснив, воспринимал ли сам избиратель рассматриваемые действия как подкуп (т.е. как вознаграждение за свой голос).

Как указывает О.В. Зайцева , при проведении допросов следователи опасаются задавать потерпевшим вопрос о том, за кого они голосовали, поскольку ответ на него влечет нарушение тайны голосования. В связи с тем что установить истину по делу без соответствующих данных практически невозможно, представляется допустимым проводить допрос потерпевших о результатах их голосования при условии предварительного разъяснения им конституционного права на тайну голосования (с соответствующей отметкой и подписью избирателя-потерпевшего в процессуальных документах). В таком случае нарушения тайны голосования нет, поскольку гражданин вправе, но не обязан сохранять в тайне свой выбор.

См.: Грантовское исследование Зайцевой О.В. «Уголовно-правовая охрана избирательных прав граждан как одно из средств противодействия коррупции в России», в рамках которого опрошено 50 судей и 50 работников прокуратуры г. Саратова.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся способы совершения подкупа избирателей в период выборов. С.Г. Соловьев выделяет три вида технологий передачи денег избирателям . Их вкратце можно охарактеризовать следующим образом: 1) непосредственное вручение денег избирателям в обмен на обещание голосовать за конкретного кандидата; 2) технология «карусель» («вертушка»), предполагающая вручение избирателю (перед тем, как он зайдет на свой избирательный участок) нужным образом заполненного бюллетеня, в обмен на вынесенный им чистый бюллетень за вознаграждение; 3) заключение мнимых и притворных возмездных договоров с избирателями. Косвенным подтверждением подкупа путем заключения фиктивных договоров могут быть: 1) значительный тираж бланков договоров (1000 и более экземпляров), подтверждающий масштабный характер осуществлявшегося подкупа избирателей (сам по себе факт заключения подобных соглашений не исключает возможности выплаты денежных средств этим лицам под условием голосования на выборах за конкретного кандидата); 2) показания «агитаторов», из которых следует, что они не инструктировались о правилах ведения агитационной работы, о недопустимости предлагать деньги за обещание проголосовать; 3) финансовые отчеты о расходовании денежных средств, в которых отсутствуют сведения об оплате договоров через избирательный фонд и т.п. .

См.: Соловьев С.Г. Денежный подкуп избирателей на муниципальных выборах: проблемы теории и практики // СПС «КонсультантПлюс».
См.: Определение Верховного Суда РФ от 7 июля 2004 г. по делу N 16-Г04-12.

При квалификации в качестве подкупа массовых мероприятий (концертов, праздников и т.п.), сопряженных с агитацией в пользу кандидата, необходимо выяснять: 1) из каких средств они оплачены; 2) вел ли кандидат предвыборную агитацию непосредственно до, во время или после мероприятий. Если эти обстоятельства не будут выяснены, нет оснований утверждать о противоправности действий кандидата. Например, решением Рязанского областного суда было отказано в удовлетворении заявления об отмене регистрации кандидата И.Н. Морозова в связи с тем, что не были представлены доказательства, подтверждающие оплату кандидатом концертов, которые были организованы ООО «Земля». Между И.Н. Морозовым и ООО «Земля» был заключен договор, позволяющий кандидату проводить агитацию в ходе культурно-массовых мероприятий, организуемых указанным обществом, за что с избирательного счета кандидата были перечислены на счет ООО «Земля» соответствующие средства. При этом, как установил суд, никто из допрошенных свидетелей не подтвердил, что условием предоставления билета на концерт является голосование за кандидата И.Н. Морозова. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 12 марта 2004 г. решение областного суда оставлено без изменения.

Анализ судебной практики выявил значительную сложность доказывания и правовой квалификации акций по снижению цен на товары или услуги, проводимых в период избирательной кампании. Для того чтобы признать такие действия подкупом избирателей, следует установить: сообщалась ли информация о снижении цен избирателям с целью повлиять на их выбор (например, в рамках личных встреч с избирателями, путем выпуска агитационных печатных материалов, в предвыборной программе и т.д.); являлось ли плановым решение о снижении цен, кем оно принято и есть ли связь между таким решением и конкретным кандидатом.

Имеет свои особенности и рассмотрение судами вопросов о признании подкупом избирателей даваемых кандидатом обещаний о предоставлении товаров, выполнении работ, оказании услуг и т.п. В числе обстоятельств, которые необходимо при этом установить, следует назвать: факт обнародования обещания в агитационном материале, предназначенном для ознакомления избирателям; направленность обещания на формирование мнения избирателей о голосовании в пользу кандидата; характер обещанного и адресат обещания; к чьей компетенции относится реализация обещанного и полномочен ли их выполнить кандидат.

В другом случае Калининградский областной суд 3 марта 2006 г. отменил регистрацию кандидата и посчитал подкупом избирателей содержащиеся в изготовленном им тираже листовок обещания в случае победы на выборах перечислять часть своей зарплаты на оплату услуг опытного юриста, который поможет ему квалифицированно отстаивать в различных инстанциях права избирателей.

При установлении фактических обстоятельств, характеризующих обстановку совершения преступного подкупа избирателей, необходимо определить: имеются ли признаки предвыборной агитации, в частности каково время совершения действий, квалифицируемых как подкуп. Если действия гражданина, имеющие признаки подкупа, совершены лицом до своего выдвижения кандидатом (например, вручение подарков от своего имени, оказание услуг на бесплатной основе и т.п.), то подобные действия подкупом избирателей не являются, поскольку при данных обстоятельствах не может идти речи о проведении им предвыборной агитации.

Это интересно:  Статья 821 ГК РФ. Отказ от предоставления или получения кредита

В то же время следует учитывать, что толкование термина «подкуп» в УК РФ является расширительным. Речь о нем может идти не только о подкупе субъектов предвыборной агитации, но и, скажем, о подкупе члена избирательной комиссии с целью воспрепятствования его деятельности.

При определении места совершения данного преступления необходимо установить, что действия, квалифицируемые в качестве подкупа, совершены в пределах избирательного округа, соответствующего уровню выборов. Например, совершение таких действий за пределами муниципального образования, в котором проводятся местные выборы, не могут квалифицироваться как подкуп, если они совершены в отношении лица, не обладающего активным избирательным правом на соответствующих выборах.

С субъективной стороны рассматриваемая норма предполагает наличие прямого умысла в действиях виновного. Последний осознает, что путем подкупа он препятствует свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав, нарушает тайну голосования, а также препятствует работе избирательных комиссий либо деятельности члена избирательной комиссии, связанной с исполнением им своих обязанностей.

При рассмотрении дел указанной категории следует, как правило, устанавливать причастность кандидата к подкупу (личное участие, наличие его согласия и тому подобные обстоятельства, свидетельствующие о наличии умысла кандидата на совершение подкупа). Например, Астраханский областной суд отменил регистрацию кандидата в депутаты Государственной Думы Астраханской области С., поскольку было установлено, что группа граждан 4 августа 2006 г. на территории избирательного округа распространяла бесплатные билеты на аттракционы в парке «Планета», собственником которого является этот кандидат. Распространение билетов сопровождалось призывами голосовать за него на выборах. Указанные обстоятельства суд расценил как подкуп избирателей. Верховный Суд Российской Федерации отменил решение областного суда в связи с тем, что, по его мнению, факт причастности самого кандидата к распространению билетов не был установлен.

Необходимо также обратить внимание на критерии разграничения преступления, предусмотренного п. «а» ч. 2 ст. 141 УК РФ, и административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.16 КоАП.

В научной литературе предлагается разграничивать их по следующим критериям: 1) административно-правовые нарушения не обладают признаком общественной опасности (считаются социально вредными); 2) содержание субъективной стороны преступления охватывает материальный признак преступления, т.е. лицо, совершающее преступление, осознает общественно опасный характер своего деяния, предвидит общественно опасный характер его последствий и желает их, иначе говоря, имеет место прямой умысел, а в некоторых случаях и косвенный умысел. При административном правонарушении может иметь место не только умысел, но и неосторожность; 3) по административному праву в качестве субъектов могут выступать и юридические лица .

См.: Шапиев С.М. Уголовная ответственность за нарушения законодательства о выборах // Журнал о выборах. 2006. N 3. С. 6.

Однако указанные критерии не решают вопроса о разграничении преступлений и административных правонарушений по признакам объективной стороны. Для сравнения отметим, что, например, при решении вопросов разграничения составов уголовно и административно наказуемых деяний в сфере экологии в качестве критериев наступления уголовной ответственности рассматриваются крупный ущерб, способ совершения преступления, объект и предмет посягательства, место совершения преступления, обстановка, продолжительность и интенсивность противоправных действий .

См., напр., Адушкин Ю.С. Характеристика административного правонарушения как формы выражения метода регулирования общественных отношений // Юрист. 2002. N 2. С. 26; Самсонов В.А. Разграничение некоторых составов административных правонарушений от уголовно наказуемых нарушений законодательства о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ // Безопасность бизнеса. 2006. N 3; Комментарий к Федеральному закону «О животном мире» / Под редакцией С.А. Боголюбова. М.: Юридический дом «Юстицинформ», 2002; Рыжаков А.П. Комментарий к постановлениям Пленумов Верховных Судов РФ (РСФСР) по уголовным делам. М.: Норма-Инфра-М, 2001.

В сфере избирательных отношений, как сказано выше, используется иная технико-юридическая конструкция. Законодатель в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях указывает в некоторых случаях, что административная ответственность наступает, если «действия не содержат уголовно наказуемого деяния». По мнению профессора Р.С. Маковика, сейчас уже нельзя пользоваться только методом исключения. Он пишет: «Если это не уголовное преступление, значит, это административный проступок» . С другой стороны, в научной литературе содержится также указание на презумпцию применения мер административной ответственности. Так, О.Л. Дубовик отмечает, что «юридически корректное разграничение административной и уголовной ответственности, основанное на презумпции применения мер административного воздействия в спорных случаях, является обязательным условием рациональной правовой политики в этой области» . Представляется, что указание на такую презумпцию следовало бы отразить в соответствующем постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

Маковик Р.С. Меры административно-правового регулирования охраны и использования биосферы РФ // Юрист. 2002. N 7.
См.: Дубовик О.Л. Экологические преступления. Комментарий к главе 26 Уголовного кодекса Российской Федерации. М.: Изд-во «Спарк», 1998. С. 69.

Статья 5.16 КоАП РФ. Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах (действующая редакция)

Подкуп избирателей, участников референдума, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо осуществление благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 5.16 КоАП РФ

1. Согласно ст. 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума и их уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников референдума: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, участников референдума, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, участников референдума, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, кампании референдума; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей, участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, выдвинувшие кандидатов, списки кандидатов, их доверенные лица и уполномоченные представители, общественные объединения, входящие в состав избирательных блоков, осуществивших соответствующее выдвижение или регистрацию, члены и уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума, а также зарегистрированные после начала избирательной кампании, кампании референдума организации, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления которых являются указанные лица и организации, в ходе избирательной кампании, при проведении референдума не вправе заниматься благотворительной деятельностью. Иные физические и юридические лица в период избирательной кампании, кампании референдума не вправе заниматься благотворительной деятельностью по просьбе или по поручению либо от имени указанных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, их доверенных лиц и уполномоченных представителей, общественных объединений, входящих в состав избирательных блоков, членов и уполномоченных представителей инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума, а также проводить одновременно с благотворительной деятельностью предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума. Указанным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, общественным объединениям, входящим в состав избирательных блоков, членам и уполномоченным представителям инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума запрещается обращаться к иным физическим и юридическим лицам с предложениями об оказании материальной и финансовой помощи или услуг избирателям, участникам референдума и организациям, расположенным на территории избирательного округа, территории проведения референдума.

2. Для данного административного правонарушения характерно наличие вины в форме прямого умысла: нарушитель сознает противоправность своих действий, предвидит их общественно опасные последствия и желает их наступления.

3. Указанные действия могут быть квалифицированы как воспрепятствование осуществлению гражданином своих избирательных прав или права участвовать в референдуме; данные действия, соединенные с подкупом, содержат признаки состава преступления, предусмотренного п. «а» ч. 2 ст. 141 УК.

4. О рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, и о процессуальных особенностях обжалования постановлений, вынесенных по делам об указанных правонарушениях, см. соответственно п. 5 и 6 комментария к ст. 5.1.

Ответственность за подкуп избирателей на выборах

Результаты выборов определяют состав органов власти на несколько лет, и многие политические силы и владельцы крупного бизнеса нередко стремятся повлиять на результаты голосования незаконными методами. Среди таких методов часто применяется подкуп избирателей.

Понятие подкупа

Подкупом избирателей называют передачу им каких-либо материальных ценностей или оказание услуг в обмен на определенное волеизъявление на выборах органов власти и референдумах.

Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему — обращайтесь через форму онлайн консультанта (все регионы) или звоните по телефонам.

Инициаторами подкупа обычно выступают:

  • кандидаты на государственные выборные должности;
  • помощники кандидатов;
  • доверенные лица;
  • представители специализированных фирм, зарегистрированных для проведения избирательных компаний.

Важно учесть, что подкупом не может являться оплата из избирательного фонда конкретных работ:

  • сбора подписей;
  • распространения агитационных материалов;
  • наблюдения за ходом голосования на избирательном участке.
Это интересно:  Статья 17 закона об ОСАГО. Компенсации страховых премий по договору обязательного страхования

Подарки избирателям до голосования или обещание таких подарков в будущем также является подкупом, но цветные буклеты, листовки и календари подарками не являются.

В настоящее время посредники в подкупе не встречаются с избирателями лично, чтобы избежать привлечения к ответственности, а используют для общения мессенджеры и электронные кошельки.

Правовое регулирование подкупа

Ответственность за подкуп избирателей и юридические последствия для кандидата определяются следующими нормативными актами:

Пункт 2 ст. 56 закона № 67 запрещает кандидатам, а также их доверенным лицам и помощникам осуществлять подкуп избирателей в любой форме – передавать денежные средства, подарки, продуктовые наборы или обещать такую передачу в будущем.

В ч. 12 п. 2 ст. 39 закона «О выборах Президента РФ» указано, что за попытку подкупа избирателей в процессе избирательной компании или до ее начала кандидату на главный пост в стране может быть отказано в регистрации. Отказ также следует, если будет доказана связь между лицами, осуществившими подкуп, и кандидатом в Президенты.

Ответственность сторон

В зависимости от статуса правонарушителя, за подкуп избирателей назначается один из следующих видов административных наказаний, в соответствии со ст. 5.16 КоАП:

  • для граждан – штраф в сумме от 20000 до 25000 рублей;
  • для должностных работников – 30000-40000 рублей;
  • для организаций – 300000-500000 рублей.

Важно помнить, что административное наказание назначается только в случаях, если подкуп не был сопряжен с препятствованием добровольному волеизъявлению избирателя, а также с угрозами или принуждением к определенному волеизъявлению – в таком случае для правонарушителей следует один из следующих видов наказания в соответствии с п. 2 ст. 141 Уголовного кодекса:

  • штраф в сумме от 100000 до 300000 рублей или в размере дохода правонарушителя за 1-2 года;
  • выполнение обязательных работ в течение 480 часов;
  • исправительные работы в течение 2-х лет;
  • принудительная трудовая повинность сроком до 5-ти лет;
  • арест на полгода;
  • тюремное заключение сроком до 5-ти лет.

Привлечь избирателя, подвергшегося подкупу, достаточно сложно из-за сложности доказательства умысла в его действиях, а также невозможности классифицировать голосование определенным образом за деньги как получение взятки, так как избиратель является гражданским, а не должностным лицом.

Подкуп избирателей является одним из видов преступлений против государственного строя, подрывающим легитимность демократического процесса в стране. Избежать явления массового подкупа поможет организация прозрачности избирательного процесса путем активного участия наблюдателей и сообщения о каждой попытке подкупа в территориальную избирательную комиссию.

Статья 141. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий

1. Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

а) соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения;

б) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;

в) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

3. Вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, с целью повлиять на ее решения, а именно требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, подсчета голосов избирателей, участников референдума и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума, а равно неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Комментарий к статье 141 Уголовного Кодекса РФ

1. Статьей 32 Конституции РФ гражданам РФ гарантировано право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Избирательные права граждан РФ и порядок работы избирательных комиссий определяются Федеральными законами «О выборах Президента Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

2. Объективная сторона этого преступления включает в себя действия (бездействие), которыми нарушаются избирательные права граждан и работа избирательных комиссий: 1) воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав и прав на участие в референдуме (невключение, отказ от включения лица в список избирателей, отказ избирателю в ознакомлении со списками избирателей, препятствование выдвижению кандидата, предвыборной агитации, наблюдению за проведением выборов и работой избирательных комиссий (включая установление итогов голосования и определение результатов выборов), а также препятствование совершению других избирательных действий в порядке, установленном федеральным законодательством о выборах; 2) нарушение тайны голосования (вмешательство в заполнение бюллетеня или опросного листа, допуск в кабину или помещение для голосования других лиц во время нахождения там избирателя или лица, участвующего в референдуме, неисполнение обязанности принять меры к специальному оборудованию мест для голосования); 3) воспрепятствование работе избирательных комиссий и комиссий по проведению референдума (действия, лишающие или ограничивающие возможности этих комиссий осуществлять их деятельность в рамках полномочий, определенных федеральным законодательством о выборах в Российской Федерации).

Объективная сторона состава преступления, предусмотренного в ч. 1 ст. 141 УК, включает в себя также бездействие, т.е. неисполнение органами, учреждениями, их должностными лицами, а также организациями возложенных на них федеральным законодательством о выборах и референдуме обязанностей оказывать содействие избирательным комиссиям и комиссиям по проведению референдума в осуществлении их полномочий (см., например, п. п. 7 и 8 ст. 18 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).

Преступление является оконченным с момента совершения неправомерных действий (бездействия).

3. Субъект преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 141 УК, не требует наличия специальных признаков.

4. Субъективная сторона данного преступления предполагает наличие прямого умысла.

Мотив и цель нарушения избирательных прав граждан не влияют на квалификацию преступления по этой статье УК. Деяния, предусмотренные ст. 141 УК и совершенные по мотивам дискриминации, должны квалифицироваться по совокупности ст. ст. 136 и 141 УК.

5. Квалифицирующими признаками ч. 2 ст. 141 УК являются: подкуп, обман, принуждение, применение насилия, угроза применения насилия, использование служебного положения и совершение деяний, указанных в ч. ч. 1 и 2 этой статьи, группой лиц по предварительному сговору и организованной группой.

Подкуп — предоставление (или обещание) имущественной выгоды в денежном выражении или в натуре (в виде подарков) как избирателям, так и членам избирательных комиссий и комиссий по проведению референдума за совершение любых избирательных действий.

Обман — введение в заблуждение, предоставление ложной информации о кандидатах, порядке и сроках проведения предвыборной кампании и выборов, а также предоставление избирателю ложной информации при осуществлении им своих избирательных прав. Под обманом понимается также намеренное сокрытие информации, обеспечивающей гласность выборов и референдума, а также полную осведомленность их участников.

Принуждение — оказание психологического давления путем угрозы наступления неблагоприятных последствий, создания условий для их наступления, запретов, распоряжений и т.п.

Насилие — причинение побоев, легкого или средней тяжести вреда здоровью, а также совершение других насильственных действий, препятствующих свободному волеизъявлению избирателей и осуществлению избирательными комиссиями и комиссиями по проведению референдума их полномочий.

Использование служебного положения следует толковать исходя из содержания примечаний к ст. ст. 201 и 285 УК.

Совершение этого преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой квалифицируется с учетом положений ч. ч. 2 и 3 ст. 35 УК.

6. В ч. 3 ст. 141 УК предусматривается ответственность за вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством РФ. Способы вмешательства, а также вопросы, вмешательство в решение которых с использованием должностного или служебного положения является наказуемым по ст. 141 УК, описаны в ч. 3 этой статьи.

Статья написана по материалам сайтов: oukrf.ru, wiselawyer.ru, www.zakonrf.info, pravo.team, www.gk-rf.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector