Восстановление статуса вынужденного переселенца — вопрос юристу. Усть-Донецкий

Вынужденных переселенцев заставляют смириться с утратой статуса.

Как известно, незнание законов не освобождает от ответственности. Но нередко случается и так, что их незнание на руку нерадивым чиновникам, карающим за это самое незнание.

Скажем, не знал человек, что для того, чтобы ему не утратить свой статус вынужденного переселенца, необходимо ежегодно отмечаться в миграционной службе.

А его о необходимости это делать не предупредили. Как говориться меньше переселенцев — меньше возни с документами.

ЛЬГОТ НЕТ. И НЕ БУДЕТ!

К нам в редакцию обратилась жительница Малоярославецкого района, приехавшая в Калужские края из Закавказья еще в 1992 году. Время тогда было тяжелое, из бывших союзных республик русскоязычное население уезжало тысячами.

А в местной администрации, куда она обратилась сразу же по приезду, ее без всяких проволочек поставили на учет как беженку (так написано в ее удостоверении) и выдали соответствующий документ.

— А какие льготы я теперь могу получить? — спросила женщина.

В ответ молодая сотрудница пожала плечами и грустно ответила: «Никакие. Выплат не будет, так что этот статус вам ничего не даст. Можете сюда больше не ходить».

Впервые столкнувшаяся с чиновничьим равнодушием в свои тогда 22 года наша героиня поверила и уехала расстроенная. В местную администрацию она больше не приходила. А через несколько лет случайно узнала, что льготы вынужденные переселенцы все-таки имеют. Нуждающиеся в жилье переселенцы имеют право на жилищный сертификат, по которому можно приобрести жилье.

Тогда она вновь обратилась в районную администрацию и в миграционную службу и узнала, что статуса вынужденного переселенца у нее больше нет.

У КОРОЧКЕ ВСЕ НАПИСАНО!

С тех пор ее постоянно волновал вопрос, можно ли восстановить статус. А недавно она решила выяснить это через нашу газету.

Мы в свою очередь обратились в областную миграционную службу и попросили дать по этому поводу пояснения начальника отдела по делам соотечественников, работе с беженцами и вынужденными переселенцами Татьяну СИНИЦЫНУ. Что нас удивило, в базе данных отдела данная переселенка все еще значилась, хотя статус свой она давно утратила.

— Изначально данный статус предоставлялся на пять лет, — пояснили специалисты отдела. — И государство взяло обязательство по обустройству данной категории. В случае если вынужденный переселенец по истечении пяти лет оказывался не обустроенным на территории субъекта федерации, который предоставил ему статус, согласно закону данный статус продлевался. Но отмечаться нужно было уже ежегодно. При этом необходимо было писать соответствующее заявление и предоставлять пакет документов. Если же данный гражданин нуждался в улучшении жилищных условий, ему должен предоставляться государственный жилищный сертификат.

Данные полномочия возложены на министерство по делам семьи. Если же переселенец, либо его доверенные лица, в течение пяти лет не обращались за продлением срока статуса, такой гражданин с учета снимался. Статус мы можем восстановить только по уважительной причине. Скажем, по болезни. Для этого необходимо будет представить справку от врача с соответствующей печатью.

Довод о том, что наша переселенка не знала о том, что необходимо отмечаться, миграционную службу не убедил.

— На последней странице удостоверения все написано, — ответили они.

НЕ ВЕРЬТЕ ЧИНОВНИКАМ

Данное удостоверение (выданное в 92-ом году) мы внимательно изучили, но напоминания о необходимости отмечаться там так и не нашли.

Депутат обнинского Горсобрания Татьяна КОТЛЯР считает, что чиновники тогда, в том далеком году, сами не знали, что нужно отмечаться. И что умолчали они не специально.

— В первые годы к нам в Обнинск для этого приезжал представитель из Калуги, — вспоминает она. — А потом уже самим нужно было ежегодно ездить в Калугу для подтверждения своего статуса.

Смущает Татьяну Михайловну другое: если у переселенца не было постоянной регистрации, он тоже не мог получить данный статус. А как при отсутствии своего жилья можно иметь постоянную регистрацию? Нонсенс.

Хотя и переселенцам Котляр помогать удавалось. Одной жительнице Обнинска она даже помогла через суд восстановить свой статус. Женщине в свое время предоставили комнатку в общежитии, пообещали, что временно, а потом, мол, дадут квартиру.

Но вскоре общежитие перешло в муниципальную собственность и квартиру перестали обещать, так как комнату можно было уже приватизировать.

— Суд мы выиграли, — поясняет Котляр, — и теперь право на улучшение жилищных условий у обратившейся ко мне женщины есть. Но жилье ей до сих пор так и не дали. Говорят, что есть более нуждающиеся, чем она.

А наша героиня, о которой мы рассказывали в самом начале, уже ничего не ждет. Закон не переделаешь.

Теперь она только хочет предупредить всех остальных, чтобы не верили чиновникам, когда те утверждают, что «здесь вам ловить нечего». Всегда есть чего. Главное — не упустить свой шанс.

О восстановлении статуса вынужденного переселенца. Решение от 14 февраля 2011 года № . Воронежская область.

Ленинский районный суд в составе:

председательствующего судьи Спицына *.*. ,

при ведении протокола секретарем судебного заседания ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело

о восстановлении статуса вынужденного переселенца,

при участии в судебном заседании:

представителя ответчика по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4,

Истец обратился с вышеуказанным иском в суд к ответчику, ссылаясь на то, что он является вынужденным переселением из Азербайджана с 1992 года, когда встал на учет в ФМС России по . Ему было выдано удостоверение, которое было продлено дл ДД.ММ.ГГГГ. В феврале 1998 года ему выдано новое удостоверение за №. Срок действия статуса вынужденного переселенца продлен до ДД.ММ.ГГГГ. В связи с истечением срока действия статуса вынужденного переселенца и отсутствия его заявления о продлении срока его действия, протоколом УФМС № от ДД.ММ.ГГГГ статус вынужденного переселенца им был утрачен. Он обратился в вышестоящую организацию — Федеральную миграционную службу Россе — ФМС России — с заявлением об обжаловании данного решения. Ему было отказано, так как он обратился с заявлением о восстановлении статуса только в августе 2009 года, но не представил надлежащие документы, свидетельствующие о наличии уважительных причин пропуска срока обращения. В соответствии со ст. 8 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» он вынужден указанные решения обжаловать в судебном порядке. Несвоевременное обращение в УФМС России по было вызвано рядом обстоятельств, препятствующих этому и наличием уважительных причин в связи с жизненными неурядицами и затруднениями, значительными ухудшениями состояния здоровья. С 1992 года и по настоящее время постоянно проживает в . С июля 1999 года зарегистрирован и проживает в общежитии, в комнате, выделенной для проживания его матери, которая также имеет статус вынужденного переселенца. Ранее проживал на различных частных квартирах. В июне 1994 года вступил в брак с ФИО1. В декабре 1994 года у них родился сын В январе брак был расторгнут. Основная причина расторжения брака — материальные трудности и сложности с трудоустройством. Работал в различных организациях , состоял па учете в качестве безработного в Управлении занятости населения с июля по август 1999 года, с ДД.ММ.ГГГГ, с июня по декабрь 2009 года — только эти периоды получал пособия по безработице. С 1987 года обучался в Азербайджанской нефтяной академии, затем перевелся в Воронежский технический университет и окончил его в 2001 году. В 2002 году утратил документы о личности, очень долго и сложно пришлось восстанавливать паспорт и свидетельство о рождении. Личная жизнь не складывалась, а только усложнялась. В 2001 году во время зимней сессии в гололед упал, повредил позвоночник и ступню ноги. Проходил лечение в различных медицинских учреждениях . В результате пережитого выявилось заболевание — эпилепсия — и он был поставлен на учет, до настоящего времени наблюдается в областном эпилептическом центре . По два раза в день принимает лекарства во избежание припадков. В ноябре 2008 года вследствие ДТП получил черепно-мозговую травму, лечился в нейро-хирургическом отделении ГК БСМП, признан инвалидом 3 группы. С мая 2008 года с трудом занимался оформлением пенсии, но не получил нужных документов из архива Баку. И только в конце 2009 года получил социальную поддержку. Фактически находится на иждивении матери. Просит: 1). Признать уважительной причиной пропуск срока обращения в УФМС РФ по для продления срока статуса вынужденного переселенца и восстановить статус вынужденного переселенца; 2). Обязать Управление Федеральной Миграционной службы поставить на учет в качестве вынужденного переселенца ФИО2.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме. Пояснил об обстоятельствах как изложено в исковом заявлении.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, исследовав все представленные доказательства, приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании, истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся вынужденным переселенцем, что подтверждается копиями его удостоверений вынужденного переселенца (л.д. 10-11).

В соответствии с п. 4 ст. 5 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» от ДД.ММ.ГГГГ №, статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 настоящего Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 6 Закона РФ «О вынужденных переселенцах», вынужденный переселенец обязан проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 9 Закона РФ «О вынужденных переселенцах», если граждане не обращаются по вопросу продления срока действия статуса вынужденного переселенца, они утрачивают данный статус, т.е. подлежат снятию с учета в связи с истечением срока предоставления статуса в соответствии с пунктом 4 статьи 5 настоящего Закона.

Как следует из материалов дела, срок действия статуса вынужденного переселенца у истца истёк ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ Управления по делам миграции ГУВД статус вынужденного переселенца в отношении ФИО2 был прекращен по истечении срока действия и в связи с отсутствием обращения последнего о продлении данного статуса, т.е. на основании пп. 2 п. 2 ст. 9 Закона РФ «О внесении изменений в Закон «О вынужденных переселенцах» (л.д. 54-56).

Это интересно:  Можно ли иметь две трудовые книжки одновременно в 2020 году - на двух работах, разных, Россия

Согласно п. 20 административного Регламента Федеральной Миграционной Службы по исполнению государственной функции по предоставлению статуса вынужденного переселенца, продлению срока его действия, утрате и лишению статуса вынужденного переселенца, а также по учету вынужденных переселенцев, утвержденному Приказом ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ №, при наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом на каждый последующий год. Согласно п. 21 Регламента, для рассмотрения вопроса о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца лицо не позднее дня истечения срока предоставления ему статуса подает заявление. Согласно п. 23 Регламента, заявление, поданное лицом после истечения срока действия статуса, рассматривается по существу при наличии у него уважительных причин несвоевременного обращения.

Аналогичная норма содержалась в п. 28 «Инструкции о порядке работы по признанию лиц вынужденными переселенцами, их учету и переучету на территории Российской Федерации», утвержденной Приказом ФМС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, действовавшей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому заявление лица в письменной форме о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца рассматривается территориальным органом миграционной службы по месту учета не позднее дня истечения срока предоставления ему статуса. Заявление, поданное лицом после истечения срока действия статуса, может быть рассмотрено при наличии у него уважительных причин несвоевременного обращения.

Истцу предлагалось судом представить доказательства в обоснование факта уважительности причин пропуска сроков либо невозможности обращения в миграционную службу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в установленном законом, а также приведенными выше подзаконными нормативными актами порядке за продлением статуса вынужденного переселенца, однако таких доказательств суду истец не представил.

Таким образом, суду не представлено доказательств, которые бы объективно указывали на то, что в период с ДД.ММ.ГГГГ (момент истечения срока действия статуса вынужденного переселенца) по ДД.ММ.ГГГГ (момент обращения в УФМС России по с заявлением о восстановлении статуса вынужденного переселенца) истец не располагал возможностью обратиться в миграционную службу с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца, либо в этот период непрерывно у него имелись какие-либо обстоятельства, объективно препятствовавшие этому.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что указанные факты и обстоятельства свидетельствуют о том, что у истца в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отсутствовала заинтересованность в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца.

Кроме того, суд учитывает то обстоятельство, что Решение о продлении и восстановлении статуса вынужденного переселенца принимается Федеральной миграционной службой РФ. Истец не обжалует решений УФМС РФ по и ФМС России об отказе ему в восстановлении статуса вынужденного переселенца. Также истец не обжалует протокол № от ДД.ММ.ГГГГ Управления по делам миграции ГУВД о прекращении его статуса вынужденного переселенца. Истцу в судебном заседании разъяснялось судом его право обжаловать указанные решения, однако он им не воспользовался.

Таким образом, на основании изложенного, а также с учётом того, что истец воспользовался ненадлежащим способом защиты своих прав, суд приходит к выводу о том, что исковые требования ФИО2 удовлетворению не подлежат в связи с отсутствием правовых оснований.

ФИО2 в удовлетворении исковых требований к по о восстановлении статуса вынужденного переселенца, — отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в течение десяти дней в кассационном порядке в Воронежский областной суд через районный суд.

Мотивированное Решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Предоставление статуса вынужденного переселенца в России

Статус вынужденного переселенца в России регламентируется отдельным федеральным законом, а некоторые моменты детализируются другими нормативными актами. В связи с обострившейся политической ситуацией в мире, частыми военными конфликтами в разных уголках планеты население все чаще волнуют вопросы миграции, режима оформления своего положения в новой стране, обеспеченности жилплощадью, получения легальных выплат и пособий.

Статус вынужденного переселенца в России. Законодательное регулирование

В последнее время в Россию стекается поток мигрантов. Этот процесс вызван множеством действующих военных конфликтов. Приехавших лиц интересует разрешение их ситуации, постоянное поселение, обеспечение безопасности жизни и здоровья им самим и семьям. Для этого большинство новоприбывших оформляют статус переселенца. Ключевыми НПА, регулирующими вышеозначенную сферу правоотношений считаются:

  1. Закон «О вынужденных переселенцах». Он зафиксировал само понятие таких лиц. Основания, по которым индивид никогда не сможет добиться статуса в России. Распорядок действий при оформлении, перечень необходимой документации и другие важные моменты.
  2. ЖК РФ в статье 108 отсылает к федеральным законам по вопросам обеспечения жилищем переселившихся лиц.
  3. Правительственное постановление 1194 сообщает о правилах обеспечения жилплощадью вынужденных мигрантов и их семей.

Понятие «статус вынужденного переселенца»

Само определение понятия содержится в ст. 1 Закона о переселенцах. Так, вынужденным переселенцем признается подданный РФ, по необходимости покинувший свое превалирующее место проживания по нижеследующим причинам:

  • осуществлено насильственное действие или ведется гонение на него и семью;
  • действительная угроза притеснения по различным факторам дискриминации (раса, цвет кожи, вера, причисление себя к социальной группе).

Россия не оставляет в беде граждан, избравших для себя местом постоянного проживания иную страну, но по независящим от них вышеозначенным причинам, вынужденным ее покинуть и просить положение переселившегося индивида в РФ.

Также удостоверение вынужденного переселенца вправе обрести подданный, переселившийся из одного региона в другой внутри России.

Что дает статус вынужденного переселенца

После переезда многие задаются вопросом: нужно ли вообще оформлять такой статус, и что он в итоге им предоставит. Однако положения функционирующего законодательства переубеждают индивидов в бесполезности получения статуса. Сразу после начала процедуры оформления государство предоставляет некоторые меры поддержки. После подачи заявки человек уже вправе претендовать на:

  1. Единовременную выплату.
  2. Бесплатное медобслуживание.
  3. Организацию привоза вещей до нового места проживания.
  4. Размещение в центре временного проживания.
  5. Безвозмездное пропитание в центре.

Переселившемуся индивиду обеспечивается гарантия невыселения с выбранного региона, также его не станут переселять в другой субъект без его согласия.

Как оформить статус вынужденного переселенца

Как получить статус переселенца – один из наиболее частых вопросов, задаваемый принужденными к долгосрочному переезду. Прибыв и определившись с местом нового пребывания, индивиду надо обратиться самолично, через доверенное лицо или интернет портал Госуслуг в отделение МВД с прошением о присвоении статуса. Однако подать одну заявку недостаточно. К ней прикрепляются необходимый пакет документации. Какие нужны документы для получения статуса переселенца можно уточнить у специалиста уполномоченного учреждения, а также на уже известном официальном сайте Госуслуг. В ст.3. комментируемого акта приведен исчерпывающий перечень:

  • паспорт;
  • факт рождения (для не достигших 14 лет);
  • свидетельство бракосочетания;
  • по два фото заявителя и совершеннолетних претендентов;
  • подтверждение родственных связей;
  • доверенность (при оформлении через представителя).

После подачи прошения на протяжении трех дней выносится вердикт о факте регистрации заявки уполномоченной организацией. При положительном исходе претендент и члены его семьи извещаются об этом, и им выдается соответствующее удостоверение. Оно является основным доказательством наличия у человека такого статуса. При отрицательном заключении лицу на протяжении пяти дней направляется извещение и аргументированный отказ.

Само решение о присвоении положения принимается в продолжение 3-х месяцев. Скоротечность его вынесения не зависит от возможности лица самостоятельно обустроиться (п.2.ст.5). Таким образом, порядок приобретения статуса вынужденного переселенца не такой сложный, как может показаться на первый взгляд, и четко регламентирован в функционирующих юридических нормах.

Статус присваивается на пятилетие с возможностью пролонгации при наличии ряда одновременных оснований. Лишь утратив статус по причине окончания срока действия удостоверения его возможно восстановить. Как восстановить статус вынужденного переселенца устанавливает действующее законодательство, а именно – лицу надо посетить отделение МВД и собрать нужные бумаги – заявку о продлении, паспорт, согласие на обработку личной информации, недействующее удостоверение переселенца.

События на юго-востоке Украины заставили содрогнуться весь мир. Начался отток мирного населения из региона в близлежащие страны. Отношения России и Украины всегда были добрососедскими. Соответственно наша страна не осталась в стороне и стала принимать и оформлять беженцев, оказывая всяческую помощь. Поэтому был и остается для индивидов актуальным вопрос: как получить статус вынужденного переселенца из Украины в Россию. Обрести положение возможно на общем базисе, и отдельной процедуры для лиц, конкретно из Украины, не существует.

Кто не может быть признан вынужденным переселенцем

Не всякий претендент сможет реально подержать в руках заветный документ о присвоении статуса. Зарегистрировать положение не вправе нижеследующие индивиды (ст.2):

  1. Виновные в совершении тяжкого преступного деяния.
  2. На протяжении года со дня прибытия не обратившееся за оформлением.
  3. Покинувшие свое основное проживание по поводу экономического кризиса, ЧС и другим неуважительным причинам.

Социальная защита лиц, которые вынужденно переселились в РФ

Принявшее государство гарантирует:

  • приоритет в получении вида на жительство;
  • компенсирование затрат по переезду малоимущим;
  • полный соцпакет;
  • каждомесячные выплаты на протяжении 6 месяцев при нетрудоустроенности;
  • разовое пособие;
  • преференция обучения на курсах, повышение квалификации.

Решение жилищного вопроса

Одним из ключевых моментов считается обеспечение приезжих крышей над головой. В ст.11 Закона говорится о временном размещении таких лиц. Жилплощадь предоставляется в порядке очередности по соглашению соцнайма. Метраж на одного человека долженствует быть не меньше 6 кв.м. Также разрешается расселять исключительно в пригодные для проживания помещения. Длительность поселения составляет пятилетие, поскольку и статус оформляется на этот же срок. п.15 Постановления Правительства информирует об объеме платы за жилье. Она устанавливается на законодательном уровне региона.

Оформление пенсии переселенцам

Перед отъездом из своей страны о пенсии и ее выплатах на новом месте стоит задуматься заблаговременно. Нужно привезти с собой свое пенсионное дело, и тогда в России станет проще оформить начисления. Если вы все же не знали или по другой причине не привезли его, то ПФР сделает официальный запрос. Однако срок неполучения выплат значительно возрастет. Запрос в ПФР на пенсионное обеспечение возможен при наличии справки переселенца.

Дело № не определено

Именем Российской Федерации

с.п. Орджоникидзевское ДД.ММ.ГГГГ

Сунженский районный суд в составе:

председательствующего судьи Умаева Х.А.,

при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1, ФИО2 и ФИО3 на неправомерные действия Межрегионального управления ФМС России,

Заявители обратились в суд с заявлением на неправомерные действия МУ ФМС России, выразившиеся в отказе в продлении статуса вынужденного переселенца.

Просят суд признать действия МУ ФМС России незаконными и обязать МУ ФМС России восстановить в отношении них статус вынужденного переселенца.

В судебном заседании заявитель ФИО1 поддержал заявленные требования по мотивам, изложенным в заявлением и дополнительно пояснили, что в результате осетино-ингушского конфликта осенью 1992 г. их семья покинула место постоянного проживания в РСО-Алания и обосновалась на территории РИ. Они обратились в Миграционную службу РИ, их признали вынужденными переселенцами и выдали удостоверения соответствующего образца. После чего, они своевременно обратились в МРУ ФМС России с заявлением о продлении срока действия статуса, однако им отказали, ссылаясь на то, что отсутствуют обстоятельства, препятствующие вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства и им выдана беспроцентная ссуда на восстановления жилья, хотя данная ссуда является возвратной и не считается государственной поддержкой. В РСО-Алания, в настоящее время проживать невозможно из-за того, что является закрытой зоной для лиц ингушской национальности. В настоящее время они не обустроены, временно проживают в государственном дет. саде с.п. Орджоникидзевское. Просят суд признать действия МУ ФМС России незаконными и обязать МУ ФМС России продлить в отношении них статус вынужденного переселенца.

Это интересно:  Консультация по установке забора - вопрос юристу. Ростов-на-Дону

От заявителей ФИО2 и ФИО3 поступило заявление с просьбой рассмотреть данное гражданское дело в их отсутствие.

В соответствии с п.5 ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено без их участия.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы заявителей, суд приходит к следующему.

Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О вынужденных переселенцах» определен статус вынужденных переселенцев, установлены экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Согласно п.4 ст.5 данного Закона, — статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 настоящего Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.

При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом Миграционной службы на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.

Из копий удостоверений вынужденного переселенца №, № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ видно, что заявители являются вынужденными переселенцами из РСО-А, регулярно проходили переучет и продлевали статус вынужденного переселенца, о чем свидетельствуют отметки и подписи руководителя УДМ МВД РИ и МУ ФМС России, скрепленные гербовой печатью.

Из постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-н следует, что статус вынужденного переселенца имеет специальный целевой и срочный характер. В случае неисполнения государством обязанностей по восстановлению нарушенных конституционных прав вынужденного переселенца, срок действия его статуса вынужденного переселенца должен быть продлен.

В соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О вынужденных переселенцах» статус вынужденного переселенца предоставляется с целью защиты его конституционных прав и, в том числе для обеспечения им прав на жилье (ст. 27 Конституции РФ).

Конституционным судом РФ в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П сформулирована правовая позиция о том, что «непосредственно из Конституции РФ вытекает обязанность РФ оказывать вынужденным переселенцам дополнительную поддержку государства для восстановления своих нарушенных прав. Исходя из этого, Закон РФ «О вынужденных переселенцах», определяя статус вынужденных переселенцев, предусматривает экономические, социальные и юридические гарантии защиты их прав и законных интересов на территории РФ, в том числе жилищных и трудовых прав, прав на социальное обеспечение, на охрану здоровья и медицинскую помощь (преамбула ст.1.4,5,6,7 и 8). Предоставление гражданину статуса вынужденного переселенца ведет к возникновению между ним и государством особых правоотношений, обусловленных необходимостью оказывать содействие в обустройстве вынужденного переселенца на новом месте жительства, компенсировать ему утрату жилья и иного имущества». В целях реализации указанных законодательных норм Правительство РФ своим Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ утвердило Положение о порядке оказания государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года.

Об имеющихся препятствиях в жилищном обустройстве свидетельствует то, что действие статуса вынужденного переселенца в отношении заявителей продлевалось до ДД.ММ.ГГГГ, так как они до сих пор не обустроены, компенсацию за утраченное имущество не получили.

Заявителям по настоящее время жилье не восстановлено, заявители не обустроены, вернуться на прежнее подворье не могут, так как РСО-Алания является закрытым населенным пунктом для вынужденных переселенцев ингушской национальности.

Отказ МРУ ФМС России заявителям в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца на том основании, что заявители получили долговременную беспроцентную возвратную ссуду на строительство(приобретение) жилья необоснован, поскольку данная ссуда является незначительной и не соответствует реальной стоимости жилья.

Как следует из Положения «об оказании государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 г.» оказание государственной поддержки предусмотрено вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992г., а в Положении о предоставлении вынужденным переселенцам долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья предусмотрено оказание государственной поддержки вынужденным переселенцам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, но не пользовавшимся льготами на строительство (приобретение) жилья после получения статуса вынужденного переселенца.

Таким образом, вынужденный переселенец, получивший долговременную беспроцентную возвратную ссуду, может получить компенсацию в установленном порядке, и наоборот. Такой позиции придерживается Верховный Суд РФ в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-В05-9: «За гражданами, получившими компенсацию за утраченное жилье и имущество, сохраняется право на получение в установленном порядке долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство и приобретение жилья.

Согласно п.7 Положения «О предоставлении вынужденным переселенцам долговременной беспроцентной ссуды на строительство (приобретение) жилья» от ДД.ММ.ГГГГ № размер ссуды устанавливается дифференцированно и исчисляется путем умножения средней стоимости 1 кв.м. жилья, сложившейся в данном регионе, на размер общей площади приобретаемого (строящегося) на семью жилья в пределах социальных норм, но не более 18 кв.м. общей площади на одного члена семьи, и на региональный коэффициент комплекса критериев целесообразности расселения вынужденных переселенцев (состояние экологи, климата, демографической обстановки, географическое положение, ситуация на рынке труда и миграционная ситуация).

В соответствии с п.1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти и их законности, возлагаются на орган, принявший оспариваемое решение или совершивший оспариваемые действия (бездействие).

В обоснование своих доводов МРУ ФМС России не представило сведений о фактическом использовании указанной ссуды на восстановление жилья заявителей и их жилищном обустройстве.

Заявление ФИО1, ФИО2 и ФИО3 на неправомерные действия Межрегионального управления ФМС России удовлетворить.

Обязать Межрегиональное управление ФМС России продлить срок действия статуса вынужденного переселенца в отношении ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд в течение 10 дней.

Сунженского районного суда РИ Х.А. Умаев
СУДЕБНЫЕ УЧАСТКИ МИРОВЫХ СУДЕЙ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ на сайте Сунженского районного суда Республики Ингушетия размещен список судебных участков Республики Ингушетия с указанием адресов, ФИО мировых судей и территориальной подсудности ▼▼▼ Справочная информация

По иску о востановлении и продлении статуса `вынужденного переселенца`. Решение от 31 августа 1992 года № . Белгородская область.

Свердловский районный суд города Белгорода в составе:

председательствующего судьи: Аняновой *.*.

при секретаре: Красновой *.*.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по и Ф.И.О. к УФМС по Белгородской области; Управлению социальной защиты населения администрации города Белгорода; Департаменту строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области о продлении статуса вынужденного переселенца, о восстановлении в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий; о признании права на получение жилищного сертификата,

Савицкий *.*. прибыл на территорию Российской Федерации из Молдовы. С 31 августа 1992 года по 05 сентября 1994 года признан беженцем на территории Российской Федерации. С 06 сентября 1994 года получил статус вынужденного переселенца.

Заявитель состоял на жилищном учете в администрации города Белгорода с 07.07.1998 года, как проживающий в общежитие по адресу: г. ********, ул. ******, д.** ком. **, и был включен в список граждан, признанных вынужденными переселенцами, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

17 сентября 2008 года муниципальное жилое помещение № **, общей площадью **,* кв.м., расположенное по адресу: по адресу: г. ********, ул. ******, д.** передано администрацией города Белгорода заявителю в пользование по договору найма и на основании договора на передачу жилых помещений в собственность граждан от 22.10.2008 года приватизировано заявителем.

На основании заявления от 20.05.2009 года Савицкий включен в список получателей государственных жилищных сертификатов в 2010 году под порядковым номером № **.

29 октября 2009 года Решением комиссии УФМС России по Белгородской области заявитель снят с учета, как не продливший статус вынужденного переселенца.

26.02.2010 года на основании заявления Савицкого от 11.02.2010 года заявитель Решением комиссии по признании граждан малоимущими и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях при управлении социальной защиты населения администрации города Белгорода снят с учета нуждающихся в жилых помещениях.

Государственный жилищный сертификат на имя Савицкого *.*. не выдавался.

Дело инициировано иском Савицкого *.*. . Заявитель, ссылаясь, на то, что он до настоящего времени не обеспечен государством благоустроенным жилым помещением, отвечающим нормам и требованиям ЖК РФ, с учетом, имеющегося у него с 1994 года статуса вынужденного переселенца, проживает в общежитие коридорного типа, в силу возраста (72 года) и состояния здоровья (имеет инвалидность) не имеет материальных средств улучшить жилищные условия, собственными силами. В этой, связи считает, отказ УФМС РФ по Белгородской области в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца по тем основаниям, что он якобы обустроен жильем, незаконным. С учетом уточнения заявленных требований просил обязать УФМС РФ по Белгородской области продлить ему статус вынужденного переселенца на 1 год. Обязать УСЗН администрации г.Белгорода восстановить его в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты постановки на учёт и включить в сводный список граждан, изъявивших желание получить в 2011 году государственный жилищный сертификат по г. Белгороду, поскольку с жилищного учета он снялся, написав заявление, будучи приглашенным на прием работниками администрации и, не понимая, что данное действие влечет для него неблагоприятные последствия. Признав за ним право на получение жилищного сертификата, возложить на Департамент строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области обязанность включить в сводный список граждан – получателей жилищных сертификатов в 2011 году по Белгородской области.

В судебном заседании Савицкий требования искового заявления поддержал.

Представители ответчиков УФМС по Белгородской области Бондаренко *.*. , УСЗН администрации города Белгорода Кульгаева *.*. , Департамента строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области Брянцева *.*. , с иском не согласились, считая требования заявителя не обоснованными.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства, по представленным сторонами доказательствам, суд признает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу п. 4 ст. 5 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 настоящего Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.

При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.

Срок действия статуса вынужденного переселенца заявителя истек в 1999 году и в дальнейшем продлевался ежегодно.

После того, как 29 октября 2009 года Решением комиссии УФМС России по Белгородской области заявитель был снят с учета, как не продливший статус вынужденного переселенца, Савицкий в установленном порядке обратился в органы миграционной службы с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, представив доказательства уважительности причин – нахождение в командировке.

Тот факт, что причины, по которым Савицкий в установленный срок не смог обратиться с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, являются уважительными, и представителем миграционной службы не оспаривался.

Это интересно:  Совместный счет в банке: как и для чего открывать

Между тем, УФМС России по Белгородской области заявителю отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, но уже по тем основаниям, что обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, не имелось, так как Савицкий был обеспечен постоянным жилым помещением, поскольку им приватизировано муниципальное жилье — комната в общежитие № **, общей площадью **,* кв.м., расположенная по адресу: по адресу: г. ********, ул. ******, д.**.

Суд считает, что данное Решение принято без учета требований норм действующего законодательства, нарушат права заявителя, а, следовательно, не может быть признано законным.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2000 г. N 845 утверждено Положение о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, которое определяет порядок жилищного обустройства на территории Российской Федерации граждан, признанных вынужденными переселенцами.

Согласно пункту 3 Положения федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий в т.ч. осуществляют в соответствии с жилищным законодательством и настоящим Положением учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2000 г. N 845 “Об утверждении Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации“ утвержден Порядок ведения территориальными органами Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации сводных списков вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье), и предоставления им указанного жилья.

Вышеуказанными актами предусмотрено, что жилое помещение для постоянного проживания предоставляется, как правило, в виде отдельной квартиры (в сельской местности — индивидуального жилого дома) с учетом норм предоставления жилья, установленных жилищным законодательством, и как правило, на территории населенного пункта по месту принятия вынужденного переселенца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье) (п. 14 ).

Кроме того, Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, закрепленные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, определения от 15 февраля 2005 года N 17-О и от 5 марта 2009 N 376-О-П). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

В преамбуле Закона РФ «О вынужденных переселенцах» указано, что закон устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Гарантией защиты прав вынужденных переселенцев является обустройство их жильем в соответствии с требованиями ст.7 названного закона.

Принимая во внимание, положения вышеприведенных норм права, суд признает, что проживание заявителя в комнате общежития коридорного типа, хотя и принадлежащем ему на праве собственности, не может, само по себе свидетельствовать о том, что он обустроен на новом месте жительства и перестал нуждаться в мерах социальной поддержки.

Суд отмечает, что с момента постановки Савицкого на учет в качестве вынужденного переселенца (1994 год) до принятия решения об отказе в продлении статуса (2010 год) УФМС России по Белгородской области, возложенную на него государством обязанность по обустройству заявителя жильем не выполнило.

Из принципа, закрепленного в ст. 2 Конституции РФ следует, что процедуры исполнения требований Закона РФ «О вынужденных переселенцах» УФМС России по Белгородской области должны гарантировать приоритет прав и свобод человека и гражданина, не допуская предпочтения им даже самых важных общественных и иных интересов. Государственные органы должны осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы при этом соблюдались права и свободы человека и гражданина, а в случаях их нарушений обеспечивалось максимально быстрое и полное их восстановление. Непринятие своевременных мер к выявлению и устранению нарушений прав и свобод, особенно в тех случаях, когда в дальнейшем их восстановление оказывается невозможным, может расцениваться, как невыполнение государством и его органами своей конституционной обязанности, закрепленной в ст. 45 Конституции РФ.

Не продление заявителю срока действия статуса вынужденного переселенца лишает его в дальнейшем возможности воспользоваться правом по обустройству жильем, что входит в противоречие с принципами, закрепленными в Конституции РФ и Законе РФ «О вынужденных переселенцах».

Относительно требований Савицкого к УСЗН администрации города Белгорода, то суд также считает их обоснованными.

Суд не соглашается с доводами представителя УСЗН администрации города Белгорода о том, что у Савицкого изменились основания постановки на жилищный учет, поскольку он был поставлен на учет, как занимающий койко-место в жилой комнате общежития, а в дальнейшем, ему была предоставлена комната по договору найма, которую он приватизировал.

Закрепляя право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище и предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).

Из данных конституционных предписаний вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий принятых на учет нуждающихся в жилье до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации граждан (социально незащищенных — прежде всего).

Кроме того, даже если допустить, что Савицкий в связи с юридической неосведомленностью подал заявление о снятии его с жилищного учета, работники УСЗН администрации города Белгорода, выполняя от имени государства конституционные предписания, должны были разъяснить ему последствия совершаемого им действия. Между тем, заявителю не было доведено до сведения, то обстоятельство, что снятие его с жилищного учета лишает его в дальнейшем возможности воспользоваться социальными гарантиями по обустройству жильем, гарантированными ему статусом вынужденного переселенца.

Представителем УСЗН администрации города Белгорода данные доводы заявителя не опровергнуты.

Поскольку иным способом восстановить нарушенное право заявителя невозможно, с учетом положений 2 части 3 статьи 11 ЖК РФ, заявление Савицкого в части возложения на администрацию г. Белгорода в лице «Управления социальной защиты населения по г. Белгороду» обязанности по восстановлению заявителя в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты постановки на учёт, подлежит удовлетворению.

Что касается требований заявителя о признании за ним права на получение жилищного сертификата, то, с учетом тех обстоятельств, что права заявителя, как лица, имеющего статус вынужденного переселенца, гарантированные ему государством по жилищному обустройству, до настоящего времени не реализованы, и тех фактов, что суд пришел к выводу о необходимости продления ему срока действия статуса вынужденного переселенца и восстановлении в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд считает, что требования в данной части также обоснованны и подлежит удовлетворению.

Согласно пункту 2 названного Порядка органы местного самоуправления муниципальных образований в области: осуществляют проверку представленных документов; в случае признания гражданина участником подпрограммы заводят на него учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения; до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формируют список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в подпунктах «г», «е», «ж», «з» пункта 5 Правил, и представляют его в департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства области; доводят до сведения граждан Решение департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства области о включении их в соответствующие списки; вручают сертификаты гражданам-участникам подпрограммы в соответствии с настоящим Порядком.

Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства области: организует работу по проверке органами местного самоуправления муниципальных образований представленных заявителями документов; на основании списков, полученных от органов местного самоуправления муниципальных образований, формирует до 1 октября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат на соответствующий год по форме согласно приложению N 2 к постановлению Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы (на бумажном носителе и в электронном виде); производит в 2-месячный срок с даты получения бланков сертификатов их оформление на имя граждан-участников подпрограммы и передает сертификаты по доверенности согласно реестру органам местного самоуправления муниципальных образований для вручения указанным гражданам.

Доводы представителя УСЗН администрации города Белгорода о том, что действие Программы еще не продлено и заявитель не может требовать, включения его в список получателей сертификатов в 2011 г., не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

При изложенных обстоятельствах, с целью восстановления нарушенных прав заявителя, его требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Исковые требова Ф.И.О. к УФМС по Белгородской области; Управлению социальной защиты населения администрации города Белгорода; Департаменту строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области о продлении статуса вынужденного переселенца, о восстановлении в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий; о признании права на получение жилищного сертификата — признать обоснованными.

Признать отказ УФМС по Белгородской области в продле Ф.И.О. статуса вынужденного переселенца незаконным. Возложить на УФМС по Белгородской области обязанность продл Ф.И.О. срок статуса вынужденного переселенца на один год.

Возложить на администрацию г.Белгорода в лице «Управления социальной защиты населения по г.Белгороду» обязанность восстанов Ф.И.О. в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты постановки на учёт и включить в сводный список граждан, изъявивших желание получить в 2011 году государственный жилищный сертификат по г.Белгороду.

Признать Ф.И.О. право на получение жилищного сертификата и возложить на Департамент строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области обязанность включить в сводный список граждан – получателей жилищных сертификатов в 2011 году по Белгородской области.

Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд через Свердловский районный суд города Белгорода в течение 10 дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме, а лицами, не присутствовавшими в судебном заседании, с момента получения копии решения суда.

В суд надзорной инстанции Решение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня вступления его в законную силу при условии, что участниками процесса было использовано право на кассационное обжалование судебного постановления.

Статья написана по материалам сайтов: pressaobninsk.ru, resheniya-sudov9.ru, posobie.net, www.gcourts.ru, resheniya-sudov4.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector