+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Правила предоставления земельных участков под ижс

Приказ и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 255. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 29 апреля 2015 года № 10871.

В соответствии с подпунктом 16-5) пункта 1 статьи 14 Земельного кодекса Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления прав на земельные участки под индивидуальное жилищное строительство.

2. Комитету по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства и управления земельными ресурсами Министерства национальной экономики Республики Казахстан обеспечить в установленном законодательством порядке:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа его направление на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и в информационно-правовой системе Әдiлет»;

3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.

4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Правила
предоставления прав на земельные участки
под индивидуальное жилищное строительство
1. Общие положения

1. Настоящие Правила предоставления прав на земельные участки под индивидуальное жилищное строительство (далее – Правила) определяют порядок предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства гражданам Республики Казахстан и оралманам в соответствии с подпунктом 16-5) пункта 1 статьи 14 Земельного кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс).

2. В пределах границ населенных пунктов на площадках, предназначенных для отвода под индивидуальное жилищное строительство, земельный участок под индивидуальное жилищное строительство предоставляется в соответствии с их генеральными планами, проектами планировки и застройки и проектами земельно-хозяйственного устройства территории, а в населенных пунктах с численностью до пяти тысяч человек – в соответствии со схемой развития и застройки данного населенного пункта (упрощенный вариант генерального плана).

3. Земельные участки, за исключением включенных в перечень предлагаемых земельных участков для продажи на торгах (конкурсах, аукционах), под индивидуальное жилищное строительство предоставляются гражданам Республики Казахстан бесплатно в частную собственность в размере 0,10 гектара.

Повторное бесплатное предоставление земельных участков для указанной цели не допускается, за исключением случая, указанного в пункте 4 статьи 94 Кодекса.

4. Предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в частную собственность производится после освоения земельных участков (после подписания акта о вводе объекта (индивидуального жилого дома) в эксплуатацию). На период освоения земельный участок гражданам Республики Казахстан и оралманам предоставляется во временное возмездное землепользование (аренду), с установлением условий и сроков освоения в соответствии со статьей 92 Кодекса.

2. Предоставление земельного участка

5. Для получения земельного участка для индивидуального жилищного строительства граждане Республики Казахстан и оралманы подают заявление в произвольной форме о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства на праве временного возмездного землепользования (аренды) (далее – заявление) по месту нахождения испрашиваемого земельного участка:

1) в пределах границ города республиканского значения и столицы – акимат города республиканского значения и столицы;

2) в пределах границ города областного значения – акимат города областного значения;

3) в пределах границ города районного значения – акимат города районного значения;

4) в пределах границ поселка – аким поселка;

5) в пределах границ села – аким села, сельского округа.

6. В заявлении указываются:

1) цель использования земельного участка;

2) его предполагаемые размеры;

4) испрашиваемое право пользования, наличие (отсутствие) другого земельного участка, ранее предоставленного государством под индивидуальное жилищное строительство на бесплатной основе.

Граждане Республики Казахстан к заявлению прилагают копию документа, удостоверяющего личность, оралманы – копию удостоверения оралмана.

7. При принятии заявления не допускается истребование других документов и сведений, не предусмотренных настоящими Правилами.

8. В случае не соответствия поданного заявления требованиям, указанных в пункте 6 настоящих Правил, а также в случае непредставления заявителем документов, указанных в пункте 25 настоящих Правил, уполномоченный орган по земельным отношениям города республиканского значения, столицы, района, города областного значения (далее – уполномоченный орган по земельным отношениям) по месту нахождения земельного участка дает письменный мотивированный отказ заявителю в рассмотрении заявления в течение двух рабочих дней, со дня его поступления в уполномоченный орган по земельным отношениям.

9. Общий срок рассмотрения заявления составляет два месяца со дня его поступления.

В указанный срок не входят периоды:

1) составления землеустроительного проекта, подготавливаемого в соответствии с пунктом 3 статьи 44 Кодекса;

2) согласования, установленные пунктом 6 статьи 44 Кодекса;

3) установления границ земельного участка на местности.

10. Заявление в течение трех рабочих дней поступает в уполномоченный орган по земельным отношениям по месту нахождения земельного участка для определения совместно с органами архитектуры и градостроительства на основании утвержденных градостроительных документов, возможности использования испрашиваемого земельного участка по заявленному целевому назначению.

11. Срок подготовки предложений о возможности использования испрашиваемого земельного участка по заявленному целевому назначению в соответствии с территориальным зонированием составляет до десяти рабочих дней со дня поступления заявления.

12. Материалы по подготовке предложений о возможности использования испрашиваемого земельного участка передаются уполномоченными органами по земельным отношениям по месту нахождения земельного участка в комиссию, создаваемую в соответствии с пунктом 2 статьи 43 Кодекса (далее – комиссия), в течение двух рабочих дней после подготовки указанного предложения.

13. Заключение комиссии составляется в двух экземплярах в форме протокольного решения в течение пяти рабочих дней со дня поступления в комиссию предложения о возможности использования испрашиваемого земельного участка.

При подготовке заключения учитывается наличие или отсутствие у граждан Республики Казахстан и оралманов земельных участков, права на которые были предоставлены государством для индивидуального жилищного строительства, сведения о которых представляются в комиссию уполномоченным органом по земельным отношениям.

14. В случае, если комиссия выносит заключение о невозможности использования испрашиваемого земельного участка в связи с отсутствием площадок для отвода, заявление берется на специальный учет в соответствии с главой 3 настоящих Правил.

15. Один экземпляр положительного заключения комиссии в течение пяти рабочих дней со дня его поступления соответствующим уполномоченным органом по земельным отношениям вручается (направляется) заявителю для подготовки им землеустроительного проекта.

16. При наличии землеустроительного проекта размещения земельных участков на площадку отвода под индивидуальное жилищное строительство составление землеустроительного проекта на каждый земельный участок не требуется.

17. Землеустроительный проект о формировании границ земельного участка, подготовленный и согласованный в соответствии с пунктами 3 и 6 статьи 44 Кодекса, утверждается уполномоченными органами по земельным отношениям по месту нахождения земельного участка в течение семи рабочих дней со дня его представления заявителем.

18. Решение местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, акима города районного значения, поселка, села, сельского округа (далее – местный исполнительный орган) о предоставлении права временного возмездного землепользования (аренды) на земельный участок принимается на основании положительного заключения комиссии в срок до семи рабочих дней со дня поступления землеустроительного проекта, утвержденного соответствующим уполномоченным органом по земельным отношениям.

19. Копия решения соответствующего местного исполнительного органа о предоставлении права временного возмездного землепользования (аренды) на земельный участок вручается (направляется) уполномоченными органами по земельным отношениям по месту нахождения земельного участка заявителю в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения.

20. Договор временного возмездного землепользования (аренды) с заявителем заключается соответствующим уполномоченным органом по земельным отношениям по месту нахождения земельного участка на основании решения о предоставлении права на земельный участок в срок не позднее десяти рабочих дней со дня принятия решения.

Срок и условия освоения земельного участка определяется местным исполнительным органом и указывается в договоре землепользования (аренды).

В случаях, если земельный участок для строительства индивидуального жилого дома предоставлен на праве землепользования на неподготовленных площадках, срок освоения такого земельного участка исчисляется с момента обеспечения его соответствующей инженерной (коммунальной) инфраструктурой.

21. Установление границ земельного участка на местности осуществляется на основании обращения заявителя.

22. Изготовление и выдача идентификационного документа на земельный участок осуществляется в течение шести рабочих дней в порядке, установленном стандартом государственных услуг, утверждаемым центральным уполномоченным органом по управлению земельными ресурсами в соответствии с подпунктом 1) статьи 10 Закона Республики Казахстан «О государственных услугах».

23. Землеустроительные работы по установлению границ земельного участка и изготовление идентификационного документа на земельный участок осуществляются за счет средств лица, которому предоставляется земельный участок для индивидуального жилищного строительства.

24. Основанием для предоставления гражданину Республики Казахстан на праве частной собственности земельного участка, ранее предоставленного ему на праве временного возмездного землепользования (аренды) под индивидуальное жилищное строительство, является акт приемки в эксплуатацию построенного индивидуального жилого дома на земельном участке.

Основанием для предоставления оралману на праве частной собственности земельного участка, ранее предоставленного ему на праве временного возмездного землепользования (аренды) под индивидуальное жилищное строительство, является акт приемки в эксплуатацию построенного индивидуального жилого дома на земельном участке, приобретение гражданства Республики Казахстан и получение документа, удостоверяющего личность.

25. Для приобретения в частную собственность земельного участка, который ранее был предоставлен на праве временного возмездного землепользования (аренды), граждане Республики Казахстан и оралманы, получившие гражданство Республики Казахстан, подают заявление о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства на праве частной собственности по месту нахождения испрашиваемого земельного участка в соответствующий местный исполнительный орган, указанный в пункте 5 настоящих Правил. К заявлению, указанному в настоящем пункте, граждане Республики Казахстан и оралманы прилагают копию удостоверения личности, акт приемки в эксплуатацию построенного индивидуального жилого дома на земельном участке и идентификационный документ на земельный участок.

26. Решение местного исполнительного органа о предоставлении права частной собственности на земельный участок принимается в срок до семи рабочих дней со дня поступления акта приемки в эксплуатацию построенного индивидуального жилого дома, который является основанием для изготовления и выдачи идентификационного документа.

3. Постановка на специальный учет

27. При испрашивании земельных участков для индивидуального жилищного строительства заявления граждан Республики Казахстан и оралманов, в случае отсутствия площадок для отвода земельного участка, берутся местными исполнительными органами на специальный учет на основании заключения комиссии, предусмотренном в пункте 13 настоящих Правил в течение пяти рабочих дней.

28. После вынесения заключения комиссии, заявления граждан Республики Казахстан и оралманов ставятся на специальный учет и удовлетворяются при наличии свободных территорий, используемых для индивидуального жилищного строительства, по мере подготовки площадок для отвода.

29. Уведомление о постановке на специальный учет заявления с указанием номера очереди в общем списке вручается (направляется) заявителю уполномоченными органами по земельным отношениям по месту нахождения земельного участка в течение двух рабочих дней со дня поступления заключения комиссии.

30. При наличии площадок для отвода заявителю, с соблюдением очередности в общем списке, вручается (направляется) уведомление о необходимости представления заявления в течение месяца со дня готовности площадок.

Это интересно:  Особенности и причины увольнения согласно ТК РФ

31. Информация о подготовке площадок для отвода и списки очередности на получение земельного участка являются открытыми, их доступность обеспечивается местными исполнительными органами посредством их размещения на специальных информационных стендах, и (или) путем опубликования в средствах массовой информации на государственном и русском языках не реже одного раза в квартал.

4. Отказ в предоставлении земельного участка

32. Решение в предоставлении права на земельный участок под индивидуальное жилищное строительство, содержащее мотивированный отказ, принимается на основании отрицательного заключения комиссии в семидневный срок со дня поступления соответствующего заключения комиссии.

33. Копия решения соответствующего местного исполнительного органа об отказе в предоставлении соответствующих прав на земельные участки вручается (направляется) уполномоченными органами по земельным отношениям по месту нахождения земельного участка заявителю в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения.

Общий порядок предоставления земли для индивидуального жилищного строительства

В настоящее время государство предусматривает возможность получения земли для осуществления индивидуального жилищного строительства как одну из форм поддержки различных нуждающихся категорий граждан, а также тех, кто ранее добросовестно пользовался арендованной или оформленной в постоянное бессрочное пользование землей и в настоящее время желает узаконить своё право. Для такого оформления существует своя процедура.

Вопросы, связанные с получением физическими и юридическими лицами участков для осуществления строительства, в том числе относимого к индивидуальному жилищному строительству, находятся в ведении нескольких крупных нормативных актов, принятых на федеральном уровне. Это Земельный Кодекс Российской Федерации, который осуществляет регулирование порядка предоставления земельных участков, которые отнесены к государственной и муниципальной собственности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Порядок оформления права аренды и собственности на предоставленные участки находится в ведении Гражданского Кодекса Российской Федерации. Порядок предоставления участков, относительно регламентного проведения всей процедуры, прорабатывается в региональных нормативных актах, созданных специально для регулирования деятельности уполномоченных на распоряжение государственным и муниципальным имуществом органов.

Земельный Кодекс Российской Федерации определил круг лиц, которые могут рассчитывать на получение земельного участка на безвозмездной основе для осуществления строительства дома, в том числе для индивидуального жилищного строительства.

К таким лицам относятся:

  • многодетные семьи, в которых трое или больше детей (рожденных в этой семье или усыновленных), не достигли совершеннолетнего возраста и имеют гражданство Российской Федерации;
  • молодые семьи, которые нуждаются в улучшении жилищных условий и признаны таковыми по порядку, установленному в конкретном регионе;
  • обладатели высших званий (Героя России, Героя Советского Союза, Героя Труда и т.д.);
  • лица, которые являются собственниками домов, построенных на участках, выданных по праву постоянного бессрочного или пожизненного наследуемого владения.

Независимо от того, к одной или нескольким категориям относится тот или иной человек, право на получение земельного участка на безвозмездной основе реализовать может только один раз в своей жизни.

На региональном и муниципальном уровне этот перечень может быть расширен также лицами, относящимися к категориям:

  • нуждающихся в улучшении жилищных условий лиц и семей (например, проживающих в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу);
  • семьи, в которых есть рожденные или усыновленные дети-инвалиды, а также те семьи, в которых такие дети находятся под опекой;
  • лица, имеющие ограниченные возможности здоровья, а также члены семей таких лиц, если строительство дома на полученном участке будет осуществляться с целью улучшения условий жизни таких лиц;
  • ветераны Великой Отечественной войны и участники и ветераны боевых действий, которые имеют подтвержденный статус или приравнены к ним по своему статусу, а также те, кто потерял кормильца в боевых действиях и имеет подтвержденный статус;
  • работающие в селах по наиболее востребованным профессиям люди, признаваемые молодыми специалистами, если они работают в селе по программам привлечения необходимых кадров в село;
  • лица, достигшие пенсионного возраста, которые постоянно проживают в селе и имеют там постоянную регистрацию;
  • лица, имеющие инвалидность по врожденным или приобретенным заболеваниям, а также члены их семей.

Требования к участку

Основными требованиями, которые предъявляются к предоставляемым участкам, следует считать:

  • размер (минимальный размер участка, соответствующий социальным и санитарным нормам для осуществления индивидуального жилищного строительства составляет не менее 3 соток, максимальный устанавливается в каждом конкретном регионе действующими нормативными актами, но не может превышать 15 соток);
  • расположение относительно инженерных коммуникаций (чтобы была возможность провести коммуникации на участок от основных магистралей или они находились на входе на участок);
  • транспортная доступность участка (расположение рядом с населенными пунктами либо в доступности от дорог, пригодных для проезда автомобильного транспорта, с помощью которого можно будет доставить материалы для строительства дома);
  • пригодность для возведения объекта малоэтажного жилого строительства (отсутствие на участке критических изъянов, которые могут либо существенно осложнить строительство, либо сделать его невозможным, например, овраги или сильный уклон поверхности земли).

Кроме того, для каждого конкретного региона, если там имеются какие-то особенности климата, предъявляются свои требования для предоставляемых для строительства участков.

Порядок действий

Весь процесс получения участка от государства, в том числе на безвозмездной основе, происходит в несколько крупных этапов, которые будут различаться для участков, которые уже находились в пользовании и теперь оформляются в собственность и для тех участков, которые только выделяются в пользование и собственность.

Для участков, которые уже были в пользовании, процесс оформления их в собственность на безвозмездной основе следует считать получением от государства.

Общий перечень действий будет существенно короче и состоит из следующих этапов:

  • подача заявления о передаче ранее использовавшего участка в собственность и подтверждение такого права документами, которые свидетельствуют об осуществлении использования участка (например, документы о проведении строительных работ на участке по возведению жилого дома или других капитальных строений, которые в последующем будут проходить регистрацию в качестве объекта недвижимости);
  • подписание соглашения о передаче участка в собственность заявителя либо Распоряжения или Постановления руководителя уполномоченного органа о таком действии;
  • оформление права собственности на приобретенный участок путем регистрации состоявшегося перехода в Росреестре и получения Выписки из Единого государственного реестра недвжимости.

Если же участок предоставляется первый раз, порядок действий существенно расширится:

  • с помощью публичной кадастровой карты необходимо подобрать наиболее оптимальный вариант участка, который соответствует всем требованиям, предъявляемым к участку для строительства для конкретной семьи;
  • обращение в уполномоченные региональные или муниципальные органы о предоставлении такого участка с указанием его расположения на кадастровом плане или схеме участка;
  • заявление рассматривается и, в случае, если у подавшего его есть право на предоставление земли на льготных основаниях, ему сообщается о предварительном одобрении предоставления участка;
  • после вынесения такого решения заявитель за свой счет должен осуществить межевание участка и поставить его на кадастровый учет;
  • после получения Выписки из Единого государственного реестра недвижимости подается основное заявление о предоставлении участка, подкрепленное имеющимися кадастровыми и межевыми документами;
  • на основании полученных документов выносится Распоряжение или Постановление о предоставлении участка путем заключения соглашения о его передаче в собственность;
  • подписывается соглашение о передаче участка в собственность;
  • на основании такого соглашения осуществляется регистрация права собственности в Росреестре.

Если заявитель никакими льготами не обладает, то после подачи первичного заявления и проведения межевых и кадастровых работ относительно конкретного участка, в течение тридцати дней с момента подачи второго заявления уполномоченные органы публикуют извещение о предоставлении земельного участка в специально аккредитованных средствах массовой информации. Если на этот участок поступит несколько заявок (срок на их подачу составляет в разных регионах от десяти до двадцати дней с момента публикации извещения), то предварительное одобрение отменяется, и участок передается на возмездной основе победителю объявленного аукциона.

Необходимые документы

Для того, чтобы оформить и реализовать свое право на получение земельного участка, следует подготовить пакет сопровождающих документов, в который будут входить:

  • заявление о предоставлении земельного участка в пользование или собственность для осуществления строительства, в том числе именуемого индивидуальным жилищным (заявлений подается два, так как после рассмотрения первого происходит оформление кадастровых и межевых документов на участок, а по итогам второго решается вопрос о заключении договора передачи земли);
  • паспорта или иные документы, удостоверяющие личность, для всех членов семей, которые проживают вместе с заявителем;
  • документы, которые могут подтвердить наличие прописки на территории того региона, в котором планируется подавать документы на получение участка;
  • справка, полученная в органах местного самоуправления, о том, что ранее заявитель не использовал свое право на предоставление земельного участка ни по одной из существующих категорий;
  • документы, которые подтверждают льготы на получение земельного участка по одной или нескольким категориям принадлежности (если есть несколько оснований для предоставления льгот, то лучше обозначить их все, так как это позволит расширить возможности для получения, так как может появиться возможность включиться в разные очереди для предоставления земли);
  • на участок готовятся кадастровые и межевые документы, если ранее в отношении него не была осуществлена постановка на кадастровый учет, и не было проведено межевание.

Весь пакет документов, кроме межевых и кадастровых, необходимо собрать до подачи первичного заявления, так как некоторые из них могут готовиться длительное время и не быть готовы к моменту подачи второго заявления.

Сроки и стоимость

Срок рассмотрения поданной заявки составляет не менее двух месяцев с момента подачи первичного заявления, так как рассмотрение каждого из поданных заявлений может занимать до тридцати дней с момента их подачи. Также следует учитывать срок проведения межевых работ, который по времени занимает не менее двух недель.

Общий срок оформления земельного участка для строительства таким образом может составить от трёх месяцев до полугода.

Стоимость оформления участка складывается, в зависимости от того, на безвозмездной основе он оформляется или выкупается по результатам специально проведённых торгов.

Общая стоимость оформления земли выглядит следующим образом: стоимость участка + стоимость межевых работ + стоимость оформления права собственности. Каждая из величин может колебаться в зависимости от региона.

Причины отказа

Отказать в предоставлении участка могут как на этапе рассмотрения первичного заявления, так и на этапе рассмотрения основного.

Причин для этого может быть несколько:

  • заявление подано лицом, которое не имеет права на предоставление участка без торгов либо уже однажды такое право реализовало;
  • на момент подачи заявления на участок уже проводилась процедура регистрации, но она еще не была завершена (то есть участок стал объектом притязаний третьих лиц);
  • участок находится в пользовании некоммерческих организаций, которые занимаются осуществлением садоводческих и огороднических целей;
  • на участке расположены здания в завершенном и незавершенном состоянии, которые принадлежат другим лицам на юридически оформленном праве собственности;
  • участок полностью изъят из оборота или частично ограничен в нем;
  • земля зарегистрирована для государственных и муниципальных нужд;
  • площадь участка, которую указал заявитель, больше максимальной, установленной в регионе, или не может быть предоставлена из-за отсутствия участков такого размера;
  • в отношении выбранного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления.
Это интересно:  Как поделить земельный участок на два, землю между собственниками и между соседями

Получить участок от государства возможно для осуществления различных видов строительства как на возмездной, так и на безвозмездной основе. Для реализации своего права его надо тщательно подготовить.

Порядок и сроки предоставления зем.участков по ИЖС

Разъясните порядок и сроки предоставления участков, какие документы нужны и куда их подавать и тд.

У меня ситуация такая: весной сходил в администрацию района, выбрал из предложенных вариантов на схеме себе участок, и написал на него заявление о предоставлении в аренду. Сказали, что подадут объявление в газету, и если в течении месяца никто не будет претендовать на мой участок, то позвонят и дадут акт разделения границ.С момента опубликования объявления прошло больше 2 месяцев, сходил в администрацию — узнать, сказали, что все аукционы отложили на осень, т.к. нет еще дороги к выделяемым участкам, они находятся в лесу. Были ли заявления конкретно на мой участок не сказали.

И, что теперь делать? ждать осени? в планах было начать строительство летом.

Ответы юристов (5)

Здравствуйте. В соответствии с Земельным кодексом:

Статья 30.1. Особенностипредоставления земельных участковдля жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности(введена Федеральным закономот 29.12.2004 N 191-ФЗ) 1. Земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленныхподпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, — в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.(в ред. Федеральных законов от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 30.11.2011 N 349-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции) 2. Продажа земельных участковдля жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участковдля жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленныхподпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27статьи 38.1 настоящего Кодекса.(в ред. Федеральных законов от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 30.11.2011 N 349-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции) 3. Предоставление земельногоучастка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставленииземельного участка.(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 206-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции) В двухнедельный срок со дняполучения заявления гражданина опредоставлении в аренду земельногоучастка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположенияземельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».(в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 206-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции) В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений опредоставлении в аренду земельногоучастка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такогоземельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор арендыземельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 206-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции) В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такогоземельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора арендыземельного участка.Таким образом администрация обязана заключить с Вами договор и Вы имеете право обжаловать их действия в прокуратуру или в суд.

Есть вопрос к юристу?

Единственное возможное для администрации оправдание в данном случае — невозможность проведения кадастрового учета, после которого с Вами должен быть заключен договор. В любом случае рекомендую требовать от них письменного ответа. При неполучении ответа или несогласии с ним — писать жалобу. Удачи.

Согласно статья 30.1 Земельного кодекса РФ
1. Земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, — в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.

2. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.

3. Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».

В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.

В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

Такими образом действия администрации не правомерны, все предусмотренные законом сроки истекли.

Подайте письмо с требованием заключить договор (сославшись на сроки указанные в ст. 30.1 ЗК РФ). в случае получения отказа (обязательно требуйте в письменной форме) обжалуйте их действия в прокуратуру или в суд. (в суде заявления об оспаривании действий гос органов рассматриваются в 10-тидневный срок

Статья 254 ГПК РФ Подача заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего
1. Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

2. Заявление подается в суд по подсудности, установленной статьями 24 — 27 настоящего Кодекса. Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.

Статья 256. Срок обращения с заявлением в суд
1. Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

2. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Статья 257. Рассмотрение заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего
1. Заявление рассматривается судом в течение десяти дней, а Верховным Судом Российской Федерации — в течение двух месяцев с участием гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются.

В соответствии п. 2 статьи 30.1. Земельного кодекса РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах.

Пунктом 1 статьи 38 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 настоящего Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.

Сформированный земельный участок — это участок, поставленный на кадастровый учет.

Учитывая вышеизложенное, для того, чтобы опубликовать объявление и провести торги необходимо поставить участок на кадастровый учет. Администрация может сослаться на отсутствие денежных средств для этого, либо иные причины и затягивать вопрос.

В соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» поставить участок на кадастровый учет может любое заинтересованное лицо.

Если Вы хотите ускорить процедуру по участку закажите межевание сами. После постановки участка на кадастровый учет можно понуждать администрацию к инициировании процедуры предоставления, в том числе в судебном порядке.

Пункт 2 статьи 20 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»

2. С заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Порядок предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства

Согласно Земельному кодексу РФ земельный участок как объект земельных отношений — часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Земельный кодекс Российской Федерации, М., Проспект, КноРус, 2013. С.8. Земельным участком, предоставленным для жилищного строительства, признается земельный участок, отведенный для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, и прошедший соответствующую процедуру предоставления земельных участков для жилищного строительства в соответствии с действующим законодательством. В соответствии со ст. 29 действующего Земельного кодекса Российской Федерации, «предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из состава земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции». Земельный кодекс Российской Федерации, М., Проспект, КноРус, 2013. С.23. Земельный кодекс определяет общий порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ст. 30 Земельного кодекса РФ). При этом следует отметить, что в этом нормативном акте, в отличие от Земельного кодекса 1991 года, этот процесс расписан более детально. Он зависит от того, как был сформирован земельный участок, как предмет имущественных правоотношений. Всего Земельный кодекс предусматривает два случая: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов. Вообще такое деление сделано законодателем не случайно. Так как земельные участки для целей строительства с предварительным согласованием размещения объектов предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование ограниченному кругу лиц — государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и местного самоуправления либо в аренду (п. 3 ст. 30 Земельного кодекса РФ), то государство или местное самоуправление не лишается права собственности на земельные участки, предоставленные под строительство. Предоставление же в собственность заявителей земельных участков для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) (п. 2 ст. 30 Земельного кодекса РФ). Это большой прогресс в земельных правоотношениях, так как по старому порядку органы исполнительной власти могли предоставлять земельные участки под строительство по своему усмотрению. Теперь же этот процесс стал публичным и компетентным органам государственной власти или местного самоуправления стало сложнее предоставлять земельные участки исходя из собственных предпочтений. Теперь необходимо проводить обязательные торги, конкурсы, аукционы, где всякий желающий имеет право принять в них участие. Этим самым предполагается значительно снизить возможность злоупотреблений представителями власти в процессе предоставления земельных участков для строительства.

Это интересно:  Ликвидация юридического лица пошаговая инструкция

Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» Земельный кодекс Российской Федерации был дополнен статьей 30.1, в которой нормативно закреплены особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Так, в этой статье закреплено правило, согласно которому земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта (п. 1 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ). Сам же порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта также подробно урегулирован в п. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ и сводится к проведению следующих действий.

Во-первых, проводятся работы по формированию земельного участка (пп. 1 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ). Данная операция включает в себя проведение кадастровых работ в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в результате которых обеспечивается подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности. Данная операция предусматривает изучение всех имеющихся материалов на отводимый земельный участок для строительства, в которых имеется его графический план. При его отсутствии специализированный орган производит необходимые замеры и устанавливает межевые знаки на местности для выделения его на местности (в натуре) Федеральный закон от 24.07.2007 №221-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О государственном кадастре недвижимости» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2014) //http://base.consultant.ru. За проведением кадастровых работ следует осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, в результате которого участок получает описание и индивидуализацию в Едином государственном реестре земель и получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и произвести его качественную и экономическую характеристики. Также к работам по формированию земельного участка относится определение разрешенного использования земельного участка. Разрешенное использование земельного участка устанавливается из постановления об отводе земельного участка под строительство и вместе с категорией земель указывается в документах государственного земельного кадастра при его кадастровом учете. Далее следует определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение. Эта операция осуществляется чаще всего непосредственно самим заявителем, желающим получить земельный участок под строительство, как правило, в органах архитектуры и территориальных органах Росреестра, где имеются все необходимые данные о наличии или отсутствии объектов инфраструктуры обеспечения строения, которое предполагается возвести на указанном земельном участке. Именно указанные органы обладают всей необходимой информацией об этих объектах, охранных зонах и территориальных зонах. В частности в органах архитектуры заявителям предоставляют по их запросам выкопировки участков населенных пунктов, где расположен земельный участок с указанием всех сетей инженерно-технического обеспечения. Следующей стадией является принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов). В этом случае органы исполнительной власти должны принять решение, прежде всего, о возможности предоставления указанного земельного участка под строительство. И не просто какому-либо лицу или группе лиц, а можно ли предоставить земельный участок в принципе. В данном случае решение или выписка из него о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия. Решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд, который в случае признания недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства, в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления предоставить земельный участок. При этом в решении суда должны быть указаны срок и условия его предоставления. И, наконец, происходит публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Здесь следует отметить, что из данного правила есть одно исключение, когда земельный участок может быть предоставлен без проведения торгов. Об этом прямо говорит пп.3 п.4 в ст. 30 Земельного кодекса РФ: «Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка».

Во-вторых, проводятся непосредственно сами торги (конкурсы, аукционы) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка, после проведения которых должны быть подписаны либо протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов), либо подписан договор аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов) по заявлению гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка (пп.3 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ). Земельный кодекс Российской Федерации, М., Проспект, КноРус, 2013. С.25.

Еще одним дополнительным фактом здесь является то, что орган государственной власти или орган местного самоуправления выступает в качестве продавца земельного участка или права на заключение его аренды, который принимает решение о проведении аукциона, и организатора аукциона (п. 4, 5, 6 ст. 38.1 Земельного кодекса РФ). Организатором аукциона может также выступать действующая на основании договора с продавцом специализированная организация.

В соответствии с п.7 ст. 30 Земельного Кодекса РФ решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием для государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, либо для заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность, либо для заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду. Земельный кодекс Российской Федерации, М., Проспект, КноРус, 2013. С.26.

В указанном заявлении должны быть указаны назначение объекта, который предполагается возвести, предполагаемое место его размещения, примерный размер земельного участка под объект строительства, а также обоснование этого размера (п.1 ст. 31 Земельного Кодекса РФ). Эти данные являются очень важными, так как если категория земель земельного участка для жилищного строительства, как правило, известна, то разрешенное использование должно определяться его собственником на основании данных в заявлении. И самое главное — испрашиваемое право на земельный участок. После поступления заявления о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2 ст.31 Земельного Кодекса РФ). Земельный кодекс Российской Федерации, М., Проспект, КноРус, 2013. С.29.

Нормы предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства определены в ст. 33 Земельного кодекса Российской Федерации. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения индивидуального жилищного строительства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, в том числе и максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам бесплатно (п. 1, 3 ст. 33 Земельного кодекса РФ). Земельный кодекс Российской Федерации, М., Проспект, КноРус, 2013. С.32.

После того как указанные действия будут проведены, а земельный участок будет выбран, результаты выбора земельного участка должны быть оформлены соответствующим актом о выборе земельного участка под индивидуальное жилищное строительство. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5 ст. 31 Земельного Кодекса РФ). Земельный кодекс Российской Федерации, М., Проспект, КноРус, 2013. С.30.

Статья написана по материалам сайтов: adilet.zan.kz, zakonometr.ru, pravoved.ru, studwood.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector