8 (800) 700-95-46  Бесплатная консультация с юристом

Пособие по безработице в России и в других странах мира

Пособием по безработице называется материальная поддержка государством трудоспособного населения, временно безработного, но занимающегося эффективным поиском работы и готового к ней приступить. Исторически в мире сформировались два вида обеспечения защиты дохода безработных — это социальное страховое пособие по безработице и денежная (или другая) помощь безработным.

Содержание

Что представляет пособие по безработице?

Пособие по безработице – государственная поддержка в виде регулярных денежных выплат тем гражданам, которые признаны безработными по предусмотренным законодательством причинам. Выплачивается в зависимости от величины получаемой до увольнения заработной платы, рабочего стажа и других условий. Пособие по безработице в Европе – социальная поддержка, временно заменяющая основные регулярные источники дохода. На законодательном уровне регулируются условия и нормы выплачиваемых пособий в рамках социальных программ, характерных для каждой страны в отдельности. Программа поддержки безработных включает в себя также помощь в устройстве на работу, повышение квалификации или получение новой специальности на период поиска работы.

Психологический аспект социальных пособий

Социологами отмечается психологическая степень демотивации пособия к поиску работы. Исходя из данных специалистов, очевидно, что при потере лишь небольшой части дохода после увольнения, безработный затягивает поиски новой работы вплоть до окончания срока выплат пособия.

Еще один дестимулирующий фактор заключается зачастую в высоком размере пособия по безработице в Европе, который побуждает безработного требовать такой же высокий уровень зарплаты на новом рабочем месте, не повышая при этом свою квалификацию, что значительно затрудняет поиски работы. Существенный дестимулирующий эффект прослеживается в некоторых странах Евросоюза, где пособия исчисляются либо в стабильных величинах, либо в процентах от средней заработной платы.

Историческое формирование пособия по безработице

Пособия в форме поддержки жизнеобеспечения нуждающихся в социальной помощи людей, попавших в бедственные ситуации по причине потери трудоспособности, наступления старости, содержания малолетних детей без кормильца — распространены были с древних времен, хотя и не были официально оформлены. Усложнение социально-экономических связей прибавляло и другие причины безработицы и бедности, порождающие необходимость в государственной поддержке. Хотя длительное время нетрудоспособная часть населения содержалась в рамках семейных общин. В период развития феодализма предоставлялась помощь в натуральной форме или путем помещения в богадельни, дома презрения, сиротские дома, которые содержались за счет благотворительности под попечением духовенства.

Рабочие, потерявшие временно трудоспособность, поддерживались за счет цеховой союзной взаимопомощи. Период распада общинной организации и применения наемного труда как товарного, вынудил государство развить целостную систему социальной защиты работников, с возложением части пособий на работодателей, особенно в случаях производственных увечий.

Германия одна из первых стран создала систему страхования наемных работников, обеспечивающую рабочих материальными пособиями во всех предусмотренных случаях утраты заработка: болезни, несчастные случаи, инвалидность, старость. По примеру Германии, в других странах Европы стали приниматься подобные законы социальной защиты для наемных работников.

Кто получает право на выплаты?

Пособие по безработице в Европе выплачивается жителю страны, признанному социальной службой занятости безработным. Право на получение пособия и собственно выплаты совершаются после получения им статуса безработного. Не является абсолютным основанием для признания статуса безработного в случае, если проситель не занят какой-либо трудовой деятельностью. Для получения нужного статуса необходимо предъявить документы, предусмотренные законодательством, во избежание ошибок с той категорией безработных, которые не желают трудиться, хотя имеют все показатели трудоспособности.

Существует общепризнанное определение статуса безработного как социально-экономического явления – когда человек, желающий работать, не может найти рабочее место при стандартной ставке заработной платы.

Базовый период выплат пособий

В каждой государственной системе существуют свои нормативные аспекты по программе поддержки безработного населения. Безработный должен соответствовать необходимым условиям для получения пособия по безработице в Европе, а также условиям того периода, в течение которого он получает пособие. Время, что выделено для оплачиваемого периода, когда проситель ищет работу, либо проходит переподготовку — называется базовым. Этот период варьируется в каждой стране от 4-х месяцев до года. Обычно в рамках базового периода просители находят новую работу или повторно устраиваются на прежнее место. Если же безработный продолжает подтверждать свой статус безработного, его выплаты уменьшаются и сам период продлевается, в зависимости от возраста и социального положения, до 2-х лет. Хотя существуют и более пролонгированные периоды выплаты пособия по безработице в некоторых странах Европы.

Условия выплат

В странах Европы не каждый оставшийся без работы может рассчитывать на регулярные социальные выплаты. Необходимо предоставить сведения о рабочем стаже, размере заработка за определенный трудовой период. Также соответствующим службам важно знать осуществлял ли безработный ежемесячные отчисления в социальный фонд.

Пособие по безработице в Европе в среднем выплачивается около 2-х лет с одновременными предложениями новых вакансий, которые подбираются безработному службой занятости. Если же вакансии будут отклонены 3 раза – выплаты останавливаются. Но существуют исключения по периодам выплачиваемого пособия по безработице в странах Европы. Например, в Великобритании максимальный срок выплат 6 месяцев, причем уже после 13-й недели соискатель должен принять любую предложенную вакансию.

Италия также отличается сроком выплат пособий по безработице – всего 8 месяцев. К тому же важным аспектом для расчета размера выплат по безработице является область, в которой трудился человек до потери рабочего места.

В Бельгии же, наоборот, срок выплат не ограничивается, а лишь уменьшается с течением времени размер самих денежных выплат.

Франция. Условия выплат

Пособие по безработице в Европе во Франции зависит от заработной платы просителя и регулярных членских взносов, которые выплачиваются вместе с работодателем (2,4 % — сотрудник и 4 % — работодатель) в течение 4-х месяцев работы из 18, которые предшествовали моменту расторжения рабочего контракта.

Размер пособия по безработице составляет около 60 % от зарплаты, получаемой перед увольнением. В стране руководящие должности оплачиваются намного выше их подчиненных, поэтому был выставлен необходимый «потолок» для выплат по безработице – 6161 евро в месяц. Срок получения пособия по безработице варьируется от 4-х месяцев до 2-х лет. Для уволенных в возрасте от 50 лет срок пролонгируется до трех лет. Несмотря на сложную продуманную систему страховых выплат, в стране очень много безработных.

Германия. Здесь свои правила

Пособия по безработице в Германии существуют двух видов. Первый вид пособия имеют право получать лишь те граждане, которые своевременно уведомили государственные органы о возможной потере работы, например, работая по срочному трудовому договору. Второй вид пособия по безработице выплачивается государством при условии, если проситель проработал не меньше года до момента увольнения, с занятостью не меньше 15 часов в неделю. Первые 1,5 года размер выплат пособия составляет 60 % от среднего уровня зарплаты.

Если в семье есть дети, то пособие составит 67 % от заработка. По истечении полутора лет выплат, в случае сохранения статуса безработного, сумма пособия снижается до 400 евро ежемесячно. Продолжительность выплат не превышает 24 месяцев.

Максимальная сумма ежемесячных социальных выплат безработным составляет 2215 евро — в Западной Германии и около 2000 евро — в Восточной Германии.

Условия для выплат пособия в США

В Штатах выплаты безработным значительно ниже среднего уровня пособий по безработице в Европе и не позволяют обеспечить удовлетворяющие американца условия жизни. Сумма пособия составляет всего 50 % от заработной платы до момента увольнения. Выплачиваются пособия еженедельно. Их сумма варьируется от 60 до 250 долларов.

Статус безработного обеспечивает некоторые социальные льготы: налоговые вычеты на каждого несовершеннолетнего иждивенца в семье, льготное питание школьника и некоторые продукты.

В некоторых штатах пособие предназначено не для всех, кто имеет необходимый статус безработного. Многое зависит от размера заработка просителя, который должен соответствовать его квалификации. В штате Коннектикут выплаты обеспечены только безработным, получавшим до увольнения зарплату не менее 600 долларов. В штате Мэн минимальная зарплата не должна быть ниже 3300 долларов. Подобные суровые условия распространены лишь в некоторых штатах, но общим является норма отработанных рабочих часов до момента увольнения — не ниже 68 часов.

Пособие по безработице беженцам в Европе

В последние несколько лет в страны Европы, особенно Германию, хлынул поток беженцев из стран с неблагополучной экономической ситуацией. Беженцы получают дотации и поддержку от государства, в их числе и денежная компенсация по безработице, но на условиях интегрирования их в то общество, в котором они оказались.

Размеры пособия по безработице в разных странах ЕС

Определяющим фактором для размера пособия является зарплата перед увольнением: чем выше была зарплата, тем выше пособие. Обычно уровень безработицы отмечается по молодежному показателю, который обычно выше, и долгосрочному, включающему в себя трудоспособное население с опытом работы.

В таблице указаны средние цифры, сколько платят в Европе безработным. Также указан средний процент безработных среди трудоспособного населения по стране. Пособие по безработице по годам незначительно варьируется, в зависимости от экономической и политической ситуации в государстве.

Пособие по безработице в разных странах ЕС

Безработица бьет рекорды в Европе. От нее никто не застрахован, ни обычный рабочий, ни квалифицированный специалист. В такой ситуации многие европейцы живут только на пособиях по безработице. Французское издание Challenges решило выяснить, какая ситуация с выплатами пособий в разных странах европейского союза.

Политика стран ЕС в вопросах выплат пособий не едина. Специалисты Challenges провели исследование десяти стран, приложив к нему список необходимых требований для получателя пособий по безработице.

Основным условием получения пособий во Франции является отчисление членских взносов. Они составляют 6,4 % ( 4% вносит наниматель, 2,4% рабочий).

В Соединенном Королевстве безработный может рассчитывать только на 381 евро в месяц и эта выплата ограничивается шестью месяцами. При этом срок отчислений должен составлять один год.

Максимальная сумма пособия по безработице в Нидерландах составляет 144,75 евро в день. Государство готово поддерживать своих граждан в трудный период от 3 месяцев до 3 лет.

Пособия по безработице в разных странах

Это всегда оказывает давление на людей, их психическое состояние, настроения в обществе и рост преступности. В связи с этим все государства постоянно работают над схемами по социальной помощи безработным гражданам, ведь оказавшись в таком тяжелом положении, далеко не все могут адаптироваться к современным условиям на трудовом рынке. Поэтому выплаты по безработице от государства порой являются чуть ли не единственным шансом пережить трудные времена, особенно когда средства к существованию нужны еще и для того, чтобы прокормить семью.

Таблица: пособие по безработице в разных странах

Размер пособия по безработице

Старше 25 лет – 292 фунта

Максимальное — 2730 USD (2294 EUR)

Максимальное – 5000 RUB (71 EUR)

Выплаты в Западной Европе

Уровень выплат по странам Евросоюза очень неоднозначный, в некоторых из них они действительно невысоки по отношению к уровню жизни в стране, тогда как в других — в день могут достигать 150 евро.

Это интересно:  ТСЖ или управляющая компания что лучше

То же касается условий и сроков.

Во Франции выплата пособий происходит от членских взносов (6,4 %), сумма составляет примерно 57 % от средней заработной платы, которую получал гражданин перед увольнением.

Максимально возможные выплаты достигают 6161 евро в месяц. Это касается как руководителей, так и подчиненных. На таком пособии граждане могут существовать до 28 месяцев, минимально — это первые 4 месяца. Уволенные сотрудники, чей возраст от 50 лет и старше, могут получать помощь 3 года.

Что касается Германии, то на пособия могут рассчитывать те, кто на протяжении 1 года из двух производил 3 % отчисления. Выплачивается 60 % от средней заработной платы. Но в этой стране разные города могут выплачивать суммы, несколько отличающиеся при аналогичных условиях. Допустим, в Западной Германии максимальная сумма составляет 2215 евро, в Восточной же — 1940 евро. Выплаты осуществляются от полугода до 24 месяцев. Стоит отметить, что в Германии безработица — это очень редкое явление, так как найти здесь стабильную высокооплачиваемую работу нетрудно. Официально безработными здесь числится не более 6 % граждан.

Уровень безработицы мужчин и женщин в странах СНГ

В Великобритании такая помощь выплачивается максимум на протяжении 6 месяцев и составляет 381 евро. Для того чтобы получать такие выплаты, следует поступить следующим образом:

  • Подать заявление.
  • Пройти собеседование в службе занятости.
  • Каждые 2 недели оповещать о результатах поиска работы эту же службу.

Рассчитывать на такую помощь могут граждане, которые выплатили необходимый страховой взнос за 2 года в размере 12 %. А также 13,8 % должен был выплачивать работодатель.

В Италии другие условия, здесь начисления происходят исходя из сектора и сферы, в которой гражданин работал. Жить на пособиях можно до 240 дней, а для тех, чей возраст перевалил за 50 лет, — до 1 года. Сумма выплат для тех, кто получал до 2000 евро в месяц, пока работал, составит порядка 931 евро. У кого заработная плата была выше этой суммы, пособие составит 1119 евро.

Испания может содержать безработных от 4 месяцев до 2 лет, сумма выплат составляет 1400 евро. Датчане получают пособие до 2 лет, выплаты достигают 2295 евро.

В Бельгии выплаты для безработных изначально составляют 65 % от суммы последней зарплаты. Если безработный в течение 3 месяцев не нашел работу, то пособие снижается на 5 %. Максимальные пособия составляют 1541 евро.

Австрийские пособия могут достигать 4020 евро в месяц, интересно, что в отдельных случаях безработный может получать такую материальную помощь до 9 лет. И еще высокими пособиями могут похвастать Нидерланды, здесь в день некоторые безработные могут получать около 150 евро, и такие выплаты осуществляются от 3 месяцев до 3 лет.

Швейцария хоть и не состоит в Европейском Союзе, но здесь максимальные выплаты достигают 7 тысяч евро. То, сколько будет получать безработный, зависит от таких факторов, как его возраст и продолжительность отчислений взносов. Период выплат пособий может расцениваться по-разному, от 200 до 520 дней.

Пособия в Российское Федерации и странах СНГ

В России ситуация во многом отличается от той, что в странах Западной Европы. Дело в том, что здесь пособия довольно низкие, но в то же время по статистике вакансий в 2 раза больше, чем безработных, рабочих настолько не хватает, что РФ приходится привлекать иностранцев на работу.

Уровень безработицы в России

Тем не менее европейские пособия, несмотря на большие выплаты, позволяют гражданам жить в достатке довольно непродолжительный период, и для их получения нужно соблюсти ряд правил, внося взносы. В России, чтобы получать такую помощь, ограничений нет.

Таким образом, многие раз за разом становятся на учет в службу занятости. Эта система в то же время выступает стимулом найти работу, ведь мизерные выплаты не оправдывают хлопоты на то, чтобы встать на учет, и пользу в конечном счете. Зарубежный опыт, который пытались внедрять в первые годы после развала СССР, сегодня бы крайне негативно воздействовал на страну.

Многое зависит еще и от региона проживания, минимальное пособие не составляет и 1 тысячи рублей, а при высоком, которое равно около 5 тысяч рублей, невозможно жить в Москве даже 1 неделю. Тем не менее по статистике в столице безработные едва составляют 1 % и даже не потому, что легко найти работу, а по причине того, что на пособии не удастся протянуть.

Но так дела обстоят в зависимости от региона, в дотационных областях страны, где заработные платы немногим больше, чем пособие, очень многие предпочитают становиться на учет в центр занятости и получать выплаты, так как это практичнее, и живут таким образом многие годы.

Сложность только одна: нужно постоянно доказывать в центре, что вы не можете найти работу и получаете отказы.

Тем не менее для получения выплат безработный должен регулярно являться в центр и отчитываться, а специалисты должны его направлять по разным организациям и всячески помогать с поиском исходя из его образования и опыта работы на вакансиях, знакомых ему.

Размер пособия по безработице в России

Выплаты определяются разными факторами, к ним относится профессиональный трудовой стаж и средняя зарплата за последний год работы. Выплаты производятся в таком порядке:

  • 75 % от зарплаты первые 3 месяца.
  • 60 % на протяжении следующих 4 месяцев.
  • 45 % последующий период.

Для предоставления пособия нужно подготовить вот такой перечень документов:

  • Гражданский паспорт.
  • Диплом.
  • Справку о зарплате.
  • Трудовую книжку.
  • Заявление о признании безработным и выплате пособия.

В зарубежных странах, являющихся ближайшими соседями, ситуация несколько отличается. В Беларуси такую помощь можно разделить на 2 этапа. Первый — это 13 недель с одинаковыми выплатами, последующий период — меньше. Минимальное пособие составляет 210 тысяч белорусских рублей, а максимальное — 420 тысяч. При наличии ребенка пособие будет увеличено.

Украинские пособия по безработице начинаются от 544 гривен, а максимальные начисления достигают 5512 гривен, сумма определяется рабочим стажем, выглядит это следующим образом:

  • Стаж меньше 2 лет — 50 % от суммы начисления.
  • Стаж до 6 лет — 55 %.
  • До 10 — 60 %.
  • От 10 — 70 %.

Сумма пособия на Украине не может превышать 4 прожиточных минимумов. Начисление происходит по-разному, в зависимости от ситуации. Таким образом, уволившиеся по собственному желанию могут рассчитывать на пособие до 80 % от зарплаты и спустя 91 день после регистрации. А те, кто был уволен в связи с нарушением трудовой дисциплины, могут получать минимальную выплату. Сроки получения различные, самый продолжительный — 7120 дней для безработных предпенсионного возраста. Выплачивают 1 год тем, кому далеко до пенсии, 180 дней — для окончивших учебные заведения студентов и вернувшихся со срочной службы.

О детских пособиях

Все страны мира заботятся о достатке семей с детьми. В европейских странах выплачиваются пособия и предоставляются льготы, но в других государствах эта система заметно отличается, например, в Китае. Там выплачивается пособие только семьям с 1 ребенком, такой механизм разработан, чтобы снизить рождаемость.

Выплаты детского пособия в России

Самые высокие детские пособия в Европе, да и во всем мире в Германии, здесь за первого ребенка выплачивают 184 евро, и столько же за второго, а за третьего — 190 евро. Во Франции за первенца не платят ничего, за второго выплата составляет 120 евро, за третьего — 274, за четвертого — 428 и за пятого — 582; за каждого следующего платят по 154 евро.

В Латвии пособие на детей составляет не менее 70 % от доходов матери за последний год перед родами. За первенца пособия немного выше.

А вот в Индии нет проблемы с рождаемостью, поэтому здесь пособия на детей не платят, но есть ряд различных проблем, в том числе проблемы с продовольствием. Поэтому правительство поступило следующим образом: в период вскармливания грудью матери получают 99 долларов. А также есть гособеспечение малышей детскими горячими блюдами за счет страны, сохраняется за ними такое право до 14 лет.

Пособия по безработице в западных странах

Я против пособий по безработице. Без работы люди деградируют — и довольно быстро. Американцы сделали большую подлость, когда подсадили на пособия целые поколения несчастных. Что остаётся несчастному тридцатилетнему жителю гетто, который не проработал за свою жизнь ни одного дня? Наркотики, алкоголь и ненависть к людям. Ненависть, которую вполне можно понять.

Наши власти поступают в этом отношении гораздо гуманнее. В России для не любящего перенапрягаться человека есть масса возможностей заработать себе на кусок хлеба. Те же вахтёры нужны всегда, и берут туда почти всех.

Тем не менее, когда мы сравниваем Россию и «цивилизованный» Запад, русофобы часто утверждают, будто на Западе безработные получают королевское пособие и катаются подобно сыру в масле — ни в чём не испытывая нужды.

Давайте сделаем маленькую пробежку по шести странам и посмотрим — так ли это. На всякий случай, я заранее предупреждаю, что и близко не являюсь международным юристом. Ситуация в области социальных пособий меняется сейчас достаточно быстро, и я наверняка допустил в своём небольшом обзоре кучу неточностей.

Сумма пособия по безработице от 400 евро в месяц до 60-80% от той зарплаты, с которой вы платили налоги во время работы:

Время выплаты пособия зависит от трудового стажа. Например, если вы отработали полтора года, то пособие будут выплачивать в течение четырёх месяцев. Если ваш стаж больше шести лет, пособие будут платить целых два года. Дольше чем два года пособия по безработице не платятся никому.

Однако через два года ещё рано лезть в петлю. После окончания пособия по безработице можно ещё 11 месяцев просидеть на так называемом «рента актива»:

Дальше же можно будет получать пособие по бедности, «пирми», сумма которого, например, в Мадриде составляет 350 евро.

Излишне говорить, что получающим пособие по бедности строго запрещено подрабатывать — сумма заработка будет из получаемого пособия вычитаться.

Пособия по безработице платятся далеко не всем. Конкретные требования к минимальному стажу и минимальному заработку разнятся от штата к штату. В благополучном 2003 году, например, 25% потерявших работу американцев так и не смогли доказать своё право на пособие:

Безработный (как правило) не может получать в виде пособия больше 50% от зарплаты на прежнем месте. В большинстве штатов пособие выплачивается в течение восьми с половиной месяцев.

Тем не менее, в Штатах кроме пособия по безработице есть ещё так называемый «вэлфер», помощь нуждающимся семьям. Однако помощь выдаётся не в виде наличных, а в виде пособий на еду, жилищных субсидий и скромных сумм денег, за расходование которых надо строго отчитываться. Поэтому подсчитать общую сумму помощи лично я затрудняюсь. Возможно, мои читатели из США помогут мне в этом вопросе.

Для понимания уровня цен — за 500 долларов в месяц в Торонто можно при желании найти комнату:

Ситуация в этой южной тонущей стране меняется очень динамично. Вот здесь, например, некий омич пишет, что получал до марта пособие по безработице в 460 евро, а с марта его урезали до 180 евро:

Максимальная продолжительность выплаты пособия по безработице составляет, насколько я понимаю, тоже два года. Как в Испании:

Это интересно:  Как законно не платить кредит банку в 2020 году - нужно ли если обанкротился, отозвали лицензию

Информацию по пособиям по бедности для Греции я не нашёл. Тем не менее, полагаю, они там таки есть, иначе в Греции уже бушевала бы революция.

В Германии пособие по безработице платится от шести месяцев до двух лет и составляет 60-70% от последнего заработка:

Есть в Германии и пособие по бедности. Получают его, правда, не все — иммигрантам, например, оно не положено. Размер пособия — 364 евро на одного взрослого нищеброда:

Разумеется, получающих пособие тоже жёстко контролируют: чтобы они не могли, например, устроиться втихую уборщиком и получать дополнительно к пособию некий приработок.

Размер пособия по безработице назначается в зависимости от зарплаты на предыдущем месте работы. Максимальный срок получения пособия по безработице — 270 дней.

Даже в самых жирных западных странах пособие по безработице не платится дольше двух лет. В условиях, когда работы для немодных специальностей нет в принципе, рассчитывать на пособие по безработице нельзя.

Много это или мало?

Это вдвое меньше средней зарплаты по России. Таким образом, если учесть, что уровень реальной безработицы в России близок к нулю, пожалуй, нам стоит в скором времени ждать трудовых мигрантов из Европы. Например, из Испании, в которой безработица среди молодёжи уже сейчас достигает ужасающих 50%.

Пособия по безработице в России и за рубежом: перспективы заимствования опыта европейских государств

В современном мире существует огромное множество экономико-юридических понятий и явлений, с которыми ни один гражданин не желает сталкиваться. Одним из таких явлений является безработица. Безработица — не только отсутствие работы, но и социальная катастрофа, которая оказывает на безработного сильное разрушительное влияние. Это влияние четко проявляется в экономическом, социальном и психологическом состоянии людей. С ростом безработицы растет уровень напряженности в обществе (зачастую именно безработица является причиной увеличения количества преступлений); она также оказывает негативное влияние на профессиональный уровень безработных.

Вопрос поддержки государством граждан, оставшихся без работы, весьма актуален особенно в настоящее время в свете тяжелой экономической ситуации в мире, наличия множества общенациональных проблем и нестабильности общественных отношений. Совокупность всех этих негативных явлений является катализатором, способствующим тому, чтобы правительства разных стран, в том числе и России, серьезно задумались о социальной поддержке безработных граждан. Ведь далеко не секрет, что многие граждане, оставшиеся без работы, не в состоянии самостоятельно адаптироваться к условиям современного рынка труда.

Очевидно, что остаться без работы и в связи с этим получать в качестве государственной поддержки сумму, серьезно уступающую средней заработной плате, перспектива не совсем приятная. В то же время современные глобальные экономические процессы таковы, что огромное количество людей по всему миру остаются без работы и, как следствие, без средств к существованию. Для них финансовая государственная поддержка является практически единственной надеждой пережить столь тяжелые времена.

В число основных мер социальной поддержки безработных со стороны государства входит выплата пособий по безработице. Пособие по безработице представляет собой денежную выплату гражданам, которые были признаны безработными в установленном надлежащем порядке. Размер и порядок выплаты пособий по безработице несколько варьируется в разных странах мира в зависимости от множества факторов; но главным, безусловно, является экономический. Далее хотелось бы рассмотреть и проанализировать организацию выплат пособий по безработице в России и ряде других, опыт которых мог бы быть полезен для нашей страны.

Итак, в России начисление пособия осуществляется с момента официального признания гражданина безработным. Для получения статуса безработного необходимо зарегистрироваться в государственной службе занятости и подождать 11 дней. Если по окончании этого срока служба занятости не найдет безработному работу по его специальности и в соответствии с его квалификацией, только тогда гражданин становится безработным официально и получает право на пособие по безработице.

Согласно статье 30 закона «О занятости населения в РФ», пособия устанавливаются в процентном отношении к среднему заработку за последние три месяца по последнему месту работы, если уволенные в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу в течение не менее 26 календарных недель (с полным рабочим днем).

Со сроками выплаты пособия также есть свои особенности. Дело в том, что государству невыгодно постоянно тратить деньги на неработающее население, поэтому в качестве стимула для поиска безработными места трудоустройства разработана следующая система. Человек имеет право на получение пособия по безработице в течение 12 месяцев, однако эти 12 месяцев должны «растянуться» на календарные 18 месяцев, то есть из полутора лет, которые человек официально числится безработным, государство оплачивает ему лишь один год. В случае, если официально зарегистрированный в службе занятости гражданин не получил работы и по истечении этих 18 месяцев, он имеет право на повторную выплату пособия по той же схеме: 12 оплачиваемых месяцев из 18. Общий период выплаты пособия по безработице гражданину не может превышать 24 месяца в суммарном исчислении в течение 36 месяцев [1].

Максимальный и минимальный размер пособия по безработице ежегодно устанавливается Правительством РФ в соответствии с соответствующими статьями государственного бюджета и в зависимости от значения инфляции. В 2014 году официально установленный размер пособия по безработице в России колеблется от минимального (850 рублей) до максимального (4900 рублей). В минимальном объёме пособие выплачивается лицам без трудового стажа (впервые ищущим работу), лицам, которым пособие начисляется после истечения первого срока выплат (12 месяцев из 18), а также тем, кто был уволен с предыдущего места работы за нарушения трудовой дисциплины. На максимальный размер пособия могут претендовать лица с трудовым стажем, которые проработали на предыдущем месте работы не менее 26 календарных недель.

Правительство РФ вот уже несколько лет не повышает размер пособия по безработице, дабы стимулировать граждан трудиться, а не существовать за счет государства, ведь количество вакансий в России почти в 2 раза превышает число безработных [2]. Впрочем, несмотря на то, что размер выплат пособий по безработице в России является мизерным, жители регионов с невысокой средней зарплатой зачастую предпочитают не работать и получать пособие, чем работать за чуть большую зарплату. Из-за мизерности пособий в России официально регистрируются не более трети безработных, и это по самым оптимистичным расчетам. Тогда как, к примеру, в Германии на учет становятся около 75% безработных.

Механизм получения пособий по безработице в России необходимо пересмотреть, и для этого можно опираться на накопленный зарубежный опыт, эффективное использования которого способствовало бы формированию новой, более гибкой системы выплат пособий безработным гражданам. Далее я хотел бы рассмотреть организацию выплат пособий по безработице в ряде стран Евросоюза.

В целом можно сказать, что получить пособие по безработице в Европе несколько сложнее, чем в России, но и размер пособия существенно отличается (в Европе суммы пособий намного значительнее). В качестве примера можно привести опыт Германии, где для получения пособия необходимо, чтобы гражданин проработал за последние два года не менее одного года с занятостью не менее 15 часов в неделю (в то время как в России этот порог всего 26 недель полного рабочего дня). Все остальные формальности совпадают с российскими: получателями пособия не могут быть лица, достигшие пенсионного возраста и получающие трудовую пенсию по старости; не имеющий работы должен быть зарегистрирован в службе занятости, а также осуществлять постоянный поиск работы и пр.

В Германии существует два вида пособия по безработице. Право на получение пособия первого вида — «Arbeitslosengeld-1» имеют граждане, которые за последние два года проработали год и своевременно уведомили соответствующие органы о том, что у них есть опасность потерять работу (например, работающие по срочному трудовому договору). В свою очередь второй вид пособия — «Arbeitslosengeld-2» выплачивается не из страховых выплат, а из государственного бюджета без ограничения по времени и с целью обеспечения прожиточного минимума. Право на данное пособие есть и у работающих граждан, в случае, если их доход меньше прожиточного минимума [3].

Огромный интерес представляют суммы, выплачиваемые в качестве пособия по безработице. Размер пособия составляет от 60% до 67% от размера прежнего заработка. Таким оно остается на протяжении первых полутора лет с того момента, когда гражданин был официально признан безработным. По истечении этого периода, в случае, если гражданин не утратил статус безработного, размер пособия сокращается до 400 евро. Здесь стоит отметить, что даже при получении пособия по безработице немецкий гражданин вправе получать еще одно пособие для обеспечения прожиточного минимума (646 евро на человека).

В сравнении со многими другими государствами, Германия считается очень благополучной в плане занятости страной — уровень безработицы здесь не превышает 6% [4].

Показателен также опыт Франции. Здесь основным условием получения пособия по безработице является выплата членских взносов в течение как минимум 4 месяцев из 18, предшествующих расторжению контракта. Размер членских взносов составляет 6,4% (4 % приходится на работодателя, остальные 2,4% на работника). Размер выплат составляет 57,4% от средней заработной платы в период до увольнения.

Продолжительность выплаты пособия по безработице во Франции составляет от 4 месяцев до 2 лет (исключением являются граждане, потерявшие работу в возрасте свыше 50 лет — для них государство готово выплачивать пособия продолжительностью до трех лет).

По причине огромной разницы заработных плат у руководящего состава и подчиненных, во Франции установлен потолок выплат равный 6161 евро в месяц. Помимо этого, для получения пособия по безработице необходимо не превысить потолок ежемесячных доходов: 846,90 евро для одного человека, 1693,80 евро для семейной пары [5].

Помимо всего прочего, огромный интерес представляет французская система страхования по безработице, основанная на соглашениях между организациями работодателей и наемных работников. Во Франции функционируют два фонда страхования по безработице, которые управляются на паритетных началах представителями трудящихся и предпринимателей. Первая организация — Национальный союз содействия занятости в промышленности и торговле (UNEDIC), которая отвечает за финансовые вопросы и функционирование всей системы страхования по безработице, а также мероприятия по профессиональной реабилитации безработных, проф. обучение и переквалификация. Вторая организация — Союз содействия занятости в промышленности и торговле (ASSEDIC), которая управляет страховыми счетами, а также отвечает за поступление взносов и выплату пособий по безработице. Помимо этого существует еще одна организация — Национальное агентство занятости (ANPE), отвечающая содействия в поиске работы [6].

В отличие от Германии, на данный момент Франция сталкивается с серьезными проблемами с безработицей — около 3,3 млн французов официально числиться безработными. Теперь уровень безработицы во Франции бьет все рекорды и составляет 10,1% [7].

Далее хотелось бы рассмотреть опыт Великобритании. В этой стране действует весьма простая, но в то же время эффективная система выплаты пособий по безработице.

Для того чтобы получить пособие по безработице, неработающему необходимо соблюсти некоторые формальности: подать заявление на получение пособия, а также пройти собеседование в службе занятости. Помимо этого, получателям пособия необходимо каждые две недели посещать эту самую службу для того, чтобы информировать о том, как идут дела с поиском новой работы.

На получение пособия по безработице претендуют лица, которые в течение последних двух лет уплатили необходимый объем взносов обязательного страхования (National Insurance Contributions). Размер этих взносов на данный момент состоит из 12% отчислений заработной платы работником и 13,8% — работодателем. Данное пособие выплачивается сроком не более 182 дней (6 месяцев). Размер пособия составляет 381 евро в месяц [8].

Это интересно:  Вычет по предыдущим годам: как узнать сумму остатка компенсации

Уровень безработицы в Великобритании нормальный — 6% [9].

Итак, проведя краткий обзор нормативных актов касающихся безработицы в странах ЕС, можно с уверенностью сказать, что европейские государства уделяют достаточно большое внимание социальной составляющей проблемы безработицы. Большинство стран ЕС имеет прекрасно отлаженную систему социальной поддержки, неотъемлемым элементом которой является помощь при потере места работы. В каждом государстве существуют свои особенности социального страхования граждан, однако стоит отметить, что в условиях кризиса все более явно проявляется тенденция к унификации и стандартизации этой сферы. В общем же по порядку выплат данных пособий в Европе можно выделить два основных вида: социальная поддержка безработных, которая осуществляется за счет средств государственного бюджета (обычно осуществляется в дополнение к основной системе страхования безработных) и базовое (основное) пособие в рамках обязательного страхования от безработицы, финансируемое взносами работодателей и работников.

Также не стоит забывать, что в недавнем времени некоторые страны Европы были серьезно заняты постройкой «государства всеобщего благоденствия», в результате чего естественным образом была сформирована очень вольготная система социального обеспечения, которая предполагала высокий уровень пособий по безработице, зачастую демотивировавший людей на осуществление трудовой деятельности. Однако по мере того, как стало понятно, что финансировать такую систему невозможно (под влиянием замедленного экономического роста и старения населения), ее сделали более гибкой. Одновременно с этим государства ЕС стали активно вмешиваться в ситуацию на рынке труда и способствовали тому, чтобы положение с безработицей стабилизировалось и оставалось на низком уровне, при этом довольно щедро раздавая пособия тем, кто умудрился не найти работу.

Итогом такой политики стала ситуация, согласно которой в некоторых странах ЕС работник может легко потерять работу, однако с помощью государства он либо находит новую работу, либо переквалифицируется. В тот временной период, пока он занят поиском новой работы или переквалификацией, он получает пособие, которое нередко составляет практически 100% его прежнего заработка.

В результате в таких странах уровень безработицы оказался очень низким, а уровень зарплат приличным, и в то же время средний срок трудовых договоров понизился, создавая гибкую и нестабильную занятость.

Переходя к самой сложной и объемной задаче — сравнению системы выплаты пособий по безработице как элементе социальной поддержки граждан России и странах-членах ЕС, необходимо заранее отметить ряд факторов, которые во многом определяют существенные различия в этих системах в нашей стране и Европе.

Во-первых, процесс законодательного регулирования в Российской Федерации имеет определенные особенности и требует более детальной проработки регулирования ввиду территориальной и функциональной многогранности.

Во-вторых, как мною уже было замечено, в России существует огромное количество вакансий (они в 2 раза превышают количество безработных), рабочих рук не хватает, следствием чего является привлечение иностранной рабочей силы. В таком контексте довольно глупым выглядело создание такого механизма получения пособий по безработице, который характерен для стран Европы.

Ну и, в-третьих, попытки импортировать в Россию европейскую модель (а это было очень популярно особенно в первые постсоветские годы) были бы неуместны, поскольку привели бы к еще большей потере стабильности занятости и заработка, а сопутствием этому была бы неэффективная государственная помощь в поиске работы. Это создало бы из кризисной ситуации поистине катастрофическую.

Поэтому не стоит уповать на то, что европейские страны могут дать нам готовый механизм функционирования системы выплаты пособий по безработице. Нельзя бездумно переносить такого рода системы, но и «изобретать велосипед» тоже не стоит. Необходимо учитывать российскую специфику и постепенно адаптировать подобные иностранные новшества. В связи с этим я считаю необходимым рассмотреть в своей работе перспективы реформирования данной системы, а также выделить и проанализировать отдельные элементы зарубежного опыта, которые могли бы помочь в построении подходящей и эффективной для нашей страны системы выплаты пособий по безработице.

В общем и целом европейская практика по вопросу поддержки безработных граждан имеет множество схожих особенностей. В частности размеры пособия по безработице в Европе довольно высоки (по крайней мере, первое время позволяют жить на достаточно приличном уровне, не опускаясь на социальное дно), а условия предоставления пособия несколько жестче — необходимо соблюдение множества требований для получения права на пособие. Такая система обеспечивает не высокий уровень безработицы (а точнее малое количество зарегистрированных безработных, имеющих право на получение пособия) и в то же время финансовое благополучие лиц, получающих пособия.

В России же ситуация совсем иного порядка. Здесь имеются достаточно низкие размеры пособий и одновременно неоправданно большая продолжительность их выплаты. Дело в том, что российское законодательство не предусматривает ограничений, которые делали бы невозможным совершение одного круга за другим — непрерывно вставать на учет в службу занятости только с целью получения пособия. Казалось бы, более стимулирующей к поиску работы системы выплаты пособий по безработице, чем российская, сложно себе представить, ведь размеры их настолько низки, что может сложиться мнение, будто бы необходимости становления на учет в соответствующий орган создаст больше хлопот, нежели принесет пользы. И зачастую это так и происходит: в некоторых регионах страны даже максимальная сумма пособия (4900 руб.) не может обеспечить даже недели проживания. Ярким примером такой ситуации может служить Москва, официальная безработица в которой составляет рекордно низкий уровень — менее 1%. И это отнюдь не потому, что жителям Москвы так легко получить работу, но потому, что даже на максимальное пособие жить невозможно. Поэтому люди предпочитают не нервировать себя, постоянно появляясь в службе занятости и бегая по работодателям с различными бумагами, которые являются формальностью для продолжения выплаты пособий, а сидеть дома и спокойной искать новую работу.

Подобная ситуация складывается и в некоторых других регионах нашей страны, однако есть области, в которых она имеет диаметрально противоположный характер. Например, для жителей регионов с низкой средней заработной платой типичным становится следующий род занятий: сидеть дома, не работать и получать пособие, нежели работать за чуть большее вознаграждение. Хоть этим людям и надо постоянно доказывать, что они не могут устроиться на работу, т.е. постоянно получать отказ от работодателей — данную процедуру в нашей стране с большим успехом проходят тысячи безработных. Поэтому основные получатели пособия в России — жители дотационных регионов, где пособие по безработице может обеспечивать хоть какое-то существование.

Таким образом, мы получаем парадоксальную ситуацию: часть населения страны вообще не воспринимает пособие по безработице как какую-то финансовую поддержку, а другая часть рассматривает получение пособий на постоянной основе как своего рода занятие, приносящее доход.

Исходя из этого можно с уверенностью констатировать, что система выплаты пособий безработным в нашей стране функционирует, мягко говоря, неэффективно. Выход из данной ситуации нужно искать через два пути (кстати, очень типичные для России): либо заимствовать зарубежный опыт и адаптировать ее под российские реалии, либо придумывать свои методы и механизмы функционирования данной системы.

Можно попытаться разработать рекомендации, которые могли бы способствовать модернизации системы выплаты пособий по безработице, ее более эффективной работе.

Прежде всего, представляется необходимым ограничить возможность безработных российских граждан постоянно вставать на учет в службе занятости, целью которых является исключительно получение пособия (некоторые люди заинтересованы только в постоянном получении пособия, а не в трудоустройстве). Необходимость регулирования выплаты пособий подобным категориям граждан кажется очевидной. Для эффективной борьбы с данной прослойкой граждан и защиты бюджета от подобного рода явлений, необходимо разработать законопроект, который ограничит число обращений в службу занятости. Ведь практика, когда «вечного безработного», который отказывается от предложенных вакансий, передают через определенный срок органам социальной защиты и выдают ему минимальные пособия, характерна для многих европейских государств. Еще одним из путей решения данной проблемы, хоть и радикальным, является пример Великобритании, где после 13 недель поиска соискатель обязан принять любое предложение о работе. В европейских странах функционирует система постепенного сокращения размера пособия по безработице, которая подталкивает безработного к поискам вакансий, переквалификации и трудоустройству в других регионах. В данном случае показателен пример Франции, где первоначально высокое пособие сохраняется всего четыре месяца, а к концу года оно снижается вдвое. В любом случае, разрабатывать ограничения для так называемых профессиональных безработных необходимо.

Следующим шагом модернизации системы выплаты пособий по безработице в России должно стать увеличение количества факторов, которые позволили бы в наибольшей степени соблюсти принцип социально справедливого установления размера пособий. В большинстве европейских стран к факторам, определяющим размер пособия по безработице, относятся и стаж работы, и уровень квалификации, и размер утраченного заработка. В то время как в нашей стране таких факторов очень мало, и по факту люди с разным уровнем образования, квалификации и продолжительности стажа могут получать пособие по безработице в одинаковых (одинаково низких) размерах.

Помимо этого, представляется необходимым повысить размер пособия и одновременно укоротить сроки их получения. Размер максимального пособия должен быть не меньше величины прожиточного минимума (в настоящее время разница между ними составляет примерно 45%). Россия — это страна, в Конституции которой заложен ее социальный характер, однако размер пособия по безработице никоим образом не свидетельствуют о соблюдении конституционных требований. В то же время не оправдана и другая крайность — излишне высокий размер пособия, поскольку это формирует иждивенческие настроения. Для того чтобы это не стимулировало иждивенческие настроения, необходима эффективная реализация отмеченного мной первого пункта: ограничение возможности безработных постоянно вставать на учет, раз за разом только ради получения пособия.

Таким образом, реализация вышеназванных мер обязательно поспособствует построению эффективной и гибкой системы выплаты пособий по безработице в России.

Литература

  1. О занятости населения в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 — ФЗ (в ред. от 2 июля 2013 г.). Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. Занятость и безработица в Российской Федерации
    в январе 2014 года. Госкомстат России, 2014. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d03/36.htm (дата обращения 09.12.2014)
  3. Arbeitsgesetzbuch der Deutschen Demokratischen Republik vom 16. Juni 1977 (Gesetz vom 22. Juni 1990) [Электронный ресурс]. URL: http://www.verfassungen.de/de/ddr/arbeitsgesetzbuch77.htm (дата обращения 09.12.2014)
  4. Trading Economics. Germany unemployment rate – 2014 [Электронный ресурс] URL: http://tradingeconomics.com/germany/unemployment-rate (дата обращения 10.12.2014)
  5. Code du travail(Dernière modification : 1 décembre2014) [Электронный ресурс]. URL: http://www.legifrance.gouv.fr/affichCode.do;jsessionid=D7D1F58A312A391E8A2FD9E49AA8D718.tpdjo05v_1?idSectionTA=LEGISCTA000019562393&cidTexte=LEGITEXT000006072050&dateTexte=20141208 (дата обращения 10.12.2014)
  6. Лукьянова Г.И. Реформы в социальной сфере: опыт Франции // Труд за рубежом. 2006. № 3. С. 95-118
  7. Trading Economics. France unemployment rate – 2014. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://tradingeconomics.com/france/unemployment-rate (дата обращения 11.12.2014)
  8. Jobseekers Allowance (JSA) [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.uk/jobseekers-allowance (дата обращения 12.12.2014)
  9. Trading Economics. United Kingdom unemployment rate – 2014. [Электронный ресурс]. URL: http://tradingeconomics.com/united-kingdom/unemployment-rate (дата обращения 12.12.2014).

Пособия по безработице в России и за рубежом: перспективы заимствования опыта европейских государств

Статья написана по материалам сайтов: fb.ru, lifebel.com, visasam.ru, fritzmorgen.livejournal.com, ego.uapa.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector