Порядок проведения госзакупок: регламент, правила и технические требования к участникам

Михаил Чернышов: Опыт показывает, что подавляющее число работников, ответственных за проведение закупок, до сих пор плохо «ориентируются» в положениях Федерального закона от 5 апреля 2013 года N44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — 44-ФЗ).

Михаил Чернышов: Опыт показывает, что подавляющее число работников, ответственных за проведение закупок, до сих пор плохо «ориентируются» в положениях Федерального закона от 5 апреля 2013 года N44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — 44-ФЗ). Поэтому в данной статье будет приведён определённый, если так можно выразиться, путеводитель по этому закону, чтобы количество ошибок у тех, кто только начинает заниматься закупками, было как можно меньше.

Вначале несколько советов, как прочитать положения закона.

В тексте 44-ФЗ много ссылок, большинство из которых оправданы, иначе просто нельзя было стройно изложить его положения. Но у всех есть такой инструмент, как компьютер. Если вы встретили ссылку и не можете удержать в своей памяти те или иные положения, тогда вставьте ссылку в электронной версии теста закона в нужное место (а если необходимо, то и несколько раз), чтобы получить общую картину.

Практика показывает, что методически неправильно читаются изменения в законе. Все, как правило, «загружают» в свой компьютер новую редакцию 44-ФЗ и считают это достаточным. А надо поступить по-другому. Советую отпечатать положения того закона, которым вносятся изменения в 44-ФЗ, а потом «пройти» по тесту 44-ФЗ, сличая отпечатанный текст с внесенными изменениями в 44-ФЗ.

Приведу два примера. В последнее время часто обращаются с вопросом о порядке толкования совокупного годового объема закупок. Это положение внесено в статью 3, часть 16 закона. Но почему-то пропускают еще одно изменение. Оно внесено в статью 112, часть 30, в которой совершенно чётко записано, что в совокупный годовой объём закупок не включаются закупки, извещения о которых размещены до даты вступления в силу 44-ФЗ. Всегда советую читать положения статьи до конца и обязательно читать главу 8 «Заключительные положения».

С чего же начинать закупку? Представьте себе, что вы решили купить себе квартиру через риэлтерское агентство. Кто будет определять требования к квартире? Конечно, вы, как заказчик. Вы же определите, по какой цене вы хотите купить квартиру. Следовательно, на первом этапе закупок необходимо определиться с требованиями к закупаемым товарам, работам или услугам. Основные положения по этому вопросу отражены в статье 33 закона. Но толковать положения статьи надо шире. Надо помнить, всё, что мы покупаем, должно отвечать национальным стандартам и национальной системе лицензирования РФ.

Обратите внимание, в статье 33, часть 1 есть такие положения: «1) описание объекта закупки должно носить объективный характер», «2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании».

За понятием «объективный характер» стоит очень много. Обеспечить выполнение этого требования можно только в одном случае, если при описании требований к товарам, работам и услугам руководствоваться положениями национальной системы стандартизации РФ.

Во втором же абзаце первой части статьи речь напрямую идет о новой системе стандартизации РФ: «в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании».

В связи со сказанным, надо изучить систему стандартизации РФ. Базовым по этому вопросу является Федеральный закон 27 декабря 2002 года N184-ФЗ «О техническом регулировании».

Основные положения национальной системы стандартизации заключаются в следующем.

1. Отменено обязательное изготовление продукции в соответствии с ГОСТами. Теперь производитель может изготавливать продукцию в соответствии с ГОСТР добровольно. Госстандарт РФ Постановлением от 30 января 2004 г. N4 «О национальных стандартах Российской Федерации», признал национальными стандартами действующие государственные и межгосударственные стандарты, введённые в действие до 1 июля 2003 г. для применения в Российской Федерации. Таким образом, если продукция изготавливается по ГОСТу, вступившему в силу до 1 июля 2003 г., то её можно купить, только по наименованию ГОСТР без дополнительных обоснований.

2. На смену ГОСТР (ГОСТ) постепенно приходят технические регламенты. Во исполнение требований технических регламентов теперь производитель должен зарегистрировать свою продукцию и получить сертификат или декларацию на право производства в специальном органе по сертификации. Перечень продукции, подлежащей обязательному декларированию или сертифицированию, определён Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. N982. Требования постановления распространяются и на товары иностранного производства. Если в переходный период технического регламента нет, то продукция проверяется на соответствие нескольким российским ГОСТР. Подлинность деклараций и сертификатов можно проверить на сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии: http://www.gost.ru

3. При разработке проектно-сметной документации необходимо руководствоваться положениями Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Строительные нормативы федерального значения разрабатывает и устанавливает только ФГУ Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов (ФЦЦС), региональные строительные нормативы разрабатывают региональные центры ценообразования в строительстве (РЦЦС). Сайт федерального центра: http://www.faufccs.ru/

На втором этапе следует составить проект контракта. В соответствии с требованиями 44-ФЗ на сайте госзакупок должна быть составлена библиотека проектов контрактов. До готовности такой библиотеки можно пользоваться библиотеками проектов контрактов субъектов РФ.

Гражданской кодекс юристы называют экономической конституцией России. Именно Гражданский кодекс регламентирует отношения между заказчиком и поставщиком, хотя некоторые положения и отражены в 44-ФЗ. Это, прежде всего, статьи 34 и 94, 95, 96, в которых приводятся основные требования к содержанию контакта, а также порядок его исполнения, изменения, расторжения.

У заказчиков часто возникают вопросы о порядке оплаты по цене запасной части к технике, оборудованию, единицы работы или услуги исходя из объёма фактически поставленных запасных частей, выполненной работы или оказанной услуги. Эти положения отражены в статье 42 закона «Извещение об осуществлении закупки».

Разработанное техническое задание и проект контракта необходимо согласовать с должностными лицами организации, после чего получить разрешение от руководителя на разработку закупочной документации.

Важно согласовать порядок платежей с финансовой службой и бухгалтерией организации. Надо знать, что бухгалтерский учёт в казённых и бюджетных учреждениях осуществляется по статьям КОСГУ (кодов операций сектора государственного управления). Поэтому оплата может быть только по статьям, по которым есть бюджетные ассигнования.

Часто задают вопрос о том, что финансовый орган настаивает, чтобы в контракте по итогам закупок оставался размер налога на добавленную стоимость (НДС) в размере 18%. Такое требование является незаконным. Многие участники закупок работают по упрощённой системе налогообложения. Такое право юридическим лицам (как правило, субъекты малого предпринимательства) предоставлено государством. Да, они получат дополнительный доход, но, повторяю, такая льгота предоставлена государством. Платит налог не заказчик, а получатель денежных средств и цена контракта для него не меняется.

На третьем этапе заказчик выбирает способ определения поставщика. Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 N2019-р установлен перечень товаров работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме. Подчеркиваю, что этот перечень является обязательным, но 44-ФЗ разрешает проводить аукцион в электронной форме и по товарам, работа и услугам, которые не входят в указанный перечень (статья 59).

Если же требуется определить победителя по нескольким критериям, то необходимо проводить конкурс. Законом расширены способы открытого и закрытого конкурсов. Если необходимо проверить квалификацию поставщика, исполнителя, то заказчик может провести конкурс с ограниченным участием. Дополнительные требования к таким участникам регламентируются статьей 31 закона и Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N1089. Правила определения победителя при проведении открытого конкурса регламентируется статьей 32 закона и Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N1085. Причиной проведения двухэтапного конкурса, как правило, является отсутствие у заказчика чёткого представления о предмете закупок.

Применение такого способа определения поставщика, как запрос предложений, для многих заказчиков ограничено. Он применяется только при признании повторного конкурса или электронного аукциона не состоявшимися в соответствии с частью 4 статьи 55 и частью 4 статьи 71 закона.

Четвертый этап сводится к разработке закупочной документации: конкурсной, аукционной, извещения о запросе котировок, запроса предложений.

Всегда советую провести классификацию содержания документации: сколько составных частей она условно включает, какие требования к заказчикам являются общими и какие частными в зависимости от избранного способа определения поставщика, что требует заказчик представить в составе заявки участнику и как будет оцениваться его заявка, какие цели необходимо ставить перед комиссией во время заседаний.

В закупках участвует две стороны: заказчик и участник закупок. Следовательно, документация должна включать:

1. Условия проведения закупки и требования, которые предъявляет заказчик к закупаемым товарам, работам, услугам и поставщикам и исполнителям таких товаров, работ, услуг.

2. Формы документов заявки участника закупки.

Требования к закупаемым товарам и услугам, как уже отмечалось, излагаются в техническом задании и проекте контракта.

Общие требования к поставщикам при всех способах определения поставщика (исполнителя) приведены в статье 31 закона. Частные требования приведены в соответствующих статьях по каждому способу определения поставщика: конкурс — статьи 50, 51; аукцион в электронной форме — статьи 64, 66; запрос котировок — статьи 42, 73; запрос предложений — статья 83.

Хочу обратить особое внимание на формы документов, который представляет в составе заявки участник закупки. Заказчику надо помнить два условия. Первое — формы документов заявки участника (кроме аукциона в электронной форме) разрабатывает заказчик. Второе — правильно разработанные документы заявки участника являются главным условием получения конкретной, а неоднозначно составленной заявки участника.

Обращаю внимание, что если при описании требований к закупаемым новым машинам и оборудованию применяются понятия «Товарный знак» и «Эквивалент», то в форме заявки участника надо дать две формы согласия участника. Причём, при поставке эквивалента участник обязан указать конкретные характеристики машин, оборудования. Если же понятия «Товарный знак» и «Эквивалент» заказчиком не применяются, то участник обязан указать конкретные показатели поставляемых товаров. На практике же бывает так, что участники повторяют техническое задание заказчика. Такие заявки следует отклонять.

При запросе котировок участник при закупке товаров во всех случаях обязан указать конкретные характеристики товаров, а при закупке работ и услуг указывает только своё согласие выполнить работы или услуги.

Заказчик, после размещения информации о проведении закупки, имеет право вносить изменения в извещение и документацию. Закон не регламентирует количество таких изменений, ограничение есть только одно: запрещается менять объект закупки. Теперь и при запросе котировок можно отменить закупку в установленные сроки, что регламентируется статьей 36 закона.

Это интересно:  Архивы Общие вопросы - Страница 5 из 16 - О недвижке.ру

Пятый этап сводится к вскрытию конвертов поступивших заявок (открытию доступа к поданным в виде электронных документов заявкам), рассмотрению и оценке заявок при проведении конкурса, запроса котировок, запроса предложений. При проведении аукциона в электронной форме этот этап включает рассмотрение первых частей заявок, проведение аукциона на электронной площадке, оценку вторых частей заявок участников.

Всегда обращаю внимание на то, что к каждому заседанию комиссии члены комиссии, и особенно председатель комиссии, должны готовиться. Председателю комиссии советую писать конспект с указанием тех положений закона, которые он обязан назвать перед тем, как приступить к вскрытию первого конверта.

Каждый раз важно понимать, какую цель должна достичь комиссия в результате заседания по вскрытию конвертов. Конечно, в законе так вопрос не ставится, но из положений закона можно однозначно сделать выводы, что комиссия обязана обеспечить публичность вскрытия конвертов, огласить состав поступивших в заявке документов, огласить предложение каждого участника по объекту закупки. По результату вскрытия конвертов участники не отстраняются, в протокол вносятся все подавшие заявки участники.

Если подана одна заявка или в результате промежуточных этапов конкурса, аукциона в электронной форме в итоговом протоколе осталась одна заявка, заказчик обязан обратиться в контрольный орган для согласования возможности заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем). Но обращаться в контрольный орган надо только после того, как комиссия проведёт все процедуры и оформит протоколы по рассмотрению документов единственного участника закупки.

В заключение советую всех закупщикам вести базу данных нормативных правовых актов, которые приняты в дополнение к 44-ФЗ.

Гайд для заказчиков

Мы часто пишем о нюансах в работе у поставщиков. У заказчиков не меньше обязанностей. Из нашего гайда вы узнаете, сколько всего нужно сделать, чтобы провести закупку по 44-ФЗ.

1. Зарегистрироваться в ЕИС и на электронных торговых площадках

Для этого нужна электронная подпись, которую заказчики получают бесплатно в федеральном казначействе. Казначейство разместит заявку на регистрацию в Единой информационной системе. Владельцу подписи с правами администратора останется зайти в ЕИС и в личном кабинете настроить права доступа остальным сотрудникам. После этого можно публиковать закупки. Оператор ЕИС зарегистрирует заказчика и на 5 федеральных ЭТП госзакупок.

Тем, кто уже зарегистрирован в системе, до 1 января 2017 года нужно перерегистрироваться (приказ ФК от 30.12.2015 № 27н).

2. Назначить контрактного управляющего или создать контрактную службу

44-ФЗ разрешает ограничиться одним контрактным управляющим, если объем закупок в год не выше 100 млн. руб. Во всех других случаях нужна контрактная служба минимум из двух сотрудников. Это может быть специальный «закупочный» отдел. Или обязанности контрактной службы можно распределить между сотрудниками разных подразделений.

Например, бухгалтер составляет планы-графики. Главный инженер готовит техзадание, отвечает на запросы разъяснений и принимает качество товара. Секретарь собирает заявки с отделов, готовит и размещает документы в ЕИС. Руководитель контролирует работу, отвечает на претензии ФАС и подписывает контракты.

С 1 января 2017 года все работники контрактной службы должны иметь профильное высшее или дополнительное образование по 44-ФЗ. Если в службе есть «недотягивающие» до требований сотрудники, то до конца года они должны пройти повышение квалификации (108 часов для сотрудников, 40 — для руководителей). Это можно сделать очно или дистанционно в организации, у которой есть лицензия на образовательную деятельность.

3. Разработать и разместить в ЕИС планы и планы-графики закупок

Заказчики имеют право проводить только запланированные закупки. С 2017 года документов по планированию станет два: помимо плана-графика нужно теперь вести и план закупок. Опубликовать обобщенный план закупок и подробный план-график нужно в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета на год. В план-график включают:

  • Название закупки с указанием всех характеристик;
  • Количество товара;
  • Начальную цену и ее обоснование;
  • Способ закупки и его обоснование;
  • Дополнительные требования к участникам закупки.

Форма плана-графика изменится. С 2017 года заказчик обязан:

  • Включать в план-график срок окончания контракта: сюда входит экспертиза, приемка и оформление документов;
  • Указывать дату и причину любых изменений в плане-графике;
  • Указывать точные сроки полной оплаты.

За ошибки в планировании депутаты ввели штрафы вплоть до дисквалификации должностных лиц.

4. Учесть нормирование и запреты в сфере госзакупок

Заказчики должны не только планировать закупки, но нормировать и обосновывать их (ч.1, ст.19, 44-ФЗ).

Расходы на конкретного сотрудника нормированы. Например, врачу полагается 2 хлопчатобумажных халата в год, а руководителю — не больше 2 кресел в год. Чтобы определить нормативы цены, устанавливается среднерыночная стоимость единицы продукции.

Эти требования закреплены в федеральных, региональных и муниципальных нормативных актах. Работники контрактной службы должны их знать.

Нужно следить за качеством закупаемых товаров. Специалисту надо разбираться в свойствах товара, потому что от этого зависит его пригодность и долговечность.

В некоторых закупках заказчик должен устанавливать преференции поставщикам. Например, на часть товаров распространяется национальный режим. Это значит, что заказчик должен предоставить преференции российским поставщикам.

И, наконец, на закупку некоторых товаров установлены запреты. Например, нельзя закупать иностранное программное обеспечение, если есть его российский аналог.

5. Подготовить и разместить в ЕИС закупочную документацию

Корректно описать закупку

При описании закупки можно использовать только термины, которые предусмотрены в технических регламентах и документах из национальной системы стандартизации. Если это невозможно, придется обосновать, почему при закупке нужно применять нестандартные требования и терминологию. Смысл стандартизации в том, чтобы минимизировать риск описать закупки «под своих» поставщиков.

В закупке нужно указать функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки. При этом техническое задание должно быть нейтральным, не ограничивать конкуренцию. Нельзя устанавливать конкретные параметры товара, только диапазон «не менее» и «не более», или чрезмерные требования к товарам. Исключение из правил: если у товара нет аналога или это запчасти к уже имеющемуся оборудованию.

Соблюсти сроки размещения

При электронном аукционе сроки подачи заявок зависят от цены закупки. Если начальная цена контракта больше 3 млн. рублей, у вас есть не меньше 15 календарных дней. Если начальная цена контракта не превышает 3 млн. рублей, то срок подачи заявок составляет не меньше 7 календарных дней.

Заявку на конкурс нужно разместить за 20 дней до окончания срока приема заявок.

Можно изменить извещение. Сроки в разных процедурах разные:

  • Для аукциона — не позже чем за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок;
  • Для конкурса — не позже чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок;
  • Для запроса котировок — не позже чем за 2 рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок.

Заказчик обязан отвечать на запросы на разъяснения от поставщиков и размещать их в ЕИС для доступа всем участникам закупки в течение двух дней. При проведении запроса котировок заказчик не обязан отвечать на запрос разъяснений.

Еще заказчик вправе отменить любую закупку, кроме запроса предложений:

  • если это конкурс или аукцион, не позже чем за пять дней до окончания срока подачи заявок,
  • если запрос котировок, не позже чем за два дня до окончания срока подачи заявок.

6. Провести закупку

Есть 10 видов закупок. Некоторые из них имеют лимиты, которые нужно распределять на весь год.

Конкурентные способы закупок делятся на 4 основные группы: запросы котировок и предложений, конкурсы и аукционы.

  • Запрос котировок можно провести, если НМЦ не превышает 500 тыс. руб. Годовой объем таких закупок не должен превышать 100 млн. рублей в год и 10% совокупного годового объема закупок.
  • Запрос предложений можно провести в строго определенных 44-ФЗ случаях (ч. 2, ст. 83, 44-ФЗ).
  • Самый сложный метод определения поставщика — открытый конкурс. Зато он поможет выбрать поставщика по нескольким критериям: не только по низкой цене, а по качеству товара, квалификации и опыту участников.
  • Большой объем товаров входят в аукционный перечень. То есть закупать их можно только на электронных торговых площадках. Это, например, канцелярские товары, продукты, бумага, нефть, металлы, строительные работы и ремонт.

Если неправильно выбрать способ закупки, заказчику грозит штраф 50 тысяч рублей (ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ).

7. Подписать контракт

Если требуется обеспечение закупки, контрактный управляющий должен убедиться, что деньги пришли на счет или проверить подлинность банковской гарантии. На 6 видов услуг уже разработаны типовые контракты, которые госзаказчики должны применять. В остальных случаях проект контракта составляет контрактная служба. Поставщик может лишь предложить протокол разногласий, который заказчик принимает или нет.

8. Внести сведения об уклонившихся от подписания контракта в РНП

Обязанность заказчиков — направлять в ФАС сведения об участниках:

  • Уклонившихся от заключения договора,
  • С которыми расторгнуты договоры по решению суда.

Обращаться нужно в письменном или в электронном виде в центральный аппарат ФАС России или территориальные органы ФАС по месту нахождения заказчика.

9. Принять товар и оплатить контракт

10. Разместить отчетность

Заказчики по 44-ФЗ обязаны публиковать в ЕИС два отчета:

Отчет об исполнении контракта или результатах его отдельного этапа

Он включает в себя:

  • Сведения о поставщике,
  • контракте,
  • результатах его полного выполнения или выполнения отдельного этапа.

Если контракт не выполнен, выполнен некачественно, в него внесли изменения или расторгли, это тоже нужно обязательно указать. Отчет размещают за 7 рабочих дней с момента подписания документа о приемке контракта или его расторжения.

Отчет об объеме закупок у СМП и СОНО

Этот отчет размещается в ЕИС ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным.

Он содержит информацию об уже заключенных контрактах: уникальные номера записей из реестра контрактов.

Это интересно:  Микрозайм без процентов на карту - возможен ли

Часть 11 ст. 7.30 кодекса об административных правонарушениях РФ предусматривает штраф в размере 50 тысяч рублей за закупки у предприятий или организаций в размере меньшем, чем установлено законом.

Правила проведения закупок

Участник процедуры запроса коммерческих предложений — поставщик, выразивший заинтересованность в участии в процедуре запроса коммерческих предложений. Выражением заинтересованности является предоставление в определенное время коммерческого предложения с приложением всех необходимых документов в электронном виде на электронный адрес ответственого исполнителя либо предоставление коммерческого предложения на бумажном носителе в запечатанном конверте юрисконсульту (техническому секретарю). Способ выражения заинтересованности поставщиком прямо указывается в извещении о запросе коммерческих предложений.

Извещение о проведении процедуры запроса коммерческих предложений — объявление в форме информационного письма, сформированного Ответственным исполнителем на основании Заявки на закупку и направленное Техническим секретарем потенциальным поставщикам посредством почтовой, факсимильной, электронной связи.

Лист альтернатив — документ, включающий в себя основные сведения (цена, порядок оплаты, сроки, иные условия) из коммерческих предложений всех участников процедуры запроса коммерческих предложений.

1. УЧАСТНИКИ ПРОЦЕДУРЫ ЗАПРОСА КОММЕРЧЕСКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

1.1. Участник процедуры запроса коммерческих предложений должен соответствовать требованиям, предъявляемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе:

— иметь правомочие заключать договор;

— обладать необходимыми лицензиями, сертификатами или иными разрешениями на поставку товаров, производство работ и оказание услуг, подлежащих лицензированию, сертификации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, и являющихся предметом заключаемого договора;

— иметь возможность реального осуществления поставки товара, производства работ, оказания услуг с учетом времени, места нахождения имущества и объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг (в подтверждение предоставляется справка участника процедуры запроса коммерческих предложений, оформленная в произвольной форме);

— участник не должен быть признан банкротом в установленном действующим законодательством порядке;

— не являться организацией экономическая деятельность, которой приостановлена уполномоченным государственным органом.

В случае запроса коммерческих предложений на закупку: любых подрядных работ, монтажных работ, транспортно-экспедиционных услуг, поставщик должен иметь опыт работы в соответствующей сфере не менее 2 (Двух) лет.

1.2. Критерии выбора коммерческого предложения на закупку:

— товары, работы, услуги должны соответствовать целям приобретения и необходимым техническим требованиям;

— поставщик имеет реальную возможность поставки товара, производство работ, оказание услуг с учетом времени, места нахождения имущества и объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;

— поставщик является производителем либо официальным дилером;

— использование при выполнении работ сертифицированного материала;

— наиболее приемлемые для Общества условия и сроки поставки (оказания) товаров (работ, услуг);

— условия предоставления гарантийных обязательств;

— обоснованность цены предложения;

— условия корректировки (снижения) цен;

— условия о страховании товаров, работ, услуг;

— экономически обоснованная технология выполнения работ (учитывается при заключении договора подряда с выполнением работ из материалов подрядчика, при этом рассматриваются две составляющие коммерческого предложения: стоимость строительно-монтажных работ, стоимость материалов и комплектующих, а также возможность осуществления закупки материалов самостоятельно);

— объемы и виды строительно-монтажных работ выполняемые непосредственно генподрядчиком, а также возможность генподрядчика привлекать субподрядчиков только с предварительного разрешения заказчика.

Дополнительные критерии могут быть указаны в Извещении о запросе коммерческих предложений.

1.3. Участники процедуры запроса коммерческих предложений должны предоставить помимо коммерческого предложения лицензию (свидетельство о допуске к выполнению работ, выданное СРО) или сертификат соответствия (декларацию о соответствии), иные документы, подтверждающие качество на товар (в случае необходимости).

2. ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПОСТАВЩИКАМИ КОММЕРЧЕСКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

2.1. Коммерческое предложение предоставляется поставщиком одним из способов прямо указанном в Извещении о запросе коммерческого предложения:

— в электронном виде путем направления по электронной почте, факсимильной связи;

— предоставление коммерческого предложения на бумажном носителе в запечатанном конверте техническому секретарю.

2.2. Коммерческое предложение поставщика должно содержать следующую информацию:

— наименование товара, работ, услуг, в том числе технические характеристики товара;

— количество товара, возможного к поставке;

— условия поставки или сроки выполнения работ (оказания услуг);

— цена предложения, с учетом расходов поставщика на доставку товара, таможенное оформление, соответствующих налогов и др.;

— условия корректировки цены (скидки, бонусы);

— подпись уполномоченного лица поставщика на заключение договора и печать организации;

— иные условия предлагаемые поставщиком.

Коммерческое предложение поставщика может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию и иное изображение товара, работ, услуг.

К коммерческому предложению должны быть приложены документы, указанные ниже:

— Анкету Участника по форме Приложения №1

— свидетельство о государственной регистрации юридического лица (ОГРН);

— свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (ИНН);

— уведомление о постановке на учет обособленного подразделения, в случае если поставка продукции осуществляется с адреса обособленного подразделения;

— устав (действующая редакция);

— документы, подтверждающие назначение (избрание) руководителя на должность;

— документы, подтверждающие полномочия лица на подписание от имени контрагента договора (соглашения) и/или первичных документов (накладные, счета-фактуры, акты выполненных работ и др.), если подписание данных документов, осуществляется не руководителем поставщика;

— выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), либо Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), дата выдачи которой должна быть менее одного месяца;

— бухгалтерский баланс с отметкой налогового органа о получении за предыдущий год и на последнюю отчетную дату;

— документы, подтверждающие право контрагента на применение специального режима налогообложения (например: уведомление налогового органа о применении упрощенной системы налогообложения, патент) либо декларацию по НДС с отметкой налогового органа за последний отчетный период.

Кроме того, в случае необходимости к коммерческому предложению должны быть приложены документы, установленные пунктом 1.3. настоящего регламента.

2.3. Коммерческое предложение подлежит рассмотрению при условии:

— предоставления его способом указанным в Извещении о запросе коммерческих предложений;

— предоставления всех необходимых документов, указанных в лоте;

— направления в пределах срока, установленного в лоте для предоставления коммерческих предложений.

2.4. В случае, не предоставления поставщиком документов, указанных в лоте, Ответственный исполнитель обязан любым возможным способом запросить у поставщика необходимые документы.

2.5. Поставщик вправе изменить свое коммерческое предложение после его подачи в любое время до истечения срока подачи коммерческих предложений.

3. УПРОЩЕННАЯ ПРОЦЕДУРА ЗАКУПКИ

3.1 Упрощенная процедура закупки выполняется в следующих случаях:

— если сумма закупки товарно-материальных ценностей для Проекта составляет не более

4. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА С ПОСТАВЩИКОМ

4.1. Договор между Обществом и поставщиком (участником запроса коммерческих предложений, выбранным Договорной комиссией) заключается после принятия Договорной комиссией решения о выборе поставщика

4.2. Договор заключается на условиях, соответствующих требованиям, изложенным в лоте на соответствующую закупку.

4.3. В случае если поставщик уклоняется от заключения договора на условиях, определенных требованиями запроса коммерческих предложений, Общество вправе заключить договор с другим поставщиком (участником процедуры запроса коммерческих предложений) по решению Договорной комиссии.

4.4. Общество не имеет права заключать договор с поставщиком по результатам проведения процедуры запроса коммерческих предложений, в случае поступления от других участников процедуры запроса коммерческих предложений информации на действия/бездействия Ответственного исполнителя при проведении процедуры запроса коммерческих предложений, до проверки Договорной комиссией поступившей информации по существу и принятия соответствующего решения.

5. ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ ЗАПРОСА КОММЕРЧЕСКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

5.1. Вся информация о процедурах запроса коммерческих предложений на закупку, направляемая потенциальным поставщикам, не должна содержать сведений, составляющих коммерческую тайну и иные сведения ограниченного доступа, в частности:

— сведения о поставщиках Общества;

— сведения об участниках процедуры запроса коммерческих предложений;

— об условиях содержащихся в коммерческих предложениях участников процедуры запроса коммерческих предложений;

— об информации, содержащейся в документах представленных участниками процедуры запроса коммерческих предложений;

— и иную информацию, относящуюся в соответствии с локальным актом, действующим в Обществе, к коммерческой тайне и (или) к сведениям ограниченного доступа.

5.2. Ответственность за содержание предоставляемых сведений и выполнение установленных требований по обеспечению защиты сведений, составляющих коммерческую тайну и иных сведений ограниченного доступа, возлагается на Инициатора и Ответственного исполнителя.

6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Хранение документации процедуры запроса коммерческих предложений осуществляется юридическим отделом Общества, в течение 3 (Трех) лет с момента проведения процедуры запроса коммерческих предложений по соответствующей закупке вместе с заключенным договором.

Требования к участникам закупок. Как поверить соответствие установленным требованиям

При составлении документации о закупке заказчик указывает единые и дополнительные требования, которым должен соответствовать участник для того, чтобы принять участие в конкретной закупке. Эти требования к участнику условно можно разделить на 2 категории: единые требования и дополнительные требования.

Единые требования

1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;

Комментарии и рекомендации: требование к участнику по п. 1 ч. 1 ст. 31 устанавливается заказчиком, если к лицам, осуществляющим поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, законодательством РФ установлены какие-либо специальные требования. Например, наличие у участника специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в п. 1 ч. 1 ст. 31. Некоторые сложности возникают в применении данного требования при проведении запроса котировок.
Форма котировочной заявки (ч. 3 ст. 73 Закона № 44-ФЗ) не предусматривает представление участниками копии лицензии (допуска или свидетельства СРО) в составе заявки. С комментариями по данному вопросу можно ознакомиться в письме Минэкономразвития России от 19.08.2014 № Д28и-1616: «…заказчик не вправе устанавливать в извещении о проведении запроса котировок требование к участникам закупок о представлении участником запроса котировок копии лицензии в составе заявки. Котировочная комиссия также не вправе отклонять заявку за непредставление участником запроса котировок копии лицензии в составе заявки». При этом заказчик обязан проверить соответствие участника данному требованию. Это возможно путем направления запросов в лицензирующие органы, изучения реестров лицензий на официальных сайтах лицензирующих органов и т.д.
Возникающие при этом сложности (неактуальная информация на сайтах с реестрами лицензий, длительность получения ответов от лицензирующих органов и пр.) могут привести к допуску к участию или заключению контракта с участником, не соответствующему п.1 ч.1 ст. 31. Судебная и арбитражная практика по данному вопросу больше сводится к правомерности установления требования по п. 1 ч. 1 ст. 31 при проведении запроса котировок, однако имеются и противоположные решения. Таким образом, рекомендуется избегать проведения запроса котировок при осуществлении закупок, предметом которых является поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, требующих предоставление документов, предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 31. Например, такую закупку всегда можно провести электронным аукционом, чтобы избежать возникновения возможных спорных вопросов по правомерности установления требования по предоставлению указанных документов в составе заявки.

Это интересно:  Должник в исполнительном производстве пользуется правом

2) непроведение ликвидации участника закупки — юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки — юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;

3) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;

4) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством РФ, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период.

Комментарий: Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято.

5) отсутствие у участника закупки — физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица — участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;

6) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;

7) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц — участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, — участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц.

Комментарий: Под выгодоприобретателями понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.

7) Участник закупки не является офшорной компанией.

К единым требованиям также относится установление требования об отсутствии в предусмотренном Законом № 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки — юридического лица. Установление данного требования является правом, а не обязанностью заказчика. Но при его установлении Заказчик при рассмотрении заявок и перед заключением контракта с победителем обязан проверить соответствие участника указанному требованию.

К участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования. Перечень документов, подтверждающих соответствие дополнительным требованиям, устанавливается Правительством РФ.

См. Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 (ред. от 02.07.2015) «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям»

Еще один вопрос, который встает перед заказчиком при рассмотрении заявок – предоставление каких документов следует проверить, чтобы определить соответствие участника требованиям.
Подробную информацию см. в нижеприведенной таблице.

Требования к участникам закупки

Содержание:

К единым (общим) требованиям относятся:

1) соответствие требованиям установленным к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;

Как подтверждается соответствие требованию участником: приложением копии лицензии, допуска СРО или сертификата соответствия.

2) непроведение ликвидации (банкротства, конкурсного производства) участника закупки;

Как подтверждается соответствие требованию участником: декларированием.

3) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном КоАП РФ, на дату подачи заявки на участие в закупке;

Как подтверждается соответствие требованию участником: декларированием.

4) отсутствие у участника закупки недоимки по обязательным платежам в бюджеты РФ в размере более чем 25% от балансовой стоимости активов участника;

Как подтверждается соответствие требованию участником: декларированием.

5) отсутствие у участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (это касается физического лица (ИП), директора, главного бухгалтера и учредителей юр. лица);

Как подтверждается соответствие требованию участником: декларированием.

6) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности (это частный случай, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты);

Как подтверждается соответствие требованию участником: декларированием.

7) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов и близких родственных связей;

Как подтверждается соответствие требованию участником: декларированием.

8) участник закупки не является офшорной компанией.

Как подтверждается соответствие требованию участником: предоставлением выписки из ЕГРЮЛ в составе заявки (за исключением случаев проведения электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора).

Помимо вышеперечисленных единых (общих) требований Заказчик вправе установить требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (РНП) информации об участнике закупки. Я не случайно выделил в тексте слово «вправе», т.к. установка данного требования это право Заказчика. Но как показывает практика, данное требование установлено практически в каждой проводимой закупке. Поэтому это требование смело можно отнести к единым (общим) требованиям.

Как подтверждается соответствие требованию участником: декларированием.

Думаю, что с едиными (общими) требованиями все понятно. Теперь давайте с вами поговорим о дополнительных требованиях к участникам. Что это за требования и в каких случаях они устанавливаются?

Правительство РФ вправе устанавливать дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения:

  • конкурсов с ограниченным участием;
  • двухэтапных конкурсов;
  • закрытых конкурсов с ограниченным участием;
  • закрытых двухэтапных конкурсов
  • аукционов.

Также Правительство РФ вправе установить дополнительные требования к участникам закупок:

  • аудиторских и сопутствующих аудиту услуг;
  • консультационных услуг.

Такие требования установлены Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 (ред. от 02.07.2015) «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям».

К дополнительным требованиям относятся:

1) наличие у участника закупки финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) наличие на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) наличие опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) наличие необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Как подтверждается соответствие требованиям участником: приложением подтверждающих документов.

Ниже на рисунке в схематичной форме представлены требования к участникам закупки.

Информация об установленных единых (общих) и дополнительных требованиях указывается Заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке. Т.е. ещё на этапе изучения документации о закупке вы будете точно знать, какие требования к участнику закупки установлены Заказчиком.

Важно также помнить, что:

— Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок помимо тех, что предусмотрены 44-ФЗ;

— указанные единые (общие) и дополнительные требования предъявляются в равной мере ко всем участникам закупок;

— комиссия Заказчика по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным единым (общим) требованиям, т.е. участнику достаточно будет просто продекларировать соответствие установленным единым (общим) требованиям, а задача Заказчика их проверить (образцы соответствующих деклараций Вы сможете найти здесь) ;

— если Заказчиком установлены дополнительные требования (финансовые ресурсы, оборудование, опыт, квалификация), то в этом случае участник закупки обязан документально подтвердить соответствие этим требованиям;

— отстранение участника закупки от участия или отказ от заключения контракта с победителем осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует установленным требованиям или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.

На этом сегодня все. До встречи в новых статьях! Если у вас остались вопросы, то задавайте их ниже в комментариях к данной статье.

Статья написана по материалам сайтов: www.gosroszakaz.ru, zakupki.kontur.ru, www.uvadrev.ru, vshdo.ru, zakupkihelp.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector