Плохие жилищные условия — семей, в 2015 году

Программа молодая семья в Москве действует с 2011 года и заканчивается в 2015 г, но по словам премьер-министра действие программы будет продлено до 2020 года, в 2015 году возможно изменится название и условия программы.

Программа молодая семья (Москва) дает право на оформление субсидии семьям, в которых:

  • хотя бы одному супругу менее 35 лет, и при этом есть один или несколько детей;
  • обоим супругам менее 35 лет, брак заключен более года назад, детей нет;
  • которые признаны нуждающимися в жилье или улучшении жилищных условий в соответствии с установленным порядком.

Требования к подающим заявку на субсидию

  • российское гражданство;
  • длительность проживания на законных основаниях в г. Москва дольше десяти лет;
  • за последние пять лет ни один из членов семьи не совершал действий, которые бы ухудшили его жилищные условия;
  • площадь, приходящаяся на каждого члена семьи, менее 10 квадратных метров, либо менее 15 квадратных метров, если жилые помещения были предоставлены разным семьям согласно решению уполномоченного органа исполнительной власти.

Что можно сделать на деньги, полученные в рамках программы

  • внести плату за найм бездотационного жилья в столице;
  • внести деньги в счет уплаты ипотеки или в счет уплаты рассрочки на жилье;
  • возместить расходы, понесенные молодой семьей в результате найма жилья в г. Москва.

Каким образом формируется очередь в рамках социального проекта

Очередность предоставления субсидии будет зависеть от:

  • даты постановки на учет;
  • количества детей в семье (преимущество имеют многодетные семьи, семьи с детьми-инвалидами, семьи с двойнями и тройнями, затем – семьи с двумя детьми);
  • наличие иных льгот в рамках других программ господдержки;
  • размера площади, приходящейся в жилом помещении на каждого члена семьи;

Размер жилплощади, которую сможет приобрести молодая семья, программа определяет так: на каждого молодого члена семьи должно приходиться не более 1 жилой комнаты.

Список необходимых документов

  • заявление на участие в программе помощи молодым семьям, заполненное в двух экземплярах;
  • ксерокопии общегражданских российских паспортов каждого из членов семьи (либо ксерокопия свидетельства о рождении – для детей младше 14 лет). Важно, чтобы отксерокопированы были страницы с фотографией и регистрацией, страница, где указана информация о детях;
  • свидетельство о заключении брака (для полной семьи);
  • документ, с помощью которого семья подтверждает плохие жилищные условия. Если семья живет в квартире, оформленной в кредит не ранее 2006 года, она также может принять участие в программе, но будет необходимо предоставить документ, подтверждающий право на предоставление государственной субсидии от даты выдачи ипотечного кредита;
  • документы, подтверждающие достаточную платежеспособность семьи, чтобы полностью погасить стоимость жилья, приобретенного на субсидированные государством средства. В случае с приобретением жилья в ипотеку суммарный доход всех членов семьи должен превышать расходы по ипотеке как минимум вдвое;
  • выписка из домовой книги, а также ксерокопия, снятая с финансового счета, если таковой имеется.

Куда обращаться потенциальным участникам программы для молодых семей в Москве

Для подачи заявления необходимо прийти в Департамент жилищной политики и жилищного фонда Москвы своего административного округа. Список адресов подразделений можно найти на сайте Администрации г. Москва.

экономические (низкий материальный уровень жизни семьи, плохие жилищные

Транскрипт

1 Алла БАЙМАШЕВА Социально уязвимые категории семей с детьми Обострение социально-экономических проблем, прежде всего, сказалось на наиболее слабых слоях и группах населения, в первую очередь на семьях с детьми. Они оказались в наиболее тяжелом положении, так как менее защищены, в частности в связи с постоянным ростом цен на продукты питания и одежду, отставанием индексации зарплаты от инфляционных процессов и другими причинами. Многие семьи так и не сумели приспособиться к новым условиям жизни. Остается высоким число малообеспеченных семей, неполных семей, а также семей с негативными нарушениями в межличностных отношениях, с неблагоприятной эмоциональной атмосферой. В частности, по данным Министерства социальной защиты Республики Татарстан 26,5% семей с детьми имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума 1. В связи с этим представляется важным организация и проведение исследования типологически определённых групп семей с детьми, которые больше подвержены воздействию негативных факторов. Таковыми являются семьи с одним или несколькими факторами социального риска. Для нас основными факторами, влияющими на формирование семейного неблагополучия, являются: экономические (низкий материальный уровень жизни семьи, плохие жилищные условия); медико-демографические (неполная семья, многодетная семья, семья с ребенком-инвалидом, семьи с родителями-инвалидами); социально-психологические (алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни родителей). 1 Семья в Республике Татарстан. Статистический сборник. Официальное издание. Казань, 2006.

2 Однако наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательного возникновения социальных отклонений в семье, оно лишь указывает на большую степень их вероятности. Основными задачами исследования было изучение особенностей функционирования семей с различными факторами социального риска в современных условиях и рассмотрение эффективности оказываемой социальной помощи данным семьям. Для решения поставленных задач нами было проведено социологическое исследование в июле августе 2007 г. в г. Казани Республики Татарстан на базе детской поликлиники 9 1. По репрезентативной выборке были опрошены 152 проблемные семьи (при генеральной совокупности в 1300 семей). Ошибка составила 6%. По данным проведённого исследования были получены следующие результаты. Большей численностью представлены возрастные группы от 25 до 30 и от 31 до 40 лет. Национальный состав респондентов: 59% русские, 38% татары и 3% другие национальности. Семьи с одним ребенком составили 56% от общего количества, семьи с двумя детьми 33%, с тремя детьми 5%. Большинство респондентов работают в бюджетной сфере и на предприятиях с государственной формой собственности. Следовательно, их семьи в наибольшей степени зависят от благополучия самого государства, состояния экономики, наполняемости государственного бюджета и его расходования, стратегии социальной политики в целом и семейной в частности. В подтверждение этому наибольшая часть опрошенных указывает на единственный и привычный источник доходов заработки на постоянном месте работы (61,3%). Социальные выплаты составляют 27,2%. Не имеют постоянного дохода 8,1% респондентов. При этом, на наш взгляд, не исключено, что часть из них сознательно умалчивает о своих дополнительных доходах, отвечая на вопросы анкеты. 1 В статье приводятся данные социологического исследования «Особенности функционирования семей с детьми с факторами социального риска», проведённого в г. Казани аспиранткой Баймашевой А.А. под научным руководством д.соц.н., профессора ЦПЭИ АНРТ Гильманова А.З. и к.э.н. Шихалева А.М. в июле августе 2007 г.

3 Материальные основы семьи, как показывает опрос, создают далеко не все её взрослые члены. Так, например, в каждой третьей семье работает лишь один взрослый, а в половине опрошенных семей работают двое взрослых членов. Трое членов семьи работают в 4% семей. Постоянный доход имеют 91,9% семей. Как мы ранее уже показывали, он складывается в основном из оплаты труда (61,3%) и социальных выплат (27,2%). Число иждивенцев в семьях несколько превышает число работающих членов семьи: иждивенцев 55,38%, работающих 44,62%. На рис.1 показано распределение семей по числу иждивенцев. Как видно, иждивенческая нагрузка в семьях с детьми довольно велика. Данное обстоятельство усложняет материальное положение семьи и ставит её перед выбором: сохранять существующее положение вещей или стремиться к его изменению, адаптироваться к нищете либо перейти к более активному, но трудному образу жизни. Однако такая ситуация весьма затруднительна для тех категорий семей, в которых по объективным причинам заработки остаются невысокими, а возможность пополнения семейного бюджета какими-либо иными путями отсутствуют. В результате снижается уровень потребления, растет неудовлетворённость своим положением в обществе. Количество иждивенцев 26% 40% 1 ижд. 2 ижд. 3 ижд. 34%

4 Рис.1. Распределение семей по количеству иждивенцев Рассматривая доходы семьи, мы установили, что размер доходов семьи за месяц до 10 тыс. руб. указывают 51% опрошенных, до 15 тыс. 76%. Большинство опрошенных (55,9%) считают свои доходы средними. Низкими свои доходы считают 15,2% родителей. Высокими свои доходы назвали лишь 1% респондентов. Причём 28% респондентов средними доходами считают 6 8 тыс. руб., а 18% средними доходами считают 8 10 тыс. руб. И лишь каждый третий считает, что средний доход семьи это тысяч руб. Улучшение своего материального положения отмечают 34,3% человек, без изменения 30,3%, а 19% отмечают ухудшение. Заработанные деньги расходуются в основном на продукты питания. Лишь 9% респондентов могут не ограничивать себя в покупках. Ожидание улучшения материального состояния в ближайший год наглядно обнаруживается у 37,6% респондентов, а 62,5% не ждут ничего хорошего в ближайшее время. Следовательно, можно сказать, что у большинства респондентов оценка экономического состояния своей семьи далека от оптимизма. Чувство неуверенности в завтрашнем дне самое беспомощное состояние семьи, оно непродуктивно как для производительной работы, так и для выполнения семьей функций социализации, формирования личности ребенка. Важной характеристикой благосостояния семьи является жилищный вопрос. Оценили свои жилищные условия в баллах (от 1 до 5, где 5 высший балл) как удовлетворительные 2/3 опрошенных. Плохими свои жилищные условия посчитал каждый пятый, а очень хорошими каждый десятый. Отдельное проживание от родителей (таких 62%) существенно не влияет на оценку жилищных условий. Если условия плохие, то неважно с родителями семья проживает, или отдельно, и наоборот. Тем не менее максимально высокий балл по самооценке для отдельно проживающих семей намного больше (рис. 2). Живут отдельно от родителей: в однокомнатной

Это интересно:  Товар купленный со скидкой обмену и возврату не подлежит

5 квартире 33 % семей, в двухкомнатной квартире 35 % и в большей квартире 32 %. % баллы отдельно от родителей вместе с родителями Рис. 2. Самооценка жилищных условий Соотношение доходов семьи и выбора главной задачи по отношению к ребенку показывает, что в основном накормить досыта (31,3 %) и укрепить здоровье (35,9 %) стремятся семьи с доходом до 6 тыс. руб.; дать хорошее образование (30,4 %) и сформировать хорошие человеческие качества (32,3 %) стремятся семьи с доходом тыс. руб. Из разнообразного количества предложенных видов помощи проблемной семье многие выбрали денежную помощь 30%, помощь в поиске дополнительных заработков 15,%, а 17,6% готовы справиться самостоятельно. При соотношении желаемых видов помощи и доходов семьи было выявлено, что 52% семей с доходом до 6 тыс. руб. хотят иметь денежную помощь, а помощь в дополнительном заработке только 25%. Семьи с доходом тыс. руб. больше нуждаются в моральной поддержке 28 %. Ответили, что справятся самостоятельно, семьи с доходом более 15 тыс. руб. Таким образом, значительная часть российских граждан, имея малые доходы, не стремится искать дополнительные источники существования. Им свойственны иждивенческие настроения. В основном это связано с наличием в семье 1 2 детей в возрасте до 3-х лет, когда мать объективно

6 не имеет возможности выйти на работу. Другие причины юридическая неграмотность, социальное неблагополучие. Такие семьи часто зависят от государственной помощи. На них также должна быть ориентирована социальная поддержка. На вопрос: «Информированы ли Вы о мерах государственной помощи семье?» только третья часть опрошенных ответила положительно. Следовательно, надо повышать уровень информированности по вопросам социальной политики, выбирать наиболее удобные и доступные формы передачи информации. Интересно, что положительное отношение к социально-экономической политике, проводимой в Республике Татарстан, высказывают 33% опрошенных (это соответствует числу информированных о мерах государственной помощи), недовольны 23%, затрудняются ответить 43%. На рис. 3 можно видеть, как распределены основные виды получаемой государственной помощи в этих семьях. Ежемесячное пособие на ребенка получают 17,7% семей, жилищно-коммунальные субсидии 15,4%, льготы на оплату жилья и телефона 9,5%, льготные лекарственные средства 7,2%. Ответили, что не получают никакой помощи, 34,8%.

7 Виды получаемой государственной помощи 8,12 7,24 9,5 34,84 15,38 7,24 17,65 льготные лек.средства жилищ но-коммунальные субсидии пособие на ребенка другое льготы на оплату жилья, телефона льготный проезд нет Рис. 3. Государственная помощь Таким образом, значительная часть респондентов по разным причинам не пользуется государственной помощью. Важное наблюдение, которое можно сделать из проведённого исследования, состоит в том, что наиболее нуждающиеся семьи с факторами социального риска не всегда могут оказаться в числе получателей субсидий или льготников. Здесь, кроме юридической неграмотности и социальной пассивности, следует учитывать еще и крайнюю бедность. Наличие задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги, а также присутствие в домохозяйстве безработных значительно снижают вероятность участия их в социальных программах. Более эффективным и социально ответственным решением может стать реструктуризация их задолженности и комплексный подход к оказанию социальной помощи, предусматривающий социальную реабилитацию. Таким образом, уровень жизни малообеспеченных семей с детьми не претерпевает качественных изменений от полученных средств, несмот-

8 ря на то, что в доходах этих семей пособия на детей составляют значительную долю. В высокодоходных группах семей тем более эти пособия и льготы не играют никакой роли в определении уровня их жизни. В настоящее время система социального обслуживания населения нуждается в структурной перестройке, направленной на повышение качества и эффективности предоставляемых услуг, исходя из нуждаемости семьи в определенных услугах. Важным шагом к улучшению положения трудоспособных бедных семей является социальная политика, направленная на повышение минимальной заработной платы, увеличение оплаты труда работников бюджетных организаций, создание дополнительных рабочих мест, сохранение доступности медицинских и образовательных услуг. Это будет способствовать расширению возможностей для самообеспечения семьи с опорой на собственные трудовые усилия. Низкая же оплата труда влечёт за собой снижение стимулов к труду наименее оплачиваемых категорий работающих, усиление роста социального иждивенчества. На наш взгляд, российская семья нуждается в поддержке государства и общества. Но такая поддержка не может быть сведена только к материальной, экономической (денежной или натуральной) помощи, она должна включать содействие в реализации и других возможных потребностей семей, в разрешении любых проблем и кризисных ситуаций любой природы, а не только экономических. Как отмечает П.Д. Павленок, наиболее перспективным является сбалансированное сочетание денежных и неденежных видов помощи 1. Проблемы семей с детьми, имеющих факторы социального риска, не могут быть решены одним отдельно взятым специалистом. Эти проблемы комплексные, имеющие и социальную, и психологическую природу, а также медицинский аспект. И решить их в каждом конкретном случае 1 Павленок П.Д. Введение в профессию «социальная работа». М.: Инфра-М, 1998, стр. 40.

9 можно, лишь объединив усилия разных специалистов. По нашему мнению, лучшим решением будет открытие медико-социальных центров на базе детских поликлиник с мультидисциплинарной формой работы. Медикосоциальная работа принципиально изменяет характер комплексной помощи в сфере охраны здоровья, предполагая системные медико-социальные воздействия на более ранних этапах развития болезни и социальной дезадаптации 1. Основной целью государственной социальной поддержки семьи и детей является благополучие семьи. Государственная семейная политика должна постоянно развиваться и совершенствоваться, опираясь на научные исследования, вводить новые государственные стандарты, формировать новые механизмы взаимодействия с семьей, тем самым обеспечивая необходимые условия для реализации семьей её основных функций. БАЙМАШЕВА Алла Александровна Центр перспективных экономических исследований АН РТ (г. Казань) 1 Мартыненко А.В. Медико-социальная работа: теория, технологии, образование. М.: Наука, 1999, стр. 55.

Молодая семья в 2015 году

Снижение численности населения в РФ на протяжении нескольких последних десятилетий потребовало принятия безотлагательных мер для улучшения ситуации. Оптимальным вариантом явилась реализация программы «Молодая семья» в период с 2011 по 2015 года. C 2016 года программа продлевается еще на 4 года.

Данный социальный проект позволяет решить сразу несколько важных задач:

  • обеспечение молодых семей собственным жильем;
  • улучшение демографической ситуации в регионах.

До 2014 года данная федеральная программа подразумевала не только выделение субсидии на приобретение жилья, но и материальную поддержку при погашении долга по ипотечному кредиту.

Размер субсидии

Размер предоставляемой субсидии не равнозначен фиксированному денежному эквиваленту. В 2015 году для участников, вступивших в социальную программу, предусмотрен следующий объем материальной помощи:

Помимо этого, предусмотрены выплаты и льготы многодетным семьям. В зависимости от демографической ситуации в отдельных регионах, предоставляется дополнительная материальная помощь, которая является прекрасным дополнением к федеральным мерам поддержки.

Необходимые документы

В 2015 году, как и прежде, для получения материальной помощи требуется предоставление в соответствующие органы основного пакета документов, который включает в себя:

  • копии паспортов супругов/паспорта одинокого родителя;
  • свидетельства о рождении всех детей;
  • свидетельство о заключении брака (если семья полная);
  • документы по кредиту либо ипотеке;
  • документы, подтверждающие постановку в очередь на получение жилья;
  • документы на приобретаемое либо строящееся жилье;
  • заявление.

Сроки действия программы

На этапе разработки и внедрения программы срок ее действия был рассчитан на период с 2011 по 2015 год. Но потребность в продолжении этого проекта очевидна. Даже при том, что программа не лишена недостатков, необходимость ее продолжения не подлежит сомнению.

По мнению премьер-министра Дмитрия Медведева, нельзя лишать российские семьи права на получение доступного жилья. Кроме того, при необходимости должно осуществляться софинансирование федеральным центром аналогичных региональных программ.

Изменения в 2015 году

Основные положения программы остались прежними, но ее участникам придется столкнуться с рядом новшеств:

  1. С 01.01.2014 средства должны направляться на покупку первичного жилья или на участие в долевом строительстве.
  2. Нельзя использовать субсидию на любой стадии выплаты ипотечного кредита, так как новые условия этого не предполагают.
  3. Средства нельзя направлять на покупку вторичного жилья.

Нововведения касаются тех, кто встал на учет в 2014 году. Все остальные смогут получить материальную помощь на прежних условиях.

Что останется неизменным

В основной части программы не произошло никаких изменений, потому ее функционирование в 2015 году вполне предсказуемо. Неизменными остались критерии, соблюдение которых позволяет принять участие в проекте, а именно:

  • наличие гражданства РФ;
  • возраст обоих супругов или одинокого родителя — не более 35 лет;
  • семья должна быть на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий;
  • достаточный для получения ипотечного займа размер семейного бюджета;
  • недостаточное количество квадратных метров на одного члена семьи (не более 15 квадратных метров жилой площади) или отсутствие их в собственности.

Заключение

Существенных изменений в программе «Молодая семья» в 2015 году не предвидится. Сейчас срок действия социального проекта, рассчитанный первоначально на период с 2011 года по 2015 год, продлен еще на период до 2020 года.

Плохие жилищные условия — семей, в 2015 году

Жилищные условия семей с детьми: динамика неравенства

Это интересно:  Кредит под залог автомобиля в банке

Т.А. Гасс[1]
(Опубликовано в журнале Вопросы статистики», 2014, №3, с. 70-75)

В последнее время лидеры Российского государства провозгласили курс на увеличение рождаемости в стране, но это невозможно без повышения уровня жизни семей с детьми, что в свою очередь требует качественного жилья. Анализу жилищных условий домохозяйств с детьми (до 16 лет) в России и посвящена данная статья. Важность условий жизни семей с разным числом детей связана и с моделями социального поведения, в частности внутрисемейных отношений, которые часто перенимаются у родителей, что может приводить к консервации различий в жилищных условиях между многодетными семьями и семьями с одним ребенком.

Статья разделена на три части: в первой дается обзор теоретических работ, показывающих важность жилья для развития личности; во второй части описываются жилищные условия семей с разным числом детей в России; в третьей — анализируется неравенство между ними.

Многочисленные публикации раскрывают роль жилья в жизни отдельных индивидов и домохозяйств. Отчет рабочей группы по проблемам здоровья детей[2] показывает, что жилищные условия в этом вопросе играют важную роль. От качества жилья зависят многие показатели здоровья детей, так как около 80-90% своего времени они проводят в помещениях. Безусловно, район, в котором живет человек, влияет на его окружение, особенно в раннем возрасте, когда мобильность ограничена близлежащими объектами, но не только месторасположение жилья влияет на социализацию индивида. Стесненность условий проживания, а именно перенаселенность жилья, влияет на общение детей и родителей, мешая конструктивному социальному взаимодействию[3].

Жилье играет важную роль при социализации подрастающего поколения, являясь одним из связующих звеньев между поколениями, и влияет на доходы домохозяйств. Так, будущие доходы детей положительно зависят от статуса собственности жилья их родителей и отрицательно — от стесненности условий проживания в детстве[4]. Это может быть следствием того, что население с более высокими статусными характеристиками стремится к покупке (аренде) нового жилья[5], которое, как правило, характеризуется большей площадью и лучшей планировкой. Этому процессу может сопутствовать концентрация более богатого населения в пригородах, а бедного — в центрах городов, так как новые дома (микрорайоны) обычно строятся на окраинах, а не в центре. В России люди с высокими доходами выбирают не столько новые квартиры и дома, сколько более просторные качественные жилые помещения независимо от года их постройки. Чаще всего это дома и кварталы бизнес-класса, где не могут себе позволить иметь жилье семьи со средними и невысокими доходами.

Левин-Эпштейн и соавторы[6] подчеркивают важность жилья для благополучия последующих поколений: различия в праве собственности на жилье могут генерировать воспроизведение неравенства в богатстве и стандартах жизни будущих поколений, влияя на шансы потомков иммигрантов хорошо устроиться в жизни и их самореализацию.

Жилищные условия очень важны и являются вторыми по значимости для ощущения удовлетворенности жизнью после семьи. При этом уверенность в возможности контролировать свои жилищные условия в ближайшие три года высказали только 8% россиян, еще 38% смогут это делать «немного» и «довольно сильно»[7]. Отсутствие возможности контролировать свои жилищные условия для большей части населения страны связано с несовершенством рынка жилья в России и слабым обеспечением гарантий прав найма и собственности жилья.

Лишь 15% российских семей имеет возможность приобрести жилье или построить его за счет собственных или заемных средств, говорится в работе Р. Горшкова и В. Дикаревой[8]. Включение вторичного рынка в оборот может помочь части населения улучшить свои жилищные условия, однако неразвитость этого сектора не позволяет использовать весь его потенциал. «Вертикальное неравенство может быть усилено субсидиями, которые настолько велики по размеру, что жилищные условия получателей субсидий будут превосходить жилищные условия, которые могут себе позволить семьи с более высокими доходами и не имеющие права на субсидию»[9]. К сожалению, из-за высоких цен на жилье и недоступности ипотечных программ для большинства населения сейчас это происходит.

Р. Баклей и Е. Гуренко[10] подчеркивают, что жилье никак не связано с доходами граждан России и распределено случайным образом, а демографические решения домохозяйств никоим образом не влияют на их жилищные условия и не зависят от них. При этом появление новых членов семьи вызывает сокращение жилой площади, а невозможность улучшить свои жилищные условия самостоятельно ведет к перенаселенности жилья и сложности планировки личного пространства для всех членов семьи.

Подведем итог — качественное и просторное жилье крайне важно для развития и социализации индивидов, оно способно влиять на их будущий успех. Самая большая проблема в жилищной сфере России — это невозможность улучшения жилищных условий самостоятельно для большей части населения страны.

Положение семей в жилищной сфере характеризуется статусом собственности жилья, его площадью и качеством. В других странах статус собственности в первую очередь влияет на расходы домохозяйств на жилье, их мобильность на рынке жилья и участие в социальных программах. В России статус собственности на это не влияет и анализироваться не будет.

Анализ ситуации неравенства в жилищной сфере для семей с разным числом детей можно начать с их желания улучшить свои жилищные условия. Доля семей, желающих улучшить свои жилищные условия, растет с 5 до 20% (2009 г., Приложение) при увеличении числа детей в них, что объясняется как более высокой стесненностью жилья в этих семьях, так и общей неудовлетворенностью граждан России своими жилищными условиями. Государство помогает определенным категориям граждан улучшать свои жилищные условия, в том числе и многодетным семьям. Среди семей без детей 1,0% состоит на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а среди семей с четырьмя и более детьми таких уже 6,0% (Приложение). Большая часть семей, улучшающих свои жилищные условия без помощи государства, не относится к малообеспеченным слоям общества. При отсутствии помощи со стороны государства в более просторном жилье будут жить семьи с большими доходами (при прочих равных условиях) и меньшим числом детей.

Для акцентирования внимания на изменении положения семей при росте числа детей в них на рис. 1 и 2 приведены данные на начало и конец анализируемого периода. В другие годы ситуация в семьях с разным числом детей была аналогичной; сделанные выводы характеризуют весь период наблюдения. С увеличением числа детей сокращается среднедушевой доход и площадь на каждого члена домохозяйства (см. рис. 1), но происходит рост общей площади жилья. При появлении первых двух детей площадь на каждого члена домохозяйства сокращается наиболее стремительно и резко падает почти в два раза: домохозяйства из 6-7-й децильных групп по площади жилья на человека сразу «скатываются» в 3-4-ю группы; это же сокращение в терминах квадратных метров составляет чуть больше двух раз (см. рис. 2).

Рисунок 1. Средние децильные* группы семей с разным числом детей в жилье и по располагаемым ресурсам

* Дециль — номер (от 1 до 10) группы, в которую попадают домохозяйства при распределении всего общества на 10 равных групп, где первая группа обладает наименьшим значением признака, а последняя (десятая) — наибольшим.
Источник: рассчитано по данным ОБДХ.

Рисунок 2. Площадь жилья, приходящаяся на каждого члена домохозяйства, в зависимости от числа детей (кв. м)

Источник: рассчитано по данным ОБДХ.

На рис. 1 видно, что несмотря на сокращение площади жилья при появлении детей, положение семей с детьми за период наблюдения в целом улучшилось, причем чем больше детей в семье, тем больше они улучшили свои жилищные условия.

Но площадь жилья — не единственная характеристика жилищных условий семей; существует также понятие качества жилья. Для учета качества жилья использованы стандарты, сформулированные В.В. Бобковым в рамках работы над Стратегией социально-экономического развития России до 2020 г. Он выделяет четыре стандарта жилищной обеспеченности:

«Первый стандарт: размер общей площади жилого помещения на одного члена домохозяйства составляет не менее 7 кв. м, имеются централизованное водоснабжение и канализация, а также центральное отопление;

Второй стандарт: удовлетворяет всем требования первого норматива. Размер общей площади жилого помещения на одного члена домохозяйства составляет не менее 18 кв. м, имеется горячее водоснабжение;

Третий стандарт: удовлетворяет всем требованиям второго норматива. Размер общей площади жилого помещения на одного члена домохозяйства составляет не менее 30 кв. м, имеется стационарный телефон. На одного члена домохозяйства приходится не менее одной комнаты;

Четвертый стандарт: удовлетворяет всем требованиям третьего норматива. Размер общей площади жилого помещения на одного члена домохозяйства не менее 60 кв. м»[14].

В России 37% жилья не удовлетворяют первому стандарту качества (данные 2009 г.). Стандарт жилья падает при росте числа детей, хотя и менее значительно, чем площадь: в 2009 г. с 1,3 до 0,8 при появлении первого ребенка и до 0,1 для домохозяйств с четырьмя и более детьми (Приложение).

С ростом числа детей увеличивается процент домохозяйств, имеющих проблемы с коммунальными удобствами или не имеющих их вообще (Приложение). Например, неудовлетворенность условиями жизни растет с 8,8 (нет детей) до 24,7% (более трех детей); плохое состояние проводки встречается у 7,8% домохозяйств без детей и уже у 13,3% семей с четырьмя и более детьми; а отсутствие водопровода наблюдается у 12,9 и 39,3% домохозяйств соответственно.

Это интересно:  Право на наследство дома без завещания

Приведенные данные показывают, что несмотря на наличие в программах правительства задач повышения рождаемости, уровень (количество и качество) жилья домохозяйств с большим числом детей значительно ниже уровня жилья семей без детей.

Кроме того, следует отметить, что дети в среднем имеют меньше жизненного пространства, чем взрослые, и оно ниже по качеству, причем чем больше детей в семье, тем значительнее эти различия. При рождении детей семьи не могут позволить себе переехать в более просторное жилье, чтобы обеспечить детям лучшие условия жизни, что может негативно сказаться в дальнейшем.

Одной из задач данной работы является оценка неравенства жизненных условий (в части жилья) семей с детьми. Для оценки неравенства используется коэффициент Джини: чем выше этот индекс, тем большей степенью неравенства характеризуется общество.

Коэффициенты Джини для средней наделенности жильем (общей площади жилья, приходящейся на каждого члена домохозяйства) были рассчитаны отдельно для домохозяйств с разным числом детей по группам, сформированным на основе располагаемых ресурсов. Полученные коэффициенты падают при увеличении числа детей в семье — с 0,062 (семьи без детей) до 0,005 (семьи с четырьмя и более детьми) (расчет по данным 2009 г.) (см. таблицу 1). То есть чем больше детей в домохозяйстве, тем ближе они по уровню жилищной обеспеченности к домохозяйствам с тем же числом детей, но с другим уровнем доходов. В целом для населения России неравенство в наделенности жильем по децильным группам (сформированным по основе располагаемых ресурсов) в 2009 г. составляло 0,103 (см. таблицу 1). Более высокий общий уровень неравенства отражает значительное неравенство между группами семей с разным числом детей по показателю жилищной обеспеченности, в то время как внутри групп с равным числом детей неравенство невысоко.

Таблица 1. Индексы Джини для показателя наделенности жильем. Группировка по располагаемым ресурсам

Намеренное ухудшение жилищных условий — понятие, признаки и последствия

В 2005 году в ЖК РФ появился новый термин «намеренное ухудшение жилищных условий». В ст 53 он трактуется, как действия, способствующие ухудшению условий проживания. Как показывает практика, основная цель этих деяний — желание граждан встать на учет нуждающихся в улучшении жилья.

Однако ни Жилищный кодекс, ни другие законы не раскрывают полностью суть данного термина. Не понятно, кто и каким образом может доказать, что деяния граждан являются намеренным ухудшением своих жилищных условий, и в каком порядке следует устанавливать этот факт. Поэтому органы местного самоуправления вносят свои дополнения и коррективы к положениям, приведенным в Жилищном кодексе.

Отличить преднамеренное ухудшение условий проживания от невиновных действий помогает Конституционный суд, который четко определил правовую сущность этого понятия. По его определению, главный признак намеренности действий — это умышленность деяния, при котором гражданин отдает себе отчет в том, что он делает и какие могут быть после этого последствия.

Что такое ухудшение жилищных условий и как это определяется

Чтобы разобраться во всех юридических тонкостях этого запутанного вопроса, следует понять, что является ухудшением жилищных условий. У этого понятия нет четкого определения в нормативных документах. Но в территориальных законодательных актах определены несколько факторов, при которых у гражданина ухудшаются условия проживания:

  • уменьшение жилой площади в результате обмена жилья;
  • разделение лицевых счетов;
  • прописка дополнительного лица, например, при заключении брака или рождении ребенка;
  • выселение по решению суда в жилое помещение меньшей площади или менее благоустроенное в результате несоблюдения
  • договора найма жилого помещения (неуплата квартплаты, нарушение правил общежития и пр);
  • передача, продажа жилого помещения или же его доли другим лицам в результате сделки;
  • изменение, определение или выделение отдельных долей жилого помещения другим лицам;
  • перевод части жилья в нежилое помещение;
  • отказ от пользования социальным жильем.

Если в результате одного из перечисленных действий гражданин обращается в государственные органы за помощью в улучшении жилищных условий, то можно говорить о намеренном их ухудшении

Однако не все так однозначно. В таком случае рождение ребенка или регистрацию брака можно признать злонамеренным ухудшением жилищных условий, что очень спорно.

Грань между бедственным положением семьи и сознательными деяниями, ухудшающими условия проживания, очень тонка. К тому же нет определенных нормативных документов, которые могли бы ее четко определить. Поэтому такие спорные вопросы чаще всего решаются в суде.

Какие действия являются намеренным ухудшением условий проживания

  • обмен, дарение, купля-продажа жилья, влекущая за собой уменьшение размера жилплощади;
  • фиктивный развод, целью которого является получение дополнительной жилплощади;
  • перевод жилья из жилого в нежилое;
  • вселение родственников, в результате чего уменьшается размер жилого помещения, рассчитанный на одного члена семьи;
  • принудительное выселение жильцов в менее благоустроенное жилье в результате грубого нарушения по части его использования.
  • выселение из жилого помещения маневренного фонда не попадают под это определение!

Каждая ситуация требует тщательного изучения и рассмотрения в судебной инстанции

Определены три признака, по которым преднамеренное ухудшение условий проживания отличается от невиновного:

  • гражданин имеет желание быть признанным нуждающимся в улучшении жилья, после того как собственноручно ухудшил
    условия своего проживания;
  • в результате своего деяния гражданин приобрел право на получение социального жилья от государства;
    ухудшая свои условия проживания, в этот момент гражданин не имел статус нуждающегося в улучшении жилого помещения.

Если во время своих вышеуказанных действий гражданин уже стоит в очереди на получение социального жилья, его деяния не могут быть признаны умышленными. Если обобщить все вышесказанное, намеренным ухудшением условий проживания признается любое действие, ведущее к признанию гражданина нуждающимся в получении жилья от государства. Допустим, если семья из 4 человек меняет квартиру площадью 72 кв м на меньшую с площадью 48 кв м и после этого имеет желание встать на учет и получить жилье от государства, это явно говорит о намеренных действиях.

Несмотря на то, что операции по злонамеренному ухудшению условий проживания являются недопустимыми, строгого наказания за это не предусмотрено. Согласно ст 53 ЖК РФ лица, совершившие данные противоправные деяния, в течение 5 лет лишаются права встать на учет по улучшению условий проживания и получить социальное жилье от государства. Этот запрет действует только в том случае, если у судебного органа имеются неопровержимые доказательства злонамеренности деяний.

Права и обязанности людей? снимающих помещение? подробно описаны в статье.

По http://zakonometr.ru/nedvizhimost/pokupka/zashhita-ot-moshennichestva.html ссылке находится материал который поможет вам проверять чистоту сделки купли квартиры.

Какие действия не относятся к намеренному ухудшению условий проживания

Существует перечень деяний по ухудшению условий проживания, которые не могут трактоваться как умышленные:

  • прописка несовершеннолетних детей у одного из родителей;
  • прописка мужа (жены), родителей и прочих близких родственников, если соблюдаются законодательные нормативы;
  • временная регистрация жильцов;
  • отказ от квартиры или же ее доли в качестве дара или отказ дарителя от условий договора дарения;
  • признанная судом незаконная сделка с жилой недвижимостью;
  • расторжение договора ренты и дальнейший возврат жилья по желанию получателя.

Ухудшение жилищных условий военнослужащих

Для категории военнослужащих признаки умышленных деяний, ухудшающих жилищные условия, прописаны в Инструкции Министерства обороны от 30. 09. 2010 г. Согласно этого документа к ним относятся:

  • сознательное нарушение порядка пользования жильем;
  • обмен жилья, ведущий к уменьшению уровня обеспеченности жилыми квадратными метрами каждого представителя семьи;
  • развод с последующим выделением доли в квартире;
  • фиктивный брак и регистрация супруги или супруга на жилой площади;
  • не соблюдаются условия проживания в социальном жилье (неуплата коммунальных услуг, порча жилья и пр);
  • дарение или же сделка купли-продажи квартиры либо ее доли, повлекшие за собой уменьшение учетной нормы на каждого
    представителя семьи военнослужащего.

В Инструкции Министерства обороны содержатся факторы, при которых действия, ухудшающие жилищные условия, не расцениваются как умышленные. Это касается регистрации на своей жилплощади детей либо супругов, а также родителей и других родственников (по решению суда). Однако сделать это можно, только если перечисленные лица:

  • были пользователями или же собственниками жилья, признанного непригодным для проживания в законном порядке;
  • не имели какого-либо жилого помещения для проживания;
  • потеряли право пользования жилплощадью по причине вступления в брак с военнослужащим и дальнейшим переездом к нему.

Ухудшение жилищных условий несовершеннолетних

Поэтому родители не могут совершить никаких действий, влекущих за собой ухудшение условий проживания несовершеннолетних, без согласия органов опеки и попечительства.

По Семейному кодексу РФ за соблюдение прав ребенка отвечают родители. Эту обязанность они не теряют после развода. Поэтому ухудшение жилищных условий несовершеннолетнего или вовсе лишение его прав на жилплощадь являются серьезными правонарушениями со стороны родителей.

После развода родителей ребенок обладает полным правом пользования их жилой недвижимостью. Кроме этого, вселение и регистрация детей, не достигших 18 лет, у любого из родителей не считается преднамеренным действием, даже если количество жилых квадратных метров на одного ребенка будет меньше учетной нормы.

Статья написана по материалам сайтов: www.programma-molodaya-semya.ru, docplayer.ru, molodaja-semja.ru, www.demoscope.ru, zakonometr.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector