+7 (499) 928-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Общественные услуги и товары

Возможны также варианты прямого участия государства в производстве, и, соответственно, финансировании отраслей, производящих, обеспечивающих определенные товары, блага и услуги. Они называются общественными или социальными.

Принципиальным отличием общественных товаров от обычных рыночных является то, что они неделимы и не подвержены действию принципа исключения.

Общественные товары неделимы, так как не могут быть проданы индивидуальным покупателям частями и пользователей, как правило, нельзя отстранить от их потребления, то есть в данном случае не действует принцип исключения.

К наиболее характерным общественным товарам относится устройство и содержание объектов благоустройства в городах и населенных пунктах: уличного освещения, озеленения, тротуаров и др. удобств; в более широком аспекте – услуги по охране правопорядка, защита государства от внешних посягательств, услуги государственного управления.

Ряд услуг подпадает под действие принципа исключения, то есть для них можно устанавливать цены и реализовывать через предпринимательские струк-туры. Например, некоторые медицинские услуги, повышение уровня образова-ния; как правило, такие услуги обеспечиваются сверх установленного государством гарантированного минимума. В этом ряду услуги музеев, библиотек, об-щественного телевидения и радиовещания, дорожная сеть и др. Их объединяет свойство воспроизводить значительные выгоды перелива, в результате чего ча-стный сектор не склонен производить их в достаточных объемах. Поэтому го-сударство в значительной части обеспечивает их производство и финансирова-ние, чтобы исключить диспропорции в распределении ресурсов; это – «промежуточные» общественные услуги или квазиобщественные (квазигосударственные) товары.

В любом случае рыночная система или не выделяет ресурсы на общественные товары (для «чистых» общественных товаров и услуг), или выделяет их в недостаточных объемах (для «промежуточных» общественных услуг). Поэтому государство должно принять решение о производстве и обеспечении общества определенным объемом таких товаров, благ и услуг через механизм государственных финансов. Перераспределение экономических ресурсов достигается посредством налогово-бюджетной системы: через налоги и другие обязательные платежи, частный сектор ограничивается в производстве индивидуальных, рыночных товаров, а население – в их потреблении. Тем самым часть ресурсов передается в государственный бюджет, и финансируются необходимые потребности, отрасли, производства, обеспечивающие удовлетворение общественных нужд.

37.1.218.108 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

07-06-2014_22-53-41-10 Баранова / 123

123. Общественные товары и услуги

Общественные товары характеризуются совместным потреблением и неисключаемостью из потребления. Неисключаемость означает, что даже люди, не платившие за товар или услугу, не могут быть лишены возможности получать выгоду от их использования. Совместное потребление означает, что потребление продукта одним лицом не уменьшает его количество, доступное для других потребителей. Хотя государство производит множество товаров и услуг, только те из них, которым свойственны эти два качества — совместное потребление и неисключаемость из потребления, — считаются чистыми общественными товарами и услугами.

Общественные блага — блага, обладающие следующими признаками:

признак неисключения — практически невозможно исключить человека из круга потребителей данного блага[1]

признак неконкурентности в потреблении — потребление блага одним человеком не уменьшает возможностей потребления его другим[2]

признак неделимости — благо нельзя разложить на отдельные единицы

Это определение хорошо иллюстрируется следующими примерами:

маяк, направляющий моряков ночью, светит всем, до кого доходит его свет.

обеспеченная внутренняя и внешняя безопасность государства доступна всем, кто находится на его территории.

Общественные блага совсем не похожи на частные блага, практически невозможно организовать их продажу: индивиды с удовольствием пользуются эффектами общественных благ, но избегают за них платить (эффект безбилетника).

Чистых общественных благ не так много, чаще встречаются смешанные блага, включающие в себя свойства как от частных, так и от общественных благ. Это клубные, перегружаемые блага и общие ресурсы, типа чистой воды и рыбы в море.

Существует мнение, что общественные блага может предоставлять только государство, однако это не так. В XVII веке в Англии осуществлялось строительство маяков частными лицами ради индивидуальной выгоды, в то время как существовала специальная государственная служба, созданная в том числе для постройки маяков; а рэкетиры, например, предлагают защиту прав собственности от членов своей и других организаций

Построение гражданского общества подразумевает переосмысление статуса, положения и относительного влияния всех уровней власти. Поэтому не удивительно, что одним из характерных моментов эволюции финансовой системы в России явилось изменение соотношения функций и расходных полномочий в бюджетах центрального правительства, правительств территорий, а также местных органов власти. Речь идет не просто о перераспределении финансовых потоков внутри системы государственных финансов, а о пересмотре места и роли двух основных уровней вовлеченности государства в экономику и социальную сферу — централизованного и децентрализованного, локального. В результате происходящих изменений часть бремени ответственности за размеры и формы предоставляемых выплат и услуг почти повсеместно переносится от общегосударственного на местный уровень. Финансовая практика, и в этом особенность ситуации, значительно опередила отечественные теоретические исследования по данному вопросу. Приходится констатировать, что теоретический анализ назначения расходов местных органов власти оказался малоразвит. Может, поэтому процесс делегирования полномочий приобрел отчасти стихийный характер. Исходя из сказанного, на наш взгляд, целесообразно критически переоценить имеющийся теоретический фундамент, на который опирается финансовая политика государства, с целью поиска новых подходов.

В качестве теоретической основы анализа расходных полномочий местных органов власти, по нашему мнению, как никакая другая подходит концепция “общественного товара”. В соответствии с этой концепцией “главной задачей” всех уровней власти является обеспечение населения “общественными товарами и услугами” (речь идет о таких понятиях, как национальная оборона, судебная система, охрана окружающей среды, фундаментальная наука, информация и др.), без которых не мыслима жизнь общества и которые, в силу их специфики, не могут быть предоставлены рынком.

Общественный товар определяется как товар или услуга, которые обладают следующим свойством: если их потребляет любое лицо из группы, то их могут потреблять в том же количестве и качестве и все остальные участники группы. Первое и наиболее очевидное условие потребления общественного товара в том, что если любая данная единица товара произведена, она может в равной степени использоваться всеми. Это условие известно как несоперничество при потреблении. Несоперничество подразумевает, что использование товара одним человеком не препятствует использованию этого же товара другими людьми, причем в неизменном количестве и качестве. Поставка одному индивиду и поставка этого же товара другим в данный, конкретный момент, приводит к одному результату, а именно — к совместному равному потреблению. В качестве альтернативы мы могли бы описать это свойство как специальный тип неделимости товара. Применительно к общественным товарам можно утверждать, что они не делимы на единицы для индивидуального потребления и их не возможно распродать отдельным пользователям.

На первый взгляд, имеется немало товаров, у которых можно обнаружить наличие такого свойства. В качестве примера можно привести радио- или телевещание. Впрочем, в реальной жизни для большинства общественных товаров численность потребителей, извлекающих преимущества из их наличия, может едва ли не беспредельно увеличиваться без дополнительных затрат. Такие товары принято называть убывающими общественными товарами, их не хватает на всех потребителей. До определенного уровня снабжения убывающий общественный товар обладает свойством несоперничества — полезность этого товара у всех потребителей остается одинаковой и дополнительные потребители не ухудшают положение других пользователей. За пределами же этого уровня он теряет это свойство. Муниципальная автодорога находится в совместном пользовании, однако соперничество здесь налицо: рост числа пользователей вызывает издержки и создает неудобства.

В случае избытка потребителей подобные товары и услуги подвержены деградации или эрозии качества, если только их предоставление не претерпит изменений в соответствии с новыми требованиями. Количество убывающего общественного товара, доступного для потребления, обычно поддается увеличению, например, перегруженную дорогу можно расширить. Однако избежать затрат можно с помощью установления платы за предоставление убывающих общественных товаров. Через оплату регулируют предложение и спрос на эти товары и услуги, обеспечивают их рациональное использование и высокое качество. Следовательно, плата за пользование убывающим общественным товаром необходима для нормирования числа потребителей после достижения точки перегрузки. Если количество потребителей ожидается менее критического уровня, для обеспечения эффективности цена должна быть равна нулю.

Несоперничество, таким образом, остается существенной характеристикой общественного товара, хотя теперь должна быть понята в менее чрезвычайном смысле — если данная единица товара произведена, то число пользователей, извлекающих равную выгоду, может увеличиваться только до определенного уровня. Охрана общественного порядка, противопожарная служба, спортивные сооружения — примеры услуг, обладающих этим свойством.

Вторым важным условием потребления общественного товара является неосуществимость исключения такого товара из потребления потенциальных его пользователей. Как только будет выпущена “порция” такого товара, нет возможности воспрепятствовать получению выгод теми, кто не заплатил за нее, поскольку невозможно ограничить потребление общественного товара определенным кругом лиц. Исключаемость практически невозможна при отсутствии средств для деления товара на единицы для индивидуального потребления или для контроля над доступом к нему потенциального потребителя. В качестве примера можно привести программы борьбы с насекомыми.

Однако для большинства общественных товаров такое исключение из потребления физически возможно. Так, парки и дороги вполне можно сделать недоступными для некоторых граждан, но если затраты на достижение исключаемости общественного блага слишком высоки, исключаемость может оказаться экономически неоправданной. Так, например, городской парк отдыха можно огородить и сделать парковые услуги объектом потребления и пользования только платежеспособными группами населения. Но возможна такая ситуация, когда плата за услуги городского парка не сможет покрыть затрат по ограничению доступа к нему. Следовательно, достижение исключаемости общественного товара в виде отдыха в городском парке будет экономически нецелесообразным. Подобные общественные товары называются исключаемыми, т.е. доступ к ним может быть физически ограничен.

Таким образом, разным общественным товарам в неодинаковой мере присущи свойства несоперничества и неисключаемости. Те, которые в высокой степени обладают обоими свойствами, принято называть чистыми общественными товарами. Те, у которых хотя бы одно из свойств выражено в умеренной степени, смешанными общественными товарами. Для смешанных общественных благ как неисключаемость, так и совместность потребления являются скорее сравнительными, а не абсолютными характеристиками.

Теория общественных расходов, основанная на этом менее ограничительном и, следовательно, более реалистичном подходе, приобретает большую практическую значимость. Целое множество действий местных властей может быть обоснованным, поскольку удовлетворяет этим менее жестким требованиям.

Это интересно:  Ребенок-инвалид и льготы на коммунальные услуги: особенности и порядок предоставления его семье скидок по квартплате и ЖКХ

Общественные товары как блага, обладающие несоперничеством при потреблении и неисключаемостью, создают определенные проблемы для организации человеческого взаимодействия по их производству.

Поставка общественного товара на свободном рынке никогда не приносит прибыли, поскольку он доступен и без непосредственной продажи.

В случае, если товар продается, покупатель делает его доступным не только для своего личного пользования, но также и для использования любым другим человеком. Подобные обстоятельства приводят к тому, что рационально поступающая фирма станет производить только те товары, на которые имеется определенный покупатель, а покупатели не станут платить за товар, который может быть им предоставлен бесплатно. Следствием станет неудовлетворительный уровень обеспечения общественными товарами и, соответственно, совокупное общественное благо будет неумолимо ухудшаться.

Подобный вид услуг не вписывается в рыночной механизм, его обеспечение возможно, только если все будут обязаны вносить определенный вклад. Таким образом, для предоставления общественных товаров необходима поддержка организаций, наделенных правом налагать санкции и использовать методы принуждения. Это обуславливает объективный характер появления и деятельности особого коллективного органа, ответственного за обеспечение общественными товарами населения страны в целом либо данной, конкретной местности, и наделенного соответствующими фискальными полномочиями.

В свете сказанного логичным представляется следующая позиция местных органов власти: во-первых, установить перечень общественных товаров, обеспечение которых в компетенции конкретного муниципалитета; во-вторых, выявить спрос населения на данный общественный товар. И наконец, определить: в состоянии ли муниципалитет обеспечить население этим общественным товаром.

Ошибочно полагать, что любой общественный товар, предоставляемый муниципалитетом, доступен любому гражданину в границах юрисдикции данного органа власти и недоступен для других за пределами данной юрисдикции. В действительности некоторые общественные товары доступны одновременно целой нации; потребителями других выступают жители определенного региона либо нескольких регионов; наконец, иные предоставляются населению отдельного населенного пункта. Этот аспект теории общественных товаров включает то, что можно называть сферой действия или масштабом общественного товара.

Выделить границы действия общественного товара можно с помощью модификации его свойств, т.е. распространения принципа неисключаемости и несоперничества товара (не на каждого индивидуального потребителя — как в случае с чистым общественным товаром, а только на жителей определенной ограниченной территории).

Общественные товары, которые предназначены для сравнительно небольших групп, например, для населения определенного административного округа, характеризуются сравнительно узкими границами несоперничества, а неисключаемость не распространяется на тех, кто в группу не входит. В этих товарах больше свойств частного и меньше характерных свойств чистого общественного товара. Такие товары можно определить как общественные товары локального пользования.

Общественные товары локального пользования в масштабах небольшого жилого района или иного локального сообщества можно “расфасовать” — выразить в определенных количественных показателях и заключить в соответсвующие границы, с тем чтобы исключить посторонних, внешних по отношению к данным границам лиц, из пользования этими товарами.

Получается, что каждому общественному товару соответствует своя “общность”. Это обстоятельство предполагает разграничение ответственности за предоставление указанных товаров в соответствии с “зоной пользования”.

Так, блага, являющиеся “общественными” для всех граждан, к примеру национальная оборона, являются сферой деятельности центрального правительства, а услуги, “общественность” которых распространяется только на несколько населенных пунктов, например, строительство междугородных шоссе, должны обеспечиваться областными или районными властями. Услуги, которыми пользуются в основном жители местной общины, например, освещение и уборка улиц, парковка машин, местные парки, спортивные площадки, должны находиться в ведении местных властей.

Наибольшей эффективности в предоставлении общественных товаров можно добиться, если та или иная расходная функция делегирована на наиболее низший из тех уровней власти, которые могут ее выполнить надлежащим образом. В этом истинный смысл демократии. Чем меньше коллективный орган, тем меньше избирателей за него голосуют. Чем меньше избирателей, тем большей властью обладает каждый из них. Тогда местное население получит общественные услуги только в соответствии со своими предпочтениями.

В то же время избиратели должны осознавать связь между стоимостью, качеством и количеством получаемых услуг. Поэтому услуги, предоставляемые на местном уровне, должны финансироваться также на местном уровне, чтобы тесно увязать общественные затраты и их результаты: когда “платит тот, кто пользуется”, повышается и эффективность реализации услуг, и ответственность за принятие решений.

Способность местной власти выполнять возложенные на нее функции во многом определяется достаточной величиной ресурсов, находящихся в ее распоряжении. На практике мы часто сталкиваемся с фактом, что для небольших муниципалитетов многие виды местных услуг просто непосильны или невозможны. Отсутствие возможностей у муниципалитетов, в конце концов, вынуждает местных жителей обращаться за решением своих проблем к вышестоящему уровню власти. Это приводит к дискредитации самой идеи самоуправления.

По нашему мнению, наилучший способ эффективно обеспечить население общественными товарами — создать комбинацию разных систем управления, при которой часть услуг будет предоставляться органами власти общего назначения как на местах, так и в центре, а часть — органами власти специального назначения. Таковыми могут быть территориально-административные единицы, обеспечивающие услуги определенного вида. К примеру, в США, распространенным видом регионов специального назначения являются школьные округа. В границы специальных регионов входят один или несколько районов, находящихся в юрисдикции органов власти общего назначения, однако если происходит такое совпадение юрисдикции, у каждой из властей имеются свои собственные, отдельно определенные, полномочия по обеспечению общественными товарами и услугами.

Итак, с позиции концепции “общественного товара” местное самоуправление можно рассматривать как осознание обществом определенных коллективных потребностей и организацию системы их удовлетворения. Местному самоуправлению и вместе с ним идее местной власти как самоопределяющейся и самоорганизующейся целостности, сформированной для удовлетворения потребности в общественных товарах и услугах, предстоит долгий и трудный путь развития, где будут взлеты и падения. Но только осознав задачи местных органов власти, можно четче осуществлять практические шаги в развитии местных финансов.

Общественные услуги и товары

Предоставление общественных товаров и услуг

Механизм свободного рынка позволяет людям удовлетворить только те потребности, которые выражаются через платежеспособный спрос. Большинство товаров и услуг, производимых и реализуемых на рынке, являются частными благами, т.е. предназначенными для индивидуального потребления. Как правило, эти товары обладают следующими свойствами:

· частные блага делимы на любые необходимые количества.

· они предполагают наличие возможности отлучить потенциального потребителя от приобретения по причине его неплатежеспособности. Производителю ничего не стоит, не допустить к потреблению товара человека, если у него нет денег для оплаты блага.

· потребление частного блага одним человеком делаетневозможным его одновременное использование другими людьми. Если кто-то купил квартиру и живет в ней, то никто другой пользоваться этой квартирой без разрешения ее владельца не сможет.

Но помимо частных благ, люди пользуются общественными благами.

Общественные блага обладают следующими свойствами, во многом прямо противоположными свойствам частных благ:

· их нельзя изъять у лиц, отказывающихся за них платить;

· они неделимы по своей природе;

· потребление общественного блага одними членами общества не исключает возможности одновременного использования их другими членами общества.

Так, например, система национальной обороны, деятельность средств оповещения об опасности наводнения или землетрясения, информация Гидрометцентра о прогнозе погоды и другие тому подобные общественные блага не могут быть предоставлены исключительно тем, кто согласен платить за них. Невозможно отлучить от их использования, не желающих или не способных платить. Потребление общественного блага одним человеком не исключает возможности одновременного использования его другими. Например, освещение улиц служит благом для водителей транспорта; польза от уличных фонарей, получаемая водителями, не уменьшается оттого, что они освещают дорогу пешеходам.

Нельзя выделить определенные доли услуг маяка или пожарных для каждого отдельного потребителя.

Блага, подобные национальной обороне, свету маяка или системе защиты от радиации, не могут предоставляться обществу отдельными частными компаниями уже в силу того, что эти компании откажутся производить услуги, за которые никто не будет платить. В то же время отдельные потребители не станут платить за товары и услуги, которыми можно пользоваться бесплатно.

Предоставление населению общественных благ становится одной из функций государства в рыночной экономике, а их финансирование ложится на центральные и местные бюджеты, которые формируются за счет налогов.

Необходимо отметить, что в ряде случаев непросто отделить общественные блага от частных. Есть немало видов услуг, имеющих признаки и тех, и других. К их числу относятся услуги образования, учреждений культуры. С одной стороны, они близки к общественным благам. Люди потребляют их совместно и поровну, например школьники, обучающиеся в одном классе, посетители музеев и кинотеатров и т.д. С другой стороны, они близки к частным благам, так как не отвечают принципу неисключаемости их потребления. Высокая плата за обучение, посещение музея или кинотеатра может исключить из состава потребителей лиц с низкими доходами. Политика государства в отношении таких услуг должна быть достаточно гибкой: их нельзя полностью осуществлять за счет государства, но и недопустима полная их приватизация. Например, во всем мире большинство школ и других учебных заведений являются государственными. Поэтому в условиях рыночной экономики, как правило, используется промежуточный вариант: наряду с государственными колледжами, университетами существуют и частные, пользующиеся поддержкой государства. Так, в конце 80-х гг. из государственных источников покрывалось 13,8% расходов в частной системе образования США.

Общественные услуги и товары

Общественные услуги и товары

Поэтому государство в значительной части обеспечивает их производство и финансирование, чтобы исключить диспропорции в распределении ресурсов; это — «промежуточные» общественные услуги или квазиобщественные (квазигосударственные) товары (см.схему 10.4). В любом случае рыночная система или не выделяет ресурсы на общественные товары (для «чистых» общественных товаров и услуг), или выделяет их в недостаточных объемах (для «промежуточных» общественных услуг).

В качестве теоретической основы анализа расходных полномочий местных органов власти, по нашему мнению, как никакая другая подходит концепция “общественного товара”.

В соответствии с этой концепцией “главной задачей” всех уровней власти является обеспечение населения “общественными товарами и услугами” (речь идет о таких понятиях, как национальная оборона, судебная система, охрана окружающей среды, фундаментальная наука, информация и др.

Общественные товары, блага и услуги

Их объединяет свойство воспроизводить значительные выгоды перелива, в результате чего ча-стный сектор не склонен производить их в достаточных объемах.

Поэтому го-сударство в значительной части обеспечивает их производство и финансирова-ние, чтобы исключить диспропорции в распределении ресурсов; это – «промежуточные» общественные услуги или квазиобщественные (квазигосударственные) товары.

Это интересно:  Временная регистрация без постоянной прописки: ребенка, процедура, отказ

В любом случае рыночная система или не выделяет ресурсы на общественные товары (для «чистых» общественных товаров и услуг), или выделяет их в недостаточных объемах (для «промежуточных» общественных услуг).

Виды общественных товаров

В некоторых случаях исключение из пользования может быть достижимым, но дорогостоящим. Например, чтобы лишить возможности иногородних автомобилистов бесплатного проезда по территории города, необходимо построить пропускные пункты, обеспечить их нормальную работу, и т.

д. Общественные товары можно произвести и частным образом, но их производство государством более эффективно. Когда не существует дополнительных затрат на дополнительного индивида, использующего данный товар, нет необходимости ограничивать его использование.

Общественные блага: понятие, виды, примеры

Отсутствие соперников. В самом деле — при потреблении общественных благ отсутствует конкуренция за их обладанием. К примеру, едете вы на велосипеде по дороге.

Дорога при этом и есть коллективное благо: по ней тут же ездят тракторы, машины, другие велосипедисты. Конечно есть водятлы, которым мало дороги, но их, я искренне надеюсь, меньшинство.

Неделимость общественного блага означает, что потребитель не может как-то регулировать объем потребленных вещей.

Понятие и виды общественных товаров

Данное свойство, очевидно, не будет выполняться для частного блага.

Например, если два человека решат выпить бутылку «кока-колы», то прибавление в компанию третьего снизит их полезность. Формально условие несоперничества в потреблении можно представить в следующем виде: если чистое частное благо в количестве Х может быть распределено среди различных индивидов (1,2,…s) следующим образом: s Х = ∑ Хi, i = 1 то для общественного блага в количестве у одновременно для каждого i-того индивида выполняется условие: у = уi, i = 1, … s.

[15, c.8] Так как трансформационная экономика заключает в себе процесс трансформации командно-административной экономики в рыночную, следует подробно рассмотреть основные принципиальные различия между ними и необходимость перехода от одной системы к другой.

высоким уровнем обобществления во всех сферах общественно-экономического развития: единым народнохозяйственным комплек­сом, высочайшим уровнем концентрации и централизации произ­водства, централизованным распределением, государственной орга­низацией потребления; затратным механизмом хозяйствования и административным го­сударственным регулированием цен (искусственно низких или целе­направленно высоких), что не позволяло реально оценивать экономическую эффективность; Несмотря на это, тотальная централизация управления процессами хозяйствования может дать кратковременный по­ложительный эффект в наиболее напряженных ситуациях, свя­занных с глубоким социально-экономическим кризисом.

Предоставление общественных товаров и услуг

Например, освещение улиц служит благом для водителей транспорта; польза от уличных фонарей, получаемая водителями, не уменьшается оттого, что они освещают дорогу пешеходам. Блага, подобные национальной обороне, свету маяка или системе защиты от радиации, не могут предоставляться обществу отдельными частными компаниями уже в силу того, что эти компании откажутся производить услуги, за которые никто не будет платить.

Общественные услуги и товары

Как экономической категории, как категории финансовой науки бюджету присущи следующие признаки. Прежде всего, финансовый характер стоящих за этим понятием отношений, что подразумевает их денежную природу, выделяет внутри экономического базиса в качестве перераспределительных отношений, необходимых для удовлетворения потребностей в общественных товарах и услугах, подчерк кивает императивную форму их проявления. Однако это свойственно всем понятиям, которые объединяет более общая категория — финансы. Поэтому бюджетные отношения должны обладать специфическими чертами, позволяющими выделить их из системы финансовых категорий. Ими, в своей совокупности, являются характеристика объекта бюджетного перераспределения, специфика общественного предназначения бюджета и степень проявления у бюджетных отношений признака императивности [c.89]

Государственный сектор. Третий вариант политики правительство избирает в том случае, когда выгоды перелива очень велики. В подобных обстоятельствах правительство может взять на себя финансирование таких отраслей или даже приобрести их в государственную собственность и самостоятельно управлять их деятельностью. Этот вариант подводит нас к обсуждению общественных товаров и услуг. [c.92]

Государственные расходы, источником которых служат налоговые поступления, позволяют затем вовлечь эти ресурсы в производство общественных товаров и услуг. Налог на прибыль корпораций и личный подоходный налог высвобождают ресурсы из производства инвестиционных товаров (печатных станков, товарных вагонов, складов) и потребительских товаров (продовольствия, одежды, телевизоров и т.д.). Государственные расходы позволяют направить эти ресурсы в строительство почтовых отделений, военных самолетов, новых школ и скоростных автострад. Правительство осуществляет целевое перераспределение ресурсов, внося существенные изменения в структуру совокупного общественного продукта. (Ключевые вопросы 9 и 10.) [c.93]

Правительство предоставляет общественные товары и услуги домохозяйствам и фирмам, что отражают потоки (9) и (10). Для финансирования производства этих товаров и услуг требуются налоги, выплачиваемые фирмами и домохозяйствами, которые показаны потоками (11) и (12). Мы назвали эти потоки чистыми налогами, поскольку они также включают обратные налоги в форме трансфертных выплат домохозяйствам и субсидий фирмам. Таким образом, поток (11) обозначает не только подоходный и акцизный налоги и налог с продаж, поступающие от фирм к правительству, но также различные субсидии фермерам, судостроителям и некоторым авиакомпаниям. Большая часть субсидий фирмам скрыта в виде ссуд под низкий процент, правительственных гарантий займов, налоговых льгот или общественных услуг, предоставляемых по ценам ниже себестоимости. Точно так же правительство собирает налоги (личный подоходный налог, налог на заработную плату) непосредственно с домохозяйств и осуществляет трансфертные платежи, например выплату благотворительных [c.94]

Прочие цели. Вспомните, что экономическая стабильность — это не единственная цель государственной политики в области расходов и налогообложения. Правительство занимается также обеспечением населения общественными товарами и услугами и перераспределением доходов (см. гл. 5). Классический пример во время второй мировой войны государственные расходы на товары военного назначения резко возросли, что оказало сильное и устойчивое инфляционное давление на экономику в начале 40-х годов. Просто победа над нацистской Германией и Японией была более приоритетной целью по сравнению с поддержанием стабильности цен. [c.261]

Мы могли бы согласиться с тем, что именно правительству принадлежит решающая роль, когда рынок оказывается несостоятельным. Это значит, что оно должно регулировать побочные издержки и выгоды, обеспечивать общественными товарами и услугами, смягчать неравенство доходов и т.д. Мы могли бы также согласиться с тем, что анализ издержек и выгод является важным ориентиром для экономически эффективного принятия решений в государственном секторе. Но остается более важный вопрос присущи ли государственному сектору проблемы или недостатки, которые мешают правительству использовать механизм принятия решения для повышения эффективности экономики [c.684]

Согласно теории государственного выбора, политические процессы ограничивают свободу граждан в выборе общественных товаров и услуг по сравнению со свободой выбора товаров и услуг, предназначенных для индивидуального пользования. [c.685]

На рынке гражданин как потребитель может очень точно выразить свои личные предпочтения, покупая одни товары и отказываясь от других. Однако в государственном секторе гражданин как избиратель сталкивается с двумя и более кандидатами на государственные должности, каждый из которых представляет свой пакет программ (общественных товаров и услуг). Решающим фактором является то, что общественные товары, которые предлагает какой-либо отдельный кандидат, ни в коем случае не могут в точности соответствовать нуждам отдельного избирателя. Например, кандидат, которого предпочитает избиратель Смит, выступает за национальную программу страхования здоровья, развитие ядерной энергетики, субсидирование табаководов и введение пошлины на импортные автомобили. Гражданин Смит голосует за этого кандидата, потому что пакет программ, с которыми тот выступает, больше всего соответствует предпочтениям Смита, хотя он может возражать против субсидий на табак и пошлин на иностранные автомобили. [c.685]

Парадокс голосования возникает в том случае, когда принятие решения большинством голосов не дает возможности установить последовательную классификацию приоритетов для общественных товаров и услуг. [c.687]

По своей сути общественные товары и услуги не дают возможности точно определить, как они распределяются между отдельными гражданами и институтами. Практически невозможно точно узнать, какие блага получает Джон Доу от военных баз, сети автомагистралей, системы государственных школ, национальной метеослужбы, местной полиции и пожарной охраны. [c.687]

Сторонники теории государственного выбора приводят ряд причин, почему государство подчас не способно обеспечить граждан общественными товарами и услугами а) у политических деятелей есть сильные стимулы для поддержки законов, защищающих особые интересы отдельных групп б) выбор общества может склониться в пользу программ, которые повлекут за собой немедленные, ощутимые выгоды и с трудом определяемые издержки, а также против программ, которые приведут к немедленным, легко определяемым издержкам и к маловероятным или отложенным выгодам в) граждане, выступающие в качестве избирателей, имеют меньше возможностей выбора в сфере общественных товаров и услуг, чем в частном секторе в качестве потребителей г) у государственных чиновников меньше стимулов работать эффективно, чем у тех, кто работает в частных фирмах. [c.699]

Инфраструктура. Многие трудности экономического роста порождаются дефицитом общественных товаров и услуг, иначе говоря, недостаточным развитием инфраструктуры. Санитарно-гигиенические и основные медицинские программы, образование, орошение и сохранение земель, сооружение дорог и прочих коммуникационных систем — все эти, по сути, нерыночные товары и услуги приносят обществу огромные дополнительные выгоды. Только государство способно обеспечить производство таких товаров и услуг в достаточном количестве. [c.879]

Электорат сталкивается с небольшим числом кандидатов, каждый из которых предлагает широкий набор или пакет предложенных политик. Тогда голосующие вынуждены выбирать индивидуального кандидата, чей политический пакет больше всего напоминает их собственный. Вероятность полного совпадения предпочтений определенного кандидата и любого из голосующих весьма мала. В результате голосующий должен приобретать некоторые ненужные общественные товары и услуги. Это отражает неэффективное размещение ресурсов. [c.926]

Государственная бюрократия не действует на основании прибыли, что снижает мотивацию к уменьшению издержек у государственных служащих. Поскольку не происходит рыночной проверки прибылей и убытков, трудно определить, насколько эффективно функционируют правительственные агентства. Не существует также вхождения конкурирующих групп, которые стимулировали бы деятельность и способствовали улучшению общественных товаров и услуг. Кроме того, разорительные расходы могут поддерживаться лобби самих бюрократов, и государственный бюджет может поощрять, а не наказывать неэффективность. [c.926]

Как видно на рисунке 17.9, поток денег в виде налогов прямо поступает от предприятий государству. Эти средства частично могут возвращаться фирмам в виде субсидий, а также в форме различных общественных товаров и услуг (научных разработок государственных исследовательских институтов, подготовки и переподготовки кадров и т.д.). Кроме того, государство тратит полученные за счет налогов доходы на покупку у предприятий на рынке ресурсов соответствующих товаров (организационная техника, канцелярские принадлежности, предметы для материально-технического снабжения полиции, вооруженных сил и т.п.). В свою очередь, предприятия приобретают производственные ресурсы для создания товаров и услуг, поступающих на рынки этих благ. Ими пользуются служащие государственных учреждений и учебных заведений, личный состав вооруженных сил и другие лица, получающие за свою работу в государственном секторе заработную плату и иные доходы. [c.476]

Это интересно:  Повышение коммунальных платежей в 2019 году - услуг, ЖКХ, с 1 июля

Под местными общественными благами понимаются любые общественные товары и услуги, доступ к которым имеет не все население страны, а лишь некото- [c.397]

Идеал суверенитета потребителя также может нарушаться из-за агрессивной рекламы и других способов воздействия на покупателя. Рациональный выбор может быть нарушен в ситуации риска и неопределенности или в результате недооценки потребителем отдельных факторов. В частности, будущее потребление люди склонны недооценивать по сравнению с сегодняшним, а ценность общественных товаров и услуг может быть завышена (из-за их, на первый взгляд, бесплатности) или, напротив, занижена, как следствие крайне негативного отношения к уплате налогов. [c.399]

Существуют так называемые общественные товары и услуги, которые рыночная система вообще не намерена производить (или производит недостаточно) образование, здравоохранение, национальная оборона, общественный транспорт, дороги, дамбы и т. п. Особенности этих товаров противоположны товарам индивидуального потребления, производимым рынком. Такие общественные блага неделимы, они не могут быть проданы индивидуальным покупателям, на них не распространятся принцип исключения — никто не может быть отстранен от пользования ими. [c.183]

Общественные товары и услуги — товары и услуги,. которые не могут быть проданы индивидуальным покупателям, на них не распространяется принцип исключения — никто не может быть отстранен от пользования ими они неделимы. Это, например, образование, здравоохранение, национальная оборона, общественный транспорт. [c.211]

Фискальная функция налогов заключается в формировании денежных доходов государства. Деньги нужны ему на содержание аппарата управления, армии, развитие фундаментальных направлений науки и техники, поддержку нетрудоспособных. Из собранных с помощью налогов средств государство покрывает расходы на образование, культуру, здравоохранение, а также строительство крупных сооружений, предприятий, дорог, защиту окружающей среды, производство общественных товаров и услуг. Распределение налогов по бюджетам разного уровня (федеральный, субъектов федераций, местных органов) позволяет обеспечить их деятельность финансами. [c.99]

К фискальной политике относят прежде всего деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. Одна сторона этой деятельности связана со сбором средств через систему налогообложения, другая — с их расходованием. Именно за счет этих средств государство решает вопросы национальной безопасности, обеспечивает потребности населения в общественных товарах и услугах, решает экономические, социальные и другие проблемы. Манипулируя средствами бюджета, государство может воздействовать на безработицу и инфляцию, стимулировать деловую активность. В то же время неразумное применение этого инструмента [c.137]

Правительственные закупки (G) — это расходы государства, идущие непосредственно на производство общественных товаров и услуг на информатизацию общества и экономики, развитие объектов фундаментальной науки, совершенствование образования и здравоохранения, производство това- [c.417]

Расходы государственного бюджета состоят в основном из правительственных закупок и трансфертных, или социальных платежей. Правительственные закупки связаны преимущественно с производством общественных товаров и включают ряд расходных статей бюджета затраты на хозяйственные нужды, фундаментальную науку, национальную оборону, материальное обеспечение внешней политики, административно-управленческие расходы и др. Закупки правительства существенно воздействуют на структуру совокупного спроса, а через нее — и на отраслевую структуру общественного производства. В данном случае осуществляется перераспределение факторов производства, их движение из отраслей, создающих частные блага, в секторы экономики, выпускающие общественные товары и услуги. [c.586]

СОЦИАЛЬНЫЕ БЛАГА — некоторые общественные товары и услуги, которые рыночная система не стала бы производить вообще, потому как их характеристики противоположны тем, какие существуют у индивидуальных благ. Общественные блага неделимы, так как они состоят из столь крупных единиц, что обычно не могут быть проданы частному покупателю. На рынке люди могут покупать гамбургеры, компьютеры или автомобили, но не ракеты, скоростные автострады, космические телескопы или системы управления воздушным транспортом. [c.619]

Чисто общественные товары и услуги не являются единственными товарами и услугами, которыми не могут адекватно обеспечить частные рынки. Всякий раз, когда они оказываются не в состоянии обеспечить какой-то товар или услугу, даже если издержки при этом меньше, чем цена, которую платят индивидуумы, мы имеем дело с несовершенством рынка, которое мы называем неполным рынком (полный рынок обеспечил бы всеми товарами и услугами, для которых затраты меньше, чем те, что индивидуумы готовы за них платить). Некоторые экономисты считают, что частные рынки не справляются в первую очередь с обеспечением страхования и займов, что это и дает государству основные мотивы для его деятельности в этих областях. [c.81]

Аналогичные утверждения могут быть сделаны относительно обеспечения общественными товарами и услугами властями штатов и муниципалитетов, в отличие от федерального правительства. Утверждается, что конкуренция между общинами приведет к предложению ими индивидуумам тех товаров и услуг, которые им требуются, и к эффективному производству этих товаров. Это называется гипотезой Тибу (по Чарльзу Тибу из университета Вашингтона), который впервые сформулировал эти положения в 1956 г.7 [c.595]

В-четвёртых, существуют определённые виды товаров и услуг, называемые общественными благами, которые рыночная система вообще не намерена производить, поскольку особенности потребления этих благ таковы, что частным фирмам просто невыгодно их производить. Это безусловно приводит к неэффективному распределению ресурсов, так как потребность общества в этих благах нередко бывает чрезвычайно велика. В такой ситуации государство берёт на себя роль производителя общественных товаров и услуг, замещая собой частный бизнес. [c.264]

Организации приобретают товары и услуги с целью извлечения прибыли, сокращения издержек, удовлетворения нужд своей внутренней клиентуры, выполнения каких-либо общественных или правовых обязательств. [c.221]

Безработица. Уровень общих расходов в частном секторе может оказаться слишком низким для полной занятости. В этом случае правительство может дополнить частные расходы таким образом, чтобы совокупных расходов — частных и государственных -было достаточно для обеспечения полной занятости. Правительство в состоянии добиться этого, используя те же способы — государственные расходы и налоги, которыми оно пользуется для перераспределения ресурсов в производство общественных благ. В частности, правительство может, с одной стороны, увеличить собственные расходы на общественные товары и услуги, а с другой — сократить налоги, чтобы стимулировать частные расходы4. [c.94]

Разница состоит в том, что увеличение цены PwPlt выплачиваемое американскими потребителями за импорт be, — заштрихованный участок — не попадает в Казначейство США в виде тарифных (налоговых) поступлений, а уходит к японским фирмам, которые приобрели права продавать видеомагнитофоны в США. Для американцев тарифы дают лучший экономический результат, чем квоты, при прочих равных условиях. Тарифы создают государственные поступления, которые могут быть использованы для снижения других налогов или финансирования производства общественных товаров и услуг, которые пойдут на пользу американцам. В противоположность этому более высокие цены, создаваемые квотами на импорт, приводят к дополнительным поступлениям в пользу иностранных производителей. [c.826]

Взаимная поддержка (logrolling) — торговля законодателей своими голосами, объединение усилий, чтобы добиться благоприятного для себя решения вопросов об обеспечении общественными товарами и услугами. [c.934]

ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА (англ, publi goods) — средство удовлетворения потребностей человека. Главной характеристикой является неисключаемость из потребления и неконкурентоспособность в потреблении. Общественные товары и услуги, которые полностью отвечают этим свойствам, называются чистыми общественными благами. Классическим примером являются национальная оборона, городское освещение, маяки, научные знания и т. д. Блага, которые не обладают указанными характеристиками, называются частными. Производятся на рыночной основе и для их приобретения требуется оплата. В отдельных случаях рынок не в состоянии обеспечить предоставление какого-либо товара или услуги. Например, частные компании могут отказаться страховать отдельные виды рисков, банки — от страхования вкладов граждан и т. д. Тогда заниматься этим, регулировать процессы, разрабатывать соот- [c.386]

Однако существует такая категория товаров и услуг, на которые выявить спрос и определить оптимальную цену рыночным способом либо невозможно, либо невыгодно из-за чрезвычайно высоких издержек такого выявления (МС > Mil). Речь идет об общественных товарах и услугах, или общественных благах. Общественными называются такие блага, главной характеристикой которых является неисключаемость из потребления и неконкурентность в потреблении. Те общественные товары и услуги, которые полностью отвечают данным свойствам, называются чистыми общественными благами. Классическим примером чистого общественного блага является национальная оборона, городское освещение, маяки, научные знания (при бесплатном образовании) и т. д. Подробнее речь об общественных благах пойдет в гл. 17. [c.336]

Этот пример позволяет нам сформулировать первое свойство чистых общественных благ — неисключаемость в потреблении. Это означает, что потребители, не желающие платить за такие блага, не могут быть устранены от их потребления. Понятно, что те блага которые люди потребляют в одинаковых количествах независимо от того, оплачивают они их или нет, вряд ли будут производиться частными фирмами или оплачиваться частными потребителями. Если бы кто-то производил чистое общественное благо для собственной выгоды, то он приносил бы пользу и всем остальным. Выражаясь экономическим языком, производство общественных благ приводит к возникновению положительных внешних эффектов. Таким образом, полезность от производства общественных благ достаётся слишком многим потребителям, не желающим за неё платить, а потому данное производство становится невыгодным для частных фирм. Поэтому государство вынуждено заменять частные фирмы в деле производства общественных товаров и услуг. Обеспечение общественными благами часто осуществляется государством, а [c.277]

Взаимоотношения людей друг с другом. По степени общительности люди бывают разные-от затворников, избегающих всякого общения, до ярых коллективистов, чувствующих себя счастливыми и жизнерадостными только в окружении других. Результаты одного из недавних опросов, проведенных агентством Дойль Дейн Берн-бах , выявили повсеместную озабоченность взрослых людей проблемами социальной изоляции и сильное стремление к установлению межличностных контактов14. А это предполагает светлое будущее для товаров и услуг общественного характера , таких, как клубы здоровья, организации отдыха, игры. Одновременно это предполагает и рост рынка общественных суррогатов , т. е. вещей, позволяющих одинокому человеку не чувствовать себя таковым, таких, как видеоигры и компьютеры. [c.174]

Статья написана по материалам сайтов: studopedia.ru, studfiles.net, studwood.ru, vash-yurist102.ru, economy-ru.info.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector