+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Обоюдная вина в ДТП: выплата по ОСАГО в 2019 году, возмещение ущерба

Всем привет, это снова Кулик Илья.

Наверняка вы слушали такое выражение, как обоюдная вина при ДТП. Но знаете ли вы, когда она наступает и чем грозит такая ситуация? Если нет, то сейчас я вам расскажу. Сразу замечу, что ситуация это всегда непростая, и имеет очень неприятные последствия для всех участников аварии.

Содержание

Что значит обоюдная вина в дорожно-транспортном происшествии

Большинство происходящих на дорогах аварий случается по вине определённого лица. Но нередки и случаи, когда виновным в создании аварийной ситуации признаются несколько её участников, то есть в отношении каждого из них вынесено постановление об административном правонарушении. В такой ситуации говорят об обоюдной вине («обоюдка» в разговорной речи), хотя законодательного определения этого понятия нет.

Бывают также ситуации, когда сотрудники ГИБДД принимают решение о невозможности установить виновность кого-либо из участников, например, из-за противоречия показаний участников (как правило, это мелкие ДТП во дворах). В таких случаях считается, что виновных нет ни одного, следовательно, нет и обоюдной вины.

В каких случаях признаётся обоюдная вина водителей в ДТП

Автоинспекторы не могут установить вину в ДТП. Они лишь фиксируют нарушение ПДД. А вину в ДТП может быть установлена только судом. Но если нарушение было со стороны только одного водителя, то признаётся виновным он один. Впрочем, это можно оспорить.

Когда нарушение ПДД не приведёт к обоюдной вине

Если были нарушения со стороны обоих участников, то считается, что оба они виновны в равной мере. Для определения конкретной степени вины необходимо судебное разбирательство, ведь человек может быть виновным в несоблюдении правил движения, но невиновным в совершении ДТП.

Яркий пример – когда в авто, водитель которого пьян или не застраховал своё авто, но при этом не нарушал другие пункты ПДД, и, например, стоял на светофоре, врезается из-за превышения скорости или несоблюдения дистанции другая автомашина. Хотя оба водителя нарушили правила, но нарушения со стороны первого водителя не послужили причиной аварии, следовательно, об обоюдной вине речь идти не может. В данном ДТП виноват только второй водитель.

Поэтому важно установление не только факта совершения действий, нарушающих ПДД, но и их причинно-следственной связи с конкретным происшествием. Когда же нарушение правил движения обоими водителями стало причиной ДТП, можно говорить об обоюдной вине.

Когда явно не нарушив правила можно оказаться виноватым

Стоит отметить каверзный пункт 10.1 ПДД, который устанавливает, что водитель должен двигаться со скоростью, позволяющей контролировать ситуацию, а при опасности тормозить вплоть до остановки.

Когда водитель не смог предотвратить аварию торможением, хотя имел техническую возможность сделать это, его действия (бездействия) считаются причиной происшествия, следовательно, он также признаётся виновником ДТП, и несёт ответственность за последствия, даже если второй участник явно нарушил правила. Поэтому будьте внимательны и аккуратны на дороге.

А если вы попали в ситуацию, что вас считают виновным из-за неправильно выбранной скорости и недостаточного торможения, необходима тщательная экспертиза, которая должна точно установить, мог ли предотвратить столкновение управлявший автомобилем. В подобных случаях счёт идёт на сантиметры!

Видеопример аварии с обоюдной виной

Вот видеозапись ДТП, в котором была признана вина обоих водителей.

Как вы могли увидеть, управлявший «Газелью» не уступил дорогу транспортному средству, имеющему преимущество (движущемуся по главной дороге), а водитель легковушки совершил обгон с нарушением правил движения. Таким образом, в сложившейся ситуации виновны оба участника.

Как доказать обоюдность вины

Как уже я говорил, виновность в совершении аварии устанавливает суд в процессе разбора происшествия. Но по умолчанию считается, что все, кто нарушил ПДД, являются виновниками. Поэтому если в документах о ДТП не определена виновность каждого из участников или указана их обоюдная вина, но вы не считаете её равной, необходимо обращение в суд.

Но иска по определению виновника в ДТП не предусмотрено. Степень вины может быть определена только в процессе разбирательства по иску к лицу, нанёсшему вред, о взыскании ущерба, в котором надо указать просьбу определить степень виновности. В качестве ответчиков необходимо указать не только второго участника происшествия, но и его страховщика, так как они оба обязаны возмещать вам ущерб.

Как вести себя в суде

В судебном процессе определяющее значение будет иметь обоснованность представленных стороной доводом в свою пользу, активность и правильность действий. Поэтому активно участвуйте в разбирательстве. Возможно, нелишним будет обратиться к опытному адвокату за помощью.

Для определения степени виновности потребуется предоставление как можно более обширных материалов по ДТП. Скорее всего, потребуется проведение трасологической или иной автотехнической экспертизы.

Если всё сделаете правильно, суд установит меру вины всех участников аварии, а на основании этого, определит размер положенной вам выплаты.

Кто платит за причинённый ущерб

Так как при обоюдке каждый из водителей является и пострадавшим и потерпевшим, то все они могут получить компенсацию ущерба, но вместе с тем и обязаны возместить вред, нанесённый другим участникам. Если ответственность участников застрахована, то возмещать вред страховая компания по «автогражданке» возместить только ту часть ущерба, в которой виновен её страхователь.

Если же у кого-либо автовладельцев нет полиса ОСАГО, решение о возмещении вреда необходимо принять по взаимной договорённости, или добиваться возмещения через суд.

Так как по ОСАГО страхуется только гражданская ответственность владельца ТС, следовательно, платят только потерпевшему, то от определения меры вины в ДТП будет зависеть кому и сколько выплатят по «автогражданке».

Как рассчитывается сумма возмещения

Согласно п. 22 статьи 12 Закона «Об ОСАГО» страховые компании будут выплачивать потерпевшим возмещение ущерба пропорционально размеру вины их страхователя. Для расчёта СК используют степень вины, определённую судом, а если судебного решения на счёт этого нет, то степень виновности признаётся равной.

Примечание. Если вина (заметьте, вина, а не степень вины) ни одного из водителей не установлена, то выплаты не будет.

Примечание. Независимо от того, кем именно нанесён вред, ответственность за него несёт виновный в аварии водитель. Это относится к случаям, когда в результате столкновения машина невиновного в ДТП автолюбителя ударяет третий автомобиль.

Право выбора вида возмещения при обоюдке в 2017 году

Для урегулирования убытков по договорам ОСАГО, заключённым после 27 апреля 2017 года, то есть после вступления в силу новых поправок, обоюдная вина станет обоснованием получения денежного возмещения вместо ремонта. Выплата будет рассчитываться так же, как написано выше, с учётом износа.

Но во многих случаях это всё равно останется выгодным предложением, так как в случае выплаты деньгами участник аварии с обоюдной виной получит тоже только половину (или иную часть, смотря по виновности), но с учётом износа, что зачастую серьёзно снижает размер возмещения.

Как получить выплату по страховке ОСАГО

Если виновников дорожного происшествия несколько, то потерпевший может обратиться за выплатой к страховщику любого из них.

Страховая компания возместит ему весь, положенный к компенсации по ОСАГО, вред, а потом будет сама разбираться, сколько она заплатила за своего страхователя, сколько за чужого. И взыскивать по регрессу с «чужих» виновников (или с их страховщиков).

Процесс получения выплаты

Если вас и второго участника аварии устраивает получение половины от необходимой на восстановление суммы (определяемой, естественно, по единой методике) или оплата половины стоимости ремонта в СТО, в суд можно не обращаться, тем более если сумма ущерба незначительна. В таком случае отправляйтесь в страховую сразу как получите документы от ГИБДД, в которых указаны нарушения со стороны каждого из водителей.

Если вас не устраивает вина 50/50, то для получения выплаты необходимо:

  1. уведомить страховщика о случившемся ДТП;
  2. дождаться решения суда, который точно установит меру вины каждого участника;
  3. получить возмещение по постановлению суда или в обычном порядке, но в размере, пропорциональном степени виновности других участников.

Стоит заметить, что судебный процесс обычно занимает несколько месяцев, но, как правило, соотношения виновности, заданного по умолчанию он не меняет. Поэтому в суд обращаться стоит, когда:

  • нет ни одного виновника по мнению автоинспекции;
  • преобладающая мера вины одного из участников очевидна или легко доказываема;
  • ущерб серьёзный, поэтому получения максимально возможного страхового возмещения имеет большое значение.

Если страховая не хочет платить

Но иногда СК отказывает в возмещении, когда речь заходит об обоюдной вине. Если она не приводит незаконных обоснований, требуйте от неё выплаты сначала в досудебном порядке, а потом и через суд.

Получить выплату по каско

Со страховкой по каско всё намного проще. Там для восстановления автомобиля средствами страховщика достаточно лишь предоставить документы, подтверждающие факт аварии, виновность страхователя не имеет значения.

Тут следует вспомнить о суброгации с виновника ДТП. Так как по каско виновность страхователя не учитывается, то с причинителя вреда страховая компания, восстановившая автомобиль, потребует полностью оплатить стоимость ремонта авто страхователя.

Расширенное страхования ответственности

В случае с обоюдной виной на помощь может прийти добровольная «автогражданка». Точные условия выплаты должны быть прописаны в договоре, так как законы по ОСАГО не распространяются на ДСАГО. Но в любом случае это будет дополнительным источником покрытия ущерба, причинённого потерпевшим лицам.

Какие последствия могут быть если водители покинули место ДТП по обоюдному согласию

Если в аварии нет пострадавших и обстоятельства происшествия, в том числе, и кто насколько виновен не вызывают разногласий у участников происшествия, они вправе не вызывать сотрудников автоинспекции, а:

  • оформить Европротокол сами;
  • оформить ДТП в ближайшем отделении ГИБДД;
  • ничего не оформлять официально.

В случае с обоюдной виной первый вариант не подходит, так как Европротокол предусматривает виновность только одного водителя.

Второй вариант, в принципе, имеет право на жизнь, но заметьте, что разногласий между водителями по поводу вины быть не должно, а в случае с обоюдной виной это бывает крайне редко.

Это интересно:  Суд обязал возобновить подачу электрической энергии в торговый павильон

Ну а если все попавшие в ДТП стороны решают не оформлять происшествия, так как понимают каждый вину за собой и при этом пострадавших людей нет, они на законных основаниях могут разъехаться. Никакого наказания за то, что уехали, в таком случае не будет.

Только обязательно напишите расписки о взаимном отсутствии претензий! Иначе можно оказаться на 100% виноватым в аварии, да ещё и лишиться прав за оставление места ДТП. Почему это возможно и другие подробности о покидании места происшествия водителями по обоюдному согласию читайте в статье: Какие последствия могут быть, если оба водителя покинули место ДТП, и как их избежать.

Если в аварии, в которой виновны оба водителя, есть пострадавшие

Когда в аварии есть пострадавшие или погибшие, то виновнику ДТП грозит административная или даже уголовная ответственность, смотря по тяжести телесных повреждений. Рассматриваются такие случаи уже судами по уголовным делам. И при обоюдной вине ответственность будет нести каждый участник. А в случаях со смертельным исходом это обычно лишение свободы.

Естественно, за вред, причинённый самому себе, наказания понести не придётся. То есть если серьёзно пострадал только один водитель, уголовное или административное наказание будет только второму виновному участнику, причём независимо от величины его вины.

Если пострадал только пассажир

А вот если пострадало лицо, которое невиновно в аварии, например, пассажир, то одинаковое наказание за причинение травм или смерти по неосторожности понесут все виновники. Но не забывайте, что нарушение ПДД водителем должно быть причиной происшествия. Только при этом условии он становится виновным в случившемся. Это закреплено в постановлении №25 Пленума Верховного Суда.

Судебная практика

Так как практически каждое дело по обоюдной вине требует судебного разбирательства, то судебная практика достаточна обширна. Но не забывайте, что в нашей стране не прецедентное право, следовательно, не факт, что в вашем случае судья вынесет такое же решение о возмещении ущерба, как и в аналогичной ситуации. Но судебная практика важна именно как чужой опыт в нелёгком деле тяжбы.

Вообще, как правило, в большинстве случаев устанавливается вина 50/50, то есть по решению суда возмещение ущерба осуществляется наполовину для каждой из сторон. Для получения другого результата требуется или очевидность незначительности виновности одного из участников, или грамотное обоснование своего видения ситуации.

А также, если размер вины каждого участника установить по тем или иным причинам не представляется возможным, то судья принимает решение о равной вине. Естественно, когда участники обращаются в суд, они ожидают других результатов. Поэтому важно предоставить убедительную доказательную базу, подтверждённую экспертными заключениями, показаниями свидетелей и т. д.

Полезные советы

  • добивайтесь признания второго участника виновным на 100% в суде, если вы не считаете, что нарушение вами ПДД стало причиной аварии;
  • необходимо указывать страховую компанию в качестве соответчика наравне с виновником в иске о возмещении вреда, в процессе разбирательства по которому будет установлена мера вины каждого участника;
  • добивайтесь признания вины хотя бы поровну, так как если не будет определён ни один виновник, не будет никакой выплаты по ОСАГО.

Подведём итоги

  • обоюдная вина – когда все участники аварии виновны в том, что она произошла;
  • важна причинная связь нарушения ПДД с аварийной ситуацией, а не факт правонарушения в области правил движения;
  • все виновники несут административную или уголовную ответственность в ДТП с пострадавшими, независимо от степени вины;
  • страховую выплату по «автогражданке» потерпевший получит пропорционально вине застрахованного виновника;
  • точную меру вины устанавливает суд, но, как правило, он решает, что вина всех участников равна, что, впрочем, принято по умолчанию.

Заключение

Обоюдная вина в аварии – неприятная ситуация, так как каждый из участников является одновременно и потерпевшим, и виновным, то есть каждый, во-первых, сам несёт ущерб, во-вторых, должен отвечать за причинённый другим вред. А наиболее частым и самым неприятным последствием обоюдной виновности будет серьёзное занижение выплаты по «автогражданке».

Поэтому будьте аккуратнее на дороге и никогда не нарушайте ПДД, чтобы не попасть в подобную ситуацию.

Напоследок, видео-бонус: 10 случаев жести в зоопарке. Опасность может поджидать даже там!

Вот и всё. Чтобы не пропустить новые полезные статьи, подпишитесь на рассылку, если вы этого ещё не сделали. А поделиться этой статьёй в соцсетях можно в один клик при помощи иконок ниже. Всем пока!

Как получить выплату по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП?

Возмещение ущерба при ДТП, произошедшего по обоюдной вине участников аварии, является нестандартной ситуацией при исполнении обязательств по договору ОСАГО. Возможно ли получение выплат, если материалами дела установлена равная вина водителей или различная ее степень? В данной статье рассмотрим, как добиться получения выплаты по договору ОСАГО, если в ДТП виноваты оба водителя.

Понятие обоюдной вины при ДТП

Действующее законодательство предусматривает различные формы вины в совершении действия или бездействия: с умыслом или по неосторожности. Случайное причинение ущерба, которое сопровождалось неосторожностью, также порождает отрицательные правовые последствия для виновника.

Если при совершении дорожно-транспортного происшествия будет установлена любая форма вины в действиях только одного водителя, то условия оформления страхового случая и возмещение ущерба не будет составлять особой сложности (кроме случаев возникновения спора относительно суммы такого ущерба). Если же материалами о ДТП будет установлена вина обоих водителей, то, формально, рассчитывать на получение страхового возмещения не получит права ни один из участников аварии, даже при условии действующего полиса ОСАГО.

Однако возможность добиться получения страхового возмещения в этом случае регламентирована ст. 12 Федерального закона № 40-ФЗ. При определении такого права существенное значение приобретает степень вины каждого из участников ДТП. Существует две возможных степени вины:

  • равная для обоих участников конфликта;
  • большая или меньшая степень вины для каждого из водителей.

Определить конкретную степень виновности страховая компания не в состоянии, такая процедура законодательством не детализирована. Поэтому единственным возможным вариантом действий является обращение в судебные органы.

Далеко не всегда ДТП происходит по обоюдной вине, даже если оба водителя формально нарушили Правила дорожного движения. В этом случае суд обязан будет применять принципы разумности и объективности при рассмотрении дела, поэтому будет оценивать вину каждого из участников конфликта исходя из совокупности представленных доказательств.

Порядок выплаты возмещения при наличии обоюдной вины

Для оформления ДТП, в котором присутствует вина обоих водителей, используется стандартная схема с составлением протокола, схемой места происшествия и выдачей справки о дорожно-транспортном происшествии сотрудником ГИБДД. Для возникновения права на непосредственное обращение с заявлением к страховой компании необходимо соблюдение одного из двух условий:

  • в происшествии отсутствует вина обоих водителей;
  • каждый из участников аварии признается виновным.

Если страховую компанию удовлетворяют представленные заявителями документы, стандартным правилом возмещения ущерба по ОСАГО будет являться равное соотношение выплат для каждого из водителей. Это обусловлено отсутствием у страховщика полномочий по определению степени виновности сторон ДТП.

С указанным распределением степени виновности могут не согласиться как стороны происшествия, так и страховые компании, обязанные возместить ущерб. В этом случае рассмотрение возникшего спора осуществляется в ходе судебного разбирательства, инициированного по заявлению указанных лиц.

При рассмотрении представленных материалов на страховое возмещение по условиям ОСАГО у страховой компании есть право вынести мотивированный отказ в выплате, который также может быть оспорен путем подачи искового заявления.

В ходе судебного заседания суд установит пропорциональную степень вины каждого из водителей, которая будет являться основанием для страховых компаний по возмещению суммы ущерба исходя из установленного соотношения.

Особенности возмещения ущерба при обоюдной вине

Особенности распределения вины различных участников дорожно-транспортного происшествия следуют из ст. 12 Федерального закона № 40-ФЗ. С учетом изложенных выше обстоятельств конфликта, у страховых компаний возникают разные основания для осуществления выплат заявителям:

  • если в дорожно-транспортном происшествии установлена одна из возможных форм виновности каждого лица – выплата будет осуществляться исходя из установленного судом пропорционального соотношения вины каждого из них;
  • если транспортному средству гражданина причинен ущерб сразу от нескольких субъектов ДТП, каждый из которых виновен в аварии – выплаты подлежат пропорциональному распределению между страховыми компаниями таких лиц;
  • если при расследовании дорожно-транспортного происшествия не была установлена вина ни одного из водителей – выплата осуществляется в равных пропорциях каждой страховой компанией данных лиц.

Пример расчета возмещения при ДТП с обоюдной виной

Заключение

В судебной практике встречаются случаи, когда с учетом разумности суд устанавливает отсутствие вины водителя в ДТП даже в случае нарушения действующих Правил дорожного движения. Примером такой ситуации является ДТП с участием двух водителей, один из которых допустил выезд на встречную полосу и столкновение с автомобилем, двигавшимся по своей полосе. При оформлении материалов ДТП было установлено, что водитель машины, двигавшейся по своей полосе, также нарушил Правила дорожного движения – имел неисправную систему осветительных приборов и не использовал ремень безопасности.

Так как действия первого водителя спровоцировали происшествие и стали причиной ДТП, именно он был признан виновником аварии. Второй водитель, хотя формально и нарушил требования ПДД, не виновен в дорожно-транспортном происшествии.

Что такое обоюдная вина при ДТП. Когда вина считается обоюдной, как это доказать, ответственность.

Эксплуатация автомобиля без ОСАГО сейчас запрещена. Это обосновано: именно благодаря страхованию тот водитель, по чьей вине пострадали люди или было повреждено при ДТП имущество, может не беспокоиться о том, сможет ли он прямо сейчас расплатиться – за него платит страховая компания.

Однако иногда возникают ситуации, когда никого из участников аварии нельзя назвать однозначно виновным — по сути, каждый из них одновременно и виновник, и потерпевший. Как быть в этой ситуации, и кому и за кого будет платить страховщик?

○ Обоюдная вина при ДТП.

Прежде всего разберёмся с тем, какая вина при ДТП должна считаться обоюдной. Чёткого определения этого термина нет ни в КоАП РФ, ни в ГК РФ. Однако на практике под такой формой вины и страховщики, и инспектора ГИБДД понимают ситуацию, в которой каждый из участников ДТП тем или иным образом стал нарушителем Правил – и каждый из них был привлечён к административной ответственности за нарушение ПДД.

При этом необходимо помнить: сам по себе факт нарушения Правил, допущенного каждым из водителей, не означает обоюдности вины. Закон однозначно гласит: возмещение распределяется в соответствии со степенью вины каждого из участников движения – но для того, чтобы эту степень установить, необходимо, чтобы состоялся суд. Нарушение ПДД как таковое может к ДТП не иметь никакого отношения. Проиллюстрировать это можно с помощью следующих примеров:

  1. Один из водителей проехал на красный сигнал, а второй ездил на автомобиле без прав. Налицо правонарушение со стороны каждого – но говорить о том, что не имевший прав каким-то образом виновен в конкретном ДТП, не приходится.
  2. Один водитель не уступил дорогу машине, имевшей согласно Правилам преимущество – а второй совершил обгон через двойную сплошную, не удержал машину на курсе и протаранил автомобиль первого. Здесь уже можно утверждать, что хотя бы в минимальной степени, но вина каждого из водителей в совершении аварии имеется.
Это интересно:  Как онлайн узнать номер СНИЛС по паспорту или по ИНН

○ В каких случаях признаётся обоюдная вина водителей в ДТП.

Как правило, речь об обоюдной вине возникает в следующих ситуациях:

  • Обстоятельства ДТП таковы, что определить, по чьей конкретно вине оно произошло, не представляется возможным. Как правило, такое бывает при малозначительных ДТП (например, задетая машина на стоянке).
  • Напротив, при административном разборе чётко видно, что именно конкретные действия каждой из сторон стали причиной аварии. Приведённый выше пример с обгоном относится именно к этой ситуации.
  • Обе стороны при оформлении по «Европротоколу» согласились, что виновны в аварии.

Кроме того, надо помнить, что даже в том случае, если есть вина обоих водителей, «обоюдки» может и не быть. Дело в том, что конкретную степень вины может определить лишь суд – и может случиться так, что:

  • Суд не смог разобраться в ситуации и по имеющимся доказательствам установить, по чьей конкретно вине произошло ДТП.
  • Оба водителя сочли ущерб малозначительным и просто не стали обращаться с исковым заявлением.

В обоих случаях получить хоть какие-то средства по ОСАГО вряд ли сможет хоть кто-то из участников ДТП.

○ Степени вины при обоюдном ДТП.

Но даже в ситуации, когда была установлена вина обоих водителей, обоюдная вина может оказаться разной.

Такое возникает в тех случаях, когда оба участника ДТП в равной степени поспособствовали тому, чтобы произошла авария. Для установления такой степени вины необходимо:

  1. Наличие нарушений ПДД со стороны обоих водителей.
  2. Непосредственная связь допущенных нарушений с произошедшей аварией. Здесь классическим является пример с пьяным водителем, в которого врезался трезвый. Нарушил ли тот, кто употребил спиртное за рулём, Правила? Да, нарушил – и будет за это соответствующим образом наказан. Но связано ли его опьянение с произошедшей аварией? Если он двигался с установленной скоростью и не нарушал правил о манёврах – нет, он окажется невиновен в ДТП и получит полную компенсацию за повреждённую машину. В этом случае может не оказаться даже обоюдной вины.
  3. Действия водителей представляют собой нарушения Правил примерно равной тяжести.

Надо отметить, что для последнего пункта немалое значение имеет и количество нарушенных пунктов ПДД, и величина наказания за каждое нарушение, предусмотренная КоАП РФ. Такая методика спорная, однако на практике судами она применяется достаточно часто. В этом случае на основании имеющихся материалов и – прежде всего! – заключения экспертизы судья смотрит, что конкретно нарушил каждый из водителей. Если число нарушенных пунктов и возможное административное наказание совпадают, степень вины следует признать равной.

Собственно говоря, именно равная степень вины чаще всего встречается при «обоюдке». Достаточно сложно доказать, что, к примеру, один виновен на 30%, а другой водитель – на 70%.

Однако в тех случаях, когда очевидно, что действия одного из участников являются менее грубым нарушением правил, чем у другого, речь может идти уже о разной степени вины. Зачастую судьями здесь применяется та же методика, что была описана выше. Связано это с тем, что, по сути, иного пути может и не быть. Даже высококвалифицированный эксперт не всегда может ответить, насколько прямо связаны действия каждой из сторон ДТП с наступившими последствиями – а принимать решение судье как-то надо.

Характерным примером ДТП с обоюдной виной различной степени является следующая ситуация: первый водитель остановил на трассе неисправный автомобиль, не только не включив аварийную сигнализацию, но и не выставив знак остановки. Второй водитель, двигавшийся с превышением скорости, на полном ходу врезался в стоящую машину. В результате был причинён как имущественный ущерб, так и вред здоровью пассажира. Очевидно, что:

  • Обе стороны обоюдно виновны в ДТП (если бы первый водитель выставил знак на положенном расстоянии, второй, возможно, заметил бы стоявший автомобиль и не допустил бы столкновения).
  • Но вина первого намного меньше: если бы второй двигался с допустимой скоростью, он успел бы заметить и среагировать даже без установленного знака.

В описанном случае суд счёл, что степень вины первого и второго водителя соотносятся как 10% к 90%. Кассационная инстанция оставила такое решение в силе.

○ Кто оплачивает ущерб при обоюдной вине.

Многие считают, что если вина в совершённом ДТП лежит на обоих водителях, то каждый из них является одновременно и виновником, и потерпевшим – а потому ущерб никто никому не платит: обоюдная вина поглощается. На самом деле это и близко не так. Вот что говорит на этот счёт п. 22 ст. 12 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (обычно называемого просто «Закон об ОСАГО»):

  • «Если все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причиненный вред, страховщики осуществляют страховое возмещение в счет возмещения вреда, причиненного в результате такого дорожно-транспортного происшествия, с учетом установленной судом степени вины лиц, гражданская ответственность которых ими застрахована.
  • Страховщики осуществляют страховое возмещение в счет возмещения вреда, причиненного потерпевшему несколькими лицами, соразмерно установленной судом степени вины лиц, гражданская ответственность которых ими застрахована. При этом потерпевший вправе предъявить требование о страховом возмещении причиненного ему вреда любому из страховщиков, застраховавших гражданскую ответственность лиц, причинивших вред.
  • Страховщик, возместивший вред, совместно причиненный несколькими лицами, имеет право регресса, предусмотренное гражданским законодательством.
  • В случае, если степень вины участников дорожно-транспортного происшествия судом не установлена, застраховавшие их гражданскую ответственность страховщики несут установленную настоящим Федеральным законом обязанность по возмещению вреда, причиненного в результате такого дорожно-транспортного происшествия, в равных долях».

Схожую норму содержит и п. 2 ст. 1083 ГК РФ. Согласно её требованиям, возмещение уменьшается в том случае, если вред отчасти возник по причине грубой неосторожности самого потерпевшего. А при обоюдной вине, как уже можно было заметить, оба участника являются одновременно и потерпевшими, и виновниками причинённого вреда.

Таким образом, можно увидеть следующее:

  • Степень вины каждого из участников учитывается при расчете выплат.
  • Возмещение выплачивается только после решения суда.
  • Если судебного решения нет или если суд не смог определить степень вины, возмещение делится в соотношении 1:1 (или 1:1:1, если участвовало трое и т. д.).

А теперь посмотрим, как это выглядит практически.

○ Страховые выплаты по ОСАГО и КАСКО при обоюдной вине.

Из приведённой выше нормы Закона об ОСАГО следует, что выплата возмещения будет пропорциональна степени вины каждого из участников. И варианты тут могут быть следующие:

✔ Выплата 50 на 50.

Это самый распространённый вариант. Он используется как в случаях, когда до суда дело не дошло, так и тогда, когда суд приравнял друг другу степень вины обоих участников. В этом случае каждый из виновных получит лишь половину от той суммы, в которую вылился причинённый ему ущерб.

Пояснить это можно следующим примером. Допустим, в ДТП пострадали два автомобиля. Эксперт-оценщик сделал заключение, что ремонт одной машины обойдётся в 50 тысяч рублей, а другой – в 40 тысяч. Суд признал, что обоюдная вина обоих водителей равна. В этой ситуации страховые компании, с которыми были заключены договора по ОСАГО, заплатят:

  1. Первому водителю – 25 тысяч рублей.
  2. Второму – 20 тысяч.

Недостающие суммы на ремонт автовладельцам придётся изыскивать самостоятельно. Взыскать их со второй стороны не получится.

Но, предположим, разбит настолько дорогой автомобиль, что даже половина стоимости превышает размер выплат по ОСАГО. Как быть в этом случае? Здесь как раз можно обратиться в суд и взыскать недостающий размер со второго участника. Однако взыскивать можно будет лишь половину от общей стоимости ущерба – вина обоюдна и действует п. 2 ст. 1083 ГК РФ.

✔ Расчет по степени виновности.

В том же случае, если суд состоялся и определил, что вина не равно, возмещение также будет выплачено не полностью. Однако в этой ситуации страховые компании уже не просто «резать пополам» выплаты, а уменьшать их пропорционально степени вины каждого участника.

Снова возьмём двух водителей из приведённого выше примера, но допустим, что первый виноват на 10%, а второй – на 90%. В этом случае выплаты будут следующими:

  1. Первому – 45 тысяч рублей.
  2. Второму – всего 4 тысячи.

○ Выплаты по КАСКО.

Отдельно нужно сказать, как платится КАСКО в том случае, если вина обоюдна. Здесь надо учитывать условия, на которых заключался страховой договор.

В том случае, если ДТП подпадает под условия страхового случая и нет оснований для отказа (например, состояния опьянения и т. д.), КАСКО будет выплачено полностью: при таком виде договора страховщик не интересуется степенью вины, он возмещает ущерб. Единственным последствием будет то, что следующее страхование станет дороже – не будет скидки за безаварийную езду.

Но если вина водителя такова, что делает случай не страховым – он теряет право на возмещение по КАСКО. Однако это условие должно быть чётко прописано в договоре – и при необходимости его можно оспорить через суд.

○ Как нужно оформлять аварию при обоюдной вине.

В том случае, если вина в ДТП обоюдна, водителям нужно предпринять следующие действия:

  • Остановить машины и не трогать их с места до прибытия на место аварийных комиссаров от страховщика или сотрудников ГИБДД.
  • Самостоятельно зафиксировать как можно больше доказательств вины другой стороны. Для этого нужно сделать фотографии, найти свидетелей и записать их контактные данные, сохранить запись видеорегистратора, если он имеется и был включен, и т.д.
  • Вызвать ГИБДД и уведомить страховую компанию.
  • После прибытия на место инспектора нужно проследить, что он отражает в протоколе. Категорически не следует сразу же брать вину на себя: в итоге по результатам разбора на комиссии может получиться, что вся вина будет возложена на вас, а вторая сторона будет признана только пострадавшей. Необходимо при оформлении протокола как можно чётче проговаривать свою позицию, давать объяснения и добиваться их включения в протокол, обращать внимание инспектора на те обстоятельства, которые подтверждают вину другой стороны. При известном везении и незначительности вашего нарушения можно добиться того, что вас виновным в ДТП вообще не признают.
  • На административном разборе нужно придерживаться той же линии и подтверждать лишь то, что виноват второй водитель.
  • Если вы уверены, что вина второй стороны больше, чем ваша – нужно непременно обращаться в суд и добиваться там определения степени вины. Иначе, как было уже сказано, страховые компании выплатят обеим сторонам лишь половину суммы.

В том случае, если повреждения незначительны, люди не пострадали и спора о вине нет, можно воспользоваться «Европротоколом» и заполнить документы для страховой, вызвав лишь аварийного комиссара. Многие считают, что при таком способе оформления нельзя получить возмещение. Однако на самом деле ничего такого в законе не сказано. Единственное, что нужно иметь в виду при оформлении по «Европротоколу» — это размер возмещения. По состоянию на 2017 год он составляет лишь 50 тысяч рублей. Следовательно, при обоюдной вине получить удастся не более 25 тысяч.

Это интересно:  Что такое дефолт простым языком

○ Действия сотрудников ГИБДД.

В тех случаях, когда ДТП оформляет инспектор ГИБДД, необходимо проследить за следующими моментами:

  • Должна быть составлена справка о ДТП. Она выдаётся на руки каждому участнику.
  • Должен быть составлен протокол.
  • Должно быть подготовлено постановление о правонарушении, предусмотренном КоАП РФ. Поскольку при обоюдной вине всегда нарушаются Правила, то это означает, что имелось и административное правонарушение.

В свою очередь в протокол заносятся данные:

  • О расположении машин после ДТП, включая схему расположения.
  • О результатах замеров от контрольных точек на местности до машин.
  • О видимых повреждениях на автомобилях.
  • О объяснениях участников аварии.

○ Доказывание обоюдной вины.

В каждом судебном процессе доказывание – это индивидуальный процесс, зависящий от конкретных обстоятельств дела. Однако в случае, если речь идёт о ДТП с обоюдной виной, есть несколько рекомендаций, которые пригодятся в любом случае.

Прежде всего, необходимо доказать, что нарушение Правил было совершено обеими участниками. Здесь в качестве доказательств следует использовать протоколы и справки ГИБДД, постановления, вынесенные по результатам дела. Также могут применяться и показания свидетелей, самостоятельно сделанные видеозаписи и фотографии, показывающие положение машин после ДТП, тормозные следы, степень повреждения и т. д.

Кроме того, нужно помнить, что суд принимает во внимание не только действия сторон, но и иные обстоятельства дела. В частности, участник процесса может, обосновывая свою позицию, сослаться на погоду в момент аварии и, как следствие, состояние дорожного полотна. Здесь как доказательство может быть использована справка из местного центра гидрометеорологии.

Наконец, следует помнить, что важны и профессиональные знания – поэтому не следует пренебрегать возможностью получить экспертное заключение: автотехническое, оценочное и т. д. Кроме самого заключения следует вызывать в суд и экспертов – особенно если у второй стороны есть возражения или дополнительные вопросы.

При этом надо учитывать, что никакие доказательства для суда заранее определённой силы не имеют – и суд исследует их все вместе, определяя степень вины по совокупности обстоятельств. В частности, даже документы из ГИБДД могут быть не приняты во внимание, если другие доказательства не подтверждают изложенные в них обстоятельства.

○ Примеры судебной практики.

Как выглядят результаты рассмотрения дела в суде, лучше посмотреть на конкретных примерах. В частности, в начале 2017 года Ленинским районным судом в Санкт-Петербурге было рассмотрено дело о возмещении ущерба в ДТП с обоюдной виной: один из участников нарушил скоростной режим, а второй – правила пересечения перекрёстков. Истец, не согласившись с распределением вины 50:50, подал в суд иск. В нём он пытался доказать, что его вина меньше, и возмещение должно распределяться по пропорции 25:75. Однако в суде ответчик привлёк эксперта и смог доказать, что истец имел возможность предотвратить аварию. В результате распределение было оставлено прежним. Рассмотрение дела в апелляционной инстанции оставило решение в силе.

Вторым примером является случай, рассмотренный в г. Орёл в 2015 году. Обстоятельства дела таковы: в ДТП виновным был признан только один водитель, нарушивший правила поворота на перекрёстке. Тот факт, что водитель, считавшийся потерпевшим, превысил скорость, ГИБДД во внимание не принял. Виновник не оспаривал решение, поскольку его автомобиль был застрахован по КАСКО, и свою компенсацию он уже получил. Однако через полгода владелец второй машины, не удовлетворённый размером выплат по ОСАГО, подал в суд иск. В суде владелец первой машины смог доказать, что ДТП произошло по вине обоих водителей (несмотря на справку, протокол и постановление ГИБДД) – и в результате взысканная с него сумма была судом уменьшена в два раза.

○ Советы юриста:

✔ Можно ли оформить европротокол?

На практике часто возникает вопрос о том, допустимо ли оформление ДТП по Европротоколу, если обе стороны виновны в ДТП. Здесь нужно учитывать следующее:

  1. П. 22 ст. 12 Закона об ОСАГО требуют, чтобы при обоюдной вине выплаты были равными, если суд не установил конкретную меру виновности каждого участника.
  2. П.21 постановления Пленума ВС РФ от 29.01.2015 №2, подтверждает эту позицию и прямо указывает, что право на выплаты сохраняется даже в случаях, когда нет документов от полиции.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: оформление Европротокола допустимо и при обоюдной вине. Однако надо помнить: согласно нормам о самом Европротоколе, он используется лишь в случаях, когда оба участника ДТП не имеют споров о том, кто из них виновен. Если кто-то из них оспаривает сам факт своей вины или её степень – следует действовать уже в обычном, а не упрощённом порядке.

✔ Ответственность за оставление места ДТП обоими водителями при обоюдной вине.

Оставить место ДТП оба водителя могут только в двух случаях:

  1. Когда они составили Европротокол и разъехались, не вызывая ГИБДД.
  2. Когда они вместе составили и подписали схему ДТП и приехали с ней на ближайший пост ДПС для оформления (п. 2.6 ПДД).

В всех остальных случаях потребуется как минимум наличие серьёзных и уважительных причин для того, чтобы куда-то уехать. И водитель, оставивший место ДТП, может быть привлечён к административной ответственности вне зависимости от степени вины.

Обоюдная вина в ДТП. Выплаты по осаго. Рассказывает Орлов Алексей Евгеньевич, специалист в области страхового права.

Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ

Обоюдная вина при ДТП — кому выплатят страховку?

Не всегда в ДТП виноват один из водителей. Бывают ситуации, когда аварии происходят в результате обоюдного нарушения ПДД. Помимо морального удовлетворения, что не я один виноват, владельцы авто получают ещё возможность частичной компенсации вреда за счёт страховой компании.

Обоюдная вина в ДТП

Обоюдка присутствует, когда нарушения ПДД допущены всеми участниками происшествия и эти нарушения явились причиной аварии. Не каждое нарушение правил определяет виновность в ДТП. Например, пьяный водитель может соблюдать все требования и стать участником столкновения по вине другого водителя, проехавшего на красный свет. Или водитель выехал на перекрёсток и резко остановился, а двигавшийся за ним водитель, нарушив правила светофора, допустил столкновение со впереди стоящим транспортом.

ГИБДД не устанавливает виновность в ДТП, а лишь выявляет и фиксирует допущенные нарушения. В большинстве случаев документы ГИБДД являются определяющими при установлении виновности и служат основными доказательствами вины. Разбираться в каждой ситуации придётся индивидуально и, скорее всего, в суде.

Оформление нарушений при обоюдном ДТП

Нарушение ПДД несколькими участниками почти всегда вызывает споры об обстоятельствах происшествия и виновности. До 01.10.2019 года действует прежний порядок, согласно которому при разногласиях в оценке события вызов ГИБДД обязателен.

Как будут разрешаться спорные вопросы после октября 2019 г., пока не совсем понятно.

При выявлении нарушений со стороны всех или нескольких участников инспектор осуществляет производство в отношении каждого в общем порядке:

  • схема ДТП, протокол, разбирательство, постановление — если характер нарушения предполагает производство и админ. ответственность;
  • схема ДТП, определение — если админ. ответственности за нарушение нет.

Установление вины и выплата по ОСАГО

Для получения страховки ОСАГО со всеми документами обращаются в страховую компанию (СК) виновника. Если участники ДТП не имеют между собой разногласий, приняли обоюдное решение и признают вину каждого в равной степени, выплаты осуществляются в равных долях.

Сложнее, когда не достигнуто обоюдное согласие, т.е. кто-то из водителей оспаривает виновность полностью или считает себя виновным в меньшей степени. Полномочиями по установлению вины в причинении ущерба (соответственно и виновного в ДТП) наделён только суд.

Сложность заключается в том, что специальной судебной процедуры по определению вины нет — нельзя обратиться с иском о признании гр-на А. виновным в аварии. Вина устанавливается в рамках искового производства о возмещении ущерба (выплате страховки), а это означает, что сначала право на получение страховки должно быть нарушено. Нарушение права выражается в отказе в выплате (или невыплате в установленный срок). С другой стороны, без решения суда страховщик обязан возместить ущерб в равных долях и готов это сделать, что исключает нарушение прав потерпевшего.

Практически имеется 2 варианта разрешения ситуации.

Вариант 1:

  1. Подача документов в СК.
  2. Получение причитающейся доли страховки.
  3. Претензия в СК на неполученную часть.
  4. Отказ СК в доплате.
  5. Суд.

Вариант 2:

  1. Подача документов в СК и одновременно предъявление претензии на полную выплату.
  2. Отказ СК с разъяснениями о невозможности полной выплаты.
  3. Суд.

Суд и получение страховки

При несогласии с виной или равной степенью вины в происшествии, готовиться к суду следует с момента аварии. Для этого после ДТП следует:

  1. Сделать как можно больше фотографий с места происшествия: зафиксировать расположение машин в различных ракурсах и с привязкой к месту, повреждения, осыпи осколков и грязи, тормозные следы и пр., провести обзорную видеосъемку.
  2. Установить возможных свидетелей (пешеходы, проезжающие мимо водители), проверить, не просматривается ли место аварии уличными камерами.
  3. Заявить сотруднику ГИБДД о несогласии с виной, указать на это в протоколе.

Все доказательства в пользу своей позиции представляются в суд. В решении будет отражена степень вины каждого в процентах. Обычно устанавливается равная вина по 50%, но нередко определяют неравнозначную вину: 30% на 70%, 20% на 80% и т. д. Страховку выплачивают пропорционально степени вины.

Судебная практика — пример (фабула дела): На перекрёстке водитель З. поворачивал направо и допустил нарушение правил проезда перекрёстка (п. 8.6 ПДД) — при выезде с пересечения дорог ТС неминуемо оказалось бы на встречной полосе. Водитель А., совершавший поворот налево, занимал свою часть дороги, но столкновения не удалось избежать. Водитель А. был нетрезв. З. был привлечён к ответственности за неправильный проезд перекрёстка, А. — за управление в нетрезвом состоянии.

Обоим водителям страховщики отказали в выплате: З. потому что причиной аварии стал неправильный проезд перекрёстка, А. — в связи с недоказанностью вины З. (З. отменил постановление ГИБДД). Оба водителя пошли в суд. Мировой отказал обоим водителям, апелляция установила обоюдную вину участников в 50% и взыскала со страховщиков по половине ущерба каждому.

Оспаривание виновности в суде или сведение к обоюдке требует специальных знаний и опыта. При твердом намерении доказать свою правоту лучше воспользоваться услугами юриста.

Полезное видео

Здесь рассказывается о порядке выплаты по ОСАГО при обоюдной вине водителей в ДТП:

Статья написана по материалам сайтов: kulikavto.ru, insur-portal.ru, topurist.ru, avto-ur.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector