Мошенничество управляющей компании — ЖКХ, судебная практика

Передача государством контроля над содержанием жилых домов и их придомовых территорий на откуп разнообразных управляющих компаний и товариществ собственников жилой площади, не могла оставить безучастными любителей легкой наживы путем обмана добровольных плательщиков. Ведь укоренившееся за десятилетие убеждение в том, что платить за квартиру нужно без задержек, а то может произойти её отчуждение, устраняет необходимость прикладывать усилия для завладения чужими средствами, которое можно выполнить просто, напечатав нужную сумму в платежной квитанции и бросив её в почтовый ящик.

Особенности преступления

Спецификой подобных противозаконных манипуляций является их видимая законность, добровольность выполнения платежей и, как следствие, сложность установления признаков преступления. Дело в том, что деньги могут похищаться опосредованно с использованием субподрядных фирм-однодневок, которые расформировываются по мере необходимости вместе с перечисленными средствами и невыполненными обязательствами.

Большое количество плательщиков даже при небольших приписках может приносить значимый неправедный доход директору управляющей компании или председателю ТСЖ, так как преступный умысел получается уловить только, когда жадность преобладает над осторожностью и хищения средств производятся сразу крупной суммой.

Способы мошенничества в сфере коммунальных услуг

Условно типология понятия мошенничества в сфере ЖКХ может быть выполнена по нескольким признакам:

  1. По субъекту мошеннических действий, которые могут осуществляться:
    • мошенничество руководством или персоналом управляющей компании ЖКХ;
    • председателем и советом товарищества из числа жителей многоквартирного дома;
    • сторонними лицами, не имеющими отношения к содержанию и обслуживания жилья;
    • ответственными квартиросъемщиками и владельцами жилых помещений.
  2. По механизму обмана и введения в заблуждение, мошенничество в ЖКХ подразделяется на следующие виды:
    • приписки фактических затрат и/или содержания выполненных работ;
    • неисполнение, запланированных годовым планом, работ или их выполнение не в полном объеме, позволяющие достичь экономии;
    • манипуляции с приборами учета, в том числе присвоение разницы между учтенным и нормативным объемами поставленных энергоресурсов;
    • распространение фальшивых платежных документов с реквизитами злоумышленника;
    • использование поступивших платежей в собственных интересах, путем задержки оплаты услуг энергоснабжающей организации и открытия краткосрочного депозита;
    • банкротство или реорганизация после перераспределения денег по счетам подставных, одновременно прекращающих свое существование, фирм.

Управляющие компании

Наиболее распространенными способами присвоения денег собственников жилья, перечисляемых в качестве официальных платежей являются рассмотренные далее мошеннические схемы.

Следующее видео расскажет о том, что ждет управляющие компании за мошенничество в сфере жилищно-коммунальных услуг:

Приписки и завышение стоимости

Завышение фактической стоимости выполненных работ и оказанных услуг является наиболее распространенным способом обмана контрагента не только в сфере ЖКХ, но и в любой другой отрасли. Подобное завышение нормальной величины расценок является, практически невозможным для доказательства, мошенничеством, так как всегда может быть обосновано более высокой нормой прибыли или накладными расходами.

Более прибыльным для нечистоплотных управляющих общедомовым имуществом является распределение средств, выделенных из федерального бюджета и некоммерческого фонда для проведения капитального ремонта. Материалы при этом используются самые дешевые и зачастую некачественные, а исполнителями работ являются нелегальные мигранты, к тому же часть сметных объемов не исполняется вовсе, по причине их скрытого характера и невозможности проверки.

Неисполнение работ и «липовые» акты

Значимой строкой расхода любого семейного бюджета является текущее содержание жилья, направленное на поддержание исправного состояния оборудования, коммуникаций и строительных конструкций, в том числе уборку снег и вывоз мусора, а также являющееся базой для исчисления агентского сбора управляющей компании, который обычно составляет 10%. Платеж по данной строке определяется годовым планом работ, распределенным по месяцам и составляет, в зависимости от региона, от 1200 рублей в месяц и выше.

Простейший расчет показывает, что экономия в 100 рублей с квартиры в стандартной «хрущевке» с 90 квартирами, позволяет получить неучтенный доход в 9000 рублей, который увеличивается пропорционально количеству обслуживаемых объектов жилого фонда. И может превышать 100 тыс. рублей ежемесячно или 1 млн. рублей в год, что уже классифицируется как тяжкое преступление.

Доказать подобное мошенничество также достаточно трудно, потому что все работы подкрепляются завизированными актами выполненных работ и несмотря на то, что подписи принадлежат опустившимся лицам из числа жильцов, этого достаточно чтобы соблюсти видимую законность.

Разница между счетчиком и нормативом

Нежелание управляющих компаний устанавливать домовые узлы учета тепловой энергии обоснованы не столько высокой стоимостью необходимого комплекта оборудования, которая превышает 100 тыс. рублей, сколько открывающимися для мошенничества возможностями. Так как многие собственники квартир делают ремонт, устанавливая пластиковые окна и монтируя алюминиевые радиаторы отопления, снижая тем самым потребление тепла, которое не учитывается в платежных документах, ведь норматив рассчитывается исходя из возраста и типа жилой постройки. В то же время показания магистральных счетчиков, по которым управляющая компания платит теплоснабжающей организации, снижаются, в результате чего образуется неучтенная разница, присваиваемая нечистоплотными управленцами.

Аналогичного эффекта можно достичь и в отношении поставки других энергоносителей, в качестве которых может выступать холодная и горячая вода или природный газ, при этом обязательным условием для извлечения мошенниками прибыли является отсутствие внутриквартирных приборов учета соответствующего ресурса.

Деньги в оборот

Отсутствие строгой отчетности перед плательщиками предоставляет возможность руководству управляющей компании инвестировать, полученные от жильцов платежи на небольшой период в 2 – 3 месяца, получив при этом 2 – 3 % от суммы, которая для той же «хрущевки» с 90 квартирами в отопительный сезон составит около 300 тыс. рублей, позволив достичь ежеквартального обогащения в 9000 рублей.

Известный адвокат расскажет о том, каких мошеннических действий стоит опасаться от работников ЖКХ и о том, как себя обезопасить от них:

Как мошенники подделывают квитанции ЖКХ?

Относительная доступность почтовых ящиков в подъездах жилых домов делает возможным изъятие или фотографирование платежных документов, расчетный счет в которых, также, как и штрих-код предназначенный для считывания реквизитов получателя платежа, может быть заменен на данные злоумышленников.

Помимо подделывания настоящих квитанций, существует практика изготовления схожих по форме и содержанию платежных документов, содержащих название лже-управляющей компании, её расчетный счет и наименование услуги, которая ассоциируется у потребителя с ЖКХ. Несмотря на кажущуюся очевидность того, что оплачивать квитанции, отличающиеся от обычного перечня, не следует, всегда находятся законопослушные граждане, которые оплачивают все поступающие для оплаты счета. Имеются прецеденты подобных преступлений, принесших мошенникам не одну сотню тысяч дохода.

Другие преступные схемы

Помимо перечисленных вариантов мошеннических алгоритмов, возможны нечестные действия со стороны потребителей, заключающиеся в искажении показаний, установленных в квартире приборов учета при помощи:

  • создания дополнительного сопротивления механического или электрического характера, замедляющего вращение механизмов или искажающего электронный сигнал;
  • скручивания показаний различными способами, с разборкой прибора учета и без вскрытия.

Наказание и ответственность

Судебная практика классифицирует мошенничество в области ЖКХ, как предпринимательскую деятельность с признаками умышленного неисполнения договора сторон, а значит подпадающую под действие статьи 159.4 УК РФ.

  • Если факт обмана квартиросъемщиков и собственников жилых помещений установлен до 12 июня текущего года, то преступникам повезло так как они подлежат рассмотрению в контексте существующей редакции ст. 159.4, которая, в худшем случае, предусматривает заключение под стражу на срок до пяти лет с последующим двухлетним надзором со стороны полиции. Ущерб при этом должен превысить 6 млн. рублей, а срок давности составляет 6 лет.
  • Более позднее преступление будет рассмотрено под призмой ст. 159, которая позволяет суду назначить десятилетнее пребывание в местах лишения свободы за ущерб, превысивший 1 млн. рублей и срок давности определится 10 годами.

Более подробно о способах защитить себя от мошенничества в сфере ЖКХ расскажет следующий видеосюжет:

Мошенничество управляющей компании

Добрый вечер. Вчера пришло очень странное письмо от управляющей компании. Они сообщают, что была «комиссионная проверка». (И сразу вопрос: на каком основании? Есть у этой проверки юридическая сила? Кто дал им право МЕНЯ проверять?) В ходе этой проверки они выяснили, что в моей квартире проживает несколько человек и скорее всего я ее сдаю!! (Там живу Я одна! Я там прописана!) К письму положен «акт» в котором три сотрудника УК приводят показания старика-соседа: «в квартире проживают два человека». В поле «подпись»: «соседи от подписи отказались». УК предупреждает, что в случае выявления «моей незаконной деятельности» они оставляют за собой право сообщить в налоговую и в миграционную службу» — ЭТО ШАНТАЖ. И в финале письма суть: «просим сообщать изменения количества жильцов, ИЛИ ПОСТАВИТЬ СЧЕТЧИКИ ВОДЫ. » Это законно? Я перезвонила и они сказали, по телефону — «мы придем со второй проверкой с милицией!» Кто они такие? Мне кажется это нарушение моих прав! Акт, приложенный к письму, без печати даже! Откуда знать, что это не подделка? Ведь нет подписи соседа! Все это похоже на шантаж. По телефону сказали, что нужно поставить счетчики, получается это угроза или может даже вымогательство. Я теперь хочу САМА обратьтиться с заявлением на них! Вопрос кому его отдать и как сформулировать? И какие меры пресечения существуют применительно к такому случаю?

Ответы юристов (17)

Никакой юридической силы данный акт не имеет. Ниже я выделил жирным шрифтом нормы, которые нарушены при составлении данного акта.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354:

56(1). В случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и исполнитель располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, исполнитель вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении. Указанный акт подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта — исполнителем и не менее чем 2 потребителями и членом совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом и органом управления такого товарищества или кооператива заключен договор управления с управляющей организацией.

Это интересно:  Свидетельство о регистрации новорожденного по месту жительства

В этом акте указываются дата и время его составления, фамилия, имя и отчество собственника жилого помещения (постоянно проживающего потребителя), адрес, место его жительства, сведения о количестве временно проживающих потребителей, а также при наличии возможности определения даты начала их проживания и при условии подписания акта собственником жилого помещения (постоянно проживающим потребителем) указывается дата начала их проживания. В случае если собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отказывается подписывать акт или собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отсутствует в жилом помещении во время составления акта, в этом акте делается соответствующая отметка. Исполнитель обязан передать 1 экземпляр акта собственнику жилого помещения (постоянно проживающему потребителю), а при отказе в получении такого акта делается отметка.

Указанный акт в течение 3 дней со дня его составления направляется исполнителем в органы внутренних дел и (или) органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

С Уважением, Олег Рябинин.

Есть вопрос к юристу?

бояться тут особо нечего

1 — сколько проживают лиц- не дело соседей- это вообще никакой юридической силы не имеет — сегодня 1, а завтра к вам гости приехали например или родственники- так что не играет роли

2 — важный момент- счетчики- по закону они должны быть у вас действительно — однако если их нет- за это сейчас нет штрафа или иного наказания- просто у вас тарифы по воду будут максимально возможные — с коэффициентами — но если вы согласны их платить- нет проблем

счетчики должны быть установлена по этому фз

Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ
(ред. от 03.07.2016)
«Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

считают оплату за воду по

(Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354:)

3 — налоговая — ничего они тут не сделают- даже если бы вы сдавали квартиру- (допустим) — им надо подтвердить факт получения дохода с этого- если нет договора, банковских переводов или расписок- почти недоказуемый момент

а жить с вами может кто угодно- это не значит что вы получаете доход с этого

4 — полиция- они конечно могут придти с участковым- но

А — вы вправе его не пускать

Б — если вы проживаете одна и ничего не нарушали в плане спокойствия, мусора и т.д.- вам бояться в принципе нечего

Более того -акт должен быть подписан вами, либо отметка о том что вы от подписи отказались — этого сделано не было- акт составленный со слов соседа — не имеет силы, максимум- могут хранить для сведения.

Уточнение клиента

А я не боюсь! Я хочу на них пожаловаться, или написать заявление

12 Апреля 2017, 21:04

Мария, а это точно Ваша управляющая компания?

Просто сейчас достаточно много развелось «предпринимателей», которые подобным образом предлагают услуги по установке индивидуальных счетчиков.

Уточнение клиента

12 Апреля 2017, 21:10

Мария, добрый вечер! Согласно п. 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354

е(1)) устанавливать количество граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом потребителем жилом помещении, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа, и составлять акт об установлении количества таких граждан;

т.е. право устанавливать количество проживающих у них есть, обратится в полицию они тоже вправе, расценивать как шантаж это навряд ли получится, а вот с самим «актом» и порядком его составления можно поспорить

можете подать жалобу в государственную жилищную инспекцию

если откажутся рассматривать или просто не ответят- то в прокуратуру жалобу уже и на ук, и на жил. инспекцию

Просто сейчас достаточно много развелось «предпринимателей», которые подобным образом предлагаю услуги по установке индивидуальных счетчиков.
Рябинин Олег

поддерживаю — очень частая схема

(И сразу вопрос: на каком основании? Есть у этой проверки юридическая сила? Кто дал им право МЕНЯ проверять?
Мария

В принципе ничего незаконного нет, какого либо нарушения не допущено, персональные данные не собирались и не обрабатывались. Сведений о личной жизни так же не собирались

В ходе этой проверки они выяснили, что в моей квартире проживает несколько человек и скорее всего я ее сдаю.
Мария

В акте они пишут что по объяснениям соседей проживает два человека. Но этот акт никакой силы не имеет, поскоьку никаким нормативным актом он не предусмотрен

УК предупреждает, что в случае выявления «моей незаконной деятельности» они оставляют за собой право сообщить в налоговую и в миграционную службу
Мария

Это тоже не противоречит закону. Они имеют прово на обращение в госорганы, если у них будут сведения о том, что кто то проживает там незаконно. Но это всего лишь запугивание, не более

Мария, учитывая, что данный акт не имеет никакой юридической силы, просто не обращайте на него внимания.

А если вдруг Вам начислят за двоих человек, то Вы вправе не только потребовать перерасчет, но и вправе требовать штраф в размере 50% от излишне начисленной суммы в соответствии со следующими нормами Правил №354:

155(1). В случае нарушения исполнителем, в том числе лицом, привлеченным исполнителем для осуществления функций по расчету платы за коммунальные услуги, порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшего необоснованное увеличение размера платы, по обращению заявителя исполнитель обязан уплатить потребителю штраф в размере 50 процентов величины превышения начисленной платы над размером платы, которую надлежало начислить в соответствии с настоящими Правилами, за исключением случаев, когда такое нарушение произошло по вине потребителя или устранено до обращения и (или) до оплаты потребителем.
При поступлении обращения потребителя с письменным заявлением о выплате штрафа исполнитель не позднее 30 дней со дня поступления обращения обязан провести проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги и принять одно из следующих решений:
а) о выявлении нарушения (полностью или частично) и выплате потребителю штрафа (полностью или частично);
б) об отсутствии нарушения и отказе в выплате штрафа.
155(2). В случае установления нарушения порядка расчета платы за коммунальные услуги исполнитель обеспечивает выплату штрафа не позднее 2 месяцев со дня получения обращения заявителя путем снижения размера платы за соответствующую коммунальную услугу, а при наличии у потребителя подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности — путем снижения размера задолженности по оплате коммунальных услуг до уплаты штрафа в полном объеме.
Указанный штраф отражается в платежном документе отдельной строкой.

Так что начислять лишнее УК будет, как говорится, себе дороже.

Уточнение клиента

Сегодня пришла квитанция и они посчитали воду на 2-х человек.

13 Апреля 2017, 12:59

А о чем Вы хотите написать? Ну прислали они Вам какое то глупое письмо, и что? Пока тут каких либо нарушений нет. по сути

Хотелось бы обратить внимание на тот самый акт Департамента ЖКУиБ на который ссылается УК. Полностью с ним можно ознакомиться вот по этому адресу:

В нем среди прочего указано:

3.3. Порядок действий Управляющих организаций при отсутствии заявления от Потребителя об увеличении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом Потребителем жилом помещении:
3.3.1. Управляющая организация осуществляет проверки поступающей информации.
В случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим
(квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии
и газа и Управляющая организация располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, Управляющая организация вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении.
Указанный акт подписывается Управляющей организацией и Потребителем, а в случае отказа Потребителя от подписания акта — Управляющей организацией и не менее чем 2 Потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом, и органом управления такого товарищества или кооператива заключен договор управления с управляющей организацией.
3.3.2. В акте об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом
помещении, указываются дата и время его составления, фамилия, имя и отчество
собственника жилого помещения (постоянно проживающего Потребителя), адрес,
место его жительства, сведения о количестве временно проживающих потребителей.
В случае если собственник жилого помещения (постоянно проживающий Потребитель) отказывается подписывать акт или собственник жилого помещения (постоянно проживающий Потребитель) отсутствует в жилом помещении во время составления акта, в этом акте делается соответствующая отметка. Управляющая организация обязана передать 1 экземпляр акта собственнику жилого помещения (постоянно проживающему Потребителю).
Указанный акт в течение 3 дней со дня его составления направляется Управляющей
организацией в органы внутренних дел и (или) органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

Если порядок, установленный в данном Распоряжении не соблюден, то Вы имеете полное право обжаловать действия УК, направив соответствующее заявление как в жилинспекцию, так и в прокуратуру.

и в добавок подать жалобу в жил. инспекцию — просто за такие незаконные начисления

Это интересно:  Как исчисляется декретный отпуск

ваша это ук или нет- можете проверить по своему адресу — сейчас на сайтах пишут какие адреса какая ук обслуживает, в крайнем случае- можете в гбу жилищник района обратиться — такие сведения у них должны быть, как и в управе района

ваш адрес на их сайте есть, то есть возможно это даже ваша ук, но в остальном это ничего не меняет

В п. 56 новых Правил предоставления коммунальных услуг (далее — Новые правила) сказано, что плата за коммунальные услуги в помещении, не оборудованном ИПУ, должна определяться исходя из числа постоянно и временно проживающих в жилом помещении потребителей. В целях расчета платы потребитель считается временно проживающим в нем, если он фактически проживает в жилом помещении более пяти дней подряд. Согласно п. 57 новых Правил плата за коммунальную услугу, предоставленную временно проживающим в помещении потребителям, рассчитывается исполнителем пропорционально количеству прожитых такими потребителями в помещении дней и уплачивается постоянно проживающими в нем потребителями.Согласно пп. «з» п. 34 новых Правил потребитель обязан информировать исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, не позднее пяти рабочих дней со дня произошедших изменений, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета.С 1 июня 2013 г. в пп. «е(1)» п. 32 новых Правил за исполнителем закреплено право устанавливать количество граждан, проживающих (в том числе временно) в жилом помещении, если оно не оборудовано ИПУ, и оформлять акт об установлении количества таких граждан. Порядок составления указанного акта регламентирован п. 56(1) того же документа. Так, исполнитель, располагающий сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, вправе составить акт об установлении количества временно проживающих в нем граждан. Акт подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта — исполнителем и как минимум двумя потребителями и председателем совета МКД (если в доме не созданы ТСЖ или ЖК), председателем ТСЖ, ЖК (если управление МКД осуществляется ТСЖ, ЖК либо если органом управления ТСЖ, ЖК заключен договор управления с УК). В акте указываются дата и время его составления, Ф.И.О. собственника помещения (постоянно проживающего в нем потребителя), адрес, место его жительства, сведения о количестве временно проживающих в помещении потребителей. Если собственник (постоянно проживающий в помещении потребитель) отказывается подписывать акт или отсутствует во время его составления, в акте делается соответствующая отметка. Исполнитель коммунальных услуг обязан передать один экземпляр акта собственнику помещения (постоянно проживающему в нем потребителю). В течение трех дней со дня составления акт направляется исполнителем в ОВД и (или) органы ФМС.В соответствии с редакцией п. 58 новых Правил, действующей с 1 июня 2013 г., количество временно проживающих в жилом помещении потребителей определяется не только на основании заявления собственника (постоянно проживающего в нем потребителя) о пользовании жилым помещением временно проживающими в нем потребителями, но и на основании протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.15 КоАП РФ. Впрочем, и до этой даты исполнители в произвольном порядке составляли аналогичные акты с целью начислить плату за коммунальные услуги исходя из числа фактических потребителей.

Судебная практика

Обращайтесь в прокуратуру или в суд.

По телефону сказали, что нужно поставить счетчики, получается это угроза или может даже вымогательство
Мария

счетчики по закону конечно ставить нужно, при возможности их установки и их отсутствии теми же Правилами предусмотрено применение повышающих коэффициентов к размеру платы при условии что проводилась проверка УК в мкд и был составлен акт наличии или отсутствии технической возможности установки в доме приборов учета. В общем то видно что эта «проверка» больше способ заставить установить ПУ именно, например ничего не говорится о том что начислять будут теперь по количеству проживающих так как сами понимают сомнительность такого акта и «свидетельских показаний» соседа

А это вообще Ваша УК? Звонили Вы по телефонам УК (с сайта вашей УК) или по телефонам указанным в письме? что касается распоряжения на которое ссылаются в письме то это именно рекомендации, т.е. документ носящийНЕ обязательный характер

Мария, перечень/адреса/контакты территориальных отделов Главного управления Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» Вы можете найти по ссылке:

Тогда рекомендую письменно потребовать перерасчет, а также выплаты штрафа 50% в соответствии с вышеуказанными пунктами 155(1) и 155(2) Правил №354. При игнорировании обращайтесь в жил.инспекцию и/или в суд. Их акт ничего не значит. При этом штраф 50% УК обязана Вам выплатить (точнее зачесть при начислениях) в любом случае.

Согласен согласен с коллегой — письменно под отметку о принятии требуйте перерасчет. Если откажут — то жалобу в это инспекцию надо подавать. Срок рассмотрения — месяц

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Преступления в сфере ЖКХ. Способы совершения

ЖКХ – одна из основных отраслей экономики страны. Ее годовой оборот составляет 4 трлн руб., включает в себя более 30 видов деятельности, 36 тыс. организаций, 2 млн работников, объем платежей населения за ЖКУ превышает 1,3 трлн руб. Криминогенная обстановка в этой сфере жизнедеятельности общества и государства оказывает влияние на состояние дел в большинстве других отраслей.

К основным видам деятельности в сфере ЖКХ относят: жилищное хозяйство, электро-, тепло- и газоснабжение, водоснабжение и канализование сточных вод, гостиничное и банно-прачечное хозяйство, оказание ритуальных услуг, благоустройство (см.: Постановление Росстата от 25.09.2007 N 66 (ред. от 06.09.2012) “Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере ЖКХ, услуг и транспорта на 2008 год”, Вопросы статистики. 2007. N 11 (Постановление).

Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой развитую систему, которая охватывает организации непосредственно ЖКХ, содержание, ремонт и модернизацию жилищного сектора и предприятий, его обслуживающих, объекты инженерной инфраструктуры.

Организации ЖКХ – организации по обслуживанию и ремонту жилищного фонда, организации коммунального комплекса (ресурсоснабжающие), многоотраслевые организации жилищно-коммунального хозяйства, управляющие организации, жилищные кооперативы (ЖК), жилищно-строительные кооперативы (ЖСК), товарищества собственников жилья (ТСЖ) (см.: Приказ Росстата от 31.01.2013 N 41 (ред. от 01.04.2014) “Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 22-ЖКХ (сводная) “Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы” // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 2013. N 5. Май (часть II) (Указания – окончание).

Анализ судебно-следственной практики по уголовным делам о хищениях в ЖКХ позволяет констатировать, что действия виновных лиц квалифицируются как мошенничество (ст. 159 УК РФ, 159.4 УК РФ), присвоение и растрата (ст. 160 УК РФ) и кража (ст. 158 УК РФ). В отдельных случаях возможно привлечение виновных лиц к уголовной ответственности за такие преступления, как злоупотребления полномочиями (ст. 201 УК РФ), злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ), получение взятки (ст. 290 УК РФ) и другие.

Наиболее распространенными способами совершения преступлений в сфере ЖКХ являются:

– незаконный перевод объектов недвижимости в распоряжение организаций ЖКХ с дальнейшим их отчуждением;
– составление фиктивных договоров с последующим перечислением денежных средств с расчетного счета предприятия после подписания справок и актов выполненных работ без фактического их исполнения на счета аффилированных организаций;
– неперечисление денежных средств на нужды ЖСК, внесенных гражданами в качестве оплаты за коммунальные услуги (по данным на 1 июня 2014 года, размер задолженности достиг 886 млрд рублей, что составляет 68% от общего объема платежей. До получателей не доходит 2/3 платежей за жилищно-коммунальные услуги);
– выставление поддельных счетов за коммунальные услуги;
– производство незаконных взаиморасчетов от лица населения напрямую с ресурсоснабжающими организациями, в том числе посредством банковских операций;
– внесение подложных записей в иные первичные учетные документы и другие действия, направленные на создание резерва для хищения, изъятие ценностей и сокрытие недостачи;
– внесение ложных сведений в бухгалтерские документы (ТСЖ, ЖСК, УК) по оплате коммунальных услуг;
– фальсификация результатов инвентаризации;
– получение наличных денег без оформления кассового чека или путем искажения данных контрольной кассовой ленты;
– оформление бестоварных накладных, счетов-фактур, товарных чеков;
– заключение договоров подряда с завышением реальной стоимости или объемов выполненных работ (услуг);
– неполное оприходование поступающих материальных ценностей;
– фальсификация количественных и качественных показателей при приемке товарно-материальных ценностей .

Маринкин Д.Н. Специфика доказывания при расследовании экономических преступлений, совершаемых руководством товариществ собственников жилья // Вестник Пермского Университета. Юридические науки. 2013. N 2. С. 222 – 228; Улейчик В.В., Майорова Е.И., Рязанцев В.А. Методические рекомендации “Возбуждение и расследование уголовных дел о преступлениях, связанных с неправомерными действиями в сфере жилищно-коммунального комплекса”. М.: ФГКУ “ВНИИ МВД России”, 2014.

Особенности расследования хищений денежных средств при производстве строительных работ

Поводами для возбуждения уголовного дела являются:
– заявление физического или уполномоченного представителя юридического лица о фактах хищения денежных средств или иного имущества в сфере ЖКХ;
– постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании;
– рапорт об обнаружении признаков преступления, вынесенный в порядке ст. 143 УПК РФ сотрудниками УЭБ и ПК, и прилагаемые к нему материалы о выявлении факта совершения противоправных действий в сфере ЖКХ;
– сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников (средств массовой информации, рапорта сотрудника УБЭП и ПК МВД России, органов исполнительной власти, учреждения или организации, контролирующего органа о хищении денежных средств (иного имущества) в сфере (заключения проверок, акты ревизий, акты проверок, справки, заключения специалистов и экспертов и др.).
Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления (ч. 2 ст. 140 УПК РФ).

Это интересно:  Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка в 2020 году

Для решения вопроса о возбуждении уголовного дела необходимо:

1) истребовать документы и получить объяснения, подтверждающие или опровергающие данные, изложенные в заявлении (сообщении);
2) изучить нормативную правовую базу, регламентирующую конкретную деятельность в сфере ЖКХ;
3) проанализировать деятельность должностных лиц, подрядных и субподрядных организаций, организаций ЖКХ, их партнеров, связанных с процессом организации деятельности в сфере ЖКХ;
4) сопоставить товаро- и документооборот организации ЖКХ с денежными средствами, находящимися на ее балансе и аккумулированными в процессе соответствующей деятельности.

Учитывая, что деятельность и услуги в сфере ЖКХ отличаются сложным комплексным правовым регулированием и сопровождаются оформлением большого количества документации, при расследовании хищений денежных средств, совершаемых в указанной сфере, следует уделять внимание анализу возможных злоупотреблений на всех ее этапах.

К материалам проверки заявлений и сообщений о преступлении необходимо приобщить результаты проведенных оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ):

– данные проверки руководителей и учредителей организаций ЖКХ на предмет участия в осуществлении финансово-хозяйственной деятельности как самой организации ЖКХ, так и ее основных контрагентов, в том числе данные на лиц, которые выполняли отдельные виды ремонтных и иных работ, а также на лиц, числящихся получателями денежных средств за работы, реальное выполнение которых вызывает сомнения;
– сведения, полученные из налогового органа, о наличии в числе организаций контрагентов, а также дочерних организаций ЖКХ аффилированных юридических лиц и “фирм-однодневок”;
– данные, предоставленные территориальным подразделением Росфинмониторинга, банками, о наличии счетов организаций ЖКХ, а также о движении денежных средств по счетам и об их остатках на счетах;
– иные сведения, имеющие отношение к совершенному хищению в сфере ЖКХ и (или) указывающие на лиц, причастных к противоправным действиям.

Согласно ч. 1 ст. 144 УПК РФ при проверке сообщения о преступлении следователь, руководитель следственного органа вправе требовать производства документальных проверок, ревизий, привлекать к участию в этих действиях специалистов.

На начальном этапе расследования рассматриваемой категории преступлений необходимо:

– установить наличие либо отсутствие события хищения и способа его совершения;
– выявить круг лиц, причастных к совершению хищения в сфере ЖКХ, а также лиц, располагающих сведениями об обстоятельствах его подготовки, реализации преступного умысла и сокрытия;
– установить основные элементы события хищения (место, время, особенности документооборота и оформления сделок, технологического процесса);
– определить источники и перечень документов, отражающих механизм преступной деятельности;
– установить размер ущерба и др.

На стадии возбуждения уголовного дела необходимо изучить представленные материалы, уяснить исходные сведения, составить план расследования преступления.

На момент возбуждения уголовного дела складываются следующие исходные следственные ситуации:

1. Установлен факт хищения в сфере ЖКХ, но не известны лица, его совершившие.
2. Известны лица, возможно причастные к хищению в сфере ЖКХ, но сам факт хищения не установлен.
3. Установлен факт хищения в сфере ЖКХ, лица, его совершившие, известны, но скрываются.

При возникновении первой исходной следственной ситуации необходимо установить способ, время, место, признаки хищения денежных средств в сфере ЖКХ, выявить материально ответственных заинтересованных лиц путем проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, изобличить среди них лиц, виновных в совершении этого преступления.

К характерным следственным действиям относятся: задержание с поличным; личный обыск задержанных, обыски по месту их работы и жительства, наложение ареста на имущество подозреваемых/обвиняемых; осмотр места происшествия; осмотр и выемка предметов и документов, имеющих отношение к установлению истины по уголовному делу; осмотры строительных площадок, объектов строительства, производственных, складских и административных помещений, а также различного оборудования (строительные машины и прочее); допросы потерпевших, подозреваемых и свидетелей; запросы о предоставлении информации; поручения о производстве следственных действий сотрудникам полиции, осуществляющим оперативное сопровождение по уголовному делу; производство судебной экспертизы.

При второй исходной следственной ситуации (известны лица, возможно причастные к хищению, но сам факт хищения не установлен) необходимо: выявить признаки хищения посредством анализа документов, изучить процесс предоставления услуг ЖКХ и документальное его отображение, установить обстоятельства совершения финансовых операций, проверить соответствие объема выполненных работ затраченным средствам и использованным материалам, удостоверить документально факт хищения, доказать причастность к событию хищения подозреваемых лиц.
После возбуждения уголовного дела необходимо изучить акт ревизии, документальной проверки; подлинники и копии документов, подтверждающих выводы о выявленных фактах злоупотреблений, халатности, недостачи, излишков, растрат и присвоений денежных средств и товарно-материальных ценностей, а также объяснения лиц, ответственных за эти нарушения.

К первоначальным следственным действиям можно отнести: осмотр места происшествия; осмотр и выемку документов, касающихся злоупотреблений, отмеченных в акте ревизии; допросы материально ответственных лиц и иных сотрудников, причастных к хищению; обыски у этих лиц с целью обнаружения и изъятия доказательств, свидетельствующих о хищении денежных средств; допросы свидетелей, чьи объяснения приобщены к акту ревизии; запросы о предоставлении информации; поручения о производстве следственных действий сотрудникам полиции, осуществляющим оперативное сопровождение по уголовному делу; допросы потерпевших, подозреваемых и свидетелей; производство судебной экспертизы.

При возникновении третьей исходной следственной ситуации (установлен факт хищения, лица, его совершившие, известны, но скрываются): устанавливаются способ, время, место, признаки хищения денежных средств в сфере ЖКХ; степень причастности конкретных лиц к определенным фактам хищений и ко всей преступной деятельности в целом; принимаются меры к установлению мест их нахождения и задержанию, поиску имущества и ценностей для целей возмещения материального ущерба, причиненного преступлением.

Проблемы расследования хищений в сфере ЖКХ

Анализ практики расследования хищений в сфере ЖКХ выявил ряд проблем, которые условно можно подразделить на проблемы:

Организационного характера
– отсутствие взаимодействия и слаженного механизма взаимодействия между службами и структурами правоохранительных и контролирующих органов;
– слабый информационный обмен между заинтересованными органами;
– дублирование проверочных мероприятий и контрольных действий по проверке законности в сфере ЖКХ;
– длительность проведения судебно-экономических, технико-криминалистических, почерковедческих и строительных экспертиз по определению размера завышения объемов строительных работ;
– наличие очередей при проведении комплексных технических и бухгалтерских судебных экспертиз и др.

Кадрово-методического обеспечения
– отсутствие необходимого и достаточного потенциала квалифицированных экспертов;
– отсутствие должного методического обеспечения раскрытия и расследования преступлений в сфере ЖКХ;
– недостаток имеющихся навыков расследования преступлений в сфере ЖКХ у сотрудников территориальных подразделений, в том числе и системы МВД;
– сложности в юридической оценке действий лиц, имеющих отношение к событию хищения в сфере ЖКХ в условиях использования положений межотраслевого (уголовного, налогового, арбитражного) законодательства и др.

Наличие административного противодействия
– преступления в сфере ЖКХ, КАК ПРАВИЛО, совершаются при непосредственном (опосредованном) участии представителей административного ресурса;

Только в первом полугодии 2014 года органами прокуратуры РФ установлено свыше 6 тыс. фактов аффилированности чиновников, имеющих значительную коррупционную составляющую, в частности, участие должностных лиц в предпринимательской деятельности. Были обнаружены факты принятия должностными лицами распорядительных решений, создающих преференции организациям ЖКХ и сопровождающихся в ряде случаев незаконным отчуждением государственного и муниципального имущества.
– наличие воздействия административного ресурса на сотрудников следственных и оперативных подразделений в процессе расследования хищений в сфере ЖКХ;
– складывающиеся политические тенденции и др.

Так, Президент России В.В. Путин в рамках ежегодного Послания Президента РФ Федеральному Собранию от 04.12.2014 отметил необходимость новых подходов в работе надзорных, контрольных, правоохранительных органов. “Но изменения происходят очень медленно. По-прежнему доминирует обвинительный уклон. Вместо того, чтобы пресекать отдельные нарушения, закрывают дорогу, создают проблемы тысячам законопослушных, инициативных граждан.

Надо максимально снять ограничения с бизнеса, избавить его от навязчивого надзора и контроля. Я сказал именно “навязчивого надзора и контроля”, еще остановлюсь на этом поподробнее и предлагаю следующие меры.

Каждая проверка должна стать публичной. В следующем году для этого запускается специальный реестр с информацией о том, какой орган и с какой целью инициировал проверку, какие результаты получены. Это позволит отсечь немотивированные и, еще хуже, “заказные” визиты контролеров. Добавлю, что эта проблема актуальна не только для бизнеса, но и для бюджетных, муниципальных учреждений, социальных НКО.

Надо, наконец, отказаться от самого принципа тотального, бесконечного контроля. Отслеживать ситуацию нужно там, где действительно есть риски или признаки нарушений. Ведь, понимаете, даже когда мы сейчас уже провели определенную работу по ограничениям и эти ограничения работают вроде бы неплохо, но проверяющих органов так много, что если каждый из них хоть один раз придет – все, можно любую фирму закрывать. Правительство в 2015 году должно принять все необходимые решения по переходу к такой системе, системе ограничений, что касается проверок.
Что касается малого бизнеса, предлагаю предусмотреть для него “надзорные каникулы”. Если предприятие приобрело надежную репутацию, в течение трех лет не имело существенных нареканий, то следующие три года плановых проверок в рамках государственного и муниципального контроля вообще не проводить. Конечно, речь не идет об экстренных случаях, когда возникает угроза здоровью и жизни людей” (Российская газета. 2014. N 278. 5 дек.).

Сложности процесса доказывания

– трудности установления места совершения преступления;
– необходимость проведения значительного количества следственных действий на территории нескольких субъектов Российской Федерации;
– сложности в доказывании субъективной стороны состава преступления (корыстного мотива и преступного умысла);
– трудности доказывания эпизодов преступной деятельности, соучастия;
– противодействие участников уголовного судопроизводства, выражающееся в сокрытии или уничтожении документов, имеющих значение для уголовного дела и др.

Литература

Статья написана по материалам сайтов: ugolovka.com, pravoved.ru, acitadel.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Оценок: 1
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector