+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Как оформить прилегающий земельный участок в собственность

1 марта вступил в силу закон, предоставивший гражданам возможность расширить границы своих земельных участков, соседствующих с государственными и муниципальными землями, за счет оформления «прирезок» (Федеральный закон от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Разберемся, из каких земель можно это сделать, насколько это дорого и как правильно оформить увеличение площади своего участка.

«Прирезка»: что это такое и с чем ее едят

«Прирезкой» называют увеличение фактической площади участка за счет самовольно занятых земель. Раньше такие действия были под запретом, однако это не мешало некоторым гражданам устанавливать свои заборы с захватом чужой территории. Со временем незаконно занятых земель стало так много, что законодатель принял решение позволить гражданам оформить данные «прирезки», а тем, кто только мечтает увеличить площадь своих участков и устранить изломанность их границ, – сделать это официально и за небольшую плату. Так в Земельном кодексе РФ появилась глава V.4, регулирующая порядок перераспределения государственных, муниципальных и частных земель, которая вступила в силу 1 марта.

Новые нормы распространяются на участки, находящиеся в собственности граждан и граничащие с государственными и муниципальными. Земля, за счет которой осуществляется «прирезка», не может быть территорией общего пользования, а также выходить за пределы «красных линий» – линий, которые обозначают границы коммуникаций, автомобильных дорог и иных линейных объектов – или относиться к другой территориальной зоне. Напомним, территориальные зоны – это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (п. 7 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). Узнать, к какой территориальной зоне относится тот или иной земельный участок, можно на официальном сайте конкретного муниципального образования либо сайте администрации муниципалитета (ответственного комитета администрации). Как правило, на этих ресурсах размещена карта, на которой цветом обозначены границы той или иной территориальной зоны – это позволяет найти интересующий пользователя земельный участок и определить, в рамках какой территориальной зоны он расположен.

Обратиться за оформлением «прирезки» может владелец земли, предназначенной для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства и индивидуального жилищного строительства. При этом в результате перераспределения земли площадь участка не может превышать предельный максимальный размер, установленный правилами землепользования и застройки территории в пределах градостроительной зоны (п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ). С этими правилами также можно ознакомиться на указанных сайтах. Например, в подмосковном Серпухове предельная площадь земли для постройки маленького дома на одну квартиру (с высотой в коньке крыши до 9 м и длиной до 16 м) составляет 200 кв. м.

Размер платы за земельный участок, который гражданин хочет «добавить» к имеющемуся, устанавливается собственником земли – государством, субъектом федерации либо муниципальным образованием – в зависимости от ее принадлежности (п. 5 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ). «Для расчета итоговой цены «прирезаемого» земельного участка достаточно знать его площадь, кадастровую стоимость и размер платы за «прирезку», который устанавливается владельцем земли в процентах от ее стоимости», – объясняет заместитель генерального директора юридической компании «Прайм Лекс» Александр Агафонов.

Кадастровую стоимость можно выяснить, например, из Публичной кадастровой карты, размещенной на сайте Росреестра. Если на этом ресурсе не оказалось нужных сведений, рекомендуем заглянуть в раздел «Сервисы» (подраздел «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online») и поискать кадастровую стоимость там. Для этого необходимо знать кадастровый или условный номер участка или его адрес. Кроме того, можно направить электронный запрос в Росреестр. В этом случае ведомство обязано ответить не позднее, чем через пять дней после получения запроса (п. 41 Порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости). Заявитель вправе сам выбрать наиболее приемлемую форму ответа – письмо на электронную почту (для этого нужно указать ее адрес в заявлении) или бумажное письмо (в заявлении необходимо указать почтовый адрес, на который оно должно прийти, или любое отделение Почты России, до востребования). В первом случае необходимо уплатить госпошлину в размере 150 руб. (платежку следует отсканировать и приложить к запросу), во втором – 400 руб.

«Цена «прирезок», вероятно, окажется сравнительно ниже рыночной, поскольку иным способом эти участки задействовать в обороте проблематично, а по факту они давно используются гражданами в своих целях и зачастую даже огорожены», – рассуждает управляющий партнер Коллегии адвокатов Республики Татарстан SERGIS Тимур Сергеев. Действительно, при присоединении земельного участка из федеральных земель гражданину придется заплатить всего 15% от ее кадастровой стоимости (постановление Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. № 1308).

Порядок оформления «прирезок»

Перераспределение земель осуществляется на основании соглашения заявителя с уполномоченным органом. Уполномоченным органом выступает орган местного самоуправления, в компетенцию которого входит распоряжение государственными или муниципальными землями. В Московской области это Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области (Закон Московской области от 24 июля 2014 г. № 106/2014-ОЗ). Именно в эти ведомства желающий расширить границы своего участка должен подать копии правоустанавливающих документов на него, заявление о перераспределении и проект межевания территории, на которой расположен участок (ст. 39.29 Земельного кодекса РФ). В случае отсутствия проекта межевания заявителю придется за собственный счет изготовить схему расположения земельного участка. Данный документ оформляется кадастровым инженером на основе данных геодезической съемки (ст. 11.3 Земельного кодекса РФ). Средняя стоимость оформления схемы расположения земельного участка составляет около 5 тыс. руб.

Через 30 календарных дней после получения всех документов уполномоченный орган принимает решение об утверждении новой схемы расположения земельного участка либо об отказе в заключении соглашения о перераспределении. Заместитель генерального директора юридической компании «ИнвестКонсалт Системс», к. ю. н. Анастасия Митрохина считает, что именно на этом этапе могут возникнуть основные проблемы: например, может выясниться, что земельный участок переведен в категорию земель общего пользования либо включен в территорию под застройку в соответствии с планом развития территории. Узнать об этом можно также на сайте Росреестра.

БЛАНК

Примерный образец заявления о перераспределении земельных участков для гражданина
Все бланки

Земельный кодекс РФ содержит перечень оснований для отказа в перераспределении земельных участков (п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ). Например, гражданин не сможет «прирезать» землю, ограниченную в обороте, зарезервированную для государственных или муниципальных нужд или выставленную на аукцион. «Если же перераспределение затрагивает права землепользователей, землевладельцев, арендаторов земли или залогодержателей, то оно должно быть осуществлено с их согласия. Например, если участок находится в ипотеке, то для оформления «прирезки» к нему потребуется разрешение банка», – разъясняет Александр Агафонов. Могут возникнуть и иные проблемы, которые во многом связаны с неопределенностью нового порядка. «Неизвестно, как поступать в ситуации, когда на один участок земли претендуют сразу несколько лиц – в Земельном кодексе РФ нет норм, по которым возможно разрешить данный спор», – сетует руководитель Управления правового консалтинга аудиторско-консалтинговой группы «ФинЭкспертиза» Виктор Демидов.

При положительном решении уполномоченного органа гражданин должен организовать и оплатить проведение работ по постановке на кадастровый учет всех земельных участков, которые образуются в результате перераспределения (п. 11 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ). Как разъяснили порталу ГАРАНТ.РУ в Минэкономразвития России, речь идет не только об участке, который принадлежит гражданину и границы которого были расширены, но и о государственной (муниципальной) земле, за счет которой произошло такое расширение. При этом оплатить такие работы придется вне зависимости от площади государственного (муниципального) участка, использованного для перераспределения. «Стоимость услуг кадастрового инженера сильно разнится в зависимости от сложности работы и региона их выполнения. Например, в Можайском районе Московской области постановка участка на кадастровый учет обойдется примерно в 10 тыс. руб, а в Ленинградской области – уже в 30 тыс. руб. Данные траты – неизбежная для заявителя плата за возможность легально увеличить территорию и приобрести собственность на землю на льготных условиях», – отмечает Александр Агафонов.

После получения кадастрового паспорта на новый участок гражданин предоставляет его в уполномоченный орган, который подписывает проект соглашения о перераспределении земельных участков, а затем направляет его заявителю для подписания. Гражданин обязан подписать это соглашение в 30-дневный срок со дня его получения (ст. 39.29 Земельного кодекса РФ). Оплата приобретаемого участка осуществляется в течение месяца с момента подписания соглашения. Рассрочка и отсрочка платежа не предусмотрены.

Последствия оформления «прирезок»

Оформление «прирезок» выгодно как гражданам, так и государству, поскольку казна получит дополнительный приток денежных средств в виде платы за такие участки. Кроме того, увеличится общий объем частных земель, которые теперь будут облагаться налогом и полноценно участвовать в гражданском обороте. «А еще запуск такого механизма повлечет за собой актуализацию сведений государственного кадастра недвижимости», – добавляет руководитель практики недвижимости Юридической компании «Генезис» Артур Стариков. Александр Агафонов рассказывает, что на западе опыт перераспределения земли между гражданами и государством отсутствует – в большинстве стран Европы все участки уже давно находятся в частной собственности. А в США федеральные земли хоть и могут передаваться гражданам, но только в случаях, когда государство не может эффективно использовать участок, а его продажа будет способствовать развитию территории или достижению иных общественно полезных целей.

В целом эксперты ГАРАНТ.РУ положительно оценили новеллу Земельного кодекса РФ о перераспределении земли. Однако не все так гладко: в связи с отсутствием всех необходимых подзаконных актов и опыта применения новых норм на начальном этапе оформления «прирезок» у граждан и уполномоченных органов могут возникнуть некоторые сложности.

Это интересно:  Сколько делается временная регистрация в москве

Содержание

Земельный
эксперт

Бесплатная горячая линия

Земельные отношения

Прирезка земельного участка

Содержание статьи:

Что такое прирезка?

Прирезкой земельного надела принято считать расширение границ имеющейся территории за счёт самовольно присоединённых земель, которые расположены рядом. Поскольку количество самовольно добавленных участков возрастало, то правительство решило узаконить и регулировать процесс прирезки.

Внимание, акция! Получите консультацию юриста по земельным вопросам!

+7 (499) 553-09-05

+7 (812) 448-61-02

+7 (800) 550-38-47

Для урегулирования процессов прирезки земли Правительством РФ были внесены поправки в ЗК, вступившие в силу с 1.03.2015 года. В результате, в Земельном Кодексе появилась глава V.4, регулирующая прирезку земли, которая была переименована в перераспределение территорий, и позволяющая узаконить самовольно занятые участки. Поэтому понятие перераспределение земельных участков — это прирезка надела на законном основании.

После 1.03.2015 года за перераспределением муниципальной земли в Уполномоченный орган (УО) может обратиться гражданин, обладающий участком, который предназначен для выполнения действия, относящегося к огородничеству, садовничеству, сельскохозяйственной деятельности, индивидуальному строительству. Порядок перераспределения по новому законодательству выполняется в соответствии с главой V.4, ст. 39.29 ЗК.

Порядок оформления прирезки

При прирезке земли к участку порядок действий следующий:

  1. Написание заявления. Посмотреть и скачать можно здесь: [образец заявления на прирезку земельного участка]. Этот документ является основой для начала процесса прирезки участка и заключения договора на перераспределение земельных угодий. В заявлении указывается (п. 2, ст. 39.29 ЗК):
    • паспортные данные (номер документа, место регистрации, ФИО) заявителя-гражданина или название, ИНН и номер регистрации в ЕГРЮЛ для заявителя юр. лица;
    • кадастровые номера наделов земли, которые будут участвовать в процессе прирезки;
    • реквизиты проекта по межеванию участков (если прирезка будет осуществляться в соответствии к нему);
    • почтовый адрес (обычный или электронный) для обратной связи с заявителем.
  2. Сбор необходимых документов. В пакет нужной документации входит:
    • копия правоудостоверяющей либо правоустанавливающей документации на земельный надел, который принадлежит заявителю. Предоставляется в той ситуации, когда право владения наделом не зарегистрировано в госреестре прав на недвижимость;
    • доверенность, если интересы заявителя представляет доверенный гражданин;
    • перевод на русский язык свидетельства о госрегистрации юр. лица заверенный нотариусом предоставляется в ситуации, когда в роли заявителя выступает иноземное юр. лицо.
  3. Подача заявления и пакета документации в УО (п. 5, ст. 39.29 ЗК). Документация может подаваться в бумажном либо электронном варианте.
  4. Рассмотрение заявления. На протяжении 10 дней, после подачи заявления, документация рассматривается УО на предмет ошибок. Если при подаче документов заявителем имели место нарушения требований, утверждённых п. 2-3, ст. 39.29 ЗК, то УО вправе возвратить заявление заявителю.
  5. Вынесение вердикта по заявлению. По окончании (либо на протяжении) 30 дней, со дня подачи документации, УО должен выполнить одно из нескольких действий:
    • принять решение, утверждающее схему по расположению земельного надела и направить заявителю вынесенный вердикт;
    • направить заявителю согласие на оформление договора о прирезке надела, в соответствии с действующим проектом по межеванию земельных угодий;
    • отказать в подписании договора о прирезке надела на одном из оснований, указанных в п. 9, ст. 39.29 ЗК.
  6. Гражданин, заявление которого удовлетворено, обеспечивает проведение кадастровой работы с целью государственного учёта земельных наделов, появляющихся в результате прирезки. Для этого гражданину потребуется подать соответствующее заявление и кадастровый паспорт на участок в кадастровый орган.
  7. На протяжении месяца, после подачи заявления, кадастровая служба составляет проект соглашения о прирезке надела и отправляет его заявителю для подписания. Заявитель должен подписать соглашение в течение месяца после его получения.
  8. После подписания соглашения следует зарегистрировать право собственности на получившийся надел в Россреестре. Процедура регистрации прирезанного надела аналогичная регистрированию, купленного либо полученного в дар участка.

Цена оформления прирезки

Правительство России постановлением № 1308 от 3.12.2014, вступившим в силу с 1.03.2015, утвердило правила формирования цены на прирезку земельного участка. Согласно постановлению, функция по определению величины платы за перераспределение наделов возложена на федеральный орган исполняющей власти, который осуществляет полномочия владельца земельных территорий, являющихся федеральным владением.

Размер платы за прирезку равняется 15% от кадастровой цены на муниципальный надел, который переходит в собственность гражданина (п. 3 Правил определения величины платы за прирезку, утверждённых постановлением № 1308). Кадастровую стоимость можно узнать из кадастрового паспорта земельного угодья, в местной администрации либо из публичной кадастровой карты Россреестра.

Пример по прирезке земельного участка

Александр Айвазовский, проживающий в городе Златоуст Челябинской области, принял решение присоединить к своему земельному наделу смежное угодье. Смежная территория входила в состав муниципальных участков и находилась в аренде у господина Радченко (использовавшим надел для выращивания сельхоз культур).

Айвазовский обратился к юристу, чтобы уточнить, как оформить прирезку к земельному участку в 2017 году. Получив нужные сведения, гражданин написал заявление на прирезку муниципального надела и подал его в городской УО по земельным вопросам. Вместе с заявлением была представлена копия правоустанавливающего документа на угодье, принадлежащего Айвазовскому.

Через 24 дня после подачи заявления, УО вынес решение отказать гражданину Айвазовскому в удовлетворении его заявления. Отказ последовал на основании п. п. 2, п. 3, ст. 39.29 ЗК (отсутствие письменного согласия на прирезку землевладельцев, землепользователей или арендаторов). В данном случае отсутствовало разрешение на прирезку от арендатора Радченко.

Заключение

Подводя итог статьи, следует выделить несколько ключевых моментов:

  1. Основанием для прирезки надела служит написанное заявление, которое подано местному УО.
  2. УО на протяжении месяца, после принятия заявления, выносит вердикт, отказывающий или дающий согласие на прирезку участка.
  3. Плата за прирезку угодья установлена в виде 15% от кадастровой стоимости надела, который будет присоединён.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по прирезке земельного участка

Вопрос: Меня зовут Василий Петрович. Я проживаю в посёлке Ярцево Смоленской области в собственном доме. Мой дом стоит на наделе в 15 соток. Во дворе у меня вырос небольшой фруктовый сад. Возле моего двора, с той стороны, где растут фруктовые деревья, расположена небольшая муниципальная свободная территория, площадью 1,5 сотки. У меня вопрос: «У меня есть право на законных основаниях прирезать муниципальные 1,5 сотки земли к своему наделу для развода фруктовых деревьев?».

Ответ: Василий Петрович, пунктом 3 статьи 39.28 ЗК Вам разрешается присоединить к своему наделу муниципальную землю, которая будет использована под садоводство.

Как оформить «прирезку» по новому Земельному кодексу?

После вступления изменений в Земельный кодекс законодатели прокомментировали, что граждане с 1 марта получают возможность оформить в собственность «прирезки» к своим участкам. Под «прирезками» понимаются те земельные участки, которые граждане уже фактически используют, огородили, обрабатывают и пользуются в полной мере, но по документам они не являются их частной собственностью, так как по первоотводным документам собственникам выделялась меньшая площадь.

Официальным языком оформление «прирезки» — перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (регламентируется статьями 39.28 и 39.29 Земельного кодекса ).

Итак, рассмотрим по порядку, как оформить «прирезку» к своему земельному участку

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в четырех случаях:

1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории , осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;

2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства , при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 Земельного Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Большинство граждан интересует пункт 3 . Именно этот пункт регламентирует порядок оформления «прирезок».

Основания для перераспределения

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков.

Это интересно:  Нуждающиеся в улучшении жилищных условий в 2019 году: правила признания статуса

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Обязательным приложением к указанному соглашению является кадастровый паспорт земельного участка , который образуется в результате перераспределения.

Сколько стоит оформить «прирезку»?

Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату , размер которой определяется:

1) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации , в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности ;

2) в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации , в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации , земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена ;

3) в порядке, установленном органом местного самоуправления , в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности .

Например, в Тюменской области согласно Постановлению Правительства Тюменской области от 30 апреля 2015 года №180-п «Об установлении порядка определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения» было установлено, что размер платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земельных участков, находящихся в государственной собственности Тюменской области, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется как разница между кадастровой стоимостью образованного земельного участка , площадь которого увеличилась в результате перераспределения земельных участков, и кадастровой стоимостью земельного участка, находящегося в частной собственности до перераспределения земельных участков.

Порядок заключения соглашения о перераспределении земель

В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо — собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земельных участков в уполномоченный орган .

В заявлении о перераспределении земельных участков указываются:

1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);

2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

3) кадастровый номер земельного участка, перераспределение которого планируется осуществить;

4) реквизиты утвержденного проекта межевания территории, если перераспределение земельных участков планируется осуществить в соответствии с данным проектом;

5) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

К заявлению о перераспределении земельных участков прилагаются:

1) копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, принадлежащий заявителю, в случае, если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

2) схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков;

3) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обращается представитель заявителя;

4) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо.

В течение десяти дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган возвращает заявление заявителю , если оно не соответствует указанным выше требованиям, подано в иной орган или к заявлению не приложены все необходимые документы.

Сроки рассмотрения заявления о перераспределении

В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:

1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;

2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;

3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии соответствующих оснований.

Основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков

1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных Земельным кодексов ( читайте 4 случая, описанных в начале статьи )

2) не представлено в письменной форме согласие землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;

3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц , за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), которое размещается на условиях сервитута, или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 Земельного Кодекса и наличие которого не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием;

Статья 39.36. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации
3. Виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте;

5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;

6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона , извещение о проведении которого размещено в соответствии с Земельным Кодексом, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек ;

7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;

8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков;

9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований , предусмотренных статьей 11.9 Земельного Кодекса , за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 Земельного Кодекса ;

Статья 11.9. Требования к образуемым и измененным земельным участкам
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.
Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»;

11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 Земельного Кодекса ;

Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории , землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

Это интересно:  Дебетовые карты ВТБ 24: условия и виды

13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.

Что делать после утверждения схемы расположения земельного участка?

После получения решения об утверждении схемы расположения земельного участка или согласия на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, заявитель обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельных участков , которые образуются в результате перераспределения, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете таких земельных участков.

То есть гражданин обращается к любому кадастровому инженеру для подготовки межевого плана , обращается с ним в кадастровую палату и получает кадастровый паспорт на новый участок.

В срок не более чем тридцать дней со дня представления в уполномоченный орган кадастрового паспорта земельного участка, образуемого в результате перераспределения, уполномоченный орган направляет подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельных участков заявителю для подписания. Заявитель обязан подписать это соглашение не позднее чем в течение тридцати дней со дня его получения.

Уполномоченный орган отказывает в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, превышает площадь такого земельного участка, указанную в схеме расположения земельного участка или проекте межевания территории, в соответствии с которыми такой земельный участок был образован, более чем на десять процентов.

В заключение нарисуем примерную схему действий, при оформлении «прирезки» к своему земельному участку.

Порядок оформления документов

Смотрим свои документы и убеждаемся в том, что границы вашего земельного участка установлены

Обращаемся к кадастровому инженеру для подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории

Со схемой и правоустанавливающими документами на земельный участок обращаемся в уполномоченный орган с заявлением о перераспределении, и получаем в течение 30 дней решение об утверждении схемы

Обращаемся к кадастровому инженеру для подготовки межевого плана

С межевым планом идем в кадастровую палату для получения кадастрового паспорта на новый участок ( 10 рабочих дней )

С кадастровым паспортом обращаемся снова в уполномоченный орган (рассматривают не более, чем 30 дней )

Получаем проект соглашения о перераспределении и подписываем его в течение 30 дней

Если у вас есть вопросы или собственный опыт по теме оформления «прирезок» по новому Земельному кодексу, пишите в комментариях!

Оформление муниципальной земли в собственность

Долгое время все земельные ресурсы принадлежали только государству, а граждане могли ею пользоваться по праву бессрочного владения или долгосрочной аренды. Но с приходом новых времен изменились и земельные правоотношения – землю стали передавать по праву частной собственности.

Но не все наделы имеют своего собственника, многие из них так и остаются в ведении местных органов управления. Хотя многие испокон веку живут на одном и том же месте и без ограничений пользуются земельными ресурсами, но до сих пор так и стали истинными владельцами выделенного им участка.

Можно ли в наши дни оформить государственную землю в свою собственность, и как правильно это следует делать? Давайте подробнее поговорим обо всех этих правовых аспектах.

Можно ли

В большинстве случаев государственную землю передают гражданам или организациями по праву аренды, а новое Земельное Законодательство позволяет добросовестным арендаторам оформлять земли в собственность по преимущественному праву.

Передача земельных наделов от органов самоуправления в частное владение оформляется по-разному, перечислим самые распространенные виды:

  • на бесплатной основе для льготных категорий населения;
  • по праву приватизации (передача по акту от государства в частное владение);
  • по праву оформления сделки купли-продажи с муниципалитетом;
  • на государственных торгах или аукционах;
  • по судебному решению, если собственник отказывается переоформлять землю добросовестному арендатору.

Право преимущественной покупки появляется у граждан или организаций в следующих случаях:

  • на муниципальном участке возведено жилое строение, принадлежащее по праву частной собственности;
  • на отведенных наделах под ведение садоводства или огородничества построены жилые или подсобные строения, оформленные по праву собственности. Причем у членов садоводческих товариществ или дачных кооперативов есть право упрощенного оформления земель в собственность.

Куда обращаться

Арендатор муниципальных земель может обратиться с заявлением о передачи ему по праву частной собственности либо в отдел землепользования при администрации поселения, либо в подразделение Министерства Имущественных отношений по месту нахождения земельного участка.

В заявление высказать свою просьбу, и привести обоснования для законной передачи:

  • земля находилась в бессрочном пользовании продолжительное время;
  • надел арендован длительное время;
  • желание выкупить дополнительную землю.

К заявлению следует приложить определенный пакет документации, конкретный список можно узнать у ответственного за перераспределение земель лица.

Процедура оформления

Чтобы вашу просьбу точно одобрили, следует подготовиться и пройти все этапы предварительной подготовки документации:

  1. Установление точных границ земель

Эти работы предполагают проведение межевания кадастровым инженером, то есть он определит план участка с привязкой к местному ландшафту. Если вы хотите бесплатно заказать услугу, то придется встать в очередь, она может подойти только после полугода ожиданий.

Но эти же работы могут провести специально аккредитованные компании, стоимость их работ колеблется от 5 до 10 тыс. руб., в зависимость от сложности работ по изыскательской деятельности кадастрового инженера.

Все работы будут проводиться в такой последовательности:

  • осмотр местности и проведение подготовительных работ по межеванию участка;
  • на основании измерений составляется кадастровый план и технический проект, который содержит в себе наличие или отсутствие коммуникационных линий, проходящих через участок;
  • установленные границы закрепляются межевыми значками, по их месторасположению выверяют координаты на местности;
  • вычисляют общую площадь земли;
  • на основании этих параметров будет составлен план проведенного межевания.

Участвующие в работе лица подписывают согласование границ, а также акт проведенных работ. По окончанию собственник может получить в Кадастровой палате межевой план участка.

  1. С этим документом следует обратиться в Кадастровую Палату с заявлением о постановке на кадастровый учет, причем подать его можно через интернет на сайте Росреестра, либо воспользовавшись записью по телефону на сайте Госуслуг.

При обращении за постановкой на учет могут затребовать документы:

  • общегражданский паспорт претендента на участок, если он обращается лично, либо доверенность, если полномочия переданы поверенному лицу;
  • план межевания границ;
  • оригинал оплаченной квитанции государственной пошлины.

Других документов запрашивать не должны. Весь пакет будет отправлен на проверку юридически значимых составляющих, и если все сделано правильно, заявителю выдается справка о приеме документов в Росреестр.

Срок регистрации составляет примерно 2 недели, после этого можно взять выписку из реестра, с присвоенным кадастровым номером, по конкретному участку.

  1. Только после этого можно обращаться к главе местной администрации о передаче надела в вашу собственность – пишется стандартное заявление установленного образца.

К заявлению следует приложить:

  • заявление с просьбой о передаче;
  • выписку их единого реестра земель;
  • ксерокопию кадастрового плана участка;
  • оригинал и ксерокопию платежной квитанции на оплату госпошлины;
  • если предполагается покупка земли, то часть ее стоимости.

Если разрешение одобрено, то будет заключен договор передачи или заключена сделка купли-продажи при платном варианте. После заключения договора следует оформить акт передачи, с полным описанием и техническими характеристиками.

  1. После этого следует зарегистрировать переход права собственности от муниципального образования в частное владение, его регистрируют в Росреестре:
    • необходимо заявление о проведении регистрационных действий стандартного образца, в нем прописывают основные характеристики земельного надела, месторасположение;
    • в заявлении указать контактные сведения заявителя, номер кадастрового учета, вид землепользования, данные об имеющихся постройках, номер и дату акта передачи, сведения об ограничениях, если такое зафиксировал муниципалитет, например, сервитут на электролинии.

Свидетельство может быть готово через 7 дней, владелец участка получит на руки только выписку из единого реестра прав на недвижимые объекты.

Как оформить договор дарения на квартиру самостоятельно, описывается в этой статье.

Необходимые документы

Главными документами для передачи муниципальных земель это межевой и кадастровые планы земель, которые конкретизируют и закрепляют участок на местности в пользу собственника.

Статья написана по материалам сайтов: www.garant.ru, zk-expert.ru, cadastral-engineer.ru, kvartirkapro.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector