Изменение вида разрешенного использования земельного участка

Вид разрешенного использования (ВРИ) является уникальной характеристикой земельного участка и определяет способ его использования, а также вид деятельности, ведение которой может на нем осуществляться. В случае если у земельного участка не установлена категория, ее необходимо установить для дальнейшего использования в соответствии с законом. А существующую категорию земельного участка можно заменить на другую, если это необходимо для определенной деятельности или цели. О том, какие бывают виды категорий земель и как получить государственную услугу по изменению вида разрешенного использования участка, читайте в материале портала mosreg.ru.

Какие бывают категории земель

В Российской Федерации категории земель разделяются по их целевому назначению:

  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли населенных пунктов;
  • земли промышленности и иного специального назначения;
  • земли особо охраняемых территорий и объектов;
  • земли лесного фонда;
  • земли водного фонда;
  • земли запаса.

Каждая из категорий земель определяет возможное использование земли. Например, на землях сельхозназначения можно вести садоводство, огородничество, животноводство, охотничье хозяйство или рыбоводство, осуществлять сенокошение, выпас скота. Также необходимо помнить, что должен быть установлен и соответствующий вид разрешенного использования.

Так, по информации пресс-службы министерства имущественных отношений региона, распространены ситуации, когда жилые, дачные или садовые дома стоят на земле, оформленной по старым документам с неверно указанным видом разрешенного использования, не предполагающим размещение на земельном участке объекта капстроительства.

Для того чтобы привести такой вид разрешенного использования земли к фактическому, собственнику нужно изменить его на назначение «Для индивидуального жилищного строительства (ИЖС)», «Ведение личного подсобного хозяйства (ЛПХ)», «Ведение дачного хозяйства» или «Ведение садоводства».

Перечень всех устанавливаемых в настоящее время видов разрешенного использования приведен в классификаторе ВРИ, утвержденном приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540.

Как изменить ВРИ бесплатно

ВРИ можно изменить бесплатно в том случае, если на земельном участке стоит жилой, садовый или дачный дом, право собственности на который оформлено до введения в действие Земельного кодекса РФ (25 октября 2001 года). Собственникам для бесплатного получения услуги необходимо предоставить правоустанавливающие документы на дом, а наследникам – еще и документы о наследовании.

Как подать заявление на изменение ВРИ

Подать заявление необходимо в орган местного самоуправления, на территории которого расположен такой земельный участок (Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа или муниципального района). Заявитель обращается за предоставлением услуги посредством МФЦ или регионального портала государственных и муниципальных услуг (РПГУ). В последнем случае предлагается заполнить заявление в электронной форме, приложить электронные образы документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя (при наличии). Документы могут не заверяться такой подписью при условии представления их оригиналов в МФЦ для сверки.

Порядок и сроки оказания услуги

Срок рассмотрения заявления составляет от 21 до 51 рабочего дня, в зависимости от необходимости проведения публичных слушаний и рассмотрения вопроса на Градостроительном совете Московской области. Заявителями могут выступать как физические, так и юридические лица.

Результат рассмотрения заявления поступит в личный кабинет заявителя на РПГУ. При этом дополнительно его можно будет получить в МФЦ в виде распечатанного электронного образа документа, заверенного подписью уполномоченного сотрудника МФЦ и печатью МФЦ. Информация о стадии рассмотрения заявления также направляется в личный кабинет или на электронную почту.

При наличии оснований для отказа в предоставлении услуги соответствующее решение будет подготовлено и направлено заявителю в срок не более 8 рабочих дней. В таком случае отказ будет содержать разъяснения о причинах отрицательного решения, а также рекомендации по их устранению.

Необходимые документы

Чтобы получить услугу, требуется представить следующие документы:

  • заявление об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой (необходима личная подпись заявителя или его уполномоченного представителя);
  • документ, удостоверяющий личность;
  • выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (запрашивается в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области);
  • согласие собственника земельного участка на изменение, установление соответствия вида разрешенного использования земельного участка (предоставляется в случае, если с заявлением на предоставление услуги обращается правообладатель, не являющийся собственником земельного участка);
  • заключение Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области о наличии или отсутствии ограничений оборотоспособности и ограничений в образовании и использовании земельного участка (форма утверждается Главархитектуры региона, заключение должно содержать информацию о нахождении земельного участка в зонах по утвержденным и проектируемым документам территориального планирования и градостроительного зонирования, а также информацию о всех ограничениях оборотоспособности и использования земельного участка;
  • правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на земельный участок (документы, оформленные до 02.03.1998: государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. № 493, свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. № 177).

Если заявление подается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, то также необходимо представить:

  • выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (запрашивается в Федеральной налоговой службе);
  • выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (запрашивается в Федеральной налоговой службе).

Кроме того, если заявление подается представителем заявителя, то необходимо представить доверенность или иной документ, подтверждающий его полномочия.

Изменение вида разрешенного использования земельного участка

Изменение разрешенного использования земельного участка

Оформление услуги на сайте

Кто может обратиться за услугой

  • Физические лица, Прием запросов и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, от уполномоченных представителей физических лиц не предусмотрен.
  • Юридические лица, и законные представители С 1 августа 2015 г. прием запросов на предоставление государственной услуги от юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации, осуществляется только в электронной форме с использованием Портала.

Стоимость услуги

Перечень необходимых документов

  • Сведения о документе, удостоверяющем личность заявителя;
  • Электронный образ документа, подтверждающий полномочия представителя действовать от имени заявителя,
  • Электронный образ документов, удостоверяющих, устанавливающих права заявителя на земельный участок.
  • Юридические лица, при подаче запроса в электронной форме с использованием Портала предоставляют электронные образы документов, подписанные электронной подписью.

Сроки предоставления услуги

45 рабочих дней

Срок предоставления государственной услуги исчисляется со дня, следующего за днем регистрации запроса.
В общий срок предоставления государственной услуги не включается срок, на который приостанавливается предоставление государственной услуги.
Сроки и основания приостановления
30 рабочих дней
— Внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в части изменения установленного вида разрешенного использования земельного участка на вид разрешенного использования, предусмотренный градостроительным планом земельного участка (в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физических и юридических лиц, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства)
— Внесение заявителем, являющимся собственником земельного участка, платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством и законодательством города Москвы (для случаев изменения вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, предусматривающий строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства)

20 рабочих дней
Направление в Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы для проведения проверки использования земельного участка, находящегося в собственности города Москвы, и земельного участка, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, информации о выявленных признаках незаконного (нецелевого) использования земельных участков (использование земельных участков для проведения работ по строительству (реконструкции) без оформленных в установленном порядке документов (документов, являющихся основанием для использования земельного участка и (или) разрешения на строительство), в том числе размещение на участке строительной техники, оборудования, строительных лесов, организация подъездных путей, разрытие траншей, подключение к сетям (отключение от сетей), ограждение земельного участка, разрытие земельного участка глубиной более 1 метра, возведение фундамента, цокольных этажей, пристроек, надстроек, подземных конструкций, возведение опор, стен, перекрытий или иных строительных элементов, демонтаж опор, стен, перекрытий или иных строительных элементов, а также при наличии факта проведения работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства на основании разрешения на строительство, но с нарушением градостроительных требований в виде превышения технико-экономических параметров, указанных в разрешении на строительство) в случае выявления таких признаков незаконного (нецелевого) использования земельных участков в процессе предоставления государственной услуги, а также о выявленных признаках незаконно размещенных объектов недвижимости на земельном участке, находящемся в собственности города Москвы, и земельном участке, находящемся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена

Условия получения услуги в ОИВ

Кто может обратиться за услугой:

Стоимость услуги и порядок оплаты:

Перечень необходимых сведений:

Запрос (заявление) на предоставление государственной услуги (оригинал, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется без возврата

Документ, удостоверяющий личность заявителя (оригинал, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги

Документ, подтверждающий полномочие представителя действовать от имени заявителя (оригинал, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги

Представляется в случае обращения за предоставлением государственной услуги представителя заявителя.

Нотариально удостоверенные копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права заявителя на земельный участок, если право на земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (нотариально заверенная копия, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется без возврата

Представляются при отсутствии сведений о правах на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев изменения вида разрешенного использования земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые дома.

Сроки предоставления услуги

15 рабочих дней

Срок приостановки: 20 рабочих дней

Основанием для приостановления предоставления государственной услуги является:
Направление в Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы для проведения проверки использования земельного участка, находящегося в собственности города Москвы, и земельного участка, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, информации о выявленных признаках незаконного (нецелевого) использования земельных участков (использование земельных участков для проведения работ по строительству (реконструкции) без оформленных в установленном порядке документов (документов, являющихся основанием для использования земельного участка и (или) разрешения на строительство), в том числе размещение на участке строительной техники, оборудования, строительных лесов, организация подъездных путей, разрытие траншей, подключение к сетям (отключение от сетей), ограждение земельного участка, разрытие земельного участка глубиной более 1 метра, возведение фундамента, цокольных этажей, пристроек, надстроек, подземных конструкций, возведение опор, стен, перекрытий или иных строительных элементов, демонтаж опор, стен, перекрытий или иных строительных элементов, а также при наличии факта проведения работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства на основании разрешения на строительство, но с нарушением градостроительных требований в виде превышения технико-экономических параметров, указанных в разрешении на строительство) в случае выявления таких признаков незаконного (нецелевого) использования земельных участков в процессе предоставления государственной услуги, а также о выявленных признаках незаконно размещенных объектов недвижимости на земельном участке, находящемся в собственности города Москвы, и земельном участке, находящемся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена.
Срок приостановления исчисляется в рабочих днях с даты принятия решения о приостановлении предоставления государственной услуги.

Это интересно:  Продажа коммерческой недвижимости: как быстро и выгодно осуществить сделку физическому лицу без налогов и если есть арендаторы, и каков образец предложения?

Результат оказания услуги

  • Распоряжение об изменении вида разрешенного использования земельного участка (оригинал, 1 шт.)
  • Отказ в предоставлении государственной услуги (оригинал, 1 шт.)

  • Выдача (направление) распоряжения об изменении вида разрешенного использования земельного участка
  • Выдача (направление) отказа в предоставлении государственной услуги

Формы получения

Через законного представителя

Вы можете отправить сообщение в органы исполнительной власти города Москвы в рамках досудебного обжалования.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) Департамента и его должностных лиц

Для получения услуги необходимо авторизоваться как юридическое лицо

Не установлен плагин КриптоПро. Перейти к установке?

Для получения услуги необходимо авторизоваться как физическое лицо

Основания для отказа в приеме документов

Основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, являются:

1. Обращение за предоставлением государственной услуги лица, не являющегося заявителем в соответствии с Регламентом.

2. Обращение заявителя за получением государственной услуги, предоставление которой не осуществляется Департаментом.

3. Несоответствие представленных запроса и документов требованиям, установленным правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы, Едиными требованиями, Регламентом предоставления услуги.

4. Утрата силы представленных документов (в случае если срок действия документа указан в самом документе либо определен законодательством).

5. Отсутствие полного комплекта документов, необходимых для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем.

6. Наличие в представленных документах недостоверных и (или) противоречивых сведений.

7. Подача запроса от имени заявителя не уполномоченным на то лицом.

8. Противоречие документов или сведений, полученных с использованием межведомственного информационного взаимодействия, включая использование Базового регистра, поданным заявителем документам или сведениям.

9. Обращение юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации, за получением государственной услуги в порядке, не предусмотренном Регламентом предоставления услуги.

Дополнительными основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, при предоставлении государственной услуги в электронной форме с использованием Портала являются:

1. Некорректное заполнение обязательных полей в форме интерактивного запроса.

2. Наличие противоречивых сведений в представленных документах и в интерактивном запросе.

3. Обращение уполномоченного представителя физического лица.

4. Подписание запроса и иных документов в электронной форме с использованием электронной подписи с нарушением требований нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы.

Основания для отказа в предоставлении услуги

Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются:
1. Истечение срока приостановления предоставления государственной услуги, если в течение данного срока не были устранены причины, ставшие основанием приостановления предоставления государственной услуги, за исключением срока, установленного пунктом 2.9.1.1 Регламента предоставления услуги.
2. Невозможность предоставления государственной услуги по основаниям, предусмотренным федеральными законами и нормативными правовыми актами города Москвы, в том числе :
— у заявителя отсутствуют права на все здания, строения, сооружения, помещения, расположенные на земельном участке.
3. Права на земельный участок либо права на расположенные на нем здания, строения, сооружения оспариваются в судебном порядке.
4. Заявленный вид разрешенного использования земельного участка не соответствует виду разрешенного использования, установленному правилами землепользования и застройки города Москвы, а в случае, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, — виду разрешенного использования земельного участка, установленному в соответствии с частью 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
5. Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
6. Наличие составленного Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы акта о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка, находящегося в собственности города Москвы и земельного участка, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, и (или) акта о подтверждении факта наличия незаконно размещенного объекта недвижимости на земельном участке, находящегося в собственности города Москвы и земельного участка, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена.
7. Включение объектов недвижимого имущества в утвержденный постановлением Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. № 819-ПП «Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков» Перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, находящегося в собственности города Москвы и земельного участка, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости.
8. Включение земельных участков в утвержденный постановлением Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. № 819-ПП «Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков» Перечень земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, на которых размещено имущество (конструкции, строительные материалы и прочее), не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство для проведения работ по строительству (реконструкции) на указанных земельных участках.

Изменение вида разрешенного использования земельного участка

Категория: Земли сельскохозяйственного назначения

По классификатору (описание): Для сельскохозяйственного производства

По документу: Для ведения сельскохозяйственного производства

Можно ли подать заявление на изменение вида разрешенного использования земельного участка, а именно на:

По классификатору (описание): Для ведения личного подсобного хозяйства

По документу: Для ведения личного подсобного хозяйства

Или что-либо похожее.

И еще: если можно, то в какие органы обращаться и какие есть для этого сроки?

Ответы юристов (8)

В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540, ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках является видом разрешенного использования.
Такой же вывод следует из абз. 2 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Т.к. градостроительный регламент на данные земли не распространяется поэтому Вам будет необходимо обратиться в местную администрацию.

Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ
(ред. от 29.12.2015)
«О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»
(с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016)
1. Вплоть до утверждения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но применительно к городу федерального значения Москве, к Московской области, к муниципальным образованиям, в которых по состоянию на 1 января 2015 года правила землепользования и застройки не утверждены, до 1 июля 2016 года и к обеспечению использования в целях, установленных Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», находящихся в федеральной собственности земельных участков, в том числе земельных участков, в отношении которых Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» выполняет функции агента Российской Федерации (далее — земельные участки Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства), земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства осуществляет распоряжение на основании поручения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, до 31 декабря 2016 года:
3) решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 — 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований. В случае, если до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации один вид разрешенного использования объекта капитального строительства был изменен на другой вид такого использования в соответствии с законодательством, действовавшим на момент изменения вида разрешенного использования объекта капитального строительства, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен указанный объект, на другой вид разрешенного использования этого земельного участка, а также в случае изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, принимается без проведения публичных слушаний при условии, что такой вид разрешенного использования земельного участка не противоречит его целевому назначению;

Но сразу скажу Семен, чтобы потом не было обиды, указание мною вот этого порядка, это от лукавого, т.к. на самом деле действующим законодательством РФ не установлен порядок изменения вида разрешенного использования для земель категории сельхозназначений, но в некоторых случаях применяют именно указанный порядок.

По хорошему Вам необходимо перевести данную землю из земель сельхозназначения в земли поселений и тогда уже менять вид разрешенного использования.

Это интересно:  Как отомстить должнику не вернувшему деньги

Уточнение клиента

Подскажите, какие нужны документы для перевода в земли поселений и вообще, есть ли шанс, что их переведут? Что обычно по этому поводу говорит практика?

05 Мая 2016, 22:15

Есть вопрос к юристу?

Уважаемый Семён! Здравствуйте!

Согласно абзаца 3 ч.1 ст.78 ЗК РФ

земли
сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения
сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений,
научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным
производством целей, а также для целей аквакультуры
(рыбоводства): в т.ч. крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их
деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство,
животноводство, огородничество.

Если же хотите именно перевести из одной категории в другую, то данным же Законом четко прописана сама процедура, причем достаточно хлопотная и длительная (два-три месяца, до полугода).

Смысл перевода? Что Вы точно хотите построить?

Уточнение клиента

Смысл перевода в том, что мы хотим построить дачу и при ней создать огород, для своих нужд. А по этой категории построить жильё нельзя.

05 Мая 2016, 22:12

Уважаемый Сёмен! В дополнение на Ваше уточнение: тогда понял, тогда Вам изначально к главе поселения, потом уже на уровне субъекта России будет осуществлен перевод (Закон №172-ФЗ, Закон №101-ФЗ «Об обороте земель с/ назначения»). Процедура хлопотная и длительная и вот почему: придется изменять Генеральный план населенного пункта, ПЗЗ (Правила землепользования и застройки) населенного пункта с картами зонирования.

Это только через перевод из земель сельхозназначения в земли поселений и никак иначе.

«Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года»
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.06.2014)
(Извлечение)
Вопрос 5. Допускается ли использование земель сельскохозяйственного назначения для индивидуального жилищного строительства?
Возможно ли изменение вида разрешенного использования земельного участка сельскохозяйственного назначения (например, «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства», «для ведения личного подсобного хозяйства» и т.п.) на вид разрешенного использования «для ведения дачного хозяйства» («для дачного строительства»)?
Ответ. Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находится в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (чч. 2 и 3 ст. 36).
В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» его действие не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.
Оборот указанных земельных участков регулируется ЗК РФ.
Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.
Статья 79 названного закона определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья — пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), — в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (пп. 1 и 4).
В соответствии с п. 2 ст. 7 этого кодекса правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее — ГсК РФ) определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п. 6 ст. 1, п. 3 ч. 2 и ч. 6 ст. 30, чч. 1, 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37).
Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, установлено, что продовольственная безопасность России должна обеспечиваться путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий.
Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.
С учетом изложенного изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта предусмотрены ст. 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
Статья 81 ЗК РФ закрепляет положение о предоставлении земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства и не предусматривает их использование для индивидуального жилищного строительства.
Согласно ч. 10 ст. 35 и ч. 3 ст. 36 ГсК РФ зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения, могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов. На земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ этой территориальной зоны, распространяется действие градостроительного регламента.
С учетом названных положений и правил п. 2 ст. 7 ЗК РФ земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию — «земли населенных пунктов».
Включение указанных земельных участков в границы населенного пункта с одновременным установлением либо изменением вида разрешенного использования может осуществляться в порядке чч. 1 и 2 ст. 4.1 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям.

Уважаемый Сёмен! В дополнение:

согласно ч.1 ст.2 Закона №172-ФЗ

Для
перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории
в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной
категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава
земель одной категории в другую (далее также — ходатайство) в исполнительный
орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные
на рассмотрение этого ходатайства.

Далее, согласно чч.3,4 ст.2 Закона

В
ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в
другую указываются:
1)
кадастровый номер земельного участка;
2)
категория земель, в состав которых входит
земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается
осуществить;
3)
обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в
другую;
4) права
на земельный участок.
4. Для
принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории
в другую также необходимы следующие документы:
(в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N
169-ФЗ)
1) выписка
из государственного кадастра недвижимости относительно сведений о земельном
участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую
предполагается осуществить, или кадастровый паспорт такого земельного
участка;
(в ред. Федеральных законов от
13.05.2008 N 66-ФЗ, от 20.03.2011 N
41-ФЗ)
2) копии
документов, удостоверяющих личность заявителя (для заявителей — физических
лиц);
(п. 2 в ред. Федерального
закона от 20.04.2015 N
102-ФЗ)
2.1)
выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для
заявителей — индивидуальных предпринимателей) или выписка из единого
государственного реестра юридических лиц (для заявителей — юридических
лиц);
(п. 2.1 введен Федеральным
законом от 20.04.2015 N
102-ФЗ)
3) выписка
из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним
о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной
категории в другую предполагается осуществить;
4)
заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение
предусмотрено федеральными законами;
5)
согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из
состава земель одной категории в другую, за исключением случая, если
правообладателем земельного участка является лицо, с которым заключено
соглашение об установлении сервитута в отношении такого земельного
участка;
(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N
499-ФЗ)
6) утратил
силу с 1 января 2008 года. — Федеральный закон от 18.12.2006 N
232-ФЗ.

Это интересно:  Можно ли оплачивать коммунальные платежи кредитной картой 2020 - как оплатить

Касательно же переведут или нет, как документы будут собраны.

Уточнение клиента

Большое спасибо. Очень помогло, но остался один небольшой вопрос: обоснование перевода должно проводиться какой-то комиссией или можно со своих слов и они сами будут проверять?

05 Мая 2016, 22:25

Переводят, но сами понимаете каждый случай это отдельная песня, в России живем.

Этому посвящен целый закон.

Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ
(ред. от 20.04.2015)
«О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»

Уточнение клиента

Большое спасибо. Утром почитаю.

05 Мая 2016, 22:26

Уважаемый Сёмен! Ни в Законе №101-ФЗ, ни в Законе №172-ФЗ, тем более ни в ЗК РФ подобного не нашел. Проверять будут документы к ходатайству. Возможно надо будет еще смотреть региональное законодательство в этой части.

Обоснование Вы должны указать сами, но стоит подумать над тем что Вы напишите.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Как изменить вид разрешенного использования земельного участка?

Все участки, находящиеся на территории РФ, в обязательном порядке имеют вид разрешенного использования. Он специально устанавливается для каждого участка. От него напрямую зависит, что вы сможете сделать с землей и какие постройки можно построить на ней. Иногда вид разрешенного использования можно поменять.

Порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка:

  1. Вид разрешенного использования земельного участка может меняться только по той схеме, которая имеется на этой территории зонирования.
  2. Нужно составить заявление и направить его в местную администрацию.
  3. После этого проводятся слушания, которые должны быть публичными. В них должны принять участие граждане, которые проживают в этом районе. На слушаниях могут присутствовать и правообладатели смежных территорий, в качестве которых могут выступать не только собственники, но и арендаторы участка.
  4. Все участники проведенного мероприятия предоставляют свои предложения. А результаты обязательно публикуются.
  5. На основе заключения организовавшей слушания комиссии принимается решение, которое может изменить вид использования земли. Но иногда в данном изменении отказывают.

Как же установить и, при необходимости, изменить на более подходящий ВРИ участка земли?

Раньше отдельные чиновники принимали решение об изменении категории участка. С этим было связано много проблем. Но началась земельная реформа, продолжающаяся до сих пор.

В результате этой работы были выработаны определенные нормы, согласно которым выделяют определенные виды разрешенного использования участков земли:

  • Условно разрешенные,
  • Основные,
  • Вспомогательные.

Вся нужная информация, распространяемая на конкретные участки, должна находиться в составе градостроительного права.

Вы ее можете получить, для чего подходят данные способы:

  1. Получение справки о зонировании,
  2. Получение выписки из правил землепользования и застройки, так называемых ПЗиЗ.

Получаем ГПЗУ и выясняем ВРИ участка земли:

  • В орган местного самоуправления необходимо подать заявление. При этом земельный участок должен относиться к территории этого органа. Причем заявление могут подавать не только собственники, но и арендаторы. Оно также может поступить и от заинтересованного в этом лица.
  • В местной администрации подготавливают и утверждают ГПЗУ в строго установленный период, который составляет 30 дней со времени получения заявления. При этом оплата за это не взимается.
  • Затем необходимо получить ГПЗУ. Обратите внимание на графу 2.1. в ней должны присутствовать сведения обо всех ВРИ, которые допускаются для данного земельного участка.

Всю необходимую для заполнения ГПЗУ информацию администрация собирает самостоятельно. Эта работа осуществляется в рамках сотрудничества между различными ведомствами. Если у вас запрашивают другие документы, помимо заявления, у вас есть право обратиться в прокуратуру.

Как выбрать ВРИ земельного участка?

Получив нужную информацию, правообладатель участка может подобрать любой ВРИ из доступных для него основных и дополнительных ВРИ. Для этого просто в комиссию нужно подать заявление. Комиссия находится в местной администрации.

Сведения о принятом решении из администрации передаются в местное отделение кадастровой палаты. Заявитель не должен предпринимать никаких самостоятельных действий, чтобы это сделать. Вам остается только получить свидетельство о собственности, в котором будет указан новый ВРИ на землю.

Как изменить ВРИ земельного участка?

Это несложно сделать, если рассматривать вопрос теоретически. Но важно выполнить следующие условия:

  1. В муниципальном образовании должен находиться градостроительный регламент, находящийся в составе ПЗиЗ.
  2. Необходимый вам ВРИ должен присутствовать в перечне ВРИ для конкретного участка.

Но в законодательстве на этот счет есть множество недоработок, которые ведут к многочисленным судебным спорам. Несоблюдение законодательства на любой стадии приводит к отмене ранее принятого решения, как в случае прокурорской проверки, так и в порядке самоконтроля со стороны местной администрации.

Чтобы сменить ВРИ на землю необходимо сделать следующее:

  1. Подать заявление на получение выписки на землю. Оно подается в комиссию, находящуюся в районе расположения участка.
  2. Убедитесь, что ВРИ участка можно изменить.
  3. Выберите подходящий ВРИ из представленного списка самостоятельно.
  4. После этого заявление подается в кадастровую палату, чтобы изменить один ВРИ на другой. С заявлением необходимо подать выписку из ПЗиЗ и свидетельство о праве собственности.
  5. Кадастровая палата выдает кадастровый паспорт, в котором содержится новый ВРИ. Во время оформления любых сделок с участком этот документ будет необходимым.
  6. В Росреестре нужно получить новое свидетельство о собственности.

Правообладателем признается и арендатор. Но на самом деле поменять ВРИ на участок удается не во всех случаях.

Для регистрации изменений арендатором срок его аренды должен составлять не менее 5 лет. Если же это не так, кадастровая палата может отказать в регистрации изменений.

Получаем разрешение на условно разрешенный ВРИ (статья 39 Кодекса)

Согласно 39 статье Кодекса, важно выполнить следующие действия:

  1. Подайте заявление в специально созданную для этого Комиссию,
  2. Пройдите публичные слушания. В них должны участвовать все заинтересованные лица, в качестве которых могут выступать местные жители и правообладатели, владеющие соседними участками.
  3. Получите кадастровый паспорт и новое свидетельство о собственности. Оно должно содержать новый условно разрешенный ВРИ.

Комиссия предоставляет свои рекомендации, которые появляются в итоге слушаний. Они бывают следующими:

  • Обоснованный отказ,
  • Предоставление разрешения.

Рекомендации представляют собой документ, направляемый главе администрации. Именно за ним остается окончательное принятие решения. Глава должен вынести решение за три дня и опубликовать его. Решение можно обжаловать, но для этого придется обратиться в суд. В целом же с момента получения заявления и до опубликования результатов должно пройти не больше 30 дней.

Но есть территории, смена категории которых невозможна, хотя и допускается в исключительных случаях. К ним можно отнести следующие категории:

  • Угодья с особой ценностью и продуктивностью;
  • Земли лесного фонда, которые никогда не предоставляют под огородничество, садоводство и дачное строительство.

Правила зонирования территории

Земельный кодекс устанавливает понятие, которое связано с зонированием территорий. Оно заключается в разделении большой территории на зоны развития не только поселений, но и других территорий. Также определяется вид градостроительного использования. Устанавливаются и ограничения, связанные с использованием некоторых участков.

Согласно действующему в России зонированию выделяют следующие земли:

  1. Лесного фонда,
  2. Водного фонда,
  3. Населенных пунктов,
  4. Запаса,
  5. Сельскохозяйственного значения,
  6. Особо охраняемых объектов и территорий,
  7. Радиовещания, промышленного назначения, связи, для обеспечения косметической деятельности, энергетики и обороны, а также некоторые другие категории земель.

Как можно поменять вид пользования?

Все более актуальным для многих становится вопрос смены категории земельного участка. Особенно это относится к сельскохозяйственным землям. Многие хотят использовать эти земли под индивидуальное строительство.

Основная причина связана с тем, что на сельскохозяйственной земле нельзя просто так построить дом. К тому же, стоимость земли сельскохозяйственного значения существенно ниже. Многие собственники именно по этой причине планируют поменять разрешенный вид использования на свои участки.

Есть достаточно быстрые, а главное законные методы смены категории. В дальнейшем при желании на участке можно проживать комфортно. Вам не придется беспокоиться о необходимости смены категории.

Если вы планируете сменить разрешенный вид использования, можно воспользоваться двумя основными вариантами:

  1. Перевести участок из одной категорию в другую,
  2. Сменить вид использования, не меняя категорию участка.

Первый вариант предполагает получение любого варианта разрешенного использования. В другом случае вам достаточно просто выбрать категорию участка из списка, действующего для конкретной земли.

  1. Всегда необходимо учитывать не только возможные ограничения, но и запреты в рамках законодательства. Они могут действовать при смене ВРИ на некоторые участки.
  2. Уточняйте наличие в администрации ПЗиЗ.
  3. Внимательно изучите не только классификатор ВРИ, но и перечень ВРИ для данного участка земли.

Вы обязательно должны учитывать, что земельное законодательство на данный момент переживает свое становление. По этой причине следует постоянно следить за изменениями и относиться очень критически к требованиям органов местного самоуправления, если они необоснованные.

Статья написана по материалам сайтов: mosreg.ru, www.mos.ru, pravoved.ru, property911.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector