+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Государственная регистрация сделок с недвижимостью и прав на недвижимое имущество: что подлежит внесению в реестр, закон, порядок регистрации

Новые правила регистрации недвижимости с 01.01.2017 установлены законом «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ (далее — закон № 218-ФЗ), призванным заменить закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество…» от 21.07.1997 № 122-ФЗ (далее — закон № 122-ФЗ). Рассмотрим нововведения более подробно.

Содержание

Изменения, вступившие в силу в 2016 году

В 2016 год мы вступили с изменениями в госрегистрации недвижимости, установленными законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты» от 29.12.2015 № 391-ФЗ. Данный закон дополнил действовавший тогда закон № 122-ФЗ следующими случаями обязательной нотариальной заверки сделок:

  • по продаже доли в праве общей собственности третьему лицу (п. 1 ст. 24);
  • продаже земельной доли (п. 3 ст. 24.1);
  • продаже недвижимого имущества на условиях опеки или доверительного управления, а также имущества несовершеннолетних и недееспособных (п. 2 ст. 30).

С правилами продажи доли можно ознакомиться, прочитав статью Нужен ли нотариус при продаже квартиры в долях?

Новые правила регистрации недвижимости, действовавшие в 2016 году

В середине 2016 года произошел еще ряд изменений:

  • Законом «О внесении изменений…» от 02.06.2016 № 172-ФЗ расширен круг сделок по отчуждению общей собственности на недвижимое имущество, требующих нотариального заверения. Сюда вошли все такие сделки, в том числе сделки по продаже своих долей всеми участниками собственности по одной сделке.
  • Законом «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 351-ФЗ отменена нотариальная регистрация сделок по продаже земельных долей.

Таким образом, в 2017 год мы вошли с обязательным участием нотариуса:

  • в продаже долей в общей собственности (п. 1 ст. 42 закона № 218-ФЗ);
  • продаже недвижимого имущества на условиях опеки или доверительного управления, а также имущества несовершеннолетних и недееспособных (п. 2 ст. 54 закона № 218-ФЗ).

Еще одним новшеством 2016 года стало упразднение свидетельств о госрегистрации права (закон «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 360-ФЗ, вступивший в силу с 15.07.2016). Теперь государственная регистрация права подтверждается выпиской из реестра прав. Такое же положение содержит и ст. 28 закона № 218-ФЗ.

Изменения в госрегистрации недвижимости с 2017 года

Закон № 218-ФЗ внес немало изменений в существующий порядок госрегистрации. Систематизируем и рассмотрим новшества подробнее. Итак, новый порядок регистрации недвижимости предусматривает такие нововведения, как:

  • создание нового ЕГРН, объединяющего существовавшие ранее ЕГРП и ГКН;
  • возможность одновременной постановки объекта недвижимости на кадастровый учет и регистрации прав на него;
  • изменение порядка представления документов на госрегистрацию;
  • уменьшение сроков производства регистрационных действий;
  • признание машино-мест объектом недвижимости;
  • изменение оснований и сроков приостановки госрегистрации;
  • появление основания для отказа в приеме документов;
  • увеличение госпошлины за выдачу выписок и копий документов из реестра.

Рассмотрим каждое из нововведений детально.

Единый государственный реестр недвижимости

ЕГРН — свод достоверной и систематизированной информации:

  • о зарегистрированных объектах недвижимого имущества;
  • учтенных правах на такое имущество;
  • основаниях возникновения таких прав;
  • собственниках и других правообладателях имущества.

Такое определение ЕГРН приводится в ч. 2 ст. 1 закона № 218-ФЗ.

Кроме того что данный реестр объединил в себе ЕГРП и ГКН, введено еще несколько новшеств:

  • Реестр ведется в электронной форме (кроме реестровых дел, в которых содержатся письменные документы заявителя).
  • Произошло расширение реестра границ. В частности, добавятся границы лесничеств, игорных зон, охотничьих угодий и т. д.
  • Введено понятие дежурной кадастровой карты. Такие карты предназначены исключительно для внутреннего пользования сотрудниками Росреестра. В отличие от публичных, они содержат границы и номера частей земельных участков, зданий и сооружений.

Новый порядок регистрации и постановки недвижимого имущества на учет

Законом № 218-ФЗ внесены значимые изменения в процедуру представления документов:

  • Введена обязанность органа регистрации самостоятельно запрашивать в налоговой инспекции учредительные документы юридического лица — заявителя (п. 9 ст. 18 закона № 218-ФЗ).
  • Появилась возможность направить документы через уполномоченное лицо органа регистрации при выездном приеме, а по окончании регдействий их может доставить курьер, правда, эти услуги платные (п. 1 ст. 18, пп. 19, 20 ст. 29).
  • Заявление на госрегистрацию можно подать в любое подразделение органа регистрации или МФЦ вне зависимости от того, где расположен объект недвижимости (п. 2 ст. 18).
  • Упрощен порядок госрегистрации прав, возникших из акта госоргана (орган, принявший акт, самостоятельно направляет документы на регистрацию не позднее 5 рабочих дней с момента возникновения права или обременения (п. 2 ст. 19).
  • На регистрацию передается только 1 оригинал документа-основания возникновения прав на бумажном носителе. Второй экземпляр остается у заявителя, а не возвращается после регистрации, как было прежде (п. 5 ст. 18).
  • При представлении документов по почте кроме нотариального удостоверения подписи на заявлении требуется заверить у нотариуса доверенность и саму сделку (п. 12 ст. 18).

Закон от 01.07.2018 № 175-ФЗ ввел изменения в закон № 218-ФЗ. Они упрощают регистрацию вновь созданных по договорам долевого строительства объектов: теперь можно не приобщать к заявлению о постановке на кадастровый учет и регистрации проектную декларацию, а также разрешение на строительство. Оба документа для целей Росреестра берутся в единой информационной системе жилищного строительства.

Сроки производства регистрационных действий

Напомним, что закон № 122-ФЗ содержал одинаковый срок для постановки объектов на кадастровый учет и госрегистрации права собственности — 10 рабочих дней (далее — р. д.).

С 01.01.2017 закон № 218-ФЗ предусматривает следующие сроки для производства регистрационных действий:

  • постановка объекта недвижимости на кадастровый учет осуществляется в течение 5 р. д. при подаче заявления непосредственно в орган регистрации и 7 р. д. при подаче через МФЦ;
  • госрегистрация права собственности — в течение 7 и 9 р. д. соответственно;
  • одновременное совершение 2 перечисленных действий займет 10 и 12 р. д.

Сроки госрегистрации прав на основе нотариально удостоверенных сделок останутся прежними — 3 р. д. или 1 р. д. при условии отправки документов нотариусом в электронном виде. Подача таких документов через МФЦ увеличит срок до 5 р. д.

Регистрация машино-мест

Законом «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 315-ФЗ в ГК РФ введено понятие «машино-место». Машино-место теперь включено в перечень недвижимого имущества. Чтобы приобрести статус недвижимости, подлежащей госрегистрации, оно должно соответствовать следующим критериям:

  • предназначаться для парковки автомобиля;
  • быть расположено в строении;
  • быть не ограничено либо частично ограничено строительной конструкцией;
  • иметь четко установленные границы.

Ранее узаконить машино-место можно было только в виде доли в праве общей долевой собственности, что вызывало такие затруднения при продаже, как:

  • необходимость соблюдения преимущественного права сособственников, т. е. возможность продать третьему лицу возникала по истечении 1 месяца с момента письменного предложения о продаже машино-места другим собственникам (п. 2 ст. 250 ГК РФ);
  • необходимость обязательного оформления такой сделки у нотариуса (п. 1 ст. 24 закона № 122-ФЗ).

П. 3 ст. 6 закона от 03.07.2016 № 315-ФЗ устанавливает, что для выдела в натуре и госрегистрации права собственности на машино-место требуется представить документ, составленный сособственниками, устанавливающий порядок пользования недвижимостью, которая находится в общей долевой собственности.

Новшества в отказе и приостановке госрегистрации

В правилах, регулирующих отказ в госрегистрации и ее приостановку, выделим следующие изменения:

  • предусмотрен только 1 повод для отказа в приеме документов — непредставление лицом, лично подающим заявление на госрегистрацию, документа, удостоверяющего его личность (п. 15 ст. 18 закона № 218-ФЗ);
  • предусмотрен 1 повод для отказа в госрегистрации — неустранение причин, послуживших поводом для приостановки (ст. 27 закона № 218-ФЗ);
  • определено 55 оснований для приостановки регистрационных действий (п. 1 ст. 26 закона № 218-ФЗ);
  • увеличились сроки приостановки с 1 месяца по инициативе регистратора и 3 по инициативе заявителя до 3 и 6 месяцев соответственно (п. 2 ст. 26, п. 1 ст. 30 закона № 218-ФЗ).

Государственная пошлина

Госпошлина за совершение регистрационных действий изменений не претерпела. О ее размерах можно узнать из нашей статьи Госпошлина при продаже квартиры. За выдачу выписок из реестра и копий документов существенно увеличилась:

  • госпошлина за самую часто применяемую выписку из ЕГРН на бумажном носителе, содержащую общедоступные сведения, составляет для физлиц 750, для юрлиц — 2200 руб. Электронный документ обойдется в 300 руб. и 600 руб. соответственно;
  • госпошлина за выписку из ЕГРН на бумажном носителе об установлении недееспособности правообладателя — 950 руб. в электронном виде – 400 руб.;
  • госпошлина за копию документа, содержащегося в регистрационном деле и выражающего содержание сделки, — 300 вместо прежних 100 руб.

Вот такие основные изменения в регистрации недвижимости произошли в последнее время. Думается, что они были не последними. Стоит отметить, что процесс госрегистрации недвижимости становится проще и быстрее.

Государственная регистрация сделок с недвижимостью и прав на недвижимое имущество: что подлежит внесению в реестр, закон, порядок регистрации

Обязательность государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Комментарий к статье 4

1. Несмотря на то что ГК РФ относит к недвижимости помимо земельных участков, участков недр, обособленных водных объектов и всего, что прочно связано с землей, также и иное имущество, из предмета действия рассматриваемого Закона изъяты отношения, связанные с государственной регистрацией прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.

Основываясь на анализе действующего законодательства, можно составить следующий перечень объектов недвижимости, права на которые подлежат регистрации в соответствии с комментируемым Законом: земельные участки; участки недр; обособленные водные объекты; леса, многолетние насаждения; здания, части зданий, в том числе нежилые помещения, части помещений, жилые дома и их части, жилые дома с жилыми и нежилыми помещениями; жилые дома на дачных участках с правом регистрации проживания в них, квартиры, их части, комнаты, служебные помещения, иные жилые помещения в жилых домах и других строениях, пригодные для постоянного и временного проживания, сооружения, сооружения над и под землями, объекты инженерной, транспортной инфраструктуры и благоустройства, сооружения и элементы инженерной инфраструктуры жилищной сферы, дачи, садовые дома, гаражи и другие строения потребительского значения, жилые строения без права регистрации проживания в них и хозяйственные строения и сооружения на садовых участках; некапитальные жилые строения и хозяйственные строения и сооружения на огородных участках; предприятия как имущественные комплексы; кондоминиумы как комплексы недвижимого имущества; объекты незавершенного строительства, не являющиеся предметом действующего договора строительного подряда.

Это интересно:  Возврат книг закон о защите прав потребителей

2. В соответствии со ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав органами по государственной регистрации прав. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.

Комментируемый Закон в развитие ст.ст.131, 164, 223, других положений ГК РФ обязывает регистрировать не только наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, но и сделки с ним. При этом действующее законодательство не содержит исчерпывающего перечня прав и сделок, подлежащих государственной регистрации.

Необходимость государственной регистрации сделки и перехода права на недвижимость в результате такой сделки возникает в случаях оформления следующих видов сделок:

ипотеки (ст.339 ГК РФ);

залога, возникающего в силу закона (ст.ст.489, 587 ГК РФ);

купли-продажи жилого помещения, в том числе его части (ст.558 ГК РФ);

мены жилых помещений, в том числе их частей (гл. 30, ст.567 ГК РФ);

продажи предприятия как имущественного комплекса (ст.560 ГК РФ);

отказа одаряемого принять в дар недвижимость до момента передачи ему дара в случае, когда договор дара зарегистрирован (ст.573 ГК РФ);

дарения недвижимого имущества, в том числе его части (ст.574 ГК РФ);

пожертвования недвижимости (ст.ст.574, 582 ГК РФ);

ренты, предусматривающей передачу недвижимости (ст.584 ГК РФ);

пожизненного содержания с иждивением, предусматривающего передачу недвижимости (ст.ст.584, 601 ГК РФ);

аренды здания или сооружения, их частей, если срок аренды более одного года (ст.651 ГК РФ) [37] ;

аренды иного недвижимого имущества вне зависимости от срока аренды (ст.609 ГК РФ);

договора аренды предприятия как имущественного комплекса (ст.658 ГК РФ);

уступки права (требования), основанного на сделке, подлежащей государственной регистрации (ст.389 ГК РФ);

перевода долга по сделке, подлежащей государственной регистрации (ст.391 ГК РФ);

соглашения об изменении и расторжении указанных договоров (ст.452 ГК РФ);

Законодательством могут быть предусмотрены и иные сделки, при заключении которых требуется регистрация как самой сделки, так и возникающего на ее основании перехода права на недвижимое имущество.

Не подлежат государственной регистрации права на жилые помещения, возникающие из договора коммерческого или социального найма жилого помещения (гл. 35 ГК РФ), из договора безвозмездного пользования (гл. 36 ГК РФ), договора аренды зданий и сооружений, заключенного на срок менее года (ст.651 ГК РФ).

В остальных случаях регистрации подлежит только право (переход права). К таким случаям возможно отнести, в частности:

приобретение права собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество (ст.219 ГК РФ);

приобретение права собственности членами жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, полностью внесшими паевой взнос (п.4 ст.218 ГК РФ);

признание судом права собственности, определение доли в праве общей собственности, раздел имущества и т.п.;

заключение соглашения о разделе общего имущества супругов;

заключение брачного договора, предметом которого является недвижимое имущество;

заключение соглашения об уплате алиментов, если в качестве алиментов в собственность передается недвижимое имущество;

раздел имущества, находящегося в общей долевой собственности (ст.252 ГК РФ);

выдел доли в уставном капитале юридического лица в виде недвижимого имущества, а также внесение недвижимого имущества в качестве вклада в уставный капитал;

переход прав на имущество в случае реорганизации юридического лица (ст.58 ГК РФ);

принятие акта органа исполнительной власти;

передача имущества на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления;

передача недвижимого имущества в доверительное управление (ст.1017 ГК РФ);

передача недвижимого имущества в собственность путем заключения соглашения об отступном;

иные предусмотренные законом случаи возникновения, изменения или прекращения прав.

3. Институт государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней основывается на ряде принципов, основополагающим из которых является принцип обязательности государственной регистрации. Этот принцип означает, что государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает принцип обязательности государственной регистрации прав на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие комментируемого Закона. Данное положение означает, что в отношении недвижимости, права на которую возникли или были переданы после введения в действие Закона, они должны быть зарегистрированы в порядке, установленном настоящим Законом.

Сказанное не следует понимать так, что государственная регистрация является основанием возникновения права на недвижимость. Как неоднократно говорилось, следует различать понятия «основания возникновения права» и «момент возникновения права». Так, основания возникновения права собственности перечислены в ст.218 ГК РФ (создание вещи, переработка, самовольная постройка, договор, наследование, правопреемство при реорганизации юридического лица и др.), а момент возникновения права собственности законодатель определяет иными юридическими фактами — традицией, судебным решением, государственной регистрацией. Последнее представляет собой издание ненормативного акта уполномоченного государственного органа. Внешним выражением этого акта является внесение записи в реестр и выдача свидетельства государственной регистрации права.

4. Обязательность государственной регистрации может быть установлена только федеральным законодательством. Приведем пример из судебно-арбитражной практики, в котором суд признал, что изданный субъектом РФ или его органом нормативный акт об обязательной государственной регистрации договоров, для которых федеральным законом такая государственная регистрация не установлена, не применяется арбитражным судом, как противоречащий нормам ГК РФ.

Арендодатель обратился в арбитражный суд с иском к арендатору о признании незаключенным договора аренды здания. Арбитражный суд первой инстанции удовлетворил иск арендодателя о признании незаключенным договора аренды здания на срок менее одного года, сославшись на распоряжение главы субъекта РФ об обязательной государственной регистрации на территории субъекта РФ договоров аренды любого недвижимого имущества независимо от сроков аренды.

Постановлением апелляционной инстанции решение отменено и в удовлетворении иска отказано на том основании, что согласно п.»о» ст.71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Пункт 1 ст.131 и п.1 ст.164 ГК РФ устанавливают, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется только в случаях, когда такая регистрация предусмотрена Гражданским кодексом РФ и иными федеральными законами (п.2 ст.3 ГК РФ). Пункт 1 ст.2 Закона о государственной регистрации устанавливает, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним есть юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Таким образом, Конституция Российской Федерации и Гражданский кодекс РФ не наделяют субъекты РФ правом издавать нормативные акты по вопросам определения круга прав на недвижимое имущество и видов сделок с ним, подлежащих обязательной государственной регистрации. Поэтому изданный главой субъекта РФ нормативный акт об обязательной государственной регистрации всех договоров аренды (субаренды) недвижимого имущества независимо от сроков их действия не подлежал применению арбитражным судом первой инстанции на основании ст.12 Гражданского кодекса РФ как акт государственного органа, противоречащий федеральному закону. В соответствии с п.2 ст.651 Гражданского кодекса РФ договор аренды здания, заключенный на срок менее одного года, не подлежал государственной регистрации [39] .

5. Вышесказанное не означает, что стороны не вправе распространить действие договора, подлежащего обязательной государственной регистрации, на отношения, возникшие до момента такой регистрации.

В соответствии со ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора; условия договора определяются по усмотрению сторон. Согласно п.2 ст.425 указанного Кодекса стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора.

Например, стороны могут согласовать условие о внесении арендной платы с момента, установленного сторонами. Комитет по управлению городским имуществомг. Санкт-Петербурга (далее — КУГИ) обратился в Арбитражный судг. Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «ССТ-М.И.Ф.» (далее — ООО «ССТ-М.И.Ф.») о задолженности по арендной плате за периоды с 24 июля 2000г. по 30 сентября 2000г. и с 1 января 2001г. по 31 декабря 2001г. В суде ООО «ССТ-М.И.Ф.» утверждало, что положение п.3.2 договора аренды земельных участков, согласно которому условия данного договора распространяются на правоотношения сторон, возникшие с 24 июля 2000г., не может быть признано соответствующим закону, поскольку в тот период отсутствовала не только государственная регистрация сделки, но и непосредственно сама сделка.

По материалам дела установлено, что между КУГИ и ООО «ССТ-М.И.Ф.» заключен договор аренды земельных участков, сроком действия по 23 июля 2003г., для размещения торговых павильонов. Договором предусмотрено, что он вступает в силу с момента государственной регистрации (п.3.1), а его условия распространяются на правоотношения сторон, возникшие с 24 июля 2000г. (п.3.2). Размер и порядок внесения арендной платы определены в разд. 3 договора, а п.5.2 установлена ответственность арендатора в виде уплаты пеней в случае ненадлежащего исполнения обязанности вносить арендную плату. Государственная регистрация аренды указанных в договоре земельных участков произведена государственным учреждением юстиции «Городское бюро регистрации прав на недвижимость» 13 июня 2001г.

По обоснованному мнению суда, при таких обстоятельствах обязанность перечислять арендную плату в соответствии с условиями договора возникла у ответчика с 24 июля 2000г.

Довод подателя жалобы о том, что обязанность вносить арендную плату возникла у арендатора только с момента государственной регистрации договора, не может быть принят кассационной инстанцией во внимание, так как достижение сторонами соглашения о применении к их отношениям, сложившимся до заключения договора, условий об обязанности арендатора по внесению арендной платы свидетельствует о согласии арендатора оплатить фактическое использование им земельного участка на условиях, предусмотренных договором аренды, что не противоречит ст.425 ГК РФ [40] .

6. Нарушение требования комментируемого Закона об обязательности государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним влечет недействительность сделки. Такая сделка в соответствии с п.1 ст.165 ГК РФ считается ничтожной.

Это интересно:  Повышенная стипендия 2019 :: размер и как получить

Между ТОО «Анкор» и АООТ «Стромкомпозит» был заключен договор аренды нежилого помещения; на основании письма арендодателя ТОО «Анкор» перечислило денежную сумму в счет арендных платежей. Иск был заявлен о признании недействительным договора аренды и применении последствий недействительности сделки путем обязания ответчика возвратить истцу арендные платежи. Арбитражный суд признал данный договор ничтожным в силу п.1 ст.165 ГК РФ, поскольку договор аренды не был зарегистрирован в установленном порядке [41] .

При этом состоявшаяся государственная регистрация права на объекты недвижимости сама по себе не препятствует признанию договора незаключенным или недействительным.

Так, прокурор Вологодской области в защиту государственных и общественных интересов и в интересах районного потребительского общества «Заготпромсервис» (далее — РПО «Заготпромсервис») обратился в Арбитражный суд Вологодской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Заготпром» (далее — ООО «Заготпром») с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица государственного учреждения юстиции «Вологодский областной центр государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Центр государственной регистрации прав) о признании незаключенным договора купли-продажи нежилых помещений и обязании ООО «Заготпром» возвратить РПО «Заготпромсервис» заготпункт и административное здание.

Из материалов дела суд установил, что в оспариваемом договоре купли-продажи не определены условия о его предмете, а это в соответствии со ст.432 ГК РФ является основанием для признания его незаключенным.

Суд указал относительно состоявшейся государственной регистрации перехода права собственности на объекты на основании оспариваемого договора купли-продажи, что это само по себе не препятствует признанию договора незаключенным или недействительным. Суд признал оспариваемый договор купли-продажи между РПО «Заготпромсервис» и ООО «Заготпром» незаключенным [42] .

7. Действующее гражданское законодательство не содержит требования об обязательной нотариальной форме всех сделок с недвижимостью. Из этого следует, что за исключением случаев, прямо установленных федеральным законом (договор ипотеки (ст.339 и ст.349 ГК РФ); договор ренты (ст.584 ГК РФ); специальный случай уступки права требования (ст.389 ГК РФ) и др.), сделки с недвижимостью могут совершаться в простой письменной форме. Положения части второй ГК РФ, связанные с отказом от обязательного нотариального удостоверения сделок с недвижимостью, существенно сужают гарантии, обеспечивающие предусмотренный Конституцией Российской Федерации (ст.ст.8, 35, 45, 48) принцип охраны прав и свобод гражданина, включая право частной собственности. Как показывает практика, нотариус не ограничивается удостоверением личности и проверкой дееспособности граждан, совершающих правовое действие. Он также участвует в подготовительной стадии договора, когда стороны еще не пришли к соглашению, разъясняя им смысл и возможные правовые последствия договора недвижимости. Кроме того, нотариус осуществляет контроль за недопущением заключения договора, противоречащего закону, а также предупреждает злоупотребление доверием сведущего лица по отношению к несведущему, с тем чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред. Нотариус вместе с тем в соответствии со ст.17 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате [43] несет полную имущественную ответственность за законность совершения сделки, а комментируемым Законом не предусмотрена ответственность регистраторов за проведение юридической экспертизы и не оговорено, каким образом подтверждаются полномочия проводящих ее лиц.

Все перечисленные функции в настоящее время законодатель возложил на органы по государственной регистрации прав, установив обязанность проведения указанными органами комплексной правовой экспертизы сделки. В связи с этим нельзя не согласиться с мнением о том, что «сохранение подобного правового регулирования способно создать ситуацию, при которой юридическая экспертиза сделок будет проводиться поверхностно, что грозит снижением уровня правовых гарантий и защиты участникам гражданского оборота» [44] .

Государственная регистрация сделок с недвижимостью и прав на недвижимое имущество: что подлежит внесению в реестр, закон, порядок регистрации

I. Краткое описание каждогообъекта недвижимости (адрес,вид, площадь, назначение и инаянеобходимая информация)

II. Записи о праве собственности ииных правах на каждый объектнедвижимости, имяправообладателя, данныеудостоверения личностифизического лица, адрес,указанный правообладателем, видправа, размер доли в праве и т.д.

III. Записи об ограничениях(обременениях) правасобственности и других прав нанедвижимое имущество, датавнесения записи, имярегистратора и его подпись. Взаписях об ограничении правауказывается содержаниеограничения, срок его действия

Разделы, содержащие информацию о зданиях, сооружениях и иных объектах недвижимого имущества, прочно связанных с земельным . участком, располагаются непосредственно за разделом, содержащим информацию о данном земельном участке

Разделы, содержащие информацию о квартирах, помещениях и иных объектах, входящих в состав зданий и сооружений, располагаются непосредственно за соответствующим разделом, относящимся к зданию и сооружению

Рис.5.2. Структура Единого государственного реестра прав на объекты недвижимости

Регистрация возникновения и перехода прав на объекты недвижимости удостоверяется свидетельством, а регистрация договоров и иных сделок – специальной регистрационной надписью на документе, выражающем содержание сделки. Форма свидетельства и специальной надписи устанавливается правилами ведения ЕГРП.

Как в ГК РФ, так и в Законе о регистрации словосочетание «регистрация прав на недвижимость» всегда сопровождается определением «государственная». Этим подчеркивается, что регистрация объектов недвижимости является исключительно функцией

государства. Соответственно и осуществлять свои функции государство может только через свои органы и учреждения. Делегирование государственных функций коммерческим структурам, даже учрежденным государством и находящимся в его собственности, недопустимо.

Регистрация объекта недвижимости и регистрация прав – это два разных вида деятельности, требующих различных методов и знаний в абсолютно разных областях. Так, описание объектов недвижимости, которые существуют независимо от прав на них, требуют технических знаний, а установление прав на них – это юридическая практика.

Объекты недвижимости – земельные участки, участки недр, обособленные водные бассейны, здания и сооружения, жилые и нежилые помещения, леса и многолетние насаждения, вновь создаваемые объекты, кондоминиумы, незавершенное строительство.

Права собственности – государственной, частной, общей совместной, общей долевой, в силу давности приобретения, другие формы.

Вещные права – хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения земельным участком, постоянного пользования земельным участком, иные права.

Ограничения прав – сервитуты, ипотека, доверительное управление, аренда, арест, лизинг, другие ограничения.

Сделки, обеспечивающие: возникновение прав, изменение прав, подтверждение прав.

Особые условия – права, возникшие до 01.02.1998 г., действительны без госрегистрации; госрегитсрация в субъектах РФ и муниципалитетах до 01.02.1998 г. действительна; госрегистрация сделок после 02.02.1998 г. требует регистрации прав на объект, возникших до 02.02.1998 г.

В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией возможно осуществление специальной регистрации или учета отдельных видов недвижимости.

Закон о государственной регистрации детально регламентирует и устанавливает порядок регистрации, последовательно определяя ее стадии (рис.5.3).

Отношения по регистрации прав на объекты недвижимости регулируются только актами федерального законодательства .

Государственная регистрация прав на объекты недвижимости осуществляется Главным управлением Федеральной регистрационной службы (ГУ ФРС) по месту нахождения объекта недвижимости. Основной задачей ГУ ФРС является осуществление государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, расположенным на территории регистрационного округа.

Прием документов, необходимых для государственной регистрации и отвечающих требованиям закона

Регистрация предъявленных документов с обязательным приложением документа об оплате регистрации

При отсутствии противоречий и других оснований для отказа в регистрации либо ее приостановления внесение записи в ЕГРП

Сопоставление заявленных прав на объект недвижимости с уже зарегистрированными на него правами для выявления возможных

Совершение регистрационных надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверения (особого вида свидетельств) о

Рис. 5.3. Порядок регистрации прав на недвижимость

Поскольку право собственности возникает не с момента заключения соглашения, а с момента государственной регистрации сделок, то проверяться должен именно переход права на объект недвижимости.

Регистрационная процедура начинается с приема регистратором от заявителя пакета документов, и после уплаты государственной пошлины.

Помимо этого, к каждому типу сделки необходимо приложить свой комплект документов, соответствующий сделке, и опись, заверенную подписью заявителя.

При поступлении в ФРС заявлений и соответствующих документов на государственную регистрацию перехода права на один из объектов недвижимости, находящийся в другом регистрационном округе, ФРС направляет сообщение об этом в учреждение юстиции по регистрации прав, на территории регистрационного округа которого расположен объект сделки, и запрашивает у поименованного выше учреждения юстиции по регистрации прав сведения о зарегистрированном праве на соответствующий объект недвижимости, о зарегистрированных ограничениях (обременениях) права, а также о наличии правопритязаний на данный объект недвижимости. Срок ответа на запрос составляет 5 дней.

Срок рассмотрения, приостановки и прекращения заявки на переход прав на недвижимое имущество по закону – 30 дней.

Сделка с недвижимым имуществом должна быть нотариально удостоверена и зарегистрирована в госоргане, осуществляющем государственную регистрацию сделок с недвижимым имуществом.

Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству на право обладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке, либо совершением подписи на документе, представленном для регистрации.

Государственная регистрация носит открытый характер. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан предоставить информацию о произведенной регистрации и зарегистрированных правах любому лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме (юридическому лицу – при предъявлении документов, подтверждающих регистрацию данного предприятия и полномочия его представителя)

Отказ в государственной регистрации права на недвижимость или сделки с ней либо уклонение соответствующего органа от регистрации могут быть обжалованы в суде.

Правовое обеспечение операций с недвижимостью установлено ГК РФ (часть II).

Переход права собственности на недвижимость к покупателю недвижимости по договору продажи подлежит государственной регистрации. В договоре продажи недвижимости должна быть предусмотрена цена этого имущества.

По договору продажи недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на недвижимость передается право на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.

Существенным условием договора продажи жилого дома, квартиры или их части, в которых проживают лица, сохраняющие в соответствии с законом право пользования этим жилым помещением после приобретения его покупателем, является перечень этих лиц с указанием их прав на пользование продаваемым жилым помещением.

Состав и стоимость продаваемого предприятия определяется в договоре продажи на основе полной инвентаризации предприятия.

До подписания договора продажи предприятия должны быть составлены и рассмотрены участниками сделки:

– заключение независимого аудитора о состоянии и стоимости предприятия;

– перечень всех долгов (обязательств), включаемых в состав предприятия, с указанием кредиторов, характера, размера и сроков их требований.

Кредиторы по обязательствам, включенным в состав продаваемого предприятия, должны быть до его передачи покупателю письменно уведомлены о его продаже или продавцом, или покупателем.

Это интересно:  Московская надбавка к пенсии в 2019 году: кому положена?

Порядок регистрации прав на недвижимость в РФ

Регистрация права собственности на недвижимое имущество -это юридический акт признания государством прав физического или юридического лица на объект недвижимости.

Собственность на недвижимое имущество — это наиболее полный комплекс прав на распоряжение, владение и пользование объектом недвижимости.

Распоряжение имуществом — в гражданском праве одно из правомочийсобственника, позволяющее ему по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать своё имущество в собственность другим лицам (продавать, менять, дарить и др.), передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог, распоряжаться им иным образом.

Распоряжением определяется юридическая судьба имущества, то есть либо прекращается, либо приостанавливается право собственности на него. Распоряжение имуществом, принадлежащим недееспособным лицам, осуществляется от их имени законными представителями с ограничениями, предусмотренными законом.( под контролем и с разрешения органов Опеки и попечительства)

Владение (фактическое обладание) — расположение вещи, затрудняющее пользование ею всеми людьми, кроме одного или нескольких лиц, называемых владельцами.

Пользование — одно из основных правомочий собственника. Заключается в праве потребления вещи в зависимости от её назначения.

Содержание статьи подробное:

Регистрация права собственности на недвижимое имущество

Прежде чем зарегистрировать права собственности необходимо:

  • зарегистрировать сам объект недвижимости, признать факт его физического существования, описать его характеристики и расположение на земельном участке — то есть осуществить кадастровый учет
  • установить права на объект недвижимости и описатьих в право устанавливающем документе
  • зарегистрировать права в государственной регистрационной службе — Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), которая подтвердить законное наличие права, внесет запись о праве в ЕГРН — Единый государственный реестр недвижимости и будет сохранять эти данные

Государственная регистрация прав собственности на недвижимое имущество

Государственную регистрацию прав собственности на недвижимое имущество в Российской Федерации осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии -РОСРЕЕСТР.

-первичную регистрацию прав на вновь образованные объекты недвижимости( дома, земельные участки, нежилые объекты) на основании кадастрового учета и по заявлению правообладателя, с приложением документов, подтверждающих права на земельный участок

-вторичную регистрацию прав, на основании заявления о регистрации права нового собственника и заявления о переходе праваот бывшего правообладателя. Обязательно к заявлению прикладывается документ:

  • выражающий условия сделки — договор отчуждения, кредитный договор, закладная
  • подтверждающий что права и законные интересы членов семь не нарушены — согласие супруга на продажу
  • разрешение органов Опеки и попечительства на продажу недвижимости несовершеннолетним и недееспособным
  • подтверждающий что право первоочередной покупки не нарушено, в случае отчуждения доли в праве общей долевой собственности или комнаты в коммунальной квартире

Регистрация перехода права собственности на недвижимое имущество

Регистрация перехода права к новому собственнику осуществляется Росреестром на основании заявления собственника или по решению суда.

Поэтому важно покупателю вместе с продавцом подать заявления в Росреестр одновременно.

Если договор отчуждения удостоверен нотариусом, для регистрации права собственности на на приобретателя достаточно только его заявления о регистрации права собственности.

Срок регистрации права собственности на недвижимое имущество

Сроки регистрации права собственности уменьшились с 02.01.2017 года и составляют:

  • одновременный кадастровый учет и регистрация права — 10 рабочих дней
  • регистрация права — 7 рабочих дней
  • регистрация права с одновременной регистрацией ипотеки — 5 рабочих дней
  • регистрация права на основании нотариального договора — 3 рабочих дня
  • при подаче заявления в электронном виде -не позднее следующего рабочего дня

При подаче документов на регистрацию права собственности через МФЦ плюс 3 рабочих дня

Госпошлина за регистрация права собственности на недвижимое имущество

Читайте специальную статью тут

Закон регистрации права собственности на недвижимое имущество

Закон 218-фз «О государственной регистрации недвижимости» вступил в силу с 02.01.2017

Новые правила государственной регистрации недвижимости

С 2017 года вступил в силу Федеральный закон N 218-ФЗ от 13 июля 2015 г. «О государственной регистрации недвижимости» (за исключением отдельных положений).

Данный закон пришел на смену Федеральному закону N 122-ФЗ от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и Федеральному закону N 221-ФЗ от 24 июля 2007 г. «О государственном кадастре недвижимости».

Главной особенностью данного правового акта и важнейшим изменением в сфере регистрации недвижимости является создание Единого реестра недвижимости, включающего сведения Государственного кадастра недвижимости (далее — ГКН) и единого государственного реестра прав (далее – ЕГРП).

Таким образом, с 2017 года объединились функции двух организаций:

кадастровой палаты, которая осуществляла постановку на государственный кадастровый учет объектов недвижимости (ГКН);

Росреестра, в полномочия которого входила регистрация прав, ограничений на них и обременений и ведение Единого государственного реестра прав (ЕГРП).

Теперь государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, а также ведение Единого государственного реестра недвижимости будет осуществлять единый орган.

Статья 3. п.1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

«Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее — орган регистрации прав)».

Введение единой учетно-регистрационной процедуры упрощает оформление документов на недвижимость, значительно сократив сроки оформления документов и, следовательно, экономит время заявителя.

Рассмотрим подробно наиболее существенные изменения, вносимые новым Законом.

Официальная регистрация машино-мест

В соответствии со статьей 8 части 4 Закона о государственной регистрации недвижимости изменился список объектов учета.

Так, в реестр недвижимости будут вносить сведения о едином недвижимом комплексе и предприятии как имущественном комплексе, машино-место и иные виды.

Возможность официально зарегистрировать в государственном реестре машино-место является приятным сюрпризом для автовладельцев, теперь места на подземных паркингах получат статус самостоятельных объектов недвижимости.

До вступления в силу нового закона площадки на парковках также активно продавали и покупали, но лишь как долю в праве общей долевой собственности, в основном, в гаражном кооперативе.

Срок одновременной регистрации прав и кадастрового учета

Разумеется, очень хотелось бы, чтобы вся процедура подготовки и выдачи документов по результатам постановки и регистрации прав укладывалась как можно в более короткие сроки.

Поэтому хорошей новостью явилось то, что с 2017 года эти сроки сокращены.

Позволило упростить процесс оформления документов одновременная государственная регистрация прав и государственный кадастровый учет.

Осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов не должно превышать 10 рабочих дней, начиная с даты приема органом регистрации прав соответствующего заявления.

Сроки постановки на государственный кадастровый учет

Новым законом также предусмотрены ситуации, когда государственная регистрация прав и кадастровый учет будет осуществляться отдельно.

Если вы обращаетесь в орган регистрации права, то для постановки недвижимости на учет отводится 5 рабочих дней.

Сроки регистрации права следующие:

7 рабочих дней — в общем случае.

5 рабочих дней — при наличии вступившего в законную силу судебного акта, установившего обязанность осуществить государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав.

3 рабочих дня — на основании нотариально удостоверенной сделки (если документы подаются в электронной форме — 1 рабочий день).

5 рабочих дней — в случае регистрации недвижимости по ипотеке жилых помещений (ранее — 15 дней).

Сокращение общего срока предоставления сведений

Сократятся сроки не только регистрации, сведения о недвижимости также будут предоставляться быстрее.

Теперь выписку из ЕГРН, можно будет получить в течение трех дней вместо пяти.

Сроки зависят от того, куда вы обратились.

Если вы подаете документы через многофункциональный центр,то процедура регистрации и выдачи документов увеличится на 2 дня.

Как мы видим, законодательно сроки уменьшились.

При этом хотелось бы, чтобы они соблюдались и на практике, так как одним из наиболее часто встречающихся нарушений со стороны соответствующих должностных лиц является нарушение времени подготовки документов кадастрового учета и регистрации прав (выписки из ЕГРН).

Куда обращаться для учета и регистрации объекта

Еще одни положительный момент — заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав при личном обращении в подразделение органа регистрации прав или многофункциональный центр представляются независимо от места нахождения объекта недвижимости .

Перечень подразделений органа регистрации прав и многофункциональных центров опубликован на официальном сайте Росреестра.

Согласно предыдущего законодательства, обратиться о кадастровом учете можно было только по месту расположения данного объекта в пределах кадастрового округа, а для регистрации прав — в пределах регистрационного округа.

Документы взамен свидетельства о регистрации права

С 15 июля 2016 года вместо привычного «Свидетельства о государственной регистрации права собственности» выдается выписка из Единого государственного реестра прав.

Статьей 2 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в статью 14 Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», согласно которым проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется выпиской из Единого государственного реестра прав.

С даты вступления в силу указанных изменений (с 15 июля 2016 г) свидетельство о государственной регистрации права собственности более не выдается.

Внесение сведений в Реестр, то есть государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество с 2017 года удостоверяются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).

Новый закон существенно отличается от прежнего структурой и объемом, поэтому наиболее подробно об особенностях осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав объектов учета недвижимости мы расскажем в последующих статьях.

Статья написана по материалам сайтов: rusjurist.ru, www.e-reading.club, studfiles.net, exspertrieltor.ru, rosreesstr.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector